Конспект урока "великая отечественная война". Урок на тему: Великая Отечественная война Основные сражение Великой Отечественной войны

Макарова С.Е.

Конспект лекций Великая Отечественная война советского народа

(в контексте Второй мировой войны)

Введение (установочная лекция)

Студенты заочного отделения изучают дисциплину «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» на I курсе. На изучение дисциплины отводится лекционных – 6 часов, практических занятий – 4 часа. Форма контроля – зачет.

На установочной лекции и в экзаменационную сессию будут прочитаны следующие темы лекций:

1. Введение. СССР и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны.

2. Оккупационный режим на территории Беларуси. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории. События на фронтах войны. Крушение наступательной стратегии германского вермахта.

3. Освобождение Беларуси от немецких захватчиков. Завершение Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Итоги и уроки Второй мировой войны.

На практические занятия выносятся следующие темы:

1. Начало Великой Отечественной войны.

2. Всенародная борьба в тылу врага.

3. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.

4. Победа антигитлеровской коалиции. Итоги и уроки Второй мировой войны. При подготовке к практическим занятиям и зачету студенты могут использовать

следующую литературу:

1. Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны, 1941 – 1945 гг.: Энцыкл, - Мн.:

БелСЭ, 1990.

2. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): Учеб. пособие для студентов вузов/Под ред. А.А. Ковалени, Н.С. Сташкевича.

Мн.: Изд. центр БГУ, 2004.

3. Гісторыя Беларусі: у 2 ч.//Пад рэд. Я.К. Новіка. – Мн.: Універсітэцкае, 2003. –

Ч.2 С. 217 – 279.

4. Каваленя А.А. Беларусь у выпрабаваннях вайны (1939 – 1945 гг.): Вучэб.- метад. дапам. – Мн.: БГУ, 2001.

5. Макарова С.Е. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Метод. указ. 41.2. – Могилев, 2005.

6. Мальцев Л. Великая Победа: уроки и выводы//Беларуская думка. – 2005. - № 4.

– С. 4 – 15.

7. Сакович В. Под знаком беды: оккупация//Беларуская думка. – 2005. - № 3. – С. 116 – 123.

Предметом курса “Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)” является комплексное изучение развертывания военных событий, их взаимообусловленности и воздействия на судьбы народов СССР, Европы, всего мира, вклада белорусского народа в разгроме германских агрессоров.

Актуальность изучаемой дисциплины заключается в том, что проблемы войны и мира сегодня не потеряли своей остроты. Нынешняя опасность в том, что войны проходят не только во времени и пространстве, но и в сознании людей, когда создается атмосфера бездуховности, негативного отношения к историческому прошлому, прямая фальсификация фактов, событий в угоду определенных идеологически-политических конструкций.

Суверенная Беларусь, проявляя заботу о нравственном здоровье общества, взяла курс на сохранение духовного наследия, традиций, патриотизма. Пропаганда героики, священного наследия отцов и дедов пробуждает совесть, возвышает дух нации. Чтобы упрочить подлинный патриотизм, важно перелистать самые яркие страницы нашей ратной эпопеи, написанные в годы Великой Отечественной войны.

СССР и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны

1.1. Международное положение накануне Второй мировой войны.

1.2. Начало Второй мировой войны и события на территории Беларуси.

1.3. Оккупация Германией стран Европы.

1.1. Международное положение накануне Второй мировой войны

Стабилизация в области международных отношений в 20-е гг. сменилась мировым экономическим кризисом (1929 – 1933 гг.). Выход – рост государственного вмешательства в общественную и экономическую жизнь ряда стран Европы и США.

В Германии в 1933 г. в результате демократических выборов пришла к власти национал-социалистическая германская рабочая партия (НСДАП) во главе с А. Гитлером:

- экономическая политика – расширить жизненное пространство, достичь мирового господства;

- идеологическое обеспечение – пропаганда идеи расовой исключительности германской нации, шовинизма;

Социальная база национал-социализма – мелкие собственники, безработные, часть интеллигенции, трудящихся и молодежи .

Изменения в политике Германии с приходом нацистов: выход из Лиги Наций (1933 г.), отказ от Женевской конвенции по разоружению, рост милитаризма .

Военно-политическое сотрудничество экстремистских режимов:

Октябрь 1936 г. – «Ось Берлин – Рим» - соглашение Германии с Италией, признание аннексии Абиссинии, выработка единой линии поведения относительно войны в Испании.

Ноябрь 1936 г. – «Антикоминтерновский пакт» - сотрудничество Германии и Японии, направленное против Коминтерна. В 1937 г. к этому пакту присоединилась Италия.

К 1939 г. – расширение антикоминтерновского пакта за счет Венгрии, Испании, Болгарии, Финляндии, Румынии, Сиама, Маньчжоу-го, Дании, Словакии, Хорватии .

