Государственный норматив по определению стоимости инженерных изысканий. Определение стоимости проектных и изыскательских работ. Сметы ПИР. Составление технического задания

ГОССТРОЙ РОССИИ

Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве

(издание второе, дополненное)

Москва, 1999

Методические рекомендации разработаны Производственным и научно-исследовательским институтом по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя России (ПНИИИС) при участии АО "Институт Гидропроект" и НПЦ "Ингеодин" в соответствии с действующим порядком ценообразования в инженерных изысканиях.

В Методических рекомендациях (издание второе, дополненное) изложен порядок определения договорных и базисных цен на основе используемых в практике документов по ценообразованию в инженерных изысканиях, а также особенности составления сметных расчетов и порядок индексации цен новых Справочников и СЦиР-82.

1. Общие положения

2. Порядок определения договорной цены

3. Порядок определения базисной (базовой) цены

Приложение 1Термины и определения

Приложение 2Перечень законодательных актов, нормативно-методических и справочных документов, используемых при определении стоимости инженерных изысканий (по состоянию на 01.01.99 г.)

Приложение 3Разъяснения по применению Справочников базовых цен на изыскательские работы

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, устанавливающими для участников инвестиционной деятельности в строительстве порядок формирования договорных цен и регулирования договорных отношений, а также требования к организации и производству инженерных изысканий.

1.2. В соответствии с законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности" от 26.06.91 г. № 1448-1 с изменениями от 19.06.95 г. основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за рамки их компетенции.

1.3. Настоящие Методические рекомендации используются в качестве пособия при определении стоимости инженерных изысканий предприятиями (организациями) различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, выполняющими инженерные изыскания для капитального строительства, а также другими участниками инвестиционной деятельности.

1.4. Договорная цена определяется на основе базисной (базовой) цены, включающей инфляционный индекс, исчисляемый на период действия договора (контракта) по отношению к уровню затрат на 01.01.91 г. с добавлением величины налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов в случае их введения в законодательном порядке.

1.5. Стоимость изыскательской продукции (работ, услуг) - договорная цена устанавливается в договоре (контракте) на создание изыскательской продукции (работ, услуг) по соглашению сторон.

1.6. Базисная цена (стоимость) определяется сметным расчетом в ценах на 01.01.91 г. по Справочникам базовых цен на различные виды изыскательских работ Госстроя России, а на работы, отсутствующие в Справочниках, по Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства, М, 1982, (СЦиР-82) с применением к ним инфляционного индекса, а в случае отсутствия в Справочниках и СЦиР-82 необходимых расценок - по трудозатратам (форма ЗП или калькуляция).

Порядок расчета инфляционного индекса рекомендован письмом Минстроя России от 17 декабря 1992 г. № БФ-1060/9 и устанавливается "Временными рекомендациями по уточнению базовых цен, определяемых по Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства", в соответствии с которыми инфляционный индекс рассчитывается организацией, выполняющей изыскания.

1.7. Сметный расчет базисной цены составляется в период разработки сметно-договорной документации организацией-исполнителем в соответствии с прилагаемой к сметному расчету программой изысканий, составленной на основе технического задания заказчика. В программе изысканий дается обоснование основных ценообразующих факторов: состава и объемов, условий и сроков производства намечаемых работ, а также категорий сложности природных условий и условий производства работ, степени изученности территории и т.п.

При необходимости представления заказчику исполнительной сметы, если это предусмотрено условиями договора (контракта), сметный расчет составляется по окончании изысканий на основе технического отчета по результатам изысканий в соответствии с составом и объемами фактически выполненных работ.

1.8. Сметный расчет прикладывается к договору (контракту) в качестве обоснования договорной цены на создание изыскательской продукции (работ, услуг) и является его неотъемлемой частью вместе с техническим заданием, графиком производства работ (календарным планом) и программой изысканий.

2. Порядок определения договорной цены

2.1. Договорная цена на изыскательскую продукцию (работы, услуги) устанавливается на основе базисной цены по соглашению сторон в договоре (контракте) на создание изыскательской продукции (работ, услуг). При этом величина договорной цены может быть принята равной величине базисной стоимости, либо отличаться от неё.

Договорная цена может быть окончательной или открытой (предварительной). Открытия цена, как правило, устанавливается для крупных и сложных объектов изысканий, выполняемых на площадках со сложными природными условиями. Порядок пересмотра открытой цены предусматривается в договоре (контракте).

