Что означает азан? О чем в нем говорится

азан кз, азан слушать
Аза́н (араб. أذان‎‎ - объявление, приглашение‎) - в исламе: призыв к обязательной молитве. Читающий азан - муэдзин (тюрк. - азанчи ). Во время чтения азана муэдзин встаёт лицом в сторону Каабы (кибла) и держится за мочки ушей большими и указательными пальцами. Через несколько минут после азана, непосредственно перед молитвой, читается икамат, состоящий из тех же формул. Азан обычно возвещается с минарета мечети.

Произнесение азана перед намазом является необязательным, но весьма желательным (сунна муаккада) деянием. Также мусульманам желательно через некоторое время после рождения ребёнка, прошептать в правое ухо азан. Так же поступают и с человеком, которым овладели злые духи.

  • 1 История
  • 2 Текст
  • 3 Правила чтения
  • 4 Этикет во время слушания азана
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История

Военнослужащий армии США читает азан (2012 г.)

Согласно преданию, азан был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах и первоначально состоял в произнесении фразы ас-салат джами’атан («молитва - вместе»). Выбор устной формы призыва был обусловлен существованием сходной практики в доисламской языческой Аравии. Такой же способ призыва на молитву использовали «лжепророки» Мусайлима и Саджах.

По преданию, переселившись в Мекку пророк Мухаммед позвал своих сподвижников на совет с целью выбора подходящего призыва на молитву. Одни сподвижники предложили звонить в колокола, другие разжигать костры, третьи дуть в трубу. Пророк отверг эти предложения, так как это были обычаи христиан, зороастрийцев и иудеев. Той же ночью Абдуллах ибн Зейд увидел во сне, что какой-то человек в зеленном одеянии (ангел Джибриль) подошел к нему и научил его словам и порядку выполнения призыва на молитву. Утром он пошел к пророку Мухаммеду и рассказал ему об этом. Затем оказалось, что похожие такие же сны увидели многие сподвижники. Выслушав их, Мухаммед одобрил эту форму азана и поручил Абдуллаху ибн Зейду научить словам азана Биляла ибн Рабаха, который обладал очень красивым голосом. Таким образом, Билял стал первым муэдзином в истории ислама.

В 1920-х, 1930-х годах правительство Ататюрка настояло на замене традиционного азана на арабском языке его переводом на турецкий. Для недопущения исламской пропаганды, арабское слово «аль-фаля́х» (спасение) не было переведено на турецкий язык. По этой причине вместо слов «Haydi kurtuluşa» (Спешите к спасению) в «турецком азане» звучало «Haydı Fellaha».

Запрет азана на арабском языке был снят в Турции 6 июня 1950 года после победы оппозиции на выборах. Считается, что использование азана на турецком противоречило хадису, утверждающему, что при переводе арабский текст не сохраняет своего смысла.

Текст

Муэдзин провозглашает азан (Wilhelm Gentz, 1878).

Суннитский азан состоит из семи формул.

Кол-во Арабский текст Транскрипция Перевод
4 раза الله أكبر الله أكبر Алла́ẋу А́кбар Аллах Велик!
2 раза أشهد أن لا اله إلا الله Ашẋаду ал-ля́ иля́ẋа илля-Лла́ẋ Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!
2 раза أشهد أن محمدا رسول الله Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!
2 раза حي على الصلاة Х̣айя ‘аля с̣-с̣аля́ẋ Идите на молитву!
2 раза حي على الفلاح Х̣айя ‘аля ль-фаля́х̣ Ищите спасения!
2 раза الصلاة خير من النوم Ас̣-с̣аля́ту х̣айру мина-н-наўм Молитва лучше сна!
2 раз الله أكبر الله أكبر Алла́ẋу А́кбар Алла́х Велик!
1 раз لا إله إلا الله Ля́ иля́ẋа илля-Лла́ẋ Нет божества, кроме Аллаха!

Правила чтения

Во время чтения азана муэдзин должен повернуться лицом в сторону Мекки (кибла) и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Азан должны читать люди, обладающие красивым и звучным голосом. Азан исполняется нараспев и не спеша. Распевание азана не должно переходить в подобие музыки.

После азана читается мольба, включающая в себя благословение пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников.

Во время утреннего азана сунниты произносят слова «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» (Молитва лучше сна!). Согласно преданию, Билал ибн Рабах будил этими словами пророка Мухаммада, которому они так понравились, что он позволил употребить их в утреннем азане. Шииты также произносят слова «ашхаду анна ‘Алиян валиулла́х» и «Хайя ‘аль х̮айра ль-‘амаль» (Идите на лучшее дело!). конце азана шииты дважды произносят слова «Ля иляха илляллах!».

При произнесении слов «хайя ‘аля с-саля́х» муэдзин поворачивает голову направо, а при произнесении слов «хайя ‘аля ль-фаля́х» - налево.

Этикет во время слушания азана

Мусульманину, услышавшему азан, следует повторять за муаззином всё то, что он говорит, вплоть до слов: Хайя ‘аля с̣-с̣аля́х, Хайя ‘аля ль-фаля́х. Вместо этих слов, мусульманам необходимо сказать: «Ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях» (араб. لا حَـوْلَ وَلا قُـوَّةَ إِلاّ بِالله‎‎ - Сила и могущество только у Аллаха!). Перед утренней молитвой слова «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» (Молитва лучше сна!) заменяются формулой: «Ты сказал то, что истинно и справедливо!».