Под воздействием реакционных режимов Германии, Италии, Японии создается агрессивный блок. Инициатива СССР о создании системы коллективной безопасности не нашла понимания со стороны Великобритании, Франции и Польши. В результате Советский Союз был поставлен перед альтернативой: оказаться перед угрозой ведения войны на западе и востоке или подписать предложенный Германией договор о ненападении. Был выбран последний вариант.

1.2. Начало Второй мировой войны и события на территории Беларуси

Нападение на Польшу 1 сентября 1939 г. – начало Второй мировой войны. В нее было втянуто 61 государство. Военные действия происходили на территории 40 государств.

В историографии выделяют пять основных периодов войны:

Первый период (1 сентября 1939 – 21 июня 1941 г.) – захват Германией и ее сателлитами стран Западной Европы.

Второй период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г.) – начало Великой Отечественной войны Советского народа, крах «Молниеносной войны».

Третий период (19 ноября 1942 – 31 декабря 1943 г.) – коренной перелом в войне, срыв наступательной стратегии фашистского блока, переход инициативы к страхам антигитлеровской коалиции.

Пятый период (9 мая – 2 сентября 1945 г.) – разгром милитаристской Японии, завершение Второй мировой войны.

Великобритания, Франция, связанные соглашением с Польшей 3 сентября 1939 г. объявили Германии войну, военное положение которых было достаточно сильным, чтобы остановить агрессора . Однако необходимой военно-экономической помощи Польше не было оказано и 16 сентября германская армия оккупировала значительную часть польской территории, выйдя к «линии Керзона».

Советское правительство проявляло осторожность, несмотря на давление со стороны немецкого командования, чтобы не быть обвиненным международной общественностью в поддержке германской агрессивной политики .

28 сентября 1939 г. СССР и Германия подписали Договор о дружбе границах (по рекам Нарев, Западный Буг, Сан), состоял из 5 статей и секретного дополнительного договора. Люблинская часть Варшавского воеводства включительно до Буга входили в сферу интересов Германии в обмен на отказ Германии от претензий на Литву. В Бресте состоялся совместный советско-германский парад.

Итоги воссоединения Западной Беларуси с БССР: территория увеличилась на 100 тыс. км2 , население выросло в 2 раза; установлена советская власть в западных областях; ликвидирована безработица; началась индустриализация и коллективизация; бесплатное медицинское обслуживание; открыто 4 вуза, 25 средних специальных учебных заведений, 220 библиотек, 5 драмтеатров, 100 кинотеатров.

Негативные явления: сопротивление со стороны кулаков, осадников социалистическим преобразования (национализации, коллективизации), появление нелегальных организаций.

Начало репрессий с целью предотвращения широкой волны антисоветских выступлений; депортация в Сибирь, Казахстан 120 тыс.человек – осадников, работников лесного хозяйства, белорусских деятелей национально-освободительного движения. Это отрицательно сказалось на морально-психологической атмосфере в крае .

1.3. Оккупация Германией стран Европы

Оккупация Польши придала самоуверенности нацистским лидерам. Западноевропейские страны, не оказав помощи польскому народу, вели тайные переговоры с Германией с целью направить германскую «военную машину» против

СССР .

«Странная война» - период с сентября 1939 по 10 мая 1940 г. – бездействие англо-французских и германских войск. Германия использовала этот период для приведения в боеспособность вооруженных сил. С помощью разных методов «психологической войны» общественное мнение во многих европейских странах было дезориентировано, активизировалась деятельность «пятой колонны». Используя широкомасштабную, основанную на демагогии и лжи пропаганду миролюбивых намерений Германии, агрессоры готовили военный поход в Западную Европу.

К весне 1941 г. были оккупированы нацистской Германией Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург, расчленена на части Франция, готовилась операция «Морской лев» против Великобритании, разделили Югославию между Германией, Италией, Венгрией и Болгарией; оккупировали Грецию и острова Эгейского моря. С захватом стран Балканского полуострова агрессивный блок значительно укрепил свои позиции .

СССР накануне обострения военно-политического положения в Европе стремится укрепить обороноспособность страны:

1. Форсированное строительство новых предприятий тяжелой промышленности на востоке страны.

2. Укрепление трудовой дисциплины – закрепление рабочих и служащих за предприятиями, уголовная ответственность за выпуск некачественной продукции; восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя; обязательный минимум трудодней для колхозников.

3. Перевооружение армии и флота; принятие Закона о всеобщей воинской повинности, согласно которого призывной возраст снижался с 21 до 19 лет; широкомасштабная оборонно-массовая работа партийных и комсомольских организаций .

Тема 2. Начало Великой Отечественной войны

2.1. Цели Германии в войне против Советского Союза. Нападение фашистской Германии на СССР.

2.2. Деятельность советских и партийных органов по мобилизации сил и средств для борьбы с агрессором.

2.3.Боевые действия летом – осенью 1941 г. Причины неудач Красной Армии.

2.4. Битва под Москвой. Срыв «блицкрига».