2.2 . Возможность изменения как окончательной, так и открытой договорной цены должна быть предусмотрена в договоре (контракте) на создание изыскательской продукции (работ, услуг). Обстоятельства, при которых возможно изменение договорной цены, и условия ее изменения должны быть четко сформулированы.

2.3. Основанием для изменения (увеличения или уменьшения) договорной цены и сроков выполнения изысканий или одного из этих параметров могут быть:

Обстоятельства непреодолимой силы (военные действия в районе производства изыскательских работ, техногенные катастрофы, экстремальные природные явления: землетрясения, наводнения и т.п.) - форс-мажорные обстоятельства, которые делают невозможным или значительно ограничивают действия исполнителя (или сторон) по выполнению условий договора (контракта);

Изменение законодательных и нормативных актов, ухудшающих положение сторон по сравнению с их состоянием на период заключения договора (контракта), что приводит к дополнительным издержкам;

Внесение заказчиком дополнений и изменений в содержание технического задания и договора (контракта) в период его действия, влияющих на сроки выполнения, организацию, условия производства и объемы изыскательских работ, что обуславливает изменение стоимости изыскательской продукции;

Выявление исполнителем в процессе выполнения инженерных изысканий природных (техногенных) факторов, отрицательно влияющих на принятые проектные решения, когда возникает необходимость рассмотрения сторонами вопроса о целесообразности продолжения работ и (или) их направленности.

2.4. Все изменения договорной цены, вызванные обстоятельствами, предусмотренными п. 2.3 настоящих Рекомендаций, а также резкими изменениями экономической ситуации в стране (или) другими условиями, оговоренными в договоре (контракте), оформляются дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью договора (контракта).

2.5. Все дополнительные услуги, выполняемые исполнителем по просьбе заказчика, не предусмотренные договором (контрактом) и не учтенные договорной ценой на изыскательскую продукцию, осуществляются после предоставления заказчиком гарантийного письма об их оплате.

2.6. В договоре (контракте) устанавливается форма и сроки оплаты работ. Оплата может производиться:

Единовременно, за выполнение всего комплекса работ, предусмотренных договором (предоплата или оплата по окончании работ);

С авансовым платежом (оговаривается его размер и срок выплаты) и окончательным расчетом после приемки работ заказчиком;

Поэтапно, с авансовым платежом в размере предусмотренных договором процентов и удержанием процентов аванса пропорционально выполненным объемам работ по этапу;

Поэтапно, в суммах и сроки, предусмотренные календарным планом, являющимся неотъемлемой частью договора.

2.7. В договоре (контракте) целесообразно предусматривать штрафные санкции, как для исполнителя, так и заказчика работ за нарушение сроков выполнения изысканий, оплаты и т.п.

2.8. Разногласия между Заказчиком и Исполнителем по сметной стоимости планируемых (выполненных) изыскательских работ могут быть решены с помощью независимых экспертов, привлекаемых одной из сторон.

При этом экспертами может быть дана оценка только величины базовой стоимости изыскательских работ в ценах на 01.01.91 г., поскольку договорная цена является предметом договора (контракта).

Для достоверной оценки экспертами базовой стоимости изыскательских работ на объекте изысканий к сметному расчету в обязательном порядке должны быть приложены материалы (техническое задание заказчика, программа инженерных изысканий с графиком производства работ, а в случае составления исполнительной сметы - также технический отчет по результатам изысканий), обосновывающие основные ценообразующие факторы.

ГОССТРОЙ РОССИИ

Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве

(издание второе, дополненное)

Методические рекомендации разработаны Производственным и научно-исследовательским институтом по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя России (ПНИИИС) при участии АО "Институт Гидропроект" и НПЦ "Ингеодин" в соответствии с действующим порядком ценообразования в инженерных изысканиях.

В Методических рекомендациях (издание второе, дополненное) изложен порядок определения договорных и базисных цен на основе используемых в практике документов по ценообразованию в инженерных изысканиях, а также особенности составления сметных расчетов и порядок индексации цен новых Справочников и СЦиР-82.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, устанавливающими для участников инвестиционной деятельности в строительстве порядок формирования договорных цен и регулирования договорных отношений, а также требования к организации и производству инженерных изысканий.

1.2. В соответствии с законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности " от 26.06.91 г. № 1448-1 с изменениями от 19.06.95 г. основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за рамки их компетенции.

