Каким должно быть дополнительное образование детей? Дополнительное образование детей в общеобразовательных учреждениях Ребенок в основном и дополнительном образовании

В вопросе дополнительного образования родители имеют разные взгляды: одни считают его лишним и ненужным. Они аргументируют это тем, что школьное образование дает всё необходимое для развития ребенка. Другие склоняются к мысли о том, что без дополнительного образования раскрыть потенциал ребенка невозможно.

На дополнительных занятиях дети работают над тем, что им нравится, фокусируясь на процессе, а не на результате. Оценки за тесты и контрольные работы не является приоритетом и целью, зато важно развитие творчества. Во время таких занятий ребенок может раскрыть свой творческий потенциал без ограничения со стороны учителей и образовательных программ.

Возможно ли полноценное развитие ребенка без дополнительного образования?

Хотя в документе «Об образовании» и написано, что одна из его целей — формирование гармонично развитой личности, не всегда школы могут обеспечить для этого соответствующие условия. В школьных учреждениях действует ряд ограничений, которые тормозят этот процесс: все учебные предметы подчиняются общим требованиям, планам, а значительная часть работы на уроках направлена ​​на то, чтобы дети могли составить необходимые тесты и написать контрольные работы. В таких условиях не хватает времени на креативную деятельность. Учителям физически очень сложно реализовывать индивидуальный подход и учитывать потребности и особенности каждого ребенка, часто в списке их приоритетов является только выполнение требований учебной программы, а не раскрытие талантов каждого ученика в классе.

Дополнительное образование дает такую ​​возможность. Так как такие занятия проходят в небольших группах (6-10 учеников) и имеют узкий направление, каждый ребенок может максимально раскрыть свой творческий потенциал, заниматься тем, что ему нравится без ограничений со стороны планов и программ. Преподаватели в области дополнительного образования имеют больше свободы в планировании и организации работы, они не ограничены четкими учебными целями и требованиями.

Преимущества дополнительного образования для детей

Если родители колеблются относительно того, стоит ли загружать во внешкольное время ребенка дополнительными занятиями, они должны оценить все преимущества такого типа организации досуга. Для дополнительного образования характерны следующие черты:

  • вариативность. Родители могут выбирать для детей различные направления, изменять их и комбинировать, учитывая потребности и способности детей. В отличие от школьного расписания, график дополнительных занятий очень гибкий, его можно корректировать в соответствии с запросами конкретного ребенка;
  • комфортность. Занятия обычно проходят в небольших группах — до 10 человек. Такое количество школьников позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку и гарантирует реализацию индивидуального подхода. В группе из 8-10 человек каждый ребенок получает шанс быть услышанным, увиденным и оцененным, чего трудно достичь в стенах школы, где один учитель работает с классом, в котором 20 и более учащихся;
  • специализированность. Дополнительное образование — это вопрос выбора. Дети занимаются тем, что им нравится и соответствует их потребностям и интересам. Если в школе отказаться от уроков математики невозможно, то дополнительные занятия можно менять в любое время. Современное дополнительное образование предлагает большое количество направлений от программирования для детей до курсов писательского мастерства. От родителей требуется лишь выяснить, что именно интересует их ребенка.

Обычно в вопросе организации дополнительного образования для детей родители делятся на две группы: одни считают, что в этом нет необходимости и у ребенка должно быть детство с играми во дворе. Другие родители убеждены, что чем больше ребенок загружен в свободное время, тем гармоничнее и целостное он развивается. Расписывая его день почасово, родители убеждены, что таким образом предохраняют ребенка от негативного влияния современного социума. Ответа здесь нет: оценив положительные и отрицательные стороны, типичные ошибки в выборе типа дополнительного образования, взрослые должны организовывать досуг школьников так, чтобы в нем было время и для «детства во дворе», и для дополнительных занятий.

5 причин сказать «да» дополнительном образовании

Родители решают включить в жизни своего ребенка дополнительное образование, чтобы:

  • помочь ребенку открыть таланты и творческие способности. Некоторые дети не знают, что им нравится и чем они хотят заниматься. Дополнительное образование помогает выяснить это: пробуя различные занятия — творческие, спортивные, технические, — школьники пытаются найти то, что понравится им больше;
  • помочь справиться с трудностями в школе. Например, если у ребенка есть проблемы по математике или украинскому языку, то его записывают на соответствующие кружки;
  • повысить уровень мотивации. Распространенной является ситуация, когда ребенок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно, не нравится учитель или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребенок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе;
  • найти единомышленников, помочь влиться в компанию детей с похожими способностями и наклонностями. Дети с особыми талантами могут чувствовать себя в классном коллективе одинокими и неуверенными. Дополнительные занятия помогают им понять ценность своего таланта, познакомиться со сверстниками, у которых есть схожие увлечения.

