Классификация профессий по разным критериям. Отрасли профессий Следующие признаки позволяют разделить профессии на группы

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям. К руководителям, в частности, относятся: директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор; инспекторы государственные. К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям. 35.

Служащие профессии

Поэтому-то, служащих этой категории и называют инженерно-техническими работниками (ИТР).Технические исполнители классифицируются в зависимости от видов выполняемых ими работ:- технические исполнители, занятые учетом и контролем;- технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации;- технические исполнители, занятые хозяйственным обслуживанием.Наглядным примером последующей классификации категорий служащих является постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 20.12.2003).

5. категории персонала

Укладчик деталей и изделий Укладчик хлебобулочных изделий Укладчик продукции медицинского назначения См. Типовую инструкцию по охране труда для кладовщика ТИ Р М-038-2002, утвержденную постановлением Минтруда РФ от 24 мая 2002 г.

N 36 Это категория бездельников! Рабочий. Остальные ответы неверны. профессия кладовщика относится к категории — служащие. по-моему это рабочая специальность Ну конечно служащий Типовая инструкция по охране труда — это, конечно, хорошо… Но! Сможет ли сотрудник, подпадающий под категорию \»неквалифицированный рабочий\», работать в программах типа 1С? К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А», — заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, Правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.

Какие профессии относятся к служащим а специалистам

Б» и «В»? Первый и первостепенный признак государственного служащего в том, что он действует при исполнении своих служебных полномочий — по поручению государства и от его имени — отдает распоряжения, обеспечивает их исполнение, подвергает лицо задержанию и т.д. Нередко эти действия служащего непосредственно не провозглашаются каждый раз от имени государства, часто от имени органа или организации, в которой служащий состоит, но, в конечном счете, за действиями государственного служащего стоит государство, которое обеспечивает его труд и при необходимости защищает имеющимися в распоряжении государства средствами.


Следующий признак государственного служащего заключается в том, что каждый из них занимает государственную должность, учрежденную государством.

Список рабочих профессий и должностей служащих

  • Трудовой состав в области здравоохранения, работники полиграфии, работники транспорта.
  • Те, чья деятельность связана с радиацией и облучением, работники атомной промышленности.
  • Водолазы.
  • Работники сварочных профессий.
  • Исследовательская деятельность, связанная с микроорганизмами.
  • Испытание металла.
  • Очистка металла с помощью песка.
  • Работники ртутных подстанций.
  • Работники электропоездов и станций.
  • Трудовой состав пищевой промышленности.
  • Работающие в сфере кинокопирования.
  • Работники в сфере строительства, ремонта и реставрации.
  • Работники связи.
  • Работники агрохимической отрасли.
  • Рабочие добывающей промышленности.
  • Работники химической и лакокрасочной промышленности.

Должности служащих Должности служащих включены в список рабочих профессий.

К какой категории работников относятся охранники частных охранных агентств

  • Гл. специалист зоотехнической службы — зоотехник ипподрома.
  • Гл. инженер мелиораторской службы.
  • Гл. инженер-механик.
  • Гл. специалист энергетики (инженер-энергетик).
  • Гл. судья в сфере племенного разведения коней.
  • Работник ветеринарной службы — зав. ветаптекой.
  • Работник ветеринарной службы — зав. ветучастком.
  • Зав. на предприятии гаражом.
  • Зав. пунктом заготовки на производстве переработки льна и других лубяных культур.
  • Зав. токсикологической лабораторией.
  • Зав. производственной лабораторией биометода защиты растений.
  • Зав. лабораторией госинспекции по карантину растений и фумигационного отряда.
  • Зав. лабораторией диагностирования и прогноза появления в будущем вредителей и болезней растений.

Производственный календарь

Инфо

К первой группе относятся сотрудники, которые непосредственно заняты производственным процессом или обслуживанием оборудования, влияющего на эффективную работу предприятия. Во вторую группу, которая относится к вспомогательной, входит персонал, числящийся в структуре компании.


Внимание

Такие сотрудники находятся на балансе основного субъекта хозяйствования, но не задействованы напрямую с процессами производства. Справка Какие категории персонала относятся к вспомогательному?

  1. работники детских садов, яслей, содержащихся на балансе организации;
  2. сотрудники ведомственного жилищно-коммунального хозяйства, поликлиник, учебных заведений.

Классификация такого персонала учитывается при начислении заработной платы, при согласовании основных показателей трудовой производственной деятельности.

