Кто решает какую зарплату платить председателю снт. Трудовые отношения с председателем ТСЖ, СНТ не возникли. Судебная практика. Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации

«Решением общего собрания председателю СНТ была назначена оплата труда в виде денежного вознаграждения. Председатель утверждает, что размер вознаграждения должен быть не менее МРОТ по региону, независимо от объема и времени, выполняемых им работ. Так ли это?»

Екатерина Мартынова

Ответ на этот вопрос зависит от того, существуют ли между председателем вашего СНТ и самим СНТ трудовые отношения. МРОТ применяется к трудовым отношениям, одной из сторон которых является работодатель, а другой – работник. Так, согласно статье 133 (Установление минимального размера оплаты труда) Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, если между СНТ и председателем правления СНТ заключен трудовой контракт (такие отношения практикуются, в частности, когда председатель не является членом СНТ), то его заработная плата действительно должна быть не ниже минимального размера оплаты труда. Если же отношения между СНТ и председателем правления оформлены не как трудовые, а как-то иначе, то величина вознаграждения за оказанные услуги или выполненные работы может быть любой и устанавливается по соглашению сторон.Итак, в ФЗ 66 о “зарплате председателя” нет ни слова. Однако, законом предоставляется возможность выплачивать денежные вознаграждения правлению товарищества по решению Общего собрания (пункт 15) ст. 21 ФЗ 66).

По ФЗ 66 выплата заработной платы возможна только лицам, заключившим трудовые договора с СНТ (п. 4 ст. 16 ФЗ 66), в соответствии с порядком, прописанным в Уставе.

При этом, если речь идет о заработной плате должно существовать Штатное расписание, утвержденное председателем правления в пределах сметы расходов, утвержденных Общим собранием.

Также возможна оплата конкретных видов работ или услуг физическим лицам, выполняющим работы по договорам ГПХ (гражданско-правового характера), заключенным с СНТ на основании утвержденной Общим собранием сметы.

Поэтому, в судебной практике признаются следующие обязательства СНТ в части оплаты труда:
– по выплате заработной платы наемным сотрудникам на основании Штатного расписания, утвержденного Общим собранием.
– по выплате вознаграждения физлицам за оказанные услуги по договорам ГПХ,

а также:
– по выплате вознаграждения председателю или членам правления, если в протоколе записано:
“Установить с ……… числа …….. года вознаграждение председателю правления ……… в размере …….. рублей ЕЖЕМЕСЯЧНО И КРУГЛОГОДИЧНО.
Системная ошибка отдельных юристов, например, Байтеновой и Кресниковой (авторов постатейных комментариев к ФЗ 66), утверждающих, что между председателем правления и СНТ возможно установление трудовых отношений, заключается в восприятии председателя правления СНТ единоличным исполнительным органом, которым он НЕ является.

Внимательно читаем ФЗ 66: Председатель правления НЕ является руководителем СНТ. Он возглавляет коллегиальный исполнительный орган – ПРАВЛЕНИЕ, но при этом, не имеет права решающего голоса на заседаниях правления, т.к. решения правления принимаются ПРОСТЫМ большинством голосов членов правления, соответственно председатель правления СНТ в отличие от председателя правления АО (банка, например) не наделен правом БЛОКИРОВАТЬ решения правления, а вправе лишь обжаловать ПРИНЯТОЕ решение.

В отличие от ст. 22, где правление поименовано КОЛЛЕГИАЛЬНЫМ исполнительным органом, ст. 23 ФЗ 66 не называет Председателя ЕДИНОЛИЧНЫМ исполнительным органом, с которым ТК РФ (ст. 273) позволяет заключить трудовой договор.

Т.е. ФЗ 66 не определяет председателя правления как единоличного исполнительного органа.

Структура органов управления СНТ описана в ФЗ 66 и является исчерпывающей. Это означает, что в СНТ не могут быть образованы иные органы управления, которые не предусмотрены в законе.