После завершения азана произносится молитва за пророка Мухаммеда: «Аллахумма, Рабба хазихи-д-да’вати-т-таммати ва-с-саля-ти-ль-каима-ти, ати Мухаммадан аль-василята ва-ль-фадилята ва-б’ас-ху макаман махмудан аллязи ва’адта-ху, инна-кя ля тухлифу-ль-ми’ада!»

Примечания

  1. Азан // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2004. - Т. I. - ISBN 9965-9389-9-7.
  2. 1 2 3 4 5 Али-заде, А. А., 2007
  3. 1 2 3 4 5 Ислам: ЭС, 1991
  4. Али-заде, А. А., 2007, Абдулла ибн Зейд
  5. Слова поминания Аллах произносимые во время азана // Крепость мусульманина / Сост. С. аль-Кахтани; пер. с араб. А. Нирша. - 4-е. - М.: Умма, 2012. - ISBN 978-5-94824-175-3.
  6. Перевод: О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!

Литература

  • Али-заде, А. А. Азан (архив) // Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007.
  • Резван Е. А. Азан // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. - М. : Наука, 1991. - С. 14.

Ссылки

  • Ответы на вопросы по азану / AskImam.Ru
  • Азан: краткая история / AskImam.Ru
  • Время азанов в различных точках земного шара / Adhan.Ru
  • Азан и икамат / Umma.Ru
  • Азан и икамат Al-Shia.Ru

азан в мекке, азан время намаза, азан кз, азан скачать, азан слова, азан слушать, азан текст, азан успокаивающий душу, азан шакыру, азан шакырып ат кою

АЗАН И ИКАМАТ

A — Азан

Это слово переводится, как: «сообщать», «давать знать». Терминологическое значение таково: «Азан – это особая форма призыва, в которой сообщается о времени фард-намазов, и состоящая из особых слов». Человека, читающего азан, называют муаззином.

Необходимость чтения азана перед выполнением фард-намазов, то есть, оповещение о наступлении времени намазов доказывается аятами Корана и положениями сунны. В период зарождения Ислама азан не читался в такой форме, как это делают в наши дни. Когда наступало время намаза, некоторое время мусульман призывали к намазу следующим об разом: «ас-саляту, ас-саляту (на намаз, на намаз) или же «ас-саляту джа миях» (намаз собирает людей вместе) т. е. (коллективный намаз)

Но после окончания строительства масджидун-Набави (мечеть Пророка) в первом году хиджры сподвижники начали регулярно собираться в мечети, чтобы вместе совершать намазы. В этот период пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) собирал своих сподвижников и советовался с ними по поводу формы призыва к намазу. И тогда некоторые сподвижники рассказали о своих снах, которые были подтверждены божественными откровениями. После этого были определены фразы азана, читаемые поныне.

Чтение азана является для мужчин сунной-муаккада, имеющей силу ваджиба. На это указывают следующие аяты:

«Когда же вы [азаном] призываете [людей] к молитве, то [неверующие] насмехаются и издеваются над этим». (Сура аль-Маида, 5/58).

«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете». (Сура аль-Джуму’а, 62/9)

Известно множество хадисов Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в которых говорится об азане. Вот некоторые из них:

«Когда наступает время намаза, пусть один из вас читает азан, а старший по возрасту будет имамом!» (Бухари, Азан, 17, 18, 49, 140; Ахад, 1, Адаб, 27, Магази, 53; Муслим, Масаджид, 292, 293; Насаи, Азан, 8).

После того, как один из сподвижников рассказал о своем сне, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) заметил:

«Иншаалах, этот сон воистину правдив! Вставай и научи Биляля тем словам, которые ты услышал во сне, ибо его голос красивее, чем твой!» . (Тирмизи, Мавакыт, 25; Абу Дауд, Салят, 28; ибн Маджа, Азан, 1)

В следующих хадисах сообщается о большом вознаграждении, которое ожидает за чтение азана.

«Если бы люди знали о достоинствах азана и стояния в первых рядах (во время выполнения намаза), и поняли ли бы, что без жребия они не смогут это сделать, то они обязательно кидали бы жребий». (Бухари, Азан, 9, 32, Шахадат, 30; Муслим, Салят, 129; Тирмизи, Мавакыт, 52; Насаи, Мавакыт, 22; Азан, 31)

«Когда вы пасете овец или находитесь в пустыне, громко читай- те азан, ибо нет ни одного джинна или человека, или какого-то другого существа, которые бы не свидетельствовали в Судный день в пользу муаззина». (Бухари, Азан, 5; Бадуль-хальк, 12, Таухид, 52; Насаи, Азан, 14; Малик, Муватта, Нида, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/6).

«В Судный день муаззины будут среди людей с самыми длинными шеями». (Муслим, Салят, 14; ибн Маджа, Азан, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/169, 264, 4/95, 98)

Но чтение икамата и выполнение обязанностей имама при совершении намаза более вознаграждаемое деяние, чем чтение азана, ибо Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четыре халифа, руководившие стра ной после его смерти, никогда не были муаззинами. Наряду с тем, после имамата, самым благочестивым видом служения остается должность муаззина, так как Аллах в Коране вопрошает:

«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху». (Сура Фуссылят, 41/33).

