Конференция оон по окружающей среде. Декларация конференции организации объединенных наций по проблемам окружающей человека среды Первая международная конференция по проблемам окружающей среды

Введение

Крупнейшей акцией последнего десятилетия XX явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро с участием глав государств и правительств более 170 стран мира. Конференция приняла совместно выработанный документ «Повестка дня на XXI век» - программу действий, направленных на реализацию правительствами концепции глобального устойчивого развития. Состоящая из 40 разделов программа предусматривает широкий комплекс мер, начиная с восстановления заброшенных земель и кончая улучшением технологии производства энергии и аграрной продукции. Была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР) в качестве стратегического форума для обсуждения экономических аспектов устойчивого развития. Комиссия призвана обеспечить руководство деятельностью, охватывающей четыре приоритетные области: пресная вода, Мировой океан, земные ресурсы, включая леса, устойчивое энергопользование.

Конференция в Рио-де-Жанейро: надежды и разочарования

Спустя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей сложности 8 тыс. делегатов. В его работе приняли участие также 3 тыс. представителей неправительственных международных организаций. Знаменательно, что параллельно с межправительственной конференцией в пригороде Рио-де-Жанейро прошел Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц. Значение, которое высокопоставленные чиновники и рядовые представители общественности, собравшиеся в Рио-де-Жанейро, придавали решению экологических проблем, проявилось в девизе конференции: «Наш последний шанс спасти планету».

Одним из результатов работы конференции явилось принятие Декларации по окружающей среде и развитию и амбициозной программы действий под названием «Повестка дня на XXI век». Декларация представляет собой свод 27 принципов, которые во многом перекликаются с положениями Стокгольмской предшественницы. В то же время в Декларации Рио-де-Жанейро нашли отражение кардинальные изменения, произошедшие в мире в 80-е гг. Так, красной нитью через весь текст Декларации проходит идея устойчивого развития, концептуальные основы которой были заложены в 1987 г. в знаменитом докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Принцип 3 Декларации, раскрывающий содержание концепции, гласит: «Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребностям нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды». Важно также отметить, что в Декларации предпринята попытка наметить общие контуры новой модели международного сотрудничества - «глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли».

Тематика конференции восходит к тезису о том, что промышленное развитие является основой экономического развития и подъема социально-экономического уровня жизни общества, однако происходит без должного учета исчерпаемости многих видов не возобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны. В этой связи центральными вопросами стали: системы производства и потребления в индустриальном мире, системы, поддерживающие жизнь Земли, демографические взрывы, увеличение населения, увеличение неравенства между бедными и богатыми, экономическая система, не учитывающая экологических расходов. Угроза выживанию именно со стороны окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности имеет глобальный общепланетарный характер, затрагивает все страны, всю цивилизацию. Возможное глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами заставляют задуматься над вопросом, как возможно жить дальше и что делать развивающимся странам, которые еще только начинают двигаться по пути промышленного развития. Серьезная обеспокоенность состоянием окружающей человека природной среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения планеты прозвучала еще на Конференции 1972 года ООН в Стокгольме (United Nations Conference on Human Environment in Stockholm, 5-16 June 1972), которая создала специальную структуру - Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - для дальнейшей проработки обозначившихся проблем.

Работа по подготовке Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) велась под общим руководством Генерального секретаря КОСР Мориса Стронга (Канада) в течение двух с половиной лет. Созданный в декабре 1989 года специальный Подготовительный комитет (председатель - посол Сингапура при ООН Томми Кох) провел первую сессию в августе 1990 года в Найроби, вторую и третью - в 1991 году в Женеве и четвертую - в марте 1992 года в Нью-Йорке. В составе Комитета действовали три рабочих труппы. Первая (председатель - посол Швеции при ООН Бо Квеллен) прорабатывала вопросы защиты атмосферы, ресурсов суши и биологического разнообразия; вторая (председатель - посол Нигерии при ООН Букар Шаиб) - проблемы океанов, морей, прибрежных зон и ресурсов пресной воды; третья (председатель - посол Чехословакии при ООН Бедрих Молдан) – обсуждала правовые, институционные и организационные аспекты. На пленарных заседаниях Подготовительного комитета внимание акцентировалось на общих вопросах, связанных с состоянием окружающей среды и мировой экономики, передачей технологий, механизмами финансирования усилий по претворению в жизнь решений предстоящей Конференции.