Более того, она определяет круг полномочий председателя и конкретно констатирует, какими документами определены полномочия председателя правления – Федеральным законом 66 и уставом СНТ.
Полномочия председателя правления довольно скудны и не являются единоличными управленческими функциями. Их исполнение не делает председателя правления единоличным исполнительным органом, а позволяет ему действовать от имени СНТ как специально уполномоченного члена СНТ, через действия которого СНТ в силу закона может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности.

Законодатель не предусмотрел необходимости наличия в СНТ единоличного исполнительного органа и трудовой договор заключать не с кем.

Однако, в соответствии с ФЗ 66 Трудовой договор по решению правления может быть заключен с наемным работником. Но председатель правления не является наемным работником.

Уместно также вспомнить о ст. 273 ТК РФ (глава 43), которая говорит о том, что глава 43 ТК РФ (регулирование трудовых отношений с руководителем организации и членами коллегиальных исполнительных органов) не действует, если руководитель организации (СНТ) одновременно является членом этой организации (СНТ).

В соответствии с отчетом о фактических доходах и расходах с 28.08.17 по 04.08.18 года заработная плата за период с января 2018 года по июль 2018 года председателя СНТ Зименковой Л.М. составила 105000 рублей. Страховые взносы в бюджет – 31710 рублей. Оплата труда членов правления составила 40000 рублей. На 2019 год, как следует из предполагаемой сметы приходов и расходов, представленной членам СНТ на собрании 30 сентября 2018 года, на оплату услуг по штатному расписанию запланировано 334360 рублей.

Мы не будем оценивать много это или мало для нашего маленького СНТ, не имеющего практически никакой инфраструктуры. Мы оценим только законность этих выплат.

Ниже мы приводим разъяснения по этому поводу двух юристов.

Разъяснение 1. Согласно ст. 23 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. председатель СНТ не является его единоличным исполнительным органом, а только возглавляет правление – коллегиальный исполнительный орган. Полномочия председателя правления определяются настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения. В п. 2 данной статьи установлены его полномочия, среди которых нет полномочия на установление себе и иным работникам заработной платы. Кроме того, трудовые отношения между руководителем организации и самой организацией предусмотрены главой 43 ТК РФ, которая согласно ст. 273 ТК РФ не применяется в случае, когда руководитель организации является членом этой организации.

Таким образом, установление трудовых отношений между председателем и СНТ невозможно.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О МРОТ» МРОТ применяется к трудовым отношениям, а так как трудовые отношения с председателем СНТ не могут возникнуть, применять МРОТ в отношении оплаты его деятельности нельзя.

Согласно п. 15 ст. 21 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится поощрение членов правления, в том числе председателя СНТ, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства. В качестве поощрения из опыта других СНТ может быть освобождение от уплаты членских взносов, либо оплата телефона, либо компенсация за ГСМ. Размер вознаграждения определяется по результатам деятельности.

Согласно ст. 22 вышеуказанного закона правление может заключать трудовые договора с наемными работниками, к которым относится и бухгалтер и электрик . Согласно ст. 133 ТК РФ зарплата не ниже 1 МРОТ может быть установлена только для работника, полностью отработавшего свою норму рабочего времени . Согласно ст. 93 ТК РФ если работник трудится на условиях неполного рабочего времени и данный факт (с указанием рабочих дней и часов) зафиксирован в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему зарплата может быть меньше МРОТ. Согласно ст. 21 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вопрос об условиях заключения трудовых договоров с бухгалтером и электриком можно вынести на обсуждение на общем собрании и там решить вопрос об оплате и рабочем времени наемных рабочих , затем правление заключит с ними трудовые договоры на принятых на собрании условиях .

Разъяснение 2. Деятельность Садоводческих некоммерческих товариществ осуществляется на основании Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Далее ФЗ № 66-ФЗ) и Устава товарищества.

В соответствие со статьей 20 ФЗ № 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель правления. В силу статьи 23 ФЗ № 66-ФЗ, правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.

К исключительной компетенции общего собрания СНТ относится, в том числе, избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий.

