Максимальный размер детского пособия в году. Получение единовременного пособия при рождении ребенка. Все виды денежных пособий на детей: оформление и сумма выплат

1 января 2016-го года можно фактически считать датой начала большой социальной реформы. Необходимость её назревала давно, но сегодня, в новых экономических условиях, и с учётом вполне реальной возможности наступления длительного кризиса, она нужна как никогда.

Подходы к организации материальной поддержки семьям, воспитывающим детей, сложились в условиях отсутствия дефицита бюджета и на сегодняшний день включают несколько видов выплат. К ним относят:

  • Федеральные пособия:
  • выплачиваемые гражданам с детьми по обязательному социальному страхованию, в соответствии с Законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 по месту их работы ил же напрямую из ФСС;
  • выплачиваемые органами Социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми из федерального бюджета, по программе государственного соцобеспечения (согласно требований Закона № 81-ФЗ 19.05.1995).
  • Федеральный материнский капитал, который с 2007-го года предоставляется из Пенсионного фонда РФ при рождении или усыновлении второго и следующих детей (по Закону № 256-ФЗ от 29.12.2006).
  • Маткапитал и региональные детские пособия. Они выплачиваются из местных бюджетов разных субъектов федерации и регулируются:
  • рекомендациями и требованиями федеральных законов, упомянутых выше;
  • «майскими указами» Президента Российской Федерации В.Путина;
  • многочисленными республиканскими, краевыми, областными и городскими указами и постановлениями, устанавливающими меры и пути материальной поддержки определённой категории граждан или отдельных семей.

Как социальная реформа скажется на «детских» выплатах?

До начала 2016-го года детские пособия постепенно возрастали и обязательно индексировались в случае снижения покупательной возможности рубля.

Например, в 2015-м году:

  • сумма материнского капитала выросла на 29 тыс. рублей с 429 408,5 до 453 тыс. 26 рублей;
  • единоразовое пособие, которое выплачивается женщинам, становящимся на медицинский учёт до 12 недель, выросло с 515,33 до 543,67 рублей;
  • пособие по беременности и родам повысили с 25 564 рублей до 27 455;
  • единовременное пособие женам военнослужащих, находящихся на срочной службе возросло на 5,5%;
  • единовременная выплата при рождении ребёнка выросла на 800 рублей.

Но бюджету сложно справиться с такой растущей нагрузкой, поэтому в мае 2015-го года Дмитрий Медведев по итогам рабочих совещаний дал поручение профильным министерства планировать бюджет на следующий год, входя из двух главных требований. К слову, требования получились весьма противоречивые:

  1. Cнизить дефицит бюджета при помощи сокращения «неэффективных затрат»;
  2. Индексировать социальные выплаты гражданам, согласно законов, указов и постановлений, упоминаемых выше.

Наиболее эффективный и «безболезненный» для людей способ достижения поставленных целей – перевести социальные выплаты на принципы нуждаемости и адресности. А именно – предоставлять помощь не всем подряд, а только тем, кто действительно нуждается в ней.

Для реализации поставленных задач в декабре 2015-го года было принято несколько непопулярных решений:

  1. Ограничить количество получателей пособий на детей и льгот, при помощи использования критериев адресности и нуждаемости (Закон № 388-ФЗ от 29.12.2015);
  2. Отказаться от ежегодной опережающей индексации детских пособий и всех остальных соцвыплат за 2016 год с 1 января, ограничившись только доиндексацией за 2015 год (№ 371-ФЗ от 14.12.2015);
  3. Полностью отказаться от любой индексации материнского капитала, оставив его на прошлогоднем уровне — 453026 рублей (закон о бюджете № 359-ФЗ от 14.12.2015).

Индексация детских пособий в 2016 году

Многие мамы с настороженностью восприняли изменения в порядке индексации детских пособий, опасаясь полной их отмены. На самом деле ничего страшного не произошло.

Напомним, что ежегодная, так называемая «опережающая» индексация была введена только в 2008-м году. Тогда было решено с 1 января текущего года повышать все выплаты с учётом прогнозируемой величины инфляции и роста потребительских цен.

В сегодняшних условиях экономического кризиса, частых скачков цен на валюты и падения стоимости нефти спрогнозировать величину инфляции на целый год вперёд практически нереально. Поэтому было решено делать индексацию не в начале года, практически наугад, а в конце, когда уже будут точные данные о величине инфляции.