Этот документ охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с деятельностью по переходу к устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровнях. Эта сфера деятельности, которая призвана обеспечить переход к устойчивому развитию, должна отвечать условиям экономической эффективности, социальной справедливости, ответственности и экологической безопасности.

В Повестке дня на 21 век рассматриваются все сферы развития: главный акцент сделан на охрану окружающей среды, большое внимание уделено международному сотрудничеству, борьбе с бедностью, здоровью человека и демографическим вопросам.

Ответственность за ее успешное осуществление ложится прежде всего на правительства. Решающее значение для достижения этой цели имеют национальные стратегии, планы, политика и процессы. Международное сотрудничество должно способствовать таким национальным усилиям и дополнять их. В этом контексте система Организации Объединенных Наций призвана играть решающую роль. Другим международным, региональным и субрегиональным организациям также следует способствовать этим усилиям. Следует также поощрять как можно более широкое участие общественности и активное привлечение к этой деятельности неправительственных организаций и других групп”.

Повестка включает 40 разделов-статей. Для описания программных областей используются рубрики: “Основа для деятельности”, “Цели”, “Деятельность” и “Средства осуществления”. Повестка дня на 21 век представляет собой динамичную программу. Она может осуществляться различными участниками с учетом различий в ситуациях, возможностях и приоритетах стран и регионов и при полном соблюдении всех принципов, содержащихся в декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Эта программа со временем может претерпевать изменения с учетом меняющихся потребностей и обстоятельств. Данный процесс символизирует начало нового глобального партнерства в интересах обеспечения устойчивого развития.

Преамбула Раздел I. Социальные и экономические аспекты

1. Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика

2. Борьба с нищетой

3. Изменение структур потребления

4. Динамика населения и устойчивое развитие

5. Охрана и укрепление здоровья человека

6. Содействие устойчивому развитию населенных пунктов

7. Учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений

Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития.

9. Защита атмосферы

10. Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов

11. Борьба с обезлесением

12. Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой

13. Рациональное использование уязвимых экосистем: устойчивое развитие горных районов

14. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов

15. Сохранение биологического разнообразия

16. Экологически безопасное использование биотехнологии

17. Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов

18. Сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею: применение комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользованию

19. Экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов

20. Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов

21. Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод

22. Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов

Раздел III. Укрепление роли основных групп населения.

23. Преамбула

24. Глобальные действия в интересах женщин в целях обеспечения устойчивого и справедливого развития

25. Учет интересов детей и молодежи в процессе обеспечения устойчивого развития

26. Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин

27. Укрепление роли неправительственных организаций: партнеры в процессе обеспечения устойчивого развития

28. Инициативы местных властей в поддержку Повестки дня на 21 век

29. Укрепление роли трудящихся и их профсоюзов

30. Укрепление роли деловой деятельности и промышленности

31. Научные и технические круги

32. Усиление роли фермеров

Раздел IV. Средства осуществления.

33. Финансовые ресурсы и механизмы

34. Передача экологически чистой технологии, сотрудничество и создание потенциала

35. Наука в целях устойчивого развития

36. Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров

37. Национальные механизмы и международное сотрудничество в целях создания потенциала в развивающихся странах

38. Международные организационные механизмы

39. Международные правовые документы и механизмы

40. Информация для принятия решений

На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенции направлены соответственно на достижение стабилизации содержания в атмосфере парниковых газов и обеспечение устойчивого использования генетических ресурсов планеты. Оба документа, хотя и имеют огромное значение, составляют лишь фундамент для последующего развития правового регулирования в данных областях. Предполагается, что для реализации целей, определенных в конвенциях, государства должны разрабатывать национальные планы, принимать соответствующие законы и заключать международные соглашения, уточняя тем самым обязательства, взятые на себя в Рио.

Как и документы, одобренные в Стокгольме, решения конференции в Рио-де-Жанейро (прежде всего, план мероприятий «Повестка дня на XXI век») имели определенные организационные последствия, главным из которых стало создание Комиссии по устойчивому развитию (КУР). КУР является вспомогательным органом ЭКОСОС, призванным поощрять и анализировать прогресс в осуществлении «Повестки дня на XXI век» на национальном, региональном и глобальном уровнях и содействовать комплексному и рациональному регулированию развития и охраны окружающей среды45. Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений. Более того, государства не обязаны, а лишь вправе предоставлять КУР свои доклады, что существенно ограничивает ее надзорные функции46. Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств. Вряд ли на современном этапе можно считать большой победой создание еще одной бюрократической структуры, имеющей перед собой наполеоновские планы, но не обладающей какими-либо властными рычагами.

