Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза Анализ методик обследования фонематического восприятия
II.3.1. Фонематический анализ
Определить способность:
§ выделять звук на фоне слова. Инструкция: "Слышишь ли звук Ш в слове Шапка?", "Звук А в слове Аня?", "Звук Р в слове Рыба?" Звук, который необходимо выделить ребенку, произносится логопедом инто-нированно.
§ Выделять звук из слова. Инструкция: "Какой звук слышишь в слове Шуба?", "в слове паР?", "в слове Лапа?"
§ Определить место звука в слове по отношению к другим звукам: "Где ты слышишь С в слове Сад: в начале или в конце?" Далее предлагается определить звук в конце слова и затем в середине: нос, оса.
§ Определить количество звуков в слове. Предлагаются односложные слова /кот, дом, сад, шум, рот, дуб, сом, рак/, двусложные /рама, каша, лиса., рука, лапа, шуба, Луша, сани/, а также слова, состоящие из пяти звуков /кошка, белка, банка, шалаш, марка/.
§ Дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость /дом — том, зайка — сайка, жар — шар, крот — грот, папа — баба, катушка, — кадушка/, мягкость — твердость /угол — уголь, мал — мял, лук — люк, был — бил, рысь — рис/, свистящие -шипящие /касса — каша, крыса — крыша, миска - мишка, зайка — чайка, сайка — шайка, цок — чок и т.п./, звуки Р -— Л /рожки — ложки, барка —балка, рука — Лука, бурка — булка/.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Обследование фонематического восприятия»
Обследование фонематического восприятия
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Ф. в. Может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречается самостоятельное проявление фонематического недоразвития при благополучном формировании остальных сторон речи.
Недоразвитие ф.в. является одним из ведущих факторов риска возникновения дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения. Поэтому обследование ф.в. является обязательным разделом обследования речи детей дошкольного возраста и предшкольного, даже если у этой группы детей не диагностировались нарушения речи.
Обследование начинается с того, что детям предъявляются для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которые он може произносить. Для детей младше 5 – 5,5 лет предлагаются для прослушивания и воспроизведения 2 слога, для детей старше 5-5,5 лет – 3 слога. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня развития ребенка. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее часто страдают на письме, противопоставленные по признакам мягкости – твердости, звонкости-глухости, месту образования, способу образования.
В обследование включаются прямые слоги, в которых представлено чередование согласных, причем чередование пары дается несколько раз. Каждый раз в ряду слогов меняется порядок их следования (са-ша-са, са-са-ша, ша-са-ша).
При обследовании ребенок и логопед сидят друг напротив друга, рот логопеда закрыт экраном. Логопед предъявляет слоги в более замедленной форме, четко произносит их, не утрируя, голосом средней громкости. Ребенок должен повторять ряды слогов в точном соответствии с образцом, только после того, как логопед закончит слоговой ряд. Не допускается сопряженное проговаривание ряда. В случае проявления затруднений можно изменить условия предъявления материала: уменьшение количества слогов до двух; изменение скорости и громкости произнесения; увеличение уровня контроля и мотивации (внимательно послушай и повтори за мной, а потом мы с тобой поиграем)
Если ребенок не повторяет слоги, то это свидетельствует о несформированности произвольной деятельности (сознательная постановка цели и ее реализация) и несформированности фонематического слуха первичного генеза.
При проведении данного обследования можно использовать картинки. Для детей, имеющих отклонения в формировании произносительной стороны речи, видоизменяется набор оппозиционных звуков.
Детям предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые пропускаются, смешиваются, заменяются в их собственной речи, поэтому в задания включают различение свистящих и шипящих, сонорных р и л.
При заполнении протокола обследования и речевой карты логопед отмечает все пары, которые ребенок различает нечетко, а в индивидуальном плане к речевой карте – пути коррекции, способствующие качеству различения.
У детей предшкольного возраста состояние фонематического анализа (определение позиции звука в слове, количества гласных/согласных звуков в слове, ударение, количество слогов) изучается через возможность услышать наличие или отсутствие звука в слове. Ребенку предлагается классифицировать материал с точки зрения наличия заданного звука в слове. При этом может изучаться возможность выделений 1 звука или пары оппозиционных звуков. Данный тест имеет несколько уровней сложности:
1 уровень. Наиболее сложное задание, при котором ребенок молча работает с картинками. Ребенку даются картинки, в названии которых сожержатся определенные звуки и предлагается разложить эти картинки на соосветствующие группы. В ходе выполнения упражнений у детей активизируются внутренние представления об образах слов.