Не все, что ребенок получает в школе на уроках, может понадобиться ему в дальнейшей жизни. Школьное образование нуждается в реформировании, и пока целью школы является не формирование компетенций, а передача не всегда актуальных знаний, дополнительное образование остается единственным способом поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни.

Направления дополнительного образования

Популярными направлениями в области дополнительного образования являются:

  • технический — занятия, на которых осуществляется развитие логико-математических умений и навыков: математические кружки, логика, эйдетика, шахматы;
  • научно-химический расширяет знания детей об окружающем мире, формирует основы научного мышления. Это кружки по естествознанию, химии;
  • эстетично художественный развивает эстетический вкус и художественные навыки. Это занятия по живописи, рисованию, лепке, аппликации. На таких кружках дети работают с цветами, формами, образами, с помощью различных методов у них развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, умение импровизировать;
  • оздоровительно-физкультурное направление нацелено на физическое развитие организма. Это занятие танцами, гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой;
  • биолого-экологический направлен на формирование экологического сознания. Это кружки юных натуралистов, занятия по биологии и её основам;
  • экономико-правовой формирует базовые понятия по экономике и правовому сознанию: детей знакомят с их правами, с основами финансовой грамотности;
  • туристический направлен на расширение знаний детей о мире, планете, стране. Это могут быть комбинированные занятия, например, сочетание географии и биологии или истории и географии.

Традиционно взрослые выбирают два направления для детей — спортивный и творческий. Такое количество помогает сохранить баланс между школьными занятиями и дополнительными. Три и более направления могут привести к перегрузке ребенка.

5 ошибок родителей при организации дополнительного образования для детей

Широкий выбор источников дополнительного образования приводит к ситуации, в которой родители теряются и не могут рационально распределить время своего ребенка. Начальный восторг и мотивация от новых творческих или спортивных занятий со временем меняется полным равнодушием к чему-либо и отсутствием желания учиться у детей. Есть 5 главных причин, которые приводят к такому «выгоранию»:

  • перезагруженность ребенка. Дополнительные занятия не должны негативно влиять на занятия в школе. Распространенной является проблема, когда дети не успевают из-за нехватки времени выполнять школьные домашние задания, выполняют их не очень качественно и быстро. Родители должны четко расставить приоритеты в организации досуга и не допускать таких ситуаций;
  • отсутствие свободного времени. Пытаясь дать детям максимум знаний и всему научить, родители иногда настолько загружают ребенка, что у него нет свободного времени: со школы он идет на дополнительные кружки, а после кружков — на курсы. Надо помнить, что ребенок всегда должен иметь свободное время — для прогулок, проведения времени с друзьями или в одиночестве;
  • несистемности занятий. Залогом успешности любых занятий является системность. Любые занятия надо посещать регулярно, стараться избегать пропусков. Несерьезное отношение к дополнительным занятиям, систематическое непосещение или посещение «для галочки» приведет к тому, что ребенок потеряет интерес и мотивацию, потому что при таких условиях не сможет увидеть своих результатов и пользы.
  • отсутствие заинтересованности со стороны родителей. Предметом заинтересованности взрослых должны быть не только школьные оценки и результаты, но и достижения в дополнительных занятиях. Важно демонстрировать свою заинтересованность в творчестве и деятельности ребенка: посещать выставки, концерты, презентации, общаться с преподавателями дополнительных занятий, интересоваться результатами. Это дает ребенку понимание того, что его деятельность важна для родителей, и то, что он делает вне школы, тоже имеет большое значение.

Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

Определив, что дополнительное образование — необходимый компонент развития школьника, родители сталкиваются с новой проблемой: как выбрать именно те занятия, на которые ребенок будет ходить с радостью?

Можно выделить два способа определения детских предпочтений:

  • Составить перечень занятий, которые интересуют ребенка, и посетить пробные занятия по каждому направлению. Однако иногда дети не могут четко сформулировать, что им нравится: они не дают конкретного ответа на вопрос, говорят, что им нравится всё. Тогда уместно воспользоваться вторым способом;
  • Самостоятельно выяснить, что интересно ребенку, и направить все усилия на одно направление. Для этого надо наблюдать за ребенком, обращать внимание на то, какие занятия интересуют его больше, пообщаться со школьными учителями. Дополнительно можно проконсультироваться с психологом: например, определить склонность ребенка к чему-то помогают индивидуальные занятия по арт-терапии.

