Как отдохнуть от учебы. Советы студентам — как правильно учиться в вузе Устала от учебы в вузе

Инструкция

Во время учебы устает не только мозг, глаза, но и тело ученика. Поэтому лучшим отдыхом будет активное времяпрепровождение. А под этим понятием подразумевается очень многое: это может быть кратковременная разминка дома, постоянные занятия спортом в секции, пробежки в лесу или на стадионе, активные игры на свежем воздухе и даже просто прогулка по улицам. Все эти виды отдыха благотворно влияют на мозг, держат в тонусе тело, помогают расслабиться и отвлечься. Кроме того, даже после кратковременных занятий спортом в организме повышается доля эндорфинов - гормонов счастья. А это значит, хорошее настроение после активной деятельности обеспечено, можно с новыми силами приступать к учебе.

Хорошим способом отдохнуть будет смена обстановки. Если студент целую неделю видел только стены своего дома, университета и библиотеки, нельзя оставаться дома и . Нужно выбраться в новое место, чтобы мозг смог переключиться на другую обстановку. Для этого подойдет как отдых на природе, так и походы в театр или музей, посещение развлекательных мероприятий. Можно совместить активный отдых со сменой обстановки и посетить дискотеку или ночной клуб. Впрочем, увлекаться подобными заведениями все же не стоит: они не так уж дешевы для тех, кто пока сам деньги не , а еще хорошо затягивают и отвлекают от главной деятельности студента - хорошей учебы.

Встречи с друзьями, вечеринки и игры прекрасно отвлекают от проблем и повседневных дел. Собраться веселой компанией можно и в будний день, и в праздники, только не забудьте окончательно про обязанности и накопившиеся задания, курсовые или контрольные работы. Проводить с друзьями время нужно обязательно, но такие развлечения увлекают порой слишком сильно.

Другой вид умственной деятельности тоже может помочь мозгу отдохнуть и развеяться. Особенно это может понравиться тем студентам, которые предпочитают домашние посиделки шумным вечеринкам в барах и клубах. Чтение книги, просмотр фильмов, складывание головоломок или рукоделие отлично переключают внимание от учебы и помогают расслабиться. Всего 2-3 часа таких спокойных занятий помогут восстановиться уставшему организму и вернут ему полноценную активность.

Сон отлично помогает восстановить силы, так что пренебрегать им тоже не нужно. Ведь обычно получается, что студенты или школьники чаще всего не досыпают, устают и потому не могут сосредоточиться на работе. Если выдалось свободное время, а позади множество бессонных ночей, лучше всего будет просто лечь спать пораньше.

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Почему школьники сильно устают?

  • 21445
  • 08.11.2017

Не раз в школьные годы у меня возникала мысль, что я больна чем-то серьезным. Нет, я так думала не для того, чтобы испугать родителей и не ходить в школу. Такие мысли у меня возникали, потому что практически каждый день я чувствовала себя уставшей. Сильно уставшей.

Сейчас это стало расхожей идеей - школьники перегружены, их здоровье под угрозой, надо уменьшать количество уроков и домашних заданий. Знаете? Нет, не надо. Дело не в уроках и не в домашних заданиях.

Если вспоминать школьные годы, то вот что странное становится понятным: сильно уставая изо дня в день в течение четверти, я довольно легко и без усталости справлялась со сравнимой, а то и большей нагрузкой в каникулы.

Обычный учебный день в старших классах - это 7-8 уроков в школе плюс 2 часа на выполнение домашних заданий дома. И к ночи сил не было вообще. Хотелось уткнуться в подушку и плакать от усталости и жалости к себе. Но наступали каникулы и случалось чудо! Я могла и 10, и 12 часов в день усердно заниматься той же математикой, чтобы нагнать отставание или отработать то, что не давалось, но при этом к ночи выжатой как лимон я себя не чувствовала. Почему?

Я поговорила на эту тему со своими бывшими одноклассниками и нынешними одногруппниками в колледже и убедилась в том, что описанная мной выше ситуация - не следствие моих индивидуальных особенностей, а очень распространенная штука.

