Большая христианская библиотека. Евангелие от луки Введение к евангелию от луки

1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,

2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

7 И отвечали: не знаем откуда.

8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком‑либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Уильям БАРКЛИ (1907-1978) - шотландский богослов, профессор Университета Глазго. В течение 28 лет преподаватель кафедры изучения Нового Завета. Преподавал Новый Завет и древнегреческий язык: .

«Сила христианской любви должна держать нас в согласии. Христианская любовь - это та добрая воля, та доброжелательность, которая никогда не приходит в раздражение, и которая всегда хочет только добра для других. Это не просто побуждение сердца, как, например, человеческая любовь; это - победа воли, одержанная с помощью Иисуса Христа. Это вовсе не значит любить только тех, кто любит нас, или тех, кто нравится нам, или тех, кто мил. А это значит - несокрушимая доброжелательность, даже по отношению к тем, кто ненавидит нас, к тем, кто не нравится нам, и к тем, кто неприятен и противен нам. Это истинная суть христианской жизни и она оказывает на нас влияние на земле и в вечности » Ульям Баркли

КОММЕНТАРИИ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ: Глава 20

КАКОЮ ВЛАСТЬЮ? (Лк.20:1-8)

В этой главе описан так называемый «день вопросов». В этот день представители иудейской власти пришли в храм и стали задавать Иисусу вопросы, чтобы поймать Его на слове и получить основание для обвинения, а Он, в Своей мудрости, отвечал им так, что они остолбенели и не могли произнести ни слова.

Первый вопрос задали первосвященники, книжники и старейшины. Под первосвященниками следует понимать группу людей, состоявшую из бывших первосвященников и членов их семей, из которой и выбирались первосвященники. Они представляли собой религиозную аристократию храма. Первосвященники, книжники и старейшины составляли синедрион - высший совет и правящий орган иудеев, и следовательно, можно считать, что вопросы были заданы самим синедрионом, с тем чтобы сформулировать обвинение против Иисуса.

И не удивительно, что они спросили Его, какой же властью делает Он все это! Въехать таким образом в Иерусалим и после этого строить все по-своему и очистить храм - ведь должен же Он был чем-то объяснить это, ведь дал же Ему кто-то власть на это! Для правоверных иудеев того времени сам факт, что Иисус так спокойно распоряжался в храме, уже был поразительным и удивительным. Ни один равви никогда не выносил какого-либо решения, и даже не делал какого-либо официального заявления, не сославшись на чей-нибудь авторитет. Он бы начинал свой аргумент так: «Ибо сказано, что...» Либо же он говорил: «Равви такой-то и такой-то подтвердил, что...» Но никто никогда не претендовал на независимую власть, с которой Иисус распоряжался в храме. Поэтому они хотели, чтобы Иисус ясно и прямо сказал, что Он -Мессия и Сын Божий. Тогда у них было бы готовое обвинение в богохульстве и они могли бы арестовать Его на месте. Но Он не ответил так, потому что час Его еще не пришел.

Иногда ответ Иисуса характеризуется как умный полемический ответ, единственная цель которого состояла в том, чтобы получить тактическое преимущество. Но это далеко не так. Он задал им вопрос: «Крещение Иоанново (власть Иоаннова) с небес было или от человеков?» Дело в том, что ответив правильно на Его вопрос, они ответили бы на свой же вопрос. Всем было известно, как смотрел Иоанн Креститель на Иисуса, кем он считал Его, и что он сам считал себя лишь Предтечей идущего за ним Мессии. Если бы первосвященники и вся кампания согласилась с тем, что власть Иоанна была от неба, они тем самым, должны были согласиться с тем, что Иисус - Мессия, потому что так сказал Иоанн. Если бы они решились отрицать тот факт, народ восстал бы против них. Своим вопросом Иисус, собственно, спрашивал: «Скажите Мне, как вы думаете - от Кого Я получил эту власть?» Если бы они ответили на Его вопрос, Ему уже не пришлось бы отвечать на него.

Столкнувшись с правдой лицом к лицу человек может попасть в мучительное и трудное положение но если он откажется смотреть правде в глаза то попадет в столь сложное положение, из которого он уже не сможет выпутаться. Посланники фарисеев отказались смотреть правде в глаза и им пришлось убраться ни с чем, потерян доверие толпы.

9-18 ПРИТЧА, ЯВЛЯВШАЯСЯ ОСУЖДЕНИЕМ (Лк.20:9-18)

Смысл притчи совершенно ясен. Под виноградником Иисус подразумевает Израиль (Ис. 5,1-7). Под виноградарями - управителей Израиля. Под посланными рабами - пророков, которыми пренебрегли правители и которые были преследуемы и убиты. Сын господина - Иисус. А осуждение заключается в том, что место, отведенное Израилю, будет отдано другим.

Осуждение, изложенное в притче, вполне возможное и позже действительно осуществилось. Во время Иисуса Иудея переживала экономические трудности и народные мятежи. Многие землевладельцы действительно предпочитали проживать за пределами Иудеи и сдавать свои земли в аренду. Арендную плату редко платили деньгами: она составляла либо установленное количество продукта, независимо от хорошего или плохого урожая, либо определенную долю урожая.

Это одна из наиболее содержательных и поучительных притч. Из нее мы узнаем кое-что о человеке.

1. В ней говорится о привилегиях, данных людям. Виноградари не насаждали виноградник. Они получили его во владение, а владелец виноградника не стоял над ними палкой. Он удалился и предоставил им работать так, каким заблагорассудится.

2. В ней говорится о греховности людей. Грех виноградарей заключался в том, что они не отказывались отдавать должное владельцу виноградника и хотели захватить имение его. Грех их был также и в том, что они не хотели предоставить Богу принадлежащее место и проявить Ему послушание.

3. В ней говорится об ответственности человечества. Виноградари-арендаторы были надолго предоставлены самим себе; но пришел день расплаты. Рано или поздно человек должен будет дать отчет за то, что было дано в его распоряжение.

Из этой притчи мы узнаем кое-что о Боге.

1. В ней говорится о долготерпении Божием. Владетель виноградника не применил силу против мятежников после первого выступления виноградарей-арендаторов. Он снова и снова давал им возможность исправиться. Нет ничего удивительнее долготерпения Божия, Если бы мир сотворил человек, он в безысходном отчаянии уничтожил‚бы его.

2. В ней говорится также о Суде Божием. Виноградари арендаторы полагали, что они могут злоупотреблять долготерпением владельца, и что это сойдет им с рук. Но Бог не отказался от Своих прав. Сколько бы человек ни тешил себя надеждой, что ему все позволено, но день суда придет. Как говорили римляне: «Правосудие беспристрастно, и в конечном счете восторжествует».

Притча сообщает нам нечто об Иисусе.

