Народный комиссариат иностранных дел ссср. Народный комиссариат по иностранным делам Нарком иностранных дел 1918

2. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (1923-1940 гг.)

Наркоминдел СССР

НКИД СССР

Был реорганизован из НКИД РСФСР 6 июля 1923 г. На IV сессии ЦИК СССР было утверждено Положение о НКИД СССР, заменившее прежнее Положение о НКИД союзных республик (12 ноября 1923 г.) (см. Вестник ЦИК, СНК и СТО.- 1923-1924. - № 10.-С, 299).

Центральный аппарат НКИД СССР (1923-1940 гг.)

1. Нарком (народный комиссар).

2. Два-три заместителя наркома.

3. Коллегия наркомата (10 чел., не более) (коллегия существовала до 1934 г., в 1934-1938 гг. была упразднена, в 1938 г. - возобновлена).

4. Секретариат.


Региональные отделы НКИД (по странам):

а) 1-й Западный отдел (Прибалтика, Скандинавия, Польша);

б) 2-й Западный отдел (Центральная Европа, Балканы);

в) 3-й Западный отдел (США, Англия, Франция, Бельгия, Италия, Испания и все испаноязычные страны Южной Америки);

г) 1-й Восточный отдел (Ближний и Средний Восток, Турция, Иран, Афганистан, Йемен, Неджд и др.);

д) 2-й Восточный отдел (Дальний Восток - Китай, Япония и др.).


Отделы по отраслям деятельности:

а) Отдел печати;

б) Правовой отдел;

в) Консульский отдел;

г) Протокольный отдел;

д) Экономическая часть (вопросы экономических отношений).


Административно-хозяйственные отделы:

а) Отдел кадров;

б) Финансовый отдел;

в) Хозяйственный отдел (АХО);

г) Отдел по учету государственных имуществ;

д) Учебный отдел;

е) Литиздат НКИД. Существовал фактически с 1923 по 1934 г. Устав Литиздата НКИД был утвержден 18 мая 1927 г.


Реорганизация НКИД РСФСР в НКИД СССР состояла не только в перестройке и расширении центрального аппарата в Москве, но и в том, что НКИД СССР с 6 июля 1923 г. брал в свое ведение руководство теми сношениями с зарубежными странами, с которыми устанавливали дипотношения союзные республики помимо РСФСР и с которыми эти республики вели дела до своего вступления в Союз ССР.

Так, УССР имела отношения с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Чехословакией, Турцией; БССР - с Польшей, Германией; ЗСФСР - с Германией, Турцией; Грузия - с Чехословакией.

Тем самым СССР еще до «эры признания» вступил в отношения с Германией, Польшей, Турцией, Чехословакией, Австрией, Италией, Ираном.

В 20-30-х гг., накануне второй мировой войны, НКИД СССР в основном сохранял вышеуказанную структуру, но в его крупных подразделениях - отделах - началось разукрупнение в связи с ростом объема работы, происходившим вслед за полосой признания СССР в 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения с 10 государствами, с теми, с которыми непосредственно граничил: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией, Афганистаном, а из непограничных стран - с одной лишь Германией. За 1924 г. были установлены отношения с 12 государствами: Англией, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Данией, Грецией, Францией в Европе, а из азиатских - с Китаем, Японией, Хиджазом (Аравией) и в Америке - с Мексикой.

Первая реорганизация структуры центрального аппарата НКИД была предпринята в 1925 г. Она учитывала происшедшие изменения и шла по линии количественного увеличения подразделений центрального аппарата путем механического преобразования ряда подотделов в самостоятельные отделы. Так, например, подотдел Скандинавских стран в составе 1-го Западного отдела НКИД был преобразован в самостоятельный отдел Скандинавских стран, а подотдел стран-лимитрофов был «поднят» до ранга Отдела Прибалтийских стран. Аналогичные перемены происходили и в других крупных отделах.

Такое положение, т. е. новое структурное деление НКИД, сформированное в 1925 г., сохранялось до 1934 г. неизменным.

