Вопрос. Методы и критерии оценки эмоциональных состояний. Влияние оценки на эмоциональное состояние младших школьников Эмоциональная оценка действия

Со времен романтичных психологов Юнга и Фрейда, в психологической теории горячие чувства боролись с холодным разумом. И побеждало то одно, то другое.

А еще мир делился на бесчувственных мужиков и истеричных женщин.

Но, как недавно выяснилось, эмоциональная сторона психики состоит из двух относительно независимых блоков. И вообще, все несколько более запутанно…


Эмоциональные фонтаны .

Какая странная волна адреналин хлестнула в вены!

Ах, как приятно осознать, что ты еще не все продал...

А. Иващенко

Первый блок - эмоции, которые человек чувствует и переживает. Эти эмоции - результат выбросов различных нейромедиаторов в мозг.

Чем больше выбросило - тем сильнее чувства. И тем дольше они будут рассасываться. А количественный состав нейромедиаторов определит эмоциональную картину.


Интересно, что при всем ассортименте нейромедиаторов и при всем разнообразии внешних и внутренних поводов для эмоций, для каждого человека характерен свой уровень эмоциональности. Одни реагируют ярко на любой пустяк, другие невозмутимы в большинстве ситуаций.


По яркости реагирования людей можно разделить на 4 типа:


    Неконтролируемой эмоциональности


    Сильной и контролируемой эмоциональности


    Неуверенной эмоциональности


    Эмоциональные сухари


Неконтролируемая эмоциональность


Людей этого типа легко опознать по мимике. У них все эмоции написаны на лице. И это яркая мимика. Такие люди в буквальном смысле - фонтан эмоций. И почти всегда эмоциональные проявления можно оценить как “слишком”. Слишком веселый, чересчур грустный и т.д.


Обосновывая свои поступки люди с неконтролируемой эмоциональностью часто ссылаются на то, что просто “не могут поступить” вопреки своим чувствам.


Интересные факты


    Люди такой Неконтролируемой эмоциональности практически не могут контролировать проявление своих эмоций.


    У них регулярно бывает так много эмоций, что они не в состоянии успокоиться час и более.


    Иногда, они используют специальные приемы, что бы успокоиться.


    Веление эмоций должно быть реализовано “вот прямо счаз!”


Сильная и контролируемая эмоциональность.


Основной признак Сильной и контролируемой эмоциональности - однозначная привлекательность. Это тот случай, когда может не быть классической красоты внешности, правильных черт лица, но человек все равно симпатичен.

Все дело в том, что эмоциональная составляющая - важная часть любого контакта. “Правильная” эмоциональность творит чудеса. Но если у всех остальных типов “правильная” эмоция - дело случая, то у людей Сильной и контролируемой эмоциональности это норма.

Управление эмоциями происходит тонко. На сознательном и подсознательном уровне. Это может быть и бессознательная подстройка к партнеру и сознательное приведение себя заранее к “правильному” эмоциональному настрою.


Мне, как представителю, Неуверенной эмоциональности такое управление видится недостижимым и непонятным мастерством.


Как правило, изменение эмоционального состояния по внешним причинам ощущается заранее, до того, как эмоции захватили хозяина. И в этот момент, их можно притормозить или усилить. Или даже перенести на потом!


Такое управление эмоциями относится как к положительному спектру, так и к отрицательному.


Интересно, что в процессе конфликтов, такие люди чувствуют грань, когда негативное эмоциональное давление будет слишком сильным и приведет к обратным последствиям.


Еще один интересный нюанс - накопленная потребность в выделении эмоций и регулярная эмоциональная разрядка.

Я пока не представляю себе, как такой механизм работает на физиологическом уровне, но по заявлениям носителей Сильной эмоциональности и наблюдениям со стороны, он имеет место быть.

Сильная эмоциональность не может находиться долго в скучном, сером спокойном эмоциональном состоянии. Она требует времени, места и компании, когда эмоции могут выйти наружу.


Возвращаясь к эмоциональной привлекательности, хочется сказать, что по моему мнению, именно таких людей любит судьба. Ну как судьба… просто на них хорошо реагируют окружающие. И все, что можно получить “за красивые глаза” - они получают.

Все эти эзотерические “полюби мир и он полюбит тебя”, “в мире всего полно” и даже мультяшное “поделись улыбкою своей” - истории про Сильную эмоцию.

