Основные значения творительного падежа. На какие вопросы отвечают падежи? Творит падеж окончания

Название: Творительный падеж .

Наиболее типичным значением творительного падежа (приглагольного) является указание орудия или средства, при помощи которого осуществляется то или иное действие (творительный орудия): рисовать карандашом, колотить молотком, строгать рубанком или в безличных оборотах: занесло снегом, ушибло камнем, раскидало вихрем.

Основное значение творительного падежа – это орудие действия, инструмент: «писать пером». Он же может иметь значение социативного субъекта, то есть субъекта, совместно с которым совершается действие: «встречаться с другом». В специфических ситуациях творительный падеж может выступать в значении субъекта: «Лодку ветром уносит в море». Также творительный падеж может обозначать признак, который приписывается субъекту: «Он станет художником». Широко распространены обстоятельственные значения творительного падежа:
временное - читаю днями и ночами;
пространственное – плыть морем;
образа действия – повернуться боком.

В страдательных оборотах творительный падеж служит для обозначения производителя действия (творительный субъекта): войти в дверь, отворенную братом, сестрой, матерью; жить в доме, построенном отцом, дядей, товарищем и т. д.

Творительный падеж - форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.

В некоторых случаях этот падеж служит для уточнения того или иного глагола с указанием на объект или область распространения действия: интересоваться музыкой, руководить кружком, дорожить вниманием, любоваться пейзажем.

Широко распространен и часто употребляется творительный приглагольный с обстоятельственными значениями (творительный времени, пути, пространства, способа и образа действия): выехать поздней, осенью, ждать часами, идти лугом, ехать берегом; говорить басом, дышать полной грудью.

Творительный приглагольный может также указывать на тот или иной признак (должность, положение, состояние) другого лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже: Михайлова назначили директором школы, Валерия выбрали капитаном и т. д.

Творительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - конём, краем, женой, землёй, болотом, полем, костью, дочерью, именем, путём;
во множественном числе - конями, краями, жёнами, зем лями, болотами, полями, костями, дочерями и дочерьми, именами, путями;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглым, круглой, синим, синей, крепким, крепкой, лисьим, лисьей; тётиным, тётиной, отцовым, отцовой; действующим, действующей, сломанным, сломанной;
во множественном числе - круглыми, синими, крепкими, лисьими, тётиными, отцовыми, действующими, сломанными;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.

Основные значения творительного падежа - объектное и определительное; им не противопоставлена резко функция необходимого информативного восполнения, обнаруживающаяся в составе сказуемого;
субъектное значение является периферийным.
Объектное значение чаще всего конкретизируется как значение орудийное (рубить топором, махать рукой), но также и как значение объекта непосредственного и полного приложения (восхищаться музыкой, руководить коллективом, увлечён шахматами) или в сочетании с определительным значением: добиться настойчивостью, платить серебром (чем и как).

Творительный падеж сочетается с простыми: за, меж, между, над, перед, под; и производными предлогами.

В русском языке шесть падежей, каждый из них имеет свое значение. Чтобы определить падеж, например, существительных, надо задать соответствующий вопрос. Один из падежей, пятый в этом ряду, называется творительным.

Уже название этого падежа говорит о его значении: предмет, средство или орудие, которым творят, что-то делают - например, рубить топором, рисовать кистью, залило дождем. Вопросы, на которые отвечают слова в данном падеже: "Кем? Чем?" В некотором случае можно задать обстоятельственные вопросы. Еще один отличительный от других признак имеет творительный падеж - окончания: -ой (-ей), -ом (-ем,) -ю (ед.ч.), -ами, -ями (мн.ч) у существительных, -ым (-им), -ой (-ей) (ед.ч.), -ыми (-ими) (мн.ч.) у прилагательных и порядковых числительных.