Досточтимая Айша (радиаЛлаху ‘анха) пояснила, что в этом аяте имеются в виду муаззины. По этому поводу Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:

«Имам является гарантией общества. Муаззин – надежный человек. О Аллах! Укажи имамам правильный путь и прости прегрешения муаззинов!» (Тирмизи, Салят, 39; Ахмад бин Ханбаль, 2/232, 284, 278, 382, 419).

Посредством азана людям сообщается о времени намазов и о том, что именно намаз является средством обретения вечного спасения. Посредством азана на весь мир объявляются самые главные принципы Ислама. Но кроме этого, время намазов в разных концах света наступает по-разному, и поэтому каждый час на нашей планете громко объявляется о существовании Аллаха, Его единстве и могуществе, о том, что только миссия Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и выполнение намаза могут служить средством спасения.

1) Форма и слова азана

Имамы всех мазхабов единодушны в вопросе формы и слов азана. Эти слова повторяются по два раза, но при чтении азана к утренней мо литве после слов «Хайя ‘аляль-фалях» добавляется фраза: «Ассаляту хъайрун минан-наум» (намаз лучше сна) и повторяется также два раза. Доказательством служит хадис, переданный Билялем (радиаллаху ‘анху). Кроме того, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обращаясь к Абу Мухзиру (радиаллаху ‘анху), сказал:

«Когда читаешь азан утреннего намаза, два раза скажи: «Ассаляту хъайрун минан-наум». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/264).

По мнению ханафитов и ханбалитов, азан состоит из 15 слов, но при чтении нет «тарджи». Иными словами, перед чтением слов азана вслух можно сначала прочитать про себя. (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 1/167; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/35; ибн Кудама, аль- Мугни, 1/404).

В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Зайдом (радиаллаху ‘анху), азан состоит из следующих фраз:

Смысл азана:

«Аллах превыше всего. Аллах превыше всего!

Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!

Спешите на намаз! Спешите на намаз!

Спешите к спасению! Спешите к спасению!

Аллах превыше всего! Аллах превыше всего!

Нет бога, кроме Аллаха!»

При чтении азана к утреннему намазу, после выражения «Хайя ‘аляль-фалях!» (Спешите к спасению!) добавляется фраза «Ассаляту хъайрун минан-наум» (Намаз лучше сна).

2) Условия азана

При чтении азана нужно соблюдать следующие условия:

1. Наступление времени. Нельзя читать азан, если не настало время намаза. Если случайно прочитали азан, его надо затем прочитать заново. По мнению имамов трех мазхабов (за исключением Абу Юсуфа и остальных факихов-ханафитов), чтение азана в конце ночи, составляющей 1/6 часть ночи, в предрассветное время, является мандуб. Затем, когда насту пает «фаджру садык», этот азан, как требование сунны, читается вновь.

Аргументом является хадис, переданный Абдуллахом бин Амром (радиаллаху ‘анху):

«Биляль читал ночной азан. А вы можете принимать пищу (это касалось тех, кто собрался соблюдать пост) до чтения азана Умму Мактумом» .

К этому хадису Бухари добавлял: «Умму Мактум был слепым, и пока люди не говорили ему: «Утро наступило, утро наступило», он не читал азан». (Бухари, Азан, 11, 13; Шахадат, 11, Саум, 17; Муслим, Сыям, 36-39; Тирмизи, Салят, 35; Насаи, Азан, 9-10).

2. Азан должен обязательно читаться на арабском языке, ибо азан является символом всех мусульман мира. При этом не имеет значения, на каком языке они говорят. По мнению ханафитов и ханбалитов, азан с самого начала, как и Коран, читался на арабском языке, поэтому чтение на других языках считается недействительным. Только шафииты считают, что для тех, кто не знает арабского языка, позволительно чтение на другом языке.

3. Звуки азана должны достигнуть слуха людей, но если муаззин один, то достаточно того, что он слышит сам.

4. При чтении азана и икамата должна соблюдаться последователь ность и порядок. Хотя чтение азана без соблюдения последовательности действительно, но считается макрух. Лучше всего такие азаны перечитать заново.

6. По мазхабу Ханафи, муаззином может быть человек в здравом уме, мужского пола, богобоязненный, знающий положения сунны и время намазов. Чтение азана джахилями и фасиками (нечестивцами) является макрух. Так же является макрух чтение азана женщинами, сумасшедшими и находящимися в состоянии джунуб. После них азаны желательно прочитать заново, ибо повторное чтение азана, как это бывает в пятничные дни, дозволено шариатом. Также является макрух чтение икамата без вуду, так как в хадисе сказано:

«Азан читают лишь те, кто находится в состоянии вуду». (Тирмизи, Салят, 33; ас-Санани, Субулус-салям, 1/129).

7. Муаззин должен обладать красивым и звучным голосом, так как в этом случае азан услышат много людей. Доказательством является следующий хадис:

«Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал читать азан двадцати человекам, и они начали читать. Ему понравился голос Абу Махзура, и он обучил его словам азана» . (Дарими, Салят, 7).