1. Мы видим, что Он знал, что ожидает иудеев в будущем. Ведь Он не пришел в Иерусалим с надеждою, что Ему удастся избежать распятия. Он бесстрашно с открытыми глазами шел вперед. Когда пророчица Кассандра предсказала Ахиллу, великому греческому герою, что если он пойдет на бой, то обязательно погибнет, он ответил, «Но тем не менее, я намерен пойти». И для Иисуса не было иного пути.

2. Притча говорит о том, что Иисус никогда не сомневался в конечной победе Бога. Несокрушимое величие Бога недосягаемо для сил и власти порочных людей. На какое-то время кажется, что зло побеждает, но оно не может в конце концов избежать наказания.

Терпеливо видит Справедливый

Исполнения бесчисленных убийств,

Совершающих все где-то в темницах

Произволом узаконенных злодейств.

Правда казнится все также на помоете

Зло на троне с рода в род;

Но за мраком горя и страданий

Божий суд с возмездием грядет.

3. В этой притче Иисус безошибочно заявляет, что Он есть Сын Божий. Он умышленно исключает Себя из ряда пророков: они были слугами Божиими, он же - Сын Божий, помазанный Богом Царь.

Цитата: «камень, который отвергли строители», взята из Пс. 116,22. В раннехристианской церкви это была излюбленная цитата для изображения смерти и воскресения Иисуса Христа (Деян.4:11: 1 Пет. 2,7).

19-26 БОЖИЕ И КЕСАРЕВО (Лк.20:19-26)

И вот посланники синедриона вновь бросились в атаку. Они склоняли людей обращаться к Иисусу с вопросами, которые, якобы, действительно беспокоили их. Подать, уплачиваемая кесарю, представляла собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет должны были платить ее. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и была причиной не одного восстания. Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона. Ее никто и не считал высокой, и она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь - Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще кроме Бога - противозаконно. Проблема носила религиозный характер, и многие были готовы умереть ради этого принципа.

Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Иисус, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где их было особенно много.

Ответ Иисуса был так же казуистичен, как и заданный Ему вопрос. Он попросил их показать динарий. Ну, а в древнем мире одним из знаков царской власти было право чеканить монету. Так, например, Маккавеи, как только они освободили Иерусалим от сирийцев, стали чеканить свою монету. Кроме того, все признавали за тем, кто чеканит свою монету и право накладывать подати и собирать их. Человек, имевший право чеканить монету со своим изображением и со своей надписью, получал тем самым право собирать подати. И поэтому Иисус ответил спрашивавшим: «Если вы принимаете монеты кесаревой чеканки, вы обязаны признать за ним право взимать подати; но, - продолжал Он, - существует такая сфера, где законы и предписания кесаря не имеют силы, и которая полностью принадлежат одному Богу».

1. Человек, живущий в каком-то государстве и пользующийся его привилегиями, не может обособиться от него. Честный человек всегда будет достойным гражданином. В любом государстве христиане должны быть самыми надежными и сознательными гражданами но, К сожалению, христиане мало участвуют в управлении своей страной. Если они отказываются от своей ответственности и представляют управление страной делягам-политиканам, они теряют право жаловаться на то, что делается или не делается.

2. Но все же в жизни христиан последнее слово принадлежит Богу, а не государству. Голос совести громче голоса любого закона, изданного людьми. Христианин одновременно является слугой государства и его совестью; именно потому, что он достоверный гражданин, он откажется делать то, чего не может сделать христианин. Христианин живет в страхе Божием и чтит царя.

27-40 ВОПРОС САДДУКЕЕВ (Лк.20:27-40)

Когда Иисус заставил замолчать посланцев синедриона, появились саддукеи. Их вопрос сводился, собственно, к двум моментам.

1. Во-первых, он касался закона о браке (Втор. 25,5) согласно которому, если мужчина умирал бездетным, его брат должен был жениться на жене его, чтобы продолжать род брата. Невероятно, чтобы этот закон соблюдался вовремя Иисуса, но он записан в законах Моисея и, поэтому, саддукеи считались с ним.

2. И, во-вторых, он касался вероучения саддукеев. Саддукеи и фарисеи часто упоминаются вместе, но их вероучения во многом противоположны друг другу.

А) Фарисеи преследовали религиозные цели. Их мало занимали вопросы политики и их удовлетворяло любое правительство, позволявшее им исполнять все предписанные законом обряды. Саддукеев было немного, но сии представляли самую состоятельную часть израильтян. Почти все священники и аристократы были саддукеями. Они составляли правящую верхушку; и почти все сотрудничали с римским правительством, так как боялись потерять свое богатство, свои удобства и свое положение.

Б) Фарисеи признавали Писание, и все неисчислимое множество детально разработанных норм и правил традиционного и обрядового закона, как-то: закон субботы и положения об омовении рук. Саддукеи же признавали только писанный закон Ветхого Завета, а в Ветхом Завете они подчеркивали только закон Моисея, ноне придавали значения книгам пророков.

В) Фарисеи верили в воскресение мертвых, в ангелов и духов. Саддукеи же считали, что воскресения из мертвых не может быть, и что нет ни ангелов, ни духов.

Г) Фарисеи верили в судьбу и в то, что жизнь человека регулируется и предопределяется Богом. Саддукеи же верили в неограниченную свободу воли.

Л) Фарисеи верили в Мессию и надеялись на пришествие Его; саддукеи же не верили в Него. Для них пришествие Мессии означало нарушение их тщательно упорядоченного образа жизни.

И вот саддукеи обратились к Иисусу с вопросом. Кто же будет на небесах мужем женщины, бывшей поочередно замужем за семью мужчинами. Они считали, что такой вопрос доказывает абсурдность веры в воскресение мертвых. Данный Иисусом ответ содержит непреходящую истину. Он указал, что не следует мыслить о небе в понятиях нашего мира. Жизнь на небесах будет совершенно иной, потому что и мы будем совершенно иными. Ели бы мы перестали умничать о том, на что похож рай и предоставили бы все любви Божией, мы избавились бы от древних заключений и многих мучительных вопросов.

Но Иисус пошел дальше. Как мы уже сказали, саддукеи не верили в воскресение мертвых. Они заявили, что не могут верить в воскресение, потому что в книгах законов, которые, как считали, были написаны Моисеем, по их пониманию, не было не только никаких доказательств этого, но и даже упоминаний. До этого времени ни один равви не мог ответить саддукеям, но Иисус сделал это. Иисус напомнил саддукеям, что Моисей сам слышал, что Бог сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3,6), а ведь невозможно представить себе, чтобы Бог был Богом мертвых. И поэтому Авраам, Исаак и Иаков должны быть живы. И, следовательно, возможно воскресение тела. Неудивительно, поэтому что законники высоко ценили ответ Иисуса, потому что Он побил саддукеев их же оружием.

Но многим этот отрывок может показаться малоубедительным. В нем рассматриваются вопросы, Представляющие жгучий интерес и в наши дни, но приведенные Иисусом доводы, бывшие абсолютно убедительными для равви, могут показаться неубедительными для нашего ума. Но даже в этой малоубедительности заключается великая истина для каждого из тех, кто проповедует или собирается проповедовать христианство Своим собратьям. Иисус убеждает людей доводами, понятными им. Он говорил с ними их же языком, он использовал в разговоре с ними их же аргументы, именно это нравилось простым людям.