1.3. Настоящие Методические рекомендации используются в качестве пособия при определении стоимости инженерных изысканий предприятиями (организациями) различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, выполняющими инженерные изыскания для капитального строительства, а также другими участниками инвестиционной деятельности.

1.4. Договорная цена определяется на основе базисной (базовой) цены, включающей инфляционный индекс, исчисляемый на период действия договора (контракта) по отношению к уровню затрат на 01.01.91 г. с добавлением величины налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов в случае их введения в законодательном порядке.

1.5. Стоимость изыскательской продукции (работ, услуг) - договорная цена устанавливается в договоре (контракте) на создание изыскательской продукции (работ, услуг) по соглашению сторон.

1.6. Базисная цена (стоимость) определяется сметным расчетом в ценах на 01.01.91 г. по Справочникам базовых цен на различные виды изыскательских работ Госстроя России, а на работы, отсутствующие в Справочниках, по Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства, М, 1982, (СЦиР-82) с применением к ним инфляционного индекса, а в случае отсутствия в Справочниках и СЦиР-82 необходимых расценок - по трудозатратам (форма ЗП или калькуляция).

Порядок расчета инфляционного индекса рекомендован письмом Минстроя России от 17 декабря 1992 г. № БФ-1060/9 и устанавливается "Временными рекомендациями по уточнению базовых цен, определяемых по Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства", в соответствии с которыми инфляционный индекс рассчитывается организацией, выполняющей изыскания.

1.7. Сметный расчет базисной цены составляется в период разработки сметно-договорной документации организацией-исполнителем в соответствии с прилагаемой к сметному расчету программой изысканий, составленной на основе технического задания заказчика. В программе изысканий дается обоснование основных ценообразующих факторов: состава и объемов, условий и сроков производства намечаемых работ, а также категорий сложности природных условий и условий производства работ, степени изученности территории и т.п.

При необходимости представления заказчику исполнительной сметы, если это предусмотрено условиями договора (контракта), сметный расчет составляется по окончании изысканий на основе технического отчета по результатам изысканий в соответствии с составом и объемами фактически выполненных работ.

1.8. Сметный расчет прикладывается к договору (контракту) в качестве обоснования договорной цены на создание изыскательской продукции (работ, услуг) и является его неотъемлемой частью вместе с техническим заданием, графиком производства работ (календарным планом) и программой изысканий.

2. Порядок определения договорной цены

2.1. Договорная цена на изыскательскую продукцию (работы, услуги) устанавливается на основе базисной цены по соглашению сторон в договоре (контракте) на создание изыскательской продукции (работ, услуг). При этом величина договорной цены может быть принята равной величине базисной стоимости, либо отличаться от неё.

Договорная цена может быть окончательной или открытой (предварительной). Открытия цена, как правило, устанавливается для крупных и сложных объектов изысканий, выполняемых на площадках со сложными природными условиями. Порядок пересмотра открытой цены предусматривается в договоре (контракте).

2.2. Возможность изменения как окончательной, так и открытой договорной цены должна быть предусмотрена в договоре (контракте) на создание изыскательской продукции (работ, услуг). Обстоятельства, при которых возможно изменение договорной цены, и условия ее изменения должны быть четко сформулированы.

Приложение 3

Разъяснения по применению Справочников базовых цен на изыскательские работы

Общие указания Справочников

Вопрос. Отчего составы работ в ряде глав Справочников базовых цен изложены в сокращенном виде?

Ответ. Справочники базовых цен на изыскательские работы не являются нормативными документами, устанавливающими требования к составу изыскательских работ, поэтому в Справочниках приведены только основные (наиболее характерные) операции технологического процесса, предусмотренные действующими нормативными документами. Работы по выполнению отдельных элементов этого процесса, не указанные в составах работ или в примечаниях к таблице цен, но являющиеся его неотъемлемой частью, учтены ценами Справочников и дополнительно в смету не включаются.

Вопрос. Что подразумевается под "экспедиционными условиями"? Выплата полевых (командировочных) или какое-то расстояние от базы изыскательской организации до объекта?

Ответ. Любые изыскательские работы, включая камеральные, считаются проводимыми в "экспедиционных условиях", когда работники, выполняющие эти работы, не могут ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания, при этом им выплачивается "полевое довольствие" или возмещаются командировочные расходы.

Вопрос. Согласно действующему законодательству ОАО "Востсибтранспроект" производит выплаты, связанные с предоставлением льгот лицам, работающим в южных районах Иркутской области.