Творительный падеж имеет разные значения, например:

- указывает на время, в которое совершается действие или проявляется состояние: загорать днем, собрать урожай осенью;

Указывает на инструмент или средство, орудие, которым совершается действие: есть ложкой, копать лопатой;

Имеет значение способа и образа действия; показывает качественную, определяющую характеристику действия: бежать галопом, петь басом, стоять спиной, идти мелкими шагами;

- творительный падеж может иметь значение сравнения совершения действия с качеством предмета или образа: лить стеной, лететь молнией;

Указание на место, где совершается действие: плыть морем, идти лесом;

Творительный падеж может иметь значение, указывающее на признак предмета: бровки домиком, губки бантиком;

Значение частичной, ограниченной области какого-либо признака: доволен результатом, известен достижениями;

Указание признака, функции, должности: выбрали депутатом, признали средством;

Предикативный признак для пояснения именной части составного сказуемого: устроился грузчиком, стал программистом;

Значение, указывающее на отношение предмета к действию: убедить делом, удивить поступком;

Значение образа действия и его способа: петь басом, идти мелкими шагами;

Указание на жизни: ребенком она много плакала;

Творительный падеж имеет значение, указывающее на того, кто производит действие: работа защищена аспирантом, камнем разбили окно;

Значение творительного падежа
значение вопрос пример
время совершения действия когда?

спать ночью

сеять весной

средство, орудие чем? убирать граблями, резать ножом
способ и образ действия чем? как? скакать галопом, петь баритоном, стоять спиной
сравнение с качеством чем? как? вертеться юлой, реветь белугой, выть волком
место совершения действия чем? бежать полем, пробираться тропинками
указание на признак предмета чем?

хвост крючком

ограничение признака чем? знаменит подвигом
признак функции, должности кем? чем? назначили заместителем
предикативный признак кем? устроился дворником
отношение предмета к действию чем? как? расстроить оценкой, радовать подарком
действие и способ его совершения как? чем? плавать брассом
возрастной период жизни кем? чем? дорожить юностью
значение количества чем? умножать десятками

Числительные тоже изменяются по падежам, но склонение их зависит от того, к какой группе этой части речи они относятся: количественным, порядковым или дробным.

Творительный падеж числительных имеет разные варианты, в зависимости от их формы: четырьмя, пятью, но пятьюстами и пятистами. Есть два варианта склонения у количественных изменяются все слова, составляющие его, а у порядковых - только последнее: шестьюстами пятьюдесятью двумя или шестьсот пятьдесят вторым.

Т.п. без предлога

1. орудие действия : писать ручкой, резать ножом, махать рукой, толкнуть локтем;

2. в пассивных (страдательных) конструкциях : работа написана студентом, комната освещается солнцем; .

3.место передвижения : шли проспектом, парком, полем; ехали лесом, берегом реки, плыли морем;

4.способ передвижения (транспорт) : ехать поездом, автобусом, трамваем, электричкой, лететь самолётом, плыть пароходом. НО! Ехать на велосипеде, на мотоцикле, на машине, плыть на лодке, на корабле;

5. время : вернуться поздним вечером, работать вечерами, встречаться вечерами, целыми днями не видеться, ждать годами, месяцами;

6. способ действия : время летит птицей, говорить громким голосом, басом, развиваться быстрыми темпами, время летит птицей;

7. с прилагательными : довольный(доволен) работой, озеро богато рыбой, фрукты богаты витаминами;

8.с глаголами : быть, стать, являться, казаться, оказаться , называться : стать врачом, пароход казался точкой, точка на горизонте оказалась пароходом, Петербург являлся столицей России;

Т.п. с предлогами

Употребление предлога с

1.совместность: дружить с девочкой, гулять с собакой, разговаривал с коллегами;

2. определительное значение (какой?): дом с большими окнами, с балконом, старик с седой бородой, ваза с цветами;

3. образ действия (как?): слушать с интересом, ждать с нетерпением, смотреть с испугом;