В годы мирового экономического кризиса обнаружились некоторые новые сдвиги в международных отношениях: увеличилось число стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения, произошла перегруппировка стран на международной арене, изменилось соотношение сил между отдельными группами стран, сложилась иная расстановка сил в капиталистическом мире. Все эти перемены были учтены при корректировке соотношения между отделами НКИД и отчасти нашли отражение в изменении личного состава и даже в смене названия некоторых отделов, но основа структуры НКИД, заложенная в 1925 г., оставалась незыблемой. Более явной, более видимой стала лишь ориентация на Европейские отделы как на основное поле деятельности советской дипломатии, что объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что главный узел напряженности находился в Европе в связи с созданием фашистской Германии и ростом внешнеполитической активности фашистских государств, и, во-вторых, тем, что США и находившиеся в орбите американской политики страны Северной и Южной Америки фактически устранялись от участия в международной жизни Европы (изоляционизм) и одновременно продолжали занимать враждебную позицию в отношении СССР: к 1933 г. лишь одни США из числа крупных капиталистических держав продолжали отказываться от признания СССР и от установления с нашей страной нормальных дипломатических отношений. Такое признание последовало 16ноября 1933 г., и это вызвало необходимость создания в Центральном аппарате НКИД особого Североамериканского отдела.

За этими частными исключениями структура НКИД вплоть до второй мировой войны не подвергалась серьезным изменениям.

Реорганизации НКИД были предприняты трижды в течение второй мировой войны в связи созначительными изменениями в международной обстановке: в 1939 г., в 1941 г. и в 1944 г. Суть этих реорганизаций состояла в переформировании Европейских отделов таким образом, чтобы они в каждый конкретный исторический момент отвечали по своему составу стран той реальности, которая складывалась на политической карте Европы. Последняя реорганизация 1944 г. учитывала те изменения на мировой арене, которые вытекали из разгрома гитлеровской Германии и из договоренностей СССР с союзниками по антифашистской коалиции. Учитывалось изменение роли малых стран в Европе, их региональное тяготение, что повлекло увеличение числа Европейских отделов.

Послевоенная организация Германии, предстоящее создание ООН, выход на международную арену национально-освободительных движений - все это нашло отражение в структуре МИД, который пришел на смену НКИД в 1946 г. и подготовка к реорганизации которого была начата в 1944 г. Одновременно 1 февраля 1944 г. был принят закон СССР о праве союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, В связи с этим в республиках были образованы национальные министерства иностранных дел, правда, носившие первое время несколько формальный характер. В первую очередь собственные МИД обрели Украина и Белоруссия, являвшиеся членами ООН, а также республики Закавказья - Грузия, Армения и Азербайджан.

В 1953 г. в МИД произошли новые изменения. Прежде всего началось укрупнение Европейских отделов, их общее число сократилось, и Европа как регион вообще с этих пор стала составлять более скромную часть внешнеполитических проблем МИД СССР. Новым моментом в структуре МИД стало расширение подразделений, занимающихся проблемами Америки (Северной и Южной), Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки (особенно с 1960 г.) и Дальнего Востока, а также возникновение проблемных оперативных отделов.

Результатом всего этого процесса стала новая структура МИД СССР, сложившаяся к 1955 г. и окончательно утвердившаяся после XX съезда КПСС. Она целиком отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало к 1956 г. Именно эта структура МИД сохранялась практически без существенных изменений в течение 30 лет - до 1986 г.

15 сентября г. Ходжсон передал Народному Комиссару по Иностранным Делам отпечатанный в форме ноты от Британ­ского Министра Иностранных Дел пространный документ без адреса и без подписи, датированный 7 сентября, который, по объяснению г. Ходжсона, не предназначался для опублико­вания, но получил, между тем, широкую огласку и послужил предметом обсуждения в печати.

Народному Комиссару по Иностранным Делам доста­точно было бросить беглый взгляд на полученный документ, чтобы заявить г. Ходжсону, что заключающиеся в нем обви­нения или лишены всякого основания, или основаны на лож­ных сведениях и подложных документах. Однако Народный Комиссариат по Иностранным Делам не счел нужным следо­вать примеру, преподанному Министерством Иностранных Дел Великобритании, слишком поспешно возвращающим ноты, заключающие, по его мнению, с первого взгляда ни на чем не основанные обвинения, и, стремясь к устранению вся­ких поводов к недоразумениям между Российским и Британ­ским Правительствами, с величайшей тщательностью рассмо­трел все предъявленные ему обвинения и все факты, которые могли стать почвой для означенных обвинений.