Какие коэффициенты мы можем применять к итогу сметной стоимости изысканий при временном выезде партий (отрядов) для работ в районы Крайнего Севера, в местности, приравненные к районам Крайнего Севера и другие местности?

Ответ. При временном выезде (менее 1 года) партий (отрядов) для работ в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности, к итогу сметной стоимости изысканий применяется коэффициент (северная надбавка) 1,15 (установленный для южных районов Иркутской области). При выполнении изысканий в других районах, где действующим законодательством не предусмотрены выплаты, связанные с предоставлением льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коэффициент - 1,15 к итогу сметной стоимости изысканий не применяется.

В случае создания постоянно действующего изыскательского подразделения в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, по истечении года к итогу сметной стоимости работ выполняемых в этом регионе силами созданного подразделения, применяется соответствующий коэффициент согласно п. 8 "е" Справочника базовых цен.

Вопрос. По каким расценкам следует определять стоимость содержания изыскательской базы при составлении сметы по Справочнику укрупненных базовых цен на инженерно-геодезические изыскания для строительства?

Ответ. Стоимость содержания изыскательской базы целесообразно определять по расценкам части VII "Базовые цены на разные работы и услуги" Справочника цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства, т.к. стоимость этих работ приведена к уровню затрат по состоянию на 01.01.91 г. При необходимости в сете на инженерно-геодезические работы могут быть использованы цены части VII "Базовые цены на работы и услуги" указанного Справочника, а также Справочника базовых цен на инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (1999 г.).

Вопрос. Как производится расчет расходов на содержание изыскательской базы?

Ответ. Расходы на содержание изыскательских баз (Рu) определяются по таблице 101 Справочника цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства или по таблице 410 СЦиР-82 следующим образом. Сметная стоимость изысканий на объекте (Vu) пересчитывается на годовой объем изыскательских работ (Vr), в соответствии с которым определяется расценка на 1 месяц содержания изыскательской базы (Р табл.). Сметная стоимость содержания изыскательской базы определяется с учетом продолжительности изысканий (Тu). Расчет производится по формулам:

Vr = Vu ´ (365: Tu)

Pu = Р табл. ´ Tu

Вопрос. Как учесть при определении стоимости изысканий условие "срочного выполнения работ"?

Ответ. Срочное выполнение работ на объекте изысканий предусматривается в договоре (контракте) и может быть учтено в смете применением к итогу сметной стоимости коэффициента "за срочность", величина которого является предметом договора и устанавливается по соглашению сторон. Как правило, величина этого коэффициента не превышает 1,3.

Вопрос. Правомерно ли применение кроме инфляционного индекса, разработанного Минстроем России, поправочного коэффициента в размере 2,72, принятого распоряжением администрации Краснодарского края при определении стоимости инженерных изысканий?

Ответ. Порядок определения базовой (базисной) стоимости инженерных изысканий для строительства установлен Госстроем России письмами от 17.12.92 г. № БФ-1060/9 от 13.01.98 г. № 9-1-1/6.

В соответствии с этим порядком определение базовых цен на изыскательские работы в ценах текущего периода осуществляется по Справочникам базовых цен на изыскательские работы, утвержденным и введенным в действие Госстроем России в 1996-1999 г.г. и СЦиР-82 в ценах, приведенных к уровню цен на 01.01.91 г., с использованием инфляционного индекса. Величина инфляционного индекса учитывает изменение расходов на производство изысканий с 01.01.91 г. на расчетный период, включая увеличение отчислений на социальное страхование, изменение порядка формирования себестоимости, увеличение командировочных, полевых и других расходов.

Базисная сметная стоимость изысканий, рассчитанная по Справочникам базовых цен и по СЦиР-82 в соответствии с действующим порядком ценообразования корректировке не подлежит.

Стоимость изыскательской продукции (работ, услуг) - договорная цена, включающая величину инфляционного индекса, устанавливается в договоре (контракте) на создание изыскательской продукции по соглашению сторон. В договорной цене может быть использован любой инфляционный индекс, устраивающий стороны, заключающие договор.

Применение корректирующего коэффициента 2,72 к инфляционному индексу Госстроя России, установленного распоряжением администрации Краснодарского края от 27.11.91 г. № 597- р, правомерно только на изысканиях для объектов строительства, финансируемых из средств краевого бюджета, т.е. для объектов, где администрация края является заказчиком.

