Жан батист мишель. Валлен-деламот жан батист мишель. За новую голландию взялись по-старому

Экзаменационная работа по истории и культуре СПб

Исполнитель: ученица 9а класса лицея № 419 Каноник Яна

Петродворец 2005

Жан Батист Мишель Валлен-Деламот.

Деламот (Vallin-Delamothe), Жан-Батист-Мишель (1729 - 1800) - французский архитектор, первый профессор зодчества в Петербургской Академии Художеств. В 1759 г. приглашен И.И. Шуваловым со сроком на 3 года, для занятия должности архитектора при Московском университете и Академии Художеств. Живя в Петербурге, Деламот служил архитектором при шляхетском кадетском корпусе, преподавал свою специальность его питомцам, состоял при канцелярии строения дворцов и садов Екатерины II и исполнял поручения коллегии иностранных дел. С открытия Петербургской Академии Художеств вступил в число ее преподавателей; в 1765 г., при торжественной ее "инаугурации", назначен членом ее совета. В 1776 г. уехал на родину. Им построены в Москве несуществующие ныне "новые коллегии иностранных дел апартаменты и архива", в Петербурге - здание старого Эрмитажа, католическая церковь святой Екатерины, Новая Голландия, в Почете Черниговской губернии - Воскресенская церковь.

Занимает особое место в истории русской архитектуры. Является основоположником русского классицизма. Невский проспект, В 1729г родился. Происходил из великого рода Блонделей - архитекторов. Поступил во французскую академию в Риме. 18 июня 1759 контракт из Парижа в Петербург Первый мастер классицизма, его убежденный сторонник и пропагандист, зодчий и педагог Академии художеств. Жан Батист Валлен-Деламот, приехавший из Франции, обогатил Петербург крупнейшим торговым зданием- Гостиным двором на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Величественную арку складов на острове Новая Голландия также возвел Деламот. Этот шедевр запечатлен во многих произведениях петербургских художников, как один из символов города. Малый Эрмитаж на Невском проспекте 32-34,костел Святой Екатерины с огромной аркой, начатой Деламотом и завершенный Ринальди. В его облике - почерк обоих великих мастеров. Академия художеств, с величественным фасадом и рационально спланированными корпусами, окружающими крупный двор. Его горделиво вознесенный над Невой фасад ясно говорит о назначении здания как храма искусства.

Академическая церковь.

Проект дворца графа И.Г.Чернышева Набережная левого берега Невы. Проект отделки Большого зала на половине великого князя Павла Петровича в Зимнем дворце. Малый Эрмитаж, Южный павильон, Северный павильон. Верстовой столб у Обуховского моста Триумфальные ворота

Мариинский дворец. Исаакиевская пл.6 .1762-1768гг,архитектор Жан Батист Валлен-Деламот; Памятник эклектического стиля. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, центральный завершён высоким аттиком. Подъезд представляет собой аркаду, поддерживающую балкон. Большой интерес в художественном отношении представляют вестибюль и анфилада залов. Центральная ротонда, украшенная тридцатью двумя колоннами, перекрыта куполом и освещается верхним светом. Ныне здесь работает городское Законодательное собрание.

Малый Эрмитаж.

Дворцовая наб.36 1764-1775гг,архитектор Жан Батист Валлен-Деламот, Ю.М.Фельтен, В.П.Стасов. Здание входит в комплекс строений, образующих единое целое с Зимним дворцом. Трехэтажные корпуса этого памятника раннего классицизма ориентированы на Неву и Дворцовую площадь. Рисунок фасадов отмечен строгостью и изысканностью. На уровне второго этажа корпуса соединены висячим садом и двумя параллельными галереями. Здание искусно связано с фасадами Зимнего дворца. Из интерьеров особенно известен Белый мраморный зал, в отделке которого сочетаются мотивы арабской архитектуры и эпохи Ренессанса.