Конечно, такой шаг негативно скажется на благосостоянии семей с детьми. Но это позволит государству значительно сэкономить ресурсы до февраля 2017-го. Но при этом придётся провести доиндексацию пособий за 2015-й год в феврале 2016-го. Это связано с тем, что опережающая индексация была проведена с расчётом на уровень инфляции 5,5%. Но в 2015-м году она составила 12,9%, то есть превысила запланированную более чем в два раза.

Размеры детских пособий в 2016-м году

Обычной молодой маме может быть очень непросто разобраться с размерами социальных выплат с чётом всех изменений, произошедших за последнее время. Поэтому мы составим специальную таблицу.

Индексация пособий на детей 20016

Название пособия

Размер c 01.02.2016 (рублей)

Примечание

Единовременные выплаты

Пособие при ранней постановке на учет в ЖК (до 12 недель беременности)

Осуществляется одновременно с пособием по беременности и родам, для получения требуется соответствующая медицинская справка

Пособие по беременности и родам

100% от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ

581,73 рублей

в размере стипендии

Начисляется за весь период декретного отпуска единовременно пропорционально его длительности (140, 156 или 194 дней)

В случае ликвидации организации - в фиксированном минимальном размере

Студенты получают в форме стипендии по месту учёбы

Пособие беременной жене военнослужащего по призыву

24565,89

Выплачивается жене военнослужащего, находящегося на срочной военной службе, при акушерском сроке беременности не менее 180 дней (третий триместр)

Единовременное пособие при рождении ребёнка

15512,65

Его можно получить как по месту работы, в виде социального страхования, так и в виде государственного социального обеспечения в органах соцзащиты населения

Право на получение выплат принадлежит любой из родителей, или же лицу, заменяющему их

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью)

15512,65

118529,25

Повышенное пособие выплачивают людям, усыновляющим:

  • ребёнка-инвалида;
  • ребёнка старше 7 лет;
  • нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.

Ежемесячные выплаты

Пособие по уходу за ребёнком

40% от среднего заработка за 2 предыдущие года, но не менее:

  • 2908,62 рублей - на первого ребенка
  • 5817,24 - на второго и последующих

Начисляется по месту работы (службы) в форме социального страхования пребывающему в отпуске по уходу за ребенком и выплачивается вместе с заработной платой или денежным довольствием

Неработающие могут получить в минимальном размере в виде государственного социального обеспечения безработных в УСЗН по месту проживания

Пособие на ребёнка военнослужащего по призыву до 3 лет

10528,24

Право на получение выплаты возникает с рождения ребёнка, но не ранее начала прохождения его отцом срочной военной службы

Пособие предоставляется до достижения ребенком трёхлетнего возраста, но не долее завершения его отцом срочной службы

Пособие детям военнослужащих по потере кормильца

Предоставляется в пенсионных органах Министерства обороны РФ или же в УСЗН по месту проживания вместе с пенсией по потере кормильца

Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет

В размере регионального прожиточного минимума на ребёнка

По состоянию на 1.01. 2016 года выплачивается в 69 субъектах Российской федерации согласно распоряжения от 26 июля 2012 г. №1354-р. (http://government.ru/docs/4428/)

Материнский капитал в 2016 году

Идеи об отказе от индексации материнского капитала начали поступать ещё в 2015-м году, когда стало ясно, что спрогнозировать рост инфляции нереально. В итоге Государственно думой были приняты законы от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ, ограничивающие индексацию в 2026-м году.

Поэтому размер материнского капитала меняться не будет. Но это временное ограничение, начиная с 2017-го года, индексация опять будет проводиться. Таким образом, в январе 2017-го маткапитал увеличится на 6% и составит 480 тыс. рублей, а в январе 2018-го ещё на 5% и составит 505 тыс. рублей.

Правительство прекрасно понимает, что фактическое обесценивание материнского капитала из-за высокого уровня инфляции может происходить намного скорее, чем прогнозируется. Поэтому в качестве некоторой компенсации планируется существенное расширение направлений использования сертификатов. Это даст возможность родителям скорее использовать свой капитал, не дожидаясь его обесценивания. Уже с 1 января 2016 года материнский капитал можно тратить на приобретение услуг и технических средств, необходимых для реабилитации детей-инвалидов. Немного позже появится возможность оплатить при помощи данного сертификата услуг индивидуальных предпринимателей, например, частных детских садов или нянь.

Программа материнского капитала реализуется на протяжении 10 лет. За это время его сумма возросла на 81 % (с 250 до 453 тысяч рублей). Ежегодная индексация в среднем составила 8,1%.