У них это действительно так.

А вот если вы не они, то может все и не так радужно… Возможно, что когда вы приходите со своей скромно-замученной улыбкой к людям, они думают нечто вроде: “Так, счас быстренько этого куда-нибудь сплавлю, а то уже обед…” И нужно мотивировать материально или еще как.


Что бы была понятна разница в реакциях, расскажу одну историю. Одна моя знакомая с Сильной эмоцией рассказывала про то, как она ловит такси. Когда она поднимает руку, практически всегда останавливается первая машина, и практически всегда она на ней уезжает куда надо. А если она ловит машину в городе, где движение плотное, то водители бросаются к ней через три ряда с риском совершить ДТП.


Мимически Сильная эмоциональность похожа на Неконтролируемую. Мимика яркая, но ощущение, что лицо живет своей жизнью и выдает истинные эмоции хозяина не возникает.


Неуверенная эмоциональность .


В целом, людей с неуверенной эмоциональностью можно отнести к спокойным…

Или к неспокойным…


Т.е. по количеству эмоций они явно спокойные. Но по поводу этих самых эмоций они часто испытывают беспокойство и неуверенность. Хотя правильнее сказать часто вообще “сидят на измене”.

А как может быть иначе, если ты все время не дотягиваешь до эмоционального контекста окружающих? Все веселятся, и ты вроде как тоже, но совсем не в той степени. Народ вокруг ржет, а ты так… немного ухмыляешься…

Или напротив, у людей горе, или ужас. А ты вроде как и переживаешь, только совсем не в той степени. И думаешь не столько о горе, сколько “А как я выгляжу? Достаточно расстроенным? Или нужно сильнее и как бы это из себя выдавить…”


Но хуже всего, если вдруг вылезает монстр под названием “недовольная ухмылка”. Вообще это самая частая эмоция, которая читается на лице Неуверенной эмоциональности. И проблема с ней в том, что существует очень мало ситуаций, в которых эта ухмылка на 100% уместна. Если народ радуется, то у всех возникает вопрос: “Чем же ты, @$#%” недоволен?” А если грусть-пичаль-неприятности, то еще хуже:”Какого $@# ты, @$#%, улыбаешься?”


Юмор у Неуверенной эмоции - язвительные комментарии, стеб и все такое. Тоже, знаете ли, на любителя. И надоедает, когда ничего другого. В компании может и не плохо, когда кто-то метко шутит про окружающих, если только это не касается тебя лично. Со временем, объекты шуток потихонечку кончаются, и “рядовой Шутник” начинает постигать прелести самоиронии и одиночества.


Одно спасает, поскольку эмоций в целом не много, то и ситуация ощущается не как всемирная трагедия, а так… вялотекущая депрессуха и непроходящая мизантропия.


Эмоциональные сухари

Вот тип эмоциональности, про который писать легко и просто.

Это люди, у которых все “норм”.

Бывают, конечно, и радости и горести, но что уж тут поделать? Бывает…


Сухарей очень легко узнать по их поведению в компании - сидят весь вечер с одним и тем же спокойно-никаким выражением лица.

Могут поржать. Но улыбка на лице появляется как мыло из диспенсера. Строго отмеренная экономная доза. Если кнопку не трогать, то само не появится.


Мини резюме про выделению эмоций


Выделение эмоций - регуляция через выбросы нейромедиаторов. Сила эмоциональности пропорциональна количеству, продолжительности действия неромедиаторов.

Наблюдение за людьми показывают, что со временем уровень эмоциональности если и меняется, то не сильно и не быстро.

На данный момент нет однозначных наблюдений, на основании которых можно заявить о том, что тем или иным способом можно уровень эмоциональности поменять.

С возрастом, люди учатся контролировать проявления своей эмоциональности и держать себя в социально удобных форматах.


Вот теперь пора перейти ко второй стороне эмоциональной системы человека.


Эмоциональные оценки


Мышление человека работает с отражениями объектов, ситуаций, сущностей во внутренней картине мира.

И каждый объект в этой внутренней картине мира, обладает своей уникальной эмоциональной окрашенностью.