Уровень шума

В школе очень шумно. Мы, конечно, привыкаем и даже не очень замечаем этот постоянный шум на переменах, но он сказывается на нашей работоспособности. Ведь недаром людям, которые работают на производстве, рекомендуют надевать заглушающие наушники, и считают такую работу вредной. Вот обычный учебный день. 15 минут до первого урока и потом 7 перемен по 10-20 минут, всего 2 часа в день существования в очень шумных коридорах. В кабинеты ученикам заходить нельзя, потому что они проветриваются. В коридорах школы одновременно находится 800 человек. Даже, если они просто будут разговаривать, не будут кричать, вопить, визжать и хохотать, все равно будет шумно. А где вы видели школьников, которые не орут и не визжат на переменах?

Уровень стресса

«Спросят или не спросят?», «Сегодня контрольная, а если трудный вариант?», «Ленка опять про меня гадость какую-то сказала, вон как они все ржут», «Тамара Петровна в плохом настроении, опять орать будет, а я на первой парте, вот на меня и будет», «Игорь снова наезжает на новенького. Вступиться? Тогда и я огребу. Не реагировать? Так противно же», «А где моя тетрадь по физике?! Дома забыла? Или оставила где-то? Ох!» ну и т.д. Сколько стрессовых моментов происходит в течение одного школьного дня? Да десятки! Да, это все мелочи, но мелочи, которые вызывают эмоциональный отклик, иногда даже выброс адреналина. И когда вот так каждый день, понятно, что за неделю устаешь так, что хочется натереть градусник и поболеть хотя бы три дня дома.

Резкое переключение

Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна рассказывает про Чехова, мы обсуждаем «Вишневый сад», спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать… И вдруг звонок. «Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу».

И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день.

А уж если ты после урока физкультуры приходишь на математику, то даже попыток не делаешь понять то, о чем идет речь, - бесполезно. Мозг начинает нормально функционировать только к концу урока.

И эти постоянные качели, когда ты то понимаешь, то не понимаешь, когда ты то в вишневом саде, то по уши в логарифмах, они тоже выматывают. А в голове остается каша, которую тебе вечером предстоит разбирать на составляющие ее части, раскладывать по полочкам.

Мне могут сказать, что так учились всегда, и в последнее время дети не стали громче кричать, учителя не стали чаще вызывать к доске, а уроки не стали короче. Да, это все так. Но 20-30-50 лет назад не было такого информационного поля, в которое мы постоянно погружены. К нашему школьному шуму, к нашим школьным стрессам и резким переключениям добавляется огромный массив информации, которую мы получаем из интернета в ежедневном режиме. И не можем не получать, потому что это требование сегодняшнего дня - быть в курсе, быть в теме, кушать большой ложкой статусы, твиты, посты, комментарии и новости. Это то, от чего уже нельзя отказаться.

Я не знаю, насколько я права в своих предположениях. Сейчас я учусь в колледже, где нет маленьких детей, поэтому нет шума, где преподаватели видят в нас взрослых людей, поэтому моментов стресса очень мало, где у нас не уроки, а пары, длящиеся по полтора часа, поэтому нет резких переключений. И хотя предметы у нас серьезные, требования в колледже высокие, а домашних заданий немало, я устаю существенно меньше. И по вечерам мне не хочется плакать в подушку от усталости и жалости к себе.

Смею предположить, что и учителя ощущают постоянную усталость по тем же причинам. Мы-то 11 лет отучились и ушли, а они всю жизнь так работают. Можно только посочувствовать.

Комментарии (12)

    Спасибо!Прекрасный анализ.Я с Вами полностью согласна.Хотя и домашние задания сейчас стали не только объёмнее,но и...бестолковее!Нет ясной структуры,и учителя сами не видят целей и задач.Вернее задача одна,-впихнуть!Увеличился темп подачи информации,а способности к усвоению у детей,как Вы правильно заметили,из-за дополнительных внешних факторов влияния уменьшились!Вот и загоняем себя и детей.

    Статус в сообществе : Конфиденциально

    На сайте : 9 лет

    Род деятельности : Конфиденциально

    Регион проживания : Конфиденциально

    • Ну, у толкового учителя бестолковых заданий, пожалуй, не будет.
      А задача "впихнуть" в принципе невыполнима. Тем более, что просто "подавать информацию" учитель вовсе не должен.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 11 лет

      Род деятельности : Учитель в

      Регион проживания : Новгородская область, Россия

      Я говорю о практике.О том,что наблюдаю и слушаю каждый день в учительской.Несмотря ни на какие инновации,ситуация в школе не меняется.Впихивают в расчёте на репетиторов,и даже не скрывают этого.