8. Чтобы звуки азана достигали слуха многих людей, муаззин дол жен находиться на возвышении, например, на высокой стене или мина рете. Урва бин Зубайр сообщил слова своей супруги, которая происходила из племени Бани Наджар:

«Мой дом был самым высоким из всех домов, расположенных рядом с Масджидун-Набави. Биляль читал азан с крыши моего дома. Перед рассветом он приходил к моему дому и сидел, ожидая наступления рассвета. Как только он видел наступление фаджра, вставал и читал азан». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/292).

9. При чтении азана между двумя предложениями необходимо делать паузу, тогда как икамат нужно читать быстро, соединяя по два словосо четания. В хадисе говорится:

«О Биляль! Когда читаешь азан, удлиняй слова и читай медленно, но когда читаешь икамат, читай быстро!» (Тирмизи, Салят, 29).

10. При чтении азана и икамата муаззин должен стоять лицом к Ка абе. Произнося фразу «хайя ‘аляс-салях», поворачиваться вправо, произнося фразу «хайя ‘аляль-фалях» – влево. Если муаззин находится на минарете, при чтении он должен быстро перемещаться сначала на пра вую, затем – на левую сторону. Чтобы громко читать азан, необходимо заткнуть уши кончиками пальцев. Абу Джухайфа (радиаллаху ‘анху) говорил:

«Я видел, как Биляль читал азан. При чтении он поворачивал голову направо и налево. При этом он возглашал: «хайя ‘аляс-салях», «хайя ‘аляль-фалях». Двумя пальцами он закрывал уши». (Ас-Санани, 1/122)

11. Чтение азана и икамата является сунной как для фард-намазов, так и для када-намазов, так как азан и икамат являются сунной не времени, а намазов. С другой стороны, када-намазы являются возмещением намаза, время которого наступило.

12. Когда различные када-намазы выполняют в разных местах, для каждого намаза нужно читать азан и икамат по-отдельности. Если про пущено много намазов, хотя чтение азана и икамата для каждого намаза по отдельности предпочтительнее, можно прочитать азан для первого пропущенного намаза, а для остальных можно прочитать лишь икамат. В хадисе, сообщенном ибн Мас’удом (радиаллаху ‘анху), говорится:

«В день сражения Ахзаб язычники помешали Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям) выполнить четыре фард-намаза. Эти были намазы зухр, аср, магриб и иша. Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю (радиаллаху ‘анху) прочитать для каждого намаза и азан, и икамат». (Хайсами, Маджмауз-заваид, 2/4; аш-Шавкани, 2/60)

По мнению Имама Малика, перед выполнением када-намазов читается лишь икамат, а азан можно не читать. При этом он опирается на повеление посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день битвы Хандак, когда из-за натиска противника мусульмане не смогли выполнить несколько намазов. Тогда он приказал Билялю читать лишь икамат. (Дарими, Салят, 186; Насаи, Мавакыт, 55; Азан, 23; Ахмад бин Ханбаль, 3/25).

13. Между азаном и икаматом нужно сделать небольшую паузу. Эта пауза при призыве к намазу аль-магриб должна составлять столько времени, сколько необходимо для чтения трех коротких аятов, в других намазах необходимо делать паузу, достаточную, чтобы можно было вы полнить четыре ракаата намаза, и в каждом ракаате прочитать по 12 ая тов. Доказательством служит следующий хадис:

«О Биляль! Между азаном и икаматом сделай такую паузу, чтобы люди, принимающие пищу, смогли закончить ее прием и после этого спокойно удовлетворить свои нужды» . (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 5/143).

Ханафиты считают, что после чтения азана – для вдохновения людей – призыв: «Ас-салях! Ас-салях! Йа мусаллин!» (О совершающие намаз! Спешите на намаз!) является мустахаб, так как в религиозных делах в последнее время люди проявляют леность.

«Когд а ты будешь исполнять обязанности муаззина, никогда за это не бери платы!» (Тирмизи, Салят, 41; Насаи, Азан, 32; ибн Маджа, Азан, 3; Ахмад бин Ханбаль, 4/217).

Однако шафииты и маликиты с самого начала считали позволительным получение платы за выполнение обязанности муаззина, у ханафитов фетву о дозволенности получения за это платы вынесли ученые недавнего прошлого. Данное решение объясняется тем, что из-за прекращения выплаты заработной платы религиозным служителям из государственной казны, в последнее время им стало сложнее выполнять свои обязанности. Поэтому эта фетва призвана обеспечить выполнение служащими своих обязанностей в дальнейшем.

15. Услышав звуки азана, люди должны прекратить разговоры. Если кто- то читает Коран, лучше прекратить чтение и слушать азан. Однако существует и другое мнение, что если кто-то читает Коран в мечети или у себя дома, во время азана он может продолжить чтение. Некоторые ученые считают, что в ведении беседы во время азана нет ничего предосудительного.

3) Повторять азан и икамат

Для того, кто слышит азан, повторение за муаззином слов азана и ика мата является мустахаб. Но когда муаззин произносит «хайя ‘аляс-салях» и «хайя ‘аляль-фалях», слышащий должен сказать: ِ

«Ля хауля уа ля куууата илля биллях» (Нет силы и могущества ни у кого кроме Аллаха. От неповиновения Аллаху можно спастись только мощью Аллаха! Только благодаря мощи Аллаха можно преуспеть в выполнении поклонения!)