Эта окрашенность - результат предыдущего жизненного опыта взаимодействия с этим объектом в мире реальном. Как правило, это результат не одного эпизода, а то, что “накопилось” за всю историю “общения”. Эдакий “осадочек” от неоднократно пропавших и нашедшихся ложечек.


Так вот по степени яркости этой окрашенности, людей можно расставить между двумя принципиально отличными полюсами: сугубые логики-формалисты и нелогичные этики.

С практической точки зрения, важна не столько точная позиция между этими полюсами, соклько то, к какому из полюсов человек ближе. Даже легкое доминирование одного из полюсов накладывает неизгладимый отпечаток на образ мысли и мотивы принятия решений.


Теория


Эмоциональная окрашенность образов возникает под влиянием лимбической системы. Изучение силы этой окрашенности привело к пониманию того, что у логиков формалистов доминирование формальных критериев происходит за счет отсутствия или сильного недостатка эмоционально-этических атрибутов.

Т.е. Лимбическая система выдает слишком мало информации. Логики просто не в состоянии принять в расчет информацию, которой не обладают.

Это можно назвать эмоциональной слепотой.

И это точно не собственный выбор человека и не дефект воспитания.


Этические и логические задачи


Для того, что бы лучше определить суть этико-логической дихотомии рассмотрим два типа задач.


Логическая или формальная задача содержит только формальные условия и формальные методы решения. Например, необходимо рассчитать размер выплаты по кредиту. Решение очевидно. В известную формулу подставляют три исходные цифры и получают искомый размер ежемесячной выплаты.


Пример этической задачи - выбор украшения в подарок. Тут хорошо бы и вкусы человека знать и правильно понять какие эмоции какие сережки вызывают.


Как показывает практика - логикам очень сложно с задачами, где необходимы корректные эмоциональные оценки. Истории про “Я же ей машину купил, не понимаю, чего она еще хочет!” как раз из этой серии.


У Этиков обратная картина.

“-Девушка была симпатичная. Никак не ожидал, что она мне такой кредит впарит.

А ты договор не смотрел? Там же все написано.

Ну… мне тогда показалось, что там не так много получается...”


Можно заметить, что аналогичное разделение, на логическое и этическое, присутствует практически во всех видах деятельности. Одни занятия предполагают отличное ощущение эмоций, другие - чисто формальные критерии.

Вот небольшой список для примера:


Этические виды деятельности

Логические виды деятельности

Сфера обслуживания

Финансы

Искусство

Педагогика

Строительство

Связи с общественностью

Наука

Туризм

Энергетика

Подбор персонала

Добывающая промышленность

И т.д.


Можете попробовать определить какой тип задач доминирует в ваших обязанностях на работе самостоятельно.


Немного истории


Первым, различие в значении эмоций для разных людей, обнаружил и описал Юнг в работе “Психологические типы”.

Поскольку Юнг только начал собирать статистику по этому явлению, у него не было достаточно информации, что бы выделить два отдельных эмоциональных процесса, которые описывает данная статья. И он их не разделял.

Большинству последователей Юнга это тоже не удалось.

Первым автором, выделившим две составляющих, была автор Соционики Аушра Аугустинавичуте. Этика эмоций, по сути, описывает блок ответственный за эмоциональное состояние, а этика отношений за эмоциональные оценки. Но полноценного разделения она тоже не сделала.

Эмоцию, как процесс переживания с разделением на четыре степени описал Александр Афанасьев в работе “Синтаксис любви”.

Здесь представлено развитие идей одновременно обоих авторов.


Проведенные исследования в Санкт-Петербургском соционическом клубе показали, что эмоциональные блоки следует однозначно разделять. А процессы эмоциональных состояний корректнее вынести за рамки соционической модели. Модель от этого только выиграет.


На выборке участников клуба, удалось найти все комбинации Этики/Логики и Эмоции разной силы.


Суть соционических типов коррелирует с эмоциональной окрашенностью, с Этикой/Логикой.


А вот выделение Эмоции в отдельную сущность и вывод из модели наконец объяснило тихих Гамлетов (и вообще любых типов с многомерной черной эмоцией) и шумных Габенов и им подобных.


Наблюдения об устойчивости типов эмоциональности .


Если ориентироваться на описания соционических авторов, дискуссии в соционическом сообществе и мои личные наблюдения - можно говорить о врожденной стабильности типа чувствительности к этическим атрибутам.