Обвиняя Российское Правительство в нарушении обяза­тельств, принятых им на себя на основании Англо-Русского соглашения от 16 марта *, английская нота ссылается на дея­тельность Российского Правительства и его представителей в странах Востока, якобы направленную против интересов Англии. Обосновывая свои обвинения, нота припутывает к делу III Коммунистический Интернационал, цитируя не­сколько докладов, якобы сделанных его «Центральному Ко­митету» членами и должностными лицами Российского Пра­вительства, как, например, гг. Сталиным, Элиава, Караханом и Нуортева, а также приведя цитату из речи, якобы произне­сенной 8 июня г. Лениным на съезде III Интернационала. Действительно, приведенные цитаты из докладов и речей образуют фон для остальных обвинений и должны служить доказательством того, что сознательно проводимая Россий­ским Правительством политика заключается в стремлении подорвать влияние Британского Правительства на Востоке и возбудить революционное движение в колониях и в зависи­мых от Великобритании странах и что русские представи­тели в своей деятельности лишь осуществляют эту политику III Интернационала, который, как утверждает нота, якобы тождествен с Российским Правительством.

Российское Правительство желает воспользоваться этим случаем, чтобы снова подчеркнуть, как оно это делало много­кратно раньше, что самый факт избрания III Интернациона­лом, по вполне понятным причинам, местопребыванием своего Исполнительного Комитета России как единственной страны, предоставляющей полную свободу распространению комму­нистических идей и личную свободу коммунистам, а также тот факт, что некоторые члены Российского Правительства как отдельные лица принадлежат к Исполнительному Коми­тету, дает для отождествления III Интернационала с Рос­сийским Правительством не больше оснований, чем отождест­вление с бельгийским и Британским Правительством II Ин­тернационала, постоянно пребывающего в Брюсселе и имею­щего в числе членов своего Исполнительного Комитета бельгийского министра г. Вандервельде и члена Британского Кабинета Министров г. Гендерсона. Кроме того, Исполнитель­ный Комитет III Интернационала состоит из 31 члена, из которых только 5 русских, причем трое из этих последних не принадлежат к составу Российского Правительства.

Однако Российское Правительство в состоянии не только формально отвергнуть обвинения, основанные на отождествлении ого с III Интернационалом, но также опровергнуть эти обвинения и по существу. Так, например, г. Сталин, ко­торый, согласно английской ноте, якобы делал различные доклады «Центральному Комитету» от имени «Восточного отдела III Интернационала» в июне 1921 г. по вопросам этого отдела, никогда не имел никакого отношения ни к III Интернационалу, ни к какому-либо из его отделов и поэтому не имел случая делать приписываемых ему докладов и никогда их не делал. Действительно, Восточный отдел пре­кратил свое существование с осени 1920 г. Точно так же ложна цитата, приписываемая г. Элиаве, который также ни­когда не работал для III Интернационала или в связи с ним и никогда не представлял никаких докладов «Центральному Комитету». Также и г. Карахан никогда не делал никаких до­кладов «О положении на Ближнем Востоке» или по другим каким-либо вопросам. Еще менее основательна ссылка на до­клад, сделанный будто бы 20 июня г. Нуортева, которого английская нота титулует «заведующим Отделом пропаганды при III Интернационале». Г-н Нуортева также никогда не выполнял каких бы то ни было функций для III Интерна­ционала, и в то время не существовало никакого «Отдела пропаганды». Более того, г. Нуортева не мог делать означен­ного доклада или каких-либо иных подобных докладов в июне 1921 г. по той простой причине, что он с марта месяца нахо­дится в тюрьме. Что касается речи, приписываемой г. Ленину, якобы произнесенной 8 июня на съезде III Интернационала, то Британское Правительство, если бы оно пожелало ознако­миться с московскими газетами, в которых печатались еже­дневно отчеты о заседаниях съезда, могло бы убедиться, что г. Ленин 8 июня не произносил речи и что в немногих произ­несенных им в разное время речах приписываемые ему фразы совершенно отсутствовали, так как они не имели никакого отношения к предмету его речей.