Когда читаешь религиозные и богословские Книги, иногда начинаешь чувствовать, что все это может быть так, но что многое в них было бы непонятно людям, не имеющим богословской подготовки, которые, в конечном счете, составляют большинство. Иисус говорил с народом на языке, который был ему знаком и приводил доводы, которые он понимал; речь Его была доступна каждому, и Он объяснял их вопросы и идеи их же законом. Мы сможем намного эффективнее проповедовать христианство и лучше свидетельствовать о Христе, если мы станем учиться у Него.

41-44 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ИИСУСА (Лк.20:40-44)

Этот отрывок лучше рассмотреть отдельно, потому что он труден. Иудеям Мессия больше всего был известен как Сын Давидов. Именно так обратился слепой у горы Иерихон к Иисусу (Лк.. 18,38.39) и также называла Его толпа при въезде в Иерусалим (Мф.. 21,9). Но здесь Иисус как будто ставит свой титул под сомнение. Цитату Иисус взял из Пс. 109,1. Во времена Иисуса считалось, что все псалмы - Давидовы, а этот псалом относится к Мессии. В этом псалме Давид говорит о том, как Бог обратился к Помазаннику Своему и указал Ему сесть одесную Себя, пока Он не положит врагов Его к подножию ног Его; и в этом же псалме Давид называет Мессию «мой Господь». Как же может Мессия быть одновременно и сыном, и Господом Давида? дело в том, что Иисус здесь просто делает то же, что Он делал очень часто - исправить укоренившуюся в народе идею о Мессии, что с Его приходом наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Иудеи мечтали о политической власти. Но как можно было воплотить эту мечту в действительность? У иудеев было много идей об этом, но наибольшей популярностью пользовалась идея о том, что придет один из великих потомков Давида и будет непобедимым кормчим и царем. И поэтому титул «Сын Давидов» был неразрывно связан с мыслью о мировом господстве, военной мощи и территориальных завоеваниях.

В действительности же Иисус сказал здесь следующее: «Вы думаете о грядущем Мессии как о Сыне Давидовом; так оно и есть; но Он не только Сын Давидов: Он -Господь». Он говорил людям, что они должны изменить свое представление о значении титула «Сын Давидов». Люди должны оставить свои ошибочные взгляды о мировом господстве, а видеть в Мессии Господа сердец и жизней человеческих. Не высказывая этого открыто, Он упрекал их в том, что их представление о Боге слишком ограничено. Человек всегда склонен представлять Бога подобным себе и не видеть всего Его величия.

45-47 ЧЕСТОЛЮБИЕ ЛЮДЕЙ (Лк.20:45-47)

Книжники и раввины жаждали вовсе особых почестей. У них была тщательно разработана система, своего рода «Табель о рангах». В школе наибольшие почести оказывались самому ученому равви, на званом обеде самому старшему. Есть предание о том, как два равви вернулись с прогулки, возмущаясь тем, что несколько человек приветствовали их словами: «Мир с вами», но не добавили: «Господа!» Равнины претендовали даже на то, чтобы их почитали превыше родителей. «Пусть твое уважение к другу граничит с твоим уважением к учителю, и пусть твое уважение к учителю граничит с почитанием Бога». «Уважение к учителю должно быть выше уважения к отцу, потому что и отец и сын должны почитать учителя». «Если отец и учитель потеряли что-нибудь, то должно возместить потерю сначала учителю, а потом отцу, ибо отец только родил человека, а учитель, который учит его мудрости и ведет его в мир грядущий... Если отец и учитель несут какую-то ношу, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если отец и учитель находятся в тюрьме, то сын должен сначала выручить учителя, а потом отца». Кажутся почти неправдоподобными такие претензии, нормальному человеку даже нехорошо заявлять такое, еще хуже - допускать справедливость их. Но именно такие притязания предъявляли книжники и фарисеи.

Иисус обвинил книжников еще и в том, что они пожирают дома вдов. По закону равви должен был учить бесплатно. Предполагалось, что каждый равви имел какое-либо ремесло, чтобы прокормить себя делом рук своих, а обучал бы бесплатно. Все это звучит благородно, но одновременно равви проповедовали, что поддерживать равви материально - акт высочайшего благочестия. «Всякий, - говорили они, - кто кладет часть своего дохода в кошелек мудреца, достоин занять место в небесной академии». «Всякий, дающий кров ученику мудрости, подобен человеку, ежедневно приносящему жертву». «Пусть твой дом будет прибежищем мудрых».

И нет ничего необычного в том, что более впечатлительные женщины становились законной добычей менее щепетильных и любящих хорошо пожить мудрецов раввинов. Худшие из них проживали и поедали дома вдов. Все эти жуткие дела раввинов шокировали и возмущали Иисуса. Их положение усугублялось еще и тем, что они знали лучше, были лучше образованы и занимали ответственные места в общине и обществе. Бог всегда покарает человека, использующего свое важное положение для того, чтобы улучшить свое материальное состояние и потворствовать своей любви к роскоши и комфорту.

В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами

И сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?»

А если скажем: «от человеков», то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

И отвечали: не знаем откуда.

Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

В этой главе описан так называемый «день вопросов». В этот день представители иудейской власти пришли в храм и стали задавать Иисусу вопросы, чтобы поймать Его на слове и получить основание для обвинения, а Он, в Своей мудрости, отвечал им так, что они остолбенели и не могли произнести ни слова.

Первый вопрос задали первосвященники, книжники и старейшины. Под первосвященниками следует понимать группу людей, состоявшую из бывших первосвященников и членов их семей, из которой и выбирались первосвященники. Они представляли собой религиозную аристократию храма. Первосвященники, книжники и старейшины составляли синедрион — высший совет и правящий орган иудеев, и следовательно, можно считать, что вопросы были заданы самим синедрионом, с тем чтобы сформулировать обвинение против Иисуса.

И не удивительно, что они спросили Его, какой же властью делает Он все это! Въехать таким образом в Иерусалим и после этого строить все по-своему и очистить храм — ведь должен же Он был чем-то объяснить это, ведь дал же Ему кто-то власть на это! Для правоверных иудеев того времени сам факт, что Иисус так спокойно распоряжался в храме, уже был поразительным и удивительным. Ни один раввин никогда не выносил какого-либо решения, и даже не делал какого-либо официального заявления, не сославшись на чей-нибудь авторитет. Он бы начинал свой аргумент так: «Ибо сказано, что. . .» Либо же он говорил: «Равви такой-то и такой-то подтвердил, что. . .» Но никто никогда не претендовал на независимую власть, с которой Иисус распоряжался в храме. Поэтому они хотели, чтобы Иисус ясно и прямо сказал, что Он — Мессия и Сын Божий. Тогда у них было бы готовое обвинение в богохульстве и они могли бы арестовать Его на месте. Но Он не ответил так, потому что час Его еще не пришел.

