§6. физиологические основы трудовых процессов. Опережающее возбуждение или сущность прогноза Психофизиология эмоционально-потребностной сферы

В ходе развития рефлекторной деятельности мозга возникают новые - психические - явления: ощущения, восприятия и т. д. Тем самым закономерно возникает новый объект исследования и встают новые задачи его изучения - задачи психологии.

Рефлекторная деятельность коры - это одновременно деятельность и нервная (физиологическая) и вместе с тем психическая (поскольку это одна и та же деятельность, выступающая в различных отношениях). Поэтому возникает задача ее изучения, во-первых, в качестве нервной деятельности, определяемой физиологическими законами нервной динамики (процессов возбуждения и торможения, их иррадиации, концентрации и взаимной индукции), во-вторых, в качестве психической (как восприятия и наблюдения, запоминания, мышления и т. д.). Однако здесь - как и вообще - определяющим предмет науки является высшая, то есть более специфическая, его характеристика.

Каждая наука изучает явления действительности в специфических для данной науки отношениях. Для физиологии действительность выступает как совокупность раздражителей, воздействующих на мозг, на анализаторы; для психологии - в качестве объектов познания и действия, объектов, с которыми взаимодействует человек как субъект.

Сначала - до возникновения организма, способного реагировать на раздражители, - бытие, действительность существует в виде процессов и вещей. С возникновением организмов явления материального мира (вещи, процессы) выступают соотносительно с организмами, на которые они воздействуют, и в качестве раздражителей. Это взаимодействие совершается в «онтологическом» плане. Пока вещи выступают только в качестве раздражителей, еще отсутствует гносеологический план; здесь нет еще ни объектов, ни субъекта в собственном смысле слова. В процессе воздействия раздражителей на организмы, обладающие рецепторами (анализаторами, органами чувств), и их ответной деятельности возникают ощущения.

Раздражители, отраженные в ощущении, могут действовать в качестве сигналов, не осознаваясь как объекты. Экспериментальным доказательством этого положения являются опыты, свидетельствующие о том, что испытуемый может правильно реагировать на чувственный сигнал, не осознавая сигнала, на который он отвечает (Э. Торндайк, Л.И. Котляревский и др.). Явления (вещи, процессы), служащие раздражителями и выступающие по отношению к организму, его органам (анализаторам) в качестве таковых, осознаются, когда они выступают в качестве объектов. Осознание вещи или явления как объекта связано с переходом от ощущения, служащего только сигналом для действия, для реакции, к ощущению и восприятию как образу предмета (или явления).

Собственно сознание (в отличие от психического вообще) начинается с появлением образа предмета (объекта) в специальном гносеологическом значении этого термина.

Раздражители, отраженные в ощущении, в сознании, выступают в качестве объектов. Понятие объекта - это гносеологическая категория; понятие раздражителя - категория физиологическая. Так как все научное рассмотрение мира не может быть сведено к физиологическому рассмотрению мира, а необходимо заключает в себе гносеологический (и психологический) аспекты, понятие объекта не может быть сведено к понятию раздражителя .

Отношение к объекту существенно как для гносеологического, так и для психологического плана. Различие между гносеологическим и психологическим углом зрения заключается в том, что гносеология делает предметом своего изучения само это отношение к объекту, а психология рассматривает психический процесс в этом отношении к объекту.

Специфические задачи психологии начинаются в связи с переходом к изучению осуществляемой мозгом психической деятельности человека. Психология, изучающая психическую деятельность людей, одна из наук о человеке. Это наука, вскрывающая закономерности осуществляемой мозгом психической деятельности человека.

Два положения принципиального характера определяют наш подход к психологии человека. Это, во-первых, понимание психических явлений вообще, как продукта развития материального мира; это, во-вторых, понимание психологии человека в ее специфических особенностях, как общественно обусловленного продукта истории .

Вопрос о месте психологии в системе наук обычно осложняется тем, что его пытаются решить, исходя из противопоставления естественных и общественных наук, исключая всякие переходы между ними. В термине «общественные науки» при этом стираются более тонкие различия между собственно науками об обществе и науками о явлениях, общественно обусловленных, к числу которых принадлежит психология человека. Психология - одна из наук о природе человека, общественно обусловленном продукте истории. Этим обусловлена связь психологии как с науками о природе (прежде всего с учением о высшей нервной деятельности), так и с науками общественно-историческими.

Поскольку психическая деятельность есть деятельность, осуществляемая мозгом, она подчиняется всем законам нейродинамики: без их привлечения объяснение психических явлений не может быть полностью осуществлено. Психологическое исследование все может быть противопоставлено физиологическому изучению нейродинамики и обособлено от него; при объяснении психических явлений все результаты физиологического исследования нейродинамики должны быть учтены и использованы. Вместе с тем продукты этой нейродинамики, возникающие в результате ее новые - психические - явления обусловливают новый план психологического исследования, в котором процессы, которые изучают физиологическое учение о высшей нервной деятельности, выступают в новом, специфическом качестве. Взятые в этом качестве, они детерминируются отношениями, от которых абстрагируется физиология.

Заучивание, например, то есть определенным образом организованное запоминание, рассматриваемое в физиологическом плане, является организацией подачи воздействующих на мозг раздражителей. Поэтому оно подчиняется всем законам нейродинамики корковых процессов. Однако, когда мы объясняем результат заучивания действием этих закономерностей, мы абстрагируемся от целого ряда взаимоотношений, которые характерны для заучивания как особого вида психической деятельности. Когда тот же процесс, который в физиологическом плане представляет собой ответ мозга на определенным образом организованную подачу раздражителей, в психологическом исследовании рассматривается как заучивание, неизбежно выступают новые зависимости - зависимость от деятельности человека, от тех отношений, в которые в ходе этой деятельности человек вступает, к тому, что им запоминается (например, к учебному материалу, к другим людям, к учителю, школьному коллективу и т.д.). В этих новых зависимостях данный процесс и изучается психологией. Каждое психологическое исследование вскрывает ту или иную из зависимостей этого рода. Физиология же от них отвлекается. Для организации деятельности человека знание именно этих зависимостей и закономерностей, которым они подчиняются, особенно важно. Задача их раскрытия падает на психологию.

