Кинешемский собор. Кинешемский троицко-успенский собор. Поругание и восстановление

Создание Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры тесно связано с именем Ивана Грозного. Храм был построен по образцу одноименного собора в Московском Кремле, однако в результате получился более масштабным по размерам. Некоторые историки, краеведы предполагают, что таким сходством подчеркивалось единство государственной и патриаршей власти. Внешняя красота пятиглавого храма притягивает внимание и порождает непреодолимое желание заглянуть внутрь.

История создания Успенского собора

В российском государстве, так уж повелось, практически во всех русских городах возводились крупные храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы, они считались главенствующими соборами. Иван Грозный посчитал несправедливым, что в святая-святых - месте поклонения и развития русской православной церкви, не существует такого храма. Именно поэтому строительство важного объекта на территории Лавры имело государственное значение. К сожалению, имя архитектора и точные сроки постройки собора неизвестны. Однако, по предположениям ученых, закладка первого камня состоялась в 1554 году. Это событие не обошла вниманием вся царская семья. По мнению историков, у Ивана Грозного была мысль о том, что он возведет главный собор в монастыре. Однако, его планам не суждено было сбыться. Строительство затянулось на долгие 26 лет. Царю так и не удалось при жизни увидеть величавый собор, увенчанный пятью колоколами.
Первоначальный вид Успенского собора был изменен. Связаны эти изменения были с разными историческими событиями. В частности, в XVIII веке центральный купол был покрыт листовым червонным золотом. Примерно через 100 лет его отделали золоченой медью, а четыре крайних купола были покрашены в голубой цвет и декорированы звездами в цвет золота. Стоит отметить, что таким образом украшались купола на многих храмах, посвященных Богородице. Именно такой вид пятиглавого собора сохранен до наших дней. Внутри роспись стен появилась не сразу, а лишь в 1684 году. Внутренние стены расписывали мастера Ярославской иконописной мастерской Дмитрия Плеханова. Иконостас несколько раз обновлялся и дополнялся иконами.
В середине XIX века возник риск обрушения части собора: после проведения работ по ликвидации Писаревского пруда, находившегося неподалеку, подземные воды начали разрушать грунт, и по стене пошли трещины. Реставрационные работы, начатые в 1940-х годах, продолжались более 20 лет. За это время удалось очистить фрески, вернуть первоначальный вид позакомарному покрытию, на нижнем ярусе - восстановить проемы окон, спасти от разрушения треснувшие стены собора на цокольном этаже.

Архитектурные особенности

Собор представляет собой пятикупольное и пятиапсидное сооружение из кирпича. Стены - очень массивные, их толщина более 2 метров. Их украшают кокошники, поддерживаемые массивными лопатками, выступающими почти на метр, а также декоративные арки. Скромность и простота декора позволяют направить внимание на ярко-синие купола, декорированные золотыми звездами.
С западной стороны к стене собора была пристроена открытая паперть, которая просуществовала до конца XVIII века. Затем здесь появилось крыльцо, украшенное росписями.
Слева от парадного входа в собор расположена усыпальница семьи Годуновых, сооруженная в 1782 году. Она представляет собой каменную палатку, примыкающую к стене собора. Внутри небольшого сооружения находятся гробницы Бориса и Марии Годуновых, а также их сына Федора и дочери Ольги.