При заключении договоров на производство инженерных изысканий, в соответствии с законом "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (с изменениями от 19 июня 1995 г.) определение стоимости выполнения работ по договору является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности и в осуществление договорных отношений между ними вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции не допускается.

Справочник укрупненных базовых цен на инженерно-геодезические изыскания для строительства (1997 г.)

Вопрос. Какие согласования "связанные непосредственно с производством отдельных видов полевых изыскательских работ" (ОУ п. 6-Д) учтены ценами Справочника?

Ответ. Ценами Справочника учтены затраты на согласование с заинтересованными организациями и лицами времени (периода) производства отдельных видов полевых геодезических работ (проложения теодолитных и нивелирных ходов по какой-либо территории, возможности установки на здании реперных марок и пр.).

Вопрос. Каким образом учитываются затраты изыскательской организации по согласованию и составлению планов подземных коммуникаций по материалам организаций, их эксплуатирующих?

Ответ. При необходимости определения стоимости составления плана подземных коммуникаций по готовым материалам (без выполнения комплекса полевых работ) следует использовать единичные цены СЦиР-82.

Ценами Справочника не учтены и определяются по фактическим затратам расходы, связанные с согласованием эксплуатирующими организациями полноты готового плана подземных коммуникаций.

Вопрос. Входит ли в состав работ по созданию инженерно-топографических планов работа по нивелированию самой коммуникации и ее обследованию без эскизирования (вскрытия люка-колодца, определение входящих и выходящих труб, нивелирование дна колодца и т.д.)?

Ответ. Расходы по обследованию подземных коммуникаций предусмотрены ценами табл. 9, примечание 1.

Вопрос. Как определить при трассировании линейного сооружения стоимость согласования условий, пересечения наземных и подземных сетей, а также согласования уложенных трасс заинтересованными организациями?

Ответ. Согласно п. 6-д Общих указаний Справочника в составе изыскательских работ предусматриваются только те согласования, которые непосредственно связаны с производством самих изысканий. Согласование проектных решений (пунктов примыкания трасс, условий пересечения наземных и подземных сетей, укладка трасс на топоматериалы, установление наивыгоднейшего направления трассы и согласования "уложенных" трасс с заинтересованными организациями, а также согласования для юридического оформления трасс линейных сооружений) к компетенции изыскателей не относится.

В случае необходимости выполнения отдельными работниками-изыскателями согласований трасс в объеме, превышающем требования нормативных документов по инженерным изысканиям для соответствующих видов строительства, затраты по этим дополнительным согласованиям должны компенсироваться изыскателям за счет стоимости проектных работ с определением величины затрат сметным расчетом по трудозатратам (форма ЗП, калькуляция).

Вопрос. При составлении инженерно-топографических планов в цифровом виде к чему применяется К = 1,75: к табличной стоимости камеральных работ или к ценам камеральных работ с учетом примечаний к табл. 9?

Ответ. При составлении инженерно-топографических планов в цифровом виде стоимость этих работ определяется применением коэффициента 1,75 к стоимости камеральных работ с учетом коэффициентов, предусмотренных примечаниями 1 - 5 к табл. 9.

Вопрос. Просим дать разъяснения по применению коэффициентов к стоимости полевых и камеральных работ при использовании трубоискателя (табл. 9 Справочника).

Ответ. Коэффициенты к базовым ценам на создание инженерно-топографических планов (примечание 1, табл. 9 Справочника) применяются при определении стоимости как полевых, так и камеральных изыскательских работ по съемке подземных коммуникаций с помощью трубоискателей. Это обусловлено дополнительными затратами на выполнение полевых и камеральных работ в соответствии с требованиями СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства" и СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства" (раздел "Съемка подземных коммуникаций").

Вопрос. Учтены ли укрупненными ценами на изыскания трасс линейных сооружений расходы по:

Таксации зеленых насаждений;

Промерам глубин;

Сбору сведений по инвентаризации строений;

Описанию подземных и надземных сооружений;

Составлению планов подземных сооружений;

Составлению планов подземных и надземных сооружений на готовой топографической основе?

Ответ. Ценами части II Справочника не учтены расходы по указанным видам работ.

Стоимость этих работ определяется дополнительно по соответствующим таблицам Справочника базовых цен инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений или Сборника цен на изыскательские работы для капитального строительства (СЦиР-82) с приведением стоимости к базисному уровню цен на 01.01.91 г. применением соответствующих коэффициентов, предусмотренных "Дополнениями" (постановление Госстроя СССР от 01.03.90 г.) и директивным письмом Госстроя СССР от 25.12.90 г. № 21-Д.

