Кс 11 и 14 чем отличаются. Порядок составления акта приемки объекта капитального строительства. Основания для составления

Из документов прилагаемых к ответу:Итак, для передачи объекта на баланс городу надо составить одну из форм: либо № КС-11, либо № КС-14 (если создается приемочная комиссия).Или вначале строительная компания регистрирует право собственности на себя, а затем по акту формы № ОС-1а передает его городу. Тогда форма № КС-11, по мнению автора, не нужна.Таким образом, вопрос о применении той или иной формы акта приемки законченного строительством объекта должен решить заказчик (инвестор) строительства. В зависимости от принятого им решения и будет оформлен соответствующий акт: либо по форме № КС-11 (если комиссия не создается), либо по форме № КС-14 (если объект принимается приемочной комиссией).Зачем в таком случае нужно оформлять еще и КС-11, если можно оформить один акт - КС-14?

Согласно Письму Федеральной службы государственной статистики от 31 мая 2005 г. N 01-02-9/381 для приема объекта в эксплуатацию применяются оба акта – КС-11 И КС-14. Основное отличие по форме данных документов (КС 11 и КС 14) связано с тем, что КС 11 составляет заказчик и исполнитель, а КС 14 - исполнитель и приемочная комиссия.

Вмести с этим с 2013 года использование унифицированных форм первичных документов не обязательно. Поэтому стороны вправе договориться о любом, достаточном для подтверждения, документообороте. Таким образом, Вы вправе установить в договоре, что для подтверждения работ используются КС-2, КС-3 и КС-14.

Обоснование

Из правовой базы
Письмо Росстата от 31.05.2005 № 01-02-9/381

О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации № КС-2, КС-3 и КС-11

Вопрос

Организация занимается строительством. Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Порядок заполнения унифицированных форм № КС-2 и КС-3 , утвержденных в случаях, когда стоимость работ, выполняемых подрядчиком, определена в твердых договорных ценах и расчет производится в пределах договорной цены.

2. Письмо Госстроя России от 09.07.93 № БЕ-19-11/13 "О временном положении по приемке законченных строительством объектов". Документ утратил силу. Каков в связи с этим порядок заполнения формы № КС-11 ?

3. Допускается ли заполнение форм № КС-2 , КС-3 , КС-11 в условных денежных единицах?

Федеральная служба государственной статистики разъясняет.

1. Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации № КС-2 и КС-3 .
В соответствии с указаниями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ форма № КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" , утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100 , применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" , утвержденная вышеуказанным постановлением.
Применение вышеуказанных унифицированных форм юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность в отраслях экономики, является обязательным.
Если по договору подряда стоимость поручаемых подрядчику строительных или ремонтных работ определяется согласованной в договоре фиксированной ценой и расчеты за выполненные работы и затраты производятся в пределах указанной твердой договорной цены, реквизиты, относящиеся к единичным расценкам, в форме № КС-2 не заполняются (гр.4 "Номер единичной расценки" и гр. 7 "Выполнено работ; цена за единицу, руб."), в них проставляется прочерк.
При этом все остальные графы, в том числе графа 3 "Наименование работ", графа 5 "Единица измерения" (наименование измерителя, например, кв.м, куб.м, т, шт. и т.п.), графа 6 "Выполнено работ; количество" (в соответствующих единицах измерения физического объема выполненных работ) и графа 8 "Выполнено работ; стоимость, руб." заполняются в установленном порядке. Одновременно сообщаем, что заполнение показателя количества в графе 6 в процентах не допускается.