Совершенно ясно, что все доклады, речи и заявления, пере­численные в английской ноте, вымышлены, сфабрикованы и подделаны для какой-то цели. Они появились несколько вре­мени тому назад в различных контрреволюционных русских газетах, которые также приводили множество других доку­ментов, циркуляров и писем, якобы исходящих от III Интер­национала, различных советских учреждений или гг. Ленина, Троцкого, Чичерина, Литвинова, Преображенского или дру­гих русских, имеющих отношение к Советскому Правитель­ству. Стараясь проследить происхождение этих подложных документов, вплоть до самых источников их, Российское Пра­вительство обнаружило «Бюллетень», издававшийся в Гер­мании под названием «Ост-Информацион» анонимной груп­пой сыщиков и доставлявшийся, главным образом, контрре­волюционным газетам и тайным агентам различных правительств, которые стремятся получить секретные документы, касающиеся Советской России. Несмотря на отметку «весьма секретно», бюллетень не только не скрывает, а прямо печа­тает адрес типографии (А. Винсар, Вильгельмштрассе, 11, Берлин, S. W. 48), и в одном из номеров указаны название и адрес его банка (Вестерхаген и К 0 , Потсдамерштрассе, 127, Берлин; приложение I)*, куда надлежит направлять подпис­ные деньги. Г-ну Ходжсону были показаны в Комиссариате по Иностранным Делам подлинные номера этого бюллетеня, при этом к настоящей ноте прилагаются фотографические снимки с некоторых страниц бюллетеня. Именно в этом са­мом бюллетене публикуется большинство подложных сенса­ционных документов, как-то: инструкции, циркуляры, част­ные письма, признания и т. д. советских вождей. Вероятно, из этого источника была почерпнута ложная информация о Со­ветской России и о советских лидерах, появившаяся в офи­циальном докладе Парламентского комитета, возглавляемого лордом Эммоттом. Особенно заслуживает сожаления то об­стоятельство, что такие вымышленные доклады и речи нашли себе место в официальной ноте Британского Министерства Иностранных Дел в качестве основы для обвинений против Правительства дружественной страны. Совершенно очевидно, что не простым совпадением является тот факт, что большин­ство апокрифических докладов и речей Сталина, Элиавы, Нуортевы, Карахана и Ленина напечатаны в бюллетене гер­манских сыщиков практически в тех выражениях, в каких они цитируются в британской ноте, как, например, доклады, приписываемые Элиаве (приложение II), Нуортеве, Карахану (приложение III), или речь, якобы произнесенная Лениным (приложение IV).

Советское Правительство ясно сознает, что Британское Министерство Иностранных Дел введено в заблуждение шай­кой профессиональных фальсификаторов и мошенников и что если бы оно знало, из каких сомнительных источников в дей­ствительности исходят его сведения, то нота от 7 сентября никогда не была бы написана.

Российское Правительство еще не имело возможности об­наружить источник столь же ложной информации Британ­ского Правительства относительно остальных обвинений, которые упомянуты в ноте от 7 сентября под заголовком «Ин­дия», «Персия», «Туркестан», «Ангора» и «Афганистан» и ко­торые также в значительной степени базируются на выше­указанных несуществующих докладах и речах. Но оно желает самым категорическим образом заявить, что с мо­мента заключения Англо-Русского соглашения оно не имело сношений, ни прямых, ни косвенных, с г. Чаттопадхайя или с какими-нибудь другими революционерами Индии; что не су­ществует никакой пропагандистской школы в Ташкенте в целях подготовки эмиссаров для Индии; что оно никогда не имело никаких отношений с д-ром Гафизом и ничего не знает о его заводе бездымного пороха. Однако верно то, что один индус, который предложил Советскому Правительству орга­низовать торговлю оружием в Кабуле, был арестован как агент-провокатор и все еще содержится в тюрьме. Советское Правительство совершенно определенно слагает с себя вся­кую ответственность за действия в Кабуле Джемаля-паши, ко­торому никакого содействия оказано не было. Переход рус­ской границы по дороге в Афганистан уроженцами Индии или лицами, принадлежащими к другой национальности, яв­ляется не большим нарушением Англо-Русского договора, чем гостеприимство и свобода передвижения, которые предо­ставлены в Англии значительному числу контрреволюцион­ных заговорщиков.

Далее Советское Правительство желало бы отметить, что содержащееся в британской ноте заявление, будто бы оно пыталось воспрепятствовать соглашению ангорского прави­тельства с Британским Правительством, лишено всякого осно­вания, так же как и утверждение, что Советским Правитель­ством будто бы сконцентрированы значительные силы на гра­ницах Анатолии. Это обвинение тем более лишено основания, что Народный Комиссариат по Иностранным Делам еще совсем недавно оказал существенное содействие встрече бри­танского официального агента с турецким послом в Москве, предоставив им возможность обсудить имеющиеся между их правительствами разногласия.