Мы сказали, что физиология абстрагируется от отношений, существенных для психических явлений как таковых. Это значит, что физиологические явления многозначны по отношению к психическим явлениям, взятым в специфических для них свойствах и отношениях. Различные в своем конкретном выражении, психические явления отвечают одному и тому же физиологическому процессу. К тому же не существует точечного соотношения между психическими и физиологическими процессами или явлениями: каждый конкретный психический процесс в своем физиологическом выражении представляется более или менее сложной динамической системой или совокупностью различных физиологических процессов. В силу этого никак невозможно, не утрачивая специфических различий одного психического процесса или явления от других, подставить на место какого-либо психического явления «соответствующее» ему физиологическое как его полноценный эквивалент, способный дифференцировать данное психическое явление от других, в психологическом плане от него отличных. Одному и тому же физиологическому значению переменных, фигурирующих в формулах физиологических законов, всегда соответствует целая шкала различных психологических значений. Поэтому психические явления, оставаясь неотделимыми от физиологических процессов, все же отличаются от них. Физиологические и психологические законы не могут быть непосредственно приведены к совпадению путем подстановки в психологические законы физиологических терминов. Физиологические термины не адекватны тем отношениям, которые выражаются в психологических законах.

Подчиняясь физиологическим законам высшей нервной деятельности (законам динамики нервных процессов), психические явления выступают как эффект действия физиологических законов, так же как сами физиологические, вообще биологические, явления, подчиняясь, например, законам химии, выступают как эффект действия химических закономерностей. Однако физиологические процессы представляют собой новую своеобразную форму проявления химических закономерностей, и именно эта новая, специфическая форма их проявления выступает в законах физиологии. Подобно этому психические явления представляют собой новую, своеобразную- форму проявления физиологических законов нейродинамики. Эта их специфика получает свое выражение в законах психологии. Иными- словами, психические явления остаются своеобразными психическими явлениями и вместе с тем выступают как форма проявления физиологических закономерностей, подобно тому, как физиологические явления остаются физиологическими, выступая, однако, в результате биохимических исследований и как форма проявления законов химии. Низшие закономерности включаются в высшие области, но лишь в качестве момента подчиненного, не определяющего их специфику. Таково вообще соотношение между «ниже» и «выше» лежащими областями научного исследования. Более общие законы нижележащих областей распространяются и на вышележащие области, но не исчерпывают закономерностей этих последних. Ведущими закономерностями каждой области являются ее специфические закономерности, определяющие ведущие специфические свойства данной области явлений.

В результате раскрытия биохимической природы физиологических явлений происходит не их исчезновение как явлений специфических, а углубление знаний о них. Как бы глубоко ни были вскрыты биохимические закономерности замыкания корковых связей, рефлексы не перестанут быть рефлексами; то же самое нужно сказать и о любых физиологических явлениях. С прогрессом биохимии пищеварения, например, знание этого процесса углубится, он выступит как специфический эффект химических реакций, но останется при этом специфической формой их проявления - процессом пищеварения, в этой специфической форме характеризующим жизнь, живых существ, а не реакции химических элементов. Собственная природа явлений всегда определяется их специфическими закономерностями.

Подобно этому психические явления в результате нейродинамического анализа выступают как эффект действия нейро- динамических законов отражательной деятельности мозга. Но этим не упраздняется специфичность психических явлений. От того, что психические явления выступают как эффект, производный от действия закономерностей высшей нервной деятельности, знание законов, устанавливаемых психическим исследованием, не теряет своего значения. Взаимоотношение психологии и учения о высшей нервной деятельности укладывается в общие рамки взаимоотношений между «ниже» и «выше» лежащими областями научного знания.

Отношение между психологией и учением о высшей нервной деятельности аналогично не отношению между биологией и химией, а между биологией и биохимией. Учение о высшей нервной деятельности тоже изучает психическую деятельность, но в специальном аспекте. Законы высшей нервной деятельности играют важную роль в объяснении психической деятельности. Однако они не исчерпывают ее закономерностей и не являются ее специфическими закономерностями, то есть закономерностями, определяющими ее ведущие специфические свойства. Таковыми являются законы психологии.

Из такого понимания соотношения физиологических и психологических закономерностей, физиологической и психологической характеристики деятельности мозга явствует несостоятельность ряда формулировок, ставших ходовыми.

Очевидна, прежде всего, несостоятельность формулы, в которой психическое и физиологическое представляются как две координированные стороны одного процесса. Ошибочность ее отключается в том, что она маскирует ту иерархию первичного и производного, основы и формы ее проявления, которая выражает существо отношения между физиологической и психологической характеристиками и ошибочно представляет их как равноправно соотнесенные, как координированные, параллельные. Ошибка ее в том, что указываются разные «стороны» и не указывается соотношение этих «сторон».

Несостоятельно также иногда противопоставлявшееся этой формуле положение, согласно которому физиологическая и психологическая характеристики являются рядоположными «компонентами» характеристики, которую дает психическим явлениям психология, в то время как физиология ограничивается частичной (физиологической) их характеристикой. Это положение своим теоретическим содержанием выражает концепцию старой «физиологической психологии», одновременно механистической и идеалистической. Рядоположность физиологической и психологической характеристик или включение первой во вторую приводит к тому, что физиологическая характеристика явлений теряет свою эффективность, поскольку при таком рядоположении физиологических и психологических данных психические явления не выступают в их специфичности как новая, своеобразная форма проявления физиологических закономерностей, которая получает свое выражение в законах психологии. Поэтому поиски специфичности психологических закономерностей при такой исходной позиции выражаются в принципиально неверном противопоставлении психологических и физиологических закономерностей. Это неправомерное их противопоставление и обособление друг от друга являются лишь другим выражением их исходного внешнего рядоположного сочетания.