2.1. Цели Германии в войне против Советского Союза. Нападение фашистской Германии на СССР

Идея экспансии на восток, была обоснована Гитлером в его работе «Mein Kampf» («Моя борьба»), сформулирована в декабре 1940 г. немецким командованием

Планы: «План Барбаросса» (директива № 21, 18 декабря 1940 г.) – разработан в русле стратегии молниеносной войны («блицкрига») ; план «Ост» - план расчленения европейской территории СССР после войны и эксплуатации его природных богатств, уничтожение значительной части населения Советского Союза

22 июня 1941 г. фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вероломно вторглась на территорию СССР, обрушив на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения. Западные рубежи СССР защищали 166 дивизий и девять бригад – 2.9 млн. человек (54% от всех вооруженных сил). Германия бросила против СССР 152 немецкие дивизии и две бригады, 29 дивизий и 16 бригад союзников Финляндии, Венгрии, Италии, Румынии .

2.2. Деятельность советских и партийных органов по мобилизации сил и средств для борьбы с агрессором

Директива ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. усилили централизацию власти, подчинили работу партийных и советских органов власти интересам фронта.

Государственный комитет обороны (ГКО) (30 июня 1941 г.) во главе с Председателем СНК СССР И.В. Сталиным сосредоточил всю полноту власти: перевод экономики на военный лад; мобилизация людских и материальных ресурсов страны на нужды фронта; эвакуация предприятий и часть населения на восток страны .

2.3.Боевые действия летом – осенью 1941 г. Причины неудач Красной Армии

22 июня первыми приняли на себя удары противника советские пограничники и передовые части войск прикрытия. Группа армий «Юг» встретилась с упорным сопротивлением частей Красной Армии в районе Перемышля, Дубно, Луцка, Ровно.

Героическая оборона г. Могилева продолжалась 23 дня. Более месяца шли бои за г. Гомель. В начале июля советское командование создает новую линию обороны по Западной Двине и Днепру. В районе г. Орши врага отбросили на 30 – 40 км.

Несмотря на упорное сопротивление Красной Армии, германские войска быстро продвигались вглубь страны. Группа армий «Центр» нанесла удар войскам Западного фронта. Группа армий «Север» вторглась на территории Прибалтики, взяв направление на Ленинград. Красная Армия несла большие потери, но велики были потери противника. План «молниеносной войны» явно срывался .

Несмотря на героизм и мужество советских людей, гитлеровские войска оккупировали Прибалтику, Украину, Беларусь, Молдавию, часть РСФСР. В начале сентября замкнулось кольцо блокады Ленинграда. 19 сентября пал Киев .

Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:

1. Руководство СССР преувеличивало значение германско-советского договора и игнорировало донесения о вероятности нападения Германии на СССР.

2. Количественный и качественный перевес противника в живой силе, технике, разведывательной информации.

3. Германия имела отмобилизованную армию и опыт ведения современной войны. СССР такого опыта не имел.

4. Ошибочная военная доктрина, исключающая возможность прорыва противника на большую глубину. Красная Армия готовилась к боевым действиям на

Инна Гусаренко
Конспект НОД «Эта страшная Великая Отечественная война»

Цель : продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны .

Задачи : - расширяя знания детей о Великой Отечественной войне ;

Формировать знания об исторических фактах и явлениях;

Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

Активизация словаря;

Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны ;

Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать терпение и усидчивость.

Предварительная работа : рассматривание фотографий и иллюстраций , книг о В. О. В., чтение стихотворений и рассказов о войне , беседы с детьми о войне , пословицы, прослушивание музыкальных произведений, разучивание физминутки «Стойкий оловянный солдатик»

Оборудование : плакаты военных лет «Галерея портретов» , облика Москвы военного времени, ИКТ, музыка Моцарта «Времена года» , звездочки, сюрпризный момент, цветная бума, клей, салфетки, клеенка, готовые стебель и листья.

НОД : - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне .

Слайд. Но сначала послушаем тишину (звучит тихо музыка) . В тишине слышан шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рева танка. Читает стихотворение ребенок.

Солнце свети, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава.

Хорошо под мирным небом

Слыша добрые слова.

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весенний

Наслаждаться ярким светом,

Звонкой мирной тишиной.

Педагог : - Наша страна каждый год отмечает великий праздник –День Победы.

Слайд. – Давайте вспомним стихотворение М. Лисянский «Моя Родна» (читает ребенок)

Великую землю ,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Ребята, скажите, что такое Родина?

Ответы детей : Родина – это наш дом, улица, село.

Родина –это наша страна , где человек родился и живет.

Наша Родина – Россия.

Педагог : Молодцы!

Слайд. Педагог : за тысячелетнюю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали врачи и 22 июня 1941 гоа на страну напал враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война .

Ребята, как вы умаете, что такое война ?

Ответы детей : - Это горе и страх , разруха и смерть.

А ты (имя ребенка) как думаешь?