Вопрос. Учтены ли укрупненными ценами на изыскания трасс линейных сооружений затраты на измерение углов (направлений) триангуляции 2 разряда, создание и обновление топографических планов?

Ответ. Расходы на указанные виды работ не предусмотрены ценами части II Справочника.

Стоимость этих работ определяется в случае необходимости дополнительно по таблицам 8 и 9 части 1 Справочника.

Вопрос. Институт составляет планы трассы масштаба 1:2000 (1:1000) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1701-97 , по результатам выполненных изысканий в электронном виде (ЦММ), для использования в автоматизированной системе проектирования (CREDO), можно ли применять К = 1,75, предусмотренный на камеральные работы в главе 2, табл. 9, примечание 2?

Ответ. При представлении по требованию заказчика материалов изысканий трасс линейных сооружений в цифровом виде при расчете стоимости камеральных работ по соответствующим таблицам части II Справочника может быть применен К = 1,75 по аналогии с коэффициентом, предусмотренным на камеральные работы в части I (глава 2, табл. 9, примечание 2).

Вопрос. К какому виду территории ("застроенная" или "действующие промышленные предприятия") следует относить участки развязок (2-х, 3-х ярусных), действующей автомобильной дороги 1-ой технической категории при определении стоимости инженерно-геодезических работ по табл. 9 Справочника?

Ответ. По сложности выполнения инженерно-геодезических съемочных работ в указанных условиях стоимость этих работ следует определять по ценам табл. 9 для "действующих промышленных предприятий".

Вопрос. Просим дать разъяснение по применению таблиц 9 и 12 Справочника применительно к работам по инженерно-геодезическим изысканиям существующих автодорог (полоса съемки 200 м) и площадок для строительства автомобильных развязок?

Ответ. Ценами табл. 12 Справочника учтены расходы на инженерно-геодезические изыскания для строительства новых и реконструкции существующих автодорог. Ценами предусмотрены площадные съемки отдельных небольших участков, пересечений с существующими дорогами, линиями электропередачи, трубопроводами и др.

Съемки площадок проектируемых автомобильных развязок ценами табл. 12 не учтены и их стоимость определяется дополнительно по табл. 9 (с учетом примечаний) Справочника.

Вопрос. Что означает термин "в существующем коридоре" в примечании 2 табл. 13 Справочника? Имеется в виду "коридор" действующих трубопроводов или "коридор" изыскиваемых и изысканных трасс?

Ответ. При выполнении изысканий трассы трубопровода, проходящей в техническом коридоре существующего трубопровода, топографо-геодезические изыскания сводятся к корректуре существующих топопланов и в необходимых случаях к досъемке полосы вдоль трассы. Этим обусловлено введение понижающего коэффициента 0,6 (примечание 2 к табл. 13) при определении стоимости изысканий трасс в существующем коридоре (согласно СНиП 2.05.06-85*).

Вопрос. Правомерно ли применение коэффициента 0,6 в сметных расчетах, если трасса трубопровода проходит вдоль существующего "коридора", в котором нет трубопроводов (автодорога, железная дорога, ВЛ, другие коммуникации)?

Ответ. В случае наличия материалов топографической съемки на полосу проектируемого трубопровода, полученных при изысканиях других линейных сооружений (автодорога, железная дорога, ВЛ и др.) к стоимости изысканий трассы трубопровода следует вводить понижающий коэффициент. При этом, следует учитывать качество материалов съемок. Возможность их использования и другие факторы, определяющие объемы необходимых топографо-геодезических работ.

Вопрос. Каково максимальное расстояние от существующего коридора до изыскиваемого в параллельном следовании трубопровода, при котором необходимо применение коэффициента 0,6 (примечание 2, табл. 13)?

Ответ Максимальное расстояние от существующего коридора до изыскиваемого в параллельном следовании трубопровода, при котором необходимо применение коэффициента 0,6 (примечание 2, табл. 13) не может быть нормированным. В случае отсутствия на изыскиваемую полосу трассы материалов топографо-геодезических съемок введение понижающего коэффициента неправомерно.

Справочник базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства (1999 г.)

Вопрос. Заказчик из сметного расчета исключает камеральную обработку лабораторных работ, составление технического отчета и составление программы работ, т.к. считает, что эти работы входят в соответственно в состав камеральной обработки буровых работ. Так ли это?