Что значит «переход на принципы адресности и нуждаемости» и как это отразится на пособиях?

Социальная реформа и переход на новые принципы начислении детских пособий внушает молодым мамам опасения. И не зря, ведь «сокращение неэффективных выплат» в любом случае подразумевает уменьшение их объёмов. Чего же стоит ждать?

Система выплат, работавшая до недавнего времени, берёт своё начало ещё в СССР и руководствуется принципами относительного равенства, когда большинство людей получает одинаковые пособия. Но в условиях нехватки бюджетных денег она становится слишком большой нагрузкой для страны. В такой ситуации стоит сократить выплаты и сделать это максимально безболезненно для народа. Одни из таких способов – предоставление адресной помощи. Это позволит определить семьи, которые действительно нуждаются в поддержке государства и именно им направить денежную помощь, сократив при этом расходы за счёт ограничений выплат более обеспеченным слоям населения.

Одна из главных проблем, с которой столкнулись создатели социальной реформы – по каким критериям определять нуждающиеся семьи. До сих пор Правительству не удалось выработать четкие и справедливые критерии «нуждаемости», которые бы позволили сделать выплаты действительно адресными и справедливыми. Для этого необходимо продумать систему, которая даст возможность устанавливать размеры выплаты для каждой определенной семьи, а не для целых категорий населения страны.

Одним из наиболее подходящих для критериев для определения нуждающихся семей является средняя величина дохода в пересчёте на одного члена семьи. Если она меньше официально признанного прожиточного минимума, такую семью можно признать нуждающейся и предоставить ей материальную поддержку в соответствующем объеме.

Но такой метод далеко не идеален. Возможность получить соцпомощь о государства при снижении уровня дохода может привести к желанию нарочно его снизить. Сделать это можно несколькими путями:

  1. Меньше работать;
  2. Скрыть от государства часть прибылей;
  3. Путём фиктивного развода с супругом, зарабатывающим основную часть семейного бюджета.

И если факты сокрытия прибыли и уклонения от уплаты налогов можно выявить, то другие методы снижения дохода пресечь практически нереально. Поэтому снижение социальных расходов за счёт перехода на принципы адресности и нуждаемости в перспективе может вновь привести к их росту из-за увеличения количества «нуждающихся» семей. Кроме того, такая политика может негативно сказаться на наполнении внебюджетных государственных фондов, таких как ФСС, ПФР и ФОМС.

Одно их самых негативных последствий укрывания доходов – снижение количества пенсионных отчислений. Если учесть изменения, связанные с пенсионной реформой, вступившей в силу в 2015-с году, такое сокрытие прибыли может привести к настоящей социальной катастрофе – за чертой бедности окажется подавляющее большинство пенсионеров.

Нужно отметить, что в Минтруда неоднократно подтверждали, что ряд существующих сегодня выплат невозможно предоставлять с учётом критерия нуждаемости. Например, материнский капитал, сроки расходования которого не ограничиваются законами, нельзя выплачивать в любых форматах, отличных от уже используемого. Действительно, нуждаемость возможно определить только в какой-то определённый отрезок времени, например, за прошедшие полгода, а семья может подать заявление о распоряжении своим материнским капиталом и через 5 или 15 лет после рождения ребёнка.

Поэтому на данный момент Министерство труда признаёт, что внедрить принципы нуждаемости можно только при начислении ряда региональных выплат. При этом возрастёт нагрузка на местные органы соцзащиты, что может потребовать расширения штата.

Пособие по уходу за ребенком в 2016 году

Не стоит думать, что единственная цель введения принципов адресности – сузить круг получателей социальной поддержки. На самом деле оно также позволит ввести новые виды пособий, которые будут предназначаться определённым получателя, к которым также могут быть установлены дополнительные требования.

Дмитрий Медведев на Всероссийском форуме социальных работников, прошедшем 27 марта 2015-го года призвал Правительство занять решением вопроса о продлении выплат пособия по уходу за детьми с полутора до трёх лет. Но оно должно касаться только тех семей, для которых это актуально. Ведь для большинства мам не столько важны выплаты, сколько возможность возобновить рабочую деятельность после достижения малышом 1,5 лет.