Внутреннее убранство собора

Внутри Успенский собор необыкновенен. Своды храма крепятся на шести пилонах, имеющих в сечении форму прямоугольника. Оконные проемы - довольно большие. Это позволяет насытить солнечным светом огромное помещение.
Мало кто знает, что собор имеет 4 престола. Все потому, что три из них скрыты в алтаре главного: боковые приделы планировались при строительстве храма, возведены в честь великомучеников Федора Стратилата и Ирины. Придел в честь святителя Николая появился позднее, когда в Троицком монастыре люди повально гибли от цинги. Существует легенда, что именно Николай Чудотворец помог остановить страшную эпидемию в начале XVII века.
Первоначальный иконостас собора не сохранился, на его месте сейчас находится большой резной иконостас, имеющий пять ярусов. Иконы, которые в нем содержатся, написаны в разное время. Самые древние - ровесники храма. Сегодня иконостас насчитывает более 75 икон.
Стены и столпы собора украшены фресковой живописью. Вся стенопись смотрится удивительно лаконично и ярко. Сюжеты, которые легли в основу - совершенно разные. Это евангельская тема, "Страшный суд", Вселенские Соборы, изображения образов Радонежских чудотворцев, некоторых русских святых княжеского происхождения.
Внутри куполов также имеется роспись, которая очень органично вписывается в общий вид росписи стен. С центрального купола на прихожан словно по-настоящему смотрит Христос Вседержитель, настолько реально выглядит изображение! В малых куполах изображены Господь Саваоф, Богородица, Иоанн Предтеча и Иисус Благословляющий. Купольные барабаны расписаны образами пророков и праотцов.
Внутри собора находятся 5 надгробий, скрывающих захоронения двух архиепископов - рязанского Моисея и Московского Августина, митрополита Московского Макария. Еще две каменные плиты - усыпальницы королевы Левонии Марии и ее дочери Евдокии.

Святыни Успенского собора

Успенский собор хранит ценнейшие святыни: одной из них является деревянная рака Сергия Радонежского. Именно в ней было изначально погребено тело Святого. Располагается сохранившаяся часть гроба у южной стены храма, специально для святыни соорудили стеклянный саркофаг.
Не менее ценными являются два паникадила, выполненные в XVII веке умельцами московской Оружейной палаты. Они изготовлены из бронзового литья и отчеканены.
Тысячи туристов идут в Успенский собор , чтобы поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия, которые находятся здесь.
Успенский собор по праву считается одним из самых красивых храмов на территории Троице-Сергиевской Лавры. Его огромные ярко-синие купола сразу притягивают внимание и порождают сильное желание подойти поближе и зайти внутрь. Внутри храм не менее красив, поэтому нужно воспользоваться случаем и насладиться сочетанием красоты, величавости и простоты.

Троицко-Успенский собор в Кинешме (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского. Это прекрасный и масштабный ансамбль, возведённый в стиле классицизма в 19 веке, и в него помимо двух церквей входят колокольня и дом священника.

В 1938 г. собор был закрыт, затем открыт в 1945 г. и снова закрыт в 1964 г. С этого времени и до перестройки внутри находилась художественная галерея. В наше время все здания комплекса восстановлены, и обе церкви действуют.

Более старый Успенский собор был выстроен в 1745 г. на пожертвования верующих. Спустя столетие собор капитально отремонтировали и спустя несколько десятилетий, очевидно, немного перестроили. Так, купола относятся к рубежу 19-20 веков. Сегодняшний облик собора - это крупный кубической формы храм с пятью нефами и пятью куполами. Каждый неф завершает полукруглая апсида, в западной части к основной конструкции пристроен баптистерий.

Первоначально Успенский собор выглядел довольно скромно и сдержанно, но его позднейшие пристройки уже отражают стилистические веяния позднейшего времени: это обилие декоративных деталей на стенах, узорные решётки в окнах с наличниками, круглые фальш-проёмы в апсидах. Внутри собора можно увидеть росписи масляными красками, а также старинный иконостас из дерева и оригинальные предметы утвари. Стоит обратить особое внимание на деревянную скульптурную композицию над внутренним восточным порталом: это раскрашенное изображение Тайной вечери, сделанное в первой половине 19 веке в народном стиле, немного грубое, но выразительное.

Троицкий летний собор был возведён в 1838 г. Автором архитектурного проекта стал И. Ефимов, член Петербургской академии. Оригинальное здание собора было с одним куполом, но в начале следующего столетия к нему добавились ещё четыре главы. Сегодня собор представляет собой симметричную церковь с пятью полукруглыми куполами и красивыми классическими треугольными портиками. Их поддерживают колонны с дорическими капителями. В интерьере Троицкого собора также можно увидеть росписи маслом, самые ранние из которых датируются серединой 19 века.