Иногда ответ Иисуса характеризуется как умный полемический ответ, единственная цель которого состояла в том, чтобы получить тактическое преимущество. Но это далеко не так. Он задал им вопрос: «Крещение Иоанново (власть Иоаннова) с небес было или от человеков?» Дело в том, что ответив правильно на Его вопрос, они ответили бы на свой же вопрос. Всем было известно, как смотрел Иоанн Креститель на Иисуса, кем он считал Его, и что он сам считал себя лишь Предтечей идущего за ним Мессии. Если бы первосвященники и вся кампания согласилась с тем, что власть Иоанна была от неба, они тем самым, должны были согласиться с тем, что Иисус — Мессия, потому что так сказал Иоанн. Если бы они решились отрицать тот факт, народ восстал бы против них. Своим вопросом Иисус, собственно, спрашивал: «Скажите Мне, как вы думаете — от Кого Я получил эту власть?» Если бы они ответили на Его вопрос, Ему уже не пришлось бы отвечать на него.

Столкнувшись с правдой лицом к лицу, человек может попасть в мучительное и трудное положение; но если он откажется смотреть правде в глаза, то попадет в столь сложное положение, из которого он уже не сможет выпутаться. Посланники фарисеев отказались смотреть правде в глаза и им пришлось убраться ни с чем, потеряв доверие толпы.

Луки 20,9-18 Притча, являвшаяся осуждением

И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник, и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

И в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибивши его, отослали ни с чем.

Еще послал другого раба; но они и этого, прибивши и обругавши, отослали ни с чем.

И еще послал третьего; но они и того изранивши выгнали.

Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидевши его, постыдятся.

Но виноградари, увидевши его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

И выведши его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

Придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие, написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»?

Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит.

Смысл притчи совершенно ясен. Под виноградником Иисус подразумевает Израиль (Ис. 5, 1-7). Под виноградарями — управителей Израиля. Под посланными рабами — пророков, которыми пренебрегли правители и которые были преследуемы и убиты. Сын господина — Иисус. А осуждение заключается в том, что место, отведенное Израилю, будет отдано другим.

Осуждение, изложенное в притче, вполне возможное и позже действительно осуществилось. Во время Иисуса Иудея переживала экономические трудности и народные мятежи. Многие землевладельцы действительно предпочитали проживать за пределами Иудеи и сдавать свои земли в аренду. Арендную плату редко платили деньгами: она составляла либо установленное количество продукта, независимо от хорошего или плохого урожая, либо определенную долю урожая.

Это одна из наиболее содержательных и поучительных притч. Из нее мы узнаем кое-что о человеке.

1. В ней говорится о привилегиях, данных людям. Виноградари не насаждали виноградник. Они получили его во владение, а владелец виноградника не стоял над ними палкой. Он удалился и предоставил им работать так, как им заблагорассудится.

2. В ней говорится о греховности людей. Грех виноградарей заключался в том, что они не отказывались отдавать должное владельцу виноградника и хотели захватить имение его. Грех их был также и в том, что они не хотели предоставить Богу принадлежащее место и проявить Ему послушание.

3. В ней говорится об ответственности человечества. Виноградари-арендаторы были надолго предоставлены самим себе; но пришел день расплаты. Рано или поздно человек должен будет дать отчет за то, что было дано в его распоряжение.

Из этой притчи мы узнаем кое-что о Боге.

1. В ней говорится о долготерпении Божием. Владетель виноградника не применил силу против мятежников после первого выступления виноградарей-арендаторов. Он снова и снова давал им возможность исправиться. Нет ничего удивительнее долготерпения Божия. Если бы мир сотворил человек, он в безысходном отчаянии уничтожил бы его.2. В ней говорится также о Суде Божием. Виноградари-арендаторы полагали, что они могут злоупотреблять долготерпением владельца, и что это сойдет им с рук. Но Бог не отказался от Своих прав. Сколько бы человек ни тешил себя надеждой, что ему все позволено, но день суда придет. Как говорили римляне: «Правосудие беспристрастно, и в конечном счете восторжествует».

Притча сообщает нам нечто об Иисусе.

1. Мы видим, что Он знал, что ждет иудеев в будущем. Ведь Он не пришел в Иерусалим с надеждою, что Ему удастся избежать распятия. Он бесстрашно с открытыми глазами шел вперед. Когда пророчица Кассандра предсказала Ахиллу, великому греческому герою, что если он пойдет на бой, то обязательно погибнет, он ответил, «Но тем не менее, я намерен пойти». И для Иисуса не было иного пути.

2. Притча говорит о том, что Иисус никогда не сомневался в конечной победе Бога. Несокрушимое величие Бога недосягаемо для сил и власти порочных людей. На какое-то время кажется, что зло побеждает, но оно не может в конце концов избежать наказания.

Терпеливо видит Справедливый Исполнения бесчисленных убийств, Совершающих все где-то в темницах Произволом узаконенных злодейств.

Правда казнится все также на помосте Зло на троне с рода в род; Но за мраком горя и страданий Божий суд с возмездием грядет.

3. В этой притче Иисус безошибочно заявляет, что Он есть Сын Божий. Он умышленно исключает Себя из ряда пророков: они были слугами Божиими, он же — Сын Божий, помазанный Богом Царь.

Цитата: «камень, который отвергли строители», взята из Пс. 116, 22. В раннехристианской церкви это была излюбленная цитата для изображения смерти и воскресения Иисуса Христа (Деян. 4, 11: 1 Пет. 2, 7).

Луки 20,19-26 Божие и кесарево

И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

И наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

И они спросили Его: Учитель, мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь, и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

Позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

Он сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

И не могли уловить Его в слове пред народом и, удивившись ответу Его, замолчали.

И вот посланники синедриона вновь бросились в атаку. Они склоняли людей обращаться к Иисусу с вопросами, которые, якобы, действительно беспокоили их. Подать, уплачиваемая кесарю, представляла собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария, то есть, около 31 коп. серебром в год. Каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет должны были платить ее. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и была причиной не одного восстания. Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона. Ее никто и не считал высокой, и она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь — Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще кроме Бога — противозаконно. Проблема носила религиозный характер, и многие были готовы умереть ради этого принципа.

Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Иисус, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где их было особенно много.

Ответ Иисуса был так же казуистичен, как и заданный Ему вопрос. Он попросил их показать динарий. Ну, а в древнем мире одним из знаков царской власти было право чеканить монету. Так, например, Маккавеи, как только они освободили Иерусалим от сирийцев, стали чеканить свою монету. Кроме того, все признавали за тем, кто чеканит свою монету и право накладывать подати и собирать их. Человек, имевший право чеканить монету со своим изображением и со своей надписью, получал тем самым право собирать подати. И поэтому Иисус ответил спрашивавшим: «Если вы принимаете монеты кесаревой чеканки, вы обязаны признать за ним право взимать подати; но, — продолжал Он, — существует такая сфера, где законы и предписания кесаря не имеют силы, и которая полностью принадлежат одному Богу».

