Действия российских вкс в сирии. Вкс рф скоро уйдут из сирии. Бомбы и ракеты

30 сентября 2015-го года самолеты Воздушно-космических сил России приступили к проведению военной операции в Сирийской Арабской Республике . Промежуточные итоги трехлетнего присутствия российской авиагруппы на базе «Хмеймим» решило подвести Федеральное агентство новостей (ФАН).

В сентябре 2015-го года до вмешательства России в сирийский конфликт под контролем сил Башара Асада находилось около 20 процентов страны. Остальная часть была захвачена различными вооруженными группировками, среди которых самой крупной была террористическая организация «Исламское государство» 1 (ИГ 1 ; ИГИЛ 1 ; запрещено в РФ).

30 сентября, ВКС РФ по просьбе президента Сирии начали воздушную операцию с нанесением точечных ударов по позициям ИГИЛ. 27-го марта 2016-го года произошла первая крупная победа сирийской армии, которая была бы невозможной без поддержки российской авиации, - террористы «Исламского государства» были выбиты из Пальмиры .

В декабре того же года, при активном участии ВКС РФ, под контроль официального Дамаска перешел один из крупнейших городов Сирии - Алеппо . Однако примерно в то же время террористам ИГИЛ, которые на тот момент все еще были мощным и опасным врагом, удалось контратаковать и повторно захватить Пальмиру. Однако удержать долго этот город у них не получилось. Благодаря точечным ударам ВКС РФ, в марте 2017-го года древний город окончательно и бесповоротно перешел под контроль сирийских правительственных сил. До полного разгрома оставалось меньше девяти месяцев.

17 августа именно ВКС РФ обеспечили двум группировкам Сирийской Арабской Армии встречу в населенном пункте Эс-Саваннет. Одна из группировок развивала наступление на север от газового поля Аш-Шаир, вторая - на юг от Итрии. Таким образом, вторая по значению база «Исламского государства» в Сирии Акербат , где находились наиболее боеспособные отряды террористов, оказалась внутри котла.

Уже второго сентября, благодаря точечным ударам Воздушно-космических сил России, Акербат перешел под контроль правительственных сил. Параллельно с операцией на востоке провинции Хама , шло наступление и в сторону Дейр-эз-Зора , которое также обеспечивалось авиаударами ВКС РФ.

5 сентября 2017-го года сирийскими правительственными войсками был осуществлён прорыв более чем трехлетней блокады, в которой находились силы 104-ой бригады Республиканской гвардии под командованием Иссама Захреддина.

Уже 3 ноября весь город Дейр-эз-Зор был полностью очищен от террористов ИГИЛ. Российские воздушно-космические силы до самого разгрома «Исламского государства» 11 декабря прошлого года играли ключевую роль в операциях САА и союзных им сил.

Однако и после поражения некогда самой могущественной террористической организации помощь российских ВКС официальному Дамаску не прекратилась. Именно благодаря поддержке с воздуха, сирийская армия смогла выбить силы «Хайят Тахрир аш-Шам» и других радикальных группировок с авиабазы Абу-Духур и освободить крупный район на юго-востоке «Большого Идлиба ».

Говоря о роли ВКС РФ в сирийском конфликте, стоит также вспомнить о поддержке наступления правительственных войск на юго-западе страны и помощь при зачистке от боевиков «Исламского государства» пустыни на северо-востоке провинции Эс-Сувейда.

Однако не только военными методами российские военнослужащие возвращали официальному Дамаску контроль над территориями, ранее захваченными боевиками. Благодаря офицерам из Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС), в ходе переговорного процесса с представителями вооруженных группировок были освобождены Восточная Гута , Растанский котел, Восточный и Западный Каламун, а также значительный анклав террористов на юге Сирии, занимавший территории провинций Даръа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. Это помогло избежать ненужных жертв и затягивания конфликта.

В комментарии Федеральному агентству новостей (ФАН) политолог и независимый журналист Александр Асафов подчеркнул, что российские летчики продемонстрировали в Сирии колоссальный опыт, помноженный на высочайшее мастерство.

«Хирургически точные авиаудары ВКС РФ фактически переломили ход ситуации в Сирии. Времена, когда большая часть территории Сирии находилась под контролем «Исламского государства», сейчас уже вспоминаются с неким сомнением в том, что это когда-то было. Десяток успешных операций при поддержке нашей авиации и удары по инфраструктуре боевиков помогли кардинально изменить ситуацию и фактически уничтожить «Исламское государство», - отметил Александр Асафов.

Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов в комментарии корреспонденту ФАН назвал участие российской группировки войск в сирийском конфликте очень важной вехой в борьбе с радикальным исламизмом.

«Роль ВКС РФ в разгроме «Исламского государства» трудно переоценить. Эти три года показали эффективность и действенность помощи российских военных сирийской армии. Сейчас нет территории, которая контролировалась бы какими-то боеспособными силами ИГИЛ. Есть отдельные отряды, но как такового ИГИЛ уже не существует. И большая часть этой заслуги принадлежит российским военным. Это главный итог уникальной операции российских военных в Сирии», - считает собеседник ФАН.

Он также отметил действия российского Центра по примирению враждующих сторон. Десятки отрядов вооруженной оппозиции, которые не были связаны с террористами, приняли условия примирения, а некоторые из них даже перешли на сторону сирийской правительственной армии.

«Благодаря ЦПВС, значительная территория Сирии была возвращена под юрисдикцию центрального правительства мирным путем. Без поддержки российских военных вряд ли эти успехи могли бы быть достигнуты сирийской правительственной армией. Участие России стало фактором, который радикально изменил военно-политическую ситуацию», - подытожил Борис Долгов.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Как известно многим, поддержка Российской Федерации в вооруженном конфликте в Сирии была неоценимой, были предотвращены множественные потери и была оказана максимально возможная помощь жителям, пережившим страшные события. Владимир Владимирович Путин, президент Российской Федераций, после тщательного анализа проделанных действий, пришел к выводу, что цели и задачи, поставленные перед началом действий со стороны России, были достигнуты.

В середине марта 2016 года, вышел указ о выводе большинства наших сил из Сирийской Арабской Республики, но для предотвращения возможных опасностей, было принято решение оставить функционирующими 2 российские базы – Хмеймим и Тартус. Не будут оставлен и контроль за исполнением международными послами обещания о прекращении военных действий. Операция ВКС в Сирии достигла своей цели.