Гостиный двор

Гостиный двор - одно из наиболее примечательных зданий в ансамбле Невского проспекта, выдающийся памятник архитектура раннего классицизма. Здание Гостиного двора возведено в 1761-1785 годах архитектором Ж.-Б. Валлаен-Деламотом. Здание построено в виде неправильного четырехугольника внутренним двором, вдоль которого по периметру тянутся двухъярусные аркады, по углам расположены классические портики. Площадь Гостиного двора свыше 53 тыс.кв.м., по периметру составляет 1 км. Гостиный двор имеет четыре основные линии: Невскую (бывшая Суконная), Перинную (бывшая Большая Суворовская - от слова "суровье" - грубая некрашеная ткань), Ломоносовскую (бывшая Малая Суворовская) и Садовую (бывшая Зеркальная).

Внешний облик Гостиного двора менялся только один раз. В 1886-1887 годах по проекту А.Н. Бенуа фасад со стороны Невского проспекта был переделан в духе эклектики с использованием приемов ренессанса и барокко. Лишь в 1944-1948 годах зданию был возвращен его первоначальный вид.

Легенды и истории, связанные со зданием:

1. Когда-то на месте Гостиного двора стояли многочисленные деревянные лавки петербургских купцов - источник постоянных пожаров. Поэтому и решено было возвести вместо них каменное здание. Долгие годы между казной и купцами шел спор - за чей счет строить: купцы не хотели раскошеливаться. А когда был издан указ о строительстве за счет купцов и архитектор В.В. Растрелли разработал проект роскошного здания торговли в стиле барокко, купцы стали всячески саботировать исполнение указа, а проект Растрелли отвергли как очень дорогой. В то время на смену барокко уже приходил другой стиль - ранний классицизм. В этом стиле и было выстроено здание Гостиного двора по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота.

Академия художеств.

(Университетская наб., 17).

Иван Иванович Шувалов в 1757 году "вошел в Сенат" с представлением об учреждении в Российской империи Академии художеств, в ответ на что последовал правительственный указ об учреждении ее. Шувалов сам возглавил Академию художеств и сам участвовал в отборе ее первых учеников, при этом старался отобрать юношей отмеченных талантом, не важно было к какому сословию они принадлежали. Шуваловский метод отбора оправдал себя - первыми учениками Академии стали Антон Лосенко, Федот Шубин, Иван Еремеев, Федор Рокотов, Василий Баженов, Иван Старов и другие, чьи имена затем прочно вошли в историю русского искусства.

После дворцового переворота 1762 года на русский престол взошла Екатерина II, которая обратила свое "благосклонное внимание и на Петербургскую Академию художеств. Весь шуваловский период деятельности Академии был объявлен "партикулярным", то есть протекавшим лишь под частным руководством ее куратора. Шувалов был отставлен, а на его место назначен "генерал-поручик и кавалер" И.И. Бецкой, который энергично взялся за осуществление реформы Академии художеств, в том числе и за организацию Воспитательного училища при нем. 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1764 года Екатерина II "даровала" реформированной Академии устав и "Привилегию". А в июне 1765 года - в день торжества по случаю основания Академии - состоялось и закладка ее главного здания. При Шувалове Академия художеств располагалась в его доме, находившемся на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Затем для нужд Академии было приспособлено несколько "обывательских" жилых домов на набережной Васильевского острова, между 3-й и 4-й линиями. Со временем Академия художеств приобщила к своим владениям почти весь квартал, ограниченный набережной, 3-й и 4-4 линиями и Большим проспектом Васильевского острова.