Полномочия председателя правления определяются указанным Федеральным законом и уставом такого объединения. Председатель правления товарищества не является наемным работником, не выполняет свои функции по трудовому договору, а избирается общим собранием СНТ. Председатель правления СНТ является исполнительным органом управления товарищества, без заключения с ним трудового договора.

Документом, подтверждающим полномочия председателя правления СНТ, является выписка из решения общего собрания об его избрании. Органы юридического лица, в том числе, председатель правления, не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица. В соответствие со статьей 21 ФЗ № 66-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания товарищества относится также решение вопросов о поощрении членов правления.

Право на получение заработной платы, в соответствие с Трудовым кодексом РФ, имеет работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Председатель правления товарищества, как уже было сказано, не является работником СНТ, и не является лицом, вступившим в трудовые отношения с товариществом. Следовательно, между председателем правления товарищества и товариществом, как юридическим лицом нет, и не может быть трудовых отношений, в связи с чем, их взаимоотношения не регулируются Трудовым кодексом РФ.

Таким образом, назначение и выплата зарплаты председателю СНТ и членам правления является незаконным действием. Незаконно присвоенные в виде зарплаты денежные средства должны быть возвращены в кассу СНТ и израсходованы на развитие инфраструктуры, как это и предписано законом!

Сегодня большая часть членских взносов садоводов в нашем СНТ расходуется на судебные тяжбы, спровоцированные председателем и членами правления. В частности:

  • не выполнено законодательно установленное требование об утверждении списка членов СНТ (), без которого в нашем СНТ невозможно говорить о кворуме при проведении общих собраний или устанавливать бюджет;
  • не выполнено требование о проведении в соответствии с существующим законодательством внеочередного собрания членов СНТ по избранию независимой ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности председателя и правления СНТ за период с 2012 по 2018 год ();
  • не выполнено законное требование владельцев участков на средней улице (в карьере) по снятию дорожного покрытия (мусора), испортившего дорогу, за счет виновных ();
  • незаконно захвачены земли общего пользования группой лиц, среди которых председатель СНТ Зименкова Л.М., члены правления Лелюх М.И., Губарев Л.В., председатель ревизионной комиссии Кутузов М.Н., члены этой комиссии Донецкий С. и Топу Саха (
  • административные нарушения Зименковой Л.М., которая не отвечает на запросы членов СНТ, касающиеся расходования денежных средств и ответственности за причинение вреда своими действиями и действиями членов правления садовому товариществу в целом и конкретным членам СНТ ();
  • предоставление Зименковой Л.М. информации, не соответствующей действительности, не только членам СНТ, но и в суды (

Уважаемые садоводы! Мы не должны нести финансовые потери из-за «ошибок» (ошибок ли???) тех, кого по сути не выбирали . Противозаконные действия Зименковой Л.М., помимо финансовых потерь, создали в СНТ криминогенную обстановку, опасную своими непредсказуемыми последствиями, и не заслуживают тех финансовых поощрений, которые включаются в бюджет. Если неадекватное поведение членов правления и привлекаемых ими в помощники «юристов», провоцирующих беззаконие, как это было 30 сентября на общем собрании членов СНТ, не остановить, то недолго и до трупов дойти. Это предположение вполне реально, если вспомнить:

  • нападение на собрании 27 июня 2017 года члена правления Обломкина А.П. на члена СНТ Елшина А.М. (77 уч.), задавшего вопрос о некачественном ремонте дороги;
  • поведение владельца участков 84, 85 члена одной из ревизионных комиссий Надточий Е.В. и владельца участка 78, выталкивающих членов СНТ 5 августа 2018 года с территории, публично заявленной (в объявлении на информационных стендах СНТ), в качестве территории, на которой состоится общее собрание членов СНТ;
  • беспрецедентные выходки (мат, оскорбления, физические действия)
    Лелюх Т.И. (доверенное лицо члена правления Лелюх М.) при активной поддержке со стороны Зименковой Л.М., не только на собраниях 30 сентября и 5 августа, но и на собраниях членов товарищества, созданного в рамках СНТ с целью газификации;
  • непозволительные публичные оскорбления и измышления со стороны Зименковой Л.М., взявшей на себя функции председателя правления СНТ, бухгалтера-кассира СНТ и бухгалтера-кассира товарищества по газификации, содержащиеся не только в ее публичных выступлениях, но и в документах (протоколах, актах ревизионных комиссий, ответах на запросы и т.п.), также публично распространяемых в отношении тех, кто хочет знать, куда уходят деньги членов СНТ.