Очень распространенной, но порочной является и та формула, согласно которой физиологические законы нейродинамики относятся только к материальной основе психических явлений, а психологические законы - к психическим явлениям, «надстраивающимся» над этой материальной, физиологической основой. Эта формула особенно вредна и опасна, потому что, характеризуя физиологические закономерности высшей нервной деятельности как «основу» психологии, она по внешнему выражению кажется близкой к истинному пониманию соотношения физиологических закономерностей и психологии. В действительности же по своему внутреннему смыслу и подлинной направленности она выражает заостренный дуализм. Она как бы в вертикальном направлении (от физиологической «основы» к психическим явлениям, которые над ней «надстраиваются») устанавливает такую же внешнюю между ними рядоположность, какую предшествующие формулы устанавливали в направлении «горизонтальном». Согласно смыслу этой формулы, законы высшей нервной деятельности относятся вовсе не к психическим явлениям, а лишь к их физиологической «основе», к физиологическим явлениям. Психические явления вовсе не выступают, согласно этой формуле, как форма проявления нейродинамических законов. Связь между ними разорвана. Это - реставрация старой схемы, одновременно механистической и идеалистической. Все содержание павловского учения о высшей нервной деятельности, весь ход развития науки опровергает скрытую в этой формуле концепцию.

Это различение понятий раздражителя и объекта, связанное с различием, с одной стороны, физиологического, с другой стороны, гносеологического и психологического аспекта научного рассмотрения взаимоотношений индивида и окружающего мира, носит принципиальный характер. Поэтому о простом недопонимании смысла этого разграничения понятий и аспектов свидетельствовала бы попытка, признав невозможность подстановки на место объекта простого раздражителя, подставить на его место комплексный раздражитель. Последний относится к тому же плану физиологических отношений, как и простой раздражитель; так же как и простой раздражитель, он не в состоянии заменить и упразднить гносеологический аспект проблемы (с которым связан и его психологический аспект). Не может изменить этого положения и то обстоятельство, что павловская физиология имеет дело не только с раздражителями как таковыми, но и с их сигнальным значением. Это последнее обстоятельство действительно имеет очень большое значение. Благодаря ему вскрывается физиологический механизм восприятия тех важнейших «функциональных» свойств объекта, которые характеризуют его в практическом отношении к жизни и деятельности индивида. Но и здесь мы остаемся в области физиологических отношений и физиологического восприятия объекта. Но объяснение факта должно ли быть его ликвидацией? Бывают, конечно, случаи, когда объяснение чего-то, что принималось за факт, обнаруживает иллюзорность предполагаемого факта. Но физиологическое объяснение восприятия объекта не может быть превращено в отрицание тех гносеологических отношений, которые анализируются физиологически. Подлинный научный смысл павловских понятий и законов, конечно, не заключается в замене и, значит, отмене гносеологических (и связанных с ними психологических) категорий.

Подробнее об основных принципиальных положениях, определяющих марксистское понимание человеческой психологии, см. дальше раздел о философских основах.

Одно из противоречий научно-технического прогресса состоит в том, что, наряду с огромными положительными результатами, современное производство, широко оснащенное сложными техническими системами, предъявляет к человеку возросшие требования. Они вынуждают человека работать на пределе его психологических возможностей, в часто - в крайне сложных условиях труда. При этом че- ловек несет ответственность за эффективное функционирование больших систем управления, и допущенная ошибка, может привести к очень тяжелым последствиям. I Основные физиологические характеристики тРУДов0Й деятельности

Важной закономерностью общественного развития явилось разделение труда на две формы: труд умственный и труд физический. С этой точки зрения при работе учитывается или удельный вес мышечной нагрузки, или удельный вес одного из компонентов нервной нагрузки - мыслительного. Труд относят к физическому при преобладании мышечного компонента, к умственному - при преобладании мыслительного компонента.

Для характеристики и оценки физиологической стоимости работы используются термины «тяжесть» и «напряженность труда». Оба термина охватываются единым понятием «функциональное напряжение организма при работе». Функциональное напряжение определяется как характером рабочей нагрузки, так и условиями производственной среды. При работе организму предъявляется два вида нагрузки: мышечная и нервная. Поэтому функциональное напряжение организма при работе должно, в зависимости от рода нагрузки, характеризоваться либо как тяжесть, либо как напряженность труда. Напряженность труда - это функциональное состояние организма при работе с преобладанием мышечной нагрузки. Тяжесть труда - вовлечение в трудовой процесс опорно-двигательного аппарата и функций энергетического обеспечения.

Оценка тяжести труда дается на основании энергозатрат при работе. Это объясняется тем, что энергозатраты хорошо отражают динамическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат и обеспечивают выполнение при этой нагрузке вегетативных функций - дыхание, кровообращение. Однако статическая работа относительно мало отражается на уровне энергозатрат. Поэтому используют и такие показатели, как вес удерживаемого груза (усилие удержания груза), характер рабочей позы, стационарность или нестационарностъ рабочего места. Напряженность труда - это функциональное состояние организма при работе с преобладанием нервной нагрузки. В физиологическом плане трудовая деятельность человека может характеризоваться двояко: во-первых, по виду труда и вызываемого им функционального напряжения (качественная сторона); во-вторых, по степени этого функционального напряжения (количественная сторона).

Классификация и виды трудовой деятельности I.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности.

К этой группе относят профессии тяжелого и среднего физического труда. Примерами являются профессии землекопа, грузчика, кузвеца, каменщика, сельскохозяйственные профессии. Все эти работы характеризуются повышенными энергетическими затратами порядка 4000-7000 ккал./ сут. или в единицах работы - 200-300 тыс. кгм за смену. Существенной отрицательной чертой физического труда является его социальная неэффективность. Для достижения сколько-нибудь оправдывающей себя производительности требуется высокое, яеоптимальное напряжение физических сил человека. Другой недостаток в физиологическом плане состоит в том, что физический труд всегда односторонне развивает мышечную систему, а нередко вызывает и гипертрофию мышц.

П. Формы механизированного труда.

В группу входят многочисленные профессии во всех отраслях производства. Энергетические затраты в этих группах составляют 3000-4000 ккал./сут., а механическая работа может составлять до 100 тыс. кгм за смену. Отличительной чертой механизированного труда, помимо снижения мышечного компонента в работе, является развитие скорости и точности движений. Усложняется программа действий, что связано с двумя обстоятельствами: обслуживание механизмов требует знания их конструкции; перед исполнением работы происходит ее планирование, расчет по чертежам. Поэтому профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных умений. III.

Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством.

Это формы труда, связанные с дальнейшей механизацией производственного процесса. При полуавтоматическом производстве человек полностью выключается из процесса обработки. Его задача - подать в станок материал для обработки, пустить механизм, вынуть готовое изделие. Главная черта этих работ - монотонность. Не требуется высокой квалификации. Почти вся работа адресована двигательному аппарату, от которого требуется, прежде всего, скорость и точность движений. Автоматизация резко меняет роль человека в трудовом процессе. Он перестает дополнять механизм, который выполняет теперь не только основные, но и вспомогательные функции. Работник управляет механизма- ми. Его задача обеспечить бесперебойную работу* Основной чертой действия во всех случаях является готовность к действию и связанная с ней срочность реакций. IV.

Формы группового труда*

Типичный вид группового труда - конвейеры. Основой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, приводящая к минимуму времени для их выполнения. Групповая форма труда немыслима без синхронизации работы ее участников, определяющих такт конвейера, т. е* интервал времени, предоставляемый работнику для выполнения очередной операции. Чем меньше интервал, тем монотоннее работа. Наиболее существенный признак, характеризующий работу конвейера, - монотонность. V.

Формы труда, связанные с дистанционным управлением.

Дистанционное управление производством возникает на базе механизации и автоматизации. С физиологической точки зрения различают две основные формы управления производственным процессом на расстоянии. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а з других - редких. При этом у работников возникают разные функциональные состояния. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. Во втором случае работник, главным образом, находится в состоянии готовности к действию, но его реакции малочисленны. VI.

Формы интеллектуального труда.

Выделяют две формы интеллектуального (умственного) труда: 1) Профессии, занятые в сфере материального про- изводства, но не связанные непосредственно с предметами трудя* Это профессии инженера, конструктора, програм- миста. 2) Профессии, связанные с научной работой, профессии прикладных знаний (учителя, врачи), профессии в области литературы, искусства (артисты, художники, писатели). Сфера материального производства в большей степени гребует приложения сил в плане технизации и организации. Среди профессий инженерного профиля можно выделить два типа: один связан с проектированием и прогнозированием производственного процесса (конструкторы); задачей второ- го является осуществление эксплуатационных функций (операторы, техники, диспетчеры, бухгалтеры, статистики). Интеллектуальный труд с незначительной мышечной активностью энергетически наиболее экономичен. Суточные затраты составляют 2400-2800 ккал./сут. (т. е. превышают основной обмен всего на 600-1000 ккал.). Эта экономия обусловлена пониженной двигательной активностью и не является положительной. Мозговая деятельность лишена поддержки со стороны мышц, что может привести к отрицательным последствиям (разнообразные сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательнрго аппарата). Основные черты интеллектуального труда-сложность и изменчивость программы действий. Чем больше сигналов разного содержания и значения поступает на работника, тем сложнее выбор правильного действия, тем напряженнее работа.

Методы оценки тяжести и напряженности труда

Для оценки тяжести и напряженности труда используют различные показатели и критерии. Обычно выделяют четыре степени тяжести и напряженности труда. В качестве критериев оценки тяжести труда используют как внешние показатели - характеристики работы, так и внутренние стоимость для организма. Для оценки напряженности такая градация оказывается не всегда приемлемой.

Оценка тяжести труда. Тяжесть физического труда определяется следующими показателями динамической и статической работы: весом перемещаемого груза и мощностью работы; величиной статической нагрузки; характером рабочей позы.

Мощность внешней работы определяется величинои затрачиваемой человеком физической энергии. Для расчета мощности внешней работы вычисляется количество работы, выполненной за единицу времени. Поскольку физическая работа связана с перемещениями каких-либо грузов или материалов на расстояние, то при расчете учитывают: подъем груза; перемещение его по горизонтали; опускание груза.

Расчет выполняемой работы проводят по формуле:

А = [Р х Н + (Р х 1/9) + (Р х Ь)/2] х к,

где А количество работы в кгм; Р - вес груза в кг; Н - высота подъема груза от исходного состояния; 1 - расстояние перемещения груза по горизонтали; Ь - расстояние опускания груза; к - коэффициент, равный б.

Для расчета мощности работы используется формула:

N = (АД) х к,

где N - мощность работы в вт/сек.; А - величина работы в кгм; 4 - время, за которое совершена дяттяя работа в сек; к - коэффициент перевода кгм в вт, равный 10.

Максимальная величина перемещаемого груза является основным показателем для определения тяжести труда.

В повседневной жизни статическая работа проявляется в двух формах: поддержание позы и удержание какого- либо груза. В большинстве случаев при удержании груза или сохранении рабочей позы противодействующей является сила тяжести. В некоторых случаях статическое сокращение может быть направлено на преодоление другой внешней силы, например нажатие на педаль. Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком усилия без перемещения тела или отдельных его звеньев, характеризуется величиной удерживаемого груза или усилия. Статическая нагрузка определяется произведением усилия на время удержания. Величина статической нагрузки выражается в кг/с. Показателем статической нагрузки служит также величина углов наклона и длительность пребывания в той или инои позе в полноценном отношении к длительности рабочей смены. Поза поддержание тела человека в определенном положении. Поза определяет психологический эффект, который выражается в понятии комфорта.