2. Порядок применения унифицированной формы первичной учетной документации № КС-11 .
Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100 в составе альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве утверждены две формы актов приемки объектов в эксплуатацию: "Акт приемки законченного строительством объекта" (форма № КС-11) и "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией" (форма № КС-14) . Форма № КС-11 была разработана во исполнение Временного положения по приемке законченных строительством объектов, введенного письмом Госстроя России от 09.07.93 № БЕ-19-11/13, которое предусматривало приемку объектов на основании предоставления перечня специальной документации.
В связи с обновлением законодательства, действующего в данной области правоотношений, Временное положение отменено (письмо Госстроя России от 31.10.2001 № СК-5969/9). Порядок применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов изложен в . При этом унифицированная форма № КС-11 Госкомстатом России не отменялась.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем при заполнении формы после слов "руководствуясь Временным положением по приемке законченных строительством объектов" дописать "(отменено)" и дополнить реквизит ссылкой на действующие нормативные документы (территориальные строительные нормы, СНиП 10-01-94, 3.01.04-87 и пр., приведенные в письме Госстроя России от 05.11.2001 № ЛБ-6062/9), на основании которых, согласно установленному порядку, производится приемка объекта в эксплуатацию.

3. Заполнение унифицированных форм первичной учетной документации в условных денежных единицах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 № 835 "О первичных учетных документах" разработка и утверждение унифицированных форм первичной учетной документации возложены на Госкомстат России в целях реализации требований Федерального закона от 21.11.98 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" . Согласно Закону (п.1 ст.8) , "бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях", соответственно в унифицированных формах денежный измеритель (цена, стоимость и пр.) предусмотрен в рублях. Применение в утвержденных Госкомстатом России унифицированных формах первичной учетной документации условных денежных единиц является неправомерным.

Начальник Управления организации

Прежде напомним читателям, что правовые основы выполнения работ по договору строительного подряда регулируются гл. 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором цену.

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику . Согласно ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда .

Согласно положениям бухгалтерского законодательства каждая организация все осуществляемые ею хозяйственные операции обязана подтверждать первичными учетными документами. Это требование, установленное ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный Закон N 129-ФЗ), является обязательным для всех российских организаций.

К бухгалтерскому учету первичные документы принимаются в случае, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Таким образом, для подтверждения деятельности строительные организации обязаны применять унифицированные формы первичной учетной документации. Самостоятельно разработанные формы документов также могут применяться, но только в том случае, если организацией осуществляются операции, для отражения которых альбомами унифицированных форм формы документов не предусмотрены. Но и самостоятельно разработанные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету, если они содержат обязательные реквизиты, перечень которых предусмотрен ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) утвержден Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, содержащимся в приложении к указанному Постановлению, акт формы N КС-14 является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления его в состав основных средств всех форм собственности, включая государственную (федеральную). Акт применяется также для приемки ввода в эксплуатацию объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).

Приемочной комиссией формы N КС-14 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором подряда (контрактом).

Акт составляется в необходимом количестве экземпляров.

Перед составлением акта заказчиком и членами приемочной комиссии осуществляется приемка объекта. Приемка производится на основе результатов проведенных комиссией обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также на основании заключений органов надзора.

При оформлении акта указывается наименование организации, от имени которой составлен этот первичный документ, в обязательном порядке указываются номер акта, дата его составления. Если в организации разработана система кодирования информации, то в заголовочной части акта проставляются коды строительной организации, участка, объекта. Если же кодирование информации не предусмотрено, в этих графах следует сделать прочерки.

Заполнение п. 8 акта предусмотрено в двух вариантах - для всех объектов, кроме жилых домов, и для жилых домов. В зависимости от того, приемка какого именно объекта осуществляется приемочной комиссией, в акте следует оставить необходимый вариант.

Стоимость выполненных работ указывается в акте в фактически действующих ценах текущего года.

Акт подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, уполномоченным на это инвестором, соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика. Помимо названных лиц акт подписывается членами приемочной комиссии заказчика (застройщика) , в состав которой включаются представители:

Органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Органов экологического надзора;

Органов государственного пожарного надзора;

Органов государственного архитектурно-строительного надзора;

Генерального проектировщика;

Других заинтересованных органов и организаций.

Акт утверждается должностным лицом органа, назначившего приемочную комиссию.

Вся документация по приемке объекта впоследствии передается заказчиком пользователю объекта.

Исполнитель работ на основании акта формы N КС-14 представляет документы статистической отчетности о выполнении договорных обязательств. В статистическую отчетность введенный в действие объект включается в тот отчетный период, в котором зарегистрирован факт ввода объекта.