Вступление Российских войск в дело ознаменовалось расположением ВМФ и ВКС в Сирии. Начало было положено, и в течение долгих 170 дней Российские ВКС в Сирии в поте лица боролись за спокойствие мирных граждан. Немал вклад и Военно-морского флота РФ, именно благодаря операциям ВКС РФ в Сирии, сегодня, последние новости оттуда не настолько ужасающие, какими были раньше.

Помощь ВКС РФ в Сирии, помогла локальным войскам прекратить экспансию боевиков и начать сопротивление в городах Хама, Алеппо и Идлиб, но этот не единственное, чем смогли помочь солдаты. С помощью Российских ВКС в Сирии, террористы были лишены более ½ своих денег, от неправомерно получаемой сирийской нефти.

КАК РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ ПОМОГАЛИ БОРОТЬСЯ С ТЕРРОРИСТАМИ В СИРИИ

14 марта 2016 года президент РФ Владимир Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии с 15 марта.

При этом, в Сирии по-прежнему будут функционировать две российские базы - Хмеймим и Тартус. Они продолжат мониторинг режима прекращения огня в координации с иностранными партнерами.

Всего российская операция в Сирии продолжалась 5 месяцев и 14 дней, в ней участвовали соединения Воздушно-космических сил (ВКС) и Военно-морского флота (ВМФ) РФ.

С 30 сентября 2015 года и по середину февраля 2016 года, когда начались переговоры о прекращении огня (соглашение вступило в силу 27 февраля), российская авиация совершила более 7,2 тыс. вылетов с авиабазы Хмеймим, уничтожив свыше 12,7 тыс. объектов боевиков.

Поддержка российских ВКС позволила сирийским правительственным войскам остановить территориальную экспансию террористических группировок и начать наступление в провинциях Хама, Идлиб и Алеппо. Кроме того, благодаря российским ударам террористы лишились больше половины доходов от незаконно добываемой на сирийской территории нефти.

По данным министра обороны Сергея Шойгу, российские войска уничтожили в Сирии более 2 тыс. боевиков - выходцев из РФ, в том числе 17 полевых командиров.

Боевые потери ВС РФ составили три человека, один самолет и один вертолет.

Как воевала российская армия и какие дипломатические усилия предпринимаются для того, чтобы успехи военной операции были оправданы, – в материале ТАСС.

Основные этапы операции

30 сентября 2015 года Совет Федерации РФ единогласно одобрил запрос президента России Владимира Путина на использование Вооруженных сил страны за пределами ее территории. Это решение позволило начать операцию Воздушно-космических сил (ВКС) РФ против террористических группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в РФ) в Сирии по просьбе президента страны Башара Асада.

Сразу после решения Совфеда российская авиационная группа, размещенная на сирийском аэродроме Хмеймим, нанесла первые точечные авиаудары по объектам ИГ в сирийских провинциях Хомс и Хама.

Помимо ВКС РФ к операции был также привлечен российский военно-морской флот. В ночь с 6 на 7 октября корабли Краснознаменной Каспийской флотилии ВМФ РФ из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами комплекса морского базирования "Калибр" по объектам ИГ на территории Сирии. 26 ракет были выпущены с кораблей "Дагестан", "Град Свияжск", "Великий Устюг" и "Углич".

17 ноября 2015 года Путин потребовал усилить удары российской авиации в Сирии. Это произошло после того как глава Федеральной службы безопасности Александр Бортников доложил, что причиной катастрофы российского лайнера А321 в Египте .

В тот же день в соответствии с поставленной задачей по позициям боевиков в Сирии были нанесены массированные удары крылатыми ракетами воздушного базирования и авиабомбами экипажами самолетов Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3.

20 ноября Россия увеличила авиационную группировку, участвующую в операции, до 69 самолетов. Тогда же корабли Каспийской флотилии выполнили пуски 18 крылатых ракет по семи позициям террористов, успешно поразив все цели.

8 декабря был впервые осуществлен пуск крылатых ракет морского базирования "Калибр" с подводной лодки "Ростов-на-Дону" из акватории Средиземного моря. В результате атаки было уничтожено два командных пункта ИГ в провинции Ракка.

Удары по доходам ИГ

Только за два первых месяца операции было нанесено поражение 32 нефтедобывающим комплексам, 11 нефтеперерабатывающим заводам, 23 станциям перекачки нефти. Уничтожены тысяча восемьдесят автоцистерн, перевозящих нефтепродукты. Это позволило снизить оборот незаконно добываемой на сирийской территории нефти почти на 50%.

Согласно данным российских военных, ежегодные доходы "Исламского государства" от нелегальной продажи нефти составляют около $2 миллиардов в год.

Россия также обвинила высшее руководство Турции и лично президента Реджепа Тайипа Эрдогана в том, что они вовлечены в незаконную добычу и транспортировку сирийской и иракской нефти.

В свою очередь начальник главного оперативного управления российского Генштаба Сергей Рудской сообщил, что Минобороны РФ выявило три основных маршрута транспортировки нефти из Сирии и Ирака на территорию Турции.

© Минобороны РФ

Боевые потери

24 ноября 2015 года фронтовой бомбардировщик Су-24М (бортовой номер "83 белый", регистрационный номер RF-90932) Особой авиационной группы ВКС России в Сирии был сбит истребителем F-16 ВВС Турции на территории Сирии.

Летчикам удалось катапультироваться, по ним был открыт огонь земли, пилот подполковник Олег Пешков погиб.

По утверждению турецкой стороны, бомбардировщик был сбит из-за нарушения воздушного пространства этой страны. Минобороны РФ опровергло факт пересечения Су-24М турецкой границы.

На поиски летчиков вылетели вертолеты ВКС России, в ходе операции один из них (Ми-8АМТШ) был поврежден обстрелом с земли, на борту погиб морской пехотинец-контрактник - матрос Александр Позынич. Вертолет совершил вынужденную посадку на нейтральной территории, экипаж и личный состав поисково-спасательной группы были эвакуированы, сама машина позднее уничтожена минометным огнем с территории, подконтрольной бандформированиям.

1 февраля 2016 года в результате минометного обстрела террористами ИГ воинского гарнизона, где дислоцируется одно из соединений сирийской армии, получил смертельное ранение российский военный советник.

Координация в небе

Военная операция потребовала координации со странами региона, а также с США, которые возглавляют коалицию против ИГ, уже осени 2014 года воюющую на территории Ирака и Сирии.

Единственной стороной, с которой у России существовали проблемы, была Турция.

Путин поручил главе МИД РФ Сергею Лаврову интенсифицировать участие РФ

Лавров, в свою очередь, доложил президенту, что операция Воздушно-космических сил способствовала созданию условий для политического процесса в Сирии. Глава МИД напомнил, что Россия последовательно выступала за налаживание межсирийского диалога.

