Николай рубцов филя. Добрый филя рубцов. «Добрый Филя» Николай Рубцов

3 января исполняется 80 лет со дня рождения Николая Рубцова. Когда читаешь его стихи, ни от одного из них нет ощущения, что они, как говорят поэты, «сделаны». На мастерстве или по заказу. Каждая его строчка, уж простите за такую банальность выстрадана и прочувствована.

Понятно, что о Николае Рубцове рассказано, написано, практически все, что можно. Как про многих истинных гениев на Руси (именно так, на Руси), сделано это все, в основном, было после его смерти. Изданы сборники, поставлены памятники, написаны песни на его произведения. Разные факты жизни интерпретировались, а что касается его личной жизни и гибели, то уместно и слово "смаковались" по-разному, в зависимости от времени, и от потребы публики, масс…

Конечно, как сын учителя литературы, я слышал о таком поэте, но вот ознакомиться с его творчеством до того возраста не довелось, хотя понятно, что мальчишки 70-х годов прошлого века читали взахлеб и далеко не только официальную школьную программу. Открыл томик на первой попавшейся странице и, что называется, пропал…

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительных вольных племен!

Я буду скакать по следам миновавших времен...

Именно это стихотворение было самым первым, которое прочитал у Николая Рубцова. И всю ночь при свете настольной лампы, я, 13-летний пацан, читал, перечитывал и записывал в тетрадку отдельные строки, рифмы и целые стихи. Потом эта тетрадка пополнялась строчками из стихотворений других поэтов, но Николай Рубцов занимал здесь особое и привилегированное место.

Николай Рубцов

Википедия

Уже позже, будучи студентом филфака, жадно глотал все сведения о поэте, которые тогда, в начале 80-х годов можно было узнать (время демократии, а уж тем более интернета еще не наступило): статьи критиков, высказывания поэтов, рассказы очевидцев – настоящих и мнимых. А потом в компании таких же студентов, перебирая гитарные струны, пытался петь:

В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес,

И шум порывистых берез.

Кто-то с видом знатока говорил даже о том, что он «копирует Есенина». Сам поэт, кстати, никогда не скрывал, что Есенин – близок ему по духу. Это и в творчестве отражено. Но о копии и речи нет. Вообще, Рубцов воедино вместил судьбы многих русских поэтов. И в творчестве, и в некоторых причудливых изгибах судьбы. Здесь есть частичка и от Есенина, и от Бродского (обоих привлекали за тунеядство), и от Высоцкого (надрыв души в каждой строчке, когда вот так вот навзрыд, сгорая дотла во всем и всегда)…

Неудивительно, что до конца его не понимал, наверное, никто. И ведь творчество как «шестидесятника» было совсем иным, каким-то, на взгляд той эпохи, слишком наивной и даже мягкотелой. Там прорывы везде и во всем. «Физики» и «лирики». Укрощение грозы. Новые высоты, в прямом и переносном смысле - в искусстве, науке, спорте. Полет в космос. Гагарин и Брумель. Королев и Плисецкая.

А тут – картинки русской глубинки, обычный человек, простой. Добрый Филя.

Там в избе деревянной,

Без претензий и льгот,

Так, без газа, без ванной,

Добрый Филя живет.

Наверное, как у всякого русского поэта из обычной глубинки, прошедшего детдом и флот, всякие жизненные коллизии, был и дар предвидения («Я умру в крещенские морозы») и то, что роднит его с героями. Ведь смерть его настигнет именно в Крещенье – 19 января. В 35 лет.

А для меня характер поэта выражен именно в добром Филе.

Мир такой справедливый,

Даже нечего крыть...

- Филя, что молчаливый?

- А о чем говорить?

Николай Рубцов — Добрый Филя

«Добрый Филя» — это действительно ДОБРОЕ стихотворение Николая Рубцова. Имя ФИЛЯ может восходить к FILIO – «люблю», т.е. герой, по всей видимости, будет беззлобным, добродушным. Но имя ФИЛЯ произошло от имени ФИЛИПП, т.е. «любящий лошадей». Таким образом, Филя – это природный герой, естественный, открытый.

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

Так мы и видим: меж звериных дорог и находится нечто вроде земного рая. Кажется, жизнь остановилась, но все наоборот: здесь нет гонки за богатством и благосостоянием, как в больших городах. Разумеется, такое благословенное и благодатное место может врезаться в память.

Там в избе деревянной, Без претензий и льгот, Так, без газа, без ванной, Добрый Филя живет.

Филя отказывается от человеческих удобств, комфорта. Он переносит все тяготы такой природной жизни, когда осенью и весной приходится с трудом добывать еду, а зимой плюс ко всему еще и мерзнуть. Но Филя все равно добр: он живет в природных условиях, у него иные законы и понятия. Филю можно было бы даже считать символом Лешего, хранителя лесного массива. Однако у Рубцова ничего об этом не говорится, и его герой буквально блистает простым и бесхитростным отношением к жизни. Отсутствие комфортабельных условий, к которым тянется любой из нас – и о которых, видимо, мог бы мечтать и сам Филя – выдают в нем человеческое.