Факт ввода принятого комиссией объекта регистрируется заказчиком (пользователем) объекта в местных органах исполнительной власти в установленном этими органами порядке .

Особо следует обратить внимание на то, что первичные учетные документы могут приниматься к учету организациями лишь при условии заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных в унифицированной форме. Неполное или неправильное заполнение реквизитов может вызвать нарекания со стороны сотрудников налоговых органов. И хотя зачастую суды признают такие нарушения малозначительными, рекомендуем подходить к заполнению реквизитов первичных документов очень внимательно, так как наличие большого количества судебных разбирательств по этому вопросу свидетельствует о том, что такие претензии налоговых органов встречаются довольно часто.

Формы документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и в случаях необходимости могут быть изменены. Допускается внесение изменений в части расширения или сужения граф и строк, включения дополнительных строк, включая свободные.

Законченный строительством и принятый приемочной комиссией объект подлежит включению в состав основных средств организации и, соответственно, подлежит обложению налогом на имущество организаций.

Между организациями и налоговыми органами, осуществляющими проверки налогоплательщиков, возникает немало споров по поводу того, с какого именно момента объект должен быть отражен на счете 01 "Основные средства" - с даты подписания акта приемки выполненных работ по форме N КС-11, с даты подписания акта по форме N КС-14 или с даты подачи документов на государственную регистрацию объекта? Такие споры в большинстве случаев приходится решать в судебном порядке.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Организация обратилась в суд с кассационной жалобой на решение налоговой инспекции о доначислении налога на имущество организаций. По мнению заявителя, отражение в бухгалтерском учете организации здания в качестве объекта основного средства возможно только после подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 4 сентября 2006 г. N Ф08-3930/2006-1681А рассмотрел спор между налоговым органом и организацией. Как следует из материалов дела, согласно акту приема законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) в декабре 2004 г. здание принято в эксплуатацию. С января 2005 г. здание используется организацией. 29 апреля 2005 г. организацией подписан акт приема-передачи здания (сооружения) (форма N ОС-1а) и поданы документы на государственную регистрацию права собственности на здание.

Полагая, что обязанность по уплате налога на имущество возникает с момента подачи документов на государственную регистрацию, организация стала учитывать объект при исчислении налога на имущество с 29 апреля 2005 г.

Налоговая инспекция, проведя камеральную проверку, произвела доначисление организации налога на имущество. Суд, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, пришел к выводу о правомерности позиции налогового органа, мотивировав свое решение следующим.

Согласно п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с нормами Федерального закона N 129-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности. Следовательно, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий, и любое имущество, приобретаемое организацией, независимо от времени его регистрации, подлежит документальному учету на счетах бухгалтерского учета и должно быть учтено при исчислении налогов. Такое толкование следует также из разъяснения, данного Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 6 апреля 1999 г. N 7486/98.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств определяется следующими документами :

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н;

Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01);

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н).

Согласно п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, к основным средствам относятся, в частности, здания и сооружения.

В соответствии с п. п. 4, 5 ПБУ 6/01 к бухгалтерскому учету в качестве основных средств принимаются активы, в отношении которых одновременно выполняются следующие четыре условия :

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, для предоставления в аренду;

2) объект предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основные средства принимаются к учету по счету 01 "Основные средства", предназначенном для обобщения информации о наличии и движении основных средств Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Пунктом 38 Методических указаний N 91н установлено, что принятие основных средств к учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый инвентарный объект.

Надлежащими документами, свидетельствующими о вводе объекта в эксплуатацию и принятии его на учет в качестве основного средства, будут являться как акт формы N КС-14, так и акт формы N ОС-1а.

Судом указано, что из толкования данных норм следует, что бухгалтерским законодательством не установлено в качестве обязательного условия для отражения имущества в учете в качестве основного средства наличие государственной регистрации права собственности на введенное в эксплуатацию и фактически используемое налогоплательщиком в производственной деятельности недвижимое имущество.

