Составитель поездов: должностная инструкция, обязанности, права Добавить свою цену в базу Комментарий. Профессия составитель поездов Какие варианты местонахождения составителя поездов

Составитель поездов является руководителем маневров. Составитель поездов и помощник составителя поездов в соответствии с технологическим процессом станции выполняют следующую маневровую работу:

  • - Формирование и расформирование поездов на вытяжных путях;
  • - Маневровая работа с транзитными поездами;
  • - Маневровая работа с местными вагонами;
  • - Маневровая работа со сборными, вывозными и хозяйственными поездами;
  • - Маневровая работа с пассажирскими вагонами и поездами;
  • - Перестановка вагонов с одного пути станции на другой, а также передача вагонов маневровыми локомотивами с одной станции на другую.

Составитель поездов обязан:

  • · Формировать поезда в соответствии с требованиями ПТЭ;
  • · Обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников станции, участвующих в маневрах;
  • · Точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
  • · Организовывать маневровую работу с условием обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности работников, сохранности подвижного состава и грузов;
  • · Проверять свободность стрелочного перевода от подвижного состава, переводить курбелем и запирать централизованные стрелки на навесные замки в случае неисправности устройств СЦБ;
  • · Устанавливать сбрасывающие устройства в положение на сброс;
  • · Закреплять подвижной состав тормозными башмаками;
  • · При производстве маневров составитель должен выполнять требования ПТЭ, ИСИ, ИДП, ТРА станции Лёвшино;
  • · Перед началом маневров обязан: убедиться, что все работники, участвующие в маневровой работе, находятся на своих местах; убедиться в отсутствии препятствий для передвижения вагонов;
  • · Четко и своевременно передавать указания и сигналы, следить за своевременной и правильной подготовки стрелок для маневровых передвижений;
  • · При производстве маневров должен не допускать выхода подвижного состава за предельные столбики.

Составитель поездов в процессе своей трудовой деятельности должен знать следующие документы:

  • 1. ПТЭ;
  • 2. ИСИ;
  • 3. ИДП;
  • 4. ТРА станции Лёвшино;
  • 5. Технологический процесс работы станции;
  • 6. Местную инструкцию о порядке пользования устройствами СЦБ;
  • 7. Местную инструкцию о порядке пользования с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 ВМ и другими опасными грузами;
  • 8. Местную инструкцию о порядке пользования носимыми радиостанциями.

Во время дежурства составитель поездов должен иметь при себе:

  • - Желтый флаг (днем);
  • - Ручной сигнальный фонарь с прозрачно - белым огнем (ночью);
  • - Сигнальный свисток;
  • - Носимую радиостанцию;
  • - Удостоверение личности.

Во время дежурства составитель подчиняется только одному лицу, распоряжающемуся маневрами на станции: ДСП станции, маневровому диспетчеру.

При неисправности стрелочного перевода, составитель поездов обязан немедленно поставить об этом в известность лицо, распоряжающемуся маневрами. Если неисправность стрелочного перевода угрожает безопасности движения поездов, составитель обязан немедленно прекратить движение подвижного состава по этому стрелочному переводу.

При сильном ветре составитель обязан самостоятельно проверить надежность закрепления подвижного состава от ухода, принять меры по дополнительному закреплению и доложить об этом лицу, распоряжающемуся маневрами на станции.

Составителю поездов запрещается:

  • - Оставлять неосвещенными в ночное время стрелочные указатели, которые в соответствии с ТРА станции должны освещаться;
  • - Выводить стрелки из нормального положения без приказа ДСП;
  • - Допускать посторонних лиц к стрелочным переводам и устройствам СЦБ в районе маневровой работы;
  • - Отлучаться из района маневровой работы без разрешения руководителя маневров.

При приеме на дежурство, составитель обязан:

  • 1. Ознакомиться с наличием и расположением подвижного состава на путях станции;
  • 2. Убедиться в том, что поезда и вагоны не выходят за пределы предельного столбика, сцеплены между собой, надежно закреплены от ухода;
  • 3. Осмотреть стрелочные переводы и убедиться в их исправности;
  • 4. Проверить согласно описи инвентарь, сигнальные принадлежности и инструмент;
  • 5. Получить от составителя поездов информацию о распоряжениях ДСП станции, касающихся приема, отправления поездов и маневровой работы.

Перед сдачей дежурства, составитель поездов обязан:

  • - Расставить подвижной состав на путях в соответствии с установленной специализацией;
  • - Проверить соединение между собой вагонов;
  • - Проверить размещение подвижного состава в пределах полезной длины пути;
  • - Проверить закрепление подвижного состава от ухода;
  • - Сдать в установленном порядке инвентарь строго учета;
  • - Проинформировать вновь заступающих составителей о состоянии стрелочных переводов, о расположении в маневровом районе подвижного состава и его закреплении.