Категории персонала

Государственный служащий Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Категории персонала В него в различных вариациях вошли такие должности:

  • агенты;
  • воспитатели;
  • дежурные;
  • кассиры;
  • коменданты;
  • контролеры;
  • медицинский персонал;
  • воспитатели;
  • операторы;
  • охранники и смотрители;
  • секретари;
  • полицейские и детективы;
  • таксисты и экспедиторы.

Профессия государственный служащий Так же, как отличаются профессии рабочих и должности служащих, выделяется и должность госслужащего.

Категории персонала организации

Оставьте свое мнение о ней или узнайте, что думают другие! фото Текущее время 19/04/2018 МСК 09:25[Найти сообщения без ответов] ФОРУМ ТЕМЫ СООБЩЕНИЯ ПОСЛЕДНЕЕ СООБЩЕНИЕ Форумы виртуального сообщества кадровиков О работеОбмен опытом, дискуссии на профессиональную тему.Модераторы Skate, Assol, luna198, Tesh, Chertik, Tetris 151418 1255838 19 Апр, 2018 г. — 09:14 ilichkadr Обмен документами, формами, положениямиЭто раздел форума, предназначенный для обмена документами между пользователями. Доступен для использования (скачивания файлов/создания тем) только зарегистрированным пользователям.Модераторы Skate, Assol, luna198, Евгений К., Пятница, KtoTam, Chertik, Tetris 17214 80432 23 Мар, 2018 г. — 14:18 SVETLANA_2007 Не только о работеОбсуждение отвлеченных от профессии тем.Модераторы Skate, Assol, luna198, Евгений К., Tesh, Пятница, KtoTam 7518 1315086 19 Апр, 2018 г.
Однако, учитывая особенности российского градоуправления, наш мэр — это не просто мэр, а целая Голова с \»Кепкой\», скупившая брошенные грузинами земли в Абхазии, готовый построить мост через Керченский пролив и желающий иметь свой пай в Севастополе. К категории \»главарей города.\» местное самоуправление к служащим Специалисты и руководители Служащие.
Согласна с Людмилой))) Исходите из того, что на должность диспетчера принимают работников со средним, средним техническим образованием (посм. Типовые инструкции). Отсюда следует, что это не ИТР, не специалисты, а средне-технический персонал служащих.

Выборная должность (даже понарошку как Лужко и Матвиенко)- это не госслужащий, такие только по найму. категория \»откатчики\» Он относится к высшей категории коррупционеров!:) В Китае таких, как Лужков, публично расстреливают. У нас же лужковы получают высшее места в госаппарате, чтобы было можно воровать больше!:) Мэр (фр.

Maire, англ. mayor, то есть старшина) - глава администрации, глава исполнительной власти насёленного пункта, чаще всего города, в некоторых странах - и небольшого региона, например в Литве мэр возглавляет и районные самоуправления. Название должности происходит от латинского слова «maior», означающее «большой», «великий».
В России название должности прижилось в 1990-е годы больше как короткая замена выражению «городской голова», «глава городской администрации» или «глава городского исполнительного комитета». При этом должность «мэра» вводилась на официальном уровне.

Классификатор состоит из двух разделов: перечня профессий рабочих и перечня должностей служащих - руководителей, специалистов и служащих. К рабочим относятся лица, осуществляющие функции преимущественно физического труда, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, поддержанием в рабочем состоянии машин и механизмов, производственных помещений и т.д.

К какой категории работников относятся охранники частных охранных агентств Внимание Дело в том, что термины, обозначающие категории персонала, бессистемно применяются не только менеджерами по персоналу, но и самим законодателем.

Классифи кационный признак Виды и характер труда
Предмет труда (типы профессий) Т Человек- техника П Человек- природа Ч Человек- человек З Человек- знаковая система Х Человек- художест венный образ
Цель труда (классы профессий) Г Распознать Различить Определить Оценить Разобраться проверить Пр Прео бразовать Обработать Упорядочить Организовать Оказать Влияние, обслужить И Изобрести Придумать Найти новый способ решения
Орудия труда (отделы профессий) Р Ручные (непосре дственное выполнение функции) М Механизиро ванные (управление машинами, механизмами) А Авто матизиро ванные (управление станками, устройс твами) Ф Использование функциональных средств организма
Условия труда (группа профессий) м Условия с повышенным уровнем моральной ответстве нности н Необычные условия труда б Условия бытового типа о Работа на открытом воздухе

1. Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:

а) художественного кинофильма,

б) батона хлеба,

в) газеты,

г) ученической тетради,

д) школьной формы,

е) магнитофона;

обеспечивают:

ж) возможность поездки в любой населенный пункт,

з) возможность телефонного разговора,

и) безопасность Государственной границы,

к) возможность получения среднего образования.

2. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:

Токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.

3. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.