1. Человек, живущий в каком-то государстве и пользующийся его привилегиями, не может обособиться от него. Честный человек всегда будет достойным гражданином. В любом государстве христиане должны быть самыми надежными и сознательными гражданами; но, к сожалению, христиане мало участвуют в управлении своей страной. Если они отказываются от своей ответственности и представляют управление страной делягам-политиканам, они теряют право жаловаться на то, что делается или не делается.

2. Но все же в жизни христиан последнее слово принадлежит Богу, а не государству. Голос совести громче голоса любого закона, изданного людьми. Христианин одновременно является слугой государства и его совестью; именно потому, что он достоверный гражданин, он откажется делать то, чего не может сделать христианин. Христианин живет в страхе Божием и чтит царя.

Луки 20,27-40 Вопрос саддукеев

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

Учитель! Моисей написал нам, что, если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

Было семь братьев: первый, взяв жену, умер бездетным;

Взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

Взял ее третий, также и все семеро, и умерли, не оставивши детей; После всех умерла и жена.

Итак, в воскресение, которого из них будет она женою? ибо семеро имели ее женою.

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения.

А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал

Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

И уже не смели спрашивать Его ни о чем.

Когда Иисус заставил замолчать посланцев синедриона, появились саддукеи. Их вопрос сводился, собственно, к двум моментам.

1. Во-первых, он касался закона о браке (Втор. 25, 5), согласно которому, если мужчина умирал бездетным, его брат должен был жениться на жене его, чтобы продолжать род брата. Невероятно, чтобы этот закон соблюдался во время Иисуса, но он записан в законах Моисея и, поэтому, саддукеи считались с ним.

2. И, во-вторых, он касался вероучения саддукеев. Саддукеи и фарисеи часто упоминаются вместе, но их вероучения во многом противоположны друг другу.

а) Фарисеи преследовали религиозные цели. Их мало занимали вопросы политики и их удовлетворяло любое правительство, позволявшее им исполнять все предписанные законом обряды. Саддукеев было немного, но они представляли самую состоятельную часть израильтян. Почти все священники и аристократы были саддукеями. Они составляли правящую верхушку; и почти все сотрудничали с римским правительством, так как боялись потерять свое богатство, свои удобства и свое положение.

б) Фарисеи признавали Писание, и все неисчислимое множество детально разработанных норм и правил традиционного и обрядового закона, как-то: закон субботы и положения об омовении рук. Саддукеи же признавали только писаный закон Ветхого Завета, а в Ветхом Завете они подчеркивали только закон Моисея, но не придавали значения книгам пророков.

в) Фарисеи верили в воскресение мертвых, в ангелов и духов. Саддукеи же считали, что воскресения из мертвых не может быть, и что нет ни ангелов, ни духов.

г) Фарисеи верили в судьбу и в то, что жизнь человека регулируется и предопределяется Богом. Саддукеи же верили в неограниченную свободу воли.

д) Фарисеи верили в Мессию и надеялись на пришествие Его; саддукеи же не верили в Него. Для них пришествие Мессии означало нарушение их тщательно упорядоченного образа жизни.

И вот саддукеи обратились к Иисусу с вопросом. Кто же будет на небесах мужем женщины, бывшей поочередно замужем за семью мужчинами. Они считали, что такой вопрос доказывает абсурдность веры в воскресение мертвых. Данный Иисусом ответ содержит непреходящую истину. Он указал, что не следует мыслить о небе в понятиях нашего мира. Жизнь на небесах будет совершенно иной, потому что и мы будем совершенно иными. Если бы мы перестали умничать о том, на что похож рай и предоставили бы все любви Божией, мы избавились бы от мудреных заключений и многих мучительных вопросов.

Но Иисус пошел дальше. Как мы уже сказали, саддукеи не верили в воскресение мертвых. Они заявили, что не могут верить в воскресение, потому что в книгах законов, которые, как считали, были написаны Моисеем, по их пониманию, не было не только никаких доказательств этого, но и даже упоминаний. До этого времени ни один раввин не мог ответить саддукеям, но Иисус сделал это. Иисус напомнил саддукеям, что Моисей сам слышал, что Бог сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3, 6), а ведь невозможно представить себе, чтобы Бог был Богом мертвых. И поэтому Авраам, Исаак и Иаков должны быть живы. И, следовательно, возможно воскресение тела. Неудивительно, поэтому что законники высоко ценили ответ Иисуса, потому что Он побил саддукеев их же оружием.

Но многим этот отрывок может показаться малоубедительным. В нем рассматриваются вопросы, представляющие жгучий интерес и в наши дни, но приведенные Иисусом доводы, бывшие абсолютно убедительными для равви, могут показаться неубедительными для нашего ума. Но даже в этой малоубедительности заключается великая истина для каждого из тех, кто проповедует или собирается проповедовать христианство своим собратьям. Иисус убеждает людей доводами, понятными им. Он говорил с ними их же языком, Он использовал в разговоре с ними их же аргументы, и именно это нравилось простым людям.

Когда читаешь религиозные и богословские книги, иногда начинаешь чувствовать, что все это может быть так, но что многое в них было бы непонятно людям, не имеющим богословской подготовки, которые, в конечном счете, составляют большинство. Иисус говорил с народом на языке, который был ему знаком и приводил доводы, которые он понимал; речь Его была доступна каждому, и Он объяснял их вопросы и идеи их же законом. Мы сможем намного эффективнее проповедовать христианство и лучше свидетельствовать о Христе, если мы станем учиться у Него.

Луки 20,40-44 Предостережение Иисуса

Он же сказал им:

Как говорят, что Христос есть сын Давидов?

А сам Давид говорит в книге псалмом: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Итак Давид Господом называет Его; как же Он сын ему?

Этот отрывок лучше рассмотреть отдельно, потому что он труден. Иудеям Мессия больше всего был известен как Сын Давидов. Именно так обратился слепой у горы Иерихон к Иисусу (Лук. 18, 38.39) и также называла Его толпа при въезде в Иерусалим (Мат. 21, 9). Но здесь Иисус как будто ставит свой титул под сомнение. Цитату Иисус взял из Пс. 109, 1. Во времена Иисуса считалось, что все псалмы — Давидовы, а этот псалом относится к Мессии. В этом псалме Давид говорит о том, как Бог обратился к Помазаннику Своему и указал Ему сесть одесную Себя, пока Он не положит врагов Его к подножию ног Его; и в этом же псалме Давид называет Мессию «мой Господь». Как же может Мессия быть одновременно и Сыном, и Господом Давида? Дело в том, что Иисус здесь просто делает то же, что Он делал очень часто — исправить укоренившуюся в народе идею о Мессии, что с Его приходом наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Иудеи мечтали о политической власти. Но как можно было воплотить эту мечту в действительность? У иудеев было много идей об этом, но наибольшей популярностью пользовалась идея о том, что придет один из великих потомков Давида и будет непобедимым кормчим и царем. И поэтому титул «Сын Давидов» был неразрывно связан с мыслью о мировом господстве, военной мощи и территориальных завоеваниях.

