Произведение валерик. История создания стихотворения Лермонтова «Валерик. «Валерик» Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов с самого детства мечтал связать свою судьбу с армией. Он постоянно восхищался подвигами отцов и дедов, которые принимали участие в года и сам хотел совершить что-то необычное, благородное, послужить во благо родины. Именно поэтому поэт бросил университет и поступил в школу кавалерийских юнкеров. Его постоянно привлекали военные действия на Кавказе, в 1832 году Михаил Юрьевич поступил на службу в гвардейский полк в чине корнета.

Предпосылки к написанию стихотворения

М. Лермонтов «Валерик» написал в 1840 году во время кровавого сражения на одноименной реке. Окружающие характеризовали поэта как неуравновешенного и своенравного молодого человека, хотя близкие друзья утверждали обратное. Скорее всего, писатель специально вел себя вызывающе, бросал вызов обществу, чтобы попасть в ссылку на Кавказ - именно об этом говорит анализ. «Валерик» Лермонтова точно описывает сражение, в котором участвовал автор. В действующую армию Михаил Юрьевич попал в 1837 году, но увидеть настоящий бой ему удалось только летом 1840 года.

Стихотворение написано в для выражения чувств, мыслей, воспоминаний или наблюдений. Предназначалось оно возлюбленной поэта - Варваре Лопухиной. Лермонтов любил ее до самой смерти, но постоянно отталкивал, потому что считал себя недостойным ее любви. В то время писатель вел журнал военных действий генерала Галафеева, интересен тот факт, что его текст является основой стихотворения, в котором описан бой, но только его краткое содержание.

Лермонтов «Валерик» - параллель между светской жизнью и войной

Начинается произведение как Автор пишет письмо с войны девушке, но не с признанием в любви, а просто с описанием своих военных будней. Михаил Юрьевич специально или неосознанно пытался сделать Варваре больно, уколоть ее самолюбие, оттолкнуть от себя. Он считает, что между ними нет духовной близости и виноваты в том трагические события, случившиеся на Кавказе. После увиденных смертей поэт воспринимает любовь как ребячество - об этом говорит и анализ.

«Валерик» Лермонтова во второй части описывает непосредственно военные действия. Здесь автор во всех красках расписывает сражение и дает волю своим чувствам. Конечно, истории о раненных и мертвых друзьях, умирающих командирах никак не предназначены для молодой девушки, светской львицы, мечтающей о походах в театр или на бал. Поэт специально в своем произведении сравнивает два мира - это показывает и анализ. «Валерик» Лермонтова высветил бессмысленность дам, заботящихся лишь о нарядах и кавалерах. В то же время он показал судьбы простых солдат, умирающих за высокие идеалы.

В завершительной третьей части произведения автор вновь обращается к возлюбленной. Хоть и замаскированно, но все же Михаил Юрьевич укоряет Лопухину в том, что для нее поездка на Кавказ воспринимается как увлекательное путешествие, попросту не может понять всех тягот войны - именно это показывает анализ. «Валерик» Лермонтова говорит о бессмысленности человеческих жертв. Поэт, всю жизнь стремившийся попасть на войну, только в кровавом сражении понял, что во всем этом нет смысла и ничем нельзя оправдать смерть человека.

Вторая кавказская ссылка стала для Лермонтова очень плодотворной в творческом плане. В частности, там было написано одно из самых интересных его стихотворений – “Валерик”. Краткий анализ “Валерик” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет школьникам глубже понять это произведение.

Краткий анализ

История создания – написан “Валерик” в 1840 году и посвящен битве на одноименной реке, в которой участвовал сам поэт.

Тема – красота и хрупкость жизни, которая вернее всего осознается на фоне смертельной опасности.

Композиция – трехчастная, первая и последняя части составляют обрамление для главной, собственно описания сражения.

Жанр – любовно-военная лирика, очень редкое сочетание.

Стихотворный размер – четырехстопный и двухстопный ямб с нерегурярной рифмовкой.

Эпитеты “остынувший ум”, “тяжелых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.

Метафоры “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжелых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “темный и лукавый взор”.

Олицетворение – “сердце спит”.

История создания

Написанное в 1840 году, стихотворение “Валерик” придет к читателю в 1843-м (оно напечатано в альманахе “Утренняя заря”), но история создания этого произведения началась несколько раньше. Это письмо-обращение к возлюбленной посвящено прекрасной Варваре Лопухиной, в которую много лет любил поэт. Ей адресована поэтическая исповедь Лермонтова.