4. Распределите все нижеперечисленные профессии и специаль­ности по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда:

медсестра, агроном, швея-мотористка, машинист тепловоза, полевод, штукатур, бухгалтер, сталевар, продавец книг, инженер-конструктор, машинистка, столяр, воспитатель детского сада, электромонтажник, оператор машинного доения.

5. Распределите нижеприведенные профессии, специальности по признаку отрасли народного хозяйства:

сборщик микросхем, агроном, токарь-универсал, инспектор милиции, резчик по камню, кондитер, садовод, медсестра, следователь, тракторист-машинист широкого профиля, сталевар, швея-мотористка, продавец книг, маляр, экономист.

6. Выберите из нижеприведенного списка профессий и специальностей те, которые входят в производственную сферу:

сборщик часов, овощевод, кулинар, учитель, столяр, медсестра, чертежник, инженер-строитель, водитель троллейбуса, вязальщи­ца, тракторист-машинист широкого профиля, парикмахер.

7. Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий:

инкрустатор, модельер, наладчик технологического оборудова­ния, швея-мотористка, водитель такси, столяр, оператор станков с программным управлением, помощник воспитателя в детском саду, секретарь-машинистка, автослесарь, осмотрщик вагонов на железной дороге, пожарный.

8. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.

9. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке данных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер.

10. Руководствуясь таблицей классификационных признаков, распределите перечисленные ниже орудия труда по ее отделам:

трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокальку­лятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, ЭВМ.

11. Распределите все нижеприведенные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда:

учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращива­нию и откорму свиней, чертежник.

12. С помощью таблицы классификационных признаков составьте формулу одной из следующих профессий:

токарь, оператор электронно-вычислительных машин, электро­монтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профи­ля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси.



13. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:

а) П Пр Ф о; г) Ч Г Ф м;

б) Т Пр Р б; д) Т И Ф б;

в) З Г А б; е) Х ИР М н.

14. Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей:

а) садовник; е) учитель труда;

б) милиционер; ж) кровельщик;

в) продавец книг; з) инженер;

г) фрезеровщик; и) ткачиха;

д) мелиоратор; к) животновод.

15. Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий:

а) медсестра - токарь;

б) официант - водитель такси;

в) учитель математики - спортивный тренер;

г) бухгалтер - слесарь;

д) полевод - агроном;

е) инженер-конструктор - композитор.

16. Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:

а) животновод, садовник;

б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;

в) медсестра, токарь, бухгалтер;

г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер;

д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь;

е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.

а) почти или совершенно исчезли;

б) появились только в XX веке;

в) появились в последние десятилетия.

Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым про­граммным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

18. Из перечисленных ниже названий профессий или специальностей выберите те, которые необходимы:

а) в сельском хозяйстве;

б) в химической промышленности;

в) в строительстве;

г) в машиностроении.

Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, мон­тажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.

19. Руководствуясь таблицей, определите те виды деятельности, которые, по вашему мнению, больше всего могли бы вам подойти.

20. Руководствуясь таблицей, составьте формулу своей профессии

Практическая работа

Задания . В рабочих тетрадях зарисуйте таблицу для заданного преподавателем типа профессии. Впишите в соответствующие графы названия специальностей или профессий.

Устные вопросы и задания

1. Что такое разделение труда?

2. Почему произошло разделение труда?

3. Разделение труда - это положительный процесс или нет? Почему?

Тип
Класс Г Пр И
Отдел Р М А Ф Р М А Ф Р М А Ф
Группа б
о
н
м

4. В каких направлениях может происходить процесс разделе­ния труда?

5. Происходит ли в наше время процесс разделения труда?

6. Приведите примеры новых профессий, специальностей, образованных путем дробления ранее существовавших.

7. Приведите примеры появления новых профессий, специаль­ностей, образованных путем объединения существующих.

8. Приведите примеры профессий, которые недавно перестали существовать.

9. Какие вы знаете профессии, которые появились в нашем обществе в последнее время?

10. Что такое профессия?

11. Назовите три специальности, относящиеся к одной профес­сии.

12. К какой профессии относятся следующие специальности: педиатр, стоматолог, терапевт, хирург?

13. Перечислите специальности, которые относятся к профес­сии строитель.

14. Врач - это профессия или специальность?

15. Какие вы знаете признаки классификации профессий?

16. Какое существует различие между производственной и непроизводственной сферами?

17. Каковы условия разделения профессий на две группы - физического и умственного труда?

18. Назовите основные отрасли народного хозяйства.

19. Как разделяются рабочие профессии по уровню квалифика­ции?

20. Какие основные компоненты труда можно выделить?