Война – это борьба , когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов.

Слайд. Педагог : внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину : танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады и школы.

Ребята, как вы думаете, что хотели сделать фашисты с нашей страной ?

Ответы детей : - Хотели уничтожить страну , а людей сделать рабами.

Москву хотели затопить, превратить в море, чтоб и следа и памяти то нее не осталось.

Слайд. Педагог : Правильно, ребята. Но основные боевые действия проходили на фронте. Бойцы и командиры Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днем, ни ночью.

Педагог : Ребята, какими были наши солдаты в бою?

Ответы детей : - смелыми, храбрыми, мужественными, бесстрашными , отважными, решительными, неустрашимыми… .

Слайд. Педагог : Ребенок, расскажет о своем дедушке.

Мой прадедушка Василий Евгеньевич Костенко участвовал в Великой Отечественной войне . Воевал он в Манжурии. Служил разведчиком- связистом. В боях не был ранен. После войны его награждали юбилейными медалями. Прожил 90 лет. Воспитал двух дочерей и сына, 5 внуков и 3 правнучки.

Педагог : Я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи по- другому» (звезда)

Ребята встаньте, пожалуйста, в круг. Кому дам звездочку, тот ребенок мне отвечает

Защитник Отечества –воин , солдат, боец.

Отечество- Родина , отчизна.

Храбрый солдат- мужественный, смелый, бесстрашный , отважный, доблестный.

Молодцы! Присаживаемся на свои места.

Слайд. А сейчас предоставляю слово (ребенок)

Но тяжело было не только солдатам, морякам, летчикам. Тяжело в время войны было всем . Женины вставали за танки, они работали днем и ночью. Выпускали для фронта оружие, снаряды, танки, самолеты. Подростки тоже вставали к станкам, они готовили гильзы, для патронов, собирали винтовки, шили солдатам одежду. На полях тоже было много работы, кому-то нужно было пахать землю, сеять хлеб и выращивать его. Люди жертвовали всем, своим здоровьем, временем, сном.

Педагог : Спасибо.

Слайд. Крепко любили русские люди свою Родину. Ребята, какие пословицы о Родине вы знаете?

Ответы детей : «Жить- Родине служить»

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

«Родина – Мать, умей за нее постоять»

«Береги землю родимую, как мать родную»

Спасибо!

Физминутка «Стойкий оловянный солдатик» (показывает ребенок)

Наклонитесь все вперед (наклоны)

А потом наоборот

Влево, вправо наклонитесь

Наклонитесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка (стоять)

Будто вы солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок,

И на месте- скок, скок, скок! (прыжки)

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на месте не спеша.

Педагог : Ребята, память о героях прошедшей войны увековечено в книгах, стихах, песнях, фильмах.

Слайд. И где бы мы ни были, в каждом городе, селе нашей страны , стоит «Памятник Неизвестному солдату»

Как вы считаете, что значит Неизвестному?

Ответы детей : Это памятник тем, кто погиб на полях сражениях.

Послушаем сейчас (ребенок)

Приходят люди К Вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться.

Тем, кто погиб в жестокую войну .

Их подвигами Родина гордится.

Педагог : спасибо! Ребята, а какие пословицы вы знаете о героях?

Ответы детей : Герой никогда не умрет – он вечно живет.

Герой за славой не гонится.

Педагог : Спасибо! Ребята, а кто мне скажет, кто командовал нашими войсками во время Великой Отечественной войны ?

Слайд. Ответы детей : Маршал Георгий Константинович Жуков .

Сейчас предоставляю слово (ребенок)

Слайд. Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла весной 9 Мая 1945года. В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы.

Педагог : Да, ребята 70 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война . Продолжай (ребенок)

Слайд. Но каждый год снова и снова, в преддверия 9 Мая, мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину. Никогда этот день не забудут люди. За то, что с вами живем, радуемся, мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день.

Педагог : Спасибо (имя ребенка) .

Слайд. Слово (имя ребенка) Люди верили в Победу. И этот день наступил. Страна ликовала ! На улицу выходили люди пели, танцевали, обнимались и целовались. Совершенное незнакомые, но такие родные и близкие друг другу, столько страшных дней переживших вместе. А теперь их объединило одно : радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба.

Педагог : (ребенок) прочитает стихотворение.

Слайд. Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетят ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Педагог : (музыка) А сейчас предлагаю пройти за столы. И сделать подарок ветеранам. Мы на предварительной работе приготовили стебель и листок, а сейчас нужно сложить из бумаги гвоздику и все соединить. Работаем ребята быстро и аккуратно.

Выполнили все, давайте поставим в вазу.

Слайд. Педагог : Ребята, если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником. Скажите ему «Спасибо» , за то, то он защищал нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о замечательной Победе.

Выводы : 1. Ребята о чем мы с вами говорили?

2. вспомним ребята, когда началась Великая Отечественная война ?

3. А когда закончилась?