В действительности же Иисус сказал здесь следующее: «Вы думаете о грядущем Мессии как о Сыне Давидовом; так оно и есть; но Он не только Сын Давидов: Он — Господь». Он говорил людям, что они должны изменить свое представление о значении титула «Сын Давидов». Люди должны оставить свои ошибочные взгляды о мировом господстве, а видеть в Мессии Господа сердец и жизней человеческих. Не высказывая этого открыто, Он упрекал их в том, что их представление о Боге слишком ограничено. Человек всегда склонен представлять Бога подобным себе и не видеть всего Его величия.

Луки 20,45-47 Честолюбие людей

И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных

одеждах и любят приветствия в народных собраниях,

председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, Которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они

примут тем большее осуждение.

Книжники и раввины жаждали вовсе особых почестей. У них была тщательно разработана система, своего рода «Табель о рангах». В школе наибольшие почести оказывались самому ученому равви, на званом обеде — самому старшему. Есть предание о том, как два равви вернулись с прогулки, возмущаясь тем, что несколько человек приветствовали их словами: «Мир с вами», но не добавили: «Господа!» Раввины претендовали даже на то, чтобы их почитали превыше родителей. «Пусть твое уважение к другу граничит с твоим уважением к учителю, и пусть твое уважение к учителю граничит с почитанием Бога». «Уважение к учителю должно быть выше уважения к отцу, потому что и отец и сын должны почитать учителя». «Если отец и учитель потеряли что-нибудь, то должно возместить потерю сначала учителю, а потом отцу, ибо отец только родил человека, а учитель, который учит его мудрости и ведет его в мир грядущий. . . Если отец и учитель несут какую-то ношу, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если отец и учитель находятся в тюрьме, то сын должен сначала выручить учителя, а потом отца». Кажутся почти неправдоподобными такие претензии, нормальному человеку даже нехорошо заявлять такое, еще хуже — допускать справедливость их. Но именно такие притязания предъявляли книжники и фарисеи.

Иисус обвинил книжников еще и в том, что они пожирают дома вдов. По закону равви должен был учить бесплатно. Предполагалось, что каждый равви имел какое-либо ремесло, чтобы прокормить себя делом рук своих, а обучал бы бесплатно. Все это звучит благородно, но одновременно равви проповедовали, что поддерживать равви материально — акт высочайшего благочестия. «Всякий, — говорили они, — кто кладет часть своего дохода в кошелек мудреца, достоин занять место в небесной академии». «Всякий, дающий кров ученику мудрости, подобен человеку, ежедневно приносящему жертву». «Пусть твой дом будет прибежищем мудрых».

И нет ничего необычного в том, что более впечатлительные женщины становились законной добычей менее щепетильных и любящих хорошо пожить мудрецов-раввинов. Худшие из них проживали и поедали дома вдов. Все эти жуткие дела раввинов шокировали и возмущали Иисуса. Их положение усугублялось еще и тем, что они знали лучше, были лучше образованы и занимали ответственные места в общине и обществе. Бог всегда покарает человека, использующего свое важное положение для того, чтобы улучшить свое материальное состояние и потворствовать своей любви к роскоши и комфорту.

20:1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
Как видим, Иисус не переставая и целенаправленно учил народ и разъяснял им смысл радостной вести для человечества о Царстве Божьем

20:2-4 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
Иисус в списках уполномоченных решать проблемы храма не значился.
А вёл себя, как имеющий полномочия: учил в храме и вертеп торговый в храме разогнал. Непорядок. Потому и возмущение нарастало: дескать, по какому такому праву он вёл себя так, будто значился в списках начальствующих?

3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
Не стал Иисус им прямо и как обязанный дать полный отчёт о своём уповании - рассказывать о свою историю с самого начала о том, что Бог уполномочил его, всё равно никто из них ему не верил. А спрашивали - не для того, чтобы знания от него приобрести, а чтобы вынудить его сказать что-нибудь опрометчивое, за что можно было ухватиться, как за ниточку и «раскрутить» его на обвинение в богохульстве.

Для того, чтобы фарисеи не остались мудрыми в глазах своих (Пр.26:5) и сами ответили на свой же вопрос, Иисус спросил их о власти Иоанна Крестителя, ясно свидетельствующего о том, кто же - Иисус:

4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
Вопрос был именно так поставлен, чтобы первосвященники и старейшины увидели свой проигрыш - в своём же ответе. Христос задал им вопрос о власти небесной для того, чтобы они немного «разбавили» алгоритм своих знаний получения власти исключительно от человеков и расшевелили свои мыслительные способности: уж если они веруют в
Бога, то и догадаться, по идее, должны, что не только человек способен властью наделять.

20:6,7 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
Фарисеи, противостоя Христу, не понимали даже, что они участвуют в духовной войне на стороне духов злобы поднебесных: их не истина интересовала, а то, какие последствия они могут иметь для себя лично.

Поэтому в их цели не входило дать ответ по Писанию, честный или по справедливости.Методом логического вычисления всех издержек (последствий ответа) они искали и нашли для себя наиболее приемлемый вариант ответа - из всех возможных с минимальными, как им казалось, потерями для своей репутации:
7 И отвечали: не знаем откуда.

Когда не к чему было им придраться, особенно в присутствии публики, эти публичные благоразумные люди, предвидя беду, предпочли уклониться от ответа, нежели «идти вперёд и наказываться». Лишь не учли они, что с Христом Божиим такой мудрый «номер» не пройдёт. Он быстро вычислил их лукавство и поступил с лукавыми - по лукавству их, ответив им тем же:

20:8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю
Таким образом, и фарисеи остались без ответа, и Иисус Христос не дал им никакого повода в чём-либо его обвинить.

20:9-16 Притча о виноградаре и винограднике (пророческая)

20:9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
Иносказанием Иисус показывает Отца своего, насадившего в образе виноградника - Израиль:

Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, 2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы… и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. 3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. (Ис.5:1-3)
Законоучителя не могли не знать слов Исаии, поэтому притча сия показала им наглядно, что они относятся к виноградарям:

20:10-12 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
Все рабы Бога, пророки, кого бы Он не посылал в «виноградник» Свой для сбора хороших ожидаемых плодов (верных поклонников) - не только возвращались ни с чем, но ещё и побивали их за попытку вразумить Израиль, и так было во все времена существования «виноградника» Бога Израилева

14 Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили.. и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. 15 И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. 16 Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками (2Прлпмн.36:14-16)

20:13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
Пришёл черёд и сына Божьего посетить Израиль Божий для сбора хороших плодов - израильтян, сохраняющих верность Богу своему и ожидающих сына Божия в качестве царя на престоле Давидовом и князя мира (Ис. 9:6,7)

20:14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
Итак, виноградари узнали в пришельце - сына Хозяина, наследника виноградника. То есть, фарисеи, книжники и законоучителя догадывались, что Иисус Христос - не простой сын плотника, а царского роду - племени. Однако борьба за власть ослепила их разум: он отказывался принять Иисуса Христа как Божьего посланника, чтобы не пришлось им власть над Божьим народом - Христу передавать

20:15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
Иисус предсказывает свою гибель от рук виноградарей и побуждает задуматься над тем, какая участь ожидает убийц сына Божьего.
Всё руководство Божьего народа, слушающее его, должно было догадаться, к чему клонится разговор: ничего хорошего им не видать, если они не примут как должно Божьего сына.