С выделением эмоций пока такой статистики нет. Но предположу, что скорее всего тут тоже будет наблюдаться высокая стабильность или смещение не более чем до соседнего типа.


P.S. Послесловие


Походу, популярный текст не очень получился.


Фактология, лежащая в основе статьи, - результат 3х лет работы Санкт-Петербургского открытого Соционического клуба по проверке и уточнению Психософии.

Благодарю всех участников клуба за вклад в эту работу, особенно тех, кто специально собирался на встречи, посвященные психософской эмоции и отдельно Романа Орехова за приверженность интеллектуальному направлению в деятельности клуба!


Приглашаю всех интересующихся психологией врожденных индивидуальных различий на встречи клуба.

Говоря о результативно-оценивающей роли эмоций, Б. И. Додонов отмечает, что психологи понимают эту роль слишком узко, потому что традиционно эмоции рассматриваются не как процесс, а как конечный продукт — «аффективные волнения» и сопровождающие их «телесные» (физиологические) изменения. Это уже вынесенные «оценки-приговоры». В связи с этим Додонов пишет: «Рассуждая о механизме возникновения эмоций, большинство физиологов, как правило, определяют эмоцию с точки зрения эффекта, произведенного сопоставлением, неправомерно вынося само сопоставление за скобки эмоционального процесса» (1978, с. 30). В действительности же, считает ученый, эмоции — это и процесс, который есть не что иное, как деятельность оценки поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме его субъективных образов. Поэтому Додонов говорит об эмоциональной деятельности, которая заключается в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем же постоянными или временными пппгпяммями жизнелеятельности опганизма и личности.

Рапь к функции эмоций в управлении поведением и деятельностью Согласно этому автору, эмоции в своих сопоставлениях нередко опираются на продукты своего прежнего функционирования, в качестве которых выступают эмоциональные обобщения как результат пережитых ранее эмоций. «У детей и так называемых «первобытных народов», — пишет Додонов, — эти обобщения еще плохо разграничены с понятиями и часто смешиваются с ними. Когда маленький мальчик, увидев пьяного, с испугом бежит к матери, крича ей: «бик!» (бык), то он пользуется именно таким обобщением» (Там же, с. 32). Эмоции, по Додонову, отражают соответствие или несоответствие действительности нашим потребностям, установкам, прогнозам.

Такая постановка вопроса правомерна, однако предлагаемое решение спорно. Очевидно, что процесс сознательного сопоставления того, что получается, с тем, что должно быть, может протекать у человека без участия эмоций. Они как механизм сопоставления не нужны. Другое дело — оценка того, что получилось. Она действительно может быть не только рациональной, но и эмоциональной, если результат деятельности или ожидавшаяся ситуация являются глубоко значимыми для субъекта. Однако при этом не надо забывать, что эмоция — это реакция на какое-то событие, а всякая реакция — это ответ постфактум, т. е. на то, что уже воздействует или уже прошло, закончилось, в том числе и на закончившееся сопоставление информации. Конечно, эмоциональная оценка может подключаться к процессу рационального (словесно-логического) сопоставления информации, окрашивая в положительные или отрицательные тона ту или иную парадигму и тем самым придавая им больший или меньший вес, но можно ли это принимать за эмоциональное сопоставление, понимаемое Додоновым как эмоциональная деятельность познания?

Вообще, сделав оценку главной характеристикой эмоций (по мнению автора, ради этого эмоции и возникли в процессе эволюции), Додонов на этом основании зачисляет в эмоциональное переживание и желание как оценку степени соответствия какого-либо объекта нашим потребностям.

Назначение этих оценок он видит в презентации в психике мотива деятельности. С моей точки зрения, хотя в желании и присутствует эмоциональный компонент, свести желание только к нему неправомерно хотя бы потому, что понятие «желание» может обозначать не только потребность, но и целиком мотив как сложное мотивационное образование (см. об этом: Ильин, 20006). Кстати, и сам Додонов пишет, что хотя эмоциональные явления «несомненно, включены в мотивацию нашего поведения, но сами по себе мотивами не являются, как не определяют единолично принятия решения о развертывании той или иной деятельности» (1978, с. 46).

