Чем страшен грех гордыни и как с ним бороться в жизни? Иоанн Лествичник, преп. Борьба с гордостью

1. Опознание гордыни. Самый трудный шаг в борьбе с гордыней -- это ее опознание. Поэтому очень важно прислушиваться к любой критике. Если человек ее опознал тогда и борьба возможна. Но проблема с гордыней -- это что человек полностью уверен что к нему -- это не относится.
Иногда, просто опознание своего греха и его разрушительного действия дает человеку волю и силу его больше не повторять. Но когда греховное поведение уже вошло в природу человека, то тогда будет труднее его побороть.
Священное Писание нас поощряет знать истину так как -- это освободит нас от всякой неправды и мы станем свободны от греховных последствий. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанна 8:32).
Итак: (1) искание похвалы -- заменяй скромностью, (2) возвышение себя -- заменяй молчанием и скромностью, (3) презрение других -- заменяй опознанием их хороших качеств и любовью, (4) непослушание к высшим -- заменяй молчанием и послушанием, (5) не принятие совета -- заменяй уважением и слушанием, (6) обиды -- заменяй молчанием, (7) неумение простить -- заменяй прощением, (8) злопамятство -- заменяй прощением, (9) не хочешь уступить -- замени уступлением, (10) неумение признаться в ошибке -- заменяй признанием ошибки, (11) желание быть лучше других -- заменяй скромностью, (12) желанием всюду проявлять свою волю -- заменяй уступчивостью и т.п.
Во время брани если что-то трудно делать то нужно молиться о помощи. Во время поста нужно усилить нашу борьбу. Таким образом, после известного времени, новое поведение станет нашим эталоном и мы будем вылечены.

2. Ступени врачевания. Как же бороться с недугом гордыни, в особенности если это уже вошло в нашу природу? Методика борьбы та же самая как и с любой другой страстью. Это трудный и сложный путь и, конечно:

  1. на первом месте нужно обратиться к Господу Богу за помощью -- нужно молиться, чтобы Он помог.
  2. После этого нужно поговорить и поисповедоваться у духовника.
  3. Потом, чтобы бороться с врагом сперва его нужно узнать. Значит, нужно изучить гордыню и прочесть о ней все, что можно найти.
  4. После этого нужно продумать все свое поведение (дела, слова и мысли) дома, в школе, на службе и т.п. с точки зрения гордыни и опознать ее во всех ее проявлениях.
  5. После опознания, нужно следить за ее проявлением и когда она появляется всегда заменять ее противоположной добродетелью .
  6. Во время молитвенного правила читать «Молитву для врачевания гордыни» (смотри Приложение).
  7. Нужно говеть: поститься, исповедоваться и причащаться.

3. Пост. Пост -- это самая основная школа борьбы с гордыней -- школа послушания. Поэтому, нужно строго следить за исполнением всех правил поста.

4. Послушание. Во многом источником гордыни является непослушание Господа Бога. Поэтому, один самых простых приемов борьбы с гордыней -- это послушание, даже любое послушание. В монастырях, для искоренения гордыни из некоторых монахов, дается им послушание -- какая-то грязная работа.

5. Противоположная добродетель . Каждый грех имеет противоположную добродетель. Так как гордыня это не один грех, а множество, то нужно опознать (идентифицировать) все ее составляющие и их противоположные добродетели. Сделая это, нужно быть внимательным к ее проявлению и при каждом появлении ее составляющей парировать и нейтрализовать ее соответствующей добродетелью. Святой Иоанн Кронштадтский в своем бессмертном дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет следующее:

«Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их; напала на тебя гордость -- скорее смирись до земли; напала на тебя скупость -- скорее будь щедр; напало сребролюбие -- скорее похвали нестяжание и возревнуй о нем. Напала на тебя иная болезнь -- не потворстуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее».

Здесь уместно привести выписку из работы «Христианское нравоучение»

«Каждый грех имеет противоположную добродетель.

В борьбе с каким-то грехом, нужно делать соответствующую добродетель. Таким образом греховный навык постепенно сменяется на христианскую добродетель. Вот некоторые из них:
(I) Из Десяти Заповедей : неверие-вера, бездельничество-труд, лень-трудолюбие, неуважение родителей-любовь и уважение, убийство-жизнь, прелюбодеяние-целомудрие, кража-дар, ложь-правда, зависть-радость.
(II) Из Заповедей Блаженства : гордыня-смирение, немилосердие-милосердие, греховные помыслы-чистые, заводить ссоры-миротворчество.
(III) Из пособия для исповеди : осуждение-видение своих недостатков, гнев-спокойствие, оклеветание-защита, дерзость-вежливость, раздражительность-сдержанность, уныние-радость во Христе, воздаяние зла за зло-воздаяние добра за зло, ожесточение-спокойствие, роптание-благодарение, самооправдание-признание вины, прекословие-смирение, своеволие-послушание, укорение-спокойствие, злоречие-воздержание, смех над кем-то-сочувствие, соблазн-целомудрие, эгоизм-любовь, самолюбие-любовь, честолюбие-скромность, чревоугодие-пост, тщеславие-скромность, нечистые помыслы-чистые, многостяжание-щедрость (нестяжательство, бессребреничество), нечистое воззрение-чистое».

6. Перевести внимание. Этот метод один из самых простых способов борьбы с грехом. Он состоит из перевода внимания от предмета или ситуации которая вызывает отрицательные, греховные мысли, слова или дела и заставить себя думать о чем то другом. Лучше всего, конечно, о противоположной добродетели.

7. Молитва для врачевания гордыни. Как было сказано выше (601, 602), перед каждым делом и в особенности встречаясь с затрудненями нужно молиться. Это естественно для христианина. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос сказал «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфея 7:7-8).
В этой части нашей работы мы говорим о другом, о специальной молитве для врачевания гордыни. Это «Молитва для искоренения гордыни», которую в общем можно написать и самому, продумав все свои слабости, составляющие гордыни. Для каждой части нужно обратиться к Господу Иисусу Христу и попросить помощи не впадать в такой грех, а вместо него делать противоположную добродетель. Ее можно написать и самому, или с помощью духовника и потом, во время молитвенного правила читать ее -- каждый день.

8. Епитимья. При постоянном проявлении какой-то греховной привычки, составляющей гордыни можно пользоваться епитимьей, то-есть применять к себе самому какое-то «педагогическое наказание». В монастырях, в этой лаборатории духовности и нравственности -- это бывает большое количество земных поклонов. Таким образом, можно вылечиться от многих греховных привычек.

9. Расстаться с источником гордыни . Как было сказано выше (406), работа может способствовать гордыне. Поэтому, иногда, чтобы вылечиться от нее, нужно уйти от источника гордыни, с такой работы и взять более простую, но духовно созидающую и не разрушающую.

10. Болезнь смиряет гордыню. Болезнь обыкновенно смиряет гордеца. Человек должен заслужить Царство Небесное своей жизнью или страданиями очиститься от греха. Поэтому Господь Бог иногда применяет «педагогическое наказание» и допускает какую-то болезнь для того, чтобы научить чему-то зазнавшегося гордеца.