Судом установлено, что спорное здание введено в эксплуатацию в декабре 2004 г. и с января 2005 г. фактически использовалось в предпринимательских целях. Поскольку появление объекта налогообложения налогом на имущество связано с учетом спорного недвижимого имущества на балансе организации в качестве основного средства, то обязанность учитывать стоимость имущества при исчислении налога возникла у организации в первом полугодии 2005 г., а не в момент подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект.

Ссылка заявителя на п. 52 Методических указаний N 91н не может быть принята во внимание, поскольку в этой норме регулируются положения о начислении амортизационных отчислений, когда еще не проведена государственная регистрация объекта, при том что оформлены первичные документы и ведется эксплуатация.

Доводы заявителя жалобы о том, что отражение в бухгалтерском учете здания в качестве объекта основного средства возможно только после подачи документов на государственную регистрацию права собственности, отклонены судом как необоснованные.

ФАС Московского округа рассматривалась кассационная жалоба налогового органа. По мнению инспекции, судам при определении даты ввода объектов в эксплуатацию и, соответственно, периода, в котором возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций, следовало руководствоваться актами приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11, так как они составлены ранее актов по форме N КС-14, аналогичных по своему значению и правовым последствиям.

Суд отклонил доводы налогового органа по следующим основаниям.

Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, что порождает обязанность организации исчислять и уплачивать этот налог согласно нормам гл. 30 НК РФ.

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" именно акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных средств всех форм собственности.

Вместе с тем, как указал суд, акт по форме N КС-11, исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в названном нормативном акте, основанием для зачисления объектов в состав основных средств не является.

Кроме того, Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" утверждена форма N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)" и указания по ее применению и заполнению. Согласно этим указаниям форма N ОС-1а применяется для включения в состав основных средств и учета ввода их в эксплуатацию в отношении тех объектов, которые являются зданиями и сооружениями, а форма N ОС-1 в отношении всех прочих объектов.

По мнению суда, доводы налоговой инспекции о том, что документом, подтверждающим ввод основных средств в эксплуатацию, является акт по форме КС-11, как равнозначный по правовым последствиям акту по форме N КС-14, не соответствует положениям приведенных выше нормативных актов.

Также судом по делу установлено, что начисление амортизации для целей налогообложения на стоимость объектов основных средств ранее подачи документов для государственной регистрации (то есть после подписания актов по форме N КС-14) не производилось, спорные объекты были приняты на учет в качестве основных средств с составлением актов по форме N ОС-1а после подписания актов по форме N КС-14.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев дело, счел, что судебными инстанциями был сделан правильный вывод о неправомерности начисления налоговым органом заявителю налога на имущество с даты подписания акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11.


По мнению заявителя, отражение в бухгалтерском учете организации здания в качестве объекта основного средства возможно только после подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 4 сентября 2006 г. N Ф08-3930/2006-1681А рассмотрел спор между налоговым органом и организацией. Как следует из материалов дела, согласно акту приема законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) в декабре 2004 г. здание принято в эксплуатацию. С января 2005 г. здание используется организацией. 29 апреля 2005 г. организацией подписан акт приема-передачи здания (сооружения) (форма N ОС-1а) и поданы документы на государственную регистрацию права собственности на здание.

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией

Законченный строительством и принятый приемочной комиссией объект подлежит включению в состав основных средств организации и, соответственно, подлежит обложению налогом на имущество организаций. Между организациями и налоговыми органами, осуществляющими проверки налогоплательщиков, возникает немало споров по поводу того, с какого именно момента объект должен быть отражен на счете 01 «Основные средства» — с даты подписания акта приемки выполненных работ по форме N КС-11, с даты подписания акта по форме N КС-14 или с даты подачи документов на государственную регистрацию объекта? Такие споры в большинстве случаев приходится решать в судебном порядке.


Приведем несколько примеров из судебной практики. Организация обратилась в суд с кассационной жалобой на решение налоговой инспекции о доначислении налога на имущество организаций.

Акт приемки законченного строительством объекта форма кс-14

При этом оформляется Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), который также утвержден Постановлением Госкомстата России N 71а. На основании этого акта инвестор зачисляет объект в состав основных средств.