Филя любит скотину, Ест любую еду, Филя ходит в долину, Филя дует в дуду!

Вот и весь Филя. Умения его нехитры, однако сколь они просты, столь и разнообразны. О его любви к животным мы сказали еще в тот момент, когда толковали имя персонажа. В еде он также неприхотлив, что выдает в нем человека, живущего в сложных природных условиях. Он совершает прогулки (а точнее, видимо, выполняет определенную физическую работу). Он еще и «дует в дуду», т.е. не чужд искусству, развивается не только внешне, но и внутренне. Казалось бы, Филя – незаметный лесной человек, но он оказывается идеалом Николая Рубцова. И становится понятным, что такой человек может не терять свое Я только в природных условиях, в цивилизации он бы не выжил.

Мир такой справедливый, Даже нечего крыть... - Филя, что молчаливый? - А о чем говорить?

В последнем столбике – явное обращение к читателю. Мы можем по-своему понимать эту часть произведения. Неизвестно, о чьем мире здесь идет речь: мире природы или мире цивилизации. И неизвестно, почему не хочет говорить Филя: потому что это не нужно или потому что он этого не хочет…

«Добрый Филя» Николай Рубцов

Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог... Там в избе деревянной, Без претензий и льгот, Так, без газа, без ванной, Добрый Филя живет. Филя любит скотину, Ест любую еду, Филя ходит в долину, Филя дует в дуду! Мир такой справедливый, Даже нечего крыть... - Филя, что молчаливый? - А о чем говорить?

Анализ стихотворения Рубцова «Добрый Филя»

«Добрый Филя» — стихотворение, относящееся к ранней поэзии Рубцова. Лирический герой его рассказывает о небольшом хуторке, затерявшемся где-то среди лесных тропинок и навсегда врезавшемся в память. В этом месте – немножко сказочном, немножко волшебном – живет особенный человек. У Фили из имущества – простая деревянная изба, лишенная благ цивилизации. В ней нет ни газа, ни водопровода – того, без чего советский горожанин практически не представлял своего существования. Другой бы человек на месте Фили давно пошел добиваться справедливости от властей – начал бы требовать льгот и обеспечения избушки удобствами. Персонаж стихотворения неприхотлив – за собственные права, по-видимому, никогда не боролся и бороться не собирается. Впрочем, у него и запросов-то почти нет. При этом Филя – без сомнения, человек хороший. Он любит скотину, развивается духовно («дует в дуду»), не забывает про работу («ходит в долину»). Вот только на таких хороших, но молчаливых и неприметных людей государство зачастую предпочитает не обращать внимание. В финальных строках стихотворения слышится горькая ирония автора. С невеселой улыбкой лирический герой называет мир «таким справедливым». И завершается все риторическим вопросом, заданным от лица Фили: «А о чем говорить?».

В начале рассматриваемого текста кажется, что Рубцов описывает сказочную действительность, напоминающую о временах Древней Руси. От строк веет покоем, умиротворением, благостностью, будто идеальный мир предстает перед глазами читателей. Потом происходит резкий переворот. Согласно мысли Рубцова, деревня, конечно, похожа внешне на сказку, вот только жизнь в этой сказке очень трудна. Горожанам в их уютных обустроенных квартирах – гораздо легче. Добрый Филя в произведении оказывается едва ли не олицетворением всего русского деревенского народа, который на протяжении многих веков живет не в самых лучших условиях, но при этом продолжает терпеть и молчать, предпочитая лишний раз не вступать в конфликты с представителями власти. Рубцов к своему персонажу относится с явным состраданием, сочувствием. Ему до боли жалко миллионы таких мужиков – хороших, работящих, но не способных толком постоять за себя. Интонация, с которой говорит поэт, несколько напоминает лучшие образцы гражданской лирики Некрасова, посвященные простым деревенским обитателям, тяжелой судьбе русского народа.

В народе нашем есть своего рода неписаный закон или правило, которое в последние времена стало, к сожалению, часто нарушаться: «Об умерших говорить следует хорошо, либо ничего не говорить». Давая нелестную оценку другому человеку, а особенно такому выдающемуся поэту, как Николай Михайлович Рубцов, не отыщется ли и на нашей совести пятен, о которых мы, разумеется, молчим и стараемся не распространяться. Представим, что мы должны прилюдно огласить все свое внутреннее худшее и грешное без всякой пощады... Многие ли из нас решились бы на такое? Пристрастие к чужим несовершенствам и недостаткам, тем более, в ущерб явным достоинствам, есть признак малолюбящей души. Клеймили позором поэта Рубцова, выискивая соринку в глазу, не видя в своем собственном бревна, и что же - Рубцов прославлен, а его недоброжелатели посрамлены. Изживание своих грехов неминуемо приведет к спасению, тогда как пристальное внимание к чужим порокам, грехам и недостаткам, особенно усопших братьев наших и сестер, что означает забвение своих прегрешений, обязательно доведет до беды. Благодарное, любящее сердце не помнит дрязг, пересудов, а ценит одну простоту и доброту.