4.=против : бороться с болезнью, с противником, сражаться с врагами, драться с мальчиками;

5.поздравлять с праздником, с Новым годом, с повышением по службе, с новосельем

Употребление предлога за

1.место: росли за домом, находился лесом, за углом, сидеть за столом, стоять за дверью, жить за городом, мальчик шёл за отцом;

2. время : разговаривать, беседовать за обедом, за ужином, за завтраком, за чаем, за работой;

3. цель движения : идти за хлебом, за покупками, за книгами, за детьми в детский сад, охотник гнался за зайцем;

4. в выражениях : следить за ребёнком, преступником, наблюдать за событиями, за детьми;

5. =из-за в выражениях: за отсутствием свободного времени я не выполнил поручения, за неимением материалов строительство задерживается;

Употребление предлога над

1.место : пролетел над лесом, над морем, нёс зонт над головой, лампа висит над столом;

2.работать (работа)над ошибками, над диссертацией, над проектом, над переводом;

3.смеяться над шуткой, над глупостью, над анекдотом, над клоуном;

4. думать, размышлять над вопросом, над смыслом жизни, над значением слова

Употребление предлога под

1.место : проплыть под водой, спрятаться от дождя под зонтом, под крышей, жил под Москвой, лежал под столом, спал под тёплым одеялом;

2. в сочетаниях: работал под руководством профессора, был под наблюдением врача;

Употребление предлога между

1.место : между домами был сад, между деревьями росла трава, шкаф стоял между окном и дверью;

2.время: перерыв между занятиями, между обедом и ужином, вернётся между пятью и шестью часами;

3.взаимность : отношения между мужем и женой, между родственниками, друзьями, дружба между народами, переговоры между странами;

4. в сочетаниях : разница (различие) между мужчиной и женщиной, сходство между сёстрами;

Употребление предлога перед

1. место : перед домом росли цветы, остановился перед дверью;

2. время : вернулся перед обедом, принял душ перед сном, родился перед войной, перед грозой небо потемнело;

3. в сочетаниях : выступать перед народом, перед студентами; обязанность перед обществом; ответственность перед людьми

Вопрос № 17.

Предложный падеж

Предложный падеж употребляется только с предлогами (о, в, на, по, при): думать о работе, лежит в сумке, лежит на столе, спросить при встрече, увидеться по приезде, по возвращении.

Употребление предлогов

Предлого употребляется для обозначения

предмета речи, мысли, заботы : рассказывать о войне, думать о детях, мечтать о любви, вспоминать о матери, просить об отпуске, знать о поездке, просить о помощи, помнить о долге, спрашивать о здоровье, заботиться о щенке, беспокоиться о ребёнке.

Предлог в употребляется

для обозначения

1)места (внутри): работал (где?) в саду, бельё лежало в шкафу, отдыхали в деревне, носил в кармане, участвовал в соревновании;

2) времени : родился (когда?) в июне, жил в середине ХХ века, приехал в 2007 году, вернулся в двенадцатом часу, болел в детстве;

3) душевного состояния : были (жили, находились) в восторге, в восхищении, в удивлении, в волнении, в горе, в печали, в гневе, в возмущении. Все были в восторге от картины. Он в волнении ходил по комнате. Она ушла в слезах;

4) в сочетании с существительными, называющими одежду : быть (прийти) в белом платье, в новом костюме, в тёплой шапке, в чёрной шляпе, в модных туфлях, в очках;

5) с глаголами (и однокоренными сущ.): нуждаться (нужда) в деньгах, сомневаться (сомнение) в правоте, помогать (помощь) в работе, обвинять (обвинение) во лжи, подозревать (подозрение) в преступлении, упрекать (упрёк) в равнодушии, ошибаться (ошибка) в оценке, отказывать (отказ) в помощи, убеждать (убеждение), уверять (уверение) в правоте, в необходимости, упражняться (упражнение) в произношении;