В целом итоги конференции в Рио-де-Жанейро вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны, она по праву может считаться исторической вехой в развитии международного природоохранного сотрудничества. Во-первых, собрав беспрецедентное число государственных деятелей высшего ранга, форум в Рио-де-Жанейро ознаменовал переход экологических проблем из периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов. Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем. В-третьих, помимо официальных делегаций в Рио-де-Жанейро съехалось множество представителей неправительственных организаций и заинтересованных частных лиц, что придало межправительственной по статусу конференции достаточно демократичный характер, создав полезный прецедент на будущее.

С другой стороны, основанием для скепсиса может служить тот факт, что в Рио выпукло проявились разногласия, существующие между промышленно развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран «третьего мира» участникам форума не удалось выработать соглашение по одной из самых животрепещущих проблем - тотальному уничтожению тропических лесов. Вместо договора на свет появился туманный документ под названием «Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов». Более того, определенный раскол наметился и в рядах развитых стран: обструкции была подвергнута позиция Соединенных Штатов, вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. США отказались подписать Конвенцию о биологическом разнообразии, ссылаясь на то, что в ней адекватно не отражены права, связанные с интеллектуальной собственностью.

Итоги конференции

В 1992 году в Рио-де-Жанейро, на Всемирной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 170 Правительствами стран мира, была принята Повестка дня на 21 век. Она представляет собой программу действий по достижению устойчивого развития. В этом документе были впервые четко обозначены общие и специфические проблемы выживания, экологической безопасности и устойчивого развития цивилизации в едином глобальном экологическом пространстве планеты. Устойчивое Развитие - это развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. Повестка дня на 21 век определяет взаимозависимость вопросов, касающихся экономики окружающей среды, социальной сферы и здравоохранения. В частности, подчеркивается, что все люди имеют право на пищу, здравоохранение, жилье и образование. Охватывается широкий спектр экологических вопросов, где основной чертой является охрана окружающей среды. Определяются роли основных групп в устойчивом развитии, и подчеркивается необходимость вовлечения данных групп в процесс принятия решений.

Принятые и подписанные документы призывают правительства и народы, международные организации и государственные институты, политические партии и общественные движения возможно более срочно и последовательно осуществить международные, межнациональные и региональные программы экологической безопасности, способные предотвратить глобальную экокатастрофу. Все страны мира призваны начать разработки Национальной Повестки 21 и создать Национальные советы по устойчивому развитию, а для реализации принципов устойчивого развития - разработку Локальных Повесток 21.

Заключение

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года.

Суть конференции заключается в том, что человек, овладев материало- и энергоемкими технологиями, разрушил сложившиеся в течение доисторического антропогенного периода экосистемные равновесия в биосфере.

Преследуя цель учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства через посредство создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми. В итоге была принята «декларация по окружающей среде и развитию»(это 27 принципов которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей), «повестка дня на 21 век»(прогрмамма того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точки зрения).

Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений.

Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств.

Академия труда и социальных отношений

(финансовый факультет)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: Конференция ООН в Рио-де-Жанейро 1992 год. «Повестка дня на

Студент гр. ЗФ 1268 Е.З.Суздальцева

Преподаватель: Р.Ф.Пинегина

Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год

Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды,

рассмотрев необходимость в общем подходе и общих принципах, которые вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды,

I

провозглашает, что:

