Некоммерческие унитарные учреждения особенности организации и функционирования. Некоммерческие унитарные организации: понятие, виды, особенности правового статуса. Виды некоммерческих организаций и цели их создания

Согласно статье 123.1 «Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях» Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50). Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций – это Фонды (статья123.17 ГК РФ); Учреждения (статья123.21 ГК РФ); Автономные некоммерческие организации (статья123.24 ГК РФ); Религиозные организации(статья123.26 ГК РФ).

14. Хозяйственное партнерство – юридическая характеристика.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года №380-ФЗ «О хозяйственном партнерстве» хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников. Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Решение об учреждении партнерства принимается собранием учредителей партнерства.

Устав партнерства является учредительным документом партнерства. Устав партнерства подписывается всеми учредителями партнерства. Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал партнерства.

Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством.

Партнерство может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

1.5 Некоммерческие унитарные организации

Некоммерческими унитарными организациями являются фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Их учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства.

Фонды - это организации, созданные для достижения культурных, образовательных, социальных, благотворительных и других общественно полезных целей. Примерами являются благотворительные, пенсионные и общественные фонды. Фонды учреждаются физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его уставным целям, предполагает создание хозяйственных обществ или участие в них.

Учреждения - это организации, создающиеся собственниками для решения социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих задач. Учреждения бывают государственными, муниципальными и частными. Примерами являются станции скорой помощи, учреждения образования и просвещения, социальной защиты, культуры и спорта, а также органы государственного и муниципального управления.

Автономные некоммерческие организации - организации, созданные на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Примерами являются центры дополнительного профессионального образования, негосударственные детские сады, музеи, центры развития молодежи, частные больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры, юридические и иные консультационные центры.

Религиозные организации - добровольное объединение граждан, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры. Особенностью является невозможность преобразования в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Публично-правовые компании - новшество для России. Предполагается, что это будут организации, осуществляющие свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями. Такие компании создаются на основании закона или решения правительства России. Законодательство о публично-правовых компаниях еще не принято.

Подводя итоги, укажем, что по общему правилу имущество, переданное некоммерческим унитарным организациям их учредителями и участниками, становится их собственностью. Их участники и учредители не отвечают по обязательствам таких организаций, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей и участников. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность таких организаций.

Рассмотрев индивидуальное и коллективное предпринимательство через призму организационно-правовых форм мы выяснили, что организации бывают коммерческими и некоммерческими, корпоративными и унитарными. Каждая из форм лучше удовлетворяет нужды определенных предприятий либо предпринимательства в определенной сфере или особым способом. Отдельные сферы и потребности граждан государство удовлетворяет самостоятельно через унитарные предприятия. В остальном выбор той или иной организационно-правовой формы делает субъект предпринимательства.

Государственные и иные учреждения

Некоммерческие организации являются разновидностью юридических лиц. В связи с этим прежде всего рассмотрим кратко понятие и признаки юридического лица. Далеко не все организации являются юридическими лицами...

Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций

Признание организации юридическим лицом свидетельствует о наличии у нее гражданской правоспособности, т.е. способности иметь гражданские права или нести гражданские обязанности...

Коммерческие и некоммерческие организации

Некоммерческие организации и их деятельность регламентируется ст. 50 ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также законами...

Межмуниципальное сотрудничество

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст...

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации как социальный институт формирующегося гражданского общества

Термин «некоммерческая организация» имеет западное происхождение и употребляется в научно-исследовательской практике с 90-х гг. ХХ века...

Некоммерческие юридические лица, общественные, религиозные организации, фонды

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст...

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их деятельность

Товарищество собственников жилья. На основании Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96г. товариществом собственников жилья является некоммерческая организация...

Организационно-правовые формы предпринимательства

Коммерческие унитарные организации - это государственное и муниципальное унитарные предприятия, унитарное казенное предприятие. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество...

Понятие и особенности некоммерческих организаций

Некоммерческими юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками...

Формы государств в зарубежных странах

Унитарная государственность - самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы...

Юридическое лицо как субъект гражданского права

Некоммерческая организация - юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая прибыль между участниками Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ (ред. от 08.07.99) «О некоммерческих организациях»...

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций:

2. Учреждения

3. Автономные некоммерческие организации

4. Религиозные организации

Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Устав фонда может быть изменен его высшим коллегиальным органом, а в предусмотренных уставом случаях - учредителем. Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав, решение об изменении устава принимает суд. В уставе, в частности, содержатся сведения о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Реорганизация фонда не допускается (за исключением негосударственных пенсионных фондов в случаях, установленных законом). Фонд может быть ликвидирован в случаях, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом. Решение о ликвидации принимает только суд. В этом случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.