20:16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим.
Участь убийц Христа - быть уничтоженными. С момента убийства Христа народ Божий будет передан в ведение других «виноградарей», более достойных: речь идёт об отмене ветхозаветной системы поклонения и вводе в действие Нового Завета, в котором «виноградарями» станут рабы Христовы.

Слышавшие же это сказали: да не будет! В замену и уничтожение нынешнего руководства в Божьем народе было невозможно поверить (не гибелью Христа они возмутились). Поэтому он указал ещё и на знакомое пророчество об уничтожении тех, кто отвергнет Божьего сына:

20:17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? (Пс.117:22)
Камень - Христос, о который преткнулись все ветхозаветные «устроители» Дома Божьего, виноградари (Деян.4:11) Но этот камень станет главным камнем в новом строящемся духовном Доме Бога, именно на его основании будет создана новозаветная Церковь Божия (собрание христиан)

20:18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Всякий, кто нападёт на Иисуса, равно и тот, на кого нападёт Иисус - будут уничтожены.
Вне всяких сомнений, книжники поняли смысл притчи о виноградарях и винограднике, поэтому и прореагировали соответственно своей сущности:

20:19,20 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
Задумались бы они над своим поведением в связи с этими предсказаниями, раскаялись бы или хотя бы зла против Христа не замышляли. Так нет же, им гораздо проще было придумать, как заставить Христа замолчать, чем признать, что предсказания относятся к ним.

Ради этого они не брезговали даже нечестивыми методами, забыв, похоже, о том, что являются представителями Бога и что в решении любых дел Божьи служители не должны пользоваться методами дьявола:

И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

И надо сказать, что в Божьем народе нашлись и те «плоды», кто согласился притворяться благочестивым «виноградом» ради того только, чтобы выслужиться перед нечестивым начальством.
Такие худые плоды в Божьем «винограднике» появились в результате деятельности негодных виноградарей: какие виноградари, такие и плоды.
Смысл пророческой притчи сразу же начал воплощаться в жизнь.

20:21-23 См. также разбор Мтф. 22:15-21.
И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
Найдя соглядатаев чёрному делу, они и сами решили ещё раз попытаться уловить Христа.
Христу задали вопрос из серии легко просчитываемого однозначного ответа: да или нет, белое это или черное?
Человек, задавший этот вопрос, был уверен, что, как бы Иисус ни ответил, он ответом
непременно восстановит против себя либо римлян, либо иудеев: ответ «нет» настроит римлян против него, ответ «да» - иудеев, боровшихся против этого налога, признака рабства.

20:24,25 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Однако даже в таких случаях можно ответить ни «да», ни «нет», если цель вопроса - уловить в ответе.

Этот принцип действует и поныне: не оставайтесь должными никому и ничем. Для кесаря делайте то, что требует кесарь вашей страны в согласии с принципами Бога. Для Бога делайте то, что требует Бог. А на прямые вопросы всех лицемеров и преднамеренных льстецов - отвечайте так, чтобы они не оставались мудрецами в глазах своих (Пр.26:5) и имели шанс обратиться.

20:26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Не удалось книжникам подловить Христа в слове. Но и глупостей в ответ говорить они не стали ради того, чтобы последнее слово за собой оставить. Предпочли умолкнуть, услышав столь мудрый ответ Христа.

Много духовного книжники и фарисеи понимали, большой потенциал для Бога имели, потому и пришёл Иисус отыскивать их среди погибших, чтобы попытаться обратить от злых дел и сохранить для Бога.

20:27-33 Разговор Иисуса с саддукеями о воскресении
Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; 32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
Саддукеи думали, что поставили перед Христом неразрешимую задачу: ведь он проповедовал воскресение из мёртвых (во что они не верили), а воскресение не может быть реальностью хотя бы потому, что абсурдно даже представить, как придётся делить одну жену между всеми воскресшими её бывшими мужьями по закону левиратного брака.

Однако Иисус показал им, что воскресение – реально и наличие жён у мужей в веке этом - воскресению не помеха:

20:34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
То есть, система выхода замуж и женитьбы, когда все сами себе выбирают пару и соблюдают закон левиратных браков (в Иудее) - характерна для века сего, для людей смертных.

20:35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят.
Разобьём этот тест на части и рассмотрим значение их:

достигнуть того века и воскресения из мертвых означает достигнуть вечной жизни, в которой смерть вторая не имеет власти над живущим. Телесное воскресение Лазаря, например, в этом веке - нельзя считать истинным воскресением из мёртвых: он и после воскресения умер.
Кто же из воскресших в ТОМ веке (в будущем) ?

Вспомним, что после воскресения смерти второй не будет сначала только для участников первого воскресения - для небожителей, соправителей Иисуса Христа. О них можно сказать, что они сподобились достичь того века и воскресения их мёртвых. Над остальными же людьми, возвращёнными к жизни во вторую очередь, ещё целую
1000 лет будет действовать смерть вторая (Откр. 20:6). Значит, о жителях земли в течение Миллениума ещё нельзя сказать, что они достигли воскресения из мёртвых: одного лишь телесного оживления недостаточно для достижения вечной жизни. Воскресшие телесно должны достичь ещё и духовного совершенства (Евр.11:40), на это им будет отведена 1000 лет.

После 1000 лет смерти не будет и для тех воскресших во вторую очередь, кто достойно проживёт 1000 лет и выдержит последнее испытание дьяволом (Откр. 20:7,8, 15; 21:3,4). Только после этого о них можно будет сказать, что и они достигли , наконец, воскресения из мёртвых .
(о тех, кого поглотит смерть вторая за согрешения в период Миллениума - нельзя будет сказать, что они, ожив телесно, достигли воскресения из мёртвых)

ни женятся, ни замуж не выходят.
Для всех, кто попадёт в Божью систему вещей и достигнет воскресения из мёртвых (перестанет быть смертным) - такой системы женитьбы и замужества, какая существует в этом веке, когда все сами себе выбирают пару и соблюдают закон левиратных браков (в Иудее) - не будет.