11. С годами люди смиряются. Со старостью, многое что способствует гордыне уходит, человек смиряется и начинает постепенно вылечиваться. Например уходит красота, сила, важное положение на работе или в обществе, человек начинает болеть, чувствует приближение смерти и т.п. Все это постепенно смиряет человека.

Заключение. Прочтя эту работу, пред нами встает гордец -- несчастный человек, который на всяком повороте жизни что-то теряет. Он не отличается умом, так как грех гордыни его ослепляет и он живет неполной жизнью. К сожалению на Западе такой тип встречается часто. Другими словами гордый человек весь в греховных страстях которые ему мешают нормально жить и общаться с людьми.
Гордецы не могут достигнуть вершину в человеческих отношениях. Они не могут по настоящему любить, не могут по настоящему общаться, иметь теплые отношения с людьми. Но, если на работе не очень требуется общение, то гордец может хорошо работать и даже преуспевать.
Из описания гордыни видно, что она создает плодотворную почву для всяких психических и духовных расстройств. Одна из них параноя. Чем больше мы изучаем и понимаем гордого человека, тем больше мы сознаем что он живет в темноте и сам этого не сознает.

Содержание статьи:

Гордыня - это чрезмерная уверенность в себе, заносчивость и высокомерие личности, которая ставит себя на ступеньку выше остальных. При этом пороке человек довольно часто считает себя незаслуженно обиженным, переживает, если его таланты не превозносят, сам же зачастую по-хамски ведет себя с окружающими. Гордыню порицает даже Библия, относя ее к семи смертельным грехам. Завышенное эго в большинстве случаев мешает адекватно оценивать существующую действительность, поэтому необходимо избавляться от такого отношения к себе и социуму.

Основные причины развития гордыни

Формирование надменности и высокомерности обычно базируется на следующих факторах:

  • Неправильная модель воспитания . Некоторые родители с самого детства внушают детям, что они лучше по всем параметрам своих сверстников. В итоге ребенок вырастает эгоистом, который уже в более зрелом возрасте начинает считать себя небожителем.
  • Везение во всем . Существует такая категория людей, которых любит Фортуна. Удачу по жизни человек начинает воспринимать как должный факт, приписывая ее своим исключительным способностям и становясь в конечном итоге зазнавшейся особой.
  • Обладание яркой внешностью . Красивые люди довольно часто откровенно гордятся своими выдающимися внешними данными. И они не упускают возможности получить максимум выгоды, а также подчеркнуть свое превосходство над остальными. В особо тяжелых случаях они превозносят себя настолько, что практически полностью теряют связь с окружающими, поскольку те не в состоянии выдержать надменного отношения и самолюбования.
  • Включение защитного механизма . Заниженная самооценка также может привести к показной гордыне, как и при наличии красивой внешности. Боясь быть осмеянным, человек с комплексами начинает демонстрировать свои «уникальные» умственные способности и ставить себя выше простых обывателей.
  • Проживание в мегаполисах . Некоторые снобы, имея свое жилище в крупных городах, открыто дают понять провинциалам, что они для них являются людьми второго сорта. Демонстрируют зазнавшиеся особы свое превосходство перед ними, даже не обладая иногда образованием и престижной работой.
  • Аристократические корни . Причины гордыни часто заключаются именно в этом факторе. Известные выражения «голубая кровь» и «белая кость» уже сами по себе свидетельствуют о том, что некоторые люди считают себя элитой общества.

Важно! Каковы бы ни были истоки образования гордыни, назвать подобных людей приятными особами довольно сложно. У них практически нет друзей, потому что мало кому понравится пренебрежительное к себе отношение.

Проявления гордыни у человека


Людей с описываемым складом характера вычислить несложно, потому что ведут они себя вызывающе и в некоторых случаях даже агрессивно:
  1. Игнорирование чужого мнения . Размышления близких и посторонних людей не просто не выслушиваются, а изначально опровергаются спесивцами. Для людей с гордыней не существует авторитетов, кроме точки зрения собственной персоны.
  2. Стремление быть первым . Можно даже сказать, что человек с подобным складом характера не пытается казаться лучшим из лучших, а считает себя таковым. Соперничество возникает только в том случае, если на его пути оказывается такой же гордец.
  3. Необоснованная критика людей . Несовершенство всех и каждого довольно четко формулируется человеком с неформатной моделью поведения. Иллюзия величия приводит его в конечном итоге к жестокосердию и полному отсутствию такта при общении с собеседником.
  4. Эгоизм . Гордецы обычно впадают в крайности, считая себя или центром Вселенной, или обладая множествами скрытых комплексов. При первой проблеме с таким человеком очень сложно поддерживать контакт, потому что он ради удовлетворения собственных потребностей способен совершать недостойные поступки.
  5. Желание руководить всеми . Считая даже ближайшее окружение мелкими людишками, персоны с признаками гордыни стараются стать лидерами в любом коллективе. Властность в данном случае переходит все границы дозволенных норм морали, вызывая недовольство у самых миролюбивых особ, которые столкнулись с подобным отношением к себе.
  6. Неумение быть благодарным . Гордецы принимают знаки внимания к своей персоне как должное событие. Разделяя людей по статусам и категориям, они не считают себя обязанными кому-либо по причине причисления их к более низкому рангу в социуме.
  7. Тщеславие . При существовании у индивидуума такого качества, как гордыня, он не может спокойно наблюдать за счастливыми и успешными людьми. Следовательно, особы со скверным и заносчивым характером будут стараться самоутвердиться за счет других во всех сферах человеческой деятельности.
  8. Хвастовство . Покрасоваться перед многочисленной аудиторией - отличительная черта гордецов. Множество из их рассказов о быте, любовных связях и стремительном карьерном росте на самом деле оказывается банальной ложью или бесспорным приукрашиванием фактов.
  9. Пафос . При наличии у человека гордыни все его речи будут наполнены пышными фразами и сложными терминами. Такой демонстрацией ума и начитанности они пытаются показать свое образование, делая акцент на том, что получено оно в известном и престижном учебном заведении.

Способы борьбы с гордыней в себе

Психологи утверждают, что подобный порок со временем может привести к полной деградации личности. Следовательно, необходимо всерьез задуматься, как избавиться от существующей проблемы.