Ответ. Ценами на лабораторные работы (часть VI Справочника) учтена первичная обработка результатов лабораторных исследований, определяемая силами лабораторных работников.

Стоимость камеральной обработки лабораторных исследований (грунтов, вод, почв) в увязке с геологической информацией, анализом и определением расчетных характеристик свойств грунтов и т.п. определяется по табл. 89 части VII. При этом в стоимость камеральной обработки данных как лабораторных, так и буровых работ не входят работы по составлению программы изысканий и технического отчета, стоимость которых определяется соответственно по таблицам 81 и 87 части VII Справочника.

Вопрос. При утверждении сметы на инженерно-геологические изыскания под строительство жилых домов заказчик в стоимость бурения ударно-канатным способом вводит понижающий коэффициент 0,7, т.к. бурение проводилось без отбора образцов. Прав ли он?

Ответ. Ценами на буровые работы Справочника предусмотрены расходы на получение геологической информации (ведение геологической документации и отбора образцов, предназначенных как для ведения геологической информации, так и для лабораторных исследований). Поэтому применение понижающего коэффициента 0,7 к ценам на буровые работы с геологическим сопровождением неправомерно. Этот коэффициент применяется только в тех случаях, когда в получении геологической информации нет необходимости: расширение ствола скважины, бурение скважин для сооружения буронабивных свай, скважин-"лидеров" для погружения свай и др.

Вопрос. Заказчик при утверждении сметы в стоимость камеральной обработки буровых работ вводит К = 0,85, т.к. считает, что камеральные работы проводились в стационаре, без выплаты полевого довольствия. Прав ли он?

Ответ. Цены табл. 82 Справочника предусматривают выполнение камеральной обработки материалов бурения в условиях стационара (п. 14 Общих указаний Справочника).

При выполнении этих работ в полевых условиях (с выплатой командировочных или полевого довольствия) к расценкам табл. 82 применяется коэффициент 1,15.

Практикуя в области оценки стоимости проектных и изыскательских работ около 7-ми лет, я сделал огромное количество выводов, касающихся сложности и несовершенства системы ценообразования в данной области деятельности, добавлю, интеллектуальной и дорогой области коммерческой деятельности проектных и изыскательских бюро.

Начну с того, что оценка стоимости проектно-изыскательских работ (далее по тексту ) производится в тот момент, когда еще нет проекта, и, возможно, нет даже эскиза будущего здания, сооружения, линейного объекта и т.п. Совсем недавно столкнулся с «альбомом» (эскиз будущего спортивного комплекса), в котором сообщены площади, объем, наличие встроенных помещений объекта, наличие близлежащей инфраструктуры, ну и 3 картиночки желаемого ФОКа – требовалось определить стоимость проектирования.

Опыт подсказывал – нужно, как минимум понять состав проектируемых томов. На сегодняшний момент документом, определяющим состав и содержание проектной документации, является . Но в этом постановлении содержится лишь состав томов проекта, а также состав к содержанию инженерных изысканий, которые в процентном отношении могут составлять порядка 20-25% от стоимости основных проектных работ, также не понятен состав и содержание на проектирование внешних инженерных сетей: водопровод, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и т.п.…

Не буду сгущать краски, ответ и на эти вопросы есть (если их себе задать), хуже, если мы эти тома просто упустим.

Так вот, для того чтобы определиться с составом и содержанием инженерных изысканий, достаточно обратиться к Методическому пособию по определению стоимости инженерных изысканий для строительства Госстрой России: ФГУП ПНИИИС Госстроя России, 2004 г., в котором изложен и состав нужных изысканий – геология, геодезия, экология, а также приведен перечень документов, определяющих состав этих изысканий, какие пробы и в каком количестве нужно производить на исследуемом участке.

Остается разобраться с проектированием внешних инженерных сетей – ответ – ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (далее ТЗ), в котором заказчик (иногда и сам проектировщик) сформулировал требования и перечень необходимых для ввода в эксплуатацию сетей газо-, водо-, электроснабжения и т.п., а также необходимые технические условия для подключения к этим сетям (определить расстояния до ближайших мест ввода или генерирующих сооружений).

1-й этап – исходные данные, выполнен!

2-й этап, признаться, не менее сложный – определение стоимости ПИР!

Существует 3 возможных метода расчета стоимости проектных работ и 2 возможных метода расчета стоимости инженерных изысканий.

Способы оценки стоимости проектных работ.