Для практической оценки тяжести труда можно рекомендовать показатели, приведенные в табл. 1. ^айлица 1

Критерии тяжести физического труда Признаки Количественные критерии тяжести труда (показатели внешией работы) Физическая работа I - легкая П - средняя Ш - тяжелея IV - очень тяжелая Максимальная величина перемещаемого груза, кг ДО б от 6 до 10 от 11 до 30 больше 30 Мощность внешней работы, вт* с участием плечевого пояса, с участием нижних конечностей и туловища ДО 10 до 22 до 45 свыше 45 Величина статической нагрузки за смену, кг/с., при создании усилий: двумя руками с участием корпуса и ног до 20

до 43 200 до 61 200 до 46

до 97 200 до 129 600 до 90

до 208 800 до 266 400 свыше 90

свыше 208800 свыше 266 400 Рабочая поза и перемещения в пространстве Стационарное рабочее место. Свободная поза. Стационарное рабочее место. Наклоны до 30° Стационарное рабочее место. Наклоны до 30а 100-300 раз за смену или пребывание в Стационарное место. Наклоны до 30* и больше более 300 раз за смену или пребывание

50-100 раз за смену или пребывание в наклонном положении до 30* 10-25% рабочего времени. Ходьба до 4 км за смену. наклонном положении до 30* 25-50% рабочего времени. Ходьба до 7 км за смену. в наклонном положения более 50% рабочего времени. Ходьба до 15 км за смену. Физиологическая стоимость: Количественные критерии тяжести труда (внутренние показатели - стоимость для организма) по энергетическим затратам (основной обмен - 1Д ккал./мин.); 150 ккал./^мю* 172 дик,/сек. " 150-200 172- г%г 200-300 , 232-293 свыше 300 свыше 293 по частоте пульса (покой - 60-70 уд./мин.; предел безопасности - 140-150 уд./мин.) 75-100 100-125 125-150 150-175 по потреблению кислорода (покой - 0,2 л/мин.) до 0,5 л/мин. до 0,8 д/мин.

L до 1,5 л/мин. свыше 1,5 л/мин.

Напряженность труда характеризует ту сторону трудовой [еятельности, которая требует мобилизации высших психи- (еских функций человека, таких как восприятие, внимание, шеративная память, аналитико-синтетическая деятельность ДНС. Разная степень напряжения этих функций мало или почти не отражается в таких показателях, как газообмен, энергозатраты, кровообращение. Если ограничить умственный труд теми видами деятельности, которые широко используются на производстве, и оставить в стороне высшие формы творческого и исполнительского труда (ученые, художники, общественные деятели), можно выделить следующие показатели, используемые для оценки напряженности труда: 1) степень напряжения внимания; 2) плотность воспринимаемых сигналов; 3) темп работы; 4) плотность рабочей смены; 5) напряженность анализаторных функций; 6) степень эмоционального напряжения; 7) интеллектуальное напряжение; 8) монотонность работы; 9) нагрузка на память; 10) сменность труда. Рассмотрим эти показатели подробнее.

Внимание. Единого обоснованного критерия оценки напряженности внимания в производственных условиях нет (зависит от деятельности). Рекомендуют оценку напряженности труда по параметру внимания проводить по производственным критериям. Применительно к операторским видам деятельности речь может идти о числе объектов одновременного наблюдения или управления, т. е. какое количество из общего числа объектов наблюдения являются наиболее важными и требуют одновременного наблюдения. (Например, из 100 объектов 5 или 10 наиболее важные и требуют постоянного наблюдения: станки, сигналы пульта, по существу речь идет об объеме информационного поля.) Другой показатель, характеризующий внимание, - длительность сосредоточенного наблюдения. Этот показатель рассчитывается как относительная величина в процентах к общему времени рабочей смены. Поскольку от оператора требуется способность к быстрому переключению внимания, частота (средняя, максимальная) этих переключений может служить показателем напряженности труда.

Плотность воспринимаемых сигналов. Этот показатель характеризует степень напряженности труда в зависимости от количества поступающей информации за единицу времени. Оценка степени напряженности труда по этому показа- телю должна учитывать характер деятельности, количество и характер преобразования информации. Расчет плотности сигналов вычисляют как произведение количества призна - ков информации за единицу времени. Например, число сообщений 60, в каждом сообщении 4 признака. Общее количество 4 х 60 = 240 за единицу времени (обычно за час). Таким образом, этот показатель характеризует объем информации за единицу времени.

Темп и плотность рабочей смены. Эти показатели характеризуют степень и равномерность рабочей нагрузки за смену. В зависимости от характера деятельности можно выделить два типа активности: 1) двигательную, 2) контрольнонаблюдательную. Интегральным показателем плотности рабочей смены может служить «коэффициент активности». Это показатель отношения суммарной длительности активных (регулировочных, исполнительских) действий к общему времени наблюдения, контроля, но не длительности смены. Малый вес активных действий при необходимости поддержания постоянной бдительности создает условия мотивационного конфликта, что требует значительного нервного напряжения (менее 0,2). В то же время слишком высокий «коэффициент активности» (более 0,8) отражает напряженность труда, связанную с повышенной двигательной активностью.

Напряженность анализаторных функций связана с обнаружением и выделением сигналов различной модальности (зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность). По физической силе сигналы делят на: 1) слабые ниже оперативного порога; 2) оптимальные в интервалах границ оперативного порога; 3) раздражающие выше оперативного порога. Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных, показателей. Степень напряжения зрения определяют по СН 245-75 категории^зритель- ных работ, где выделено 6 разрядов зрительной работы в зависимости от размеров объекта в поле зрения. Степень напряжения органа слуха может быть определена двояко. Во-первых, по слышимости речи от расстояния или по разборчивости речи в процентах от соотношения с уровнем шума. Во-вторых, по нормам допустимых уровней звукового давления и уровня звука на рабочих местах. Критерия Признаки I - ненапряженная 1. Внимание, число одновременно наблюдаемых объектов; длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах к длительности рабочей смены) до 5 до 25 2. Напряжение анализаторных! функции:

Зрение. Размеры объекта, мм, при расстоянии объекта до глаз работника до 1 м более 5 мм Слух Помех нет 3. Плотность сигналов (сообщений)

сложных до 60 до 15 4. Объем оперативной памяти. Необходимо удерживать в памяти до 2 элементов менее 2 часов Нагрузка на память (по кол-ву параметров производственного процесса) до 50 5. Интеллектуальное напряжение Нет необходимости принимать самостоятельные решения 6. Монотонность: повторяемость (в час) число элементов в операции | длительность в сек.

I Время активных действий в процентах к длительности смены (коэффициент активности)

1 180 более 10 более 100

10-20% 0,5-0,3 7. Эмоциональное напряжение Работа по индивидуальному плаву "("аб.чиц»* "/!