Если бы Британское Министерство Иностранных Дел рас­полагало более точной информацией и имело бы в руках по­длинные русские документы, оно узнало бы о строгих ин­струкциях, данных после заключения Англо-Русского согла­шения Российским Правительством его представителям на Востоке**, которыми последним предписывалось воздержи­ваться от всякой антибританской пропаганды и сообразовать свою деятельность с новыми отношениями, создавшимися ме­жду Российским и Британским Правительствами после под­писания Соглашения. Российское Правительство не имеет оснований полагать, что его представители действуют не в со­ответствии с инструкциями и что они не ограничиваются лишь защитой российских интересов, не нарушая интересов Велико­британии. Верное своему принципу права всех народов на самоопределение, Советское Правительство и его представи­тели с величайшим уважением относятся к независимости государств Востока, отказавшись от всех преимуществ и усту­пок, силою вынужденных у них царским правительством, и оказывая даже небольшую материальную и денежную по­мощь, исправляя тем самым несправедливости, причиненные им дореволюционной Россией. Российскому Правительству непонятно, каким образом помощь, оказанная Афганистану совершенно открыто, на основании Договора, о котором Бри­танское Правительство было оповещено г-ном Красиным, мо­жет истолковываться как недружелюбный по отношению к Великобритании акт. Обвинения, выдвинутые в этом случае Британским Правительством, либо неопределенны и несу­щественны, или же опираются на совершенно вымышленные факты, как, например, сообщение об образовании г-ном Ротштейном революционного комитета в Тегеране или о его по­пытках добиться отставки афганских представителей, кото­рые, в действительности, им высоко ценятся и пользуются его личной дружбой.

Можно допустить, что в некоторых случаях представители Российского Правительства могли бессознательно нарушить британские интересы, не зная в точности, в чем они заклю­чаются. Следует вспомнить, что во время переговоров об Англо-Русском соглашении именно Российское Правитель­ство не раз требовало полного обсуждения данных вопросов и точного определения взаимных обязательств и что оно это делало с единственной целью, как это было указано во всех его нотах, устранить на будущее время любые недоразуме­ния, вытекающие из неопределенности их обязательств, и что именно Британское Правительство настаивало на заключении соглашения путем обмена радиотелеграммами и на сведении взаимных обязательств до неопределенной формулы. Тем не менее, Российское Правительство сделало все, что было в его силах, для точного выполнения всех принятых им на себя обя­зательств и стремилось избегать всяких поводов к трениям и недоразумениям; но оно, конечно, не могло помешать зло­умышленникам подделать документы и вводить таким обра­зом в заблуждение Британское Правительство. Оно не могло ожидать, что Британское Министерство Иностранных Дел найдет возможным воспользоваться такими документами с целью дискредитировать Российское Правительство и поста­вить под сомнение лояльное выполнение принятых им на себя обязательств.

Российское Правительство, с своей стороны, считает себя вынужденным отметить, что позиция, занятая по отношению к России Британским Правительством за последнее время, от­нюдь не имела дружественного характера. Арест британскими властями в Константинополе целого ряда российских торго­вых представителей и высылка их оттуда без предъявления им каких-либо обвинений, совместная с французским прави­тельством деятельность в так называемом «русском вопросе», постоянная поддержка французских планов, имеющих целью воспрепятствовать всем попыткам различных стран и между­народных организаций оказать помощь голодающему насе­лению России, и, наконец, самое предъявление британской ноты от 7 сентября с заключающимися в ней серьезными обви­нениями, основанными исключительно на вымышленных фак­тах и непроверенных сведениях, полученных из сомнительных источников, в то время, когда Франция побуждала Польшу и Румынию объявить войну России, не являются такого рода фактами, которые заставили бы Российское Правительство верить в искреннее желание Британского Правительства культивировать дружественные отношения между народами и Правительствами обеих стран.

Британскому Правительству хорошо известна готовность Российского Правительства дружественным образом обсу­дить наилучшие способы и средства к устранению всех пре­пятствий на пути к установлению нормальных отношений, и когда Британское Правительство вместо того, чтобы прибе­гать к необоснованным обвинениям, имеющим целью под­вергать сомнению добросовестность Российского Правитель­ства и препятствовать другим народам заключать соглаше­ния с Россией, со своей стороны, проявит одинаковую готов­ность улаживать разногласия деловым путем, оно увидит и со стороны Российского Правительства такую же готовность идти ему навстречу.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

Максим Литвинов

Печат. по арх. Опубл в газ. «Известия»

* Приложения не печатаются.

Года с качестве Народного комиссариата по иностранным делам и входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР , согласно статей 49 и 51 которой был образован НКИД СССР .

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов .

В 1944 году Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был воссоздан. В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев. В 1946 году реформировано в Министерство иностранных дел РСФСР.

В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.

В декабре 1936 года в соответствии с вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел , а не по иностранным делам , как было раньше.