Классификация поездов:

  • 1. По скорости движения: ускоренные (уменьшенная масса, увеличенная скорость), обычные скорости;
  • 2. По числу групп: одногруппные (вагоны следуют на одну станцию расформирования и выгрузки), групповые (группы назначением на две или более станции назначения);
  • 3. По состоянию: груженые, порожние, комбинированные;
  • 4. По условию формирования: отпраительские (организованы с мест погрузки с обязательным проследованием без переработки до станции назначения), технические (сформированы без участия грузоотправителя на технических или грузовых станциях);
  • 5. По назначению: прямые и в распыление;
  • 6. По условию обращения: кольцевые, технические, сквозные, участковые, сборные, участково - сборные, хозяйственные, передаточные.

Маневровая работа

Виды маневров:

  • 1. По степени сложности: простые, сложные;
  • 2. По характеру: сортировочные, перестановочные, группировочные, специальные;
  • 3. По назначению: расформирование, формирование, прицепка, отцепка, подача, уборка.

Маневры на вытяжках выполняют двумя способами:

  • 1) Осаживание: тепловоз заезжает на путь за составом и вытягивает его на вытяжной путь; оператор переводит стрелки на путь, куда должна следовать крайняя группа вагонов; машинист по сигналам составителя и оперотора осаживает состав на соответствующий путь до полной остановки; составитель отцепляет крайнюю группу вагонов, закрепляет ее и подает машинисту сигнал для вытягивания состава на вытяжку.
  • 2) Изолированными толчками: топловоз заезжает за составом или его частью на путь и вытягивает его на вытяжку; составитель, находясь на вытяжке в хвосте маневрового состава, отцепляет крайнюю группу вагонов; оператор готовит маршрут следования отцепа на путь; машинист по сигналу составителя и оператора, разгоняет состав в сторону парка и не доезжая до разделительной стрелки, резко тормозит, в результате чего возникает толчок. Отцепленная группа по инерции направляется на путь парка.

Опробование автотормозов:

1. При полном опробовании тормозов проверяют техническое состояние тормозного оборудования у всех вагонов.

Полное опробование автотормозов производят от стационарной компрессорной установки или локомотива. Полное опробование автотормозов в поездах производят:

  • - на станциях формирования перед отправлением поезда;
  • - после смены локомотива;
  • - на станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов при техническом обслуживании состава без смены локомотива;
  • - перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции.
  • 2. Сокращенное опробование автотормозов производится для проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона. Сокращенное опробование выполняют:
    • - после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
    • - после всякого разъединения рукавов в составе или между составом и локомотивом;
    • - в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут;
    • - в грузовых поездах после стоянки поезда более 30 минут.

сигналист маневр поезд станция


Выпуск утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 N 283/24-82
(В редакции Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1988 N 534/23-245, от 26.12.1988 N 651/29-100, Минтруда РФ от 11.11.1996 N 6, от 19.12.1996 N 18, от 25.12.1996 N 25, от 28.05.1997 N 26, от 08.06.1998 N 22, от 29.06.1998 N 26, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.11.2008 N 641)

Составитель поездов

§ 88. Составитель поездов

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 25.12.1996 N 25)

Характеристика работ . Руководство движением маневрового локомотива. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров. Расформирование - формирование составов и групп вагонов. Отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей. Перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую. Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных на местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа. Обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза. Содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.

Должен знать: должностную инструкцию и техническо-распорядительный акт составителя поездов; правила перевозки грузов; правила и нормы по охране труда; технологический процесс работы обслуживаемых станций; план формирования поездов; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление; общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров; план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи.

При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах промышленного железнодорожного транспорта - 3 разряд;

при выполнении маневровой работы в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта - 4 разряд;

при выполнении маневровой работы в малодеятельных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта - 5 разряд;

при выполнении маневровой работы в напряженных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта большой и повышенной мощности - 6 разряд.

Примечания. 1. Составитель поездов при выполнении маневровых работ в "одно" лицо тарифицируется на один разряд выше.

2. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Составитель поездов 4-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по профессии составителя поездов 3 разряда не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- должностную инструкцию составителя поездов и его помощника;
- правила перевозок грузов;
- правила погрузки грузов на открытом подвижном составе и пломбирования вагонов и контейнеров;
- порядок оформления поездных документов;
- правила маневровой работы;
- правила и нормы охраны труда и безопасности движения поездов;
- технически-распорядительный акт и технологический процесс обслуживаемых станций;
- план формирования поездов;
- строение тормозных башмаков и правила пользования ими;
- порядок перевода централизованных и нецентрализованных стрелок, переданных в местное управление;
- основные знания о строении вагонов и контейнеров;
- план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах.