AZ 2 12.04.2007, 09:55 интересует только бухгалтерский учет.Тогда ОС-1а, по-моему. MakZym 12.04.2007, 10:04 Спасибо за ответы, но я уже разобрался сам: До вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (с 01.01.04) КС-14 являлось основанием для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию у органов власти субъекта федерации, так как в ней расписывались органы надзора (пожарники, экологи и прочие).

После принятия ГрК РФ ст. 55 установлен порядок получения данного разрешения. При этом органы, ранее подписывающие КС-14, теперь выдают разрешения, т.е.
оформляют определенные документы. Данные документы и служат приложением к заявлению.

Основные отличия унифицированных форм № кс-11 и кс-14

Судом установлено, что спорное здание введено в эксплуатацию в декабре 2004 г. и с января 2005 г. фактически использовалось в предпринимательских целях. Поскольку появление объекта налогообложения налогом на имущество связано с учетом спорного недвижимого имущества на балансе организации в качестве основного средства, то обязанность учитывать стоимость имущества при исчислении налога возникла у организации в первом полугодии 2005 г., а не в момент подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект.
Ссылка заявителя на п. 52 Методических указаний N 91н не может быть принята во внимание, поскольку в этой норме регулируются положения о начислении амортизационных отчислений, когда еще не проведена государственная регистрация объекта, при том что оформлены первичные документы и ведется эксплуатация.

Бланкер.ру

Важно

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией. Форма КС-14 – документ первичного учета, служащий для освидетельствования факта приемки строительного объекта производственного, гражданского или жилищного назначения с целью его дальнейшей эксплуатации и зачисления в состав основных фондов.


Форма бланка унифицирована, утверждена Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. №100. Код формы по ОКУД 0322004. Акт приемки по форме КС-14 оформляется специально созданной приемочной комиссией и служит для дальнейшего расчета между исполнителем и заказчиком работ согласно договору подряда, заключенному между ними ранее.
Стоимость работ в акте отображается в ценах текущего периода.

Сюда ставится ссылка на номер приложения, которое содержит в себе полный перечень документации, являющейся неотъемлемой частью данного акта, иными словами имеет по отношению к нему доказательный вес. Графа 15. В эту строку вписываются какие-либо дополнительные условия, сопровождающие факт приемки построенного здания/сооружения.

Подписи сторон После того, как весь документ заполнен, приемочная комиссия должна вынести решение о том, что объект строительства выполнен в соответствии с проектом и отвечает всем требованиям по санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным правилам, нормам и государственным стандартам и готов к вводу в эксплуатацию.
Самостоятельно разработанные формы документов также могут применяться, но только в том случае, если организацией осуществляются операции, для отражения которых альбомами унифицированных форм формы документов не предусмотрены. Но и самостоятельно разработанные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету, если они содержат обязательные реквизиты, перечень которых предусмотрен ст.


9 Федерального закона N 129-ФЗ. Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) утвержден Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Форма КС-14 – стандартный унифицированный акт, который фиксирует то, что какой-либо объект строительства полностью завершен и готов к эксплуатации. Он несколько напоминает КС-11, но при этом имеет одну отличительную особенность: при составлении акта КС-11, как правило, указываются заказчик и исполнитель, а при заполнении КС-14 вписывается еще и приемочная комиссия, в которую входят представители надзорных органов. При оформлении бланка КС-14 учитывается соответствие вводимого в действие объекта застройки не только проекту, но и строительным нормам, как работают вводимые в эксплуатацию коммуникации и т.д. На основе именно этого документа контролирующие государственные структуры решают можно ли давать разрешение на ввод данного строительного объекта в действие.
Основные положения» (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84). В них установлена поэтапная схема приемки и ввода в эксплуатацию готовых объектов.

Внимание

При этом можно выделить два этапа.На первом этапе участвуют только две стороны договора строительного подряда — заказчик и генподрядчик (подрядчик). Правда, если функции заказчика и подрядчика выполняются одной организацией, то состав комиссии при приемке объекта определяет инвестор.