      Статус в сообществе : Конфиденциально

      На сайте : 9 лет

      Род деятельности : Конфиденциально

      Регион проживания : Конфиденциально

      Усталость школьника - она не только следствие неразумной организации школьного обучения, она ещё и причина постепенного отказа школьника от обучения вообще, не только в школе.
      Не соглашусь с автором только в одном.
      Не все дети устают в школе, а только те, кто всё ещё приходит в школу учиться. У того, перед кем такая задача уже не стоит, всё в порядке, особенно сейчас, когда учителя перестали быть дотошными и не пытаются достучаться до каждого ученика. Но это только доказывает авторскую мысль, что причина усталости - в организации учёбы. И не только усталости, но и болезней.

      Мой старший сын не смог закончить первый класс. Весь год он неделю учился - месяц лечился. Когда в апреле учительница сказала, что оставит его на второй год, мы с женой забрали ребёнка из школы. За лето сами изучили программу начальной школы, проанализировали доступные учебные материалы. По чтению и окружающему миру подобрали книжки, по русскому языку и математике не нашли ничего подходящего, написали и издали свои. Для закрепления материала купили готовые рабочие тетради. Запаслись десятком разных словарей.
      С началом учебного года арендовали в одной из школ две классных комнаты, пригласили ещё несколько детей, у которых тоже в школе не получалось, и начали заниматься. Использовали Технологию обучения, о которой я много рассказываю на Педсовете, в которой ученик самостоятельно добывает знания из учебника под наблюдением и при поддержке учителя. Три года мой сын занимался таким образом. Четыре урока в день по 60 минут. За всё время не болел ни разу.

      Когда пришло время вернуться в пятый класс, управление образования организовало для него тестирование в одной из школ города. Нам не разрешили сдать все четыре экзамена за один раз. Не положено. Хотя каждый тест занимал у ребёнка не более 15 минут. Члены комиссии извинялись: "Вы понимаете, мы не можем поставить вам все пятёрки, потому что вы не обучались в школе". Интересные критерии оценки.

      Когда сын снова начал заниматься в школе, его сильно удивляло, что на уроках они очень мало выполняли практических заданий. Одно-два, редко - три. Он привык делать по 20-30.
      И ещё один показательный случай. Как-то в пятом классе моей жене позвонила мама одноклассника сына, говорит, что её ребёнок пришёл из школы в слезах, не может успокоиться, учительница очень сильно ругалась и кричала на уроке. Спрашивает, как наш? Наш ничего не рассказывал, а когда его спросили, он спокойно ответил, что у учительницы сегодня были какие-то проблемы, не связанные с учёбой.

      Вывод очевиден. Когда ребёнок занимается предметом без посредника, в своём темпе, и у него это получается, он спокоен, он не устаёт и не болеет, потому что он не расстраивается. Ребёнок селфдетерминирован, он сам управляет своей учёбой и учится управлять жизнью.

      Вы абсолютно правы, Софья. В школе нужно что-то поменять.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 2 года

      Род деятельности : Предприниматель

      Регион проживания : Самарская область, Россия

      • Андрей, вы правы. В школе нужно что-то поменять. Количество учеников в классах зашкаливает уже под 35. Какой уже там индивидуальный подход. Выжить бы как-нибудь.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

        Регион проживания : Челябинская область, Россия

        Очень интересный опыт!Вижу,что мой сын в школу ходит точно не учиться.Учится он в Интернете,причём это интересная информация и практические навыки,разные ремёсла,идеи для изобретений,которые он воплощает руками!А в школе у него друзья и его любимая...хоровая капелла!:)

Давайте признаем: учиться очень трудно. Иногда это настолько скучно, что бывает невозможно сосредоточиться на выполнении заданий. Хотя учёба не самое любимое времяпрепровождение для некоторых из нас, есть несколько способов, которые сделают её легче и эффективнее. В статье мы расскажем о шести методах, которые помогут быть расслабленным, но в то же время сосредоточенным во время учёбы.

Составьте расписание

«Я начну заниматься, как только у меня появится свободное время», – величайшая ложь на Земле. Вы и сами знаете, чем это заканчивается: у вас найдётся время, чтобы узнать всё о профессии переворачивателя пингвинов, но только не на учёбу. И всё потому, что вы не внесли учёбу в расписание. Выберите подходящее время суток – сразу после завтрака, обеда или ужина, ночью, когда все домашние лягут спать – и старайтесь постоянно заниматься в этот час. Как показывает практика, чем чаще вы занимаетесь в одно и то же время, тем сильнее оно начинает ассоциироваться с учёбой и, следовательно, тем выше будет уровень вашей сосредоточенности.