2 уровень. Задание аналогично первому, но ребенку разрешается проговаривать слова вслух, прежде чем определить, к какой группе эта картинка относится. В этом задании реализуется сочетание артикуляционных кинестезий и слуховых образов слов.
3 уровень. Совместная работа ребенка с логопедом. Ребенок берет картинку, ее название проговаривает логопед, затем ребенок, после чего ребенок пытается определить наличие данного звука в слове и классифицировать эти картинки.
4 уровень. Логопед произносит слова, ребенок слушает, и с помощью условного звука (хлопка), он отмечает слова, в которых присутствует данный звук.
5 уровень. Ребенку предлагается проговорить слово и определить, есть заданный звук в слове или нет.
Надежда Власова
Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи , нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием
речи , III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических
процессов мы использовали методику Г . Г. Голубевой, адаптировав ее с
учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР , участвовавших в исследовании.
Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР :
1. Слуховое внимание
2. Фонематическое восприятие
3. Фонематический анализ
4. Фонематический синтез
Исследование состояло из двух этапов : I этап : отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР - в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике .
II этап : изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.
Методика обследования речи с балльно - уровневой системой оценки позволяет :
Диагностировать
Уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.
Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.
Изучение слухового внимания :
Задание 1. «Угадай, что я делаю»
Цель : выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.
Материал : рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками) .
Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия , а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.
Инструкция : «Покажи, что я делала»
Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.
Оценка результатов :
4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно
3 балла – путает два из предложенных вариантов
2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)
1 балл - затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.
Задание 2. «Ритмическое эхо»
Цель : изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур :
Способ воспроизведения : «отхлопывание» в ладоши.
Ход обследования : Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция : «Повтори за мной»
Оценка результатов :
4 балла - правильно воспроизводит все предложенные комбинации
3 балла - воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками
2 балла - затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов
1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.
Задание 3. «Лишнее слово»
Цель : определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи .
Материал : карточка с речевым материалом.
Речевой материал :
Сом, ком, индюк, дом
Лимон, вагон, кот, бутон
Мак, бак, веник, рак
Совок, венок, каток, зуб
Пятка, ватка, лимон, кадка, сук
Ветка, диван, клетка, сетка, сок
Каток, моток, дом, поток
Процедура : Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.
Инструкция : «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные» .
образец :
«Мак, бак, так, банан» . Лишнее слово «банан» .
Оценка результатов :
4 балла - правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах
3 балла - выделил «лишнее» слово в четырех рядах
2 балла - в четырех рядах не выделил «лишнего» слова
1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.
Изучение фонематического восприятия :
Задание 1. «Повторение слогов»
Цель : выявить уровень фонематического восприятия .
Материал : карточки со слогами.
Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок повторяет.
Инструкция : «Послушай, затем повтори» .
Речевой материал :
Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.
БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.
Оценка результатов :
4 балла - правильно повторяет все предложенные варианты
3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда
2 балла - путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)
1 балл - затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.
Задание 2. «Послушай-покажи»
Цель : выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.
Материал : карточки с картинками-изображениями называемых слов.
Речевой материал :
Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.
Ход обследования : Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.
Инструкция : «Покажи то, что я назову» »
Оценка результатов :
4 балла - правильно показывает все предложенные комбинации
3 балла - правильно показывает только две предложенные комбинации
2 балла - выполняет задание с тремя ошибками
1 балл - затрудняется в показе всех картинок.
Изучение фонематического анализа :
Задание 1. «Выделение звука»
Цель : выявить способность выделять звук в слоге.
Материал : карточки с буквами (семь букв : О, А, Ы, И, Э, У, И)
Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.
Инструкция : «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».
Речевой материал :
Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки - ни.
Оценка результатов :
4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах
2 балла - допускает три-шесть ошибок
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.
Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»
Цель : выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.
Материал : карточки с буквами (пять букв : О, И, А, У, Э) .
Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.
Инструкция
Речевой материал : обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.
Оценка результатов :
3 балла - ошибается один или два раза
2 балла – допускает от трех до девяти ошибок
Задание 3. «Выделение согласного звука»
Цель : выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.
Материал : карточки с буквами (шесть букв : П, Д, М, К, Б, Н) .
Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.
Инструкция : «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».
Речевой материал :
Пух, пол, пышка, пачка
Дым, дом, дочь, дудка
Мак, муха, море, миска
Ком, кошка, каска, курица
Булка, борщ, бант, боль
Нос, наш, норка.