4. Что мы еще делали? А для кого?

5. А, что, вы еще запомнили интересного?

Слайд. На этом беседа подошла к концу. Всем спасибо!

Конспект урока истории «Великая Отечественная война»



Место работы: ОГКОУ Чернцкая школа - интернат 8 вида, Ивановская обл.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока в игровой форме. Урок предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы 8 вида. Данный материал может быть полезен для внеклассных уроков мужества, учителям школ - интернатов.
Конспект урока по истории в 9 классе «Великая Отечественная война»
Цель : в игровой форме повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.
Задачи:
образовательные: закрепить знания о битвах, датах, характере Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне; значении победы в Великой Отечественной войне;
коррекционно - развивающие: развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; дать учащимся возможность проявить находчивость, творческую активность;
воспитательные: формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
Оборудование:
Карта «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.», портреты и карточки с фамилиями героев войны, карточки с датами и названиями решающих битв войны, карточки с заданием для самостоятельной работы, экспонаты для импровизированного музея, аудиозапись.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение:

Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали кровью поливая.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали…

О чём это стихотворение? (ответы детей)
- Какие чувства оно у вас вызывает? (ответы детей)
- Почему именно этим стихотворением мы начали наш урок? (ответы детей)

III. Сообщение темы и целей урока.
- В течение нескольких уроков мы с вами изучали одну большую тему. Как она называется? (ответы детей) СССР в ВОВ.
- Сегодня мы заканчиваем изучение данного раздела и с новым материалом знакомиться не будем. Как вы думаете, как может называться тема последнего урока, после изучения раздела? (ответы детей)
- Тема нашего урока: «Повторение. Великая Отечественная война».
- Учитывая тему урока, определите задачи урока с помощью опорных слов:
ЗАКРЕПИТЬ ПОВТОРИТЬ

Итак, сегодня на уроке мы с вами закрепим знания и повторим изученный материал о битвах, датах, именах и подвигах людей в Великой Отечественной войне.

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.
Страна цвела. Но враг из-за угла,
Свершил полёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять отечество родное.

Я призываю вас к активной дружной работе, зовите на помощь внимательность, сообразительность. В бой.

IV. Повторение пройденного материала.
Задание 1. «Трагическое начало».
Прослушивание (Объявление Левитана о начале войны аудиозапись)
- О боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна. Миллионы людей замирали и слушали его, затаив дыхание.

Вспомните даты, когда проходила Великая Отечественная война?
(ответы детей)

Как назывался план, разработанный немецким командованием, по захвату СССР? В чём он заключался? (ответы детей)
(Ответ: План «Барбаросса» в соответствии с ним Германия хотела провести молниеносную войну. Т.е. внезапно напасть на СССР и в течение нескольких месяцев оккупировать значительную ее территорию. А затем установить на захваченной территории свою военную систему управления).

А вот как было в действительности, мы вспомним, выполним задание:

Д/ и «Верно – не верно»
1. Первые месяцы ВОВ были удачными для Красной армии. (-)
2. Красная армия отступала на всех фронтах. (+)
3. Советские бойцы вели кровопролитные бои за каждый клочок родной земли.(+)
4. Благодаря мужеству советских солдат план «Барбаросса» был на грани срыва. (+)


Так началась всенародная, ВОВ в ходе, которой произошли решающие битвы.

Задание 2. «Решающие битвы ВОВ».
(на доске учитель вывешивает в произвольном порядке карточки с названием битв и временем, когда они происходили)
- Вспомните хронологию событий и выстроите ленту времени.
Выбрать табличку с названием битвы, подобрать дату события, назвать значение битвы, найти на карте и показать, обозначив флажком.
название битвы
дата значение (примерные варианты ответов)
г. Брест 22 июня 1941г Начало ВОВ. В крепости находилось 3500 солдат. Но они с невероятной отвагой и мужеством защищали крепость от неприятеля.
Битва за Москву декабрь1941г–
апрель 1942 Первое крупное поражение фашистской армии с начала Второй мировой войны. Первая победа Советской армии, которая вдохнула надежду и уверенность в разгром врага.
Блокада Ленинграда сентябрь 1941-
август 1944 Ленинградцы выстояли и выжили. В тяжелейших условиях они продолжали работать и выпускать боеприпасы для защитников города. Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их подвиг служил во время войны примером стойкости для всех советских людей.
Сталинградская битва июль 1942 –
февраль 1943 Советские войска измотали крупную вражескую группировку, а затем окружили и полностью уничтожили её.
Битва на Курской дуге. Июль 1943 Произошло грандиозное танковое сражение. Коренной перелом в ходе ВОВ в пользу Красной армии, советские войска наступали по всему фронту.
г. Берлин 8 мая 1945 Подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Окончание войны.
Просмотр видеоролика «Блокада Ленинграда»

Не только великие битвы навсегда останутся в памяти граждан нашей страны, но и мужество, решительность советских командиров.