Примечательно, что дипломатический процесс в Сирии резко активизировался именно с началом российское военной операции. России удалось добиться привлечения к переговорам Ирана, на чем Москва настаивала с самого начала сирийского конфликта в 2011 году. Впервые глава иранского МИД присоединился к переговорам по сирийскому урегулированию 30 октября 2015 года в Вене.

Вторая встреча в Вене состоялась 14 ноября. Ее участники договорились способствовать проведению в срок до 1 января 2016 года встречи между делегациями правительства и оппозиции Сирии с тем, чтобы позднее выйти на создание переходного управляющего органа и начать подготовку к разработке новой конституции. Этот процесс, согласно выработанной в Вене "дорожной карте", должен занять около 18 месяцев.

Мирные переговоры должны были возобновиться в Женеве в конце января - начале февраля 2016 года. Однако стороны в очередной раз не смогли прийти к компромиссу. Переговоры были "поставлены на паузу".

Ситуация кардинально изменилась после заключения соглашения о перемирии, которое было согласовано по инициативе России и США. Договоренности о прекращении огня не распространяются на группировки "Исламское государство" и "Джебхат ан-нусра" и другие формирования, признанные террористическими Советом Безопасности ООН. Россия и США ведут совместный мониторинг выполнения условий перемирия.

Это позволило начать шанс начать новый раунд переговоров, который был бы невозможен, если бы не усилия, которые предпринимала Россия на дипломатическом и военном направлении на протяжении последних месяцев.

Какое вооружение использовала РФ

Изначально в состав российской группировки вошли 48 самолетов и вертолетов, в том числе бомбардировщики Су-34 и Су-24М, штурмовики Су-25, истребители Су-30СМ и Су-35С, вертолеты Ми-8 и Ми-24.

Договор о размещении российской авиационной группы на аэродроме Хмеймим в Сирии был заключен 26 августа 2015 года Присутствие российской авиации, согласно документу, "носит оборонительный характер и не направлено против других государств". Договор заключен на бессрочный период.

В военной операции также участвовали самолеты Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3 и около 10 кораблей ВМФ РФ.

26 ноября 2015 года на аэродром Хмеймим был переброшен зенитный ракетный комплекс С-400 "Триумф" для защиты российской авиагруппы.

1">

1">

Су-24М "ФЕХТОВАЛЬЩИК"

Основной ударной силой российской авиагруппы в Сирии является модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М.

Су-24 (по классификации НАТО - Fencer-D) - фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище "Фехтовальщик". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах. Главный конструктор - Евгений Фельснер.

Самолет совершил первый полет в 1976 году. Бомбардировщик оснащается специальной вычислительной подсистемой СВП-24 "Гефест", принятой на вооружение в 2008 году, которая расширяет возможности самолета по поиску и уничтожению целей. Су-24М способен совершать полет на малой высоте с огибанием рельефа местности. Бомбардировщик может наносить удары как по наземным, так и по надводным целям с применением широкой номенклатуры боеприпасов, включающей в себя высокоточные образцы вооружения, в том числе корректируемые авиационные бомбы (КАБ). Максимальная скорость полета у земли - 1250 км/ч, перегоночная дальность полета - 2 775 км (с двумя подвесными топливными баками ПТБ-3000). Самолет оснащается двумя турбореактивными двигателями АЛ-21Ф-3А тягой 11 200 кгс каждый.

Вооружение - пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески может нести ракеты классов "воздух - поверхность" и "воздух - воздух", корректируемые и свободного падения авиационные бомбы, а также неуправляемые авиационные ракеты, съемные пушечные установки. На борту может нести тактические ядерные бомбы.

В настоящее время Су-24 и его модификации состоят на вооружении ВВС России, а также Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины. Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.

© Минобороны РФ

Су-34 "УТЕНОК"

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения "4+" Су-34 (по классификации НАТО - Fullback) предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. Основной ударный самолет Воздушно-космических сил России.

Среди российских военных Су-34 получил прозвище "Утенок" из-за носовой части самолета, напоминающей клюв утки.

Всепогодный фронтовой бомбардировщик является модернизацией истребителя Су-27. Главный конструктор - Роллан Мартиросов.

Первый полет совершил 13 апреля 1990 года. На вооружение ВВС России принят 20 марта 2014 года. Серийно производится с 2006 года на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Максимальная скорость - 1900 км/ч, дальность полета - более 4 000 км без дозаправки (7 000 км - с дозаправкой), практический потолок - 14 650 метров. Вооружение - пушка калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух - воздух" и "воздух - поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете. Су-34 оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф М1 с тягой 13 300 кгс на режиме "форсаж" каждый. Экипаж самолета - 2 человека.

По информации из открытых источников, в декабре 2014 года на вооружении ВВС России состояло 55 единиц Су-34. Всего Минобороны РФ намерено принять на вооружение 120 Су-34.

© Минобороны РФ

Су-25СМ "ГРАЧ"

Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25СМ (по классификации НАТО - Frogfoot-A), получивший прозвище "Грач", предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.

Самолет отличается от базовой модели Су-25 наличием бортового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс" и аппаратуры для работы с системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Также было серьезно обновлено оборудование кабины - добавлены многофункциональные дисплеи (МФД) и новый индикатор на лобовом стекле (ИЛС) вместо старых прицелов.

Су-25СМ способен применять широкую номенклатуру боеприпасов, в том числе высокоточное оружие. Самолет оснащен 30-мм двуствольной авиационной пушкой ГШ-30-2. Максимальная скорость полета у земли - 975 км/ч, радиус полета - 500 км. Самолет оснащается двумя турбореактивными двигателями РД-195 тягой 4 500 кгс на максимальном режиме каждый.

Су-25 стал самым воюющим самолетом российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях (Афганистан, Ангола, Южная Осетия). Именно "Грачи" оставляют на каждом параде Победы над Красной площадью шлейфы цветного дыма в виде флага РФ.

© Минобороны РФ

Су-27СМ

Многоцелевой истребитель Су-27СМ (по классификации НАТО - Flanker-B mod.1). Предназначен для завоевания господства в воздухе. Эффективность самолета по сравнению с базовым Су-27 выросла в 2 раза при работе по воздушным целям.

Су-27СМ оснащен новыми комплексами бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Кабина самолета оборудована многофункциональными дисплеями (МФД). Расширена номенклатура применяемых авиационных средств поражения (АСП).

На самолетах типа Су-27СМ3 установлены две дополнительные точки подвески под консолями крыла.