Во время написания этого произведения он находился в Чечне, во второй кавказской ссылке. В то время подразделение генерала Галафеева, под началом которого служил Лермонтов, вело активные военные действия, в частности, участвовало в сражении на речке Валерик, которое и описано в произведении. Несмотря на то, что у поэта был уже трехлетний опыт военной службы, фактически это было одно из первых сражений, в котором он участвовал.

Тема

Лермонтов пишет о войне и о любви, объединяя эти две темы в одну – он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неизбежной опасности для нее. Вот и лирический герой осознает эту простую истину, только оказавшись на войне. Именно эту мысль он пытается передать своей возлюбленной, однако мало надеется на понимание, ведь у них нет “родства душ”.

Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном – и несмотря на то, что он рассказывает о конкретном сражении, поднятая им тема имеет общечеловеческое значение и гуманистический смысл.

Композиция

Композиционно этот стих явно делится на три части.

В первой он обращается к любимой женщине, но при этом тон обращения совершенно лишен романтики. Лирический герой говорит о том, что война забрала у него иллюзии, касающиеся чувств. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт более не верит в нее и всячески отталкивает девушку, к которой обращается. Он много иронизирует и говорит о своей уверенности в ее равнодушии к нему.

Вторая часть композиции – это описание самого сражения, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезличивает солдат, что делает сражение еще более ужасным и уродливым. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, обреченными на смерть.

Основная идея третьей части – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная прогулка, которой ее все считают. И хотя фактически он обращается только к возлюбленной, здесь явно имеет место обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.

Использованный Лермонтовым композиционный прием очень удачен: он делает переживания героя из-за возлюбленной и его восприятие войны единым целым.

Жанр

Это уникальное произведение, в котором переплелись черты любовной и военной лирики. В то же время в этом послании-исповеди есть элементы пейзажных зарисовок, рассуждения на философские темы и даже бытовые сцены.

Лермонтов использует четырехстопный и двухстопный ямб с нерегулярной рифмовкой для того, чтобы передать ритм боя с одной стороны и сделать диалоги естественными с другой. Использованные в стихотворении приемы максимально точно передают эмоции, о которых говорит Лермонтов.

Средства выразительности

  • Эпитеты – “остынувший ум”, “тяжелых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.
  • Метафоры – “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжелых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “темный и лукавый взор”.
  • Олицетворение – “сердце спит”.

Эти средства выразительности помогают ему рассказать правду о своих чувствах и переживания, при этом не завуалировав их.

В юности М.Ю. Лермонтов мечтал стать филологом, но эти мечты рухнули после отчисления его из Московского университета. Родственники настояли на том, чтобы молодой человек поступил в юнкерскую школу, и он принял этот путь. Суровые будни служивого оказались по душе вспыльчивому мужчине. Вскоре в его душе крепко засело желание стать великим полководцем.

Знакомые поэта вспоминали, что он сам рвался на Кавказ, хоть и знал, насколько накалились отношения с горцами. Летом 1840 года горские народы объединились, укрепив свои позиции. Теперь они представляли серьезную угрозу для армии царя. Власти поняли, что кавказцев пора усмирять. 6 июля 1840 г. на Малую Чечню двинулся отряд генерала Галафеева. В его составе был и поручик Лермонтов.

Горцы поджидали врага у реки Валерик, протекающей в Чечне. Здесь 11 июля произошла крупнейшая во всей кампании битва. Михаилу Юрьевичу было приказано наблюдать за обстановкой в передовой штурмовой колонне и докладывать о ней. Поручик постоянно находился в центре сражения. На его глазах погибли близкие товарищи, многие были ранены. Сослуживцы поражались его храбростью. После боя он был представлен к награде Галафеевым. Генерал отмечал, что Михаил Юрьевич прекрасно справился с заданием, рискуя своей жизнью. Он так и не получил орден: его вычеркнули из перечня героев, награждаемых императором.

Название реки, на берегу которой произошел бой символическое. На языке местных «Валерик» означает «река смерти». Об этом М.Ю. Лермонтов узнал от горцев. Сразу после боя поэт сочинил одноименное произведение. Михаил Юрьевич не озаглавливал стихи, название появилось позже, когда обнаружили черновик с текстом.

Рукопись «Валерика» была доставлена в Москву после смерти поэта. Черновой ее привез родственник Лермонтова А. Столыпин. Князь И. Голицын привез копию текста Ю.Ф. Самарину. Учитывая эти факты, исследовательница Э.Г. Герштейн выдвинула гипотезу о том, что стихотворение было написано не в 1840 г., а в 1841 г., когда поэт пребывал в Пятигорске. В современном литературоведении имеют место обе версии.

