Стратегия развития подготовки рабочих кадров. Министерство экономического развитияроссийской федерации. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке




3 ЦЕЛЬ Создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной: обеспечивать качественную и эффективную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально - экономические изменения, предоставлять широкие возможности для различных слоев и групп населения в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.


4 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРСТИКИ Система НПО и СПО охватывает подготовку по программам начального и среднего профессионального образования и программам профессиональной подготовки в учреждениях НПО, СПО, а также в учебных центрах предприятий и в подразделениях вузов. Система подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций - область профессионального образования, включающая реализацию образовательных программ, результаты подготовки по которым соответствуют квалификационным уровням Национальной рамки квалификаций РФ: - программы профессионального обучения; - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы подготовки специалистов среднего звена (СПО); - программы практико-ориентированного бакалавриата (ВПО).


5 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ государственных образовательных учреждения (НПО и – СПО) и 200 государственных образовательных учреждений ВПО, реализующих программы НПО и СПО; 256 негосударственных образовательных учреждений СПО с общим контингентом 102,7 тыс. человек и 16 структурных подразделений высших учебных заведений, реализующих программы СПО, с общим контингентом 3,3 тыс. человек; общий контингент обучающихся составляет 3 138,5 тыс. человек; выпуск в 2012 году по программам НПО и СПО составил 965,7 тыс. человек;


6 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НПО – 185,5 тыс. штатных работников, в том числе руководящих работников 19,1 тыс. человек, педагогических работников 86,5 тыс. человек, мастеров производственного обучения 42,1 тыс. человек.; СПО – 342,3 тыс. человек, в том числе руководящих работников 26,9 тыс. человек, преподавателей 136,3 тыс. человек, мастеров производственного обучения 11,7 тыс. человек. Численность обучающихся в расчете на одного преподавателя в учреждениях НПО составляет 10 человек, в СПО – 12 человек. в 2012 году объем консолидированного бюджета на НПО и СПО составил,0 млн. рублей


7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ в период с 2007 по 2009 годы 341 государственное образовательное учреждение НПО и СПО из 64 субъектов Российской Федерации получило государственную поддержку в объеме 8,8 млрд.рублей, а также 8,7 млрд.рублей (софинансирование) со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей. в период с 2011 по 2013 годы 30 субъектов Российской Федерации при поддержке со стороны государства в объеме 1,8 млрд. рублей (софинансирование – 10,3 млрд.рублей) реализуют программы модернизации региональных систем профессионального образования.


8 ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ глобализация экономики, приводящая к формированию процессов международного распределения труда и возникновению потребности в международный стандартах квалификаций на национальном и региональном уровнях инновации и развитие новых технологий, приводящих к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, «зеленые технологии» и т.п.) экономические кризисы и угроза безработицы демографическая ситуация и миграция населения; развитие корпоративных систем подготовки кадров


9 ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ масштабные государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны массовизация и доступность высшего образования, и, как следствие, снижение популярности и востребованности СПО, и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена кадрами с высшим образованием; сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации старение преподавательского состава образовательных учреждений неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально- технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий


10 ЦЕЛЬ Создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной: обеспечивать качественную и эффективную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально - экономические изменения, предоставлять широкие возможности для различных слоев и групп населения в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.


11 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ


12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Формирование механизмов и инфраструктуры гибкой настройки региональных систем профессионального образования на изменяющиеся потребности рынка труда в количестве и качестве рабочей силы Приведение содержания и технологий профессионального образования и профессионального обучения в соответствие с актуальными и перспективными потребностями рынка труда и профессиональными стандартами Формирование системы методического обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена Создание условий для формирования системы оценки качества профессионального образования и профессионального обучения на основе принципов открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия


Задачи: Порядок проведения прогноза спроса на квалификации и компетенции ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ Единая нормативная правовая база рынка квалификаций и компетенций Типовые положения об учебно- методических объединениях, региональных методических центрах профессионального образования Формирование системы методического обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена Приведение содержания и технологий профессионального образования и профессионального обучения в соответствие с актуальными и перспективными потребностями рынка труда и профессиональными стандартами Формирование механизмов и инфраструктуры гибкой настройки региональных систем профессионального образования на изменяющиеся потребности рынка труда в количестве и качестве рабочей силы Создание условий для формирования системы оценки качества профессионального образования и профессионального обучения на основе принципов открытости, объективности, прозрачности и общественно- профессионального участия Методические рекомендации: Поддержка разработки и реализации типовых моделей профессионально- общественной аккредитации программ, процедур и методического обеспечения. Поддержка разработки и реализации программ подготовки экспертов для проведения процедур профессионально- общественной аккредитации программ Порядок формирования государственного заказа и государственного задания Порядок распределения государственного задания Результаты: Порядок обновления действующих и формирования новых образовательных программ Новая инфраструктура гибкой настройки региональных систем ОКСО, перечень профессий и специальностей СПО и ПО Новые ФГОС СПО и ВПО (практико- ориентированный бакалавриат) НПА ФОИВ: Поддержка системы зачетных единиц. Практика реализации программ ПО НПА ОИВ субъектов РФ: Поддержка реализации сетевых форм. Поддержка внедрения элементов дуального обучения, увеличения доли обучения на рабочем месте, программ международного сотрудничества КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ Реестр (банк) примерных основных профессиональных образовательных программ НПА ФОИВ: Поддержка разработки учебников нового поколения, в т.ч. электронных образовательных ресурсов. Поддержка проведения всероссийских конкурсов и выставок учебно-методического обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена НПА ФОИВ: Нормативное регулирование в сфере оценки качества профессионального образования. Нормативное регулирование в сфере оценки показателей трудоустройства выпускников.


14 ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Обеспечение доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования, профессионального обучения и признания квалификаций Формирование на базе профессиональных образовательных организаций необходимых условий для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, социального положения, ранее полученного образования и места проживания Создание условий для развития сферы неформального профессионального обучения (негосударственного сектора профессионального обучения, обучения на предприятиях, самообразования работающего населения) Обеспечение социальной поддержки обучающихся Развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций


15 Результаты: ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ Задачи: Обеспечение доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования, профессионального обучения и признания квалификаций Формирование необходимых условий для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, социального положения, ранее полученного образования и места проживания Создание условий для развития сферы неформального профессионального обучения (негосударственного сектора профессионального обучения, обучения на предприятиях, самообразования работающего населения) Обеспечение социальной поддержки обучающихся Развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций НПА ФОИВ и ОИВ субъектов РФ: Создание сети служб профориентации и консультирования. Распространение моделей профориентационной работы. Поддержка создания системы информационного обеспечения. Содействие профессиональному самоопределению граждан. Информационный ресурс о возможностях профессионального образования, обучения, оценки и признания квалификаций НПА ФОИВ и ОИВ субъектов РФ: Поддержка разработки моделей обучения взрослых (занятого населения, сельского населения, уязвимых групп). Апробация и внедрение мер по развитию инклюзивного обучения Меры по расширению доступа к профессиональному образованию и обучению сельского населения; женщин, имеющих детей. Стимулирование профессионального обучения особых целевых групп, в т.ч. на основе «именных образовательных сертификатов, создания отраслевых фондов ПО. НПА ФОИВ: Повышение квалификации преподавателей для работы с этими категориями НПА ФОИВ: Утверждение требований, программ к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Внесение изменений в утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты СПО. Поддержка развития дистанционного образования для инвалидов, создания в профессиональных образовательных организациях безбарьерной среды, центров сопровождения обучения НПА ФОИВ и ОИВ субъектов РФ: Обеспечение сохранения социальных льгот для обучающихся по программам НПО, при интеграции уровня НПО в СПО НПА ФОИВ: Развитие практики предоставления образовательных индивидуальных образовательных сертификатов студентам СПО и ПО из малообеспеченных семей НПА Правительства РФ: Развитие государственной поддержки образовательного кредитования граждан НПА ФОИВ: Поддержка развития профессиональных стандартов. Поддержка разработки и внедрения моделей оценки и сертификации квалификаций. Поддержка разработки и реализации программ подготовки экспертов. Поддержка развития инструментов оценки и признания квалификаций, полученных в т.ч. на основе самообразования. Поддержка развития электронного обучения. Содействие распространению моделей корпоративного обучения КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ


16 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Формирование общественно-государственной модели управления подготовкой рабочих кадров и развитием прикладных квалификаций Повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций Повышение информационной открытости системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Повышение финансовой прозрачности функционирования системы профессионального образования и профессионального обучения.


17 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ (1) Задачи: Формирование общественно- государственной модели управления подготовкой рабочих кадров и развитием прикладных квалификаций Повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций Повышение информационной открытости системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Повышение финансовой прозрачности функционирования системы профессионального образования и обучения КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ Информационная поддержка развития отраслевых профессионально- образовательных кластеров и практики деятельности региональных отраслевых советов - Типовые решения. НПА Правительства РФ и ФОИВ: Совершенствование механизмов гарантий финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. развитие ваучерной системы финансирования СПО и ПО НПА ФОИВ: Реализация положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» об информационной открытости системы образования (ст.97) и образовательной организации (ст. 29). Установление и внедрение единых требований представления информации о деятельности организаций профессионального образования. Проведение ежегодного мониторинга среднего профессионального образования и профессионального обучения субъектов РФ НПА ОИВ субъектов РФ: Обеспечение общественного участия в процедурах публичного распределения контрольных цифр приема Развитие законодательства в сфере нормативно-подушевого финансирования образовательных программ (модулей) подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций НПА ФОИВ: Развитие коллегиальных органов управления. Развитие механизмов государственно-частного партнерства в профессиональном образовании НПА Правительства РФ: Развитие законодательства в части субсидирования процентных ставок субъектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки кадров НПА ОИВ субъектов РФ: Развитие практики целевого обучения студентов НПА ФОИВ: Предоставления права профессиональным образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, быть учредителями и участниками хозяйственных обществ. Развитие нормативного регулирования в части предоставления права профессиональных образовательных организаций сельскохозяйственного профиля получать субсидии как для сельскохозяйственных организаций Ежегодный национальный доклад о состоянии и развитии системы СПО и ПО НПА ОИВ субъектов РФ: Создание порталов ОИВ субъектов РФ, посвященных профессиональному образованию и обучению Результаты:


18 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Формирование новой образовательной инфраструктуры подготовки квалифицированных кадров, направленной на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования, а также улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики Повышение качества кадрового потенциала (управленческого, преподавательского состава) образовательной организации Усиление интеграции системы профессионального образования в международное пространство


19 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ (2) Задачи: Формирование новой образовательной инфраструктуры подготовки квалифицированных кадров, направленной на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования, а также улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики Повышение качества кадрового потенциала (управленческого, преподавательского состава) образовательной организации Усиление интеграции системы профессионального образования в международное пространство Профессиональные стандарты, ФГОС СПО, ФГОС ВПО НПА ФОИВ: Поддержка развития интеграционных процессов для обеспечения национальной и международной сравнимости квалификаций и образовательных систем. Поддержка развития академической мобильности НПА ФОИВ: приведение в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» типов образовательных учреждений НПА ОИВ субъектов РФ: Поддержка оптимизации региональных сетей профессиональных образовательных организаций, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально- экономического развития региона. Поддержка создания и развития новых образовательных структур: многоуровневых образовательных организаций отраслевого или территориального типа, профессиональных образовательных кластеров, многофункциональных центров прикладных квалификаций, ресурсных центров, межрегиональных ресурсных центров. Поддержка формирования «рыночной» инфраструктуры профессионального образования, обеспечивающей взаимодействие образовательных организаций с рынком труда НПА ФОИВ: Развитие на базе технических вузов практики реализации программ ДПО инженерно-педагогических кадров для работы в ПОО. Поддержка развития сети образовательных организаций, реализующих программы ДПО для инженерно- педагогических работников ПОО. Поддержка проведения ежегодных Всероссийских конкурсов «Мастер года», «Лидер года» на условиях ГЧП. Рейтинг программ ПОО, прошедших процедуры профессионально-общественной аккредитации. Результаты: КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ НПА ОИВ субъектов РФ: Поддержка разработки и внедрения механизмов привлечения ведущих специалистов и опытных мастеров профильных организаций к процессу реализации профессиональных образовательных программ. Поддержка мер по повышению уровня заработной платы работников сферы профессионального образования и подготовки. НПА ФОИВ и ОИВ субъектов РФ: Создание подсистемы мониторинга и прогнозирования кадровых потребностей и развития кадровых ресурсов. Совершенствование системы аттестации и оплаты труда педагогов системы ПО на основе профессиональных стандартов и реализации принципа «эффективного контракта». Завершение перехода на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации (кредитно-модульная система и сетевые механизмы реализации программ ДПО). Расширение практики формирования кадрового резерва, развитие наставничества и подготовки управленческих команд ПОО.