Народные комиссары иностранных дел


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Наркомат земледелия
  • Наркомат иностранных дел СССР

Смотреть что такое "Наркомат иностранных дел" в других словарях:

    Наркомат иностранных дел СССР

    Наркомат военных дел - Народный Комиссариат обороны СССР высшее военное ведомство СССР в 1930 е 1940 е годы. В 1920 х 1930 х годах высший военный орган РСФСР/СССР носил название Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоенмор). 20 июня 1934… … Википедия

    Народный комиссар иностранных дел СССР - Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История Первоначально образован декретом … Википедия

    Министерство иностранных дел Российской империи - центральное государственное учреждение в Российской империи, существовавшее с 1802 до 25 октября (7 ноября) 1917 года; ведало отношениями с иностранными государствами. История Учреждено указом Александра I 8 сентября 1802 года (манифест «Об… … Википедия

    Народный комиссариат иностранных дел СССР - (НКИД СССР или Наркоминдел) государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923 1946 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата … Википедия

    Министерство иностранных дел Украины - (МИД Украины) … Википедия

    Министры иностранных дел Азербайджана - Министр иностранных дел Азербайджана (азерб. Azərbaycan Xarici Işlər Naziri) глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Министр иностранных дел Азербайджана назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджанской… … Википедия

    Министр иностранных дел Грузии - (груз. საქართველოს საგარეო საქმეთა მინისტრი) глава внешнеполитического ведомства Грузии. Министр иностранных дел Грузии назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Грузии. Нынешний министр Григол Вашадзе. Содержание 1 Список… … Википедия

    Министр иностранных дел Азербайджана - (азерб. Azərbaycan Xarici Işlər Naziri) глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Министр иностранных дел Азербайджана назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджанской Республики. Нынешний министр Эльмар… … Википедия

    Наркомат внешней торговли РФСФР - Министерство внешней торговли основной орган государственной монополии внешней торговли СССР. Содержание 1 История 1.1 Декрет о национализации внешней торговли … Википедия

Книги

  • Москва-Вашингтон. Политика и дипломатия Кремля, 1921–1941. В 3 томах. Том 1. 1921-1928 , . Сборник содержит документы из Архива Президента РФ по истории советско-американских отношений в межвоенный период. В научный оборот вводятся многие неизвестные материалы, освещающие вопросы…

Года с качестве Народного комиссариата по иностранным делам и входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР , согласно статей 49 и 51 которой был образован НКИД СССР .

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов .

В 1944 году Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был воссоздан. В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев. В 1946 году реформировано в Министерство иностранных дел РСФСР.

В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.

В декабре 1936 года в соответствии с вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел , а не по иностранным делам , как было раньше.

Народные комиссары иностранных дел


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Наркомат иностранных дел" в других словарях:

    Народный Комиссариат обороны СССР высшее военное ведомство СССР в 1930 е 1940 е годы. В 1920 х 1930 х годах высший военный орган РСФСР/СССР носил название Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоенмор). 20 июня 1934… … Википедия

    Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История Первоначально образован декретом … Википедия

    Центральное государственное учреждение в Российской империи, существовавшее с 1802 до 25 октября (7 ноября) 1917 года; ведало отношениями с иностранными государствами. История Учреждено указом Александра I 8 сентября 1802 года (манифест «Об… … Википедия

    - (НКИД СССР или Наркоминдел) государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923 1946 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата … Википедия

    - (МИД Украины) … Википедия

    Министр иностранных дел Азербайджана (азерб. Azərbaycan Xarici Işlər Naziri) глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Министр иностранных дел Азербайджана назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджанской… … Википедия

    - (груз. საქართველოს საგარეო საქმეთა მინისტრი) глава внешнеполитического ведомства Грузии. Министр иностранных дел Грузии назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Грузии. Нынешний министр Григол Вашадзе. Содержание 1 Список… … Википедия

    - (азерб. Azərbaycan Xarici Işlər Naziri) глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Министр иностранных дел Азербайджана назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджанской Республики. Нынешний министр Эльмар… … Википедия

    Министерство внешней торговли основной орган государственной монополии внешней торговли СССР. Содержание 1 История 1.1 Декрет о национализации внешней торговли … Википедия

Книги

  • Москва-Вашингтон. Политика и дипломатия Кремля, 1921–1941. В 3 томах. Том 1. 1921-1928 , . Сборник содержит документы из Архива Президента РФ по истории советско-американских отношений в межвоенный период. В научный оборот вводятся многие неизвестные материалы, освещающие вопросы…

Нарком Иностранных дел РСФСР. Л.Д.Троцкий, Г.В.Чичерин.