Оценка результатов :
4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах
3 балла - ошибается один раз
(от двух до пяти) ошибок
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.
Задание 4. «Последний звук»
Цель : выявить способность определить последний звук в слове.
Материал : карточки с буквами (шесть букв : М, К, Ш, А, Ч, Н) .
Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.
Инструкция : «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».
Речевой материал :
Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.
Оценка результатов :
4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах
3 балла - ошибается один или два раза
2 балла - допускает несколько (от трех до шести ошибок)
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.
Задание 5. «Сколько звуков?»
Цель : выявить способность определить количество звуков в слове.
Материал : предметные картинки с изображением предметов : дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами : 3 и 4.
Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец
Инструкция : «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».
Речевой материал :
Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.
Оценка результатов :
4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах
3 балла - ошибается один или два раза
2 балла - допускает три или четыре ошибки
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.
Изучение фонематического синтеза :
Задание 1. «Соедини звуки»
Цель : выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.
Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.
Инструкция : «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».
Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :
«н» , «о» , «с» - нос.
Речевой материал :
«к» , «о» , «т» - кот
«л» , «у» , «н» , «а» - луна
«с» , «о» , «к» - сок
«н» , «о» , «т» , «ы» - ноты
«з» , «у» , «б» , «ы» - зубы
Оценка результатов :
4 балла – правильно называет все полученные слова
3 балла - ошибается один раз
2 балла - допускает две ошибки
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.
Задание 2. «Составь слово»
Цель : выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.
Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.
Инструкция : «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».
Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :
«о» , «д» , «м» - дом.
Речевой материал :
«о» , «к» , «т» - кот, кто
«т» , «у» , «л» , «с» - стул
«к» , «о» , «с» - сок
«а» , «ф» , «ш» , «р» - шарф
«б» , «у» , «з» , «ы» - зубы
Оценка результатов :
4 балла – правильно составляет и называет все слова
3 балла - ошибается один раз
2балла - допускает две-четыре ошибки
1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить.* Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков нехстойчмвпй_ артикуляции, искажение звуков, правильно произн осимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:
\/" узнавание, различение и сравнение простых фраз;
\у выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);
\/" различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);
\у- запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); v запоминание звуковых рядов.
Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)
Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ТТТА-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА--ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.
Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.
^ Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.
\Г Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восп риятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи мо- гут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.
Некоторые представления о степени развития фонематическ ого восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролиру ет свое неправильное произношен ие и насколько он способен р азличать, правильна ли предъявляена ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения ив чужой речи.
В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.
В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.
ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Понимание речи, или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков речи (фонем), узнавание слов, понимание значения слов, отношений между словами, фраз и смысла обращенной речи.
Дефекты понимания речи могут проявляться при нарушении различных лингвистических операций и имеют разную патопсихологическую характеристику в зависимости от формы речевой аномалии.
Обследование понимания речи детьми с речевой патологией является очень важным в теоретическом и практическом плане.
Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.
Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохранен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Напомним, что грубое нарушение фонематического слуха, являясь одним из главных признаков сенсорной афазии, не остается изолированным ее симптомом, а приводит к целому ряду вторичных расстройств, составляющих ее структуру. В этих случаях испытуемый не в состоянии выделить смыслоразличительные признаки речевых звуков, и они воспринимаются нечленораздельно. Этот первичный дефект приводит к непониманию смысла слов. Дети с первичными сенсорными расстройствами - редкое явление в логопедической практике, и описание структуры их речевого дефекта требует особого рассмотрения.
У детей с частичным нарушением фонематической системы особенности импрессивной стороны речи во всех ее звеньях могут быть весьма различными. Кроме того, у детей с первичным дефектом моторной стороны речи вторично страдает понимание сложных форм импрессивной речи.
Подчеркнем, что и в этих случаях исследование степени понимания речи является необходимым, т.к. до сих пор встречается определение нарушения речи по типу «моторной алалии» как дефекта, при котором дети хорошо понимают обращенную речь, но испытывают большие трудности только в самостоятельном пользовании речью. Логопеды часто проводят обследование таких детей лишь со стороны более выраженного дефекта активной речи. Вопрос о понимании речи у детей этой категории был впервые поставлен в специальном исследовании Г.И. Жаренковой, свидетельствующем о том, что у детей с общим речевым недоразвитием, к которым могут быть отнесены и дети с моторной ала-лией, имеется целый ряд отклонений в понимании речи. Часто это остается незамеченным благодаря хорошей ориентировке и опоре детей на ситуацию общения и относительной сохранности лексических значений. Однако детальное обследование с использованием специальных приемов, которые исключают опору на ситуацию, дает возможность выявить различные степени отклонения в понимании грамматических форм («импрессивный аграмматизм»).
Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Целесообразнее чередовать приемы, направленные на выявление особенностей собственной речи ребенка и понимание им речи окружающих. Это обусловлено сложным системным строением речевой функции, при котором нарушение фонематического восприятия приводит к вторичному нарушению артикулирования и влияет на экспрессивную речь, а нарушение артикуляторных механизмов сказывается на восприятии речи и понимании ее смысла.
Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.
Обследование понимания слов
Это один из существенных этапов исследования импрессивной стороны речи. Полноценным понимание слов может быть только при наличии достаточно развитого фонематического восприятия у ребенка и прочной связи между стабильным звуковым комплексом и предметом, действием, качеством, отношением, которые он обозначает.
Для исследования понимания слов (номинативной функции слова) можно использовать следующие приемы:
1. Ребенок должен показать называемые логопедом предметы. 15олее легким является называние предметов, изображения которых он видит на предъявленных ему картинках: молния, клюв, ноготь, сачок, весло, вывеска, табуретка, калитка, сковородка перчатка, шапка, кепка, шляпа, жук, муравей, комар, кузов, кабина и т.д.
Ребенку предъявляют ряд картинок (3-4-5) и предлагают показать, где клюв, где весло и т.п.
Для детей 5-6 лет можно условия обследования усложнить, расширив объем воспринятого на слух. Перед ребенком раскладывают 6-8 картинок, и он должен показать последовательно 2-3 предмета: «Где стакан, книга, ручка, где перчатки, фартук, сачок?-». Можно использовать также следующий прием: логопед называет и просит показать предметы, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке: «Покажи глаз, ухо, нос. Покажи колено, локоть, подбородок, брови. Покажи окно, подоконник, форточку, замок».
А.Р. Лурия рекомендует использовать многократное повторение слов или группы слов для проверки понимания в затрудненных условиях. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш., стакан, книгу». Необходимо обратить внимание, возникает ли «отчуждение» смысла слова. В этом случае у ребенка может страдать не дифференцированное восприятие звуков, а удержание их последовательности и объема. Нарушение смысловой стороны речи в этих случаях выступает более отчетливо при отсутствии соответствующей картинки или предмета и менее отчетливо, когда предъявляемое на слух слово сопровождается показом названного предмета.
Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой - книга. Логопед называет слово «читает» - ребенок должен показать соответствующую картинку.
Известно, что дефекты фонематического восприятия не всегда сопровождаются нарушением всех форм слухового анализа. В некоторых случаях может сохраниться дифференциация ритмических отношений, составляющая основу овладения слоговой структурой слова. Поэтому большое значение для восприятия слова приобретает длина слова, т.е. общий звуко-слоговой рисунок слова. Ребенок с негрубо нарушенным фонематическим восприятием легко воспримет слова, различающиеся по слоговой структуре, и допустит ошибки при восприятии слов, различающихся 1-2 фонемами.
Особое внимание должно быть обращено на понимание слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ. Слова, выбранные для обследования, должны иметь сходную звуко-слоговую структуру, но различаться как гласными, так и согласными звуками. Известно, что восприятие на слух звонких и глухих фонем, т.е. фонем, различающихся по акустическим признакам, представляет специфическую трудность для детей с фонематическим недоразвитием. Восприятие гласных звуков и звуков, сходных по артикуляции («гоморганных»), может представлять трудность для детей с некоторыми формами дизартрии и для детей с врожденными расщелинами нёба.*
Предъявляются пары «конфликтных» картинок, и логопед называет одну из них. Это же задание может быть использовано для исследования понимания чтения. Тогда одно из слов, обозначающих предметы, пишется на отдельной карточке, и ребенок, прочитав, указывает соответствующую картинку. Например:
2) Ворона |
Ворона Ворота и т.д.
Для выявления особенностей понимания слов детьми, владеющими фразовой речью и имеющими более стертые проявления речевого недоразвития (условно - III уровень), следует использовать сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте.
Различные виды заданий, предполагающие выбор слов различных лексических типов: синонимов, антонимов, многозначных слов, - направлены на выявление этой языковой способности. Для правильного выполнения подобных заданий необходим более высокий уровень понимания речи, на котором в большей степени взаимодействуют речевые и мыслительные операции.