ИТОГО по тексту 20:35:
период, когда, достигнув воскресения из мёртвых , ни женятся, ни замуж не выходят - начнётся для небожителей - соправителей Христа - с момента их воскресения ДО Миллениума в первом воскресении, а для земных жителей (для человеков в скинии Бога –Откр.21:3) - ПОСЛЕ Миллениума во втором воскресении.
О периоде Миллениума Иисус Христос не сказал ничего.

Но что же всё-таки должно произойти с той женщиной, о которой спрашивали саддукеи, когда она воскреснет в Миллениуме и попадёт в райские условия жизни, как Адам и Ева?
Вспомним из Писания, что смерть первая, которой надлежит умереть каждому жителю века сего (Евр.9:27) - разорвёт все её брачные узы века сего (Римл.7:2).

Вспомним также, что в раю Бог САМ ДАЛ жену Адаму, полностью соответственную ему - одну на всю вечность.
Когда люди воскреснут для жизни в Миллениуме в течение 1000 лет, Бог снова сможет САМ ДАТЬ каждому свою жену - ту, которая станет единственной для мужа своего во всей вечности: одиночество для человечества не предусмотрено Богом изначально, ибо Он знает, что плохо человеку одному (Быт.2:18).

Поэтому женщину, о которой спрашивали саддукеи, Бог может дать в раю лишь одному из её бывших мужей или вообще - кому-то другому: она станет женой СВОЕГО мужа по замыслу Бога, а не кого-попало.
К концу 1000 лет всё человечество уже будет разбито на пары, а в день вечный шагнут только те пары, кто выстоит в последних испытаниях и сохранит верность Богу. Потому и не будет у них больше необходимости жениться и замуж выходить, достигнув воскресения из мёртвых к концу Миллениума.

ИТОГО по жизни людей в Миллениуме: те, кого воскресит Христос после участников первого воскресения - будут всю 1000 лет достигать духовного совершенства при помощи небесного правительства (Евр.11:40); Бог разобьёт воскресших на семейные пары по соответствию друг другу и к моменту наступления дня вечного все пары станут, наконец, «двое - одной плотью».
Как именно это будет происходить - неизвестно, но намерение Бога о том, что вся земля будет заселена счастливыми семейными парами, живущими вечно - исполнится.

20:36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи СЫНАМИ воскресения.
Смысл воскресения из мёртвых именно к тому и сводится, чтобы стать СЫНАМИ Бога, достигнув телесного и духовного совершенства, и как следствие - стать бессмертным: как помним, одного лишь телесного совершенства для бессмертия недостаточно.
Адаму, например, телесное совершенство не помогло даже в раю стать истинным сыном Бога. А Иисусу телесное совершенство в веке нечестивом - не помогло избежать смерти. Только сыновья Бога, совершенные телесно и духовно, могут обеспечить Отцу гармонию вечности Его вселенского бытия без опасений, что кто-то кому-то в мироздании Бога может причинить вред.

Те, кто сподобится достигнуть воскресения из мёртвых (кто достигнет бессмертия ), станут, наконец, истинными сыновьями Бога или сыновьями воскресения (плодом мероприятия Бога по возвращению людей через Иисуса Христа - к жизни вечной, предусмотренной для них изначально при сотворении (Быт.1:28), ведь сын Бога не должен быть смертным, поэтому и смертный человек не может быть сыном Бога в истинном смысле этого слова.
В том, что сыны воскресения, наконец, смогут жить вечно - они уподобятся вечно живущим ангелам (они равны Ангелам )
(Напомним, среди сынов воскресения будут сначала участники первого воскресения, позже - участники второго.
И ещё: факт, что Иисус сказал лишь о сынах воскресения – не говорит о том, что не будет у Бога дочерей воскресения: дочери будут (2Кор.6:18), просто иудеи, коими были писатели Библии (Римл.3:2) не учитывали женский пол, считая его естественным дополнением к мужскому (Чис.1:2))

О сынах воскресения - см. также (тема 9)

20:37,38 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
Саддукеи считали, что Моисей никогда не учил о воскресении, поэтому, собственно, они и не верили в воскресение.
Однако Иисус привёл слова Моисея, говорящего о Боге патриархов.

То есть, Моисей был уверен, что они непременно однажды оживут, иначе Бог, представляясь Моисею, не называл Бы себя Богом живых:
38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

И если люди думают о своих умерших близких - в живом состоянии, а не гроб с ямой вспоминают. То тем более у Бога в сознании все Его близкие – живы и деятельны. И такими Он и вернёт их для Себя в положенное время воскресения - в последний день (Иоан 6:40).

20:39,40 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.
Книжники сказали так отчасти потому, что, веруя в воскресение, спорили с саддукеями, и им было приятно услышать, как Иисус разбил все аргументы их оппонентов против нереальности воскресения.
После такого фиаско саддукеев, книжники решали пока что не вступать более в словопрения по Божьему закону со Христом.

20:41 Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
С чего взяли законоучителя, что Христос - сын Давидов?
Из Писания (Ис.11:1-4, Иез.34:23,24; 2Цар.7:12,16), ибо Христос и будущий царь Израиля предсказывался как потомок Давидов (Деян.2:30)

Законоучителя восприняли это буквально, потому и вели родословные свитки в ожидании Христа по линии Авраама через Давида. И Христос на самом деле пришёл в мир через семью потомков Давида - Иосифа и Марию.
Но что было не так в их рассуждениях? Чего не хватало фарисеям и книжникам, чтобы понять, что Христос - это сын Божий?
Они из Писания выбирали для себя то, что их устраивало – чем они и опасны. Чтобы доказать богохульство Христа – им было достаточно для себя вычитать, что Христос – должен быть сыном Давида по линии царей, а Иисус – какой-то сын плотника, значит – не Христос. Всё элементарно.

Но для того, чтобы показать нелепость такого подхода к исследованию в Писании ПРИЗНАКОВ Христа – Иисус и ткнул их носом в другое место Писания, где Христос со слов самого Давида, уважаемого ими, является ещё и Господом ему:

20:42-44 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь (Бог Вседержитель, Отец Иисуса) Господу моему (Иисусу Христу): седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Кто старается рассуждать в здравомыслии и в соответствии с духом Божиим, кто старается ВСЕ тексты касательно какого-то вопроса - в одно целое сложить, кто ищет истину в свете ВСЕГО Писания, а не рисует ту картину, какую выгодно нарисовать - тот и сможет понять, что уж если сам Давид считает Христа Божьего - своим Господом, то так оно и есть.

Однако, законоучителя хорошо видят тексты - с происхождением Христа от Давида, совершенно не замечая текстов о том, что сын Давида - ещё и Господь с неба.
Вред от избирательного зрения и хотел показать им Христос:
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

20:45-47 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Портрет книжников и фарисеев - руководителей Божьего народа 1 века.
Интересно об этом посмотреть выдержки

В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?» А если скажем: «от человеков», то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда.

Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: «что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся». Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше». И, выведя его вон из виноградника, убили.

Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком‐либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись?

Они отвечали: кесаревы.

Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.

Он же сказал им: ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поядают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...