Стороны подписывают Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а. Этот акт свидетельствует о полной готовности объекта в соответствии с утвержденным проектом и договором подряда.На втором этапе вступает в действие приемочная комиссия, а также контролирующие и управляющие органы, которым заказчик и генподрядчик (подрядчик) сдают объект.
В акте КС-11 оценивается лишь соответствие готового объекта проектным данным: проверяется наличие и расположение перегородок/перекрытий, их размеры и прочее. Основные отличия по содержанию Акт КС-11 является своего рода приемо-сдаточным документом, подписываемым исполнителем и заказчиком подрядных работ при завершении строительства. А вот КС-14 является одним из основных документов при оформлении разрешения на выдачу компетентными органами решения о вводе объекта недвижимости в действие (подп. 4 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса России). Оба акта – и КС-11, и КС-14 – являются основанием для принятия объекта к учету и отражения задолженности перед исполнителем (на их основании делается проводка Дт 08 Кт 60). При этом КС-11 подтверждает факт окончательной приемки заказчиком выполненных подрядных работ по договору.

Скачать бланк акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией КС-14 Заполнение первой страницы формы КС-14 Семь первых полей акта заполняются так: Номер пункта Пояснения по заполнению 1 Информация, касающаяся полного названия объекта, на котором осуществлял строительные мероприятия подрядный субъект, с обозначением подробного адреса расположения. 2 Сведения о государственной структуре, которой выдана разрешительная документация на осуществление работ, связанных со строительством. 3 Перечень сведений, касающихся компаний-субподрядчиков, непосредственно принимавших участие в процессе строительства конкретного сооружения. В случае отсутствия таковых, соответствующая строка заполнению не подлежит.

Акт приемки законченного строительством объекта. Форма КС-11 – документ, служащий для подтверждения факта приемки строительного объекта жилищного, гражданского или производственного назначения в результате их полной готовности согласно ранее утвержденному проекту, договору подряда. Бланк имеет унифицированную форму, утвержденную Постановлением Госкомстата России №100 с кодом по ОКУД 0322003.

Акт по форме КС-11 служит основанием для последующего осуществления расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, оговоренные сторонами в договоре подряда. Основой для приемки строительного объекта являются его обследования, контрольные измерения и испытания, проверки, а также документы подрядчика, подтверждающие соответствие принимаемого объекта утвержденному ранее проекту, нормам, стандартам, правилам и заключениям органов надзора.

Форма КС-11 отображает следующую информацию:

Регистрационный номер и дата составления акта;
полное наименование заказчика работ, их исполнителя, а также строительного объекта;
адрес строительного объекта, на котором есть фактически оконченные работы, подлежащие приемке;
наименование организации, выдавшей разрешение на возведение объекта;
перечень сторон, принимавших участие в строительстве, а также выполнявших проектно-сметную документацию;
наименование организаций, выдавших исходные данные для проектирования, а также наименование органа, который утвердил проектно-сметную документацию;
сроки выполнения работ;
характеристики объекта строительства и его стоимость.

Акт приемки законченного строительством объекта подписывается лицами, ответственными за приемку строительно-монтажных работ, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Если заказчик одновременно является и исполнителем работ, то ответственные лица за приемку назначаются инвестором. К акту могут быть приложены иные документы, утвержденные действующим законодательством, утверждающие факт приемки завершенного строительством объекта. Данные, отображенные в документе, также служат для составления статистической отчетности о выполненных обязательствах. Количество экземпляров, в котором составляется документ, соответствует количеству заинтересованных в его получении сторон.

Несмотря на то, что федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменил необходимость применения в ряде случаев унифицированных форм, сдача-приемка законченного объекта строительства до сих пор осуществляется с помощью актов, утвержденных Госкомстатом РФ.

Эти акты удобны всем сторонам сделки, а потому не выходят из делового и бухгалтерского оборота.

Все строительные работы подчиняются нормам гражданского законодательства РФ, в частности, его главе 37, параграфу о строительном подряде.

На основе ст.743 ГК РФ первоначально на объект оформляется:

Техническая документация, в которой определяется объем и характер строительных работ;
смета, в которой высчитывается стоимость всех работ.