напряженности труда II - мало напряженная IV тигр;!/-" > * 6-10 Сю. и » ИЛ 26-50 Сюлгя 75 1-6 мм менее 0.3 мм Есть помехи, ва фоне которых речь слышна: до 2,5 м до 1,5 м 61-150 более 400 16-40 более 60 до 2 элементов более 5 элементов более 2 часов более 5 часов до 100 более 200 Работа по простой Эвристическая инструкции (творческая) деятельность 181-300 более 600 10-6 3 1 100-45 19 1 20-50% более 80* . 0,2-0,3 менее 0.1! б»лее 0,8 Работа по индивидуальному Оги^тстпенноп». графику безопасность Ч|>У»нч чип. личный рш к

Эмоциональное напряжение. В реальных условиях трудовой деятельности, степень эмоционального напряжения является существенным фактором, определяющим успешность и надежность деятельности. Градации эмоциональной напряженности оценивают по производственным критериям, создающим предпосылки для возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний. Такими факторами будут: 1.

Временные факторы (работа по индивидуальному плану, работа по точному графику, работа в условиях дефицита времени). 2. Мотивационная значимость нарушений в процессе деятельности (аварийные ситуации, работы, связанные с личным риском, с ответственностью за безопасность других лиц).

Интеллектуальное напряжение. Величина интеллектуального напряжения не может быть точно категоризирована. Факторами, ее определяющими, могут быть: работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартного, творческого компонента деятельности.

Монотонность труда. К монотонным видам труда относят такие, которые характеризуются следующими признаками: 1) высокая частота повторения трудовых действий; 2)

непродолжительный временной цикл выполнения операций; 3) малоэлементный количественный состав операции;

4) структурное однообразие трудовых действий; 5) простота { трудовых действий. Эти критерии относятся преимуще- I ственно к работам, где ведущую роль играет энергетический | фактор, т. е. работа с выраженным физическим компонен- ! том. Те же работы, где преобладает информационный фактор, т. е. требуется напряжение сенсорных механизмов и определенных психических функций, считают монотонны- , ми, если они: 1) связаны с длительным пассивным наблюдением; 2) имеют недостаток притока сенсорной информации; 3)

имеют ограничение воздействия производственных сиг-

налов и раздражителей.

Память. Нагрузка на память обусловлена, во-первых, необходимым объемом запоминаемой информации; во-вторых, с длительностью хранения нужной информации в про-

иессе деяте льности.

Сменность труда. По степени напряженности режима труда выделяют четыре категории: 1) Работа в утреннюю

смену наиболее оптимальная, 2) Вечерняя смена. На работу наслаивается бытовая нагрувка, активность хуже вечером. 3) Чередование сменной работы: утро» вечер, ночь. 4)

Круглосуточная работа. Трехсменная и круглосуточная работа является наиболее утомительной и не физиологичной.

Критерии напряженности труда приведены в табл. 2.

Литература

Гримак ЛЛ. Общение с собой. - М., 1991.

Карпов АЗ, Психология менеджмента. - М., 1999.

Китаев-Смык Л А. Психология стресса. - М., 1983.

Леонова АЗ., Медведева ВЛ. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981.

Психические состояния. Серия «Хрестоматия по психологии * / Под ред. В. Усманова. - СПб., 2000.

Розенблат ВЗ. Проблема утомления. - М., 1975.

Руководство по физиологии труда / Под ред. З.М. Золиной, Н.Ф. Из- мерова. - М., 1983.

Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. В 6 тт. Т. 2. - М., 1992.

Вопросы для самопроверки 1.

Какова классификация видов трудовой деятельности? 2.

Что такое физиологическая стоимость работы? 3.

Что такое функциональное напряжение организма в процессе труда? 4.

Что такое тяжесть труда? 5.

Что такое напряженность труда?

Темы рефератов 1.

Характеристика видов немеханизированного физического труда. 2.

Характеристика форм конвейерного труда. 3.

Характеристика видов труда с преобладанием сенсорной нагрузки. 4.

Методы оценки тяжести труда. 6.

Методы оценки напряженности труда.

Сон и сновидения... Что это?..
Путешествие души, оставляющей на время сна тело, или же нечто чисто биологическое?..
Полезны и нужны ли нам сновидения или же они - лишь досадная помеха, мешающая нам выспаться и набраться сил?..
В ролике выше - доктор биологических и доктор медицинских наук довольно интересно рассказали нам о том, что такое сон с точки зрения современной науки. Ниже - я готов представить вашему вниманию свое собственное понимание сна и сновидений, но уже не с научной, а с более глубокой - эзотерической - точки зрения...

I. МЕХАНИЗМ СНА

Приступая к разбору механизма сна, необходимо произвести разбивку данного вопроса на несколько основополагающих частей (аспектов), через последовательное рассмотрение которых мы и придем к пониманию того, что же представляет собой механизм сна.

1. Аспект физиологический.

В физиологическом плане сон - это состояние покоя организма; его естественный периодический отдых, определяемый основным суточным биоритмом и сопровождаемый понижением интенсивности ряда физиологических процессов: уменьшением возбудимости центральной нервной системы, выключением дневного сознания, расслаблением мускулатуры, замедлением сердечной деятельности и дыхания, снижением кровяного давления и т.д. Глаза во время сна обычно закрыты, зрительный нерв перестает передавать в мозг сигналы-раздражения. Ушная мышца, управляющая слуховыми косточками (молоточком, наковальней и стременем), также находится в расслабленном состоянии, потому многие не слишком громкие звуки ухом не улавливаются. Физиологическая деятельность всех органов сведена, таким образом, к минимуму.

2. Аспект нервно-мозговой.

В плане нервно-мозговой деятельности, во время сна происходит отдых и восстановление нервных клеток коры головного мозга. Здесь сон - это процесс охранительного торможения, захватывающий клетки-нейроны коры и постепенно распространяющийся на более глубокие участки мозга. При этом нейроны перестают отвечать на приходящие к ним сигналы-раздражения и находятся в состоянии торможения. В механизме сна наряду с клетками коры участвуют и подкорковые отделы. Сон, таким образом, есть результат двусторонней связи коры и подкоркового аппарата головного мозга.