Работа над собой при проявлении гордыни


Человек не может справиться самостоятельно только с теми патологиями, которые серьезно искажают его видение мира и своего места в нем. В иных случаях можно поставить на повестку дня следующие способы реабилитации себя как личности:
  • Признание наличия проблемы . Первым шагом к реализации своей мечты стать полноправным членом социума должно стать решение понаблюдать за собственным поведением со стороны. Гордыня не является врожденной особенностью характера, потому что с подобным пороком не появляются на свет, а формируют его у себя сами в течение жизни.
  • Анализ собственных амбиций . После признания существования определенной проблемы следует уяснить, что именно раздражает человека в других людях. Можно ограничить общение с такими личностями, не проецируя их недостатки на буквально каждую особу. Однако в большинстве случаев детальный анализ показывает всю необоснованность личных претензий к большинству людей.
  • Ведение дневника . Рекомендуется разделить его на две части, в которых будут описываться положительные моменты гордыни и негативные последствия ее появления. После недельного наблюдения по такой схеме многие люди будут неприятно удивлены сопоставлением обоих разделов дневника.
  • Обучение смирению . Подобное качество очень помогает в жизни, потому что человек не пытается прыгнуть выше своей головы. Однако гордецу не стоит впадать в крайности и пытаться вместо осмысления своих поступков заниматься самобичеванием, становясь при этом марионеткой в руках некоторых нечистоплотных в помыслах личностей.
  • Отказ от оценивания людей . Ближайшее окружение строптивца и посторонние ему люди вовсе не обязаны соответствовать его критериям нравственности и выдуманным нормам поведения в обществе. В ответ на подобное желание изменить знакомых или коллег он получит исключительно волну негатива, которую можно предотвратить путем абстрагирования от чужих недостатков.
  • Обучение вежливости . Культура общения подразумевает толерантность и чувство такта по отношению к собеседнику. Это правило должно стать законом для человека с пороком в виде гордыни. Можно при этом ознакомиться с работами Дейла Карнеги «Язык успеха», «Как располагать к себе людей» и «Как завоевывать друзей».
  • Работа над самореализацией . Необходимо не страдать от мании величия, а на самом деле ежедневно работать над собой. Гордецам очень часто свойственно чувство зависти к более успешным особам. Такого негативного всплеска эмоций у них не произойдет только в том случае, если они сами состоятся как личности.
  • Принятие конструктивной критики . На любое оскорбление сложно не ответить какой-либо колкостью, но при мудрых советах необходимо научиться прислушиваться к ним. В некоторых случаях чужой опыт бывает бесценной информацией. К тому же людей располагает к себе собеседник, который умеет слушать и уважает их мнение.
  • Альтруизм . Подобное противостояние собственному эгоизму станет отличным средством борьбы с гордыней. К тому же изменения в поведении в этом направлении позволят расширить круг своего общения и приобрести настоящих друзей.
  • Выполнение грязной работы . Некоторые люди, которые считают себя элитой общества, отказываются от каких-либо неприятных для них занятий. При желании избавиться от гордыни можно поработать на огороде или самостоятельно сделать генеральную уборку в доме. Наступил новый этап в жизни, когда необходимо забыть о прежних привычках белоручки.
  • Отказ от друзей-льстецов . Гордыня может появиться даже у толерантной особы, перед которой откровенно лебезят лицемерные приятели. Делается это как из желания сблизиться с более популярной в обществе личностью, так и в корыстных целях. Подобное общение не принесет ничего, кроме вреда, поэтому необходимо держаться подальше от неискренних людей.
  • Использование молитвы Покаяния . Верующим прихожанам поможет данный способ избавления от гордыни. К тому же во время ее прочтения душа успокаивается, и из сознания уходят все мрачные мысли. Слова молитвы могут быть произвольными при обязательном условии, чтобы они шли от самого сердца.
Любой из предложенных способов ликвидации в своей душе гордыни является доступным методом для каждого человека. Главное при этом - иметь стремление исправить ситуацию и наладить контакт с окружающими людьми.

Помощь психологов при желании избавиться от гордыни


Параллельно с собственными попытками изменить свою жизнь к лучшему можно реализовать на практике следующие советы от специалистов:
  1. Метод мысленных поклонов . Этот способ довольно популярен в азиатских странах, где также хватает своих гордецов. При встрече даже с более низкой по статусу и достатку особой в сознании необходимо поклониться ей. Таким образом будет выполнен акт уважения, который эффективно борется с амбициями высокомерной личности.
  2. Метод проецирования . При наличии у себя гордыни необходимо мысленно представить внутренний диалог своих знакомых. В беседе с ними однозначно проскальзывали какие-либо полунамеки на недовольство поведением спесивца. Думая нелестно о других людях, следует предположить, какого мнения со своей стороны они могут быть о высокомерной особе.
  3. Анализ-сопоставление . Антигерои всех времен и народов всегда были гордецами даже при существующих у них комплексах. Этот список можно начать с Люцифера (Сатаны) и закончить диктаторами, которые виновны в уничтожении огромного количества людей. Небольшому проценту пациентов после такого сеанса у психотерапевта с сопроводительной тематической беседой захочется быть похожими на особ с отрицательной энергетикой.
  4. Метод анализа тленной славы . Минута триумфа за счет унижения другого человека не стоит одиночества в будущем после осуждения ближайшим окружением. При вопросе, как избавиться от гордыни, следует совершить виртуальное путешествие в будущее, чтобы спуститься с небес на земле и трезво оценить свое отношение к людям.
  5. Принцип «внутреннее равно внешнему» . Некоторые факторы извне необходимо изменять параллельно с коррекцией собственного «Я». Можно на время сменить обстановку, заменив ее на более скромные апартаменты. Рекомендуется также пересмотреть свой рацион питания, заменив дорогостоящие деликатесы на более дешевые полезные продукты.
  6. Групповая терапия . В некоторых случаях специалисты рекомендуют гордецам пообщаться с людьми с такой же проблемой. Чужой горький опыт часто воспринимается лучше, чем учеба на собственных ошибках. Во время таких сеансов пациенты рассказывают о себе, признавая факт наличия в своем характере высокомерия и заносчивости.
Как избавиться от гордыни - смотрите на видео:


Поставленный себе вопрос, как бороться с гордыней, уже свидетельствует о желании человека изменить свою жизнь и отношение к другим людям. Остается только прислушаться к озвученным рекомендациям, чтобы раз и навсегда избавиться от существующей проблемы личностного характера.

1. Гордость есть отвержение Бога, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, отгнание помощи Божией, виновница падений, источник гнева, горький истязатель чужих дел, судья бесчеловечный, противница Богу, корень хулы.

2.Началогордости - укоренение тщеславия;средина- уничижение ближнего, бесстыдное проповедание о своих трудах, самохвальство в сердце, ненавидение обличения; аконец- отвержение Божией помощи, высокомерное упование на свое тщание, бесовский нрав.

3. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и велехвалившихся в мыслях своих. Ясное доказательство на сие представляет фарисей, когда он говорил:Боже, благодарю Тя(Лук. 18, 11).

4. Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость, ибо гордость есть предвестница падения.

5. Высокомудрый монах сильно прекословит; а смиренномудрый не только не прекословит, но и очей возвести не смеет.

6. Не преклоняется кипарис и не стелется по земле; так и высокосердый монах не может иметь смиренного послушания.

7. ЕслиБог гордым противится(Иак. 4, 6), то кто может помиловать их? - И еслинечист пред Богом всяк высокосердый(Прит. 16, 5), то кто может очистить его?

8. Отвергающий обличение обнаруживает страсть гордости; а кто принимает оное, тот разрешился от уз гордости.

9. Один мудрый старец увещевал горделивого брата; но сей, слепотствуя душой, сказал: "прости меня, отче, я совсем не горд". Тогда мудрый старец возразил: "чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не уверением, что нет в тебе гордости".

10. Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее, и прочитывать повествования о пагубных последствиях гордости и сверхъестественных уврачеваниях от оной.

11. Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие - гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал

тебе Бог, также как и самое рождение. - Если ты исправлял какие-нибудь добродетели без помощи ума, то пусть они только и будут твоими, потому что и самый ум дарован тебе Богом. - И если ты без тела показал какие-нибудь подвиги, то они только и были от твоего тщания; ибо и тело не есть твое, - оно творение Божие.

12. Не надейся на свои добродетели, пока не услышишь последнего о тебе изречения от Судьи; ибо в Евангелии видим, что и возлежавший уже на брачной вечери, был связан по рукам и по ногам, и во тьму кромешную извержен (Мф. 22, 13).

13. Да не престанем сами себя испытывать и сравнивать житие наше с житием прежде нас бывших Св. Отцов и светил; и найдем, что мы и шагу еще не сделали, чтобы идти по следам жизни сих великих мужей, - даже обета своего не исполнили как должно, но пребываем еще в мирском устроении.

14. Монах есть бездна смирения, в которую он низринул, и в которой потопил всякого злого духа.

15. От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай смиренномудрия.

16. Гордость есть убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что имеет свет.

17. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.

18. Гордый не имеет нужды в бесе - искусителе; он сам сделался для себя бесом и супостатом.

19. В гордых сердцах рождаются хульные слова, а в смиренных душах - небесные видения.

20. Не знаю, как это бывает, что весьма многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия, и уже при исходе из сего мира усматривают свое убожество.

21. Кто пленен гордостью, тому необходимо нужна

чрезвычайная Божия помощь для избавления; ибо человеческие средства к спасению его безуспешны.

22. Хульные помыслы рождаются от гордости, гордость же не допускает открыть их духовному отцу. Почему часто случается, что сия бедственность повергает иных в отчаяние, истребив всю надежду их, подобно червю, истачивающему дерево.

23. Нет никаких помыслов, которые бы (по причине гордости) столь трудно было исповедать, как помысел хульный; посему нередко он во многих пребывает до самой старости. Но между тем ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедуем, но таим в сердце, - что питает их.

24. Никто не должен думать, что он виновен за хульные помыслы; ибо Господь есть сердцеведец и знает, что такие слова и помышления не наши, но врагов наших.

25. Научимся презирать духа хулы, и, отнюдь не обращая внимания на влагаемые им помыслы, говорить ему:иди за мною сатана; Господу Богу моемупоклоняюсь,и Томуединомупослужу;болезньже твоя и слова твоида обратятся на главутвою, ина верхтвой да снидет хула твоя, в нынешнем веке, и в будущем (Пс. 7, 17).

26. Кто презирает сего врага, тот от мучительства его освобождается; а кто иным образом намерен вести с ним борьбу, тем он возобладает. Хотящий победить духов словами - подобен старающемуся запереть ветры.

27. Когда начнет в нас процветать святое смирение, тогда начнем мы презирать всякую похвалу и славу человеческую. Когда же оно созреет, тогда не только за ничто станем мы почитать свои добрые дела, но и вменять их в мерзость, думая, что мы ежедневно прилагаем к бремени грехов своих неведомым для нас расточением добродетелей.

28. Покаяние прилежное и плачь очищенный от всякой скверны, воздвигая храм смирения в сердце, разрушают возгражденную на песке лачугу гордыни.

29. Признаки исчезновения гордости и водворения смирения суть - радостное подъятие поношений и уничижений, утоление ярости, и неверование своим добродетелям.

30. Конец всех страстей - тщеславие и гордость, для всякого не внимающего себе. Истребитель же их - смиренномудрие хранит сожителя своего невредимым от всякого смертоносного яда (страстей).

31. Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних.

32. К одному из рассудительнейших братий приступили бесы, и ублажали его. Но сей смиренномудрый сказал им: "если бы вы перестали хвалить меня в душе моей, то из отшествия вашего я заключил бы, что я велик; если же не перестанете хвалить меня, то из похвалы вашей вижу мою нечистоту; ибонечист пред Господом всяк высокосердый(Прит. 16, 5). Итак, или отойдите, чтобы я почел себя за великого человека; или хвалите, - и я приобрету чрез вас великое смирение". Сим обоюдоострым мечем рассуждения они так были поражены, что тотчас исчезли.

33. Иное дело превозноситься, иное - не превозноситься, и иное - смирение. Один целый день судит; другой ни о чем не судит, но и себя не осуждает; а третий, будучи неповинен, всегда сам себя осуждает.

34. Конь, когда бежит один, то ему кажется, что он скоро бежит; но когда находится в бегу с другими, тогда познает свою медленность. (Сравнивай себя с лучшими и избежишь самомнения).

35. Нечистые бесы тайно влагали похвалу в сердце одному внимательному подвижнику. Но он, будучи наставляем Божественным вдохновением, умел победить лукавство духов такой благочестивою хитростью: написал на стене своей кельи названия высочайших добродетелей, т.е. совершенной любви, Ангельского смирения, чистой молитвы, нетленной чистоты, и других подобных. Когда потом помыслы

начинали хвалить его, он говорил им: "пойдем на обличение", - и, подошедши к стене, прочитывал написанные названия, - и присовокуплял: "когда и все сии добродетели приобретешь, знай, что ты еще далек от Бога".

36. Хочешь ли стяжать неотступную любовь к молитве, прежде приобучи сердце не зазирать чужих согрешений, но предтечею сего должна быть ненависть к тщеславию.

37. Если хотим постигнуть себя, да не престанем сами себя испытывать и истязать; и если в истинном чувстве души будем держать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия не далека от нас.

38. Многие называют себя грешными, а может быть, и в самом деле так о себе думают; но сердце искушается уничижением (от других).

39. Кто говорит, что он ощущает благовоние смирения, - и во время похвал, хотя мало движется сердцем, тот да не прельщается, ибо он обманут.

40. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу , сказал некто в чувстве души (Пс. 113, 9); ибо он знал, что естество человеческое, будучи столь немощным, не может принимать похвалу безвредно. От Тебе похвала моя в Церкви велицей (Пс. 21, 26), - в будущем веке; а прежде того не могу принимать ее безопасно.

41. Естественное свойство лимонного дерева таково, что оно, будучи бесплодно, вверх принимает ветви; а когда оные наклонят, то они скорее бывают плодоносны. - Стяжавший знание понимает это.

42. Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать Ангелов. Итак, да дерзают падшие, уповая на Бога.

43. Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием.

44. Кто в беседе упорно желает защищать свое мнение, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим дьявольским недугом (гордостью); и, если он так

поступает в беседе с равными, то может быть обличение старших и исцелит его; если же он обращается так с большими себя и мудрейшими, то люди не могут исцелить сей болезни.