В конце 1763 года к работе над проектом здания Академии художеств приступили ее профессора - архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот, приглашенный из Франции в 1759 году и Александр Филиппович Кокоринов. В проекте здания Академии художеств впервые в русской архитектуре обозначились принципы классицизма - уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование ордера в качестве основы организации фасадов. Но в композиции здания Академии художеств немало и таких черт, которые свидетельствуют о влиянии барокко. Напряженной пластикой отличается переход от центрального выступа к крыльцу, где контрастно взаимодействуют выпуклые и вогнутые поверхности стен. Довольно сложна и форма купола, венчающего центральную часть главного фасада, обращенного к Неве и подчеркнутого тремя выступами, средний из которых украшен четырех колонным портиком и скульптурами Геркулеса и Флоры. Строительство здания Академии художеств было закончено в 1788 году. "Академию трех знатнейших художеств" основали в 1757 г. - идея Шувалова нашла отклик у "просвещающегося" двора. В 1764 г. Екатерина II утвердила "Привилегию" и устав Академии, которую возглавил И.И. Бецкой, остававшийся ее президентом до конца XIXв. При Академии создали Воспитательное училище, куда принимались мальчики 5-6 лет. Обучались изящным наукам и проказничали - дети есть дети, тем более одаренные. До 1811г. президентом был А.С. Строганов. Именно период его "правления художествами" вошел в историю как "золотой век" Академии художеств эпохи классицизма. Особого внимания заслуживает само здание Академии художеств. Строилось оно 23 года - с 1765 по 1788 по плану Валлен-Деламота и А.Ф. Кокоринова. Монументальный фасад, двор диаметром в 55 метров и все эти портики и ризалиты - классицизм, да и только. Но казалось, что достройки и перепланировки не прекратятся. Десятки художников и архитекторов годами меняли облик Академии. Не зря: красота порождала красоту. Кустодиев и Левицкий, Айвазовский и Бенуа, Репин - вдохновение посещало их в этих стенах. Жаль, что в 1917 году Императорскую Академию Художеств упразднили. А Высшее художественное училище вскоре стали именовать Институтом пролетарского изобразительного искусства. Красный цвет был объявлен главным на мольберте.

За Новую Голландию взялись по-старому.

До начала лета администрация Петербурга проведет международный инвестиционно-архитектурный конкурс по освоению территории острова Новая Голландия.

Жан Батист Мишель Валлен-Деламот родился в 1729 году, в городе Ангулем во Франции. Он происходил из рода Ламот, известного с XIII века. По материнской линии его родственниками был род Блонделей, среди которых было много французских архитекторов. По протекции дяди Жака Франсуа Блонделя Жан Батист поступил во французскую академию в Риме, которую окончил в 1753 году. Это было время раскопок Помпеи, когда зодчие вдохновлялись архитектурой античной Эллады и Рима. Молодой Валлен-Деламот участвовал в одном из престижных конкурсов на оформление центральной площади Парижа - площади Людовика XV (ныне площадь Согласия).

В 1758 году Жаку Франсуа Блонделю было поручено составление проекта для здания только что основанной в Санкт-Петербурге Академии художеств. К этой работе он привлёк Жана Батиста Валлен-Деламота. Выполненный проект в Россию повёз именно он. Причиной отъезда из Франции стало также событие личного характера. Возлюбленная молодого зодчего Сюзанна Мария Скаль вышла замуж за близкого друга Валлен-Деламота Луи Платтена. Отъезд из Франции помог архитектору пережить неудачу.

Договор с русским послом во Франции М. П. Бестужевым-Рюминым Ж. Б. Валлен-Деламот подписал 18 июня 1759 года. Согласно этому документу он направлялся в Россию для занятия должности архитектора в Московском университете и Академии Художеств. Контракт заключался сроком на три года. Кроме работы непосредственно по специальности, в его обязанности включалось обучение архитектуре российских студентов.

К моменту переезда в Россию француз уже был членом Флорентийской и Болонской академий. Но богатого строительного опыта у зодчего не было.

Живя в Санкт-Петербурге, Валлен-Деламот служил архитектором при шляхетском кадетском корпусе, был членом канцелярии дворцов и садов Екатерины II. Был первым преподавателем архитектуры в Академии Художеств. С 1765 года стал членом совета Академии, в 1769 - её адьюнкт-ректором по архитектуре. Валлен-Деламот стал первым архитектором, работавшим в Санкт-Петербурге в стиле классицизма, стал основателем русского классицизма.