Задание 3. «Галерея славы».
- Предлагаю организовать «Галерею славы воинов ВОВ».
Учащиеся выходят по одному и выбирают портрет(на доске) и подпись к нему, и создают импровизированную галерею славы, предварительно объяснив свой выбор.


Портреты:
1.Георгий Константинович Жуков: когда началась ВОВ, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время ВОВ. Почти все эти операции были успешными.
2. Конев Иван Степанович Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу.
3. Неизвестный солдат – имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертный.
4. Рокоссовский Константин Константинович руководил крупными операциями (Битва за Москву, Сталинградская битва), в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.
5. Василевский Александр Михайлович В 1943 г. активно участвовал в подготовке и осуществлении разгрома противника на Курской дуге.

Миллионы советских людей проявили массовый героизм.
Давайте вспомним еще имена героев, выполнив следующее задание: «Назови героя и его подвиг»
Работа по карточкам:
Герои Событие
1. Разведчик сержант Павлов а) Больше трех лет его пытали, мучили, допрашивали, но он не предал Родину.
2. Генерал Карбышев б) Им пришлось оборонятся 58 дней. Большинство из них погибли в неравной схватке, но дом отстояли.
3. Зоя Космодемьянская в) Поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру.
4. Иван Панфилов г) Юная девушка, встала на защиту своей Родины. Перед смертью подбадривала сельчан, не бояться врагов, защищать свою землю.
5. Александр Матросов д) Шесть дней под Волоколамском, 28 панфиловцев отражали непрерывные атаки и ценой собственной жизнью враг остановлен.
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 –д; 5 – в.
- Эти люди показали бесстрашие и доблесть, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других.

Задание 4. «Третий лишний».

Тест (задание выполняется индивидуально, учащиеся должны зачеркнуть лишнее слово; после выполнения обмениваются с соседом по парте и выполняют взаимопроверку)
1. Вторая мировая, Великая Отечественная, Гражданская. (Войны П)
2. Освободительная, справедливая, захватническая. (Черты воин О)
3. Чапаев, Жуков, Рокоссовский. (Чапаев – начдив, Маршалы Б)
4. Фашисты, белые, советские воины. (Солдаты Е)
5. Т-34, «Катюша», тачанка. (Техника Д)
6. К. И. Шульженко, А.В. Нежданова, Л. Утёсов (Певцы А)
-Какое кодовое слово получилось? ПОБЕДА.

Вывод: святая вера в справедливый характер войны и в непременную победу над врагом помогали советским людям преодолевать все невзгоды и тяготы военного времени.

Задание 5. «»Музей».
- Как, вы думаете, что делают люди, чтобы осталась память о тяжёлых днях войны? (ответы детей)
- У нас в классе есть свой импровизированный музей. Это домашнее задание (нужно было принести предмет, который напоминал те далекие военные годы)
- Давайте внимательно рассмотрим вещи, которые хранятся в нашем музее.
(Возможно это: котелок, кисет, шерстяные носки, сапёрная лопата, письмо - фронтовой треугольник, книга «Дневник Тани Савичевой», 125г хлеба и т.д.) Ученики по одному подходят к стенду с предметами, задача – взять предмет и объяснить, почему он находится в музее.

Задание 6. Определи событие.
- О каких событиях Великой Отечественной войны повествуют стихотворные строки.

«Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Все каких-то пять минут осталось…» (Начало ВОВ)

« Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых смелых твоих сыновей…» (28 панфиловцев)

«Скрипят, скрипят по Невскому полозья,
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и живых…» (Блокада Ленинграда)
Так поэты говорят о войне, о тех трагических событиях, но есть цифровые показатели тех страшных событий.

Задание 7. «ВОВ и цифры»
Учитель показывает табличку с цифрой, учащиеся называют, как она связана с ВОВ.

6 лет – длилась Вторая мировая война.
1418 дней – длилась Великая Отечественная война.
900 дней – длилась блокада Ленинграда.
200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.
27 млн. чел. – погибли за время войны

V. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. О чём говорили сегодня на уроке? (ответы детей)
- Ребята, какой же вывод мы можем сделать после изучения таких драматических и героических событий этого тяжелейшего испытания для СССР, которые привели в итоге к великой победе? (ответы детей)
Песня «День Победы»

Эта война показала, что люди всего мира должны в минуты опасности объединятся в борьбе против общего врага.
- Сегодня вы меня порадовали, все очень старались. Особенно хочется отметить:
чёткость….
внимательность…
собранность…
старательность… и т.д.


Пусть спокойно заснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

На этом наш урок окончен.
Список литературы.
1. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный - развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).
2. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 312 с.: ил.
3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. –метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика).

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) – война между СССР и Германией в рамках Второй Мировой войны, закончившаяся победой Советского Союза над фашистами и взятием Берлина. Великая Отечественная Война стала одним из финальных этапов Второй Мировой .