1.4. Составитель поездов 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Составитель поездов 4-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Составитель поездов 4-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Составитель поездов 4-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководит движением маневрового локомотива через радиосвязь, подает визуальные и звуковые сигналы - в случае обслуживания сети сборных, вывозных и передаточных поездов, выполнения маневровой работы в малодеятельных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта и напряженных маневровых районах промышленного транспорта.

2.2. Обеспечивает правильное размещение и согласованность действий рабочих, участвующих в выполнении маневров.

2.3. Расформировывает - формирует поезда или группы вагонов.

2.4. Отцепляет и прицепляет вагоны к поездам, подает вагоны на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные колеи и убирает их с этих путей.

2.5. Переставляет вагоны и поезда с колеи на колею, из парка в парк и передает их с одной станции на другую.

2.6. Закрепляет и огораживает поезда и вагоны стоящие на путях станции или во время остановки на перегоне, тормозными башмаками и ручными тормозами и забирает их из-под вагонов.

2.7. Участвует в испытании автоматических тормозов поездов.

2.8. Переводит во время маневров централизованные стрелки, которые не обслуживаются дежурными стрелочного поста, или централизованные стрелки, которые переданы на местное управление.

2.9. Расцепляет вагоны во время роспуска поездов с сортировочных горок.

2.10. Регулирует скорость надвижки в процессе роспуска поезда в зависимости от ходовых частей и веса отцепа.

2.11. Обслуживает сборные, вывозные, передающие и хозяйственные поезда.

2.12. Принимает, сдает и обслуживает поезда и вагоны на путях промышленных предприятий.

2.13. Принимает и сдает перевозочные документы на вагоны и знакомит машиниста с составом поезда, который отправляется с натурным письмом.

2.14. Проверяет правильное формирование поезда и осуществляет коммерческий обзор эшелона.

2.15. Обеспечивает безопасность движения, сохранность подвижного состава и груза.

2.16. Содержит в чистоте и исправности радиостанции, сигнальные принадлежности.

2.17. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.18. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Составитель поездов 4-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Составитель поездов 4-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Составитель поездов 4-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Составитель поездов 4-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Составитель поездов 4-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Составитель поездов 4-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Составитель поездов 4-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Составитель поездов 4-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Составитель поездов 4-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

5. Специализация

5.1. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.

Составитель поездов – сотрудник предприятия железнодорожного транспорта, отвечающий за формирование и расформирование поездов, различных составов, безопасность при производстве маневровой работы. Составитель поездов может быть как руководителем маневровых передвижений поездов, так и исполнителем этих работ. Допуск к работе на путях необщего пользования выдается составителям поездов 3-го и 4-го разрядов, согласно ЕТКС. Допуск к работе на путях общего пользования выдается составителям поездов 5-го и 6-го разрядов, согласно ЕТКС.

Составитель поездов в процессе работы выполняет следующие операции:

  • по радиосвязи, а также ручными и звуковыми сигналами дает команды на движение маневровому локомотиву, ССПС с вагонами и без;
  • расцепку и сцепку вагонов;
  • соединение и разъединение тормозных рукавов;
  • закрепление состава при его остановке;
  • перевод нецентрализованных стрелок;
  • вытормаживание отцепов (то есть регулирование скорости движения одного вагона или группы вагонов, 1) следующих на путь под действием собственного веса при следовании с профилированной сортировочной горки посредством надвига; 2) следующих на путь под действием силы инерции при расформировании составов методом одиночного толчка).

Составитель поездов, являясь руководителем маневровой бригады, обязан перед началом маневровых передвижений довести план маневровой работы до членов маневровой бригады, в которую, помимо составителя поездов, также входят: машинист локомотива и его помощник, дежурные стрелочных постов, регулировщики скоростей и сигналисты. Составитель поездов находится в оперативном подчинении у дежурного по станции (ДСП), маневрового диспетчера (ДСЦ), реже дежурного по парку (ДСПП) или дежурного по горке (ДСПГ).

Основными нормативными документами, которыми руководствуется составитель поездов в процессе маневровой работы, являются ПТЭ, ИСИ, ИДП, а также ТРА станции, на которых он выполняет маневровую работу, «Регламент переговоров машиниста, ДСП и составителя поездов при маневровой работе», «Должностная инструкция составителю поездов и его помощнику», а также прочие распоряжения, приказы и телеграммы.

О профессиональных обязанностях

Необходимо упомянуть и обязанности составителя поездов. Функций у этого специалиста действительно много: фактически именно от него зависит эффективность движения поездов.Вот лишь некоторые основные обязанности представителя рассматриваемой профессии:

  • Работы по переводу стрелок, которые являются нецентрализованными.
  • Своевременное ограждение вагонов поезда тормозными башмаками.
  • Обеспечение сохранности и безопасности составов.
  • Отцепление и прицепка вагонов.
  • Работы при изменении состава поездов – руководство маневров локомотива.Конечно же, есть у составителя поездов и множество других обязанностей и функций. Однако зависеть их количество будет только от места работы, а именно от самой станции и региона, где она находится.