  1. Человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. В ходе долгой и мучительной эволюции человечества на нашей планете была достигнута такая стадия, на которой в результате ускоренного развития науки и техники человек приобрел способность преобразовывать многочисленными путями и в невиданных до сих пор масштабах свою окружающую среду. Оба аспекта окружающей человека среды, как естественной, так и созданной человеком, имеют решающее значение для его благосостояния и для осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь.
  2. Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран.
  3. Человек постоянно обобщает накопленный опыт и продолжает делать открытия, изобретать, творить и добиваться дальнейшего прогресса. В наше время способность человека преобразовывать окружающий мир при разумном ее использовании может принести всем народам возможность пользоваться благами развития и повышать качество жизни. Если же эта способность будет использоваться неправильно или необдуманно, она может нанести неизмеримый ущерб человечеству и окружающей его среде. Мы видим вокруг себя все большее число случаев, когда человек наносит ущерб во многих районах земли: опасные уровни загрязнения воды, воздуха, земли и живых организмов; серьезные и нежелательные нарушения экологического баланса биосферы; разрушение и истощение невосполняемых природных ресурсов и огромные изъяны в физическом, умственном и общественном состоянии человека, в созданной человеком окружающей среде, особенно в бытовой и рабочей окружающей среде.
  4. В развивающихся странах большинство проблем окружающей среды возникает из-за недостаточного развития. Миллионы людей продолжают жить в условиях, далеко отстающих от минимально необходимых для достойного человека существования, испытывают нехватку в пище и одежде, жилищах и образовании, медицинском и санитарно-гигиеническом обслуживании. Поэтому развивающиеся страны должны направлять свои усилия на развитие, исходя из своих первоочередных задач и необходимости сохранять и улучшать качество окружающей среды. С этой же целью промышленно развитые страны должны приложить усилия для сокращения разрыва между ними и развивающимися странами. В промышленно развитых странах проблемы окружающей среды связаны главным образом с процессом индустриализации и технического развития.
  5. Естественный рост народонаселения постоянно приводит к возникновению проблем в области сохранения окружающей среды, и для решения этих проблем в должных случаях необходимо проводить соответствующую политику и принимать соответствующие меры. Самым ценным на земле являются люди. Именно люди являются движущей силой социального прогресса, люди создают благосостояние общества, развивают науку и технику и своим упорным трудом постоянно преобразуют окружающую человека среду. С каждым днем вместе с социальным прогрессом и развитием производства, науки и техники повышается способность человека улучшать качество окружающей среды.
  6. Наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды. Из-за неведения или безразличного отношения мы можем нанести огромный и непоправимый ущерб земной среде, от которой зависят наши жизнь и благополучие. И наоборот, благодаря наиболее полному применению наших знаний и более разумному подходу мы можем обеспечить для себя и для нашего потомства лучшую жизнь в условиях среды, которая в большей степени будет соответствовать потребностям и чаяниям людей. Перед нами широкие перспективы улучшения качества окружающей среды и создания хороших условий для жизни. Для этого необходимы горячий, но твердый ум, напряженный, но организованный труд. В целях достижения свободы в мире природы человек должен использовать свои знания для создания в соответствии с законами природы лучшей окружающей среды. Охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества - целью, которая должна достигаться совместно и в соответствии с установленными и основными целями мира и международного экономического и социального развития.
  7. Для достижения этой цели в области окружающей человека среды потребуется признание ответственности со стороны граждан и обществ, а также со стороны предприятий и учреждений на всех уровнях и равное участие всех в общих усилиях. Отдельные лица всех профессий и занятий, а также организации различного рода, используя свои возможности, путем общих усилий должны создать окружающую человека среду будущего мира. Местные власти и национальные правительства должны нести наибольшее бремя ответственности за осуществление в широких масштабах политики в области окружающей человека среды и за деятельность в рамках своей юрисдикции. Для обеспечения ресурсов в целях оказания поддержки развивающимся странам, выполняющим свои обязанности в этой области, необходимо также международное сотрудничество. Все возрастающее число проблем, связанных с окружающей средой, поскольку они носят региональный или международный характер или поскольку они оказывают воздействие на общую международную сферу, потребует широкого сотрудничества между государствами и принятия мер со стороны международных организаций в общих интересах. Конференция призывает все правительства и народы приложить совместные усилия в целях охраны и улучшения окружающей человека среды на благо всех народов и ради их процветания.

II

Принципы

Выражает общую убежденность в том, что:

Принцип 1

Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. В связи с этим политика поощрения или увековечения апартеида, расовой сегрегации, дискриминации, колониального и других форм угнетения и иностранного господства осуждается и должна быть прекращена.

Принцип 2

Природные ресурсы земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Принцип 3

Способность земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться или улучшаться.

Принцип 4

Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Поэтому в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу.

Принцип 5

Невосполняемые ресурсы земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.

Принцип 6

Введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены, с тем чтобы это не наносило серьезного или непоправимого ущерба экосистемам. Необходимо поддерживать справедливую борьбу народов всех стран против загрязнения.

Принцип 7

Государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей.

Принцип 8

Экономическое и социальное развитие имеет решающее значение для обеспечения благоприятных окружающих условий жизни и работы человека, а также для создания условий на земле, которые необходимы, для улучшения качества жизни.