Валлен-Деламот приехал в Петербург, когда здесь велось активное строительство общественных зданий. Архитектор сразу же включился в эту работу. Первой заботой Валлен-Деламота стал Большой Гостиный Двор (1761-1785), который уже начал проектировать архитектор Ф. Б. Растрелли . Но тот создал проект фасада в вышедшем из моды стиле барокко. Валлен-Деламот сохранил общий план и композицию предшественника, но упростил фасады.


Деятельность Валлен-Деламота прекращалась в 1762 году, когда император Пётр III отстранил его он работы. Архитектор был обвинён в присвоении чужого замысла при работе над Гостиным Двором. Но весьма скоро Екатериной II француз был реабелитирован. После этого Валлен-Деламот предложил новый проект Гостиного Двора, принятый в итоге императрицей.

Валлен-Деламот работал и на частных заказчиков. В 1762-1766 годах он заканчивал начатое Кокориновым строительство дворца графа Разумовского . В 1762-1768 годах Валлен-Деламотом был построен дворец для графа И. Г. Чернышёва, на месте, где с 1840-х годов располагается Мариинский дворец . Валлен-Деламот перестраивал дом И. И. Шувалова (Юсуповский дворец). Предполагают, что француз является также автором проекта усадьбы Александрино (пр. Стачек, 162).

В 1763-1783 годах зодчий занимался строительством католического костёла Святой Екатерины . Здесь архитектор продолжал работу, начатую Антонио Ринальди . В конце 1763 года Валлен-Деламот совместно с Кокориновым начал строительство здания Академии Художеств . С 1764 года по проекту архитектора возводилось здание Малого Эрмитажа . А до этого для Екатерины II он оформлял интерьеры соседнего Зимнего дворца .

С 1765 года Валлен-Деламот вместе с архитектором С. И. Чевакинским участвовал в строительстве зданий Новой Голландии , он стал автором её знаменитой арки.

Ж. Б. Валлен-Деламот активно занимался преподавательской деятельностью. В его учениках числились В. И. Баженов , И. Е. Старов .

Сюзан Мари Скаль овдовела в 1771 году. Несмотря на то, что Жану Батисту было уже 42 года, он отправился во Францию, где женился на своей возлюбленной. В Санкт-Петербург он прибыл вместе с ней и её взрослой дочерью Луизой Платтен-Деламот.

В начале 1774 года умер отец архитектора. Валлен-Деламот успел проститься с ним, прибыв за несколько дней до его кончины в Париж. Большую часть 1774 года архитектор пробыл во Франции, где родственники и друзья уговаривали его вернуться с семьёй на Родину. В Петербурге зодчий подал прошение в Академию художеств на увольнение с назначением ему пенсии. Просьба была удовлетворена. Валлен-Деламота уволили, назначили ему пенсию в половину от прежнего жалования - 4 000 рублей в год.

Летом 1775 года Ж. Б. Валлен-Деламот покинул Санкт-Петербург. Вскоре его разбил паралич, от которого архитектор с трудом оправился. Но он стал терять зрение, ослеп на один глаз. После этого Валлен-Деламот вернулся в родной Ангулем. Там зодчий курировал студентов, отправленных во Францию для учёбы на казённые деньги. После казни Людовика XVI Россия прекратился всяческие отношения с революционной Францией, архитектору перестали присылать пенсию. Жан Батист Мишель Валлен-Деламот умер в Ангулеме 7 мая 1800 года в большой нужде .

ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель (1729, Ангулем, Франция 7 мая 1800, там же), французский архитектор. В работал в России. Представитель раннего русского классицизма. Учился у своего дяди архитектора Ж. Ф. Блонделя во Франции и в в Италии. В 1759 был приглашен И. И. Шуваловым в Россию на должность архитектора при Московском университете. Заключив контракт сроком на три года, переехал в Петербург, преподавал архитектуру в Шляхетском кадетском корпусе. После учреждения Академии художеств (1757) вскоре стал ее преподавателем; при Екатерине II после утверждения нового устава Академии был назначен членом академического совета (1765); в 1769 произведен в адъюнкт-ректоры по части архитектуры; находился на этой должности до 1776, когда вышел на пенсию. Ясность композиции, характерная для раннего классицизма, в постройках Валлен-Деламота сочетается со свойственной барокко сочной пластикой форм