После октябрьской революции 1917 г. в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) "Об учреждении Совета Народных Комиссаров" был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л.Д.Троцким.

18 октября 1918 г. были приняты декреты СНК РСФСР об организации консульств за рубежом («Об упразднении рангов дипломатических представителей» и «О консулах»).

Дипломатическая изоляция Советского государства в первые годы Советской власти, во время Гражданской войны и Военной интервенции привела к тому, что официальные и неофициальные представительства НКИД РСФСР за рубежом были ликвидированы, а первые советские дипломаты Иоффе А. А., Литвинов М. М., Воровский В. В., Берзин Я. А. и др. высланы из соответствующих стран и возвратились в Москву.

По мнению Ричарда Пайпса, единственным несомненным личным вкладом Троцкого в боевые действия Гражданской войны стала оборона Петрограда 1919 года. Несмотря на то, что красная 7-я армия имело почти пятикратное преимущество в живой силе перед Северо-Западной армией Юденича, Петроград был охвачен паникой, в том числе перед белогвардейскими танками, а Ленин всерьёз рассматривал перспективу сдачи города. Троцкий своими выступлениями смог поднять упавший боевой дух войск. После этого красноармейцы наконец смогли воспользоваться своим численным преимуществом и разгромить Белую гвардию.

Троцкий неоднократно лично является на передовую, в августе 1918 года его поезд едва не был захвачен белогвардейцами, а позднее в том же месяце он едва не погиб на миноносце Волжской речной флотилии. Несколько раз Троцкий, рискуя своей жизнью, выступает с речами даже перед дезертирами. Вместе с тем бурная деятельность непрерывно колесившего по фронтам Предреввоенсовета начинает всё чаще вызывать раздражение целого ряда его подчинённых, приводя ко множеству громких личных ссор. Самой значительной из них стал личный конфликт Троцкого со Сталиным и Ворошиловым во время обороны Царицына в 1918 году.

Троцкий сталкивается с задачей преодолеть сопротивление бастующих сотрудников бывшего министерства иностранных дел, осуществить планировавшееся большевиками опубликование тайных договоров царского правительства, а также заключить мир и добиться международного признания новой власти.

Если с первой задачей Троцкий справился, то заключение справедливого мира и международное признание Советского правительства оказалось как для него, так и, в течение долгого времени, для последующих наркомов, непосильной задачей. Советская республика не была признана ни одним государством мира, за исключением Германии, мирные переговоры в Брест-Литовске закончились немецким наступлением весной 1918 года, и подписанием мира на крайне невыгодных для России условиях. 22 февраля 1918 года Троцкий подаёт в отставку в знак протеста против заключения Брестского мира, в марте 1918 года председатель Совнаркома Ленин В. И. назначает его на должность наркомвоена (впоследствии - наркомвоенмор и предреввоенсовета).


В течение ноября была проведена реорганизация НКИД. К концу января 1918 г. общее число сотрудников комиссариата достигло 200 человек. В их числе оказались ставшие впоследствии видными дипломатами В.В.Воровский, Л.М.Карахан, М.М.Литвинов,Я.З.Суриц и другие. В мае 1918 г. наркомом по иностранным делам стал выдающийся государственный деятель и дипломат Г.В.Чичерин. Подписал Брестский мир (3 марта 1918), с 9 апреля, после перехода Троцкого в военный наркомат, стал и. о. наркома иностранных дел, с 30 мая народный комиссар по иностранным делам. Как нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918-1930) Чичерин внёс существенный дипломатический вклад в выведение Советской России из международной изоляции.В 1921 г. заключил договоры с Турцией, Ираном и Афганистаном, по которым отдавалась вся российская собственность в этих странах. В 1922 возглавил советскую делегацию на Генуэзской конференции, во время конференции подписал с германским министром иностранных дел Вальтером Ратенау Рапалльский договор (название происходит от имени местечка Рапалло под Генуей, где состоялось подписание).

В декабре 1919 г. VII Всероссийский съезд Советов предложил державам Антанты немедленно начать мирные переговоры и поручил ВЦИК и НКИД «систематически продолжать политику мира».

В апреле 1922 года Советская Россия была впервые приглашена на международную конференцию в Генуе, в ходе которой 16 апреля был подписан Рапалльский договор (1922) с Германией, устанавливавший дипломатические отношения между двумя странами. С другими западными странами - Австрией, Великобританией, Норвегией - были установлены договорные отношения де-факто. В ноябре 1922 года открылось генеральное консульство РСФСР в Стамбуле (Турция

55. Народный комиссариат иностранных дел СССР и советская дипломатия в 1920-е гг. Г.В. Чичерин .