До нашего времени сохранился «Журнал военных действий», в котором отображали ход военных событий. Записи в нем очень похожи с текстом «Валерика», как по содержанию, так и по стилистике. Повторяются даже некоторые фразы и предложения. Ученые предполагают, что «Журнал…» вел Лермонтов.

Воссоздавая историю написания, нельзя пропустить то, что стихотворение начинается обращением к возлюбленной. Некоторые исследователи полагают, что за этими строками могла скрываться любая из многочисленных дам сердца поэта. Большинство биографов Михаила Юрьевича утверждают, что адресатом их была Варвара Лопухина. Именно к этой женщине он испытывал наиболее глубокие чувства. Во время сражения Лермонтов понял, что любовь по сравнению с войной – шутка, ребячество, поэтому строки, обращенные к возлюбленной, пропитаны иронией.

Произведение вышло в печать в альманахе «Утренняя заря» в 1843 г. Уже первая публикация получила привычное для нас название – «Валерик».

Кавказ и судьба Михаила Лермонтова тесно связаны. Он познал быт и традиции этого свободолюбивого народа еще в детские годы, когда бабушка сама ездила с ним в горы, чтобы подлечить здоровье ослабленного мальчика. Служба на Кавказе лишь только сильнее закрепила в сердце юного поэта любовь к этим прекрасным и удивительным местам. В своем стихотворном шедевре «Валерик» автор показал жизнь кавказского населения, народа, который никогда не будет существовать в рабстве.

Это лермонтовское произведение было создано в 1840 году. События, положенные молодым поэтом в сюжет этого творения реальные. Так, Михаил Лермонтов наблюдал за подвигами в бою отряда генерал - лейтенанта Галафеева в Чечне. Сам Лермонтов около десяти дней в июле 1840 года становится бойцом этого героического отряда и ведет журнал боевых подвигов отряда.

В стихотворении автор воспроизвел то, что некогда записывал сам в военный журнал отряда. Исследователи лермонтовского творчества, изучив журнал и текст стихотворения, обратили внимание, что не только военные факты совпадают и последовательное их изложение, но и целые предложения, а также и сам стиль повествования.

Название лермонтовского произведения произошло от речки Валерик, которая, по географическим данным, впадает в правый приток Терека - реку Сунжу. Для своего текста поэт выбирает эпистолярный жанр, который позволяет свободно выражать мысли и наблюдения, чувства и воспоминания. Основная стихотворная тема - это тема смысла жизни и тема смерти.

Лермонтов пытался донести своим стихотворным шедевром мысль о том, что, несмотря на то, в нашей жизни, полной тревог и испытаний, необходимо успеть познать и себя, и свой внутренний мир. Каждый человек должен услышать себя, открыть и понять свой внутренний мир. Ведь человек не может жить без согласия с собой, без этого внутреннего познания. У поэта есть мечта, которую он передает в стихотворных строках: эта прекрасная земля должна жить под мирным небом, и не должно быть войны, которая уносит человеческие жизни. Эта тема актуальна и в наши дни, и будет всегда близка и понятна современнику. Наверное, этим и определяется популярность этого стихотворения.

Михаил Лермонтов использует в стихотворении «Валерик» различные выразительные художественные и речевые средства, которые позволяют автору нарисовать такую картину, которая будет ясна и понятна читателю. В тексте Михаил Лермонтов использует эпитеты, метафоры, градации. Постоянные эпитеты: тень широкая, лошади тощие . Есть и оригинальные метафоры: «в струях потока» . Привлекает внимание и интересная градация: «как звери, молча, с грудью грудь» .

Поэт использует простейший двухсложный размер - двустопный ямб, показывая этим насколько прост и незамысловат сюжет. Но вот рифмовка всего стихотворения неупорядоченная. Рифмы в нем не имеют регулярности и обычно рифмуются по два или же три стиха, используя то перекрестную, то смежную, то охватывающую рифму. Продолжает поэт и тему одиночества и патриотизма, которую в русской литературе начал Александр Пушкин. Традиции своего учителя поэт бережно хранит и уважает.

В последних предложениях лермонтовского творения звучат философские размышления, которые смешивается с романтическим настроением поэта. Такой способ позволяет автору донести свои мысли чувства к любому читателю. Это все описывается с небольшой и грустной иронией, которая все больше переносится на бытовой уровень и носит уже больше реалистический характер. Поэт надеется, что его читатель поймет всю глубину его стихотворного замысла, сможет оценить его и задумается над теми вопросами, которые он поднимает в своем творении.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...