21. В какой отрасли народного хозяйства может работать слесарь? музыкант?

22. Какие предприятия вашего города, района относятся к машиностроительной отрасли, к пищевой промышленности и т. п.?

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформули­ровать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий.

Профессии типа «человек - техника» (Т). Особенность техни­ческих объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнитель­ская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание.

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техниче­ская фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Профессии типа «человек - человек» (Ч). Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддержи­вать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа:

устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно папин, себя не место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотно­шениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассмат­риваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Профессии типа «человек - природа» (П). Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздни­ков, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью,

чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческо­го мышления.

Профессии типа «человек - знаковая система» (З). Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искус­ственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой - представлять и воспринимать характеристи­ки реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышле­нием и воссоздающим воображением. А, учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Профессии типа «человек - художественный образ» (X). Важ­нейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека,- наличие спо­собности к искусствам, творческое воображение, образное мышле­ние. И конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результа­том часто создает обманчивое представление о легкости само­го процесса труда. Между тем надо помнить, что за внеш­ним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная ра­бота.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

Гностические профессии (Г). Профессии этого класса предъявляют определенные требования к работнику. Он должен иметь выраженную познавательную активность, наблюдательность (достаточно большой объем внимания), устойчивость внимания, высокую работоспособность, малую утомляемость соответствующих органов чувств, проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах.

Преобразующие профессии (Пр). Преобразующая деятель­ность человека может быть направлена на вещи, виды энергии, информацию, процессы, устройство общественной жизни. Этот класс широко распространен во всех без исключения типах профессии.

Названные профессии требуют определенных качеств от работников. Это, прежде всего, следующие: склонность к практиче­скому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу труда и его результату, высокая активность и работоспособность.

Изыскательные профессии (И) . Этот класс профессий еще недостаточно изучен, однако выявлены безусловные требования к тем, кто решил выбрать одну из таких профессий. Прежде всего, это интерес к новому, а также творческое мышление и воображе­ние - способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений проблем.

Профессии, связанные с ручными орудиями труда (Р) . При любом уровне технического прогресса сохраняется ручной труд: он используется для сборки, монтажа, налаживания, ремонта и регулирования различных технических устройств. При работе с ручными инструментами необходимы такие качества, как координированность движений (точная дозировка их по силе, расстояниям и направлению усилий), высоко развитая мышечно-суставная чувствительность, развитое наглядно-действенное прак­тическое мышление, особый интерес к самому процессу труда, а не только результату работы.

Профессии, связанные с использованием машин (М). Эти профессии предъявляют к работникам требования к следующим качествам: координированность движений, быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью, практиче­ское техническое мышление.

Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов и других технических комплексов (А). Хорошо отлаженный станок с числовым программным управлением, автоматическая линия или технологический робот высвобождают человека как звено управления. Он наблюдает за их работой и при необходимости (для регулировки, ремонта) вызывает нужного специалиста. Среди качеств личности, необходимых работникам для выполнения своих обязанностей по профессиям этого отдела, следует отметить устойчивость внимания и наблюдательность; хорошо развитое воссоздающее воображение - способность мыс­ленно представлять невидимые предметы, их соотношения.

Профессии, связанные с использованием функциональных орудий труда (Ф). Прежде всего, уточним, что понимается под этим термином: это выразительные средства поведения, речи (учитель); организм человека, его подсистемы, органы (балерина, спортс­мен); зафиксированные в речи правила, планы поведения, деятельности (программист-вычислитель и др.); эталоны органов чувств (дегустатор, кулинар). Функциональные средства имеют место в любом труде. Но в ряде профессий они являются основными. Секрет мастерства и успеха работающего прямо зависит от того, как он владеет этой группой орудий оснащения деятельности. Функциональные орудия незримы. Аппаратчик химического производства, например, мысленно прослеживает сложнейшие цепи, схемы недоступных наблюдению процессов, в уме ведет те или иные химические реакции. А внешняя сторона его деятельности - изменение положения различных вентилей, регу­лирующих поступление того или иного вещества, изменяющих режимы производства и т. д.

Вот некоторые качества, без которых человек не добьется успеха при осваивании профессии данного отдела: способность удерживать в уме множество правил, сведений, оперировать ими, т. е. хорошая память; высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.

Профессии, связанные с работой в определенных условиях. Работа в помещении с микроклиматом, близким к бытовым нормам (б), никаких особых требований к здоровью человека не предъявляет. Те же, кто работает на открытом воздухе (о) или в необычных условиях (н), например под водой, в непосредственной близости от огня, под землей и др., должны отличаться особой выносливостью, крепким физическим здоровьем. Если человек трудится в условиях повышенной моральной ответственно­сти (м) за здоровье, жизнь и психическое развитие людей или несет бремя материальной ответственности за большие общественные ценности, то он должен обладать высоким уровнем развития моральных качеств.

