Общие принципы налогообложения в рф. Принципы налогообложения в рф. Какие принципы налогообложения закреплены в НК РФ

Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы:

  1. принцип равного налогового бремени;
  2. принцип установления налогов законом ;
  3. принцип отрицания обратной силы закона;
  4. принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере;
  5. принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве;
  6. принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы:

  1. принцип единства налоговой системы;
  2. принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований ;
  3. принцип подвижности (эластичности);
  4. принцип стабильности;
  5. принцип множественности налогов;
  6. принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы:

  1. принцип справедливости;
  2. принцип соразмерности;
  3. принцип учета интересов налогоплательщиков;
  4. принцип экономичности (эффективности).

Попытка законодателем закрепить принципы налогового права нашла отражение в ст. 3 Налогового кодекса РФ:

  1. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ);
  2. налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности , гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ);
  3. налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ);
  4. не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ);
  5. при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ);
  6. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзац утратил силу.

Абзац утратил силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы:

1) принцип равного налогового бремени;

2) принцип установления налогов законом;

3) принцип отрицания обратной силы закона;

4) принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере;

5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве;

6) принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы:

1) принцип единства налоговой системы;

2) принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований;

3) принцип подвижности (эластичности);

4) принцип стабильности;

5) принцип множественности налогов;

6) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип учета интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

Попытка законодателем закрепить принципы налогового права нашла отражение в ст. ЗНКРФ:

1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);

3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);

4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ);

5) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);

6) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Систему налогов, общие принципы налогообложения и сбора налогов в бюджет определяет налоговый кодекс , часть 1 которого Принята Госдумой РФ 16.07.98 г. и введенный в действие с 1.01.99 г. В нем определяются виды налогов, порядок их уплаты, правила установления налогов, методы контроля за правильностью исчисления и уплаты, ответственность за нарушение этих правил, порядок обжалования действий должностных лиц. Налогообложение - это метод распределения прибавочной стоимости между хозяйствующим субъектом и государством. Налогообложение базируется на ряде принципов , главные из которых - равномерность и определенность и безвозмездность. Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Налоги не могут ограничивать конституционные права граждан. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Определенность заключается в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее. Государство определяет размер налога, сроки внесения и меры взыскания. Все изменения налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщика должны быть объявлены за месяц до введения и вступать в силу не ранее 1 числа очередного налогового периода. Введение новых налогов возможно лишь с 1 января. Акты должны быть сформулированы четко, все сомненья трактуются в пользу налогоплательщика. Безвозмездность состоит в том, что все поступает в бюджет и налогоплательщику за внесенные суммы никакого эквивалента не предоставляется.

Функции налогов - регулирующая, стимулирующая и фискальная. Регулирующая - государство регулирует рыночную экономику маневрируя ставками, льготами, штрафами, создавая условия для ускоренного роста тех или иных производств и отраслей. Стимулирующая - с помощью налогов стимулируется технический прогресс, развитие производства, число рабочих мест. Распределительная - аккумулированные средства направляются на решение общегосударственных проблем, направляя часть дохода хозяйствующих субъектов на развитие непроизводственной сферы и содержание государства. Фискальная - формируются доходы государства, необходимые для его содержания.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговая система РФ - это совокупность сборов, пошлин, других платежей, взимаемых в установленном порядке. Она включает в себя федеральные, налоги субъектов РФ (региональные) и местные налоги . Федеральные устанавливаются статьей 13 Налогового кодекса и взимаются на всей территории страны, однако поступают в бюджеты различных уровней. К федеральным относятся - НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, на доходы от капитала, подоходный, взносы в социальные внебюджетные фонды, государственные и таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование недрами, лесной, водный, экологический налоги, лицензионные сборы и др. Региональные устанавливаются согласно списку в налоговом кодексе (статья 14) законами субъектов РФ и действуют на их территории. К ним относятся - на имущество организаций, на недвижимость, налог с продаж, региональный лицензионные сборы и др. Местные устанавливаются согласно списку в налоговом кодексе (статья 15) нормативными и правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на их территории. Местные - земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли классики экономической науки. Достаточно привести имена таких выдающихся ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, А. Вагнер и др., фундаментальные работы которых заложили основу современного налоговедения. В частности, А. Смит в своем труде ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ (1776 г.) впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня. К ним он отнес принцип справедливости , заключающийся во всеобщности и пропорциональности налогообложения; принцип определенности , который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства , в соответствии с которым каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности , согласно которому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления.

Принцип налогообложения основополагающее, базовое положение, лежащее в базе налоговой системы государства . Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктринои̌. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного института налогового права закреплены в главе 15 НК РФ и включают требование законности, презумпцию невиновности, однократность и индивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и др.
Размещено на реф.рф
Статья 40 НК РФ устанавливает специальные принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ ʼʼОсновные начала законодательства о налогах и сборахʼʼ ˸

1. Принцип законности налогообложения . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения . Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы исходя из формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Принцип соразмерности налогообложения . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Принцип единства налоговой системы России . Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...