Когда при чтении азана утреннего намаза муаззин говорит:

«Ассаляту хайрун минан-наум» (Намаз лучше сна), слушающий должен добавить:

«Садакта уа барирта» (Воистину, ты сказал правду, ты — обладатель добра).

Повторять азан нужно словесно, а не только мысленно. Доказательством является хадис, переданный Абу Саидом (радиаллаху ‘анху): «Пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал своим сподвижникам:

«Когда вы слышите азан, в точности повторяйте за муаззином» . (Бухари, Азан, 7; Муслим, Салят, 10, 11; Тирмизи, Салят, 40; Манакыб, 1; Насаи, Азан, 33, 35- 38; ибн Маджа, Азан, 4).

Но некоторые ученые-ханафиты утверждают, что отвечать муаззину означает для му’мина направляться в ту же минуту на намаз.

Повторять за муаззином можно в любом состоянии, даже в состоянии джунуб. Исключением является лишь состояние хайд и нифас. Также это не касается тех, кто слушает хутбу имама, совершает намаз-джаназа, принимает пищу, совершает половой акт, находится в туалете, изучает или обучает знаниям. Все эти лица во время азана могут продолжить свои занятия.

Если в какой-либо местности читают сразу несколько азанов, достаточно повторить лишь один. (Аль-Касани, 1/155; ибн Хумам, 1/173; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/367; аш-Ширази, аль- Мухаззаб, 1/58; ибн Кудама, 1/426; аз-Зухайли, 1/552).

4) Ду’а после азана

Передано от Джабира (радиаллаху ‘анху), что пророк Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что, кто прочитал следующую ду’а после азана, тот обязательно удостоится его «шафаат». (Шафаат – заступничество Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день Страшного суда).

Эта ду’а, получившая название «василя», следующая:

«О Аллах! Господь этого призыва, азана и намаза, который будет совершаться! Окажи пророку Мухаммаду Свою милость и даруй ему «василя», добродетели и самую высокую ступень и даруй ему возможность обрести «макам махмуд», которую Ты обещал ему! Воистину, Ты никогда не откажешься от Своих обещаний!» (Аль-Бухари, ибн Маджа).

5) Чтение азана в различных случаях

При необходимости чтение азана по другому поводу, кроме намазов, является мандуб. Причины этого следующие:

1. Чтение азана на ухо новорожденному ребенку является мандуб, ибо, когда у Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) родился внук Хасан (радиаллаху ‘анху), он прочитал над его ухом азан. (Абу Дауд, Адаб, 107; Тирмизи, Адахи, 16; Ахмад бин Ханбаль, 6/391-392).

2. Азан читают во время боевых действий, в случае возникновения пожара или вслед путнику, уходящему в путешествие.

3. Также прекрасно чтение азана в ухо человеку, которого охватил сильный гнев, или испытывающего нервное потрясение; человеку, находящемуся в приступе эпилепсии; в ухо человека и животного, у которого отвратительный характер или норов. Азан также читают в качестве за щиты в тех случаях, если привиделся джинн или шайтан в страшном обличии, ибо из хадисов известно, что, когда читают азан, шайтан быстро покидает эти места. (аз-Зухайли, 1/561-562).

Б — Икамат

Перед выполнением мужчинами фард или када-намаза – индивидуально или коллективно – чтение икамата является сунной-муаккада.

Чтение несколько раз азана и икамата, кроме намаза-джума, шари атом не разрешается. Поэтому, если в какой-либо мечети, мусульмане, прочитав азан и икамат, выполнили намаз, то пришедшие в мечеть позже не должны заново читать азан и икамат. Также не читается икамат перед намазами витр, байрам и таравих.

Слова икамата одинаковы со словами азана. Только после фразы «хайя ‘аляль-фалах» добавляется: «къад къаматис-салях» (намаз начинается, намаз начинается). В следующем хадисе указывается, что при чтении икамата слова повторяют по два раза, так же как и при чтении азана.

Абдуллах ибн Зайд аль-Ансари, придя к Мухаммаду (салляллаху ‘алейхи уа саллям), рассказал свой сон:

«Мне приснился сон. Некто, оде тый в два зеленых плаща, взобрался на стену и, повторяя каждую фразу по два раза, прочитал азан и затем икамат» . (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/266-267).

По мнению шафиитов и ханбалитов, каждая фраза читается только по одному разу, поэтому икамат состоит из одиннадцати фраз. Два раза повторяется только фраза «Къад къаматис-салях». В этом вопросе они обращаются к хадису от Абдуллаха бин Умара. (аш-Шавкани, 2/43).

Быстрое, но внятное, чтение икамата является сунной. Как и при чтении азана, по сунне, муаззин должен быть в состоянии ритуальной чистоты. Он должен стоять лицом к кибле и при чтении не должен вести посторонние разговоры. Икамат для призыва к намазу мужчин, прочтен ный женщиной, недействителен.

Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Каабы. После азана читается икамат, после чего читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников.

Согласно сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), считается нежелательным без уважительной причины покидать мечеть в промежутке между азаном и икаматом. Продолжительность чтения азана зависит от растягивания его слов.