Итак, вы познакомились с основными требованиями, которые предъявляют к специалисту различные подразделения классифика­ции профессий. Теперь, составив формулу той или иной профессии, вы даже без тщательного анализа содержания самой деятельности можете выявить большинство основных требований, определяю­щих профессиональную пригодность работающего.

Покажем это на примере профессии токаря. Формула профессии: Т Пр М б. Каждый, кто выбирает эту профессию, должен учесть, что от работника требуется аккуратность, исполнительская дисциплина, развитое техническое мышление, интерес к процессу труда и его результату, склонность к практиче­скому влиянию на обрабатываемый материал. У станка токарь стоит 8 ч, задания могут меняться в течение дня, поэтому ему должны быть присущи высокая активность и работоспособность. У токаря должна быть хорошая координация движений, быстрая реакция, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью.

Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность - эта гармония человека и его дела.

Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворенность че­ловека своим трудом.

В основе первого показателя лежат, прежде всего, способности индивидуума. Под этим термином обычно понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не

сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений. Хочется обратить ваше внимание на то, что в определе­нии категорий способности есть три существенных признака, и только тогда можно говорить о той или иной черте человека как о способности, если ей присущи все эти признаки. При отсутствии хотя бы одного из них нельзя считать рассматриваемую черту способностью.

Разберем сказанное на таком примере. Человек быстро усваивает новые движения и позы; можно ли это считать его способностью? Да, потому, что, во-первых, это его психологическая способность (двигательная память), во-вторых, эта особенность способствует его успеху в занятии, например, спортом и, в-третьих, эта особенность не сводится к знаниям и умениям (человек, имеющий хорошую двигательную память может и не быть спортсменом).

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать разные способности, ведь мы не знаем, сколько труда потратил тот или иной человек.

Мы говорим, что учащийся обладает хорошими математи­ческими способностями, если он при прочих равных условиях быстрее, чем его товарищи, усваивает доказательства теорем, находит новые способы решения задач. Или литературные спо­собности проявляются в том, что человек оригинально письменно излагает свои мысли.

Итак, способности - это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности. Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание лю­дей, хорошо развитая чувствительность рук.

Успешная работа по любой профессии и специальности возможна только при сочетании общих и специальных способно­стей.

Способности проявляются только в деятельности, причем в той, с которой связаны, т. е. деятельность не может успешно осуществляться без наличия этих способностей. Так, нельзя, например, говорить, что у человека нет музыкальных способ­ностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музы­кальном инструменте или петь. Значит, чтобы выявить свои спо­собности, надо действовать.

Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они-то и выступают в ка­честве природных предпосылок развития способностей. Однако задатки многозначны и поэтому никогда не предопределяют прямо развитие конкретных способностей. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются. Вспомните известное изречение: нельзя научиться плавать, стоя на берегу реки. Систе­матические занятия учащегося, например, электротехникой мо­гут развить его технические способности, в результате он будет быстрее и лучше других разбираться в чертежах и схемах, слож­ных приборах и машинах. Упорные тренировки могут развить, казалось бы, на первый взгляд слабые способности спортсмена. Показательна в этом отношении биография Елены Мухиной, чемпионки СССР и мира по спортивной гимнастике. В детстве тренер считал ее неперспективной и даже отчислил из секции.

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоя­нии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. Поэтому для того, чтобы не совершить ошибки при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и целый ряд других.

Высший уровень профессиональной пригодности (в том случае, когда речь идет о правильном выборе профессии) подразумевает наличие у человека явных признаков определенных качеств, необходимых для избираемой деятельности. Тогда говорят о призвании.

Часто случается так, что у выбирающего ту или иную профессию нет явных противопоказаний к ней, но нет и качеств, уровень развития которых свидетельствовал бы о призвании. Такой человек может выбрать эту профессию, и не исключено, что сможет в дальнейшем успешно трудиться. Правда, успех будет зависеть от активности в овладении профессией и дальнейшей трудовой деятельности.

Бывает и так, что человек обладает ярко выраженными качествами, которые соответствуют требованиям целой группы профессий. Какую из них выбрать, подскажут интересы и склонно­сти (о том, что это такое и как их определять, вы узнаете дальше).

В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой деятельности способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, близкое, либо вспомнить о замечательном свойстве психики человека - компенсации.