20 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Внедрение в практику подготовки кадров социальных технологий для обеспечения формирования общекультурных компетенций, навыков коллективной работы, ценностей профессионализма в молодежных аудиториях, развития творческих способностей обучающейся молодежи, в том числе развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости Создание условий для повышения мотивации обучающихся к саморазвитию и к трудовой деятельности по прикладным профессиям, востребованным на рынке труда Создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни.


21 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ Задачи: Внедрение в практику подготовки кадров социальных технологий для обеспечения формирования общекультурных компетенций, навыков коллективной работы, ценностей профессионализма в молодежных аудиториях, развития творческих способностей обучающейся молодежи, в том числе развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости Создание условий для повышения мотивации обучающихся к саморазвитию и к трудовой деятельности по прикладным профессиям, востребованным на рынке труда Создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни НПА ФОИВ: Поддержка проведения международных и всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на основе стандарта WSI) НПА ФОИВ: Проведение всероссийских межрегиональных спортивно-массовых мероприятий, спартакиад «рабочей молодежи», первенств, турниров. Поддержка взаимодействия с военно-патриотическими объединениями, участия обучающихся в культурно-массовых мероприятиях, посвященным памятным историческим датам. Совершенствование законодательства в части создания центров допризывной подготовки обучающихся на базе профессиональных образовательных организаций. Выработка единых подходов к получению востребованных профессиональных и социальных навыков и компетенций при прохождении выпускниками профессиональных образовательных организаций военной службы. НПА ФОИВ: Поддержка совершенствования методической базы для внедрения социальных технологий в профессиональном обучении и при организации стажировок на инновационных предприятиях, в том числе на основе привлечения международного опыта. Поддержка развития содержания и технологий формирования у студентов навыков предпринимательства, навыков эффективного поведения на рынке труда и в трудовом коллективе (трудолюбия, работы в команде, решения профессиональных задач и пр.), освоения профессионального иностранного языка) НПА ОИВ субъектов РФ: Поддержка размещение в электронных сетях доступной и понятной для школьников, абитуриентов, обучающихся и членов их семей информации о перспективных потребностях экономики в трудовых ресурсах, трудоустройстве и карьерном росте выпускников, условиях приема и обучения. Организация PR-кампаний, в том числе тематических передач (публикаций) в региональных СМИ о рабочих профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, обеспечение информационной поддержки мероприятий, имеющих профориентационное значение Методические рекомендации по развитию законодательства в сфере обеспечения качества воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях Результаты: КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ Типовое соглашение о сотрудничестве профессиональных образовательных организаций и организаций-работодателей с воинскими частями


Показатели развития (основные) 22 Показатель Число многофункциональных центров прикладных квалификаций, единиц Удельный вес численности выпускников ПОО, трудоустроившихся в течение года после окончания обучения по полученной специальности, в общей их численности 44,446,748,951,153,355,6 Отношение средней зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций к средней по региону, %


23 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ соблюдение требований федерального законодательства в сфере образования и международных соглашений в области профессионального образования и обучения, подписанных Российской Федерацией; ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров; усиление роли общественных институтов управления в развитии сферы подготовки квалифицированных кадров; непрерывность системы и процесса подготовки квалифицированных кадров; согласованность с мерами государственной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты; информационная открытость системы профессионального образования; интернационализация профессионального образования; использование программно-целевого и проектного методов.