Принцип 9

Ухудшение окружающей среды в результате недостаточного развития и стихийных бедствий создает серьезные проблемы, которые могут быть наилучшим образом устранены путем ускорения развития за счет предоставления существенной финансовой и технической помощи в дополнение к усилиям самих развивающихся стран, а также такой своевременной помощи, какая может потребоваться.

Принцип 10

Что касается развивающихся стран, то стабильность цен и соответствующие доходы от сырьевых товаров и материалов имеют существенное значение для управления окружающей средой, поскольку необходимо принимать во внимание как экономические факторы, так и экологические процессы.

Принцип 11

Политика всех государств в области окружающей среды должна повышать существующий или будущий потенциал развития развивающихся стран, а не оказывать на него отрицательное воздействие или препятствовать достижению всеми лучших условий жизни, и государства, а также международные организации должны предпринять соответствующие шаги с целью достижения соглашения по преодолению возможных национальных и международных экономических последствий, возникающих в результате применения мер, связанных с окружающей средой.

Принцип 12

Следует выделять ресурсы для охраны и улучшения окружающей среды с учетом обстоятельств и конкретных потребностей развивающихся стран и любых расходов, которые могут быть связаны с включением мер по охране окружающей среды в их планы развития, а также необходимости предоставлять им по их просьбе дополнительную международную техническую и финансовую помощь в этих целях.

Принцип 13

В целях обеспечения более рационального управления ресурсами и улучшения таким образом окружающей среды государства должны выработать единый и скоординированный подход к планированию своего развития для обеспечения того, чтобы это развитие соответствовало потребностям охраны и улучшения окружающей среды на благо населения этих государств.

Принцип 14

Рациональное планирование является важным средством урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды.

Принцип 15

Необходимо осуществлять планирование населенных пунктов и урбанизации, с тем чтобы избежать отрицательных последствий для окружающей среды и получить максимальную пользу от социального и экономического развития. В связи с этим необходимо отказаться от проектов, предназначенных для обеспечения колониалистского расистского господства.

Принцип 16

В тех районах, где быстрые темпы роста или слишком большая плотность населения могут отрицательно сказаться на окружающей человека среде или темпах развития, а также в тех районах, где низкая плотность населения может создавать препятствия в деле улучшения окружающей человека среды или в деле развития, необходимо проводить демографическую политику, не ущемляющую основных прав человека, политику, которую заинтересованные правительства сочтут целесообразной.

Принцип 17

На соответствующие национальные учреждения следует возложить задачи планирования, управления и контроля в отношении ресурсов окружающей среды государств с целью повышения качества окружающей среды.

Принцип 18

Наука и техника, внося свой вклад в социально-экономическое развитие, должны быть использованы с целью определения и предотвращения случаев нанесения ущерба окружающей среде и борьбы с ним, а также для решения проблем окружающей среды на благо всего человечества.

Принцип 19

Ознакомление подрастающего поколения, а также взрослых, с должным учетом низших слоев населения, с проблемами окружающей среды является крайне важным для расширения основы, необходимой для сознательного и правильного поведения отдельных лиц, предприятий и общин в деле охраны и улучшения окружающей среды во всех ее аспектах, связанных с человеком. Важно также, чтобы средства общественной информации не способствовали ухудшению окружающей среды, а, напротив, распространяли знания, касающиеся необходимости охраны и улучшения окружающей среды, с целью обеспечения возможностей всестороннего развития человека.

Принцип 20

Национальные и многонациональные научноисследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с проблемами окружающей среды, должны получить поддержку во всех странах, особенно в развивающихся странах. В этих целях необходимо поддерживать и содействовать свободному потоку современной научной информации и передаче опыта, с тем чтобы облегчить разрешение проблем окружающей среды; технические знания в области окружающей среды должны предоставляться развивающимся странам на условиях, которые будут способствовать их широкому распространению и не будут налагать экономическое бремя на развивающиеся страны.

Принцип 21

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип 22

Государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции.

Принцип 23

Уважая критерии, которые могут быть согласованы международным сообществом, или нормы, которые должны быть установлены на национальном уровне, крайне важно во всех случаях принимать во внимание системы ценностей, установленные в каждой стране, и степень применения норм, которые пригодны для большинства развитых стран, но которые могут не подходить и вызывать неоправданные социальные расходы в развивающихся странах.

Принцип 24

Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств.