Вот добрый стих, написанный поэтом Николаем Рубцовым еще в далеком 1960 году. Ему более полвека! Но рубцовские строки вновь и вновь оповещают наше сердце о «тихом и безмолвном житие во всяком благочестии и чистоте»:

Я запомнил как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог...

У Рубцова, по словам поэта С.А.Есенина, правда, относившимся к А.С.Пушкину, «свой стиль словесной походки», который еще надо разгадывать и разгадывать. Писать в годину свершений советских пятилеток, когда кругом все коллективное и почти ничего своего, о каком-то затерявшемся лесном хуторке, да еще и счастливом!..

Поэт остается верным не общепринятому, а своему выбору - он любит уединенность и предпочитает ее всякой шумихе и суматохе. Не заморское с небоскребами и рекламами (теперь и у нас) диво, не «осчастливленная» колхозная жизнь (ныне упраздненная), а жизнь простая, обычная, более внутренняя, чем вовне, жизнь в простосердечном единении со всем сущим, живым, вечным, вот чем богат наш поэт сполна и не только он дин, но и добрый, простодушный Филя. По некоторым чертам, он чем-то напоминает святого отшельника и пустынножителя, уединившегося от всего многожитейского и многопопечительного. В этом, с современной точки зрения затерянном мире, никто ни с кем не спорит, не воюет, не гордиться, не надмевается, не расталкивает никого локтями, не ждет и манны с неба. Наверняка и по отношению к диким зверям здесь нет никаких проблем, раз пролегли рядом звериные тропы...

Там в избе деревянной,

Без претензий и льгот,

Так, без газа, без ванной,

Добрый Филя живет.

Добрый, потому что смиренный, довольствующийся тем, что есть. Дадут льготы - хорошо, отнимут - проживем. Нет газа, хотя трубопровод рядом, - подождем. Хоть и безденежье, Бог поможет. Не бежит в суды, никого не клянет, всем желает только добра. Не имея много нужного, действительно потребного, Филя не злобствует, не становится хуже, не злорадствует. Добрый Филя по примеру евангельского нищего Лазаря любит, то есть желает добра всем, а где любовь, там и мир, там «и в шалаше рай», то есть в смиренном сердце.

Филя любит скотину,

Ест любую еду,

Филя ходит в долину,

Филя дует в дуду!

Странный этот Филя! Кругом только и речи, что о «неуклонном повышении благосостояния человека» и окончательном «разрешении социальных вопросов», а ему все нипочем! Не рационалист, не прагматик, не сторонник «крутиться», чтобы выжить любой ценой, чужд ему сам дух накопительства, многостяжания, известности. Не силен он, судя по всему, в сногсшибательных теориях, обязательно научных, и передовых преобразовательных концепциях. Свое положение он не поменяет ни на какое другое. Филя любит, а любит можно и нужно везде, на всяком месте и там лучше и легче любить, где меньше мешают этому самому радостному и плодотворному делу на земле.

Есть одна притча о том, как пришедшие в православный монастырь, спросили старого монаха о том, чем они здесь в монастыре занимаются. Ответ был таков: «Падаем и встаем», а еще «Поем Богу». Добрый Филя «ходит в долину», то есть спускается с некой горы или холма, что тоже много говорит православному сердцу, и «дует в дуду». Любителей дуть в дуду всегда много, но вот из дуды извлекать звуки ясные, волнующие, чистые, божественные могут далеко не все. Может, дуда-то есть у всех, да у кого она молчит, у кого спрятана, а кто-то страшно фальшивит и портит своей дудой игру прекрасного, хорошо организованного и сыгранного оркестра. И уж божественная дуда Николая Михайловича Рубцова не для того ли и явлена в мир, чтобы настроить душу всякого человека, настроить на добро против всякого зла...

Филя, опомнись, посмотри, мир-то не такой, какой ты поешь и каким представляешь!

Филя, что ты дуешь в свою дуду, чего ходишь, шляешься в долину, оно тебе надо, бери от жизни все, будь как все!

Филя, что тебе дала твоя доброта, кроме нищеты и убогости, мир несправедлив, надо бороться за место под солнцем, прекрати самоуправство, что это за жизнь, не смей так жить!

Филя, не будь простофилей!

Филя, ну, что же ты молчишь, скажи чего-нибудь!

«А о чем говорить?»

«Никого не осуждать, никому не досаждать и всем почтение» (слова святого преподобного Амвросия Оптинского) - вот жизненное кредо доброго Фили, кредо во всех отношениях богоугодное и святое. Один из православных подвижников говорил о наступлении такого времени, когда люди будут говорить ни о чем, то есть о чем угодно, только не о Боге, свойствах и чудесах Божиих. Празднословием угашается всякая добродетель. За каждое слово человек в ответе перед Богом и людьми, ибо слово есть не что иное, как орудие живущего в нас духа, либо уклоненного на злое, греховное, либо на доброе. Слово есть меч духовный, которым человек либо поражается, либо исцеляется. Слава Богу, у поэта Николая Рубцова нет ни одного не то что злого, даже лишнего слова. Как вел бы себя поэт, будь он жив, сегодня?.. Наверняка многому он был бы не рад, поэтому опять бы взялся за хорошие помогающие стихи.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...