До появления азана мусульмане исполняли пятикратный намаз отдельными группами. Люди совершали намаз вместе с теми, кто присутствовал, и в результате на каждый намаз приходилось несколько маленьких групп. Желанием Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) было собрать всех сахабов в одно время, чтобы сформировать единую группу для каждого намаза. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) посоветовался со своими сподвижниками по этому поводу.

Некоторые сподвижники предложили разжигать большой костер для каждого намаза, чтобы сообщить людям о времени коллективной молитвы, другие предлагали использовать звук соударяющихся палок. Часть сахабов предложила использовать для этих целей колокол. Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) предпочел отвергнуть эти предложения, так как они были похожими на способы, которые использовали иудеи и христиане для созыва своих собраний.

В одно утро Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) в спешке пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) по поводу увиденного им сна. Во сне Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) увидел кого-то (ангела), держащего несколько палок, и предложил ему продать эти палки. Ангел спросил причину желания купить палки. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) объяснил, что он хотел созывать мусульман на совместную молитву соударением палок. Ангел сказал: «Не показать ли тебе лучший способ?» После чего ангел произнес весь азан. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) прочел азан перед Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), услышав о сне и азане, сказал: «Это правдивый сон». В сборниках хадисов также упоминается, что в ту ночь одиннадцать сахабов (р.а.) увидели тот же сон.

Впоследствии хазрат Джибриль (алейхиссалям) сказал посредством откровения Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) принять этот способ азана для созыва джамаата. После этого Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал Абдулле ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) показать Билялю (р.а.), как исполнять азан, так как Биляль (р.а.) обладал сильным голосом. Другой сахаб - Абдулла ибн Умме Махтум (р.а.) — был также назначен Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в качестве муэдзина.

Азан является одной из характерных, отличительных черт (символов) Ислама. Необходимо произносить азан перед каждым фард-намазом. Если в какой-либо местности не используют азан для призыва на совместный намаз, их небрежность может быть рассмотрена как грешная.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что когда произносится азан, шайтан поворачивается спиной, испуская газы, бежит до того места, откуда он уже не может слышать азан. (Мишкаат, том 1, глава об азане).

Хазрат Му’авиях (р.а.) передал, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «У муэдзинов будут самые длинные шеи в День Воскрешения». (Там же)

Хазрат Абу Саид Худри (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто из людей, джинов или иных живых созданий слышит голос муэдзина, будет свидетелем муэдзину в День Воскрешения.» (Там же)

Хазрат Джабир (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уааллям) сказал: «Кто бы ни ни произнес дуа Василя за меня (предписанное дуа после азана), мое заступничество за него в День Воскрешения станет обязательным.» (Там же)

Азан и Икамат - Что означает. Когда был предписан.

АЗАН - Это Призыв к молитве. Предписание по Сунне, близкое к Обязательному. Азан указывает начало времени каждой из пяти молитв. Ежедневно мусульмане читают 5 молитв, следовательно, и Азан произносится 5 раз.

Слова Азана :

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Ля иляха илля-л-Лааах!

Нет божества кроме Аллаха!

В Утреннем Азане после слов «Хаййя аляль-фалях» дважды произносится:

«Ас-Саляту хайрум-минан-наум! - Ас-Саляту хайрум-минан-наум!» -

Молитва лучше сна! - Молитва лучше сна!

Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллаха. Такое мнение опирается на слова хазрата Пророка (саллаллаху алейхи уасаллям):

«Если бы мусульмане знали о величайшей благости, которая дается за возглашение Азана и за стояния в первом ряду в молитве, и если бы потом они не имели бы возможности это делать (из-за большого количества желающих), то стали бы тянуть жребий.»

В книге «Мир’ат-уль-Харамэйн» говорится: «Чтение Азана началось в первый год Хиджры в Медине. До этого времени оповещение о времени молитвы проводилось возгласом - Ас-саляту джами’а . Первым исполнителем Азана в Медине был Билял аль-Хабаши, а первым муадзином Мекки был Хабиб б. Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах). Первый Азан перед Пятничной молитвой был введен во время правления Халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Поначалу этот Азан как и другие читался внутри мечети. Во время халифа Абд-ул-Малика правитель Медины Аббан б. Усман велел читать этот Азан с минарета. Малик Насыр б. Мансур в 700 г. велел по пятницам перед Азанами читать салаваты (ас-саляту ва-с-саляму). В 58 г. по приказу халифа хазрата Муавийа (да будет доволен им Аллах) правитель Египта, сподвижник Маслама б. Махлед (да будет доволен ими Аллах), велел построить первый Минарет и велел читать муадзину Шархабилю салаваты перед утренним Азаном».

В книге «Мэвахиб-и лядунНиййат» , а также в хадисе от Абдуллаха б. Умара из «Сахиха» Бухари, сообщается: «В первый год Хиджры Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовался по поводу призыва к молитве со своими сподвижниками. Поступили разные предложения: кто советовал извещать о молитве ударами в колокол как назаретяне; кто предлагал дуть в трубу как иудеи; кто - разводить на высоком месте огонь как огнепоклонники. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не принял ни одно из этих предложений. Тут хазрат Умар заметил: «А почему бы нам не назначить ответственного человека, который бы призывал на совместную молитву?» На это Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вставай-ка Билял, призови людей на молитву ».