45. Однажды спросил я одного из искуснейших старцев, каким образом послушание имеет смирение? Он ответил: благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование слез получит; и избавления от браней достигнет, всегда думает, что это совершает молитва отца его духовного, - и пребывает чужд и далек от суетного возношения; да и может ли он превозноситься тем, что, как сам сознает, сделал помощью другого, а не собственным старанием.

46. Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий; иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и притворною ревностью, и себе дашь повод к высокоумию.

47. Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не высказывая сего во внешнем обращении, ни видом, ни словом каким либо, ни гадательным знаком; во всем будь подобен братиям, чтоб избежать высокоумия.

48. От ложного умиления рождается возношение, а от истинного - утешение.

49. Кто слезами своими внутренне гордится и осуждает в уме своем не плачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего, и убивающему им самого себя.

50. Если кто замечает, что он легко побеждается превозношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием, - и захочет извлечь против сих врагов обоюдоострый меч кротости и незлобия, тот пусть поспешит вступить, как бы в белильню спасения, в собор братий, - и притом самых суровых, когда хочет совершенно избавиться от своих порочных навыков; чтобы там, потрясаемый досадами, уничижениями и треволнениями братий, и ударяемый ими

умственно, а иногда и чувственно удручаемый, попираемый и ударяемый пятами, он мог очистить ризу души своей - от сущей в ней скверны.

51. Видел я, что гордость бывает причиною смирения. Ибо плод надмения есть падение в грех; грехопадение же для желающих спастись часто бывает поводом к смиренномудрию.

52. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней.

53. Блудных могут исправлять люди, лукавых - Ангелы, а гордых исцеляет Сам Бог.

54. Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую - прежде век Невидимый.

55. Неусыпно наблюдай душевным оком за гордостью; ибо между обольщениями нет ничего губительнее сей страсти.

56. Если вид погибели, т.е. гордости, есть то, когда кто возносится и малыми и незначительными делами; то спасительный признак смирения есть - иметь смиренный образ мыслей и при великих предприятиях и исправлениях.

57. Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце своем, внесенную в оное на раменах ее матери - тщеславия, связав обеих узами послушания, и бив их бичом смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами они говорили: "мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало враждует на нас один из наших неприятелей - сокрушение сердца, рождаемое повиновением. Но кому-нибудь быть подчиненными, - сего мы терпеть не можем; посему-то мы и на небе, бывши начальниками, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, и непамятозлобия и

служения ближним. Наши исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Есть одно нечто, чему мы не имеем силы противиться, - будучи сильно биемы тобою, мы скажем тебе и сие: - если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостью воспоют победную оную песнь: поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1), т.е. в бездну смирения".


Страница сгенерирована за 0.18 секунд!

Психологи характеризуют понятие гордыня, как гипертрофированное чувство своей значимости. Такое качество человеческого характера с точки зрения религии является страшным грехом. Люди с таким пороком встречаются в обществе довольно часто. Им свойственно упрекать в чрезмерном высокомерии всех окружающих и при этом не замечать негатива в себе.

Высокомерие мешает личности адекватно воспринимать жизнь, этот порок сопровождается постоянным тревожным состоянием души и, как следствие, не позволяет человеку просто наслаждаться происходящими событиями. Так как избавиться от гордыни самостоятельно практически невозможно, таким людям для борьбы с ней может потребоваться квалифицированная помощь психолога.

Как зарождается высокомерие

Тщеславие и заносчивость являются производными понятиями чрезмерного высокомерия. Появляются такие черты характера чаще всего в тот период, когда у человека в жизни всё хорошо. Успех, благополучие, знаменитость способствуют разрастанию внутренней гордыни. Причём в этот период жизни этот порок трудно убрать, так как иллюзия собственного величия не позволяет личности правильно оценить обстановку. Следствием такого поведения, как правило, становится дистанцирование от общества и неминуемое разочарование.

Со временем тщеславие приводит к формированию внутреннего эгоизма. Высокомерное отношение ко всему обществу приводит к тому, что с человеком перестают общаться сослуживцы и даже близкие люди. Таким личностям стараются не доверять ответственных дел. По причине того, что от гордеца может последовать неадекватная реакция, люди не ведут с ним доверительных бесед и не делятся своими достижениями. Общение с тщеславным человеком нередко заканчивается непониманием и завистью.

Заявляя на весь мир о своей исключительности, человека совершено не беспокоит вопрос о том, как побороть гордыню. Наоборот, он стремится подняться в своём убеждении на самую высоту и оттуда повелевать миром.

Признаки проявления гордыни

Определить горделивого человека в обществе довольно просто. Надменность и зазнайство постепенно выстраивают в сознании человека определённую иерархическую систему, по которой происходит оценка всего окружающего. Себялюбие проявляется в каждом человеке достаточно индивидуально, но всё-таки такое явление имеет общие характерные признаки:

  • обвинение всех окружающих в своих проблемах и неприятностях;
  • необоснованная раздражительность и неуважительное отношение к людям;
  • непереносимость критики, неадекватная реакция на указываемые недостатки;
  • стопроцентная уверенность в своей правоте;
  • необходимость постоянного соперничества;
  • удовлетворение собой постепенно снижается, также происходит потеря внутренних ценностей;
  • эгоистичный человек постоянно даёт всем советы, пытаясь доказать свою исключительность

Горделивые люди не умеют искренне благодарить, оказанная услуга воспринимается как должное. Они считают такую необходимость унизительной для собственного самолюбия. Для повышения своего достоинства высокомерные люди стараются искать слабые места у других.

Эгоизм: как с ним бороться

При решении вопроса о том, как бороться с эгоизмом или как победить гордыню, в первую очередь необходимо активное участие человека, страдающего таким пороком. Признание в себе негативной черты характера значительно ускоряет процесс выздоровления.

Избавление от гордыни должно начинаться с осознания ответственности за свою жизнь. Как только человек усмирит своё высокомерие, он перестанет винить всех окружающих в своих бедах. Гордыню можно считать психическим заболеванием, потому излечение от такого недуга напрямую зависит от внутреннего стремления и желания.

Чтобы ускорить процесс избавления от эгоистической черты характера, нужно научиться извлекать пользу даже из негативных событий. Ко всему следует иметь философский подход.

Для того чтобы преодолеть психологический барьер, характеризуемый тщеславием и эгоизмом, необходимо научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Человек должен осознать своё предназначение в обществе и тщательно проанализировать своё поведение.

Человеку, попавшему в глубокую зависимость от собственного эгоизма, обязательно необходима профессиональная помощь, так как бороться с гордыней в одиночку довольно сложно. Для формирования адекватной самооценки необходимо взглянуть на себя со стороны и постараться убрать обнаруженный негатив. Очень важно при корректировке расстройства сохранить золотую середину и не потерять уважение к себе.

Проявление гордыни в семейных отношениях

Чрезмерное чувство своей значимости нередко встречается в семейных отношениях, причём наблюдается такой порок не только у мужа или жены, но и у детей. По статистике, половина всех разводов происходит по причине того, что супруги не смогли своевременно расставить приоритеты в семье, в результате чего произошёл социальный дисбаланс авторитетов.