На сегодняшний день продление выплат по уходу за ребёнком пока не осуществлено. Для этого необходимо решить несколько важных задач:

  • определит и чётко сформулировать критерии нуждаемости, по которым будет проводиться продление выплат;
  • на основе полученных критериев составить реестр потенциальных получателей пособия;
  • найти источники для финансирования помощи всем выявленным нуждающимся семьям, причём сделать это, не повышая нагрузки на федеральный бюджет, а привлекая средства из других источников, например, привлекая ресурсы работодателей;
  • найти методы эффективного стимулирования досрочного выхода родителей из отпусков по уходу за ребёнком до 3-х лет;
  • изменить нормы трудового законодательства, чтобы получить возможность более широкого применения гибких рабочих графиков, а также трудоустройства на неполный рабочий день.
  • найти возможности для открытия большого количества ясельных групп детских садов в самые сжатые сроки.

На данный момент все эти вопросы пока не решены, поэтому многие родители не могут выйти из отпуска по уходу за малышом, так как не хватает мест в ясельных групп в детских садах. А, пребывая в отпуске, они могут претендовать только на ежемесячную компенсацию от работодателя в объёме 50 рублей.

В рамках поиска решения данной проблемы Дмитрий Медведев поручил Минтруду России вместе с Минэкономразвития и Минобрнауки до 1 июля 2015 года изучить вопрос продления выплат по уходу за ребёнком до 3 лет в случае если:

  • доход на члена семьи ниже регионального прожиточного минимума;
  • на данный момент в ясельных группах детских садов отсутствуют свободные места или родители не могут трудоустроиться по месту своей работы с гибким графиком.

По итогам тщательного изучения вопроса оказалось, что для реализации данного предложения на один только 2016-й год потребуется 50 млрд. руб. из бюджета. В современных условиях кризиса такая сумма – непомерное бремя для страны.

Как оформить пособия на детей в 2016 году в РФ

Получение любого вида социальной помощи бывает связано со сбором документов и справок. Они необходимы для подтверждения того факта, что данная семья действительно имеет право на государственную поддержку. Перечень документов в каждом отдельном случае отличается, поэтому молодые родители часто путают, что именно им необходимо. Кроме того, постепенно перечень может меняться. Связано это в том числе и с социальной реформой.

Как получить единовременное пособие при рождении ребёнка?

Сумма этого пособия является фиксированной и положена при рождении всем детям, родители которых являются гражданами России. Как уже говорилось ранее, в начале 2016-го года его индексировать не будут. Повышение пособия будет проведено по итогам года.

Выплата данного пособия проводится за счёт Федерального фонда госстраха. В случае рождения двойни или тройни его выплачивают соответственно в двукратном или троекратном размере.

Трудоустроенные родители получают его по месту работы, а безработным фонд перечисляет на их счёт. Чтобы получить деньги, родители должны учитывать три параметра:

  1. Основное условия для получения такого пособия – наличие российского гражданства. Если ребёнок родился на территории России, но его родители являются иностранцами или лицами без гражданства, получить деньги они не смогут.
  2. Для получения необходимо подтвердить факт рождения малыша при помощи свидетельства, выданного органами ЗАГСа.
  3. Обратиться за получением единоразового пособия можно на протяжении полугода после рождения ребёнка. В течение этого срока действительно справка, выданная родителям в роддоме.

Чтобы упростить процедуру оформления пособия молодим мамам, не имеющим времени для посещения различных госучреждений, электронное правительство предоставило возможность сделать это через портал Госуслуг, не покидая дома. Сделать это очень просто. Для начала надо зарегистрироваться зайти на сайт https://www.gosuslugi.ru/ , затем пройти простую процедуру регистрации и выбрать нужную услугу. Сайт предложит заполнить заявку, на основании которой и будет оформлено пособие. Интерфейс сайта очень прост в использовании и понятен даже не самым уверенным пользователям интернета, поэтому никаких сложностей процедура обычно не вызывает.

Работающий родитель может для получения социального пособия обратиться в бухгалтерию или отдел кадров на предприятии с соответствующим заявлением на имя директора и пакетом документов, в который входят:

  • копия и оригинал документов, подтверждающих рождение;
  • документ, подтверждающий заключение или расторжение брака;
  • справка о составе семьи;
  • подтверждение, что второй родитель не воспользовался своим правом на пособие в другом месте.

На протяжении 10 дней после подачи документов предприятие обязано выплатить деньги.

Неработающие родители обращаются за пособием в органы ОСЗН. Список документов для них отличается:

  • паспорт – оригинал и ксерокопия;
  • документы, подтверждающие заключение или расторжение брака;
  • справка КСМ;
  • при наличии у родителей трудовых книжек, необходимо принести оригиналы и ксерокопии всех страниц, если их нет – документы об образовании;
  • если родители являются предпринимателями – свидетельство ИП;
  • если адрес проживания отличается от прописки, понадобится справка из ОСЗН, что по другому адресу пособие не начислялось;
  • если родитель один, надо принести Форму 25;
  • информация о банковском счете родителей.