Лучший вид на собор открывается с реки.

Особенно выделяется стройная пятиярусная колокольня собора, построенная в 1798 г. Она считается одной из наиболее живописных в Ивановской области. Это классическая русская колокольня того периода с дорическими колоннами и элементами барокко, сужающаяся к верху.

Также к Троицко-Успенскому собору относится каменная часовенка, которая стоит над братским захоронением жителей Кинешмы, защитников города, погибших в 1906 г. при польском нашествии Лисовского.

В числе наибольших ценностей собора - Фёдоровская икона Божьей Матери, написанная при царствовании Михаила Фёдоровича, а также Новый завет того же исторического периода, который был напечатан при патриархе Филарете.

С 1960 г. собор причислен к охраняемым памятникам федерального значения.

Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор действует.

Престолы : Успения Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Владимира равноапостольного.

Год постройки : 1745.

Работает церковная лавка.

Собор Троицы Живоначальной.

Собор действует

Престолы : Троицы Живоначальной, Алексия, митрополита Московского, Михаила Архангела, Покрова Пресвятой Богородицы.

Год постройки : 1838.

Архитектор : Висконти, Ефимов.

Троицко - Успенский собор, состоящий из двух храмов (Троицкого (1838 г.), Успенского (1745 г.)) и колокольни (1798 г).

Расположен на высоком крутом берегу Волги, на территории бывшей крепости. Самая ранняя постройка комплекса - Успенский собор, сооруженный в 1745 г. Затем была возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В 1838 г. по проекту архитекторов И. Ефимова и Д. Висконти создан Троицкий собор. Все сооружения комплекса выполнены из кирпича и оштукатурены.

В достопамятные времена на месте нынешних Успенского и Троицкого соборов стоял деревянный храм. Он сгорел вместе с прятавшимися в нем жителями во время польской осады в 1609 году. Новый каменный собор был поставлен в 1745 году и посвящен Успению Божией Матери. Каждый год 28 августа крестным ходом под звон колоколов отмечается в Кинешме престольный праздник. По городу плывут осенние пышные букеты цветов, поддерживаемые парчой духовенства и окружающие распростертую над толпой плащаницу Богородицы. В этот день совершается чин погребения Пресвятой Девы. Кинешемский собор - один из немногих в стране, где этот чин совершается по всем канонам.

Успенский собор почти всё атеистическое время оставался действующим. В соборе сохранилось много старинной церковной утвари и икон. Особенно стоит отметить местно чтимую икону Божией Матери Феодоровской времен царя Михаила Федоровича - список с чудотворной костромской иконы, созданный примерно в одно время с оригиналом, и мироточивую Иверскую икону Богородицы. А также Евангелие того же времени, напечатанное при патриархе Филарете.

Троицкий собор моложе Успенского на век, и воздушность его росписей подчеркивается многооконным куполом, благодаря чему, весь собор как будто залит светом. С 1866 года, в связи с учреждением Кинешемского викариатства, соборы эти стали кафедральными. В дни престольных праздников служение под их сводами совершает епископ. В Успенско - Троицком соборе хранится ковчег с мощами многих великих святых. В дни памяти святых ковчег выносится на поклонение.

Рядом с соборами возвышается колокольня-звонница - одна из лучших в Ивановской области колоколен, сооруженных в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырехъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено граненой купольной кровлей с люкарнами, над которой поднимаются еще два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем, устремленным в небо.

АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ

Кинешма, Советская улица, 2.
Ансамбль состоит из двух соборов - Успенского и Троицкого, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объемов церквей, расположенных на одной оси (запад-восток) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Им всем аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объемами церквей, дворовыми постройками и оградой; и внешнюю - ограниченную с трех сторон собственно объемом Троицкой церкви: восточной, кварталами городской застройки с южной и западной сторон. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма. Архитектура сооружения обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности.

Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой.

Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1945г., а с 1960г. он на гос.охране республиканского (федерального) значения.

Соборы были закрыты в 1938 г. и превращены в гаражи, но в 1945г. вновь открыты. Правда, Троицкий собор был вторично закрыт в 1964г., до 1991г. размещалась картинная галерея. Ныне весь ансамбль принадлежит Русской Православной Церкви.

Состояние его хорошее, ремонт проводится регулярно. Реставрация же проводилась только один раз - в 1988г. на Троицком соборе были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана. А через год, в 1989г. на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича.

Успенский (кафедральный) собор.

Зимний, кирпичный. Построен в 1745г. на средства прихожан. В 1855г. в нем произведен капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись.

В 1885г., по-видимому, была перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале ХХ в., были пристроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры начала XX в.

Собор представляет собой пятинефный, пятикупольный, шестистолпный храм. (Первоначально - трехнефный, шестистолпный). В объемно-пространственном отношении это куб, к которому по бокам примыкают поздние нефы. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане абсидой. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объем баптистерия. Основной объем храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проемами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.


Декоративное убранство фасадов главного объема традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчлененная. Оконные проемы завершены полуциркульными арками.

Декор фасадов поздних пристроек характерен своей эклектичной пышностью. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Два яруса оконных проемов забраны узорчатыми металлическими решетками и украшены наличниками. Внешняя поверхность стен абсид обработана рустом и украшена круглыми ложными проемами.


Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские и евангелические сюжеты.

Роспись собора возобновлена, как сообщает храмозданная надпись, в 1855 году. Роспись, в которой сочетаются классицистические и псевдобарочные черты, характерна для середины 19 века. На своде ангельские головки и Святой дух в виде голубя, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Среди них на боковых стенах выделяются композиции «Ангелы у престола». Более необычен иконографический состав росписи, расположенной в три яруса на столбах, куда помимо традиционных изображений святых включены композиции на темы евангельских блаженств, притч, сцен из Апокалипсиса. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины 19 века.

Сохранились металлическая утварь, люстры и прочее. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира.

В 1834 г., 9 октября (ст.ст.) собор посетил, во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи (в храме установлены соответствующие памятные доски).

(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973 г.)

Зимой 1992г. кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью.

В 2008г. купола Успенского собора были позолочены.

(собственная информация)

ТРОИЦКИЙ СОБОР



Летний, кирпичный. Построен на средства прихожан в 1838 г. по проекту И.Е.Ефимова, воспитанника Петербургской Императорской Академии. Первоначально собор представлял собой однокупольный храм. В начале ХХ в. были возведены еще четыре главы на широких массивных барабанах. Ныне он представляет собой пятикупольный сводчатый храм, симметричный в плане и перекрытый шлемовидными куполами. С южной, западной и северной сторон объем храма декорирован четырехколонными портиками дорического ордера (сохранилась роспись на портиках). С восточной стороны к нему примыкает полуциркульная в плане абсида.

Храм перекрыт системой циллиндрических сводов и сферических куполов, опирающихся на периметр несущих стен и четыре массивных каменных столба, на которых покоится барабан главного купола. Все оконные проемы завершены полуциркульными арками. Плоскости наружных стен заканчиваются гладким фризом и карнизом с сухариками, характерными для зданий, построенных в стиле русского классицизма.

Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. В интерьере имеется масляная роспись: своды, часть стен, барабаны куполов и сами купола расписаны на библейские и евангелические сюжеты.

В куполе изображен Саваоф, в простенках барабана - апостолы и избранные святые, в нижней части барабана - четыре композиции на библейские и евангельские сюжеты, в парусах - евангелисты. На склонах сводов и в рукавах креста - написаны евангельские события.
Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича - 7х13х26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, - из белого камня. Дверные проемы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.

В соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского.

Конструктивная схема сооружения основывается на использовании в качестве несущих конструкций периметральных стен, толщина которых уменьшается по мере повышения высоты сооружения.