Су-30СМ

Задача истребителей Су-30СМ (по классификации НАТО - Flanker-H) - прикрывать бомбардировщики и штурмовики, наносящие удары по позициям боевиков "Исламского государства".

Российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель поколения "4+" создан на базе Су-27УБ путем его глубокой модернизации.

Предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолета применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). За счет применений данных решений самолет обладает сверхманевренностью.

На Су-30СМ установлена многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) "Барс". В состав номенклатуры боеприпасов истребителя входит широкий ассортимент средств поражения, включая ракеты класса "воздух - воздух" и высокоточное управляемое оружие класса "воздух - поверхность". Су-30СМ может применяться в качестве самолета для подготовки летчиков для перспективных одноместных истребителей. С 2012 года ведется строительство этих самолетов для ВВС РФ.

Су-30СМ способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полета и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30СМ установлена система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также усовершенствована система жизнеобеспечения. За счет установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолета.

© Минобороны РФ

Су-35С

Российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полет Су-35 совершил в 2008 году.

Аэродинамическая схема самолета выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С.

За сверхманевренность Су-35 отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.

На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.

По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг.

Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).

© Телеканал "Звезда"

Дальняя авиация

Ту-22М3

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.

Предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Главный конструктор - Дмитрий Марков. Первый полет совершил 22 июня 1977 года, в серийное производство запущен в 1978 году, принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года.

Всего было построено около 500 Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета - 2 300 км/ч, практическая дальность - 5 500 км, практический потолок - 13 500 м. Экипаж - 4 человека. Может нести крылатые ракеты различных типов с обычным или ядерным зарядом.

В настоящее время ведется ремонт и модернизация самолетов этой модели, стоящих на вооружении ВВС России.

© Минобороны РФ

Ту-95МС

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец.

Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Главный конструктор - Николай Базенков. Самолет создан на базе Ту-142МК и Ту-95К-22. Первый полет совершил в сентябре 1979 года. Принят на вооружение ВВС СССР в 1981 году.

Максимальна скорость - 830 км/ч, практическая дальность - до 10 500 км, практический потолок - 12 000 метров. Экипаж - 7 человек. Вооружение - крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм.

В настоящее время на вооружении ВКС России состоит порядка 30 единиц. Ведется модернизация до версии Ту-95МСМ, что позволит продлить срок эксплуатации самолетов до 2025 года.

© Минобороны РФ

Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Главный конструктор - Валентин Близнюк. Первый полет машина совершила 18 декабря 1981 года, принята на вооружение ВВС СССР в 1987 году.

Максимальная скорость - 2 230 км/ч, практическая дальность - 14 600 км, практический потолок - 16 000 м. Экипаж - 4 человека. Вооружение: до 12 крылатых ракет или до 40 тонн авиабомб. Продолжительность полета - до 15 ч (без дозаправки).

Не менее 15 машин этого типа состоят на вооружении дальней авиации ВКС России. До 2020 года ожидается поступление десяти модернизированных машин Ту-160М.

© Минобороны РФ

Вертолеты

Ми-8АМТШ "ТЕРМИНАТОР"

На авиабазе Хмеймим размещены транспортно-штурмовые вертолеты Ми-8АМТШ "Терминатор". Это новейшая модификация известного и зарекомендовавшего себя военно-транспортного вертолета Ми-8.

"Терминатор" предназначен для поражения техники, в том числе бронированной, укрытий и огневых точек, живой силы противника.

В номенклатуру применяемых с борта Ми-8АМТШ боеприпасов, помимо неуправляемого оружия, входят высокоточные образцы вооружения, в частности противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) 9М120 "Атака" или 9М114 "Штурм". Вертолет может перевозить до 37 десантников, до 12 раненых на носилках или транспортировать до 4 тонн грузов, выполнять поисково-спасательные и эвакуационные операции.

Вертолет оснащается двумя двигателями ВК-2500 увеличенной мощности. Ми-8АМТШ оснащены комплексом средств защиты от поражения. Кабина экипажа нового вертолета оснащена многофункциональными индикаторами, на которых отображается цифровая карта местности, и новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, работающим с системами навигации GPS и ГЛОНАСС. Вертолеты Ми-8АМТШ отличаются также улучшенными ресурсными показателями, позволяющими экономить значительные средства на обслуживании вертолетов в течение жизненного цикла.

Экипаж - 3 человека. Максимальная скорость - 250 км/ч, дальность полета - до 800 км, практический потолок - 6 000 метров.

Универсальность и высокие летно-технические характеристики сделали вертолеты Ми-8 одними из самых популярных в мире российских вертолетов.

Ми-24П

Ударный вертолет Ми-24П (по классификации НАТО - Hind-F) предназначен для визуального наблюдения и организации зоны безопасности в районе аэродрома Хмеймим, а также поисково-спасательных работ. Является модернизированной версией Ми-24.

Каждый Ми-24П, используемый в Сирии, несет четыре блока по 20 неуправляемых авиационных ракет. Вертолет также оснащен управляемыми ракетами и 30-мм двуствольной автоматической авиационной пушкой ГШ-30К (боекомплект - 250 снарядов), способен развивать скорость до 300 км/час и подниматься на высоту до 4 500 метров. Может летать на предельно малых высотах от 5 до 10 метров.

Вертолет совершил первый полет в 1974 году, серийное производство началось с 1981 года.

Ми-24П предназначен для нанесения ударов по скоплениям живой силы, борьбы с техникой, в том числе бронированной, уничтожения низколетящих малоскоростных воздушных целей.

Экипажи вертолетов Ми-8АМТШ и Ми-24П оснащены очками ночного видения, что позволяет им летать ночью.

Бомбы и ракеты

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

БЕТОНОБОЙНАЯ БОМБА БЕТАБ-500

Бетонобойная бомба БетАБ-500 разработана в ГНПП "Базальт". Предназначена для разрушения бетонированных сооружений, мостов, военно-морских баз. Основная задача бомбы - пробить крышу укрепленного объекта, это могут быть подземные склады ГСМ или оружия, различные бетонные укрепления. БетАБ-500 способна пробить 1 метр бетона, заглубленного в грунт на 5 метров. В грунте средней плотности этот боеприпас образует воронку диаметром 4-5 метров. Такие параметры достигаются, во-первых, за счет траектории падения бомбы – вертикально вниз. После сброса с самолета у боеприпаса раскрывается специальный тормозной парашют, который и направляет БетАБ к земле. Кроме того, когда парашют отстреливается, в хвостовой части бомбы включается ракетный ускоритель, который создает дополнительную скорость встречи боеприпаса с целью. Масса боевой части бомбы - 350 кг.