О правах составителя поездов

Инструкция представителей рассматриваемой профессии закрепляет за работниками определенные права. Далее будут названы лишь некоторые, самые основные права составителя поездов.Итак, работник имеет право запрашивать у начальства необходимое для работы оснащение, а именно:

  • специальную рабочую форму;
  • сигнальный фонарь;
  • желтый флажок;
  • рацию и носимую радиостанцию, а также иные принадлежности.

Работник имеет право подавать жалобу, если ему не были выданы принадлежности в виде спецодежды, спецобуви, сигнальных элементов и т.д. Охрана труда составителя поездов полностью базируется на правах последнего. Стоит отметить, что работник станции имеет еще и такое немаловажное право, как прием и окончание дежурства с минимальными затратами времени и с оптимальным ритмом работы всей станции. Проще говоря, начало и окончание работы должны быть своевременными, а рабочие часы специалиста не должны превышать норму.

Рабочий день: принятие и сдача дежурства

Сухое перечисление основных профессиональных обязанностей если и даст представление о работе, то самое минимальное. Именно поэтому стоит описать непосредственно сам рабочий день специалиста, то, как он выглядит, как распланирован. Итак, составитель поездов начинает свой рабочий день с получения инструктажа по безопасности. Происходит это на специальной планерке. После этого каждый работник принимает так называемый «инвентарь строгого учета» и определенное расположение вагонов. Начинается планирование всей дальнейшей рабочей деятельности с дежурным по станции. Она включает в себя, как правило, проверку вагонов, их обслуживание, сцепку, отцепку и т.д.

Стоит также учесть, что каждое свое действие составитель поездов согласует по рации с дежурным. Работы действительно много, и заскучать представителю рассматриваемой профессии уж точно не удастся. А помимо обслуживания вагонов, необходимо подготавливать составы, грамотно заполнять журнал учета, проверять принимаемые вагоны – и обязательно лично! Таким образом, дел у работника станции действительно много. Должностная инструкция составителя поездов прописывает, что принятие дежурства всегда устанавливает и фиксирует начальник станции в соответствии со всеми условиями и нормами. По принятии дежурства работник обязан проверить состояние всех вагонов, их расположение, наличие инвентаря и специальных пломб на аппаратах. Сдача же дежурства осуществляется только после проверки составов, расстановки вагонов по местам и обеспечения безопасности согласно установленным нормам.

О разрядах в профессии

Как и во многих других профессиях, в работе составителя поездов существуют определенные разряды.

Всего их четыре:

  • 3 разряд . Представитель самого низкого разряда ведет свою рабочую деятельность в небольших районах движения транспорта на железных дорогах, имеющих при этом не общее пользование. Таким образом, сфера деятельности работника с третьим разрядом в некоторой степени ограничена.
  • 4 разряд . Характеризуется тем, что его носители должны работать с железнодорожным транспортом не общего пользования, но уже в напряженных районах. Соответственно, из-за этого сложность работы в сравнении с третьим разрядом заметно повышается.
  • 5 разряд . Специалисты работают с железнодорожным транспортом уже общего пользования. Однако работа ведется в малодеятельных районах, то есть там, где работают специалисты с третьим разрядом.
  • 6 разряд . Обладатели этого разряда, последнего и самого сложного, работают в напряженных районах с железнодорожным транспортом общего пользования.

Таким образом, обязанности составителя поездов самые различные. К тому же данная классификация по разрядам позволяет выстраивать систему взаимоотношений начальников и подчиненных. Представителям высокого разряда начальство может выдать под руководство рабочих с более низкой квалификацией. Однако зависит это, опять-таки, от станции и региона, где эта станция расположена.

Где обучают?

Как приобретается профессия «составитель поездов»? При кажущейся несложности должностных обязанностей человека с улицы на такую работу не возьмут. Обязательно потребуется соответствующее образование. Итак, где можно овладеть данной интересной специальностью? Обучают ей в техникумах или колледжах, причём поступить туда можно уже после 9-го класса. Программа учебного курса будущего составителя посвящена в первую очередь вопросам безопасности железнодорожного движения и рассмотрению всех мельчайших технических нюансов данной сферы. Значительное место отводится освоению того, как и в каких обстоятельствах применяются специальные сигналы – ручные и звуковые.

Примеры должностных инструкций

Образец инструкции №1Утверждаю

(наименование организации, его точная организационно-правовая форма)

_________________________

(фамилия, инициалы)

» » _____________ 20__г.