Причины Великой Отечественной Войны

После поражения в Первой Мировой войне, Германия осталась в крайне тяжелом экономическом и политическом положении, однако, после прихода к власти Гитлера и проведения реформ, страна смогла нарастить свою военную мощь и стабилизировать экономику. Гитлер не принимал результатов Первой Мировой и хотел взять реванш, тем самым приведя Германию к мировому господству. В результате его военных походов, в 1939 году Германия вторглась в Польшу и затем Чехословакию. Началась новая война.

Армия Гитлера стремительно завоевывала новые территории, однако до определенного момента между Германией и СССР существовал мирный договор о ненападении, подписанный Гитлером и Сталиным. Впрочем, спустя два года после начала Второй Мировой, Гитлер нарушил соглашение о ненападении – его командованием был разработан план «Барбаросса», предполагающий стремительное нападение Германии на СССР и захват территорий в течение двух месяцев. В случае победы, Гитлер получал возможность начать войну с Соединенными Штатами, также ему открывался доступ к новым территориям и торговым путям.

Вопреки ожиданиям, неожиданное нападение на Россию не дало результатов – русская армия оказалась оснащена гораздо лучше, чем предполагал Гитлер и оказывала существенное сопротивление. Компания, рассчитанная на несколько месяцев превратилась в затяжную войну, которая позже получила название Великая Отечественная война.

Основные периоды Великой Отечественной войны

  • Начальный период войны (22 июня 1941 - 18 ноября 1942). 22 июня Германия вторглась на территорию СССР и к концу года смогла завоевать Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Молдавию и Белоруссию – войска двинулись вглубь страны, чтобы захватить Москву. Российские войска терпели огромные потери, жители страны на захваченных территориях оказались в немецком плену и были угнаны в Германию в рабство. Однако, несмотря на то, что советская армия проигрывала, ей все же удалось остановить немцев на подходе к Ленинграду (город был взят в блокаду), Москве и Новгороду. План «Барбаросса» не дал желаемых результатов, битвы за эти города продолжались вплоть до 1942 года.
  • Период коренного перелома (1942-1943 гг.) 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск, которое дало существенные результаты – одна немецкая и четыре союзных армии были уничтожены. Советская армия продолжала наступление по всем направления, им удалось разгромить несколько армий, начать преследование немцев и отодвинуть границу фронта обратно в сторону запада. Благодаря наращиванию военных ресурсов (военная промышленность работала в особом режиме) советская армия существенно превосходила немецкую и могла теперь не только оказывать сопротивление, но и диктовать свои условия в войне. Из обороняющейся армия СССР превратилась в нападающую.
  • Третий период войны (1943-1945 гг.). Несмотря на то, что Германии удалось существенно нарастить мощь своей армии, она все еще уступала советской, и СССР продолжал играть ведущую наступательную роль в военных действиях. Советская армия продолжала продвигаться в сторону Берлина, отвоевывая захваченные территории. Был отвоеван Ленинград, и к 1944 году советские войска двинулись в сторону Польши, а затем и Германии. 8 мая Берлин был взят, а немецкие войска объявили безоговорочную капитуляцию.

Основные сражение Великой Отечественной войны

  • Оборона Заполярья (29 июня 1941 - 1 ноября 1944);
  • Битва за Москву (30 сентября 1941 - 20 апреля 1942);
  • Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 - 27 января 1944);
  • Ржевская битва (8 января 1942 - 31 марта 1943);
  • Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943);
  • Битва за Кавказ (25 июля 1942 - 9 октября 1943);
  • Курская битва (5 июля - 23 августа 1943);
  • Битва за Правобережную Украину (24 декабря 1943 - 17 апреля 1944);
  • Белорусская операция (23 июня - 29 августа 1944);
  • Прибалтийская операция (14 сентября - 24 ноября 1944);
  • Будапештская операция (29 октября 1944 - 13 февраля 1945);
  • Висло-Одерская операция (12 января - 3 февраля 1945);
  • Восточно-Прусская операция (13 января - 25 апреля 1945);
  • Битва за Берлин (16 апреля - 8 мая 1945).

Итоги и значение Великой Отечественной войны

Основное значение Великой Отечественной войны состояло в том, что она окончательно сломила немецкую армию, не давая Гитлеру возможности дальше продолжать свою борьбу за мировое господство. Война стала переломным моментов в ходе Второй Мировой и, фактически, ее завершением.

Однако победа далась СССР тяжело. Экономика страны на протяжении войны находилась в особом режиме, заводы работали, в основном, на военную промышленность, поэтому после войны пришлось столкнуться с тяжелейшим кризисом. Многие заводы были разрушены, большая часть мужского населения погибла, люди голодали и не могли работать. Страна находилась в тяжелейшем состоянии, и ей потребовалось немало лет на то, чтобы восстановиться.

Но, несмотря на то, что СССР находился в глубоком кризисе, страна превратилась в сверхдержаву, резко возросло ее политическое влияние на мировой арене, Союз стал одним из самых крупных и влиятельных государств, наравне с США и Великобританией.