3. Химический аспект.

Химический аспект в механизме сна занимает второстепенное место. Суть его сводится к следующему: в процессе бодрствования в мозгу и крови человека накапливаются определенные химические вещества, которые вызывают усталость и от которых организм освобождается во время сна. Однако, наблюдения за сиамскими близнецами, имеющими общее кровообращение, но раздельную нервную систему, показало, что близнецы, как правило, засыпают в разное время - когда одна голова спит, другая может бодрствовать. Если бы химический фактор играл в засыпании одну из доминирующих ролей, т.е., если бы сон наступал только вследствие увеличения в крови определенных химических веществ, близнецы всегда и непременно засыпали бы одновременно. Однако ничего подобного не наблюдается. Таким образом, становится ясно, что химический фактор в механизме сна не самое главное. Он «помогает» заснуть, но не обусловливает сон.

4. Духовный аспект.

Здесь мы подходим к самому важному в определении сна, так как именно духовный фактор играет в механизме сна главенствующую роль. По сути дела, именно он является причиной сна, в то время как три предыдущих фактора есть лишь следствия его проявления.
Как известно, человек состоит не из одного лишь физического, но из нескольких взаимопроникающих (существующих «в одном месте», но как бы «в разных измерениях») тел. На данном этапе эволюционного развития центр восприятия человека находится в теле физическом. Именно по этой причине мы с легкостью воспринимаем его и все, с чем оно сообщается посредством пяти органов чувств, но совершенно не воспринимаем свои «тонкие» тела и те миры, в которых они функционируют.
Итак, своей деятельностью в часы бодрствования астральное и ментальное тела постоянно «разрушают» те¬ло физическое. С другой стороны, эфирное (или энергетическое, более «тонкое», хотя и принадлежащее к физическому плану) тело неизменно стремится восстановить равновесие и укрепить то, что более тонкие тела «разрушают». Когда физическое тело устает и приходит в изнеможение (у здорового человека в нормальных условиях это связано с определенным биоритмом), два «высших» тела, астральное и ментальное, покидают его и поднимаются на соответствующие им Планы. Теперь физическое тело остается проникнутым только телом эфирным и находится в состоянии, описанном в подразделе 1 - «Аспект физиологический». Необходимо помнить, что во время сна, хотя астральное и ментальное тела отделяются, они все же остаются связанными с телами физическими (плотным и эфирным). Полное разделение тел наступает только в момент смерти.
Итак, «тонкие» тела восстанавливаются во время сна на соответствующих им уровнях (Планах), тогда как тело эфирное работает над восстановлением тела физического. Именно благодаря ему нейтрализуются яды и прочие вредные химические вещества, накопившиеся в организме за время бодрствования (подраздел 3 - «Химический аспект»), а также восстанавливаются тканевые и нервные клетки (подраздел 2 - «Аспект нервно-мозговой»).

Сон , таким образом, есть результат разделения плотного и «тонких» тел с целью их отдыха, восстановления и приведения в порядок, следствием чего является снижение физиологической и нервно-мозговой активности физического тела и косвенной причиной чего было появление в крови определенных химических веществ, вызывающих утомление и усталость, и стимулирующих тем самым физическое тело ко сну.

Следует отметить, что количество времени, необходимого для полного высыпания, величина индивидуальная. Обычно она колеблется от 6 до 9 часов, хотя некоторым людям может быть достаточно 2-х часов для то¬го, чтобы выспаться, иным же не хватает 12-и. Кроме то¬го, время, необходимое для сна, увеличивается или уменьшается в соответствии со здоровьем человека, с его возрастом и некоторыми другими факторами.

II. СНОВИДЕНИЕ

Сновидение - промежуточное состояние между бодрствованием и сном; способ реагирования души на действующие во сне раздражители (внутренние и внешние).
Сновидения - столь же необходимая работа мозга, как и обычная умственная деятельность. Сновидение является не нарушителем сна, но, напротив, оберегает сон, устраняя нарушающие его (психические) раздражения путем галлюцинаторного удовлетворения. Сновидения необходимы человеку так же, как дыхание или пищеварение. У людей, лишенных способности видеть сны, появляются неврозы, чувство страха, тревоги, напряженности.
Сон со сновидениями, это совсем особое состояние организма, при котором мозг работает столь же интенсивно, как и при бодрствовании, однако работа эта иначе организована и гораздо более «засекречена». Во время сна мозг находится не в пассивном состоянии - добрая половина его нейронов у спящего работает даже активнее, чем днем. Это относится, прежде всего, к глубинным отделам мозга.
Сновидения, таким образом, есть часть душевной жизни во сне, которая имеет известные аналоги с душевной жизнью в состоянии бодрствования и в то же время обнаруживает резкие от нее отличия. Одно из таких отличий заключается в том, что сознание спящего обычно лишено критической способности, то есть, самые невероятные, фантастические события во сне воспринимаются спящим как нечто обыкновенное, естественное, в то время как дневное сознание критической способностью обладает всегда и всенепременно (если человек здоров и психически нормален).
Обычно во сне у спящего человека бывают задействованы три из пяти органов чувств: зрение, осязание и кинестезия, слух. Однако иногда к ним могут добавляться так же обоняние и слух.

Возвращаясь к механизму сна, следует отметить, что обычный сон делится на быстрый и медленный. Человек в фазе медленного сна спокоен и неподвижен, все физиологические функции его сведены к минимуму (см. п. I. 1.). У человека же в фазе сна быстрого (называемого также «парадоксальным»), учащается дыхание, изменяется сердцебиение, могут шевелиться или подергиваться руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Именно в фазе быстрого сна человек видит сновидения! За 6-8 часов сна, медленный сон (сон без сновидений), продолжительностью около 60-90 минут, несколько раз сменяется сном быстрым - на 10-20 минут. Таким образом, за ночь у человека бывает 4-5 «десяти-двадцатиминуток», когда сознание позволяет себе погулять по стране сновидений.