С 1 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа , в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя:

Результатом этой работы Правительства и стала социальная реформа, заработавшая с 1 января 2016 года .

Индексация детских пособий в 2016 году

Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.

Изменения действующего порядка индексации социальных выплат

Уже 25 июня 2015 года данный подход был поддержан кабинетом министров (чиновникам для его одобрения хватило всего полтора часа обсуждений). Министр финансов России Антон Силуанов по этому поводу сразу отметил : «У нас не будет ресурсов на разногласия» .

Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми - до 1 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 1 февраля 2016 года доиндексировать , установленных с 1 января 2015 года. Напомним:

При ликвидации организации - в фиксированном минимальном размере

Для студентов - по месту учебы в виде стипендии

Размер материнского капитала в 2016 году

Еще летом 2015 года начали поступать новости о том, что на высшем уровне (Правительство, Госдума, ПФР) предлагается не индексировать размер сертификата на маткапитал, по меньшей мере, в 2016 году .

В итоге двумя законами от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ Государственной думой было принято окончательное решение, в соответствии с которым размер материнского капитала в 2016 году не увеличивается (не индексируется) и остается равным прошлогоднему значению - 453026 рублей .

В отличие от измененного с 2016 года , в отношении материнского капитала - это просто однократный пропуск установленного законом ежегодного повышения его размера. При этом уже анонсировано, что сумма средств по материнскому сертификату в следующий раз будет проиндексирована в обычном порядке:

  • с 1 января 2017 года - приблизительно на 6%, что составит 480 тысяч рублей ;
  • с 1 января 2018 года - еще на 5%, что даст сумму 505 тысяч рублей .

Однако на 2016 год было принято решение проиндексировать повторную антикризисную выплату из средств по сертификату - выплачиваемая единовременно сумма увеличилась на 5000 рублей и теперь . Однако сроки на ее получение в Пенсионном фонде в этот раз будут сокращены.

Понимая перспективу фактического обесценивания материнского капитала в течение как минимум одного ближайшего года, существует предположение о том, что Правительство в знак компенсации существенно расширит в 2016 году , чтобы помочь гражданам страны быстрее (легче) израсходовать предоставленные государством средства.

В частности, одно из новых направлений было введено уже с 1 января - теперь маткапитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов . На очереди в 2016 году также предоставление права на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП - частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком .

Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007-2016). Всего за это время маткапитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81%). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1% .

Переход на принципы адресности и нуждаемости

Перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения.

Существующая в настоящее время категориальная система соц. поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости будут широко внедряться в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году - прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат».

Между тем, в Правительстве до сих пор ведутся оживленные дискуссии по вопросам выработки , в соответствии с которыми можно было бы «адресно» устанавливать денежные выплаты не на какие-то категории социальных групп в целом (в масштабах государства или отдельного субъекта федерации), а в отношении конкретной семьи и отдельного гражданина .

В качестве подобного критерия чаще всего предлагается такой известный показатель, как величина дохода в расчете на одного члена семьи - если она будет составлять менее установленного в регионе прожиточного минимума (или кратных ему единиц), семья может быть признана нуждающейся и ей в адресном порядке может быть предоставлена соответствующая материальная поддержка.

Однако, как отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе это может привести к появлению у граждан желания искусственно занижать свой официальный уровень дохода (или меньше работать), в том числе

В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов:

  • не проводить традиционную индексацию детских пособий с 1 января 2016 года и других социальных выплат семьям с детьми, а ограничиваться их доиндексацией с 1 февраля на размер инфляции за предыдущий год;
  • полностью исключить как минимум на один год индексацию материнского капитала в 2016 году, приняв его размер на уровне 2015 года;
  • применить критерии адресности и принципы нуждаемости в регионах РФ , что сократит количество получателей региональных выплат на ребенка.

Фактически указанные изменение означают начало в 2016 году новой социальной реформы в отношении семей, имеющих детей, которые получают различные меры материальной поддержки от государства.

Индексация детских пособий

В первую очередь семьи с детьми беспокоит вопрос повышения размеров выплат на ребенка - т.е. произойдет ли их увеличение в связи с индексацией.