БетАБ имеет усиленную оболочку по сравнению с обычной фугасной бомбой, что помогает проламывать бетон и другие укрепления.

РАКЕТЫ Х-29Л И Х-25МЛ

Ракеты семейства Х-29 были разработаны в СССР и приняты на вооружение еще в 1980 году. Сейчас модернизацию и выпуск боеприпасов ведет корпорация "Тактическое ракетное вооружение".

Ракеты этого типа предназначены для поражения таких наземных целей, как прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

В версии Х-29Л ракета оснащена лазерной головкой самонаведения. В Сирии эти ракеты применяют фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители-бомбардировщики Су-34.

Ракета оснащена фугасно-проникающей боевой частью. Перед пуском ракеты летчик может установить вариант срабатывания ракеты - мгновенное, от контакта ракеты с целью или срабатывание с задержкой.

Дальность стрельбы ракеты Х-29Л составляет от 2 до 10 км.

Ракета имеет мощную боевую часть весом 317 кг с массой взрывчатого вещества - 116 кг.

Х-25 - авиационная управляемая многоцелевая ракета класса "воздух - поверхность", оснащенная полуактивной головкой самонаведения (ГСН). На ракете Х-25МЛ установлена лазерная ГСН.

Предназначена для поражения малоразмерных целей как на поле боя, так и в тылу противника. Способна пробивать до 1 метра бетона.

Максимальная дальность пуска - 10 км. Скорость полета - 870 м/с. Масса боевой части (БЧ) - 86 кг.

КАБ-500С

Эта корректируемая бомба предназначена для высокоточного поражения стационарных наземных целей - железнодорожных мостов, фортификационных сооружений, узлов коммуникаций. Бомба имеет высокую точность поражения за счет инерциально-спутниковой системы наведения. Боеприпас можно эффективно применять и днем, и ночью в любую погоду.

Бомба может сбрасываться на дистанциях от 2 до 9 км от цели и на высотах от 500 метров до 5 км при скорости самолета-носителя от 550 до 1100 км/ч. Масса бомбы в разных вариантах - 560 кг, масса фугасно-бетонобойной боевой части - 360-380 кг.

Круговое вероятное отклонение бомбы от цели, по данным Минобороны РФ, составляет 4-5 метров, по данным производителя - от 7 до 12 метров.

КАБ-500С имеет взрыватель с тремя видами замедления.

Прямым попаданием двух таких авиабомб в Сирии был уничтожен штаб группировки формирования "Лива аль-Хак", было сразу ликвидировано более 200 боевиков.

ОФАБ РАЗНОЙ МАССЫ

Осколочно-фугасная авиационная бомба свободного падения. Она используется для поражения слабо защищенных военных объектов, бронированной и небронированной техники, живой силы. Применяется с высот от 500 метров до 16 км.

В Сирии эти боеприпасы применяются штурмовиками Су-25СМ.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-555

Дозвуковая стратегическая крылатая ракета воздушного базирования, модификация Х-55, оснащенная обычной боевой частью (БЧ).

Ракета оборудована инерциально-допплеровской системой наведения, в которой сочетается коррекция по рельефу местности со спутниковой навигацией. Х-555 может быть оснащена разными типами БЧ: осколочно-фугасной, проникающей или кассетной с разными типами элементов. По сравнению с Х-55 была увеличена масса боевой части, что привело к снижению дальности полета до 2000 км. Однако Х-555 может быть оборудована конформными топливными баками для повышения дальности полета крылатой ракеты до 2 500 км. По данным из открытым источников, круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты составляет от 5 до 10 м.

Согласно данным, полученным из видеозаписи Минобороны РФ, ракеты Х-555 применялись с самолетов Ту-160 и Ту-95МС, которые несли их во внутрифюзеляжных отсеках.

Стратегические ракетоносцы этих типов оснащаются пусковой установкой барабанного типа МКУ-6-5, на которой могут быть размещены 6 крылатых ракет воздушного базирования.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА ЗМ-14

7 октября 2015 года крылатые ракеты 3М-14 комплекса "Калибр НК" были успешно применены в ходе военной операции России в Сирии.

Три малых ракетных корабля проекта 21631 Каспийской флотилии ("Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг") и сторожевой корабль проекта 11661К "Дагестан" выполнили стрельбу 26 ракетами по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км. Это стало первым боевым применением ракетного комплекса.

Входящие в состав флотилии ракетные корабли проектов 11661К и 21631 оснащены пусковыми установками тактических крылатых ракет "Калибр" (по классификации НАТО - SS-N-27 Sizzler).

Ракетный комплекс "Калибр" разработан и производится ОКБ "Новатор" в Екатеринбурге на основе комплекса С-10 "Гранат", впервые был представлен в 1993 году.

На основе "Калибра" созданы комплексы наземного, воздушного, надводного и подводного базирования, экспортные варианты. В настоящее время разные виды комплексов "Калибр" стоят на вооружении России, Индии и КНР.

Официально разглашались данные о предельной дальности только экспортного варианта ракеты, она составляет 275-300 км. В 2012 году на встрече с президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым вице-адмирал Сергей Алекминский, занимавший на тот момент пост командующего Каспийской флотилией, сообщил, что тактический вариант крылатой ракеты комплекса "Калибр" (3М-14) может поражать береговые цели на расстоянии до 2 600 км.

Тактико-технические характеристики ракеты 3М-14 являются секретной информацией и в открытом доступе отсутствуют.

2019 ТАСС информационное агентство(св-во о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати)

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

Около 95% территории страны находятся под контролем правительственных войск. Поэтому в избыточном присутствии отечественных военных в Сирии нет необходимости. План сокращения контингента, разработанный в Москве, предполагает частичный вывод техники из состава смешанной авиагруппы на базе Хмеймим и отправку части военных (в том числе инженерного и технического персонала) к месту постоянной службы.

Никаких окончательных решений пока не принято. Последнее слово будет за президентом РФ Владимиром Путиным, говорят источники. В Кремле подобные планы не комментируют, в Минобороны говорят, что сокращать присутствие в Сирии не собираются, сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на военно-дипломатические источники.

Поводом для возможного сокращения группировки стали последние успехи сирийских правительственных войск в борьбе с запрещенными террористическими группировками "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".

Ранее в этом месяце министр обороны РФ Сергей Шойгу говорил, что операция в Сирии "близится к концу" и что исламисты контролируют менее 5% территории страны (до начала операции ВКС в сентябре 2015 г. было 70%). За два года российские самолеты уничтожили 948 тренировочных лагерей, 666 заводов и мастерских по производству боеприпасов, 1,5 тыс. единиц военной техники боевиков. Страна начала возвращаться к мирной жизни: в свои дома вернулись 1,12 млн человек.