Учреждением считается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Последнее может быть автономным, бюджетным или казенным. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником этого имущества или приобретенных им за счет выделенных таким собственником средств. Собственник не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ГК РФ допускает образование автономной некоммерческой организации , не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Такая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность организации. Они не отвечают по обязательствам созданной организации, а последняя не отвечает по обязательствам учредителей. Учредители могут пользоваться услугами организации только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Ее учредительным документом является устав. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей. По единогласному решению учредителей в их состав могут быть приняты новые лица.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители, по решению которых может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) и назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), в том числе из числа учредителей-граждан. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Местная религиозная организация должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Гражданско-правовой статус религиозных организаций, порядок образования и компетенция их органов, а также отношения между организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются нормами ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями или централизованной религиозной организацией. Учредители могут выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе приобретенного или созданного за счет собственных средств, а также пожертвованного им. На имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Учредители не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

21. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права .

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

21. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти *(34).

Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.

Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских правопределяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности.

Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц.

7.1. Фонды

Фонд – унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно-полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово “фонд”, месте его нахождения, о предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ).

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется ст. 123.18 – 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе, и обязан ежегодно опубликовывать отчеты об использовании этого имущества.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

– определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования имущества;

– образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

– утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

– принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

– принятие решений о создании филиалов и (или) открытии представительств фонда;

– изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом;

– одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительного органа относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со ст. 53.1 ГК РФ возместить убытки, причиненные ими фонду (п. 3 ст. 123.19 ГК РФ).

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае:

– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

– при уклонении фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

– в других случаях, предусмотренных законом.

Попечительский совет фонда является его органом и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах (п. 4 ст. 123.19 ГК РФ).

7.2. Учреждения

Учреждение – унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением или приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Учреждение может быть создано любым собственником, однако в нашей стране преобладающее положение заняли государственные и муниципальные учреждения.

В зависимости от категории учредителя учреждения подразделяются на частные, создаваемые гражданином или частным юридическим лицом, на государственные и муниципальные, соответственно создаваемые Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При создании учреждений не допускается соучредительство нескольких лиц, то есть нельзя, например, образовать учреждение гражданином и муниципальным образованием или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.

Государственные и муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансирования и размера ответственности учредителя по их долгам подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Автономные и бюджетные учреждения создаются публично-правовыми образованиями в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Порядок создания и деятельности автономных учреждений регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, бюджетных учреждений – ст. 9.2, п. 2 ст. 13, ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 2.1, п. 2.2 ст. 16, ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, а также Бюджетным кодексом РФ.

Правовое положение казенных учреждений, порядок их создания и ликвидации, финансовое обеспечение их деятельности на основании бюджетной сметы предусматриваются в Бюджетном кодексе РФ. В нем закреплены особенности правового положения казенных учреждений (ст. 161 БК РФ). Казенное учреждение находится в введении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе учреждения. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров производится от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Устав бюджетного или казенного учреждения должен содержать наименование учреждения с указанием типа соответственно “бюджетное учреждение” или “казенное учреждение”, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указание о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Устав автономного учреждения содержит перечень обязательных сведений о нем в соответствии с Законом об автономных учреждениях.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случае и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального органа может избираться его коллегиальным органом, утверждаться его учредителем.

Бюджетные, автономные и казенные учреждения осуществляют свою деятельность на основе государственных (муниципальных) заданий, которые формируются в соответствии с решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Деятельность частных учреждений финансируется его собственником посредством закрепления за ним имущества на праве оперативного управления, включая денежные средства.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Однако в ст. 161 БК РФ это правило получает уточнение. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств в пределах возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества, независимо от того, за счет каких средств и по каким основаниям оно за бюджетным учреждением закреплено или им приобретено, особо ценного движимого имущества, полученного от собственника.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

По обязательствам как бюджетного, так и автономного учреждений, связанных с причинением вреда гражданам, при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность несет собственник бюджетного или автономного учреждения.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник этого имущества. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд (ст. 123.23 ГК РФ).

7.3. Автономные некоммерческие организации

Автономная некоммерческая организация – унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

В отличие от учреждения, где не допускается соучредительство нескольких лиц, автономная некоммерческая организация может быть создана несколькими соучредителями, как гражданами и юридическими лицами, так и либо гражданами, либо юридическими лицами.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью, а учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители автономной некоммерческой организации пользуются ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной организации, в состав учредителей которой могут быть приняты новые лица по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно.