Для урегулирования внутренних отношений в СНТ предлагается изменить нашу организационную структуру.

Инфраструктура нашего СНТ включает земли общего пользования, да еще площадку для мусора с установленными мусорными баками, которые используются только небольшой группой садоводов, и все. Будет правильно выйти к администрации г.Пушкино с предложением о заключении на вывоз мусора индивидуальных договоров, так же, как это сегодня происходит с электричеством.

Наше СНТ — это несколько улиц, не связанных между собой ни на уровне проблем, ни на уровне интересов (об этом есть в Протоколе общего собрания №1 от 10.05.2016, которого вообще-то не было, но для нас в данном случае важно другое). Фрагмент из этого протокола ниже.

Будет оправданно и вполне логично, если каждая улица будет решать свои проблемы самостоятельно, в том числе осуществлять формирование необходимого для этого бюджета. Члены правления — это старшие улиц. Председатель правления СНТ в этом случае осуществляет взаимодействие с внешними организациями и координирует внутреннюю деятельность. В качестве поощрения он может быть освобожден от уплаты членских взносов, так же, как и члены правления.

Сэкономить на налогах с заработной платы председателю вопрос по поводу вознаграждения председателя допусти решением общего собрания ему назначается вознаграждение в виде поощрения каким налогами оно облагается? тк есть ответ ПФР, что никакими это ответ ПФР от 11.02.2011 года Новосибирского ПФР верно ли это? 66- ФЗ ст. 21 пункт 1 подстатья 15, что разве назначенное вознаграждение председателю не облагается ПФР, ФСС и другими взносами? если с ним ОС отказывается заключать какой либо договор (трудовой или ГПХ)? если такие варианты существуют прошу пояснить 1. как оформлять такие выплаты с расчетного счета. 2.как отчитываться перед фондами о произведенном вознаграждении с расчетного счета СНТ? 3. какими документами оформляется такое поощрение, если нет никаких договоров с председателем? 4. сроки выплаты этого вознаграждения, разве оно не может быть воспринято налоговой как трудовые отношения с начислением всех налогов?

Нет, то разъяснения ПФР Новосибирского отделения потеряло свою актуальность.

Вознаграждение облагается НДФЛ, страховыми взносами и взносами от несчастных случаев и профзаболеваний.
На основании положений статей 20 и 21 Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления, который избирается общим собранием его членов, если уставом такого объединения не установлено иное.

Исходя из положений ТК РФ в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

В соответствии со статьей 17 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку статьей 23 Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.

В этой связи выплаты, начисленные председателю правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в частности СНТ, за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Это следует из письма Минтруда России от 25.11.2015 № 17-4/ООГ-1663, письма ФСС РФ от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615 «О направлении обзора ответов на вопросы по применению положений Федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ и от 24.07.1998 № 125-ФЗ».

Выплаты с расчетного счета СНТ осуществляются председателю на основании внутренних документов НКО. Законодательство этот момент не регламентирует.

Это может быть протокол, на основании которого произошел выбор председателя и на основании которого устанавливает размер вознаграждения председателю. Это могут быть отдельные положения устава о выборе и начислению вознаграждению председателя, где устанавливаются прядок, размер и сроки выплаты.

Отчитываться по председателю необходимо в налоговую, в ПФР и ФСС в общем порядке, как по сотруднику, с которым существует трудовые отношения.

Обоснование

Из Письма Минтруда России от 25.11.2015 № 17-4/ООГ-1663

Вопрос: О начислении страховых взносов на вознаграждение председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества.