Компенсация способностей - это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет более ярко выраженных личных качеств. Например, медлительность во многих случаях можно компенсировать предусмотрительностью и тщательностью; плохую память - систематичным ведением записей, использовани­ем картотеки и т. д.

Профессиональная пригодность - формируемое качество и во многом находится в руках самого человека. Из литературных источников известны примеры того, как люди преодолевали свои недостатки. Так, физически слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканием Цицерон - знаменитым оратором. Поэтому важно заниматься самовоспитанием.

Изменчивость профпригодности обусловливается изменчиво­стью не только качеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим прогрессом. Например, изменяются орудия труда, соответственно изменяются и требования профессии к человеку.

Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности. Как это сделать, будет рассказано дальше.

Количество профессий, появляющихся и исчезающих одновременно, очень велико. Большинство из нас не знает сейчас, кто такой балагол, а вот термин «копирайтер» знаком почти каждому. Для того чтобы разобраться с функционалом каждой профессии, люди пользуются специальной литературой. А чтобы понять, к какой сфере относится та или иная позиция, необходимо прочитать наш материал.

Деление профессий

В мировом сообществе лингвистов принято делить профессии по различным признакам, группируя их между собой в небольшие кластеры. Такие группировки помогают выделить одинаковые занятия и обобщить их.

Все профессии делятся по различным признакам.

По типу труда бывают классы профессий гностические, преобразующие, изыскательские:

  • Преобразующие. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Познание в этом случае не является самоцелью. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала. Пекарь из сырых продуктов выпекает хлебобулочные изделия, повара изменяют свойства сырых овощей и фруктов, отваривая их в кипятке, строители - замешивают сухой цемент и оставляют его затвердевать. Не подходит, например, профессия водителя - четкого изменения свойств нет.
  • Гностические профессии (от древнегреческого слова «гнозис», обозначавшего знание). Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. При этом они органично вписываются в материальное производство. Таких профессий много, и они очень разнообразны. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед. Судмедэксперт - также профессия гностического типа.
  • Изыскательные. В этом случае основной направленностью становится поиск чего-то, деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. Представители - люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. Это - воспитатели и педагоги, программисты, математики, инженеры, раскройщики лекал.

Деление по средствам труда

По средствам труда делятся профессии на:

  • Использующие механизированные орудия. Это профессии, которые предполагают в своей деятельности управление автоматами или механизмами. Создаются такие машины с использованием ручного управления для преобразования чего-то, перемещения. Классическими представителями такой профессии будут токарь или водитель машины, которые при помощи управления перемещают грузы или придают форму заготовке.
  • Использующие ручные орудия, которые необходимы для выполнения самой функции труда. Представителями являются слесари, картографы, художники, лаборанты.
  • Использующие автоматизированные орудия. Такие профессии предполагают управление станками, различными устройствами. Работники - операторы инкубационных подразделений, операторы записи звука.
  • Функциональные средства человеческого организма. Это профессии, в которых основная деятельность - мыслительная и эталонная. Например, дирижер или акробат.

Деление по условиям труда

По условиям труда профессии делятся по типу работ:

  • На открытом воздухе - агрономы, трактористы, монтажники. Работа предполагает резкие перепады температур.
  • Бытового типа - бухгалтер, программист. Это работа офисная или лабораторная.
  • Необычные - под водой, на большой высоте, в условиях сильной жары. Представители - водолазы, шахтеры.
  • С повышенным уровнем ответственности морального характера - такие сотрудники несут ответственность за здоровье человека, его жизнь, материальные ценности. Это учителя, судьи, продавцы.

Классификация профессий

Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.

Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:

  • Человек - техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего - техническими. К примеру - электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
  • Человек - природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это - ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
  • Человек - человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители - врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
  • Человек - художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители - художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.

Гностические специальности

Гностические профессии - это профессии, в результате деятельности не производящие новых продуктов или товаров. Это оценочная сфера. Гностический класс профессий часто связан с культурной деятельностью и наукой.

Специалисты гностических профессий не участвуют в создании нового. Чаще всего они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры.

Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Примеры профессий

В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.

Преобразующие специальности

Изыскательные профессии

Гностические профессии

Семеновод, дрессировщик, селекционер

Садовод, доярка, ветеринар

Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц

Литейщик, часовщик, автослесарь

Крановщик, тракторист, водитель

Летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний

Пластический хирург, психиатр, психолог

Массажист, продавец, терапевт

Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист

Переводчик, раскройщик, шифровальщик

Программист, лингвист, математик

Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик

Флорист, художник, писатель

Живописец по фарфору, модельер, скульптор

Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар

Гностический класс призван:

  • исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
  • оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
  • проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.