Должностная инструкция составителя поездов *-го разряда

_____________________________________________________________________

(наименование, организационно-правовая форма предприятия, организации)

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, законодательством РФ, регулирующим трудовую деятельность работников в сфере железнодорожного транспорта в РФ, в том числе: Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Положением о дисциплине работников, железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621, Приказом МПС РФ от 05 марта 2004 г. N 7 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов», Приказом МПС РФ от 17 ноября 2000 г. N 28 Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 08 сентября 1999 г. N 1020 «Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам», а также иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.

  1. Общие положения

1.1. На должность составителя поездов *-го разряда принимается лицо,

имеющее специальное профессиональное образование без предъявления

требований к стажу работы.

1.2. Составитель поездов *-го разряда относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно ______________________________________________________.

(должность руководителя, наименование организации ж/д транспорта)

1.3. Должность составителя поездов *-го разряда обозначена в Перечне профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу.

Составитель поездов *-го разряда не допускается к работе в случае, если он не прошел обязательный медицинский осмотр или имеется заключение ВЭК о профессиональной непригодности.

1.4. Составитель поездов *-го разряда принимается и увольняется с работы приказом _______________________________________________________.

(должность руководителя и наименование организации ж/д транспорта)

1.5. Составитель поездов *-го разряда в своей деятельности руководствуется: действующими нормативными актами и методическими документами, регулирующими деятельность железнодорожного транспорта, в том числе Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790, Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, утвержденными Минтранспорта 29 марта 2001 г., Инструкцией по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте, утвержденной N АН-23-Р 30 марта 2001 г., Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, Технологией безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта N АН-25-Р, утвержденной 30 марта 2001 г., другими нормативными актами, устанавливающими права и обязанности работников железнодорожного транспорта;

— Уставом железнодорожного транспорта;

— Уставом предприятия;

— правилами внутреннего трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями непосредственного руководителя;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Составитель поездов *-го разряда должен знать:

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— правила перевозки грузов;

— план формирования поездов;

— приемы и методы оказания первой доврачебной медицинской помощи.

1.7. Во время отсутствия составителя поездов *-го разряда (отпуск, болезнь, командировка и т.д.) его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

  1. Функции

2.1. На составителя поездов *-го разряда возлагаются следующие функции: выполнение маневровой работы в напряженных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта большой и повышенной мощности.

3.Должностные обязанности

3.1. Для выполнения возложенных на него функций составитель поездов *-го разряда обязан:

— осуществлять руководство движением маневрового локомотива;

— обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников, участвующих в производстве маневров;

— производить расформирование-формирование составов и групп вагонов;

— производить отцепку и прицепку вагонов к поездам, подачу вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборку их с этих путей;

— осуществлять перестановку вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передачу их с одной станции на другую;

— производить закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов;

— участвовать в опробовании автоматических тормозов поезда;

— осуществлять перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов или централизованных стрелок, переданных на местное управление;

— производить расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок;

— осуществлять регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа;

— обеспечивать безопасность движения, сохранность подвижного состава и груза;

— строго выполнять правила техники безопасности и охраны труда;

— своевременно проходить обязательные медицинские осмотры, осуществляемые врачебно-экспертными комиссиями лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения МПС России, к которым прикреплено в соответствии с приказом начальника железной дороги ___________________________________________________________________;

(наименование организации ж/д транспорта, в которую принимается на работу составитель поездов)

— выполнять предписанные заключением ВЭК индивидуальные условия допуска к работе.

3.2. По распоряжению администрации локомотивного депо составитель поездов *-го разряда при необходимости (наличии признаков состояния опьянения или заболевания) обязан пройти наркологический контроль или предрейсовый медицинский осмотр в полном объеме.

  1. Права

4.1. Составитель поездов *-го разряда имеет право:

— на все предусмотренные законодательством социальные гарантии;

— требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав;

— требовать создания условий для выполнения служебных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря и т.д.;

— знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

— вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

— запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

— повышать свою профессиональную квалификацию.

  1. Ответственность

5.1. Составитель поездов *-го разряда несет ответственность:

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией;

— за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

— за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ___________________

(наименование, номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

«__» ________________ 20_ г.

Согласовано:

Начальник юридического отдела

_____________________________ (инициалы, фамилия)

(подпись)

«__» ________________ 20_ г.

С инструкцией ознакомлен:

_____________________________ (инициалы, фамилия)

(подпись)

«__» ________________ 20_ г.

Образец №2

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: ____________________________.

0.3. Документ согласован: ____________________________.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

  1. Общие положения

1.1. Должность «Составитель поездов *-го разряда» относится к категории «Рабочие».