Оценочная роль эмоционального реагирования вместе с развитием нервной системы и психики живых существ видоизменялась и совершенствовалась. Если на первых этапах она ограничивалась сообщением организму о приятном или неприятном, то следующей ступенью развития явилась, очевидно, сигнализация о полезном и вредном, а затем — о неопасном и опасном и, наконец, более широко — о значимом и незначимом. Если первая и отчасти вторая ступень могли обеспечиваться только таким механизмом эмоционального реагирования, как эмоциональный тон ощущений, то третья ступень требовала другого механизма — эмоции, а четвертая — чувств (эмоциональных установок). Кроме того, если эмоциональный тон ощущений способен давать только грубую дифференцировку раздражителей и связанных с ними ощущений (приятные — неприятные), то эмоция обеспечивает более тонкую, а главное —

психологическую дифференцировку ситуаций, событий, явлений, показывая их значимость для организма и человека как личности. Немаловажным оказалось и то обстоятельство, что эмоция возникает условнорефлекторно и тем самым дает возможность животному и человеку заблаговременно отреагировать на дистантные раздражители, на складывающуюся ситуацию. Ярость уже при виде врага, издали, при звуках, запахе противника дает возможность животному вступить в схватку с врагом с максимальным использованием всех силовых ресурсов, а страх — спастись бегством.

Однако для этого эмоции должны обладать еще одной функцией: заставлять организм экстренно мобилизовать свои возможности, энергию, чего эмоциональный тон ощущений сделать не может.

Электрическая стимуляция мозга. Стимуляция разных отделов мозга через вживленные электроды нередко вызывает эмоциональные переживания у пациентов, а также своеобразные изменения поведения у животных.
При стимуляции различных отделов гипоталамуса у кошки может быть получена, например, реакция "бегства", когда животное отчаянно ищет убежища. Стимуляция образований среднего мозга ведет к активации с положительной или отрицательной эмоциональной окраской или к состоянию успокоения. Раздражение передней и нижней поверхности височной доли вызывает чувство страха; переднего и заднего отделов гипоталамуса - тревоги и ярости; перегородки - наслаждения; миндалевидного тела - страха, ярости и гнева, а в некоторых случаях и удовольствия.
\

Разрушение мозга. Частично влияние повреждения разных отделов мозга было проанализировано выше, когда рассматривалась проблема морфофизиологического субстрата эмоций. Клиника очаговых поражений мозга дает немало сведений о том, как влияют на протекание эмоциональных переживаний человека повреждение лобных долей мозга, левого и правого полушария.
Наряду с этим имеется большой массив экспериментальных исследований на животных, в которых проводилось целенаправленное разрушение или удаление отдельных эмоциогенных зон с целью выявления эффектов этого вмешательства..

Диагностика эмоциональных переживаний. Физиологические проявления эмоциональных переживаний здорового человека широко исследуются в лабораторных условиях. При этом, как правило, используется метод психологического моделирования, т.е. либо создаются условия, непосредственно вызывающие у индивида эмоциональное напряжение (например, критические замечания в адрес его деятельности в условиях эксперимента), либо испытуемому предъявляют внешние стимулы, заведомо провоцирующие возникновение тех или иных эмоций (например, фотографии, вызывающие отвращение). При изучении физиологических коррелятов эмоциональных переживаний обычно сравниваются данные, полученные в состоянии покоя и при эмоциональном напряжении.

Изучение мимики лица. По выражению лица человека нередко можно определить, какие чувства он переживает. Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии. В работах П. Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица. Существует атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для 6 базисных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Кроме этого, была детально изучена анатомия лицевых мышц, было выделено 24 варианта реакций отдельных мышц и 20 вариантов, отражающих работу групп мышц. Проводилось прямое сопоставление силы переживания с активностью мышц лица

Электрическая активность кожи (ЭАК) , измеряемая с поверхности ладони, широко используется в качестве индикатора эмоциональных состояний человека. По величине ЭАК или КГР (кожно-гальваническая реакция) можно определить уровень эмоционального напряжения человека (причем установлен вид математической связи между силой эмоций и амплитудой КГР). В то же время по КГР практически невозможно установить качественную характеристику переживаемой эмоции, т.е. сказать, какую именно эмоцию испытывает человек. Предполагается, что фазический и тонический компоненты КГР могут иметь разное отношение к качеству и интенсивности переживаемых эмоций. Причем фазическая КГР является в большей степени индикатором интенсивности и в меньшей степени - специфичности эмоций

Реакции сердечно-сосудистой системы. Изменения деятельности сердца, вне зависимости от того, идет ли речь об урежении или учащении сердечных сокращений, служат наиболее надежными объективными показателями степени эмоционального напряжения у человека по сравнению с другими вегетативными функциями при наличии двух условий: эмоциональное переживание характеризуется сильным напряжением и не сопровождается физической нагрузкой.