6) с прилагательным : уверенный (уверен) в победе, успехе, поддержке, друге

Предлог на употребляется

для обозначения

1)места действия (вопрос где?): на берегу, на собрании, на юге, на дереве;

2) средства передвижения : ехать (лететь, плыть) на поезде, на машине, на электричке, на велосипеде, на самолёте, на корабле, на пароходе, на лодке, на лошади;

3) времени: на днях, на этой неделе, на рассвете;

4) с глаголами : жениться на соседке, говорить, писать на русском языке, играть на скрипке, настаивать на своём мнении;

* Следует различать и запомнить употребление предлогов в и на для обозначения места.

а) в магазине, больнице, библиотеке, школе, классе, комнате, аудитории, театре, кино, цирке, городе, деревне, саду, парке, лесу, стране, тюрьме;

б) на заводе, почте, станции, вокзале, 1, 2, 3… курсе, спектакле, концерте, лекции, уроке, занятиях, собрании, площади, улице, севере, юге, западе, востоке, стадионе, рынке, родине, свободе, воле

Предлог при употребляется

Для обозначения

1)времени (когда?): при капитализме, при Петре 1, при встрече. Я узнал от друга новости при встрече. При жизни родителей она часто приезжала в родной город;

2)места (где?): При доме есть огород. При школе есть сад. При университете есть столовая и бассейн.

3) условия : при условии, при наличии, при отсутствии, при желании, при старании, при поддержке, при помощи, при содействии . При желании ты можешь многого добиться.

4) в значении «в присутствии »: Я это сказал при свидетелях. Они виделись только при родителях. При детях нельзя ссориться.

5)обстановки в сочетаниях: при луне, при свете лампы, при дневном свете . Она читала ночью при свечах.

Предлог по с предложным падежом употребляется для обозначения времени в значении ‘после’. По приезде в Москву мы отправились на Красную площадь. По возвращении на родину он женился.

Существительные в П.п. имеют окончания -е (1 и 2 склонения), -и (3 склонения): в песне, при встрече, в городе, на солнце, о счастье, в крепости, о радости.

Некоторые существительные мужского рода в П.п. имеют особое окончание –у(ю). Такие случае надо запомнить: в углу, в бою, в саду, в лесу, в боку, в (первом, последнем) ряду, в раю, в цвету, в бреду, в цеху, в шкафу, в снегу, на краю, на мосту, на посту, в строю, на берегу, на меху, на шкафу, на боку, на углу, на лугу и др.

Вопрос № 18.

Склонение существительных во множественном числе .

Существительные 1,2 и 3 склонения имеют во множественном числе одинаковые окончания в Д.п. (-ам, -ям), в Т.п. (-ами, -ями) и в П.п.(-ах, -ях). В Р.п. окончания существительных различаются в зависимости от склонения.

1 скл. И.п. земли, женщины, армии

Р.п. земель, женщин, армий (нулевое окончание)

2 скл. И.п. дома, герои, дела, поля, здания

Р.п. домов , героев , дел, полей , зданий

3 скл. И.п. ночь

Р.п. ночей

Р.п. мн.ч.

1 . Сущ.ж.р.1 склонения (страна, земля, армия) в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание : стран, земель, армий.

2. Сущ. 2 склонения в Р.п.мн.ч. имеют разные окончания в зависимости от рода и от звука, на который заканчивается основа.

А . 1) Большинство сущ.м.р. (дом, герой, бой) имеют окончания -ов, -ев, -ёв : дома -домов, герой – героев, бой – боёв.

2)Если сущ. во мн.ч. оканчивается на –ья (братья, стулья, листья), они имеют окончание -ев: стульев, братьев, листьев. Исключение : друзья – друзей , сыновья – сыновей .

3)Сущ. с основой на ц имеют под ударением окончание –ов , без ударения – ев : бойцов, японцев.