Если изначально в семье большую часть мужских обязанностей выполняет женщина, то потеря мужского авторитета будет неизбежной. Для того чтобы семейной паре не пришлось со временем решать вопрос о том, как избавиться от эгоизма в отношениях, необходимо с самого начала совместной жизни иметь чёткое распределение обязанностей. Кроме того, без взаимного уважения справиться с проблемой семейного эгоизма будет практически невозможно.

Довольно часто высокомерие и тщеславие мужчины растёт по причине того, что женщина имеет статус домохозяйки. Занимаясь материальным обеспечением, муж постепенно занимает привилегированное место в семье, в свою очередь жена становится своеобразной жертвой.

Для того чтобы остановить программу разрушения семейных отношений одному из партнёров нужно преодолеть свою гордыню и скорректировать поведение. Женщина должна внимательно изучить свои обязанности и постараться поднять авторитет мужа. В свою очередь мужчина, по мере роста уважения автоматически приступит к своим семейным обязанностям и пересмотрит своё отношение к супруге. В борьбе с эгоизмом очень важно взаимное желание.

Ошибки воспитания детей

Детский эгоизм является не лучшей чертой характера маленькой личности. Основная проблема такого поведения заключается в том, что с эгоизмом ребёнка довольно сложно справиться. Малыш с самых первых дней жизни пытается ставить свои интересы превыше всего. Если такая требовательность не будет своевременно скорректирована воспитанием, то справляться с гордыней и высокомерием в более старшем возрасте будет сложнее. Эгоизм дочери или сына не является врождённым, в психологии такое явление характеризуется как приобретённое, причём нередко причиной детского высокомерия становится чрезмерная опека любящих родителей.

При решении вопроса о том, как бороться с детским эгоизмом, потребуется применение различных тактик. В первую очередь родители должны понять, как вести себя с ребёнком, у которого проявляются негативные черты характера. С раннего детства необходимо приучать малыша к проявлению заботы. Кроме того, все близкие родственники должны соблюдать определённые правила поведения:

  • Собственным примером взрослые должны внушить ребёнку, что все члены семьи являются отдельными личностями, заслуживающими определённого уважения. Такая тактика ведёт к тому, что малыш начинает понимать, что в семье все равны и перестаёт стремиться к привилегированному положению.
  • Отношения в семье должны строиться на принципах взаимного уважения и заботы. Родители должны в общении с малышом быть максимально естественными.
  • Постепенно нужно помогать ребёнку развивать в себе самостоятельность. Внутренняя уверенность малыша поможет ему в дальнейшем справиться с чрезмерной гордостью.
  • Взрослеющая личность должна постоянно чувствовать поддержку и защиту со стороны родителей. Вера в свои силы способна победить любые трудности.
  • Бороться с возможным эгоизмом можно путём формирования в подсознании ребёнка правильных ценностей. Для этого родители должны научить малыша читать правильные книги и смотреть добрые фильмы.
  • В семье должна сохраняться здоровая эмоциональная атмосфера. Не стоит выяснять отношения в присутствии детей. Также нежелательно прилюдно осуждать и критиковать посторонних.

Бороться с гордыней нужно в любом возрасте, так как этот порок способен нанести непоправимый вред психике человека. Победить такой порок легче всего в самом начале развития, поэтому такая проблема требует своевременной диагностики.

Для борьбы с гордостью нужно браться сразу за все страсти, порождаемые ею

Почему это так важно – одновременно бороться и с недугами главенствующей страсти, и с недугом гордости? Я приведу простой житейский пример. Кто из вас занимался огородничеством, знает: вот вырастет свеколка или репка и захочется приготовить борщок, тогда тянешь ее за молоденькую ботву, и она обламывается, остается в руке, а репка или свекла в земле. Чтобы ее вытянуть, мудрые огородники берутся враз за все листки ботвы, поближе к корню, и тянут – тогда только и вытягивается полностью корнеплод, что сидит в земле. Так и для того, чтобы вытянуть страсть гордости, надо сразу браться за все проявляющиеся ею страсти: за раздражение, самолюбие, за уныние, – борясь с ними и одновременно прося Господа, чтобы Он подал смирение и кротость. Вот тогда гордость вырывается с корнем.

Борьба с гордостью начинается с малого, внешнего

Человек горделивый узнается и внешне – он любит смеяться, много говорит, суетится и выказывает себя, все время старается себя обнаружить. Поэтому в течение года я благословляю вас трудиться над этой внутренней проблемой: искать последнего места, не выказывать себя, не выпячивать, не оправдывать себя, не хвалиться, не лезть вперед, не превозноситься.

Вот она, борьба с гордостью. Начинать надо с малого. Если человек хочет начать бороться со своей гордостью, то он должен найти себе худшее место и сесть именно туда; когда все говорят – молчать; когда все хвалятся – не раскрывать рта и говорить только когда спросят.

Чтобы победить гордость, нужно научиться послушанию Церкви и послушанию духовнику, отсечению своей воли.

Я постарался донести до вас, как страшна гордость, как наше собственное «эго» использует нас, как мы хотим жить для пользы своей. А ведь чтобы стать учеником Христовым и стяжать ум, сердце и душу Христову, нужно забыть себя и увидеть ближнего. Как это трудно! Все струны души протестуют. Почему я должен о ком-то думать, кого-то утешать, кому-то помогать? Я не обязан. У меня своя жизнь, свои проблемы. Зачем мне еще кто-то, зачем мне все эти посторонние люди?

Но эти люди – не посторонние. Это те, кого Господь сегодня поставил вокруг тебя. Для того, чтобы ты мог спасти свою душу, себя переделать, убрать свое «я» так далеко, чтоб оно не высовывалось, а на первом месте стоял для тебя другой человек. Невозможно без этого стать учеником Христовым, ибо Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 39; Мк. 8, 35; Лк. 9, 24). Вот какие слова мы слышим в Евангелии. Что они означают? Что человек призывается ради любви к Богу и ближнему недосыпать, недоедать, терять время, нервы, силы. Но современный человек этого не хочет делать, потому что видит только себя и варится в собственном соку.

Хотите быть учениками Христовыми? Отвергнитесь себя и учитесь видеть Бога в ближнем, который рядом с вами. Переверните все, что живет в душе, и поставьте в должный строй, как это благословляет Господь. И страсть гордости начнет излечиваться в ваших душах.

Покаяние фарисейское и неложное

Вроде бы вы ходите в церковь, и у вас есть основание думать, что все в порядке, наконец-то начали жить по-христиански. Но при подобном настрое сердце начинает покрываться пленкой духовного жира, становится непробиваемым, ленивым, мягким. А Господу это неугодно, и Господь все время будет тормошить вашу душу. Мы вроде бы успокаиваемся – и грехов своих не видим до конца. Постоянно выискивать в себе грехи и приносить их на исповедь – это путь в прелесть. Иное дело, когда Господь по Своей благодати открывает нам глаза на нашу греховность. Я хочу, чтобы вы уловили разницу между тем, про что говорит Господь применительно к фарисеям: «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие» (Мф. 23:24), и ситуацией, когда мы молимся Богу, каемся Ему, стараемся очистить свою душу – и глаза наши открываются на всю истерзанность нашего внутреннего человека, мы видим, насколько мы несовершенны, немощны; и это побуждает нас к глубокому покаянию, приводит на исповедь. Когда человек выискивает у себя грехи, это часто происходит по фарисейст ву; ему неловко идти на исповедь и ничего не сказать батюшке. Он думает: «Что же мне такое сказать про себя? Вроде бы не совсем святой, а грехов не могу найти». А другое дело, когда сердце человека распирает от понимания того, что в нем происходит. Это два качественно разных состояния. Первое – фарисейское лицемерие; во втором мы пребываем неложно.

Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Фарисей смиренно стоял в храме, но при этом говорил: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Это путь возвышения себя через уничижение других. Мытарь же повторял: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18:13). Это путь самоуничижения.

Мы просим открыть нам двери нашего каменного сердца

Второй путь ведет к открытию дверей сердца, а первый их захлопывает. Разница этих двух путей часто видна на исповеди. Одни начинают каяться и при этом ищут виноватых в своих грехах; кто только их не провоцирует: муж, соседи по парадной, кастелянши, власть, Президент, глава района, батюшка – все вместе. Когда все вокруг толкают на совершение греха, сам человек вроде бы совсем тут ни при чем: да, согрешил – но не мог не согрешить, потому что задели. Он думает: «Как я мог тут не согрешить, разделю-ка я вину со всеми, и они грешны, и я грешен». Это прямой путь в прелесть – путь замазывания своих грехов, убегания от них, нежелания увидеть свою немощь и честно сказать: «Господи, я ленивый, я эгоистичный, я люблю себя, я жестокосердный. Не кто-то виноват в том, что я не встаю на молитву, что мне хочется нарушить пост или еще что-то сделать, не другие виноваты, я сам виноват в этом».

Во время Великого поста мы с вами стоим на коленочках на всенощном бдении и слышим: «Покаяния двери отверзи нам». А куда эти двери ведут, где они? Речь идет о дверях своего собственного сердца. Мы просим у Бога, чтобы Он дал нам возможность войти в глубину нашего сердца и познать самих себя неложно. Мы просим: «Покаяния двери отверзи, Жизнодавче Христе» – чтобы наконец-то нашелся ключ к нашему каменному сердцу, чтобы мы увидели, что же там внутри, прочувствовали, покаялись, очистились. Вот о каких дверях идет речь и о чем мы просим Господа.

Прости, благослови, помолись обо мне

Святые отцы оставили нам много великих советов, и один из них касается того, как должно пресечь раздражение, которое, может быть, справедливо, а может быть, несправедливо возгорается по отношению к другому человеку. Согласно святоотеческому совету, в подобной ситуации человек должен вспомнить три слова, достойные христианина. Эти три слова: «Прости, благослови и помолись обо мне». Они духовным образом воздействуют на того, кто что-либо вам доказывает.

Конечно, на работе этих слов, скорее всего, не произнесешь. Работа у всех нас чаще всего светская, и многие наши сотрудники – люди неверующие. Если вы при них скажете то, что советуют святые отцы, вас попросту посчитают за умалишенных. Но в верующей семье, или на послушании церковном, или в отношении к православному христианину – другу или сестре, – этих трех слов достаточно, чтобы заградить уста всякому гневу, чтобы тут же, в зачатке, погасить всякую неприязнь и всякое раздражение.

Вдумайтесь в эти три простых слова. «Прости, благослови и помолись обо мне». «Прости» – значит, человек испрашивает прощения. Вот первый показатель смирения. Он не заявляет: я прав или я не прав, не говорит о себе много, не начинает рассуждать и не обещает – сейчас разберемся, кто из нас прав. Он говорит: «Прости». Подтекст этого «прости» – я не знаю, прав я или не прав, но все равно прости, если я огорчил тебя, как собрата своего. Дальше человек говорит: «Благослови». Это значит, что он призывает на помощь благодать Божию. Ту, которая действительно управит, которая умирит брата или сестру, умирит ситуацию, которая погасит всякие козни диавольские в отношении того, чтобы человек с человеком рассорился. И когда он добавляет: «Помолись обо мне», – то это третий признак смирения. Человек просит молитв о себе, чтобы благодать Божия споспешествовала ему действительно творить дела правды.

Тем самым человек действительно богатеет в Бога, а не в себя. Он не питает свою житницу горделивости, не набивает закрома своего тщеславия непотребным зерном гордости, а богатеет в Бога, истощает себя, преклоняется перед ближним, смиряется перед ближним, просит его святых молитв и призывает на помощь благодать Божию.

Внушать ближнему не более двух раз

Как же, однако, быть человеку, который пытается вразумить другого, донести до него правду? Хорошо, если ему попался такой верующий, который действительно смирился и поступил по совету. Человек, который так ведет себя, вносит мир в общение между людьми, между христианами. Но если этого нет, если в ответ на вразумление звучат тысячи оправданий?

Мы с вами, православные, как духовные лесорубы. Есть у нас такая духовная пила, и мы пилим ею ближнего до тех пор, пока из него сок не пойдет. Это характерно для нашей среды. Как вовремя остановиться, чтобы ближний от наших вразумлений добрых не верещал, не плакал и не стенал, а у нас при этом гордость не развивалась? Для этого тоже есть соответствующий святоотеческий совет. Гласит он следующее: внушать ближнему не более двух раз. Святыми отцами это выверено. Если человек что-то повторит более двух раз, вслед за этим в его душе появится неприязнь, потом раздражение, потом гнев.

Как же быть? Как быть в этой ситуации – ближний не слушается? Требуется донести до сознания человека очень важное жизненное обстоятельство – объяснить что-либо ребенку, члену семьи, сослуживцу – да не получается. Святые отцы говорят: скажи два раза и остановись. Иначе в твою душу придет раздражение, в твою душу придет гнев, и ты уже будешь не похристиански вразумлять ближнего, а со страстью, с неприязнью. И вместо вразумления может получиться ссора.

А ссора кому выгодна? Человекоубийце-дьяволу. Богу ссора не нужна. Лучше худой мир, чем добрая ссора. Лучше семья, которая сохраняется, чем разваленная семья. Лучше друзья, которые поддерживают отношения, чем друзья, которые косятся друг на друга. Лучше сообщество людей, где есть мир, пускай худой мир, слабый, но мир, чем вражда, ссора и неприязнь друг к другу. Это нужно понимать. И беречь то, что дает нам Господь.

Поэтому вот вам два совета святоотеческих, весьма наставительных для обеих сторон – для вразумляющего и для вразумляемого. Повторим их еще раз.

Первый совет: не вразумляй более двух раз, не пытайся насиловать волю другого своей волей. Скажи два раза, а дальше все положи на волю Божию. Жди, когда Господь вразумит человека, когда Он откроет его сердце и душу для того, чтобы твои слова легли на благую почву. Будешь дальше насиловать человека – получишь гнев, раздражение, ссору, и, мало того, будешь воспитывать гордыню в собственной душе.