  • Индексация детских пособий на размер прогнозируемой инфляции (то есть «опережающими темпами» ) ежегодно с 1 января была впервые введена еще в 2008 году. Однако одной из мер, принятых в 2015 году Правительством для сокращения дефицита бюджета страны, стало приостановление в 2016 году действующего порядка индексации социальных пособий.
  • Вместо этого с 1 февраля 2016 года детские пособия будут доиндексированы по фактической (прошлогодней) инфляции (то есть «догоняющими темпами» ) относительно размеров детских пособий, которые были установлены с 1 января 2015 года .

Размер пособий на детей в 2016 году

В 2015 году пособия на детей были проиндексированы на заниженный показатель уровня инфляции - на 5,5% и тогда коэффициент индексации составил 1,055. Но фактическая инфляция за год составила 12,9% , т.е. коэффициент индексация должен был составлять 1,129.


В соответствии с этим с 1 февраля будет проведена дополнительная индексация пособий на 7%:

1,129 / 1,055 = 1.070, или 7,0%.

Учитывая такой коэффициент, можно составить таблицу пособий на детей в 2016 году.

Таблица пособий на детей в 2016 году

Название пособия Сумма выплат, руб.
с 1 января 2016 года с 1 февраля 2016 года
Единовременные выплаты
Пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности 543,67 581,73
Декретное пособие по беременности и родам 100% среднего заработка за 2 предыдущих года, по МРОТ либо в минимальном фиксированном размере:
543,67 581,73
Пособие по беременности женам военнослужащих по призыву 22958,78 24565,89
Единовременное пособие при рождении ребенка 14497,80 15512,65
Пособия на ребенка при усыновлении, установлении опеки и передаче в приемную семью 14497,80 или 110775* 15512,65 или 118529,25*
* Выплата в повышенном размере производится при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами (на каждого)
Материнский капитал 453026 453026 (не увеличивается)
Ежемесячные выплаты
Пособие по уходу за ребенком 40% от среднемесячного заработка за 2 предыдущих года на одного ребенка или в минимальном размере:
  • 2718,34 - на первого;
  • 5436,67 - на второго и последующих
  • 2908,62 - на первого;
  • 5817,24 - на второго и последующих
Пособие по уходу за ребенком военнослужащего срочной службы 9839,48 10528,24
Выплата многодетным на третьего и последующих детей до 3 лет В размере установленного регионального прожиточного минимума для ребенка
Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца 1978,97 2117,50

Размер декретных выплат в 2016 году

При беременности и после родов государство поддерживает родителей материальными выплатами в виде ежемесячных и единовременных пособий на ребенка.

Такой вид поддержки предоставляется:

  • трудоустроенным женщинам при наличии страхового стажа - в виде обязательного социального страхования пропорционально среднему заработку;
  • неработающим - в минимально установленном размере в форме государственного социального обеспечения (через Соцзащиту).

При уходе в декрет женщины в России могут рассчитывать на получение таких выплат, как:

  1. Пособие по беременности и родам (БиР) - рассчитываемое в зависимости от количества дней отсутствия на работе, указанных в больничном листе:
    • на 140 дней - минимум 28555,40 руб. ;
    • на 156 дней - минимум 31 818,87 руб. ;
    • на 194 дня - минимум 39569,62 руб.
  2. Дополнительное пособие к декретным выплатам при постановке на учет по беременности в женской консультации до 12 акушерских недель - устанавливается в фиксированной сумме (581,73 руб. с 1 февраля).
  3. Единовременное пособие при рождении ребенка , которое устанавливается также в фиксированной сумме (15512,65 руб. с 1 февраля).
  4. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет , выплачиваемое ежемесячно и рассчитываемое как процент от средней зарплаты матери до выхода в декретный отпуск, но не менее:
    • 2908,62 - на первого ребенка;
    • 5817,24 - на второго и последующих.

Ниже приводится более подробная информация о декретных выплатах по БиР и по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Пособие по беременности и родам

Во время беременности работающей женщине в обязательном порядке предоставляется декретный отпуск, за который выплачивается пособие. В Законодательстве РФ предусматривается несколько вариантов его длительности (в зависимости от тяжести протекания родов и количества рожденных детей):

  • при рождении 1 ребенка:
    • при неосложненных родах - 140 дней отпуска (70 дней до и 70 после родов);
    • при осложненных родах - с удлиненным до 86 дней послеродовым отпуском (всего 156 дней);
  • при рождении 2-х, 3-х и более детей - 194 дня отпуска (84 дня до и после родов 110 дней).