1.2. Квалификационные требования — профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по профессии составителя поездов 4 разряда не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
— должностную инструкцию составителя поездов и его помощника;
— правила перевозок грузов;
— правила погрузки грузов на открытом подвижном составе и пломбирования вагонов и контейнеров;
— порядок оформления поездных документов;
— правила маневровой работы;
— правила и нормы охраны труда и безопасности движения поездов;
— технически-распорядительный акт и технологический процесс обслуживаемых станций;
— план формирования поездов;
— строение тормозных башмаков и правила пользования ими;
— порядок перевода централизованных и нецентрализованных стрелок, переданных в местное управление;
— основные знания о строении вагонов и контейнеров;
— план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах.

1.4. Составитель поездов *-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Составитель поездов *-го разряда подчиняется непосредственно ___________.

1.6. Составитель поездов *-го разряда руководит работой____________________.

1.7. Составитель поездов *-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

  1. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководит движением маневрового локомотива через радиосвязь, подает визуальные и звуковые сигналы – в случае выполнения маневровой работы в малодеятельных районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта и напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта во время работы составителя в «одно лицо».

2.2. Обеспечивает правильное размещение и согласованность действий рабочих, участвующих в выполнении маневров.

2.3. Расформировывает – формирует поезда или группы вагонов.

2.4. Отцепляет и прицепляет вагоны к поездам, подает вагоны на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные колеи и убирает их с этих путей.

2.5. Переставляет вагоны и поезда с колеи на колею, из парка в парк и передает их с одной станции на другую.

2.6. Закрепляет и огораживает поезда и вагоны стоящие на путях станции или во время остановки на перегоне, тормозными башмаками и ручными тормозами и забирает их из-под вагонов.

2.7. Участвует в испытании автоматических тормозов поездов.

2.8. Переводит во время маневров централизованные стрелки, которые не обслуживаются дежурными стрелочного поста, или централизованные стрелки, которые переданы на местное управление.

2.9. Расцепляет вагоны во время роспуска поездов с сортировочных горок.

2.10. Регулирует скорость надвижки в процессе роспуска поезда в зависимости от ходовых частей и веса отцепа.

2.11. Обслуживает сборные, вывозные, передающие и хозяйственные поезда.

2.12. Принимает, сдает и обслуживает поезда и вагоны на путях промышленных предприятий.

2.13. Принимает и сдает перевозочные документы на вагоны и знакомит машиниста с составом поезда, который отправляется с натурным письмом.

2.14. Проверяет правильное формирование поезда и осуществляет коммерческий обзор эшелона.

2.15. Обеспечивает безопасность движения, сохранность подвижного состава и груза.

2.16. Содержит в чистоте и исправности радиостанции, сигнальные принадлежности.

2.17. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.18. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

  1. Права

3.1. Составитель поездов *-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Составитель поездов *-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Составитель поездов *-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Составитель поездов *-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Составитель поездов *-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Составитель поездов *-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Составитель поездов *-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Составитель поездов *-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Составитель поездов *-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

  1. Ответственность

4.1. Составитель поездов *-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Составитель поездов *-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Составитель поездов *-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Составитель поездов *-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Составитель поездов *-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Составитель поездов *-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Составитель поездов *-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

  1. Специализация

5.1. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.

Образец №3

Инструкция составителя поездов

Составитель поездов

____________________________ (наименование организации)

Утверждаю

Инструкция____________________________наименование должности)00.00.0000 N 000_____ _____________(подпись) (инициалы, фамилия) составителя поездов 1.1. Составитель поездов является рабочим и подчиняется непосредственно __________________________________________________________ (наименование должности руководителя)

Составитель поездов при выполнении маневровых работ в «одно» лицо тарифицируется на один разряд выше. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.

1.2. На работу составителем поездов:

3-го разряда принимается лицо, имеющее допуск к выполнению маневровой работы в малодеятельных районах промышленного железнодорожного транспорта;

4-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению маневровой работы в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта;

5-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению маневровой работы в малодеятельных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта;

6-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению маневровой работы в напряженных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта большой и повышенной мощности.

1.3. Составитель поездов должен знать:

— должностную инструкцию и техническо-распорядительный акт составителя поездов;

— правила перевозки грузов;

— технологический процесс работы обслуживаемых станций;

— план формирования поездов;

— устройство тормозных башмаков и правила пользования ими;

— порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление;

— общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров;

— план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах;

— правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи;

— требования по рациональной организации труда на рабочем месте;

— порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

— правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;

— ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)

1.4. Составитель поездов более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить составителями поездов более низкого разряда.

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня (смены) составитель поездов:

1) получает производственное задание;

2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

3) принимает смену;

4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты.

2.2. В процессе работы составитель поездов:

1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;

2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;

4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;

5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии.