Гностические профессии, перечень которых очень длинный - контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера - человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., - могут пересекаться и с другими профессиями и типами.

Где встречается гностический тип

Гностические профессии, список которых можно продолжать бесконечно, можно встретить где угодно. В поликлинике и в поле, на строительной площадке, и на заводе, в торговом зале супермаркета или магазина. Могут относиться гностические профессии к любому из пяти распространенных типов профессий: контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Преобразующие профессии

Самым многочисленным считается класс профессий, который по своим целям активно связан с изменением свойств предметов труда. Именно поэтому данный класс называется преобразующим. Для таких профессий психологи, составляя карту профориентации, используют аббревиатуру «Пр» - по первым буквам ключевого слова. Этот класс является наиболее широким, потому что часто познавательная деятельность не является основной, а только лишь выступает впереди преобразующей и является побочным продуктом.

Под преобразующей деятельностью следует понимать любые действия, в результате которых предмет труда изменит свои свойства, положение в пространстве, а также наоборот, будет активно сохранять свои первоначальные свойства. Класс этих профессий широко распространен в разных сферах: учитель, столяр, чертежник, полевод, реставратор.

Изыскательные работы

Гностические профессии, примеры которых рассмотрены выше, сильно отличаются от изыскательных. В изыскательном классе на первый план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение чего-то, где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. В классификациях принято обозначать данный класс буквой «И». Это - профессии практического применения. Часто их путают с гностическими, связанными со специальными изысканиями. Гностические профессии, цель труда которых - распознать и классифицировать, в этом контексте отличаются от изыскательных очень сильно. Работа геолога, например, часто вызывает у специалистов споры, куда ее отнести.

Отличительные черты гностических профессий

Гностические профессии, примеры которых приведены ранее, характеризуются некоторыми особенностями, помогающими вычленить их среди общей массы. В этом классе любой из специалистов самостоятельно не участвует в производстве новых продуктов, а только лишь оценивает отдельные имеющиеся. Эти продукты всегда сделаны другими специалистами и не могут возникнуть сами по себе.

Также представители гностических профессий могут оценивать отдельные параметры какого-либо изделия. Отличительная черта, которая объединяет всех специалистов, - это высокий интерес к свойствам, признакам определенных объектов или продукции, а также их сравнение.

Разнообразие гностических специальностей

Гностические профессии разнообразны настолько, что среди всех них выделяется еще отдельная самостоятельная группа, объединенная ведущими действиями, которые применяются для достижения целей гностического характера. К ним относят: классификацию - сортировку, проверку по известным заранее качествам, исследование - углубление в более сложные связи скрытых, не сразу видных и явных процессов или явлений.

Требования к сотрудникам

Специальности этого класса предъявляют определенные личностные и профессиональные требования к работнику. Основное, что выделяет гностические профессии - цель труда. Примеры требований к работнику: очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость и выносливость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. Для беспристрастного и качественного исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности в сделанных выводах.

Примеры

Примеры профессий гностического характера встречаются на каждом шагу. Скажем, закройщик, который работает в ателье. Каждый раз, приступая к индивидуальному пошиву, он должен изменять свою деятельность, ориентируясь на фигуру клиента, фактуру ткани, фасон модели.

Фактически он решает нестандартные и творческие задачи на протяжении всего рабочего дня. Класс таких профессий - изыскательных - крайне невелик.

Пересечение классов и целей

Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.

Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит - на его преобразование.

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

  1. 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: . Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
    Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
    Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
    Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим

Человек, ставящий перед собой задачу определить, чем же он действительно хочет и будет зарабатывать, в какой-то момент начинает теряться, выбирая из моря возможностей ту самую импонирующую ему специализацию.

Модель современного мира

Модель современного мира непохожа на кастовый строй, существовавший в Индии, и муки выбора чувствуются особенно остро. Сбить с толку и заставить тратить свою жизнь на ненавистную работу может временный престиж профессии, давление родителей, желающих своему чаду той жизни, о которой мечтали сами, или просто неправильное представление выбирающего о профессии и о себе. Тому, кто столкнулся с вечной дилеммой определения будущей специализации, так или иначе приходится выбирать, что ему ближе. В этот момент становится актуальной та или иная классификация профессий. Благодаря различным вариантам классификаций не составляет труда подыскать себе нужный вид деятельности.

Виды классификаций профессий

Учитывая разнообразие профессий, число которых превышает 20 тыс., существующие классификации рассматривают самые разные стороны личности, объекты или условия работы и совмещают их с той профессией, в которой они востребованы.