Колокольня оштукатурена и покрашена. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.
Покрытия куполов и скатов выполнены из листового железа и покрашены масляной краской.

(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973г.)

До года на колокольне был установлен католический крест (причина и время его появления неизвестна).

В 1991г. возникла угроза падения креста и 10-метрового шпиля. К этому привели, начиная с 50-х годов, покраска здания не традиционной известкой, а цинковыми белилами. Были предприняты укрепление 4-го яруса металлическими конструкциями (монтажники-высотники Ярославского ПТО «Мостоотряд №6»), замена старой кровли, обжиг ранних наслоений белил.

Летом 1992г. работы были завершены, был смонтирован новый (православный) металлический крест, изготовленный на заводе «Автоагрегат».

(публикации газеты «Приволжская правда»)

Кинешемский Троицко-Успенский кафедральный собор Кинешемской епархии , храмовый комплекс соборного прихода города Кинешмы

Троицко-Успенский собор на деле представляет из себя архитектурный ансамбль из двух кафедральных соборов - Троицкого и Успенского, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объёмов церквей, расположенных на одной оси (Успенский собор на востоке, Троицкий - на западе) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Этим зданиям аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объёмами церквей, дворовыми постройками и оградой (юго-западный угол ограды заменяет каменная сторожка); и внешнюю - ограниченную с трёх сторон Троицким храмом и кварталами городской застройки. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма . Архитектура сооружений обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности. Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой, являясь главной архитектурной достопримечательностью Кинешмы.

Возникновение соборного ансамбля

Первой постройкой будущего соборного комплекса стал летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы . Храм был построен в году на средства прихожан. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И. А. Попов. В году была возведена стройная колокольня , в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В начале XIX века к западному фасаду Успенского собора был пристроили низкий притвор .

В середине XIX века территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решёткой и тремя воротами. В году к Успенскому собору были пристроены два придела: правый во имя благоверного великого князя Александра Невского и левый во имя равноапостольного великого князя Владимира . В году в Успенском соборе был произведён капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В году, по-видимому, была перестроена центральная часть церкви. В начале века были надстроены два боковых придела . К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры той эпохи. Также в начале XX века на однокупольном Троицком соборе были возведены ещё четыре главы на массивных барабанах. Около тех лет появилась и каменная сторожка.

Поругание и восстановление

Соборы были закрыты в году и превращены в гаражи, но в году вновь открыты. По другим данным Успенский собор был закрыт с по год: в то время произошло его разграбление, исчез мраморный иконостас. В году соборный ансамбль был выявлен как памятник культовой архитектуры и поставлен на государственный учёт, а с года находился под государственной охраной как памятник республиканского (федерального) значения.

В году Троицкий храм подвергся разграблению и осквернению. Многие древнейшие иконы были сожжены на соборной площади. Троицкий собор был вторично закрыт в году. В году в нём была проведена реставрация - были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана.

Тем временем Успенский собор продолжал действовать. С по год приходским советом Успенского собора в нём четырежды производилась реставрация и промывка центрального придела. Был расписан центральный купол, а в году - левый и правый приделы. Были выполнены также три резных иконостаса и вызолочены с добавлением лепки на колоннах.

В году на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича. До года в Троицком соборе размещалась картинная галерея, после чего храм и прочие постройки соборного ансамбля были возвращены Русской Православной Церкви . Соборный комплекс получил наименование "Троицко-Успенского собора", ставшего главным кафедральным собором образованной в году Кинешемской епархии . Канцелярия разместилась в бывшей соборной сторожке.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы является крупным храмом соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Собор представляет собой пятинефный (первоначально был трёхнефным), пятикупольный , шестистолпный храм. В объёмно-пространственном отношении это кубический двусветный четверик под четырёхскатной кровлей к которому по бокам примыкают два поздних пониженных придела . Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане апсидой ; две придельные апсиды отодвинуты западнее трёх высоких апсид главного алтаря. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объём баптистерия , завершённый скруглённой папертью . Основной объём храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов , имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны , прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проёмами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.