После определения направления надо выбрать место для занятий. Здесь есть ряд особенностей, на которые надо обратить внимание. Родителям может помочь такой перечень критериев выбора:

  • практическая польза. Ребенок должен видеть результат своей деятельности. Результат может быть в виде творческих работ — картин, проектов. Он также может проявляться нематериально, например, влиять на успеваемость в школе;
  • близость расположения. Дорога к дополнительным занятиям не должна занимать много времени. Если для того, чтобы добраться до кружка или курсов, надо потратить более 1:00 времени или пользоваться различными видами транспорта, это будет негативно влиять на состояние ребенка: такие поездки утомляют и притупляют горячий интерес. Со временем занятия на кружке или в студии будут ассоциироваться не со творчеством и развитием, а с длительной поездкой по городу. Поэтому место для занятий должно быть максимально близко к дому или школе;
  • организация занятий. Перед началом занятий нужно поинтересоваться, как они проходят. Желательно, чтобы организация работы имела как можно меньше общего со школьными уроками: это может быть нестандартное размещение столов в кабинете, возможность заниматься на ковриках, с мольбертами, практиковаться на сцене, работать в кругу, в парах, микрогруппах;
  • открытость преподавателей. Важно, чтобы преподаватели легко шли на контакт с родителями: рассказывали о методике работы, планах деятельности, делились информацией об успехах, трудностях и достижениях ребенка на дополнительных занятиях.

Когда ребенок видит, что результаты его деятельности интересуют преподавателей и родителей, он осознает важность своей работы, становится более ответственным и мотивированным.

Анализируя преимущества и недостатки дополнительного образования, подыскивая занятия в соответствии с критериями, родители должны не забывать самое главное правило, которым следует руководствоваться при организации досуга детей: надо прислушиваться к ним, наблюдать за ними, учиться их слушать и слышать. Поэтому занятия, которые соответствуют всем критериям и правилам, не принесут никакой пользы, если у ребенка нет желания их посещать.

Что такое дополнительное образование

Дополнительное образование – это образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий специфику: ненормированность, соответствие индивидуальным образовательным потребностям и интересам, независимость от возраста и базового образования обучающихся, свободно определяемая продолжительность, добровольность выбора программ обучающимися, индивидуальная ориентированность, вспомогательный характер. Дополнительное образование могут создавать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Содержание дополнительного образования – это разнообразные знания и умения, различные виды деятельности, в том числе и творческие. Это добавочные, вспомогательные знания и умения, в том числе и соответствующие базисным (например, углубленное изучение иностранного языка), сверхнормативные (например, изучение музыки, танцев), функциональные (например, по реабилитации и восстановлению психических функций познавательного характера). Дополнительное образование выполняет адаптирующую функцию, приближая и приспосабливая обучение к конкретным жизненным потребностям человека, а также, корректирующую, занимательную (в свободное время) и др. (Энциклопедический словарь педагога)

Дополнительное образование – это процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства. (Официальная терминология , словарь )

Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др. Является прямым продолжением внешкольного образования.

( Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 318 )

Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется – учреждение) – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

· обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

· адаптация их к жизни в обществе;

· формирование общей культуры;

· организация содержательного досуга;

· удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Родители бывают разные. Кто-то считает, что ответственность за воспитание учеников целиком лежит на школе. Другие убеждены, что школа – это зло и что она ограничивает развитие детей, лишает их индивидуальности, убивает творческое начало.

Но большинство понимает: истина где-то посередине. Школа необходима для того, чтобы дать базовые знания, которые пригодятся человеку потом, во взрослой жизни, независимо от его профессии и социального статуса. При этом даже лучший, опытнейший педагог объективно не в силах обеспечить индивидуальный подход каждому из 20–40 подопечных. Он обязан дать знания каждому из них, и потому зачастую учебный процесс адаптирован к наиболее слабым ученикам в потоке. Даже если в классе собрались подготовленные, сильные дети, все равно развитие ребенка в школе будет ориентировано на усредненный, обезличенный вариант.

Какой выход возможен в этой ситуации? Согласно опросу, проведенному Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), среди 6 тысяч родителей подавляющее большинство учеников в России прибегают к услугам дополнительного образования. В больших городах таких респондентов 96%, в средних и малых – 93%, в поселках – 85%. Цифры колоссальные!

Цель дополнительных занятий для старшеклассников – это, в первую очередь, профориентация, углубление знаний по выбранной специализации. А зачем внеклассное образование нужно младшим школьникам?