24 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Управление реализацией Стратегии - Минобрнауки РФ Общая координация реализации Стратегии - Совет по среднему профессиональному образованию Минобрнауки России Непосредственная реализация Стратегии - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках региональных программ развития профессионального образования Основные формы координации усилий по реализации Стратегии на межрегиональном и региональном уровнях будут выступать общественные институты управления


25 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Основные инструменты реализации государственной политики в сфере подготовки рабочих (служащих) и специалистов среднего звена - Государственная программа Российской Федерации « Развитие образования на гг.», - федеральные целевые, ведомственные, региональные программы Центральный организационно - экономический механизм развития профессионального образования – государственно - частное и социальное партнерство Основание для принятия управленческих решений в рамках реализации Стратегии - результаты ежегодных мониторингов


26 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Реализация Стратегии предусматривается в 3 этапа: I- й этап – 2015 гг. II- й этап – 2016 – 2018 гг. III- й этап – гг. Для реализации настоящей Стратегии для каждого этапа формируется соответствующий Комплекс мер Финансирование мероприятий по реализации настоящей Стратегии осуществляется в пределах средств, выделяемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников.

  • Режим занятий 5 дней в неделю (будни 18.30 - 21.20, возможно обучение в субботу 10.20 - 17.30)
  • Выдаваемый документ Диплом о профессиональной переподготовке
  • Реализующее подразделение
  • Направление подготовки
  • Место проведения занятий г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.

Поступление

Целевая группа

  • собственники бизнеса;
  • руководители, менеджеры высшего и среднего звена компаний, финансовых учреждений и кандидаты на эти позиции;
  • заинтересованные в приобретении знаний и навыков, которые позволяют разработать и реализовать долгосрочный стратегический план развития.

Документы для приема

Условия поступления

Теоретическая подготовка (освоение когнитивных компетенций)

Стратегический менеджмент. Экономика для менеджеров. Основы менеджмента (общий и сравнительный менеджмент). Финансы организации. Основы маркетинга.

Профессиональная подготовка (освоение функциональных и личностных компетенций)

Бизнес-модели и методы стратегического менеджмента. Стоимость компании: оценка и управление. Деловая игра "Бизнес-курс: Корпорация плюс". Управление корпоративными рисками. Управление проектами. Управление человеческими ресурсами. Развитие профессиональных и личностных навыков менеджера. Организационное поведение. Деловая игра "Компетенции эффективного менеджера". Психология делового общения.
Дисциплины по выбору (1 из 5): Деловая игра "Менеджмент инноваций". Правовые основы управления. Логистический менеджмент. Форсайт как инструмент управления стратегическим развитием компании. Взаимодействие государства и бизнеса в условиях современных политических трансформаций.

Работа над проектом

Разработка концепции проекта. Тренинг "Технологии презентации проекта". Моделирование бизнес-процессов. Управление проектами и программами проектов. Бизнес-планирование и технико-экономическое обоснование проекта. Разработка финансовой модели проекта с использованием ПП "Альт-Инвест". Деловая игра "Работа над проектом". Подготовка презентации проекта.

Иностранный язык

Английский язык.