И второй совет – для вразумляемого: ни при каких обстоятельствах не старайся оправдываться. Кому нужны твои оправдания? Никому они не нужны. Ими ты будешь только отталкивать от себя ближнего, будешь вызывать в нем уныние, ссориться с ним, отдаляться от него, потеряешь друга. Поэтому не нужно, не нужно оправдываться. Прав ты или не прав, никого не интересует. Бог видит все. Бог видит твое сердце, твою душу. Скажи три простых слова смирения: «Прости, благослови и помолись обо мне».

Поступать по правде Божией, а не человеческой

Человеческая справедливость очень связана с плотью человеческой. Она забывает о милости к ближним и никак не связана с Евангелием Божиим. Эта справедливость есть закон, который человек пишет сам для своего удобства, или для удобства своей жизни, или для удобства самооправдания, или для прочих своих удобств.

Старец Паисий приводит простой пример. У тебя есть десять слив, и ты решил их поделить между тобою и братом твоим. Ты говоришь, что вас двое, и разделяешь их по пять, ровно поровну. Это справедливость человеческая. Нет в ней ничего зазорного, это обыкновенный поступок обыкновенного человека. Каждый остался при своем, ни ты не обижен, ни брат твой. А в чем будет несправедливость? Если ты ближнему дал меньше, а себе взял больше. И как-то себя оправдал при этом: «я старше и опытней», или «сегодня с утра я прочитал три молитвы, а ты две, и мне положено шесть слив, а тебе четыре – ты был слишком ленив». А на самом деле в сердце подспудно преуспевало чревоугодничество. Просто хотелось съесть шесть слив, пусть даже обделив ближнего своего. Такова несправедливость человеческая. Но есть еще справедливость Божия, когда человек увидел, что ближний голоден, что он нуждается, что ему восхотелось сливы – и ради ближнего уступил. Он говорит: «Друже, съешь восемь слив, я их не люблю, и вообще у меня от них живот пучит; не надо мне этих слив, я съел достаточно, скушай Христа ради эти восемь». Вот это справедливость божественная.

Видите, как три справедливости разнятся друг от друга? Так и в жизни Божией: справедливость Божия всегда связана с какимто ограничением, самоуничижением и жертвой ради ближнего, когда человек жертвует либо временем, либо чем-то дорогим для него, либо тем, что ему посылается.

Мы видим это в евангельской притче. У отца два сына. И отец сначала поступает по справедливости человеческой. Как он делит свое имение между старшим сыном и младшим? Пополам. Захотел младший сын пол-имения – пожалуйста, получи пол-имения. Отец не спрашивает сына: «Что ты с ним сделаешь, во что его превратишь?», и по справедливости человеческой дает ему пол-имения. Мы не знаем истинных мотивов младшего сына – жадность ли это была или предусмотрительность, – но видим истинно человеческий поступок: он отнял пол-имения отца в свою пользу.

Мы встречали подобное и на страницах Ветхого Завета, когда Лот и Авраам чуть было не поссорились друг с другом из-за пастбищ для своих животных. И как же поступил святый праведный Авраам? «Не будем же мы, родственники, ссориться из-за того, кому досталось лучшее, а кому худшее» – и старший уступает младшему. Он предлагает Лоту выбрать пастбища, которые тому по нраву. И что выбирает Лот? Содом и Гоморру. Мы знаем, чем обернулись для него зеленые пастбища Содома и Гоморры. Он еле ноги унес оттуда, потерял там жену, весь скарб, всех животных и невольников. Авраам поступает по праведности, по любви, а Лот по-человечески. В одном живет желание справедливости человеческой, а в другом – справедливости Божией. И Лот потом расхлебывает эту справедливость человеческую, остается нищим, в рубище, поруганным и осмеянным. А Авраам как процветал, так и процветает.

То же самое мы видим на страницах евангельского повествования. Младший сын, возжелав того, что ему не принадлежало, и поступив не по-Божески, отняв у отца и старшего брата полимения, ушел в другую страну. Он жил блудно, промотал все, что имел, и в результате его уделом оказалось – питаться вместе со свиньями хозяина. А потом в нем проснулась совесть, он обращается к Богу, он идет обратно к отцу. Отец видит сына воскресшего, сына обратившегося, вернувшегося в лоно отчее, и поступает по правде Божией, он принимает сына и не жалеет для него ничего. Щедрой рукой заколает упитанного тельца, щедрой рукой приготовляет всевозможные яства, собирает гостей на пир и радуется вместе с сыном его возвращению.

А как поступает старший сын, который все эти годы оставался при отце? По правде человеческой. С горечью говорит он отцу то же самое, что и мы часто ставим в упрек родным и близким, – что они относятся к нам не так, как к другим. «Почему ко мне ты относишься не так, как к моей старшей сестре, моему брату? Почему брату ты дала возможность жить с семьей в отдельной квартире, а я вынуждена мыкаться и испытывать всякие трудности?» Такие укоры по отношению к родителям, к другим близким возникают и в христианской среде. Мы спрашиваем «почему?», мы терзаем души родных. А ведь ответ прост: потому что такова правда Божия. Ты мыслишь по-человечески, а родители, родные и близкие, часто вразумляемые Богом, мыслят по-Божьи. Они видят, кто сильнее нуждается в этот момент, кто больше страждет. У тебя нет семьи, а у старшего брата есть. У тебя в семье один человек, а у сестры трое. Ты ропщешь, ты хочешь и добиваешься справедливости, и ты ее получишь. Но потом будешь горько раскаиваться, как раскаялся Лот. За свою земную человеческую справедливость будешь лить потом горькие слезы. Доискавшись ее, наконец, ничего от нее хорошего не получишь.

А вот когда ты предоставишь место благодати Божией, смиришься и поступишь по-Божьи, отдашь восемь слив ближнему твоему, тогда благодать Божия всецело покроет тебя, восполнит все, чего тебе так не достает, и Сам Господь будет помогать тебе на всех путях твоих.

Если мы будем искать справедливости человеческой, а не правды и справедливости Божией; если не будем смиряться перед Богом и ближним; не будем поступать так, как советуют нам святые отцы – утеснять себя ради Христа, ограничивать себя ради ближнего, поступать так, как лучше ближнему, а не нам – тогда никакого христианства, никакого возрастания духовного в нас не будет.

Конечно, человеку очень трудно жить по правде Божией. Нужно каждый раз до корней переламывать себя. Мы себя очень любим, мы себя очень греем. Недаром же Господь, зная эту суть человеческую, сказал: «Как хочешь, чтоб с тобой поступали, так поступай и с другими». Своя рубашка ближе к телу, и нам трудно бывает оторвать от нее лоскут и перевязать им раны ближнего. Чтобы это совершить, нужно с помощью Божией, с молитвой переломить себя. Это очень трудно и очень болезненно, но необходимо. Если этого не будет, значит, не будет обретения блудного сына, не будет изменения души. Мы будем честными, хорошими, порядочными, уважаемыми, прилежными, корректными людьми, но людьми века сего, – а не сынами и дочерьми Божиими.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...