Электроэнцефалографические (ЭЭГ) показатели эмоций. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что можно выделить ЭЭГ показатели эмоционального напряжения. Установлено, что для состояния покоя характерно преобладание синхронизирующих влияний, что соответствует хорошо выраженному альфа-ритму.

Статические методы ЭЭГ в оценке эмоций. Особое направление в изучении физиологии эмоций составляют исследования, в которых используются статистические методы оценки спектров ЭЭГ, пространственно-временной синхронизации биопотенциалов, вызванные потенциалы, сверхмедленная ритмическая активность мозга.

Вопрос 35

Классификации эмоциональных состояний

Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фундаментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фундаментальным эмоциям ученый отнес:

интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;

радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес;

страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным;

гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;

отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие нравственным нормам;

страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания - это лишь вероятный прогноз возможного неблагополучия;

стыд - отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям окружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрицательные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение. В приведенном выше перечне К. Изарда к положительным эмоциональным переживаниям человека относятся радость и интерес. Отрицательные эмоции и чувства возникают при неудовлетворении потребностей. К. Изард относил к ним страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Иногда также выделяют неопределенные эмоции и чувства, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций. К неопределенным эмоциям и чувствам можно отнести удивление, растерянность Б.И. Додонов в своей работе «Эмоции как ценность» отмечал, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными. Отрицательные эмоции - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция - сигнал возвращения благополучия. В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость - грусть, удовольствие - страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отношений получило название амбивалентности.

Вопрос

Значение термина «мотивация». Диспозиционная и ситуационная мотивация

Мотива́ция - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетермини-рованное: диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатомэтого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Эмоциональный тон ощущений.

Результатом воздействия визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельно-вкусовых психологических релизеров на те или иные органы чувств являются ощущения. Ощущения не только несут информацию о количественных и качественных характеристиках поступающих на внешние рецепторы раздражителей, но и всегда сопровождаются тем или иным эмоциональным тоном, сигнализирующим человеку о значении этих раздражителей для его жизнедеятельности. Положительный эмоциональный тон побуждает человека к сохранению воздействия раздражителя, а отрицательный - к его прерыванию. Так, эмоциональный тон тактильных ощущений, возникающих у человека, пришедшего зимой домой с холодной улицы, и прислонившегося к теплой печке, вызывает желание прижаться к ней сильнее, а эмоциональный тон ощущений, возникающих при соприкосновении с огнем, - желание скорее отдернуть руку.

Соответственно, если человеку от природного объекта поступают положительные релизеры, то он стремится сохранить возникающий положительный эмоциональный тон ощущений и продолжить взаимодействие с этим природным объектом, а если поступают отрицательные - избегать с ним контактов.

Таким образом, ощущения выступают в процессе формирования отношения в качестве своеобразного «фильтра»: положительные способствуют дальнейшему формированию положительного отношения, а отрицательные его «блокируют».

Несколько иначе обрабатывается воздействие поведенческих (витальных) релизеров. В этом случае важнейшую роль играет механизм сравнения, на основе которого устанавливается параллелизм с человеком. Иногда сам факт такого параллелизма уже способствует положительному отношению к природному объекту.

Например, достаточно увидеть забавную, переваливающуюся походку пингвина, украшенного при этом строгим фраком и белоснежной манишкой, так напоминающими одежду благородных английских лордов, чтобы испытать чувство умиления.

«Она (обезьяна) спала, повернувшись на бок, в одном конце клетки, где устроила себе удобное ложе из сухих банановых листьев. Подушкой ей служила собственная рука, а одеялом - полученный от нас старый мешок, которым она старательно укрылась, зажав концы под мышками.

Ва! - удивленно воскликнул Фон. - Она спит, как человек.