В книге «аль-Бэдаиу’с-Санаи фи тартибу-ш-Шараи» имам аль-Касани пишет, что после того, как Абдуллах б. Зейд сообщил о том, что видел и слышал во сне, как некто призывал на молитву чтением Азана, в те же дни о таком же сне сообщил и хазрат Умар (да будет доволен ими Аллах). Ибн-и Абидин в своем сборнике «Рэдд-уль-Мухтар але-д-Дурр-уль-Мухтар» по этому поводу добавляет: «Автор «Фетх-уль-Кадыр»а (Ибн-и Хумам) передает сообщения Абдуллаха б. Зейда из книги «Сирадж …» со всеми подтверждениями, где так же говорит о подобном сне и хазрата Умара» . Далее, имам дает разъяснение:

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) эта форма возвещения очень понравилась, и он велел отныне призывать к молитве подобным Азаном»

При исполнении молитвы дома или в поле, также весьма желательно читать Азан и Икамат . До наступления времени молитвы ни Азан, ни Икамат не читаются. Чтение Азана и Икамат при восстановлении пропущенных молитв является Обязанностью по Сунне. Нежелательно произнесение Азана нечестивым мусульманином (фасыком). Разрешается прочтение Азана подростком, достаточно образованным для своего возраста.

Женщины не читают ни Азан, ни Икамат. Если кто-либо при призыве на молитву, читает Коран, то обязан прекратить чтение и повторять слова Азана. Слушать призыв к молитве надо с почтением и повторять тихо, не мешая другим.

Не повторяются лишь выражения «Хаййя аляс-салях… Хаййя аляль-фалях…». В этом месте Азана тихо произносит: «Ляа хауля ва ляа куввата илляа бильЛяхи Алиййи-ль-Азыйм».

По окончании произносится салават

«Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад».

и читается следующая мольба к Аллаху Тааля:

«Аллахумма рабби хазихи’д-да’вати’т таматти вассалятиль-кааимати ати Мухаммадини’л-василяти валь фазиляти ваб’асху макааман махмуданиллязи ваадатху, иннака ля тухлифу’ль-миада».

Мусульманина, произносящего Азан, называют "Муадзин "

Качества, которыми должен обладать муадзин :

1) Быть разумным, дееспособным. Слабоумный взрослый или неразумный ребенок не могут быть муадзинами.

2) Быть совершеннолетним. Несмотря на дозволенность произнесения Азана благоразумным подростком, все-таки благостнее, когда муадзином является совершеннолетний.

3) Иметь правильное представление о Кыбле и правильно различать время молитвы.

4) Иметь представление о том, что исполняемый им призыв к молитве является Сунной.

5) Быть человеком серьезным, нравственно чистым.

6) Быть в состоянии омовения.

7) Если есть возможность, исполнять свои обязанности бесплатно, ради Всевышнего Аллаха.

8) В мечетях и других местах перед совместной молитвой читать Азан стоя, высоким голосом и, по возможности, на более или менее возвышенном месте.

ИКАМАТ - Извещение о Начале Совместной Молитвы .

Произносится так же, как и Азан, но перед обязательными (Фард ) молитвами и, после слов «Хаййя аляль-фалях», дважды произносятся слова:

«Кад кемати-с-салях - Кад кемати-с-салях»! - «Молитва начинается - Молитва начинается»!

«Кад камати-с-салях - Кад камати-с-салях»! - «Молитва начинается - Молитва начинается»!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях

Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве!

Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях

Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению!

Кад камати-с-саляту , Кад камати-с-салях !

Молитва начинается , - Молитва начинается !

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Аллах Превелик - Аллах Превелик!

Ля иляха илля-л-Лааах!

Нет божества кроме Аллаха!

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТ

1) При совместном исполнении молитвы Икамат читается вслух

2) В мечетях, где молитвы совершаются совместно, нежелательно (Макрух ) читать молитвы без Азана и Икамат.

3) Если из близлежащей мечети был услышан Азан, то нет необходимости его повторять перед молитвой этого времени. Однако Икамат надо произносить в любом случае.

4) Чтение Азана и Икамат перед восстановлением любой пропущенной Обязательной (Фард ) Молитвы является сунной . Если же восстанавливается друг за другом несколько молитв, то достаточно прочтение Азана перед первой молитвой. Икамат же необходимо читать перед каждой молитвой.

5) Нельзя приветствовать муадзина при чтении им Азана и Икамат. Также весьма нежелательно (Макрух) муадзину отвечать на такие приветствия.

6) Азан и Икамат читается лишь на арабском языке. Они не будут действительными, если будут произнесены на другом языке.

7) При прочтении Азана и Икамат муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад кематис-салях, - Кад кематис-салях!».

9) Является сунной обращаться в сторону Кыблы при чтении Азана и Икамат. Лишь при словах «Хаййа аля-с-салях», поворачивают голову вправо, и при словах «Хаййа але-ль-фалях», поворачивают голову влево.

Желательно (Мустахаб), чтобы Икамат произносил тот же человек, который читал Азан. Читать Икамат другому человеку без разрешения имама весьма нежелательно (Макрух), так как Биляль аль-Хабаши просил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. В хадисе, приведенном Ибни Адиййем от Зийада б. Хариса ас-Судаи говорится: «Я попросил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. Мне в ответ было сказано: «Муадзин имеет больше прав на Азан, а имам имеет больше прав на (указание о чтении) Икамат».