Единственным крупным районом, который остается под контролем исламистов, является долина реки Евфрат и территория на границе с Ираком. Проблемы наблюдаются также на территории недалеко от Акербата и Идлиба. Сложнее всего выбить террористов из районов, где местное население прониклось идеями боевиков и оказывает им поддержку.

В Сирии до последнего момента находилось несколько десятков боевых самолетов и вертолетов. Среди них - штурмовики Су-25СМ, фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34, истребители МиГ-29СМТ, Су-30СМ и Су-35С, боевые винтокрылые машины Ка-52, Ми-35М, Ми-24П, Ми-8АМТШ и Ми-171. Во время предыдущих сокращений - 14 марта и 29 декабря 2016 г. - в места постоянной дислокации отправили примерно половину авиационной техники на авиабазе в Латакии. О том, какая именно техника может быть выведена из состава авиагруппы в Хмеймиме сейчас, неизвестно.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в первую очередь логично отправить на родину самую ценную технику, оставив там старые образцы (например, Су-24). Военный эксперт Антон Лавров полагает, что Минобороны может сократить количество ударных машин: в случае необходимости их количество можно быстро нарастить обратно.

При этом возможное сокращение не предусматривает отвода техники и вооружений, которые используются для прикрытия российских военных объектов в Сирии. Речь идет о дивизионах зенитных ракетных систем С-400 "Триумф" в Хмеймиме и Масьяфе, батарее зенитного ракетного комплекса С-300В4 под Тартусом и зенитных ракетно-пушечных комплексах "Панцирь-С1". Вероятно, останутся в Сирии и российские беспилотники.

Российской военной операции в Сирии исполнилось два года. 30 сентября 2015 года Владимир Путин как Верховный главнокомандующий дал приказ начать удары по объектам «Исламского государства». Главную роль в операции сыграла российская военная авиация – и легко заметить, что ее работа по целому ряду специфических характеристик оказалась на удивление эффективной. Как этого удалось добиться?


Высокая интенсивность полетов – и ноль авиапроисшествий

Наиболее выразительным показателем для оценки эффективности работы военных летчиков является соотношение количества боевых вылетов к количеству понесенных при этом потерь. Чисто статистически потери при боевом применении любых войск, в том числе авиации, неизбежны. Но если рассмотреть, что происходит в этом смысле с российской авиагруппировкой в Сирии, обнаружатся поистине поразительные вещи.

За время операции, по официальным данным, произведено более 28 тыс. боевых вылетов и около 99 тыс. ударов по боевикам. Потери же ВВС РФ в Сирии на сегодняшний день таковы: три самолета (сбитый турецким F-16 Су-24, а также Су-33 и МиГ-29К авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов») и пять вертолетов.

Важно различать, что есть боевые (понесенные при столкновении с противником) и небоевые (вне таких столкновений) потери. К примеру, истребители с «Кузнецова» упали, судя по всему, без всякого внешнего воздействия, но несколько российских вертолетов сирийским боевикам все-таки удалось сбить с земли.

И все же, строго говоря, все потерянные ВВС России в Сирии самолеты можно вынести за скобки и не учитывать в нашей статистике. Су-24 был сбит турецким истребителем при не до конца выясненных обстоятельствах. Что касается авиакрыла «Кузнецова», то оно совершило всего несколько сотен вылетов – то есть доли процента от общего числа, и высокая аварийность в данном случае говорит скорее о печальном состоянии Морской авиации, а не о том, что происходит с авиагруппой на аэродроме Хмеймим.

Для сравнения, за более чем девять лет войны в Афганистане был выполнен почти миллион боевых вылетов, во время которых были потеряны 107 самолетов и 324 вертолета. Иначе говоря, при грубом округлении, на каждые сто тысяч вылетов в Афганистане ВВС СССР теряли 10 самолетов и 30 вертолетов. Если бы такая же пропорция сохранялась в ВВС России во время операции в Сирии, потери российской авиации должны были бы составить два–три самолета и около десятка вертолетов. Оставим за скобками тот важный факт, что в Афганистане советские самолеты летали в условиях реального и тяжелого зенитного противодействия с земли, чего наши летчики в Сирии практически не имеют.

А если вспомнить еще более давние времена, а именно Великую Отечественную, то окажется, что тогда до 60% советских самолетов были потеряны без какого-либо воздействия противника – в результате аварий и катастроф.

Возрождение после развала

В Сирии ВКС использовали: фронтовые бомбардировщики Су-24М, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34, дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, штурмовики Су-25, многоцелевые истребители Су-27СМ, Су-30СМ, Су-35С, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28Н, Ка-52, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, самолет комплексной разведки Ту-214Р, самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил-20М1. По данным Генштаба, численность группировки ВКС в Сирии за время операции никогда не превышала 35 самолетов. Это примерно один авиаполк. Можно отметить, что это не какой-либо штатный авиаполк ВКС РФ, а условная «сборная» – в авиагруппу привлекаются летчики разных подразделений со всей страны.

«Ни одной катастрофы или серьезного летного происшествия с самолетами, которые вылетали именно с авиабазы Хмеймим и с других аэродромов на территории Сирии, не было вообще», – подтвердил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Виктор Мураховский.

«Были случаи, когда противник сбивал вертолеты армейской авиации. Но это неизбежные потери, когда противник насыщен автоматическими зенитными пушками и крупнокалиберными пулеметами. Отмечались случаи пусков по вертолетам и переносных зенитно-ракетных комплексов, и противотанковых управляемых ракет», – рассказал собеседник. «Что касается именно фронтовой авиации, то они потерь не имели, за исключением «удара в спину» со стороны турецких ВВС», – добавил он.

Если судить по официальным данным, у ВКС вообще не было небоевых потерь. Не сообщалось также о фактах выхода из строя техники в результате авиационных происшествий.

Это стоит назвать без преувеличения феноменальным показателем. Российские военные летчики, если верить официальным данным (а нет оснований им не верить), не совершили в Сирии ни одной критической ошибки, которая бы привела к потере машины. Ни один из используемых ВКС РФ в Сирии аппаратов никогда критически не подвел с технической точки зрения. Но дело в том, что техника неизбежно подводит, а люди неизбежно делают ошибки, искусство командира лишь в том, чтобы как можно сильнее минимизировать этот эффект. По крайней мере, именно так считают военные летчики. Операция же в Сирии полностью опровергает этот до последнего времени незыблемый постулат.