Родители выделяют несколько ключевых причин, которые побуждают их тратить время и силы на «сверхпрограммное» обучение своих детей:

1. Желание выявить склонности и таланты ребенка, отыскать те области, в которых он сможет добиться заметных результатов.

2. Стремление разнообразить досуг школьника, заинтересовать его, мотивировать учиться.

3. Необходимость помочь начинающему школьнику справиться с тем, что у него не получается, вызывает отторжение и страх.

Родители могут преследовать одну из этих целей или сразу все, но при этом они единодушно отмечают, что при правильном выборе и позитивном настрое дополнительное образование дает массу существенных преимуществ.

Оно позволяет:

1. Приобрести уверенность в себе и своих возможностях

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, а каждый ребенок хочет быть лучшим. Очень важно, чтобы у младшеклассника, который пока еще мало что знает и почти ничего не умеет, была своя «территория успеха»: шахматы, плавание, умение быстро считать в уме – что угодно. Это позволит ему не бояться неудач и свободно осваивать новые темы и предметы в школе.

2. Научиться систематизировать и применять на практике знания, полученные из разных источников

Контрольная работа в школе – это проверка одной или нескольких пройденных тем. Написал и забыл! Ну или, в лучшем случае, запомнил. А конкурсы и олимпиады для детей требуют наличия и оперативного применения знаний по самым разным темам одновременно. Чтобы справиться с заковыристыми олимпиадными задачками, ребенку придется научиться выстраивать цепочки логических заключений, определять приоритеты и планировать время (ведь зачастую абсолютно все задачи решить просто невозможно), управлять своими эмоциями.

4. Найти единомышленников, вовлечь ребенка в круг одаренных детей со схожими интересами

Видя сверстников, увлеченных его любимой темой, ребенок чувствует себя окрыленным, приобретает новых друзей и становится «своим среди своих».

5. Понять, что бывает иначе

Не всегда ребенку везет с первыми учителями. Не всегда предлагаемые школой учебные пособия отличаются увлекательной подачей материала. Довольно скоро юный ученик может приуныть и сделать вывод, что этот предмет ему неинтересен.

Как убедить его, что русский язык – это не только унылое «Мама мыла раму» и набившее оскомину «Как я провел лето», а захватывающее дух приключение, полное тайн, находок, открытий и озарений? Например, с помощью с игровой подачи материала и знакомства с современными остроумными, веселыми текстами.

6. Приобрести привычку к учебе

Пожалуй, это самое важное преимущество дополнительного образования. По-настоящему успешные в этом мире люди – это активные и энергичные индивиды, которые не могут и не хотят сидеть без дела. Ребенок, который с младшего возраста привык учиться и узнавать новое, сохранит интерес к личностному росту и саморазвитию на всю оставшуюся жизнь.

Как видите, любая внеклассная деятельность ребенка, будь то спорт, творческие, технические, научные кружки, различного рода олимпиады, в общем, любая активность, в которую вы вовлекаете своего младшеклассника, – это важный вклад в его успешное будущее.

Работая над созданием олимпиад, методисты Умназии , платформы ежемесячных онлайн-олимпиад для детей по основным предметам начальной школы, думают о каждом из этих преимуществ и составляют задания так, чтобы ребенку из месяца в месяц было интересно, необычно, немножко сложно и хотелось сделать хотя бы еще один шажок вперед.

Фото: Shutterstock.com, МИА «Россия сегодня».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.

Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.

Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

    В небольшом собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

    Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

    Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

    Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

    Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

Как выбрать направление дополнительного образования?

Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.

Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.

Помните стишок про Лиду Агнии Барто?

«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».

И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку , главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.

Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.

Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.

Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:

  • Что делает ваш ребенок, когда находится один?
  • Какие действия он повторяет за взрослыми?
  • Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.

Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.

Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.

Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования - занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.

Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.

Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.

Должно ли быть у ребенка свободное время?

Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.

Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.

Теперь важно определить рамки свободного времени.

    Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.

    Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.

    Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.

Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.

И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.

Светлана Садова

Советская система образования основывалась на единстве образования и воспитания подрастающего поколения. Составной частью этой системы было дополнительное образование детей, которое осуществлялось через Дома пионеров и школьников. В ходе реформ 1990-х годов, дополнительное образование, как часть учебно-воспитательного процесса приказала долго жить. Но сегодня, наше правительство начало вести разговор о возрождении дополнительного образования. Свои взгляды, о том каким оно должно быть в новых социально-экономических условиях, излагаю в данной статье.