Конспект открытого урока

Учитель : Бедоева Алана Таймуразовна

Предмет: история

Класс : 9

Тема урока: Начало Великой Отечественной войны

Учебник: "История России», А. А. Данилова, Л. Г.Косулина

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Задачи:

обучающие:

  • Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.
  • Причинами неудач Красной Армии.
  • Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.
  • Ходом оборонительных сражений под Москвой.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся логическое мышление.
  • Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.
  • Формировать представление об основных периодах войны.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
  • Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока Урок изучения нового материала с использованием презентации “Начало Великой Отечественной войны”.

Оборудование : компьютер, проектор, настенные карты "Великая Отечественная война", видеоматериал.

Форма проведения урока : индивидуальная и групповая формы работы, фронтальная беседа.

План урока:

  1. Трагическое начало.
  2. План Барбаросса.
  3. Соотношение сил.
  4. Мобилизация.
  5. Оборонительные сражения Красной Армии. Причины поражения Красной Армии.
  6. Битва за Москву.
  7. Блокада Ленинграда.

Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»: ф ронтальная беседа с обучающимися о внешней политике на кануне ВОВ.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя : Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

- 3/4 танков требовало списания;

90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

Танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

Отсутствовала система противовоздушной обороны.

Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

Какая тема нашего сегодняшнего урока?

«Начало Великой Отечественной войны»

Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

Причины и начало войны.

  1. Причины: Государственная идеология гитлеровской Германии – нацизм, был ориентирован на войну;
  2. По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы, и Гитлер мечтал о мировом господстве;
  3. В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт предусматривавший раздел мира, к нему готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться.

Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

“Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом, - продолжал Молотов. – В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером...”. Молотов призвал к “отечественной войне за Родину, за честь, за свободу”. Свою речь он завершил знаменитыми словами: “наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”

Вопрос : Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 г.?

Выводы.

Учитель : Была объявлена всеобщая мобилизация. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования (слайд ). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников (слайд).

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

просмотр Видео «Начало ВОВ»

Предложение классу разделиться на три группы. Каждой группе раздать выписки из документов для обсуждения (сделать выводы о Советской армии, о первых дня ВОВ)

1) Из дневника убитого немецкого офицера: " 1 сентября . Неужели русские действительно

Собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие... 11 сентября. Безрассудное упрямство... 13 сентября. Дикие звери... 16 сентября. Это не люди, а черти... 27 октября. Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня... 28 Октября. Каждый немецкий солдат считает себя обреченным человеком ".

2) Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А. С. Чуянова:

Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в "котел " продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают "подарки" в контейнерах на парашютах... Я был свидетелем того, как к городу, к "котлу", под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен... Теперь господство в воздухе принадлежало нам...

На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил: Паулюс… надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму - любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты...

Сначала мы блокируем город (геометрически) и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией... откроем ворота и выпустим безоружных людей... ...весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сровняем город с землей, передадим район севернее Невы Финляндии.

Когда террор и голод в городе сделают свое дело

Словарная работа.

Работа с новыми определениями:

Блицкриг- молниеносная война (6-8 недель);

Мобилизация- перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

План «Барбаросса» (слайд).

Учитель : План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.

Работа по настенной карте «Великая Отечественная война Советского Союза».(Показываю на карте три направления, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск).

Три мощные группы германских армий двинулись на восток.. Группа «Север» - на Ленинград; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста , широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.

Соотношение сил. (Слайд)

- Посмотрите на экран. Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».(Обсуждение).

Германия, её союзники

СССР

Солдаты и офицеры

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс.

Самолеты

5 тыс.

8,5 тыс.

Орудия и минометы

48 тыс.

47 тыс.

За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков. Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения вглубь страны, наступление постепенно замедлялось.

Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?

(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне).

Работа с учебником .

В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?

Какова цена первых поражений СССР в войне?

Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

Рассказ учителя. Битва за Москву.

Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23.Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

Вопрос : Как Вы думаете, какое значение имела победа Красной армии под Москвой для дальнейшего хода войны?

Вывод : Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом. Гитлеровская Германия, поработившая десятки европейских народов, впервые во второй мировой войне потерпела серьезное поражение. У стен советской столицы был развеян миф о "непобедимости" вермахта. Победа под Москвой знаменовала собой начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Учитель: Запишите в тетради основные события битвы за Москву (Слайд)

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

Блокада Ленинграда (слайд).

В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.

Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой (слайд). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.

Вопрос : Как Вы думаете, почему немцам так и не удалось захватить Ленинград?

Вывод : 27 января 1944 года блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей – в пять раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

IV. Закрепление изученного материала

Тест. (Слайд)

1. Когда началась Великая Отечественная война:

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

VI. Итоги урока

Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос.

Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны? (Слайд)

Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

Войска не были приведены в боевую готовность.

Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

Объявление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: п.29


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...