Все это выглядит тем более удивительным, что с 1991 года до буквально последних нескольких лет ВВС РФ пребывали в состоянии перманентного и даже катастрофического развала. Были расформированы десятки знаменитых авиаполков и дивизий, заброшены аэродромы, закрыты летные училища, десятилетиями в войска не поступала новая техника, тысячи летчиков были уволены из ВВС, а оставшиеся не могли подняться в небо из-за того, что в частях отсутствовали запчасти и топливо. И вдруг, на этом фоне – такие неожиданно достойные показатели в Сирии.

Что же позволило достичь столь невероятных результатов – причем не только отсутствия потерь, но и высокого числа вылетов и эффективности поражения противника?

По мнению большинства экспертов, своим успехом ВКС обязаны трем факторам.

Первый: высокий уровень техники и персонала

Эффективные действия ВКС главный редактор журнала «Экспорт вооружений», сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов объяснил новизной российской техники, а также качественным ее обслуживанием. «Машины там применяются либо нового производства, либо те, что прошли ремонт и модернизацию», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Главком ВВС (2002–2007), Герой России, генерал армии Владимир Михайлов считает, что успехам ВКС в Сирии способствует высокое качество российских самолетов, высокий уровень подготовки летчиков и безукоризненная работа всего персонала, участвующего в подготовке и организации полетов. «Техника очень надежная», – подчеркнул собеседник. «Американцы были в шоке, когда узнали о количестве выполняемых нами вылетов. Им этого не понять», – добавил он.

«Из национального центра управления обороной страны оперативная группа в режиме реального времени взаимодействует с командованием группировки в Сирии и с ВКС, которые работают непосредственно над полем боя. Она получает картинку в режиме реального времени с беспилотников, с некоторых космических средств, данные радиолокационной обстановки. В общем, гигантская система управления совершенно нового типа, которой раньше не было никогда у нас, и в Советской армии ее не было»

.

Эксперт указал, что командование группировки представлено общевойсковыми командирами, оперативные группы военных советников, которые действуют при сирийских соединениях и некоторых частях, – это тоже общевойсковые командиры.

«Также я бы отметил действия нашей системы материально-технического обеспечения, которая на этом удаленном театре военных действий сумела обеспечить нормальные условия для людей и техники, бесперебойное снабжение всей номенклатурой – от горючего, боеприпасов до вещевого обеспечения», – подчеркнул Мураховский.

Второй фактор – разведка

Как известно, в Сирии действуют все виды разведки. Глава Чечни Рамзан Кадыров еще в начале 2016 года заявлял, что сражаться против ИГИЛ авиации помогают сухопутные силы, в том числе лучшие бойцы чеченского спецназа. Кроме того, бывший командующий Сил специальных операций (ССО) Алексей Дюмин признавался «Коммерсанту», что лично выполнял боевые задания в странах дальнего зарубежья, скорее всего, имея в виду как раз Сирию.

Работают разведгруппы, спецназ, а также местная агентура, какую-то информацию передают и сирийцы, перечисляет Фролов. «Безусловно, удары без разведки не наносятся, за исключением ударов, которые выполняются в так называемом режиме свободной охоты. Такие задачи тоже ставятся», – добавил эксперт. «И беспилотные летательные аппараты, и самолеты радиотехнической разведки, и Ту-214Р, которые имеют РЛС бокового обзора, и спутники – все используется», – указал он.

Мураховский тоже подчеркивает огромную важность разведки. «Задействованы и космическая, и воздушная, и радиоразведка, и войсковая, и глубинная – которую, например, ССО обеспечивают, и агентурная. По каждой цели составляется карточка, где указаны источники, достоверность данных и так далее», – объяснил он.

«Известно, что удары мы наносим по важным целям и только при подтверждении из нескольких источников, в том числе и технических средств разведки. Причем при подтверждении высокой степени достоверности», – рассказал собеседник.

Эксперт напомнил, что эти данные понадобились не только ВКС, но и ВМФ. «Для того, чтобы использовать высокоточное , например «Калибр» тот же, надо иметь точные разведывательные, навигационные и топогеодезические данные», – отметил он.

«Цели, которые разведывают наземный спецназ, разведгруппы, – это близкая, тактическая глубина. В основном они работают для наземных, правительственных войск, для ракетных войск и артиллерии, – поясняет газете ВЗГЛЯД бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. – На оперативной глубине – это уже спутники, беспилотники плюс агентура. Беспилотные средства разведки позволяют в реальном масштабе отслеживать действия игиловцев, определять места скопления».

Горбенко напомнил, что в нашей авиации давно действует правило: самолету перед вылетом назначается две цели – основная и запасная.

«Но благодаря данным с беспилотников уже в воздухе может происходить не только нацеливание, но и перенацеливание. Это позволяет наносить очень точные удары как управляемыми, так и неуправляемыми средствами. Точность увеличилась в разы, практически попадание с отклонениями один–два метра. Сразу же оценивают результаты ударов. Как раз увеличение точности привело к увеличению общей эффективности в разы», – сказал генерал.

Третий – задействованы сразу все рода войск

Как подчеркнул Мураховский, высокая эффективность ВКС обеспечивается и тем, что они действуют в Сирии не в одиночку, а при поддержке всех остальных родов и видов войск. «Очень эффективно и успешно действуют и ССО, и ВМФ, применяя, например, ракетные комплексы «Калибр». Несмотря на проблемы с оснащением флота современными кораблями, он совместно с ВКС обеспечил бесперебойное функционирование в высоком темпе так называемого сирийского экспресса, то есть доставку техники и предметов материально-технического обеспечения из российских портов в Латакию», – считает Мураховский. Не стоит забывать про метеорологическое и медицинское обеспечение.

Впрочем, Антон Мардасов, начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития, считает роль ВМФ, в отличие от роли ВКС, не до конца успешной.

«Собственно, авиация себя показала замечательно: и летчики, и вертолетчики, и истребители. Но были противоречивые моменты по походу «Адмирала Кузнецова». Применение авианесущего крейсера для современного флота – это, конечно, не самый сильный опыт. Этот поход имел более учебно-боевые задачи – задел на будущее», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Как считает Мардасов, важную роль в успехе сыграла и ставка России на восстановление регулярной сирийской армии. Как пояснил эксперт:

«Вот Иран в момент своего вмешательства в сирийский конфликт начал создавать ополчение, то есть параллельные военным сирийским подразделениям структуры. Россия же выбрала другой путь – она сразу стала «накачивать» именно армейские структуры. Были, конечно, и поставки оружия ополчению, но ставка была сделана на регулярные подразделения, точнее, на то, что от них осталось».