Декоративное убранство фасадов главного объёма лаконично и традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз , простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами . Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчленённая. В невысоком аттике - арочные нишки на месте закомар . Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проёмы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде - арочные; все эти проёмы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид - крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов обработаны дощатым рустом . Нижние окна здесь арочные, верхние - круглые, в ленточных наличниках . Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики . Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Притвор выполнен в стиле провинциального классицизма . В западной скруглённой части притвора расположены три широких арочных дверных проёма; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столпами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи . Над притвором - низкий коробовый свод с распалубками над окнами.

Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас , металлическая утварь, люстры и прочее убранство начала века. Во всех приделах Успенского собора устроены святые престолы и жертвенники художественной работы. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

Троицкий собор

Зимний кирпичный собор во имя Живоначальной Троицы это крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решённое в формах позднего классицизма . Собор представляет собой квадратный четверик под низкой четырёхскатной кровлей завершённый крупным центральным световым барабаном и четырьмя поздними ложными на углах; все они увенчаны пологими куполами . На востоке к четверику примыкает полукруглая апсида чуть меньшей высоты, к боковым стенам - четырёхколонные портики дорического ордера . На западе аналогичный портик слегка выдвинут за счёт небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть ступеней.

Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках - основанием для фронтонов, а на четверике - для высокого аттика . Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз , декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами , опирающимися на импосты , и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой.

Внутреннее пространство собора четырёхстолпное . Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой , угловые компартименты - крестовыми сводами , рукава креста имеют плоские перекрытия. Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены.

Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в середине XIX века, на куполе, барабане и в парусах - в конце того же века. Вся живопись поновлялась в начале века. Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушённых тёплых тонах (коричневатых, тёмно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбелённых тонах выполнена в духе позднего академизма. В куполе изображен Господь Саваоф , в простенках барабана - апостолы и избранные святые , в нижней части барабана - четыре композиции на библейские сюжеты, в парусах - евангелисты . На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены архангел Михаил и сюжет "Похвала Пресвятой Богородицы ". Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок - гризайльные фигуры архангелов . Все композиции заключены в пышные псевдобарочные обрамления с картушами ., над которой поднимаются ещё два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем. Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом , веером сходящимся к арочным проёмам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной - на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трёхчетвертные колонны тосканского ордера : на фасадах второго и третьего ярусов - это четырёхколонные портики, в четвёртом - двухколонные. Усложняют пластику объёмов аналогичные колонны на углах ярусов - в духе барокко . Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвёртом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн. Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север-юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.

Сторожка

Небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики . Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный объём завершён двускатной кровлей с оригинальным перспективным фронтоном-щипцом; в его вершине - крупное прямоугольное подвышение. В разрыве венчающего карниза помещён выложенный в кирпиче крест. По углам фасадов - широкие огибающие лопатки. Тонкая тяга проходит в основании окон - небольших, с лучковыми перемычками, - в простых рамочных наличниках.

Ограда с воротами

Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решётка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединённые волютообразными завитками (вдоль набережной - кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филёнки. Двое ворот (обращённые к Советской площади и к набережной - Волжскому бульвару) представляют собой простую арочную конструкцию, несущие столбы которой оформлены неглубокими арочными и прямоугольными нишками. Главные ворота, ориентированные на Советскую улицу, решены в виде массивных прямоугольных пилонов, прорезанных арочными проёмами калиток (полотнища ворот и калиток не сохранились). Арки дополнены архивольтом

  • Богданов Александр Витальевич, "Успенский кафедральный собор", сайт Русские Церкви :
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ivanovo&page=211
  • "О соборе", блог Кинешемского Троицко-Успенского собора:
    • http://kinsobor.blogspot.ru/p/c.html (материал использован частично)
  • "О храме", официальный сайт прихода Кинешемского Троицко-Успенского кафедрального собора:
  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...