Ответ:

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на вознаграждения, выплачиваемые председателю правления садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ), и сообщает следующее.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

На основании положений статей 20 и 21 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления, который избирается общим собранием его членов, если уставом такого объединения не установлено иное.

Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку статьей 23 Федерального закона N 66-ФЗ на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.

В этой связи выплаты, начисленные председателю правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в частности СНТ, за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ в общеустановленном порядке.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

Работники (служащие) СНТ

1. Трудовые отношения в СНТ

    К работе в садоводческом товариществе могут быть привлечены работники:
  • на постоянной основе (по трудовому договору с оформлением записи в трудовой книжке);
  • совместители (совмещающие работу в товариществе с трудовой деятельностью в других организациях);
  • по договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения, возмездного оказания услуг);
  • добровольцы.

С работниками, принятыми на постоянной основе, а также с совместителями трудовые отношения регулируются нормами ТК РФ. Данные работники подчиняются правилам трудового распорядка, пользуются правом на ежемесячное получение заработной платы, на ежегодный оплачиваемый отпуск.

В отношении работников, с которыми заключены договоры подряда, поручения, возмездного оказания услуг, следует руководствоваться нормами ГК РФ.

Трудовые отношения с работниками, осуществляющими работу в товариществе на добровольной и безвозмездной основе, строятся с учётом положений Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Период такой работы не включается в трудовой стаж, о ней не делается запись в трудовой книжке, не оплачивается отпуск и т.п.

Садоводческое товарищество при начислении расходов на оплату труда должно в обязательном порядке использовать типовые формы, предусмотренные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1:

  • Т-1 (Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу);
  • Т-2 (Личная карточка работника);
  • Т-3 (Штатное расписание);
  • Т-5 (Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу);
  • Т-6 (Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику);
  • Т-7 (График отпусков);
  • Т-8 (Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
  • Т-12 (Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда);
  • Т-13 (Табель учета рабочего времени);
  • Т-49 (Расчетно-платежная ведомость);
  • Т-51 (Расчетная ведомость);
  • Т-53 (Платежная ведомость);
  • Т-54 (Лицевой счет);
  • Т-60 (Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику);
  • Т-61 (Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
  • Т-73 (Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору)

2. Заработная плата в садоводческом товариществе

Источником выплат заработной платы в садовом товариществе являются средства целевого финансирования (членские взносы). Также на эти цели могут быть направлены доходы, полученные от коммерческой деятельности.

Начисленная заработная плата работникам садоводческого некоммерческого товарищества (освобожденному руководителю, бухгалтеру, кассиру, штатным работникам охраны) отражается по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Так как формирование себестоимости продукции, работ или услуг в садоводческом товариществе не производится, использование счета 20 "Основное производство" (или, например, 26 "Общехозяйственные расходы") нецелесообразно. Допускается прямое списание начисленных сумм за счет источников их финансирования.
Например:
Дебет 86-2 Кредит 70
- на сумму начисленной оплаты труда;
Дебет 86-2 Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
- на сумму произведенных начислений на оплату труда (ЕСН и взносы в Фонд соцстраха РФ);
Дебет 70 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "НДФЛ"
- на сумму удержанного налога на доходы физических лиц;
Дебет 70 Кредит 50
- на сумму произведенной оплаты;
Дебет 68 и 69 Кредит 51
- на сумму погашенной задолженности по платежам в бюджет.

На работников садоводческих товариществ в полной мере распространяются все положения ТК РФ. Условия оплаты труда, предусматриваемые трудовым или коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с положениями ТК РФ и требованиями нормативных актов в области оплаты труда.

Государство как участник трудовых отношений и в их рамках согласно ТК РФ устанавливает и гарантирует:

  • величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя (регулируется ст. 138 ТК РФ), а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (регулируется гл. 23 НК РФ);
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме (только до 20% от фактически причитающихся к получению сумм заработной платы);
  • получение работниками заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы;
  • право на ежегодный отпуск и продолжительность ежегодного отпуска.

Все остальные условия оплаты труда определяются по согласованию сторонами трудовых отношений, но с соблюдением требований законодательных актов.

Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней.
Более продолжительный ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в случаях, установленных ст. 115 ТК РФ. Например, отпуск для несовершеннолетних работников составляет 31 календарный день.
Сезонным работникам отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени из расчета два календарных дня за каждый отработанный месяц (ст. 295 ТК РФ).
Работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК РФ).

3. Налоги с фонда оплаты труда, налог на доходы физических лиц

С 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. согласно пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ от обложения единым социальным налогом освобождались суммы заработной платы и иных доходов, выплачиваемых за счёт членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Учитывая положения п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ, выплачиваемые в пользу указанных лиц суммы доходов не подлежали также обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Такого рода ситуация приводила к тому, что работники кооперативов (товариществ), получающие выплаты за счёт членских взносов, не имели права на включение полученных доходов в средний заработок для исчисления государственной пенсии, да и весь период получения доходов, с которых не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, не может быть включён в страховой стаж лиц, учитываемый при назначении пенсии. Т.о. из стажа выпадает три года - 2002, 2003 и 2004 г.г.
Однако физические лица, являющиеся сотрудниками садоводческих товариществ, могли добровольно участвовать в системе обязательного пенсионного страхования, для чего в соответствии с Законом № 167-ФЗ они должны были уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

С 1 января 2005 г. в гл. 24 НК РФ Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым, в частности, признан утратившим силу пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ.

В связи с этим с 1 января 2005 г. садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы (товарищества) признаются плательщиками единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых за счёт членских взносов в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для указанных организаций.
Следовательно, с указанной даты работники кооперативов (товариществ) пользуются правом на включение периодов работы в страховой стаж для назначения государственных пенсий.

В соответствии с положениями ст. 236 НК РФ единый социальный налог должен уплачиваться кооперативами (товариществами) с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не уплачивается налог с вознаграждений, выплачиваемых по указанным договорам в пользу индивидуальных предпринимателей, а также с сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК РФ.

С выплат в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, от обложения единым социальным налогом в соответствии со ст. 239 НК РФ освобождаются суммы до 100 000 руб. за год на каждого получателя.

Т.к. объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ признаются соответственно объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ, то и уплата страховых взносов должна производиться кооперативами (товариществами) на тех же условиях. Исключение составляют выплаты в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, - если по единому социальному налогу они освобождаются от налогообложения в пределах до 100 000 руб. за год на каждого получателя, то от обложения страховыми взносами они не освобождаются.

Обратите внимание! Поскольку кооперативы (товарищества) являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общих условиях, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" они обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Указанные сведения представляются ежегодно не позднее 1 марта по формам, утверждённым Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 октября 2002 г. № 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению".

Уплата единого социального налога и страховых взносов должна производиться кооперативами (товариществами) ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца, по правилам гл. 24 НК РФ и Закона № 167-ФЗ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ исчисленные к уплате по принадлежности суммы единого социального налога в его части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, подлежат уменьшению на суммы начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам).

Ставка единого социального налога в его части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в соответствии со ст. 241 НК РФ составляет 20%, а ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст. ст. 22 и 33 Закона № 167-ФЗ установлена в размере 14%.

Сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу) в его части, зачисляемой в федеральный бюджет, определяется исходя из налоговой базы и ставок налога согласно п. 1 ст. 241 НК РФ. Далее из начисленной к уплате в федеральный бюджет суммы налога вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов согласно Закону № 167-ФЗ. Т.е. из начисленной суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет по максимальной ставке 20%, сумма начисленных по ставке 14% страховых взносов вычитается в полном объеме.

Форма декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок её заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31 января 2006 г. № 19н.
Форма декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок её заполнения утверждены Приказом Минфина России от 27 февраля 2006 г. № 30н. Декларация представляется в территориальные налоговые органы не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчётным периодом. В соответствии с НК РФ под расчётным периодом понимается календарный год.