Малый Эрмитаж


Комплекс зданий Эрмитажа – императорской картинной галереи – создавался по замыслу Екатерины II. В годах по проекту Ж.- Б. Валлен-Деламота на Дворцовой набережной рядом с Зимним дворцом был сооружен изящный трехэтажный павильон – Малый Эрмитаж, предназначавшийся для встреч императрицы в узком кругу. Эта первая законченная постройка раннего классицизма стала манифестом нового стиля и поучительным примером ансамблевого подхода к застройке центра города. Здание согласовано по высоте и двухъярусному членению с Зимним дворцом. Нижний ярус, как и в Академии художеств, сделан в виде несущей аркады с горизонтальным рустом. Он служит постаментом для стройного шести колонного портика со статуями Флоры и Помоны на углах. Пилястры дают плавный переход от объемного ордера к стене. Неизменные филенки и декоративные детали дробят поверхность, образуя уплощенный рельеф стены. За невским павильоном Малого Эрмитажа расположены висячий сад с галереями и еще один павильон, обращенный на Миллионную улицу. В барочных чертах его нижнего этажа как бы отразилось соседство Зимнего дворца. Весь этот комплекс строил Ю. М. Фельтен в соответствии с проектами Деламота.


Большой Гостиный двор,


Проектирование крупнейшего торгового здания Петербурга стало поворотной вехой в развитии русской архитектуры. В 1757 году был утвержден проект Ф.-Б. Растрелли, исполненный в пышных, декоративно насыщенных формах барокко, и начаты строительные работы. Но купцы посчитали его непрактичным, чрезмерно дорогостоящим. В 1760 году обер-камергер, основатель Академии художеств И. И. Шувалов, тяготевший к французской классицистической культуре, передал заказ приехавшему из Парижа Ж.-Б. Валлен-Деламоту. Строительство началось в 1761 году и было окончено лишь в 1785 году, через десять лет после возвращения Деламота во Францию. Большой Гостиный двор – самое раннее (по начальной дате) сооружение классицизма в Петербурге. Здание реставрировано и реконструировано в х годах, при этом изолированные прежде магазины превращены в сквозную анфиладу.


Академия художеств,



Величественное здание Академии создавалось как программный образец нового для России стиля – классицизма. Автором проекта был Ж.-Б. Валлен-Деламот, профессор архитектурного класса Академии. Строительство велось долго, с 1764 по 1788 год, руководил им на первых порах ректор Академии архитектор А. Ф. Кокоринов, позднее – Ю. М. Фельтен и Е. Т. Соколов. Геометрически правильный план, ясная и четкая структура симметричных фасадов, мерный ритм ордерных элементов, сдержанность убранства последовательно воплощали принципы раннего петербургского классицизма, в данном случае – родственного французскому. Все четыре наружных фасада расчленены на два яруса. Нижний, с арочными окнами и горизонтальным («дощатым») рустом, уподоблен сплошной аркаде, несущей вышележащий массив. Верхние два этажа объединены ровным шагом пилястр или лопаток, а окна заключены в высокие филенки. Равномерность и монотонность ритма, слитность ордера со стеной, дробность поверхностей, уплощенный рельеф и суховатый рисунок деталей – все это характерные особенности раннего классицизма. Более репрезентативен и пластически выразителен главный фасад, обращенный к Неве. Он имеет трехосевую композицию с четырехколонными портиками дорического ордера в центре и по краям (построение по трем осям станет почти каноническим в русском классицизме). Но колонны не противопоставлены полю стены, они как бы вырастают из нее, продолжая сплошной ряд пилястр. Отголоски барокко ощутимы лишь в вогнуто-выгнутых частях среднего ризалита и в сложном абрисе купола над ним.