Да-да, - подхватили члены совета, - она спит, как человек!»

После того, как параллелизм установлен, витальные проявления или поведение природного объекта, как правило, оцениваются по аналогии с человеком. Для этой оценки используются критерии, в основе которых лежат этические нормы человеческой этики.

Например, маленькая болонка «смело» бросается на подбежавшего к хозяйке огромного дога, заливается лаем, пытаясь запугать «врага» и «спасти» хозяйку. Такое самопожертвование, преданность, с точки зрения человеческой этики, является образцом поведения настоящего друга.


Если витальные проявления или поведение природного объекта соответствуют этическим нормам, предъявляемым к человеку, им дается положительная эмоциональная оценка, если не соответствуют - отрицательная.

Следует отметить, что между человеческими этическими принципами, по которым оценивается поведение (витальные проявления) природного объекта, и экологической целесообразностью нередко возникает противоречие. В этом случае даже экологически целесообразное поведение природного объекта вызывает отрицательную эмоциональную реакцию. Например, у некоторых птиц, в частности, у белого журавля (стерха), из яиц вылупляются два птенца, но родители выкармливают только одного, обрекая второго на гибель. Это экологически целесообразно, так как двух птенцов журавли выкормить не в состоянии и один из них является «запасным» на случай патологического развития
второго зародыша. Но, с точки зрения человеческой морали, речь идет о «детоубийстве», что, конечно, может способствовать формированию отрицательного отношения к стерхам.

_____________________________

1 ДарреллДж. Гончие Бафута. С. 318-319.

Следует отметить, что в некоторых случаях витальные проявления или поведение природного объекта являются безотносительными к этическим нормам: например, кошка умывает лапой мордочку - данный поведенческий акт не может быть оценен как «нравственный» или «безнравственный», как соответствующий или несоответствующий этическим нормам.

Эмоциональная оценка, возникающая под воздействием поведенческих (витальных) психологических релизеров, играет в формировании субъективного отношения к природному объекту ту же функцию, что и эмоциональный тон ощущений, возникающих под воздействием остальных релизеров перцептивного канала: положительная вызывает стремление продолжить взаимодействие с данным природным объектом, отрицательная - избегать с ним контактов.

Таким образом, механизмами обработки поведенческих (витальных) релизеров является сравнение витальных проявлений и поведения природного объекта с человеческими витальными проявлениями и поведением и их эмоциональная оценка с точки зрения человеческих этических критериев.

В результате действия описанных механизмов обработки психологических релизеров перцептивного канала, природный объект становится для человека привлекательным или непривлекательным. К привлекательному природному объекту, у человека формируется влечение, т. е. еще недифференцированная, неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с ним.

Такое влечение закладывает основы дальнейшего формирования положительного отношения к данному природному объекту. Во-первых, оно делает человека сенситивнее, чувствительнее к воздействию релизеров перцептивного канала, а во-вторых, способствует функционированию других каналов. Сформировавшееся влечение к природному объекту может выразиться как в поиске и сборе информации о нем (тогда дальнейшее формирование отношенияидет по когнитивному каналу), так и в целенаправленном стремлении к практическому взаимодействию с ним (тогда отношение продолжает формироваться уже по практическому каналу).

Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержит элемент оценки: название предмета или явления, действия, признака осложняется оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению (губошлеп, разгильдяй, пустомеля ). Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например, о человеке говорят: медведь, ворона, орел ). Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек . Существуют лексические единицы, за которыми оценочность закрепилась по традиции: вития (оратор), вещать (говорить, провозглашать), взывать (обращаться) и т.д.

Эмоционально-оценочная лексика делится на два больших разряда:

1) слова с положительной характеристикой;

2) слова с отрицательной (негативной) характеристикой.

Эмоционально-оценочная лексика употребляется в художественной и разговорной речи в связи с созданием эмоциональности, в публицистическом стиле – для выражения страстности. В стилистике : Эмоционально-оценочные слова, отражают эмоционально выраженную прагматику языка [от греч. πραγμα äело, действие], т.е отношение говорящего к действительности, содержанию или адресату сообщения. Выделяются три группы эмоционально-оценочных слов:

1) в самом значении слова заключен элемент оценки (восславить, дерзание );

2) оценка заключена в переносном значении слова (о человеке: орел, кипятиться );

3) субъективную оценку выражают суффиксы (бабулечка, человечек ). Стилистические пометы при эмоционально-оценочных словах: вежливое, вульгарное, грубое, ироническое, ласкательное, неодобрительное, шутливое и др.