Современное дополнительное образование ведется по следующим направлениям:

    гражданское и военно-патриотическое, осуществляемое через работу школьных музеев, военно-патриотических и поисковых клубов .

    научно-техническое – ведется как кружки по интересам. Сюда входят компьютерные кружки, моделирование, робототехника и др .

    эколого-биологическое ;

    культурно-эстетическое ;

    спортивно-оздоровительное .

В крупных городах и мегаполисах, таких как Казань, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и других, дополнительное образование реализуется через различные центры детского досуга или центры детского творчества. Такие центы располагаются в отдельных зданиях (большинство из них это бывшие дома пионеров и школьников). Однако в малых городах (районных центрах) и в сельских поселениях таких центров нет и в помине. Педагоги дополнительного образования вынуждены довольствоваться школьными кабинетами, которые в большинстве своем практически ни чем не оборудованы.

Для того, чтобы дополнительное образование стало эффективной и в малых городах и сельской местности необходимо:

Во-первых: построить и открыть центры детского творчества в сельской местности. Когда-то и на селе существовали дома пионеров и школьников, в которых педагоги дополнительного образования вели занятия по многим направлениям, давая детям возможность реализовать свои интересы и таланты, раскрывать свои возможности. Настала пора подумать не только о талантливых городских детях, но и о тех, кто сегодня живет на селе .

Во-вторых: пора вернуть дополнительное образование в федеральное управление, под эгиду министерства образования и науки Российской Федерации, исправив, тем самым, абсурдность ситуации, сложившуюся вокруг дополнительного образования. Дело в том, что дополнительное образование сегодня отдано на откуп муниципальным районам. Через муниципальные бюджеты осуществляется содержание объединений дополнительного образования и начисляется заработная плата работникам дополнительного образования. А, как известно, бюджет муниципальных районов весьма ограничен и не многие из них могут должным образом содержать такие объединения и выплачивать достойную заработную плату их руководителям. Чтобы не обременять бюджет, руководители муниципальных образований, под предлогом оптимизации, стремятся сократить объединения дополнительного образования. Такая ситуация ведет к тому, что дети из сельских мест лишаются права на получение дополнительного образования, прописанного в Законе об образовании .

В-третьих: систематизировать работу педагогов дополнительного образования через создание единой программы дополнительного образования. Что же должно быть в этой программе? Я, считаю, что в-первую очередь, она должна быть адаптированной под современные реалии, то есть отвечать всем современным требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию и воспитанию подрастающего поколения. При этом не нужно забывать, что такая программа существовала в советской образовательной системе. Кроме того, необходимо издавать учебники и методические материалы, хотя бы по ключевым направлениям дополнительного образования .

Все, что я изложил здесь – это минимум того, что должно быть, чтобы дополнительное образование было эффективной формой образования и воспитания детей.

Какие же первоочередные задачи стоят сегодня перед педагогами дополнительного образования, кроме тех, о которых говорил выше? Кроме раскрытия таланта детей и реализации интересов ребенка, педагог дополнительного образования обязан думать и о том, как и каким образом дать ребенку более углубленные знания о предмете, например, о компьютерах. Ведь современная жизнь во многом уже зависима от компьютерных технологий и гаджетов. Большинство детей стремятся к тому, чтобы получить в свое распоряжение более мощный компьютер или более современных смартфон или планшет. Но, не каждый из них понимает о том вреде, который несет за собой чрезмерное увлечение IT-технологиями. Поэтому, одновременно с обучением должно вестись и воспитательная работа в сфере дополнительного образования, чтобы привить ребенку интернет-культуру, общую культуру поведения, чувство гражданской ответственности, любви к Родине, без которых нет и не может быть полноценной личности.

Следовательно, педагог дополнительного образования – это не только человек, дающий углубленные знания, но еще и воспитатель, на которого возлагается особая задача – воспитать гражданина в полном смысле этого слова. Но в условиях, когда на дополнительное образование, смотрят только как на осуществление дополнительных образовательных услуг, воспитательная работа в объединениях дополнительного образования, не может вестись в должной мере. Для того, чтобы переломить такую негативную тенденцию, одних педагогов мало. Нужно, чтобы правительство поняло, наконец, необходимость дополнительного образования ни как некого придатка к общему образованию, а как самостоятельной системы образования и воспитания, осуществляемого за пределами школы, как это было в Советском Союзе.

Таким образом, дополнительному образованию в современных условиях необходимо вернуть тот статус, который был у него в СССР. Только тогда можно будет говорить об эффективности и единстве образовательного и воспитательного процесса в сфере дополнительного образования детей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...