4)Окончание -ёв, -ев имеют сущ. на й : бой – боёв (под ударением), герой – героев (без ударения).

5)Окончание –ей имеют сущ. на мягкий согласный и на шипящий : дождь – дождей , огонь – огней, врач – врачей , товарищ – товарищей (+ друзей , сыновей ).

6) Некоторые сущ. м.р. в Р.п.мн.ч. имеют нулевое окончание: солдаты – солдат , партизаны – партизан , шесть человек, несколько раз.

Б. 1) Сущ.ср.р. на –о, -е, -ё в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание : окон, писем, ружей, полотенец, училищ, собраний. Исключение : облако – облаков .

2)Сущ. на –о, которые в И.п.мн.ч. оканчиваются на –ья (перо – перья, крыло – крылья, дерево – деревья) в Р.п.мн.ч. имеют окончание –ев: перьев , крыльев , деревьев .

3)Сущ. море, поле имеют окончание –ей : море – моря – морей , поле – поля – полей .

3 .Сущ.3 склонения в Р.п.мн.ч. имеют окончание –ей: дверь – двери - дверей, ночь – ночи – ночей, мышь – мыши – мышей.

Особое склонение существительных

Сущср.р. на –мя (имя, знамя, время и др.), м.р. путь, ж.р. мать, дочь склоняются по-особому.

Единственное числоМножественное число

И. имя, путь, мать, дочь имена, пути, матери, дочери

Р. имени, пути, матери, дочери имён, путей, матерей, дочерей

Д. имени, пути, матери, дочери именам, путям, матерям, дочерям

В. имя, путь, мать, дочь имена, пути, матерей, дочерей

Т. именем, путём, матерью, дочерью именами, путями, матерями, дочерьми

П.об имени, о пути, о матери, о дочери об именах, о путях, о матерях, о дочерях

Почему-то творительный падеж навеивает что-то волшебное и непритязательное, возможно потому, что он произошел от слова «творить», а значит творить что-то волшебное и нужное. Творительный падеж делает волшебной нашу речь, помогая правильно расставлять слова в предложении для наделения его смысловой нагрузкой.

Вопросы творительного падежа.

Творительный падеж отвечает на вопросы «Кем?», «Чем?» . В дополнение к этим вопросам зачастую используют слово «доволен».

«Доволен кем?» - человеком;

«Доволен чем» - работой.

У таких частей речи, как имена существительные есть деление на две формы – это множественное и единственное число . Творительный падеж существительного в единственном числе будет выглядеть вот так:

«За столом сидели два человека и разговаривали»;

Во множественном числе будет выглядеть так:

«За столами сидели приглашенные на свадьбу гости».

Окончания творительного падежа.

При склонении, то есть при изменении падежа, у имен существительных всегда меняется окончание. Рассмотрим окончания, свойственные существительным в творительном падеже:

  • Существительные первого склонения имеют окончание «Ой» (ногой , рукой );
  • Второго склонения «Ом» (столом , козлом );
  • Третьему склонению присуще окончание «Ю» (шалью , былью ).

Чаще всего творительный падеж характерен словам, которые сочетаются с глаголами. Такая форма падежа существительного может быть образом действия или обозначать время, пространство, так же может указывать на того, кто производит действие. Например, «Дорога вела (чем? ) лесом» или «Кормил кошку (чем? ) молоком», «Произведение «Капитанская дочка» было написано (кем? ) А.С.Пушкиным».

Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.

Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Русский язык делит все существительные на 3 склонения:

  • 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
  • 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
  • 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .

Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.

Как определить падеж имени существительного – особенности падежей

  • Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
  • Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? знахарь , (есть) что? – лес.
  • На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
  • Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
  • Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
  • Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
  • Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.


Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного

Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?

Рассмотрим предложения:

  • Снег шел большими хлопьями.
  • Выйдя на улицу, мы увидели снег.

Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.

В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.

Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.


Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...