Эти дни будут оплачиваться работающим женщинам в размере 100% от среднего заработка за 2 последних полных года (путем умножения среднего дневного заработка на соответствующее количество дней).

При этом:

  • Минимальный размер пособия не может быть ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда, который в 2016 году составляет 6204 рубля ) в расчете на 1 месяц (см. выше).
  • Максимальный размер выплаты в 2016 году будет не превышать:
    • на 140 дней - 248164,38 руб.;
    • на 156 дней - 276 526,03 руб.;
    • на 194 дня - 343884,93 руб.

Пособие по уходу за ребенком

После рождения ребенка у матери возникает право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Данная выплата предоставляется не только трудоустроенным матерям, но и неработающим женщинам , а также отцу ребенка или другим родственникам, осуществляющим за ним фактический уход.

Размер данной выплаты устанавливается так:

  • для работающих женщин - у работодателя или в Фонде социального страхования (ФСС):
    • вычисляется путем умножения 40% среднего заработка за 2 предыдущих года на 30,4 (т.е. на среднее количество дней в месяце за 12 месяцев) и умноженного на коэффициент 0,4.
  • для неработающих матерей - через органы Соцзащиты населения (Собес):
    • в минимальном размере, который с 1 февраля 2016 года с учетом индексации составляет 2908,62 руб. на первого ребенка или 5 817,24 руб. на второго и последующих.

После достижения ребенком возраста 1.5 лет пока никакой дополнительной помощи семьям с детьми, кроме ежемесячной компенсации в размере 50 рублей от работодателя, не предусматривается .

Сумма материнского капитала в 2016 году

В соответствии с законами, подписанными В. В. Путиным в декабре 2015 года, программа материнского капитала будет продлена до 31 декабря 2018 года , однако его размер в 2016 году не будет индексироваться и останется на уровне 453 тысячи 026 рублей .

При этом отмечается, что решение о непроведении в 2016 году индексации маткапитала - это всего лишь однократный пропуск , который вызван нехваткой средств в федеральном бюджете. Он восстановится уже с 2017 года и будет индексироваться каждый последующий год в обычном порядке:

  • в 2017 году - приблизительно на 6% до 480 тыс. рублей ;
  • в 2018 году - еще на 5%, что будет составлять 505 тыс. рублей .

Изменения в 2016 году и свежие новости

Фактически с 2016 года в России реализуется новая социальная реформа, которая принималась из-за существующего дефицита государственного бюджета. Незадолго до этого в ходе рабочих совещаний Правительства Дмитрий Медведев дал поручение при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить их таких требований :

  • снизить расходы государственного бюджета на 2016-2018 годы;
  • учесть необходимость проведения индексации основных социальных выплат;
  • предоставление пособий и льгот исходя из принципа адресности и критериев нуждаемости .

В связи с этим, как уже было сказано выше:

  • размер материнского (семейного) капитала по состоянию на 2016 год останется на уровне 2015 года , а индексироваться будет только с 2017.
  • с 1 февраля 2016 года устанавливается новый порядок индексации детских пособий и иных социальных выплат - теперь они будут повышаться ежегодно по фактической инфляции за прошлый год, то есть «догоняющими темпами» , а не «опережающими» , как почти целое десятилетие до этого.
  • при определении размеров декретных начислений матери, должны учитываться доходы за предыдущие два года - 2014 и 2015, что будет учтено в повышении максимально возможной суммы пособия для работающих женщин.

Заключение

В 2016 году произошло большое количество изменений, связанных с нынешним состоянием Российской экономики, и Правительство РФ принимает всевозможные решения для ее стабилизации.

Некоторые решения негативно сказываются на состоянии семей, в которых имеются дети, а тем более на состояние многодетных семей: не происходит должным образом индексация пособий и иных социальных выплат на ребенка, в 2016 году размер маткапитала останется на прежнем уровне (453026 рублей), а сами выплаты будет получить сложнее, так как круг лиц, которым они полагались ранее, сузятся из-за введения критерия нуждаемости.

Будем надеяться, что все реформы государства помогут нам встать на прежний экономический уровень, и нуждающиеся семьи вновь станут более социально защищенными.

Порядок расчета пособий на детей в 2016 году не поменялся. Однако изменились максимумы и минимумы различных «детских» пособий. Это связано с индексацией пособий на детей в 2016 году.