2.3. В течение рабочего дня (смены) составитель поездов:

1) руководит движением маневрового локомотива;

2) обеспечивает правильную расстановку и согласованность действий работников, участвующих в производстве маневров;

3) проводит расформирование-формирование составов и групп вагонов;

4) производит отцепку и прицепку вагонов к поездам, подачу вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборку их с этих путей;

5) осуществляет перестановку вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передает их с одной станции на другую;

6) закрепляет и ограждает составы и вагоны, стоящие на путях, тормозными башмаками и изымает их из-под вагонов;

7) принимает участие в опробовании автоматических тормозов поезда;

8) осуществляет перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных на местное управление;

9) выполняет расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок;

10) регулирует скорость надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа;

11) обеспечивает безопасность движения, сохранность подвижного состава и груза;

12) содержит в чистоте и исправном состоянии радиостанции, сигнальные принадлежности;

13) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации.

2.4. В конце рабочего дня (смены) составитель поездов:

1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;

2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;

3) сдает установленную отчетность;

4) производит осмотр (самоосмотр);

5) сдает смену.

3. Права

При выполнении своих обязанностей составитель поездов обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. Составитель поездов привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.

4.2. Составитель поездов несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.

4.3. Составитель поездов за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящая инструкция разработана на основе Тарифно-квалификационных характеристик профессии «Составитель поездов. 3 – 6-й разряд» (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 56. Раздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен», утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР от 06.12.1983 N 283/24-82), __________________________________________________________________________.(реквизиты иных актов и документов)5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

Давайте сегодня поговорим о нужной и востребованной профессии, не так уж часто попадающей в поле нашего зрения. Составитель поездов - кто это, чем занимается, каков его функционал? Попробуем рассмотреть основные особенности и нюансы деятельности в данной должности.

Есть такая работа - составитель поездов

Если обратиться к официальной терминологии, то задача его - формировать и расформировывать подвижной состав поезда, то есть переставлять вагоны в нужном порядке. Разумеется, данное занятие требует определённых специфических знаний, то есть профессии этой можно обучиться, как и любой другой.

Относится такой труд к разряду нелегких и весьма ответственных. Главная задача специалиста-составителя - своевременная отправка в путь состава. На нем лежит ответственность за правильное комплектование поезда, его целостность, за безопасность передвижения и аккуратность выполнения маневров. Каждый из составов должен быть вовремя проверен, вагоны откреплены и закреплены.

Главный функционал

Давайте рассмотрим основные обязанности составителя поездов. Функций данная должность предполагает немало - ведь именно она определяет в конечном итоге эффективность железнодорожного движения. Основные обязанности специалиста - переводить нецентрализованные стрелки, вовремя ограждать вагоны состава тормозными башмаками, заботиться о безопасности и сохранности каждого поезда, прицеплять и отцеплять вагоны, руководить маневрами локомотива.

Объем работы зависит от размера станции, на которой трудится составитель поездов, а также региона ее нахождения.

Чем именно он занят

Как начинается рабочий день составителя поездов? Каждое утро работников собирают на специальную планёрку, где все они получают инструктаж по безопасности. Затем каждому выдается инвентарь строгого учета и ставятся рабочие задачи в виде расположения вагонов в определённом порядке.

Дальнейшая деятельность, предстоящая в течение рабочего дня, согласовывается с дежурным по станции. Повседневные обязанности составителя поездов складываются из обслуживания и проверки вагонов, а также сцепки-отцепки. Любое из его действий должно быть при помощи рации согласовано с дежурным.

Как видите, при таком количестве работы скучать однозначно не приходится. Обслуживая вагоны, готовя к отправке составы, он должен к тому же вовремя и без ошибок заполнять журнал учета и проводить проверку вагонов, которые принимает.

Вся эта деятельность требует обязательного личного присутствия. Инструкция составителя поездов предполагает его дежурство под контролем начальника станции. Но при этом уровень личной ответственности в этой профессии весьма и весьма высок.

Приняв смену, составитель поездов в обязательном порядке отмечает состояние и местонахождение каждого вагона, сохранность специальных пломб и присутствие инвентаря. Лишь выполнив в полной мере свои должностные функции - расставив по местам вагоны, проверив состав и т. п., он имеет право сдать дежурство.

Кадры решают многое...

Какие же личные качества требуются тому, кто хочет занять подобную должность? Любая профессия предполагает наличие определенных черт характера. Что именно должно быть присуще составителю поездов? Разумеется, прежде всего - добросовестное отношение к делу, точность и ответственность.

Другие важные черты, без которых не обойтись при такой работе, - стрессоустойчивость и умение ладить с людьми. Порой требуется руководство персоналом низшего разряда или теми, кто назначен в помощники. Спокойствие и умение сохранять хладнокровие в любых ситуациях - качества, востребованные в любой профессии, но в условиях железной дороги с ее сложным ритмом и множеством стрессовых факторов данные преимущества приобретают особенную актуальность.