Как подтверждает и Мураховский, подготовку сирийских военных ведут наши танкисты, артиллеристы, связисты и целый ряд других офицеров.

«Высокий уровень оперативного искусства и тактики, который до этого сирийская армия никогда не демонстрировала, достигнут благодаря нашей помощи,

в том числе в подготовке командиров штабов и военных специалистов», – подчеркнул собеседник. Мураховский подчеркивает, что все три упомянутых экспертами фактора победы важны в комплексе, при провале одного из них ни о каком разгроме противника говорить бы не пришлось.

Война выявила и ряд слабостей ВКС

Наши военные стараются информацию о проблемах в ВКС не распространять – в том числе чтобы не радовать боевиков, заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Антон Лавров. «Известен только фактор наличия проблем», – указал он. Однако о некоторых пресса ранее все же сообщала.

В частности, высокоточные крылатые ракеты поначалу в ряде случаев просто не пускались. «Есть проблемы с авиационной техникой, в частности по применению крылатых ракет воздушного базирования», – признавал в декабре 2015 года замкомандующего Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Коновалов. Однако в дальнейшем этот технический сбой устранили.

«Это общая проблема, связанная с развитием военной инфраструктуры, – отметил Антон Лавров. – Даже ракеты и бомбы со спутниковым наведением требуют развернутых наземных функций корректировки, для увеличения точности. Видимо, это сразу не было сделано и заняло какое-то время».

В марте 2016 года источники в Объединенной авиастроительной корпорации и ВКС сообщали о том, что в ходе операции возникали сбои в работе оборудования новейших самолетов «Су». Отказы происходили в системе управления самолетом и двигателях. Однако эти отказы, как сообщалось, происходили по «мелочи» и «были в целом некритичными». В этой связи их удавалось устранять по ходу, и никакого серьезного влияния на действия авиации они не оказали.

Однако со многими проблемами справиться до сих пор не удалось. И одна из главных связана с высокоточными боеприпасами.

Резервы свободнопадающих бомб (например, ФАБ-250 М-62 и ОФАБ-250) у нас, образно говоря, почти безграничны, а вот высокоточных боеприпасов остро не хватает, сообщил Лавров. В связи с этим такое вооружение «приходится использовать практически с заводов, так как не созданы запасы», – объяснил эксперт.

Остроту проблемы с боеприпасами удалось снизить за счет того, что с начала прошлого года ВКС, насколько известно, начали использовать крылатые ракеты Х-35 (в боевой обстановке ранее не испытывались). Нюанс в том, что эта ракета – противокорабельная. Специфическая траектория полета, а также особенности характеристик радиолокационной головки самонаведения значительно осложняют стрельбу по наземным целям. Это возможно, хотя и очень дорого.

Оптимальным было бы применение корректируемых авиабомб (КАБ), которые значительно дешевле высокоточного оружия. Но дело в том, что запасы КАБ у России не так уж и велики, так как долгое время считалось, что подобное вооружение понадобится в редких случаях.

Кроме того, в России не так уж много пилотов, умеющих использовать КАБ. Отдельно стоит отметить, что КАБ-500С отнюдь не дешев, по стоимости он равен автомобилю премиум-класса. Поэтому, по данным прессы, такие бомбы пришлось расходовать экономно – редкая цель в Сирии удостаивалась более чем одной КАБ, чего порой недостаточно для гарантированного уничтожения.

С подобной проблемой сталкивались и американцы при широком внедрении высокоточного оружия (1990-е годы). Для них решением стало внедрение JDAM – комплекта оборудования на основе технологии GPS, преобразующего имеющиеся свободнопадающие бомбы во всепогодные корректируемые боеприпасы. С учетом огромных запасов ФАБ и ОФАБ для нашей страны это могло бы стать относительно недорогим и простым выходом из ситуации, однако в России пока ничего подобного не создано. По крайней мере, в открытых источниках о создании такого оборудования не сообщалось.

«Мы не НАТО и пока еще исключительно высокоточным оружием не действуем. С одной стороны, это снижает затраты, с другой же – делает куда более уязвимыми наши самолеты. Очевидно, что охота за мобильными целями – вооруженными пикапами и просто малыми группами – сопряжена с риском для пилотов».

Ведь летать приходится на малых высотах с риском напороться на огонь зенитных пулеметов, ручных гранатометов и ПЗРК. Здесь как нельзя более кстати могли бы прийтись ударные дроны. Вот только подобная российская техника все еще находится в стадии испытаний. «Существует очень большая проблема ударных беспилотников – их нет», – подчеркнул Лавров. В Сирии и Ираке воюют дроны китайского и даже иранского производства. «Используют самодельные беспилотники ИГИЛ и курды – все, кто угодно, а у нас они по-прежнему находятся в разработке, и когда появятся – непонятно», – посетовал эксперт.

Но отчасти и эту проблему все же решить удалось. «В последние месяцы стали активнее использовать вертолеты, и с поражением движущихся целей стало лучше, по моим впечатлениям», – отметил Лавров. «Да и управляемого оружия появилось гораздо больше», – добавил он. Ударные вертолеты отчасти перекрыли нишу беспилотников, но и их в Сирии не так много. «Они более уязвимы, особенно днем, и не могут долго находиться в воздухе, патрулировать», – указал эксперт.

Выявила операция в Сирии и еще один недостаток. Выяснилось, что тактико-технические характеристики и количество самолетов-заправщиков не могут обеспечить российскую авиацию на дальних полетах. У нас массовая нехватка заправщиков, а также пилотов, готовых к заправкам в воздухе, отметил Лавров. Но для войны в Сирии это не особо важно, указал эксперт, так как для всех дислоцированных на базе Хмеймим самолетов, кроме, может быть, Су-25, дальность там вполне доступная. Однако данная проблема выявилась при массовой переброске ВКС в Сирию в 2015 году и выводе части войск в 2016-м, когда самолеты не дозаправлялись в воздухе, а ограничивались только подвесными топливными баками.

«Удары с воздуха и с моря по группировкам и инфраструктуре террористических организаций ИГ* и «Джебхат-ан-Нусра» были точными и мощными, эффективными, – заявлял в мае 2016 года президент Владимир Путин. – Вместе с тем, и на этом мы должны будем сосредоточить все наше внимание, операция в Сирии выявила и определенные проблемы, недостатки. По каждому проблемному вопросу должно быть проведено самое тщательное расследование, имею в виду профессиональное расследование, самый тщательный анализ, а затем приняты меры по устранению этих проблем».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...