Новая Голландия,


«Новая Голландия» - так называется небольшой остров, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. В 1765 году С.И. Чевакинский составил план, а Ж.-Б. Валлен-Деламот спроектировал фасады складов для хранения и сушки корабельного леса, сменивших прежние деревянные сараи и эллинги. Возведение кирпичных корпусов завершил в 1780-х годах инженер И. К. Герард. Сугубо утилитарные сооружения впечатляют суровой экспрессией простых и крупных форм: гигантской аркады, являющейся сквозным лейтмотивом фасадов, и неоштукатуренных стен, обработанных «дощатым» рустом. Над каналом, ведущим к внутреннему бассейну, перекинута величественная арка. Это замечательное творение Валлен-Деламота, жемчужина раннего классицизма. Необычная сила образа заключена в контрасте: грациозно парящую арку на хрупких малых колоннах обрамляет мощный дорический ордер – две пары больших колонн и тяжелый раскрепованный антаблемент. Особую выразительность композиции придает редкое сочетание красного кирпича, гранита и известняка. Подобные, но меньшие пары колонн поставлены у скругленных углов складов. К такому приему Валлен-Деламот уже прибегал в решении угловых частей Большого Гостиного двора. Постройка «Новой Голландии» не была полностью завершена. Один из корпусов был достроен в годах (М. А. Пасыпкин). В западной части острова в годах сооружена Морская тюрьма необычной кольцеобразной формы (А. Е. Штауберт). Главный католический храм российской столицы возведен в годах в стиле, переходном от барокко к классицизму. Первый проект церкви с двумя симметричными домами на этом участке составил еще в 1739 году П.-А. Трезини. Осуществить удалось только трехэтажные дома (впоследствии перестроены и надстроены). Новый проект костела разработал в годах Ж.-Б. Валлен- Деламот. Задуманная им композиция с огромной аркой в центре, двумя башнями- звонницами и обильной скульптурой была овеяна дыханием барокко. С 1779 года строительство продолжил А. Ринальди, который несколько упростил и смягчил характер прежнего замысла. В плане собор представляет собой латинский крест, над пересечением нефа и трансепта высится могучий купол. Здание отодвинуто в глубь участка, как предлагал еще П.-А. Трезини. Главный фасад прорезан почти на всю высоту арочной нишей с двумя колоннами. Этот фрагмент аналогичен арке «Новой Голландии» и одновременно вызывает ассоциации с сооружениями итальянского ренессанса. Две меньшие арки по сторонам, ведущие внутрь двора, так же как нижний ярус фасада, обработанный пилястрами, точно отвечали по высоте двум соборным домам. О барокко живо напоминают криволинейные очертания окон и наличников, полные динамики статуи евангелистов на парапете. Изысканное оформление включает так называемый «цветок Ринальди» - своеобразный автограф зодчего. Пилястры и трехчетвертные колонны организуют построение внутреннего пространства. В композиции интерьера уловимы итальянские мотивы – в большей степени ренессанса, чем барокко. Пышное внутреннее убранство утрачено в прошлые десятилетия.



Жан Батист Мишель Валлен-Деламот родился в 1729 году во Франции в городе Ангулеме. По материнской линии он принадлежал к известному во Франции роду Блонделей. О детстве будущего архитектора сведений нет. Известно только, что двадцатилетним юношей он поступил во Французскую академию в Риме, которую успешно закончил. Известно, что он много путешествовал по Италии, где изучал архитектурное наследие античности. Вернувшись в Париж, юноша начал работать помощником у своего дяди архитектора Франсуа Блонделя. Молодой архитектор принял участие в конкурсе на проект оформления одной из центральных площадей Парижа - площади Людовика XV, ныне площадь Согласия. И хотя его проект не был утвержден, этот факт сыграл важную роль в совершенствовании профессионального мастерства зодчего.