Сдача заказчику объекта, по которому закончены все работы, производится в соответствии с нормами ст.753 ГК РФ:

Приемка заказчиком выполненных работ оформляется актом, какой подписывается обеими сторонами;
если одна из сторон не считает необходимым подписывать акт в силу выявленных дефектов или по иным причинам, в акте должна быть сделана отметка об отказе подписания;
признать такой односторонне подписанный акт недействительным можно только в судебном порядке и при условии, что мотивы отказа от заверения акта обоснованны.

Форма данного акта в Гражданском Кодексе РФ не предусмотрена.

Поэтому на практике используются старые формы, которые до 2012 года признавались унифицированными:

Акт формы КС - 11;
или акт формы КС - 14 – используется для объектов, при сдаче-приемке которых требуется присутствие комиссии.

Оба акта утверждены Госкомстатом РФ в Постановлении №71-а. Применение указанных форм, которое стало не обязательным из-за вступления в силу закона о бухучете №402-ФЗ, теперь должно быть оговорено непосредственно в заключаемом договоре.

Стоит отметить, что акт о приемке объекта, по которому закончено строительство, должен подписываться заказчиком только после того, как он провел необходимые обследования, контрольные испытания и иные проверки.

К акту о сдаче-приемке работ должны быть приложены документы, которые подтверждают готовность сдаваемого объекта к эксплуатации, в частности:

Документы на промежуточный прием основных конструкций;
акты о проведении различных испытательных работ;
подтверждения освидетельствования скрытых работ;
геодезические съемки;
документы по лабораторному контролю, и иные.

Состав сопровождающей сдачу-приемку объекта документации регламентируется распорядительными нормативными актами субъектов РФ.

Данный документ является основополагающим в процессе приемки и сдачи завершенного строительства. Его обязательное оформление оговорено в Гражданском Кодексе РФ в статье 753.

С помощью этого документа:

Происходит подтверждение факта приема-сдачи объекта;
подтверждается отсутствия претензий со стороны заказчика к объекту;
обосновываются понесенные заказчиком расходы на строительство объекта;
осуществляется постановка объекта на учет заказчика.

Исходя из последних двух утверждений, акт приемки завершенного строительства имеет большое значение для целей бухгалтерского и налогового учетов:

На основании статьи 9 закона №402-ФЗ у каждой хозяйственной операции должно быть подтверждение в виде первичного документа, который обеспечивает возможность отражения данной операции в бухучете;
расходы на основании налоговой статьи 252 должны быть обязательно документально подтверждены, чтобы их признали в налоговом учете. В частности, в ст.272 (п.2) НК РФ датой признания материальных издержек предприятия считается день подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Таким образом, без акта завершенное строительство не считается признанным и принятым.

Прежде всего, стоит напомнить, что поскольку указанные формы не являются теперь обязательными, их применение для конкретных объектов должно быть оговорено в договоре строительного подряда. Но какую из форм следует применять?

Госкомстат РФ в своем Постановлении №71-а утвердил два практически идентичных документа – КС-11 и КС-14, – которые используются для принятия полностью завершенного строительства.

Однако у данных документов есть существенные различия, которые определяют их сферу и порядок применения:

При оформлении акта КС-14 одной из сторон, которая участвует в приемке объекта, является приемочная комиссия. Эту комиссию формирует заказчик или инвестор. А вот при оформлении акта КС-11 участвуют только две стороны – подрядчик (исполнитель) и заказчик (инвестор);
форма КС-14 служит не только для приемки объекта, но и для признания его основным средством и для его ввода в эксплуатацию. Акт КС-11 служит лишь подтверждением приемки объекта при его полной готовности и используется потом при оформлении документов на введение в эксплуатацию объекта и при его включении в состав основных фондов;
КС-14 используется при приемке объектов, которые были возведены, в том числе и за счет средств льготного кредитования;
с помощью КС-14 отражается информация о работе всех коммуникаций на объекте, о соответствии введенного в эксплуатацию объекта и проекту, и строительным и иным нормам. В акте КС-11 отражается соответствие готового объекта утвержденным проектным данным;
если КС-11 свидетельствует о принятии объекта путем подписания акта исполнителем и заказчиком, то КС-14 служит подтверждением принятия объекта только после вынесения соответствующего решения приемочной комиссией. Это решение выносится в самом акте КС-14, который подписывается только комиссией.