Особенности программы:

  1. 29 дисциплин, направленных на изучение и закрепление навыков разработки долгосрочной стратегии развития предприятия, личный и профессиональный рост участников.
  2. Преподаватели - профессора, кандидаты наук, бизнес-практики и эксперты консалтинговых проектов для компаний: «Ростелеком», «Климов», «Октябрьская Железная дорога», «ТГК-1», «Фосагро» и других.
  3. 82% аудиторного времени (454 часа) - это практические занятия, тренинги и деловые игры. Участники узнают не только, что нужно делать, чтобы разработать работающую стратегию компании, но и как реализовать её на практике.
  4. 180 часов - изучение иностранного языка для того, чтобы лучше понимать бизнес-терминологию, уверенно чувствовать себя на переговорах с иностранными партнерами и использовать иностранные источники информации для получения новых знаний и идей.
  5. Обязательный элемент обучения - работа над проектом. Каждый участник программы разработает стратегию развития предприятия, направления или отдела, реализация которого позволит закрепить конкурентные преимущества компании.
  6. Индивидуальные консультации по разработке проекта.
  7. 3 деловых игры и 1 тренинг: «Компетенции эффективного менеджера», «Бизнес-курс: корпорация плюс», «Работа над проектом», «Технологии презентации проекта».
  8. Стажировка в России или за рубежом после завершения обучения.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. В прошлом численность рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятии, в несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе профтехобразования - хотя и стоит отметить, что подготовка проводилась по относительно простым профессиям, не требующих длительных сроков освоения.

Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность -- от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).

Многое зависит от объективных и субъективных моментов: выбора стратегии развития предприятия, типа производства, глубины операционного разделения труда, от финансового состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия и т.д.

Современная система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение (но при этом не стоит забывать пословицу «Скупой платит дважды» -- имея в виду необходимость затрат на последующее повышение квалификации и переподготовку), так и интересы рабочего -- получить полноценную профессиональную подготовку (хотя некоторых могут устраивать быстрые сроки подготовки и последующего получения заработка). Далее, необходимо учитывать, что подготовка кадров -- это лицензируемая деятельность. Иными словами, предприятие, прежде чем получить лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований установленных стандартов качества обучения.

Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров. В определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспеченности предприятия (например, достаточно часто применяется набор рабочей силы со стороны только на низшие разряды), балансовых расчетов потребности рабочей силы в профессиональном разрезе и источников ее пополнения, из планов профессионально-квалификационного продвижения собственных рабочих. При этом важно умело сочетать перспективное планирование (опирающееся на выявление реальной потребности предприятия в кадрах) с постоянными корректировками планов, в которых должны учитываться изменения в структуре производства и подвижностью рабочей силы (прежде всего в связи с текучестью кадров).

Другая важная задача управления персоналом -- оценить возможности обеспечения надлежащего уровня подготовки рабочих по достаточно сложным профессиям на предприятии, а при ее отсутствии -- найти более рациональный путь решения этой задачи с использованием других образовательных структур, т.е. ориентироваться на подготовку на стороне. Здесь должны быть учтены:

  • - структура необходимой профессиональной подготовки по ее сложности и срокам, по требованиям к теоретической и практической компоненте обучения;
  • - наличие на предприятии соответствующей материальной базы и квалифицированного педагогического персонала, опыта в подготовке кадров;
  • - финансовые возможности предприятия для подготовки кадров на стороне.

По профессиям, подготовку по которым предприятие будет вести самостоятельно, решается вопрос о формах такой подготовки. По остальным профессиям -- о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров либо на промышленных предприятиях, специализирующихся на выполнении образовательных услуг.

Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения. Такая подготовка должна включать не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют от 3 до 6 месяцев - в зависимости от сложности приобретаемой специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту - либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности изучаемой профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах либо в специализированных (в том числе, и лицензированных частных) учебных заведениях.

Для современного этапа характерны расширение сферы деятельности по подготовке кадров на одних предприятиях и сворачивание этой деятельности, сопровождающееся сокращением численности работников в отделах подготовки кадров, -- на других.

Оказание платных услуг одних предприятий другим начиналось с предприятий-производителей новой техники, которые организовывали курсы для рабочих предприятий -- заказчиков этой новой техники.