Идем учиться

Как приобретается профессия "составитель поездов"? При кажущейся несложности должностных обязанностей человека с улицы на такую работу не возьмут. Обязательно потребуется соответствующее образование. Итак, где можно овладеть данной интересной специальностью?

Обучают ей в техникумах или колледжах, причём поступить туда можно уже после 9-го класса. Программа учебного курса будущего составителя посвящена в первую очередь вопросам безопасности железнодорожного движения и рассмотрению всех мельчайших технических нюансов данной сферы. Значительное место отводится освоению того, как и в каких обстоятельствах применяются специальные сигналы - ручные и звуковые.

Чему еще вас обучат

Будущий составитель поездов РЖД обучается тому, как руководить движением локомотива. Он должен знать правила использования тормозных башмаков, уметь работать с переносными радиостанциями и изучить все особенности обращения с ними. Очень важный момент - правильная техника закрепления на рельсах поездных составов.

Большое внимание в программе курса отводится вопросам погрузки-разгрузки, а также обеспечению целостности и сохранности перевозимого груза. Лекции будущему студенту будут прочитаны по таким предметам, как охрана труда, устройство и обслуживание грузовых вагонов, ОБЖ.

Об уровнях мастерства

Данная работа - составитель поездов - как и большинство подобных, предполагает существование квалификационных разрядов количеством 4. Те, кто имеет самый низкий (третий) разряд, могут трудиться далеко не на каждой железной дороге. Те, что имеют статус общего пользования, для таких работников пока закрыты. Район сферы деятельности начинающего специалиста должен отличаться не слишком интенсивным движением.

Имеющим четвертый разряд позволяется уже трудиться на тех же видах железнодорожного транспорта, но уже в регионах с большей интенсивностью потока, в связи с чем сложность работы заметно возрастает.

Когда квалификация растет

Специалисты, обладающие пятым разрядом, допускаются к обслуживанию железнодорожного транспорта общего пользования, но располагаться такие станции должны в одном из малодеятельных районов, аналогично варианту с третьим разрядом.

Высший разряд - шестой - предполагает допуск к наиболее сложным работам. Обладатель его допускается к должности составителя поездов в любом, даже самом сложном и высокоинтенсивном в плане движения районе, и может работать с транспортом общего пользования.

Высококвалифицированным работникам начальство может поручить руководство сотрудниками, имеющими более низкий разряд, но в целом всё зависит от региона расположения станции и ее статуса.

Права и гарантии

А что же насчёт прав работающих в такой должности? Само собой, имеются и они. К первоочередным из них для составителя поездов относится право запрашивать у руководства всё, что необходимо для работы. К такому оснащению относится комплект из сигнального фонаря с желтым флажком, рации, носимой радиостанции и, конечно же, специальной рабочей формы. Список может быть пополнен и иными принадлежностями. Если данные предметы экипировки выданы не были, работник вполне вправе пожаловаться на несоблюдение норм охраны труда.

К другим гарантированным правам сотрудника относится возможность своевременного и оперативного приема и сдачи дежурства. Часы работы специалиста должны укладываться в норму рабочего времени, согласно ТК РФ.

О минусах

О каких недостатках можно говорить применительно к данной профессии? Главной проблемой подобной должности, конечно же, является высокий уровень ответственности. Это очень и очень непростая работа, и сложность тем выше, чем выше разряд сотрудника. В то же время, с повышением квалификации закономерно растет и профессиональный опыт, что позволяет считать обязанности не столь изнурительными.

Другой недостаток - большое количество тяжелого физического труда. Это по-настоящему мужская профессия. Часто работать приходится в буквальном смысле собственными руками. И разумеется, сменный график с выходами по ночам не может не сказываться на состоянии здоровья и общем самочувствии.

Составитель поездов: зарплата и прочее

Но не всё так страшно, ведь недостатки любой профессии компенсируются ее достоинствами. О каких же плюсах можно говорить в данном случае? Как известно, одна из важнейших характеристик любой работы - уровень ее оплаты, на что в данном случае жаловаться не приходится. За тяжёлый, физически выматывающий труд составитель поездов может получать действительно неплохие деньги.

К сожалению, мы здесь не имеем возможности привести конкретные цифры. Они могут значительно варьироваться в зависимости от станции, района ее расположения, а также квалификационного разряда работающего. Но в среднем такой специалист получает не менее 18 тысяч рублей в месяц.

Другой бонус - эта профессия на рынке труда всегда востребована. Квалифицированные специалисты, способные наладить четко организованную работу железнодорожной станции, встречаются не так уж и часто. Такие люди всегда найдут себе рабочее место. Часто представители этой профессии "прикипают душой" к любимому делу и многие годы работают на одной и той же станции в хорошо сбитом коллективе единомышленников, что также нельзя не отнести к положительным ее сторонам.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...