Акт КС-14 составляется тогда, когда действующим законодательством (ст.753, ГК РФ) прием объекта возможен только при наличии соответствующей комиссии, состоящей из представителей следующих надзорных органов:

Санитарно-эпидемиологического;
экологического;
пожарного;
архитектурно-строительного;
и иных заинтересованных структур.

Во всех остальных случаях используется форма КС 11.

Акты оформляются по той форме, которая утверждена сторонами в договоре.

И для этого, как правило, используются именно формы КС-14 либо КС-11, которые утверждены в Постановлении Госкомстата РФ №71а. Эти акты составляются не на отдельные этапы стройки, а на приемку законченного объекта.

Составляются акты на бумажном носителе и в том количестве экземпляров, которое отвечает числу участвующих в сделке сторон или иным условиям (обычно не менее 2-х экз.).

Подписание документов производится:

Акты КС-11 - представителем генерального подрядчика (т.е. исполнителя работ) и представителем заказчика или иным лицом, которого уполномочил на это инвестор (заказчик);
акты КС-14 – дополнительно членами комиссии, которая участвовала в приемке объекта.

Оформление актов осуществляется:

КС-11 – заказчиком. Он оформляет приемку по результатам проведенных им проверок, испытаний, и т.д., и на основании заключений надзорных органов (пожарный надзор, экологический и т.д.);
КС-14 – заказчиком и членами комиссии. Документ составляется по результатам проведенных указанными лицами проверок, обследований и т.д., и на основе заключений, данных органами надзора.

Введение в эксплуатацию построенного объекта, который принят заказчиком, регистрируется заказчиком (т.е. пользователем данного объекта) в органах местной исполнительной власти и в том порядке, какой ими установлен для подобных случаев.

Акты служат основанием для расчетов с исполнителем работ.

Прежде всего, стоит отметить, что официальных разъяснений по поводу заполнения актов формы КС нет.

Но на практике при их заполнении учитывается следующее:

В графе «Организация» прописывается название заказчика и его ОКПО;
в п.3 шапки актов «В строительстве принимали участие» указываются все субподрядные организации – их наименования, юридические адреса, банковские реквизиты и виды выполненных ими работ. Перечень выполненных работ ставится обычно вначале, а реквизиты и название их исполнителя потом и рядом. В случае если таковых «помощников» не было, в графе проставляется прочерк;
если есть приложения к актам, то их номера указываются в п.9 и в п.10;
если выполнялись работы по благоустройству (озеленение, обустройство дорог, и т.д.), они указываются в п. 11 форм. Если таковые работы не производились, в таблице ставятся прочерки;
в п.12 указывается стоимость работ по утвержденной смете. Причем, все цифры здесь указываются прописью, кроме копеек;
в п.13 актов «Стоимость принимаемых основных фондов» указывается фактическая оценка объекта, которая отражается на счете 08, включая и вознаграждение подрядчика. Все цифровые значения ставятся прописью.

Акты формы КС 11 и 14 предназначены для окончательного приема объекта. Они не заполняются при поэтапной сдаче работ. Объект, завершенный строительством, считается принятым, если подписаны именно эти акты (не конкретно такой формы).

Кроме того, они являются основанием для:

Оформления ввода в эксплуатацию объекта (ст. 55, Градостроительный кодекс РФ);
принятия в налоговом учете расходов (ст. 252, НК РФ);
отражения хозяйственной операции (ст.9, закон №402-ФЗ);
принятия основного средства на учет (Госкомстат РФ, Постановление №71а).

Что касается таких документов, как КС-2 и КС-3, то они оформляются на поэтапную сдачу работ, если такая сдача предусмотрена в подрядном договоре. Кроме того, указанные формы используются и тогда, когда при возведении объекта на отдельные виды работ привлекаются субподрядчики. И без этих промежуточных форм также нельзя признать расходы в учете и подтвердить фактическую стоимость принимаемого объекта, по которому завершено строительство.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...