Создайте комфортные условия

Если вы ни минуты не можете обойтись без музыки, наслаждайтесь ею во время подготовки к занятиям (при условии, что она не мешает понимать материал). Во время занятий помогут взбодриться чай или кофе, но не стоит ими злоупотреблять, так как их чрезмерное и позднее употребление повлияет на качество сна, что в свою очередь скажется на способности соображать. Заботясь о комфорте, вы помогаете себе настроиться на работу – только так вы сможете оставаться бодрым и сосредоточенным.

Держите всё под рукой

Книги, конспекты, ноутбук, тетради для записей, маркеры, ручки и даже бутерброды с шоколадками для перекуса – всё должно лежать как можно ближе к вам. Убедитесь, что вам не придётся вставать с места за чем‑либо во время подготовки, так как это отвлечет вас, и вернуться на прежний уровень концентрации будет сложно.

Запланируйте перерывы

Даже те из нас, кто могут часами проводить за книгами, в какой‑то момент могут устать. C этим нельзя не согласиться – подготовка к занятиям отнимает много сил, как умственных, так и физических. Чтобы не перегружать себя, поставьте таймер или будильник на мобильном телефоне, который напомнит вам о том, что настало время сделать перерыв. Встаньте со стула, потянитесь, сделайте пару упражнений, выпейте стакан воды. Не забывайте о том, что перерыв не должен быть слишком долгим, в противном случае рабочий настрой пропадёт совсем. Маленькие перерывы нужны для того, чтобы вы не переутомились и после небольшого отдыха вернулись к работе отдохнувшим и бодрым.

Учитесь активно

Пассивное обучение включает в себя чтение и написание конспектов. Его главный минус в том, что вы не анализируете информацию. В отличие от пассивного обучения, активное включает в себя обсуждение полученной информации и её осмысление. Метод активного обучения поможет лучше понять, а следовательно запомнить изучаемый материал. Изучайте новое и обсуждайте материал вместе с приятелями по учёбе или работе. Если вы занимаетесь одной задачей слишком долго, то почувствуете усталость скорее, чем в случае, если комбинируете разные методы обучения. Чередуйте пассивный и активный способы усвоения новой информации и вскоре вы увидите, что занятия приносят удовольствие, а главное хорошие результаты.

Найдите место для комфортных занятий

В библиотеке или кофейне, дома или в школе – в наши дни можно учиться где угодно. При выборе места для занятий, учитывайте, насколько легко вы отвлекаетесь. Например, не стоит заниматься в кафе, если вы оборачиваетесь всякий раз, когда открывается входная дверь или мимо проходит официант. Также обратите внимание, насколько вам физически комфортно находиться в месте, которое вы выбрали для занятий. Если вам нравится атмосфера в библиотеке, но стулья там не слишком удобные, лучше поискать другое место. Вы же не хотите отвлекаться из‑за жестких стульев, плохого освещения или раздражающих звуков?

А что помогает вам сосредоточиться на учёбе? Делитесь советами в комментариях!

Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у «новобранцев» может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы и даже комментарии однокашников в соцсетях. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все.

В результате к старшим курсам такие учащиеся хуже осваивают специальность, а часть из них и вовсе отсеивается. «Из-за проблем с адаптацией можно потерять способных студентов с приличными достижениями», - отметила Елена Кудрявцева в докладе «Новые образовательные возможности и выгорание субъектов образовательного процесса»*. Первокурсникам нужно помогать влиться в университетскую жизнь. Изучение их психологических особенностей позволит предупредить эмоциональное истощение.

От «выгоревшего» студента - к плохому профессионалу

Эмоциональное выгорание (от английского «burn out» - выжечь, перегореть, выдохнуться) проявляется в чувстве растерянности, опустошенности и бессилия. Прежние цели и ценности разочаровали, новые пока не появились. В таком состоянии сложно учиться и работать, становиться специалистом в своей области. Оно может привести и к профессиональному выгоранию, когда человек теряет интерес к своей специальности, отметила Елена Кудрявцева.