4. Пособия и компенсации работникам садоводческих товариществ

Т.к. с доходов работников садоводческих товариществ в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г. не уплачивался единый социальный налог, то и права на получение пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и т.п.) они за период действия гл. 24 НК РФ, то есть с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г. не имели. Исключение составляют только пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием. На получение указанных пособий лица, работающие в кооперативах (товариществах), имели и имеют право, так как они оплачиваются за счёт средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отношения по данному виду обязательного страхования регулируются положениями Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции изменений и дополнений) и от уплаты страховых взносов кооперативы (товарищества) не освобождались.

Т.к., кооперативы (товарищества) с 1 января 2005 г. являются плательщиками единого социального налога в его части, уплачиваемой в Фонд социального страхования, работники указанных организаций после 1 января 2005 г. пользуются правом на обязательное социальное страхование, включая права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и другие выплаты за счет ФСС РФ, на общих основаниях, что подтверждается Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 сентября 2004 г. № 02-18/11-6474 "О подпунктах 8 и 14 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации".

Положена или не положена заработная плата председателю правления СНТ?

В сети много обсуждений на эту тему.

Чтобы самим разобраться в этой теме, давайте вспомним, каким основным законом регулируется деятельность СНТ? , в котором нет ни слова о зарплате для председателя правления.

Трудовые отношения между работником и работодателем и, соответственно, оплата труда регулируются Трудовым Кодексом РФ.

Системная ошибка отдельных юристов, например, Байтеновой и Кресниковой (авторов постатейных комментариев к ФЗ 66), утверждающих, что между председателем правления и СНТ возможно установление трудовых отношений, заключается в восприятии председателя правления СНТ единоличным исполнительным органом, которым он НЕ является.

Внимательно читаем : Председатель правления НЕ является руководителем СНТ. Он возглавляет коллегиальный исполнительный орган - ПРАВЛЕНИЕ, но при этом, не имеет права решающего голоса на заседаниях правления, т.к. решения правления принимаются ПРОСТЫМ большинством голосов членов правления, соответственно председатель правления СНТ в отличие от председателя правления АО (банка, например) не наделен правом БЛОКИРОВАТЬ решения правления, а вправе лишь обжаловать ПРИНЯТОЕ решение.

В отличие от ст. 22, где правление поименовано КОЛЛЕГИАЛЬНЫМ исполнительным органом, ст. 23 не называет Председателя ЕДИНОЛИЧНЫМ исполнительным органом, с которым ТК РФ (ст. 273) позволяет заключить трудовой договор.

Т.е. не определяет председателя правления как единоличного исполнительного органа.

Структура органов управления СНТ описана в ФЗ 66 и является исчерпывающей. Это означает, что в СНТ не могут быть образованы иные органы управления, которые не предусмотрены в законе.

Более того, она определяет круг полномочий председателя и конкретно констатирует, какими документами определены полномочия председателя правления - Федеральным законом 66 и уставом СНТ.
Полномочия председателя правления довольно скудны и не являются единоличными управленческими функциями. Их исполнение не делает председателя правления единоличным исполнительным органом, а позволяет ему действовать от имени СНТ как специально уполномоченного члена СНТ, через действия которого СНТ в силу закона может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности.

Законодатель не предусмотрел необходимости наличия в СНТ единоличного исполнительного органа и трудовой договор заключать не с кем.

Однако, в соответствии с Трудовой договор по решению правления может быть заключен с наемным работником. Но председатель правления не является наемным работником.


Уместно также вспомнить о (глава 43), которая говорит о том, что глава 43 ТК РФ (регулирование трудовых отношений с руководителем организации и членами коллегиальных исполнительных органов) не действует, если руководитель организации (СНТ) одновременно является членом этой организации (СНТ).

цитата: "ст. 273 Положения настоящей главы (43) распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации , собственником ее имущества;

Итак, в о "зарплате председателя" нет ни слова. Однако, законом предоставляется возможность выплачивать денежные вознаграждения правлению товарищества по решению Общего собрания (пункт 15) ст. 21 ).

При этом, если речь идет о заработной плате должно существовать Штатное расписание, утвержденное председателем правления в пределах сметы расходов, утвержденных Общим собранием.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...