В настоящее время подготовка кадров предприятиями проводится и по традиционным профессиям, не связанным непосредственно со спецификой продукции самого базового предприятия. Например, Региональный центр подготовки персонала (РЦПП) «ЕВРАЗ - Сибирь» имеет соответствующие лицензии и проводит обучение как собственных, так и сторонних работников по 444 специальностям, включая такие «экзотические», как официант и менеджер по туризму.

Рынок услуг в области подготовки кадров одних предприятий другим -- как форма подготовки кадров -- в большей мере соответствует рыночной экономике: потребность в рабочей силе удовлетворяется на договорной основе между предприятиями (независимо от их отраслевой принадлежности), расположенными в непосредственной близости друг к другу.

Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обусловливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.

В случае заключения тройственного договора (предприятие -- работник -- учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:

  • - предприятия -- в отношении места работы, организации и оплаты труда, элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривается, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия;
  • - учебного заведения -- в отношении сроков и качества обучения;
  • - работника -- в отношении согласия на занятие данного рабочего места и подготовку либо переподготовку.

Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства - это государственная программа повышения квалификации руководителей, которая реализуется в России с 1998 года. Основная цель программы - обеспечение организаций народного хозяйства РФ высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, отвечающих современным требованиям экономики, способными эффективно работать в рыночных условиях, знакомыми с управленческой культурой и опытом ведущих зарубежных стран.

Президентская программа реализуется в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 учебном году (далее – Государственный план), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 7, ст. 670 (далее – Государственный план), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 177.

РАНХиГС принимает участие в реализации Программы с момента ее основания и занимает лидирующие позиции по качеству профессионального дополнительного образования среди вузов России, аккредитованных для участия в Программе. Ежегодно на обучение по Президентской программе направляется около 400 руководителей среднего и высшего звена предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства РФ, в том числе муниципальные служащие в статусе руководителя. География слушателей распространяется на все субъекты Российской Федерации.

Президентская программа рассчитана на то, чтобы повысить качество работы сотрудников руководящего звена в соответствии с ведущими международными стандартами. Выпускники программы включаются в специализированную федеральную базу данных для последующего формирования резерва управленческих кадров.

Преимущества участия в Президентской Программе:

  • Прохождение уникального курса профессиональной подготовки для специалистов по управлению;
  • Стажировка на ведущих предприятиях России и зарубежья;
  • Вхождение в управленческую элиту российской экономики;
  • Повышение уровня владения иностранным языком;
  • Возможность существенно улучшить свои управленческие компетенции;
  • Участники и выпускники Программы имеют возможность принимать участие в различных мероприятиях, заседаниях, семинарах, направленных на развитие управленческих компетенций, оказывать содействие в развитии предпринимательства, расширение межрегиональных и международных связей и др.

Этапы реализации Программы:

  1. Конкурсный отбор специалистов.
  2. Прохождение учебной программы на базе РАНХиГС.
  3. Стажировка в ведущих российских или зарубежных организациях. После завершения подготовки в образовательных учреждениях участникам программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных зарубежных предприятиях. Зарубежные стажировки проводятся в Германии, Ирландии, Италии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Франции, Японии.
  4. Реализация индивидуального проектного задания.

Финансирование обучения

  • 34% стоимости обучения оплачивается направляющей организацией или лично участником программы из собственных средств;
  • 66% стоимости обучения компенсируется за счет средств бюджета.

Требования к участникам Президентской Программы

  • возраст до 40 лет;
  • наличие высшего образования;
  • стаж работы: суммарный - не менее 5 лет, на управленческих должностях - не менее 3 лет;
  • претенденты на участие в программе должны на конкурсной основе презентовать концепцию проекта, который они планируют разрабатывать во время обучения;
  • обязательно владение иностранным языком.

Реализация Программы в филиалах Академии

С 2014 г. в реализации Программы активно участвуют филиалы РАНХиГС. Ими реализуются как базовые и проектно-ориентированные программы, так и программа повышения квалификации «Сити-менеджер» (120 часов), ориентированная на муниципальных служащих.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...