Расчет по натуральным показателям объекта (НПО)

1-й метод расчета – базируется на натуральных показателях объекта (далее НПО) – площадь, объем, длина линейных объектов, производительность для генерирующих объектов и т.п., чему в сборниках базовых цен соответствуют некие показатели базовой цены. На сегодняшний момент это самый удобный и достоверный метод определения цены проектных работ. Разработано порядка 250 сборников базовых цен на большинство видов работ. СБЦ применяются для федерального бюджета и муниципальных бюджетов субъектов РФ. Для московского региона и Московского городского бюджета ГУП НИАЦ «Москомархитектуры» разработаны Московские региональные рекомендации, сокращенно МРР, которые в обязательном порядке применяются при расчете смет на ПИР при финансировании из Мосгорбюджета. Более подробно о данном методе расчета можно узнать из Методических указаний по определению ПИР, утвержденных .

Расчет ПИР на основе стоимости строительства (ОСС)

2-й и менее удобный метод расчета - это расчет стоимости ПИР процентом от стоимости СМР, что не всегда удобно в связи с отсутствием смет до проектирования, а также не всегда удается найти объект аналог. Существует целый ряд справочников объектов аналогов и методик для укрупненного определения стоимости строительства, например: нормативы цены строительства (НЦС) включены в Федеральный реестр сметных нормативов; региональный справочник строительства РСС-2014, ТЭО смета – разработан ОАО «Мосстройцены» и т.п.

Определив любым и возможных методов стоимость строительства, процентом от стоимости СМР, сообщенным в Справочниках и сборниках базовых цен, определяем стоимость ПИР. Опять же, более подробно в МУ 2010 утвержденных приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2009 г. № 620.

Расчет стоимости ПИР по трудозатратам

3-й метод – любимый подрядчиком и нелюбимый заказчиком – трудозатраты (далее 3п, почему 3п – форма для расчета смет по трудозатратам, утвержденная под номером формы 3П). При данном методе определяется фактическое время участия проектировщиков в разработке какого-либо тома проекта или конструктивного элемента здания сооружения и иных видов работ, отсутствующих в справочниках и сборниках базовых цен. Метод удобен для проектировщика в связи с определением фактического времени участия специалистов в разработке проекта экспертным путем, исполнитель сам решает, кто и сколько времени участвует в проектировании. Из этого вытекает стоимость проектирования. Подробнее об этом методе в Разъяснениях «Центринвестпроекта» за 1999 год.

Определение стоимости инженерных изысканий.

Основным методом определения цены инженерных изысканий является расчет на основании натуральных показателей, сообщенных в справочниках и сборниках базовых цен на 1991 и 2001 год. На сегодняшний момент для изысканий существуют только федеральные справочники базовых цен, которые применяются при любом источнике финансирования, но для московских денег нельзя забывать о нормативе городского заказа, сообщенном в .

2-м возможным методом определения стоимости изысканий являются трудозатраты. Здесь все аналогично трудозатратам в проектировании, определяем фактическое время участия профильных специалистов, следовательно, получаем цену.

Автоматизация сметных расчетов ПИР. Программа ПИР

На сегодняшний момент времени, все вышеперечисленные методы расчета проектных и изыскательских работ, а также упомянутые СБЦ и МРР содержатся и автоматизированы в , к сведению федеральные справочники СБЦ включены в состав системы на основании прямого договора с «ЦЕНТРИНВЕСТпроектом». Программа позволяет воспользоваться поисковыми системами для выбора нужной расценки, прочитать необходимые методические документы, а также выгрузить документацию в любой удобный формат XLS, PDF, Word… Программа позволяет упростить задачу как минимум в 3-е по отношению к привычному расчету в exel, а также снимет с Вас проблемы по отслеживаем актуальности сборников, т.к. на против справочников стоят отметки – включен, в реестр сметных нормативов сборник или отменен, и более того – какой справочник вышел взамен отмененного.

Как быстро научиться правильно считать ПИР

Для тех кому была интересна и полезна данная статься рекомендуем пройти обучение на наших ! Всего за несколько занятий Вы изучите методы расчета проектно-изыскательских работ, узнаете о составе и содержании проектной и изыскательской документации, научитесь работать в федеральных (СБЦ) и Московских (МРР) справочниках, зададите вопросы по интересующим именно Вас видам работ при составлении смет пир, изучите лидирующую программу для расчета смет Систему ПИР, а также получите удостоверение о краткосрочном повышении квалификации установленного государством образца.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...