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР, согласно статьям 49 и 51 которой был образован НКИД СССР.

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов

подписание в 1925 году в Париже советско-турецкого договора о ненападении и нейтралитете и подписание такого же договора в 1927 году с Ираном и многое другое.

Готовясь к экономической конференции в Генуе, Чичерин включил в состав делегации самых лучших экономистов, которые составили ответные претензии России к Западу, а также разработали проекты экономического сотрудничества и т. д. На этом направлении тактика российской делегации оказалась успешной.

Все дни, с 10 по 16 апреля 1922 года, в Генуе были заполнены заседаниями, переговорами, встречами. Сразу же стало ясно, что Советская Россия не будет платить долгов так просто, а согласится на это лишь в том случае, если долги эти будут компенсированы кредитами, которые пойдут на восстановление народного хозяйства. Чичерин потребовал признания советских контрпретензий, установления мира на границах Советской России, юридического признания Советского правительства. И наконец, Чичерин выдвинул предложение о всеобщем разоружении и мирном сосуществовании.

Тогда, в 1922 году, главным событием в рамках Генуэзской конференции стало подписание Рапалльского договора между Россией и Германией. Это был первый для послереволюционной России договор с одной из ведущих европейских держав - Германией, означавший для обеих прорыв изоляции, переход к масштабному взаимному торгово-экономическому и политическому сотрудничеству. Два государства договорились признать друг друга де-юре и установить дипломатические отношения, отказаться от взаимных претензий, взаимно предоставить режим наибольшего благоприятствования.

Чичерин обладал феноменальной памятью и способностями к иностранным языкам. Он свободно читал и писал на основных европейских языках, знал латынь, древнееврейский, хинди, арабский. Секретарь Чичерина Короткий рассказывал, что в Польше и прибалтийских странах «он произносил речи на языке государства, в котором находился».

В первой половине 1921 года сформировалась в целом структура НКИД, которая просуществовала с некоторыми изменениями до начала Второй мировой войны. Чичерин предлагал создать отделы по основным странам, укрепить экономико-правовой отдел и отдел печати и информации, в том числе и старыми специалистами.

Георгий Васильевич возглавлял советскую делегацию на конференции в Лозанне, где занятая им принципиальная позиция способствовала дальнейшему развитию движения народов Востока за национальную независимость.

Однако внутренняя дипломатия нередко отнимала больше времени и нервов, чем дипломатия внешняя. Бывший советский дипломат Г. З. Беседовский, оставшийся в Париже в 1929 году, признавал, что «Чичерин был, несомненно, выдающейся фигурой, с крупным государственным размахом, широким кругозором и пониманием Европы». «Первые годы НЭПа, - отмечал Бе-седовский, - особенно пробудили энтузиазм работы у Чичерина. В эти годы даже постоянные интриги Литвинова не убивали в нем воли к работе».

М.М. Литвинов сумел правильно оценить соотношение сил и поддержал Сталина. «Начав с 1923 года ожесточенную борьбу с Чичериным, - писал Беседовский, - Литвинов вел эту борьбу, не стесняясь в средствах. Он открыто третировал Чичерина перед чиновниками Наркоминдела, отменял его распоряжения, зачеркивал на официальных докладах его распоряжения и ставил свои. Суть разногласий между «западниками», которых поддерживали многие деятели Коминтерна, и «восточниками» состояла в том, что первые ориентировались на быструю победу «мировой революции» прежде всего в передовых странах Европы и США и рассчитывали на подталкивание революции в слаборазвитых странах, прежде всего в странах - соседях СССР.

Другая группа лиц «придерживалась, - по словам работника аппарата Коминтерна Г. И. Сафарова, - того взгляда, что ни в Турции, ни в Персии, ни на Ближнем и Среднем Востоке вообще коммунистическое и рабочее движение не имеет право на существование, что, действуя вразрез с этим, Коминтерн «занимается авантюрами». Они выступали против «советизации Турции» и других стран. Не случайно Чичерин еще в июне 1921 года в инструкции полпреду в Афганистане Ф.Ф. Раскольникову предостерегал его от «искусственных попыток насаждения коммунизма в стране, где условий для этого не существует».

В январе 1930 года он вернулся в Москву. 21 июля Президиум ЦИК СССР удовлетворил просьбу Чичерина и освободил его от обязанностей наркома

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...