18 июня 1759 году через полномочного и чрезвычайного русского посла при французском дворе графа М. П. Бестужева-Рюмина с тридцатилетним архитектором был подписан контракт на работы в России в качестве архитектора сроком на три года. В задачу архитектора также входило обучение архитектуре российских талантов. Впоследствии контракт был продлен еще на три года. К этому времени Валлен-Деламот уже считался маститым архитектором, проявившим себя как мастер своего дела. Он был членом Флорентийской и Болонской академий, однако опыта практического строительства у него почти не было.
В Петербурге второй половины XVIII века все больше внимания уделялось постройкам общественного назначения. Наряду с дворцовыми и культовыми сооружениями активно возводились здания учебных заведений, административные, коммерческие. Руководила всем этим обширным строительством Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она же занималась и вопросами планировки. Валлен-Деламот, сочетавший преподавательскую деятельность со строительной практикой, также включился в проектирование и возведение этих сооружений. Одной из первых работ архитектора в Петербурге стал проект каменного Гостиного двора. Проект разрабатывался по распоряжению президента Академии художеств графа И. И. Шувалова. Строительство началось в 1761 году, но двигалось крайне медленно. На первом этапе к строительству был также привлечен А. Кокоринов.

В 1762 году император Петр III отстранил Валлен-Деламота от строительных работ, поставив ему в вину присвоение чужого замысла. Валлен-Деламот действительно сохранил общий прием композиционного решения Гостиного двора, разработанный , но значительно упростил и удешевил проект предшественника, отказавшись от пышности и декоративности барочных архитектурных форм. Однако с воцарением Екатерины II положение французского зодчего снова упрочилось. Архитектор предложил новый вариант фасада, и императрица его утвердила. К 1767 году было закончено строительство корпуса, выходящего главным фасадом на Невский проспект, но темпы строительства снова вызвали недовольство столичных властей. Многие сомневались, что архитектор вообще сможет довести дело до конца. И это оказалось правдой. В 1768 году Валлен-Деламот окончательно отошел от строительства, а в 1775-м вообще покинул Россию, не увидев свой замысел воплощенным.

Однако за шестнадцать лет, прожитых архитектором в России, он осуществил много замечательных проектов. В 1762 году по проекту зодчего началось строительство главного католического храма Петербурга - костела святого Екатерины на Невском проспекте. Руководил строительством . Сложность проекта заключалось в том, что здание костела было необходимо уместить между двух существующих домов уже застроенной главной магистрали города. Валлен-Деламот блестяще справился с этой задачей. В костеле были погребены последний король Польши Станислав Август Понятовский, в 1938 году его прах был возвращен Польше, и французский генерал Ж. В. Моро. В 1855 году в этом храме отпевали архитектора Огюста Монферрана.

В конце 1763 году вместе с А. Ф. Кокориновым архитектор приступил к работе над проектом здания Академии художеств. В этой крупнейшей их совместной работе впервые в русской архитектуре четко обозначились принципы классицизма - уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование колоннады в качестве основы организации фасадов. Замысел зодчих сформировался к 1764 году, и в этом же году начались строительные работы. Но даже после этого Кокоринов и Деламот продолжали совершенствовать проект, уточняя его детали. Строительство предполагалось закончить к 1778 году, но из-за недостатка финансирования оно двигалось очень медленно, а порой вообще приостанавливалось. Строительные работы завершились только к 1789 году, когда архитектора уже не было в России, а отделка здания продолжалась вплоть до 1810 года. Здание Академии художеств было еще одним произведением архитектора, которое он также не смог увидеть.

Еще одной работой Валлен-Деламота явилось строительство здания Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенного к Зимнему дворцу в 1764- 1775 годах. До этого Валлен-Деламот выполнил большое количество проектов интерьеров для Зимнего дворца. По замыслу Екатерины II в Малом Эрмитаже должна была разместиться коллекция картин и других Предметов Искусства, которые императрица приобретала на европейских аукционах. Там же Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - малые эрмитажи. Архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, органично вписав свое творение в комплекс зданий, расположенных в непосредственной близости от Зимнего дворца и образующих с ним единое целое. В 1765 году по приказу Екатерины II зодчего привлекли к работам, проводимым Адмиралтейств-коллегией в «Новой Голландии», которыми до этого занимался С. И. Чевакинский. Валлен-Деламот исполнил проект фасадов, а также эффектной арки над каналом, ведущим в бассейн внутри острова. Величественный портал «Новой Голландии» с аркой над каналом является одним из шедевров петербургской архитектуры и символом нашего города.