Сразу скажем, что максимальная сумма заработка сотрудницы, которую можно учесть при расчете пособий в 2016 году, составляет ():

Пособие при рождении ребенка в 2016 году

Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 году составляет 14 497,80 руб. (). Пособие выплачивается в таком размере, если ребенок родился в январе 2016 года.

Если же ребенок родится в феврале и позднее, пособие составит 15 512,65 руб.

Ранние сроки беременности: пособие 2016

Пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, если отпуск по беременности и родам начался в январе 2016 года, составляет 543,67 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ).

Для тех, кто уходит в отпуск в феврале и позднее, пособие составит 581,73 руб.

Пособие по беременности и родам в 2016 году

Максимальный размер дневного пособия, если отпуск по беременности и родам начался в 2016 году, составляет 1772,60 руб. (ст. 11 , ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). То есть максимальное пособие за время стандартного декрета 140 календарных дней составит 248 164 руб.

А вот минимальный размер пособия считается исходя из среднего дневного заработка в размере 203,97 руб. Такой минимум учитывается при исчислении пособия, если:

  • у женщины вообще не было зарплаты в 2014 г. и (или) 2015 г. (например, женщина была в отпуске по уходу за ребенком);
  • женщина в 2014 г. и (или) 2015 г. у вас не работала и справки о заработке от других работодателей не принесла;
  • средний заработок работницы за каждый месяц расчетного периода меньше МРОТ, равного 6204 руб.

Еще один особый случай - это работница, стаж которой ко дню ухода в отпуск по беременности и родам составляет менее 6 месяцев. За дни отпуска, приходящиеся на 2016 год, максимальный размер дневного пособия у нее составит следующую величину:

Пособие по уходу за ребенком в 2016 году

Приведем в таблице минимальные и максимальные размеры месячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет (

Федеральным законом от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» впервые за последние несколько лет не предусмотрена индексация детских пособий с 1 января 2016 года . До 1 февраля 2016 года размеры нижеуказанных пособий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, не увеличиваются (не индексируются) с учетом текущей экономической ситуации.

Внимание, эта статья устарела!

Таким образом, размер пособий до 01.02.2016 года останется на уровне 2015 и составит:

Единовременные пособия до 1 февраля 2016 года

  1. Единовременное – 543,67 руб . (не проиндексировано)
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка , а также при передаче ребенка на воспитание в семью в 2016 году составит 14 497,80 руб . (не проиндексировано). В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 110 775 рублей на каждого такого ребенка .

Ежемесячное пособие на ребенка до 1 февраля 2016 года минимальный размер

Ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается в размере 40% от среднего заработка. Для неработающих лиц (домохозяек), ИП и лицам с низким заработком ежемесячное пособие будет выплачиваться в минимальном размере:

  • за первым ребенком – 2 718,34 руб .
  • за вторым и последующими детьми – 5 436,67 руб .

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособий определяются с применением этих коэффициентов.

С 1 февраля 2016 года детские пособия будут проиндексированы на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году размером индексации пособий (1,055). Федеральный закон от 06.04.2015 N 68-ФЗ

Разработанным Минтрудом России проектом правительственного постановления предлагается установить коэффициент индексации социальных выплат с 1 февраля 2016 года в размере 1,061 . Такой размер рассчитан с учетом оценки значения индекса потребительских цен на 2015 год (111,9%) и осуществленной в 2015 году индексации в размере 1,055. При этом размер коэффициента индексации пособий будут уточнены после расчета Росстатом уровня инфляции за 2015 год.

Таким образом, с 1 февраля 2016 года размер детских пособий будет увеличен не на уровень инфляции, а только на разницу между уровнем инфляции (который будет рассчитан и уточнен только в январе 2016) и размером индексации пособий (1,055), что существенно сэкономит бюджет страны.

Росстат 12 января 2016 года рассчитал индекс потребительских цен за 2015 год. Он составил 112,9%. Таким образом, коэффициент индексации пособий должен составить 1,074 . Однако окончательный размер индексации пособий с 1-го февраля 2016 года будет установлен Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 42 "Об утверждении с 1 февраля 2016 года размера индексации выплат, пособий и компенсаций". Документ устанавливает индексацию в размере 1,07 .

Единовременные пособия с 1 февраля 2016 года

  1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности – 581,73 руб . (в январе 2016 – 543,67 руб.)
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка , а также при передаче ребенка на воспитание в семью составит 15 512,65 руб . (в январе 2016 – 14 497,80). В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 118 529,25 рублей на каждого такого ребенка .

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособий определяются с применением этих коэффициентов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...