В группе риска - прежде всего врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, психологи и менеджеры. Представители этих социальных профессий работают с людьми и их проблемами, что отнимает много душевных сил. Исследования эмоционального выгорания, собственно, и начались с изучения самочувствия социальных работников. Американский психиатр Герберт Фройденбергер, понаблюдав за волонтерами, в 1970-е годы впервые описал синдром эмоционального истощения. Он обнаружил у своих «пациентов» и профессиональный кризис.

У врачей, учителей, психологов такая же нервная работа. Гнет чужих проблем изматывает их. Представителям этих специальностей необходим запас эмоциональной прочности, стрессоустойчивость. Если ее нет, то человек может «выгореть» уже на стадии учебы. Это и происходит нередко у студентов социальных специальностей из-за интенсивного переживания «чужого негатива».

Причины эмоционального истощения

У взрослых людей эмоциональное выгорание могут провоцировать напряженная и нелюбимая работа, конфликты с близкими, разочарование в себе, честолюбивое желание преуспеть во всем и пр. (см. ). Чаще «выдыхаются» максималисты и перфекционисты - из-за собственного подхода к делу.

У студентов есть специфические причины эмоционального выгорания. Среди них - большая учебная нагрузка (в том числе онлайн-курсы и проекты) и очень широкий круг взаимодействий (с преподавателями, сокурсниками и пр.). Елена Кудрявцева выделила и такой риск как избыток общения в соцсетях, в том числе, с учебными целями. Учащийся постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение, считает эксперт.

«Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст», добавила исследователь, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания.

Как не «сгореть» от напряжения

Стресс от учебы можно снимать разными способами - например, с помощью психологических тренингов (см. Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства). Нужно научиться регулировать собственное душевное состояние (см. ). Полезно чередовать виды деятельности - кроме занятий должны быть и интересные хобби.

Что помогает студентам бороться с эмоциональным дефицитом:
поддержка педагогов. Их эмоциональная устойчивость хорошо влияет и на студентов;
участие в научных исследованиях, то есть активное включение в "академический контекст". Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить «вкус» науки и преимущества коллективной работы;
дополнительная социальная активность, например, участие в студенческом самоуправлении (оно тоже помогает молодежи понять свою значимость);
сплоченность студенческой группы, чувство локтя.

Как развивается выгорание

Для самочувствия студентов решающими оказались первый и четвертый курс, выяснила исследователь. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания (они спокойны и открыты). В то же время, примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает - идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу происходит развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а часть развивает негативное состояние», - пояснила эксперт.

Изменения психологического самочувствия Елена Кудрявцева отразила в индивидуальных картах учащихся, которые обновляются раз в год (см. Приложение 1). Создание таких карт позволило ей проследить «треки» эмоционального выгорания младшекурсников. В «треке» три фазы, которые набирают силу постепенно:
Напряжение. Человек переживает «психотравмирующие обстоятельства», недоволен собой, «загнан в клетку», встревожен.
Резистенция. Идет эмоционально-нравственная дезориентация, человеку сложно выполнять профессиональные обязанности.
Истощение. Развивается эмоциональный дефицит, возникают проблемы со здоровьем.

Адресная поддержка проблемных студентов

Анализ индивидуальных карт учащихся показал:

Трек эмоционального выгорания не зависит от направлений подготовки и образовательных возможностей студентов. Разочаровываются и студенты вузов, и студенты колледжей;

Индивидуальные карты помогают выбрать наилучшую стратегию помощи студентам - например, не переусердствовать в работе с отстающими. При повышении требований они могут сопротивляться активнее. В целом нужно учитывать, что «чем сильнее у студента эмоциональное выгорание, тем менее конструктивна его реакция на любую обратную связь», подчеркнула эксперт;
с помощью карт легче прогнозировать академическую активность студентов: включенность в разные учебные форматы, ответственность за выполнение заданий и готовность к дополнительным усилиям. Еще задолго до зимней сессии становится ясно, кто среди первокурсников рискует отсеяться.

В конечном счете, индивидуальные карты учащихся помогают объяснить их образовательные достижения и предупредить отсев, заключила исследователь.

Исследование опирается на наблюдения за психологическим состоянием студентов департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2015-2016 год), а также на анализ самоощущений студентов педагогического и менеджерского профиля, обучающихся в Приамурском государственном университете.

*Доклад был представлен в Высшей школе экономики на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО).
IQ

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...