"эмоционально-оценочное слово" в книгах

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВООДУШЕВЛЕННЫЙ ОРАТОР

Из книги Живое слово автора Mitrov

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВООДУШЕВЛЕННЫЙ ОРАТОР Впечатлительные натуры вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Таков, например, герой тургеневского романа «Рудин». «Он говорил

Эмоционально неустойчивый брак

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Эмоционально неустойчивый брак В самой эмоционально неустойчивой супружеской паре из всех, какие мне доводилось видеть, жена была закоренелым представителем квадранта Р и верила, что финансовую безопасность дает стабильная работа, а муж мнил себя выдающимся

Исследование разработки послания и оценочное исследование

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Эмоционально бедная коммуникация

Из книги Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов автора Вирин Федор Юрьевич

Эмоционально бедная коммуникация Текст не только сложен для восприятия, он еще очень плохо подходит для передачи эмоций. Конечно, в любой текст можно привнести чувства, это, в общем, не фокус. Вот только одна проблема – все ли поймут этот текст? Нет! И тогда весь заряд

15.2.2.2 Эмоционально-чувственные искажения

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

15.2.2.2 Эмоционально-чувственные искажения С точки зрения эмоционально-чувственной сферы, если степень столкновения увеличивается, то можно выделить несколько фаз эмоционального искажения.Повышенная чувствительность к любым действиям противоположной стороны. В

Эмоционально-чувственная проекция

автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственная проекция Подобно тому как в клетке с поврежденной оболочкой субстанции извне начинают проникать вовнутрь, а изнутри - вовне, так и у больного внутреннее содержание переходит вовне и становится реальным миром, и наоборот, внешний мир становится

Эмоционально-чувственная интроекция

Из книги Психология шизофрении автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственная интроекция Эмоционально-чувственные состояния могут иметь обратное направление - от окружения к больному. Чужие психические состояния как бы проникают во внутренний мир больного. Он может чувствовать, что некоторые лица из его социального

Эмоционально-чувственные стереотипы

Из книги Психология шизофрении автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственные стереотипы Стабилизации эмоционально-чувственной жизни, которая противостоит ее естественной изменчивости, способствует формирование уже в раннем периоде жизни эмоциональных стереотипов, т. е. основной схемы эмоционально-чувственных связей

Из книги Психоэнергетика автора Бойко Виктор Васильевич

Эмоционально-энергетическое воздействие

Эмоционально-волевая релаксация

Из книги Гармоничные роды – здоровые дети автора Баранова Светлана Васильевна

Эмоционально-волевая релаксация Интенсивность и напряжённость современной жизни требуют разработки способов для быстрого отдыха и самовосстановления.Беременность на фоне жёсткого режима работы и различных дисгармоний порождает избыточную напряжённость, которая

Эмоционально-личностная сфера

автора

Эмоционально-личностная сфера Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)Общая характеристика методикиПервоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество

Эмоционально-личностная сфера

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Эмоционально-личностная сфера Методика «Рисунок человека»Мы приводим те пункты анализа рисунка (см. рис. 47), которые представляются нам наиболее значимыми в данном случае. Рис. 47 Бланк анализа рисунка Стилевой аспект: нажим: сильный; тип линий: изогнутые,

Третий тип – эмоционально переменчивый

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

Третий тип – эмоционально переменчивый Это живые и жизнерадостные, но легкоранимые люди. Они горячо откликаются на происходящее и стремятся получать удовольствие от жизни. Не любят распущенность. Часто принимают импульсивные решения и с энтузиазмом устремляются к

Эмоционально отчужденные супруги

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Эмоционально отчужденные супруги Когда супруги решают взять на себя взаимодополняющие обязанности - например, жена ухаживает за детьми, а муж работает, - они со временем привыкают к своим ролям и могут дойти в них до крайности. Жена нередко отказывается говорить о чем

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах Среди психологов вообще и в особенности среди спортивных психологов распространен метод выявления уровня развития воли и волевых качеств путем наблюдения и самонаблюдения и оценки этого уровня в баллах.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...