Чем же обусловлены сновидения? Вспомним, что в состоянии сна два «высших» тела человека (астральное и ментальное) отделяются от тела физического и поднимаются на высшие, соответствующие им Планы. Там они заняты восстановлением своего ритма, в то время как тело эфирное работает над восстановлением тела физического. Центр же сознания («душа», Эго) может в этот момент находиться либо в одном из высших тел, либо же подняться еще «выше», на Планы Буддхи или Нирвана (область фактического бессознательного). В любом случае, так как высшие проводники отделены от проводника эфирного, четких воспоминаний об увиденном и пережитом на «тонких» Планах по пробуждении у человека, как правило, не сохраняется.
Именно такому полному разъединению тел соответствует фаза медленного сна. Фаза сна быстрого, напротив, соответствует явлению, когда высшие проводники на 10-20 минут «опускаются» и входят в соприкосновение с телом эфирным. Именно в такие моменты у человека появляется возможность увидеть и сохранить в памяти те или иные фрагменты своей «потусторонней» жизни - жизни в «тонких» мирах.
Конечно, большинство сновидений сумбурны, так как «ось восприятия» сильно перекошена из-за неправильного взаимоотношения тел. Память также искажена этим несообразным положением проводников, в результате чего большинство снов забывается человеком либо сразу по пробуждении, либо спустя относительно короткий промежуток времени.

Изучая сновидения, можно произвести следующую классификацию:

1. Игра , когда ум «бесцельно» и «бессмысленно» блуждает, посылая сознанию причудливые картины и образы. В этом случае центр сознания чаще всего находится в теле астральном. Именно эти сновидения осуществляют галлюцинаторное удовлетворение тех или иных психических потребностей, мешающих нормальному сну, и служат тем самым обереганию и сохранению сна.

2. Послание , очень часто наше подсознание пытается передать то или иное сообщение сознанию, однако, поскольку в бодрствующем состоянии этого осуществить не удается, подсознание «решает» воспользоваться сновидением и передать свое сообщение сознанию в форме символических образов. В этом случае центр сознания находится в теле ментальном.

3. Игра-послание , или компиляция всего, указанного выше. «Игра» и «Послание» как бы объединяются, перемешиваются в одном сновидении, в результате чего сновидение становится более загадочным и необычным. Центр сознания постоянно перемещается и может находиться как в астральном, так и в ментальном телах.

Именно на трех данных типах сновидения З. Фрейд основывал свою работу по анализу и толкованию сновидений. Приступая к толкованию, Фрейд исходил из того, что видевший сон обязательно знает, что означает его сновидение, но не подозревает о том, что знает, и поэтому полагает, что ничего не знает. То, что обычно называют сновидением, Фрейд назвал текстом сновидения (или явным сновидением), а то, что необходимо найти, что предполагается за сновидением - скрытыми мыслями сновидения. Цель анализа: превратить явное сновидение в скрытое и представить себе, каким образом это последнее становится первым.
Вначале Фрейд требовал от видевшего сон освободиться от впечатления явного сновидения, направляя его внимание от целого, к отдельным фрагментам содержания сновидения и предлагая сообщать по порядку все то, что приходит ему в голову по поводу каждого из этих фрагментов, какие у него возникают ассоциации, если он рассмотрит их в отдельности. Здесь нельзя забывать, что ассоциации к сновидению еще не есть скрытые мысли сновидения. Последние содержатся в ассоциациях, как в маточном растворе, но не целиком. В данном случае используется схема: реакция на постороннее слово-раздражитель является посредником между этим словом и затрагиваемым им комплексом, а реакция на сновидение (то есть, производное от комплекса), является заместителем бессознательного, то есть того, откуда это сновидение исходило.

Очень распространено мнение о том, что невозможно увидеть во сне того, что ранее не было бы воспринято мозгом. (В подтверждение этого, нередко, приводится и тот факт, что слепые от рождения люди не видят во сне зрительных образов). Данное утверждение верно, однако, лишь отчасти. Центр нашего сознания (наше Эго) находится в физическом теле. С момента рождения и до момента смерти мы можем («нам дозволено») оперировать только той информацией, которую мы получаем непосредственно, при помощи пяти органов чувств этого тела.
Именно по этой причине мир эфирных, астральных или ментальных образов ограничивается предметами, физические образы которых мы воспринимаем физическими органами чувств. Те образы, которые выхватываются сознанием на высших планах помимо «дозволенных», по возвращении сознания в физическое тело, как правило, стираются из памяти - забываются.
Однако нет правил без исключений. (Кстати, разработаны специфические техники и упражнения, позволяющие обучить «слепого с рождения» видеть предметы реальности. А достигается это путем пробуждения в нем способности астрального или эфирного «зрения»). Существует разновидность сновидений, которая дает возможность увидеть то, чего мы никогда не могли видеть ранее. Более того, не просто увидеть, но и «принести» увиденное с собой и даже - сохранить его в памяти физического тела. Этот не совсем обычный и реже всего встречающийся тип сновидения называется «астральной проекцией», или «астральной деятельностью».

4. Астральная деятельность , наименее часто встречающийся, и наиболее значимый из всех четырех типов сновидения. У спящего, занятого астральной деятельностью, центр сознания находится в одном из высших проводников, чаще всего в проводнике астральном. Человек воспринимает и созерцает при помощи соответствующих астральных «органов чувств» события, происходящие на этом плане, а затем, в полном сознании и, сохраняя память об увиденном, «возвращается» в физическое тело.
Восхождение на высшие планы «Эго» начинает с низших проводников. В момент быстрого сна, когда наиболее тонкие проводники соприкасаются с эфирным телом, сознание переходит в них, а затем поднимается вместе с ними выше, оставляя эфирное тело в периоды медленного сна трудиться над восстановлением тела физического. Необходимо помнить, что переход этот осуществляется сознательно, и что сознание человека, осуществляющего этот переход, в корне отличается от сознания обычного спящего. У человека, занятого астральной деятельностью, несмотря на то, что он спит, сознание обладает критической способностью, то есть, подобно обычному, бодрствующему сознанию.
Некоторым людям способность видеть подобный тип сновидений дается от рождения, естественным образом, однако большинству, для того, чтобы овладеть техникой астральной деятельности, необходима специальная подготовка и длительная практика.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...