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

Оценку действительности решений учредителей автономной организации следует проводить по правилам гл. 9.1 ГК РФ.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (ст. 123.24 ГК РФ). Названная норма устанавливает принципиально иное правило, чем возможность некоммерческих организаций осуществлять приносящую доход деятельность (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Неслучайно, что в части, не урегулированной ст. 123.24 ГК РФ, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

7.4. Религиозные организации

Религиозная организация – добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

В отличие от ранее действующих положений ст. 117 ГК РФ, в которой общественные и религиозные организации рассматривались как равнозначные добровольные объединения граждан, ныне гражданско-правовое положение религиозных организаций регулируется раздельно. Характерно, что и местные, и централизованные религиозные организации составляют одну организационно-правовую форму юридического лица в отличие от общественных объединений, которые могут входить в организационно-правовую форму общественной организации либо ассоциации (союза). В связи с этим в приведенном выше определении опущена характеристика религиозной организации как унитарной. Тем самым законодатель, по существу, закрепил позицию тех ученых, которые доказывали, что нельзя отождествлять религиозные организации с общественными объединениями, поскольку характер целей и видов деятельности религиозных организаций существенно отличается от тех функций, которые осуществляют общественные объединения граждан и их ассоциации (союзы).

Правовое положение религиозных организаций также определяется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и не противоречащими закону установлениями, т.е. предписаниями, исходящими от руководящих или координирующих органов религиозных концессий.

Порядок образования органов религиозной организации, их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях, уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом не менее чем десятью гражданами-учредителями, а централизованная организация – не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является ее устав, утверждаемый ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации, и иные сведения, предусмотренные Законом о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

Гражданская правоспособность религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации в качестве юридического лица и носит специальный характер, т.е. она может совершать сделки и заключать договоры для достижения целей ее деятельности, осуществляя виды деятельности, составляющие ее предмет.

Религиозные организации являются собственниками имущества, необходимого для обеспечения их деятельности, в том числе приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного или переданного им в собственность иными гражданско-правовыми способами.

На принадлежащее религиозной организации имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном Законом о свободе совести и религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители не отвечают по обязательствам этих организаций, а религиозные организации не отвечают по обязательствам своих учредителей (ст. 123 ГК РФ).

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях предусматривает безвозмездную передачу в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Порядок передачи такого имущества регулируется Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”.

Заканчивая рассмотрение организационно-правовых форм некоммерческих организаций, следует отметить, что деление их на корпоративные и унитарные юридические лица не всегда четко проведено. Как уже объяснялось, в автономной некоммерческой организации, признаваемой унитарной некоммерческой организацией, не определены права и обязанности учредителей, что является непременным элементом корпорации. В главу 4 ГК РФ не включены положения о хозяйственном партнерстве, равно как и о публично-правовых компаниях.

В ГК РФ не разрешена проблема отношений связанности (аффилированности) между юридическими лицами. ГК РФ ограничился воспроизведением ранее существовавшего положения о дочернем хозяйственном обществе (ст. 67.3 ГК РФ).

Таким образом, в ГК РФ представлен перечень организационно-правовых форм юридического лица общей численностью 17, в том числе:

– 6 типов коммерческих организаций, которые являются корпоративными, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Некоммерческими унитарными организациями являются фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Их учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства.

Фонды - это организации, созданные для достижения культурных, образовательных, социальных, благотворительных и других общественно полезных целей. Примерами являются благотворительные, пенсионные и общественные фонды. Фонды учреждаются физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его уставным целям, предполагает создание хозяйственных обществ или участие в них.

Учреждения - это организации, создающиеся собственниками для решения социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих задач. Учреждения бывают государственными, муниципальными и частными. Примерами являются станции скорой помощи, учреждения образования и просвещения, социальной защиты, культуры и спорта, а также органы государственного и муниципального управления.

Автономные некоммерческие организации - организации, созданные на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Примерами являются центры дополнительного профессионального образования, негосударственные детские сады, музеи, центры развития молодежи, частные больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры, юридические и иные консультационные центры.

Религиозные организации - добровольное объединение граждан, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры. Особенностью является невозможность преобразования в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Публично-правовые компании - новшество для России. Предполагается, что это будут организации, осуществляющие свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями. Такие компании создаются на основании закона или решения правительства России. Законодательство о публично-правовых компаниях еще не принято.

Подводя итоги, укажем, что по общему правилу имущество, переданное некоммерческим унитарным организациям их учредителями и участниками, становится их собственностью. Их участники и учредители не отвечают по обязательствам таких организаций, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей и участников. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность таких организаций.

Рассмотрев индивидуальное и коллективное предпринимательство через призму организационно-правовых форм мы выяснили, что организации бывают коммерческими и некоммерческими, корпоративными и унитарными. Каждая из форм лучше удовлетворяет нужды определенных предприятий либо предпринимательства в определенной сфере или особым способом. Отдельные сферы и потребности граждан государство удовлетворяет самостоятельно через унитарные предприятия. В остальном выбор той или иной организационно-правовой формы делает субъект предпринимательства.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...