Выполнял зодчий и частные заказы. Вместе с А. Ф. Кокориновым им был построен дворец графа К. Г. Разумовского (ныне РГПУ им. А. И. Герцена). Дворец является прекрасным образцом архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. На набережной Мойки Валлен-Деламот перестроил двухэтажный дом И. П. Шувалова, превратив его в дворец, известный нам как Юсуповский (набережной Мойки, 94). Архитектор также предположительно является автором проекта усадьбы «Александрино» на Петергофской дороге (проспект Стачек, 162) для президента Адмиралтейств-коллегий графа И. Г. Чернышева. Много времени у зодчего занимала преподавательская деятельность. Среди молодых людей, которым он передал свое мастерство, нужно назвать выдающихся русских архитекторов-классицистов Ивана Старова и Василия Баженова. Старов трудился в Петербурге, Баженов в основном в Москве. Но Россия не стала второй родиной архитектора. В 1775 году он покинул Россию. Возможно, на его отъезд повлияла смерть его друга и коллеги А. Ф. Кокоринова. Валлен-Деламот умер в своем родном городе Ангулеме 17 апреля 1800 году. Французский зодчий оказался одним из основоположников русского классицизма.

Жан-Бати́ст-Мише́ль Валле́н-Деламо́т (фр. Jean-Baptiste Vallin de la Mothe ; , Ангулем , Франция - 7 мая , там же) - французский архитектор , первый в России профессор архитектуры.

Учился у своего кузена архитектора Ж. Ф. Блонделя .

По возвращении во Францию в начале 1753 года Валлен-Деламот обосновался в Париже и до 1756 года, когда дядя его скончался, работал под началом последнего (Франсуа Блондель много строил в Париже, Руане и Женеве). Среди редких следов деятельности Валлена-Деламота во Франции - описание проекта площади Людовика XV , опубликованное в 1754 году в журнале «Mercure de France » .

Профессор Российской Академии художеств

Возвращение во Францию

В 1775 году Валлен-Деламот покидает Россию и возвращается во Францию . Живёт в Лионе , где проектирует и строит собственный дом. Но в связи с тяжёлой болезнью и обнищанием он в начале 1782 года вынужден был переехать в родной город Ангулем , где и прожил свои последние годы до кончины 7 мая 1800 года .

Проекты

Валлен-Деламот зачастую выполнял только лишь проект здания, не участвуя, как тогда было принято, в самом процессе строительства. Сохранившийся во Франции архив его работ даёт возможность оценить творчество зодчего . Возведённые по проектам Валлен-Деламота здания - характерные образцы раннего русского классицизма , в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью масс. В творческом почерке мастера угадывается стремление к палладианству .

  • Большой Гостиный двор ( -)
  • Католический храм Святой Екатерины на Невском проспекте ( -)
  • Дворец графа К. Г. Разумовского ( -)
  • Дворец графа И. Г. Чернышёва (1762-1768) (см. Мариинский дворец)
  • Здание Академии художеств ( - совместно с А. Ф. Кокориновым)
  • Проект фасадов Новой Голландии и её арки ( - , совместно с С. И. Чевакинским)
  • Малый Эрмитаж ( - совместно с Ю. М. Фельтеном)
  • Здание Вольного экономического общества на углу Невского пр. и Дворцовой площади ( -)
  • Юсуповский дворец на Мойке 1770-е
  • гетманский дворец (не сохранился) в городе Почепе Брянской области (1760-е)
  • Загородная усадьба графа И. Г. Чернышёва (1760-е)

Напишите отзыв о статье "Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель"

Примечания

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель

Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!
– Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти...
Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть...
Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала:
– Давайте поговорим, я могу вас слышать.
– Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?..
Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась.
– Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка.
Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...
На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала.
Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец...
– Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!..
Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя...
– Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка.
А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце...
– Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?!
В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить.
– Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка.
Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь.
– Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец.
– Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя.
Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось... Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки...
До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям.
– Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!..
Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал... Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права...
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...