10) Желательно (Мустахаб) обращаться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля между Азаном и Икамат. Так как по сообщениям от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) известно, что мольба в это время не будет отвергнута.

11) Весьма желательно (Сунна) внимательно вслушиваться в Азан. И желательно (Мустахаб) повторять слова Азана.

12) По мазхабу Ханафи и Ханбали, при произнесении Икамат, вошедший в мечеть должен сесть и ожидать до тех пор, пока имам дойдет до михраба. Во время прочтения Икамат, джамаат не встает на молитву до тех пор, пока не встанет имам, так как в сборниках Бухари и Муслима приводится хадис: «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда произнесут Икамат, не вставайте на молитву до тех пор, пока меня не увидете» .

13) Как и при чтении Азана, Икамат произносится в состоянии омовения и в направлении Кыблы. При этом является сунной не разговаривать и не ходить.

14) Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы (например, прием пищи). Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.

1. После рождения ребенка в левое его ухо читают Азан, а в правое - Икамат. Так как дочь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Фатима, после рождения своего сына Хасана (да будет доволен ими Аллах), читала ему в ухо Азан

4. Чтобы предохраниться от зла джиннов и шайтанов, иногда предстающих перед людьми в образе человека, также рекомендуется читать Азан. Так как шайтан, услышавший Азан, старается бежать прочь от этого места.

О Смысле и Сути некоторых поклонений, связанных с молитвой

АЗАН - это громкий голос Ислама, возвещающий о том, что мусульманин - свободный человек. Азан, - это продолжение призыва Пророка (мир ему и благословение Аллаха) представителями его общины, которое будет продолжаться до Конца Света.

Азан, - возвещает о том, к чему стремится, чем обеспокоен и на что надеется человек.

Азан, - ежеминутное напоминание всему миру о Единстве и Величии Всевышнего Аллаха.

Азан, - это приглашение к поклонению Всевышнему Аллаху и свидетельство, что нет другого божества, достойного поклонения; что никакое другое поклонение не способно избавить от невзгод в этом мире, и избежать огня Ада после Судного Дня.

В книге «Гъайату-т-тахкык» раздела «Хад-уд-даллин» сообщается, что в третьем томе книги «Хильйе-ту-ль-Аулийа» передается хадис от Абдуллаха Ибни Аббаса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис (Сатана) был спущен на Землю, он спросил у Всевышнего Аллаха:

"Опустив на Землю Адама, Ты указал его потомкам Путь к спасению через Книги и Пророков. Как это будет осуществляться"? Всевышний Аллах ответил: "Через ангелов, известных пророков и четырех известных книг". Иблис: "А какие же книги, и каких пророков Ты дашь мне, чтобы я их мог обольщать и сбивать с толку"? Всевышний Аллах: "Твоей книгой будут стихи и музыка, развращающие душу человека. Твоими пророками будут прорицатели, гадальщики, колдуны и маги. Пищей твоей - пьянящие напитки, а также все, что будет выпито и съедено без упоминания Моего имени. Наставлениями твоими будет обман, домом - спортивные площадки и бани; капканами твоими - полуодетые девушки;

молельнями твоими - места, где собираются нечестивцы (фасык). А Муадзинами твоими будут мизмары (музыкальные инструменты и приспособления)».

[От Абдуллаха Ибни Аббаса].

Бухари и Муслим приводят в своих сборниках хадис: «Когда услышите голос муадзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем произнесите мне салават». (DMIF, I-437)

Вопрос : Можно ли за чтение ежедневного Азана и подобных действий получать зарплату?

По мазхабам Ханафи и Шафии дозволяется получать заработную плату за должность Муадзина, Имама определенной мечети, за должность Мударриса (руководитель Медресе) и за другие подобные должности.

Маликиты вносят уточнение: Да, за ежедневный Азан и Икамат получать зарплату дозволено. Однако за должность имама дозволено лишь с тем условием, когда он совмещает эту должность вместе с должностью Муадзина. Имам может получать зарплату лишь в случае, когда зарплата выделяется из государственного или благотворительного фонда. Но нежелательно, чтобы он получал деньги, собранные с прихожан.

Ханбалиты считают, что если есть человек, который согласен читать ежедневно Азан и Икамат безвозмездно, то нанимать Муадзина за деньги непозволительно. Если же нет добровольцев, то ответственные за дела мечетей исследуют положение, и только при наличии необходимости нанимают такого человека за плату. (DMIF, I - 436, 437).

В хадисе от Абдуллаха б. Зэйда, переданном ат-Тирмизи говорится: «Предложения Азана и Икамат Посланника (мир ему и благословение Аллаха) были парными».

Подтверждается это хадисом, переданным от Джабира: «Когда читаешь Азан, старайся делать это медленно, а при произнесении Икамат, делай это быстрее, и помни, что между Азаном и Икамат тебе надо будет выделить столько времени, сколько необходимо услышавшему Азан доесть свою пищу.»

Ибни Адийй - Абу Ахмад Абдуллах б. Адийй ад-Джурджани (Ибн-уль-Кассар; 279-365). Крупный ученый по хадисам (хафиз). Автор книги "Аль-Камиль" .

В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Держите ряды ровнее. Так как способность держать ровными ряды, увеличивает возможные благости за молитву».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...