Попытки психологически классифицировать профессии предпринимались еще с XVIII века. Отечественным первопроходцем в этой области был В. Н. Татищев. Еще одна классификация была предложена С. П. Струмилиным в начале прошлого столетия, которая основывалась на степени самостоятельности человека в труде. Для своего времени она была очень прогрессивной.

Известная во всем мире классификация профессий, разработанная Дж. Холландом, рассматривает специализации в тандеме с подструктурами личности. Он акцентирует внимание на ценностных ориентациях, интересах человека, уже выработанных способностях и навыках, мотивах, а также на его отношении к определенному виду деятельности. Дж. Холландом создана методика диагностик, которая помогает легко определить ряд профессий, подходящих данному человеку.

Классификация профессий по Климову уже долгое время пользуется популярностью в отечественной психологии. Профессии разделяются в зависимости от объекта труда на 5 категорий, каждая из которых, в свою очередь, разделяется еще на три подкатегории. Помимо этого, Климов в рамках описанной схемы выделяет еще несколько более сложных групп профессий, беря во внимание средство труда и условия работы. Основным достоинством этого способа классифицировать виды человеческой деятельности является четкая структура, понятная каждому.

Классификация профессий Дж. Холланда

Холланд выделял 6 типов личности, предрасположенных к определенному виду деятельности: социальный, интеллектуальный, конвенциональный, художественный, предпринимательский и реалистический. Эта психологическая классификация профессий подбирает человеку вид деятельности , наиболее созвучный его интересам и задаткам.

Типы личности по Холланду

Социальный тип личности характеризуется развитыми коммуникативными навыками. Они помогают ему успешно взаимодействовать с социумом и могут быть полезны не только самому человеку, но и окружающим. Соответственно, этот тип личности хорошо впишется в область работы, связанную с социальной средой.

Реалистический тип личности будет комфортно себя чувствовать в тех видах деятельности, где основной целью является создание и обслуживание материальных объектов, технологических процессов или различных устройств.

Интеллектуальный тип, в связи с развитыми интеллектуальными способностями, подходит для умственного труда.

Художественный тип личности, ввиду творческих способностей, предрасположен к креативным профессиям.

Предпринимательский тип характерен для успешных менеджеров, способных организовать не только себя, но и окружающих или подчиненных. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами и ориентирован на управление людьми.

Конвенциональный тип хорошо справляется с тем видом деятельности, где важны традиции или нормы поведения, и подходит для четко структурированных работ.

Классификация С. П. Струмилина

Эта классификация рабочих профессий основывается на уровне самостоятельности человека в процессе работы и состоит из пяти типов.

Автоматический труд. В основном это конвейерные работы, строго регламентированные, которые предполагают однотипные мелкие операции или же работы по инструкции, не предполагающие нестандартных решений.

Полуавтоматический труд. Работы, относящиеся к данному типу, не всегда выполняются строго по инструкции, однако состоят из множества однотипных действий.

Шаблонно-исполнительный труд. Сюда Струмилин включал все виды машинно-ручного труда.

Самостоятельный труд. Это преимущественно работа конструкторов, архитекторов или инженеров. Люди, занимающиеся самостоятельным трудом, изобретают или конструируют.

Свободный творческий труд. Последний тип работ предполагает такие профессии, как художник, писатель, композитор, актер и прочие.

На данный момент она больше не актуальна, но представляет собой интересный пример классификации, характеризующий виды профессий того времени.

Классификация Е. А. Климова

Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия. Тут выделяются 5 типов профессий, которые известны всем еще со школьной скамьи. Классификация профессий по Климову предусматривает следующие категории: "человек - человек", "человек - живая природа", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ", "человек - техника".

Расшифровка типов профессий по Климову

"Человек - человек". Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.

"Человек - живая природа". Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.

"Человек - техника". Предметы труда в данном случае - это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.

"Человек - художественный образ". Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа - это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.

"Человек - знаковая система". Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.

Второй ярус классификации по Климову

Все рассмотренные типы профессий Климов также разделял по задачам и целям труда на 3 вида.

Гностические. В этой области работают в большинстве своем эксперты, оценивающие качество товара, диагностирующие работу механизмов или корректирующие готовый материал. Например: литературный критик, редактор, дегустатор сортов винограда, диагност различной техники.

Преобразующие - это профессии, цель которых изменять, чинить, улучшать качество продукции или жизни человека. К ним можно отнести слесаря, учителя, бухгалтера, мастера-животновода.

Изыскательские - профессии, имеющие задачу узнать или создать что-то новое и уникальное. Сюда относятся исследователи, воспитатели, художники, инженеры, программисты.

Помимо объекта, задач и целей учитывает классификация профессий признаки профессий, такие как средства и безопасность труда.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...