Принцип 25

Государства должны содействовать тому, чтобы международные организации играли согласованную, эффективную и динамичную роль в деле охраны и улучшения окружающей человека среды.

Принцип 26

Человек и окружающая его среда должны быть избавлены от последствий применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Государства должны стремиться к скорейшему достижению договоренности в соответствующих международных органах о ликвидации и полном уничтожении таких видов оружия.

2002-06-03T00:22Z

2008-06-05T12:25Z

https://сайт/20020603/163271.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

К 10-летию Конференции ООН по окружающей среде и развитию

Необходимость в созыве специальной конференции ООН по окружающей среде и развитию вызвана серьезной обеспокоенностью со стороны мировой общественности состоянием окружающей среды и перспективами развития человечества в условиях продолжающегося роста населения планеты. Впервые этот вопрос был поставлен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в 1972 году, где была создана специальная организация Программа ООН по окружающей среде /ЮНЕП/. В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию опубликовала доклад "Наше общее будущее", известный как доклад Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшей работу Комиссии. В нем впервые прозвучал термин "устойчивое развитие", под которым понимается такая модель развития человечества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В декабре 1989 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение...

Необходимость в созыве специальной конференции ООН по окружающей среде и развитию вызвана серьезной обеспокоенностью со стороны мировой общественности состоянием окружающей среды и перспективами развития человечества в условиях продолжающегося роста населения планеты.

Впервые этот вопрос был поставлен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в 1972 году, где была создана специальная организация Программа ООН по окружающей среде /ЮНЕП/. В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию опубликовала доклад "Наше общее будущее", известный как доклад Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшей работу Комиссии. В нем впервые прозвучал термин "устойчивое развитие", под которым понимается такая модель развития человечества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

В декабре 1989 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации. Тогда же был создан Подготовительный комитет будущей конференции, проведший за 1990-1992 годы четыре рабочие сессии, где удалось согласовать рабочие документы конференции.

Конференция открыла работу 3 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро, на ней были подняты вопросы глобального потепления климата, истощения озонового слоя, кислотных дождей, накопления в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнения больших территорий радионуклидами, все увеличивающегося разрыва между развивающимися и развитыми странами, сокращения расходов на оборону и перераспределения средств в пользу бедных стран.

Работа форума велась в восьми рабочих группах, где обсуждались проблемы финансовых ресурсов, передачи экологически безопасных технологий развивающимся странам, сохранения атмосферы, ресурсов пресной воды, защиты лесов, биологического разнообразия н биотехнологии, правовых инструментов, институциональных мер по охране природе.

По итогам работы конференции были подписаны Декларация Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, а также Повестка дня на XXI век, документ, интегрировавший основные задачи человечества на рубеже тысячелетий.

Однако в ходе обсуждения между участниками форума возник ряд принципиальных разногласий. Так, США отказались подписать Конвенцию о сохранении биоразнообразия, предусматривающую передачу развивающимся странам новейших биотехнологий на льготных условиях. В значительной степени по инициативе США и арабских нефтедобывающих стран была выхолощена Конвенция об изменении климата и раздел Повестки дня на XXI век, касающейся проблем выбросов вредных веществ в атмосферу. Подобная позиция США связана с нежеланием ограничивать собственный экономический рост и терять прибыли от продажи новейших биотехнологий.

В рамках конференции был проведен Глобальный Форум представителей неправительственных организаций, задуманный как мероприятие, демонстрирующее необходимость взаимодействия правительств и неправительственных организаций в обсуждении проблем экологии и устойчивого развития. Мероприятие привлекло около 17 тыс участников из 165 стран и 7650 национальных и международных неправительственных организаций, включая Международный союз научных союзов и Международный союз сохранения природы.

Прошедшее с момента проведения форума десятилетие показало актуальность поднятых на нем проблем. В связи с этим было принято решение о проведении осенью 2002 года юбилейной Конференции в Кейптауне "10 лет Конференции ООН по окружающей среде и развитию" на уровне глав государств и правительств, где будут подведены итоги исполнения принятых решений и намечены шаги по дальнейшему оздоровлению экологической ситуации на планете.

В Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.) встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в.

Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее в истории так много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».

На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня - XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.

Перечислим кратко сущность важнейших решений, принятых на данной конференции:

1. Забота о людях должно занимать центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. Все государства мира имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и полностью несут ответственность за ущерб окружающей среде.

3. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

4. Защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития человеческого общества.

5. Все государства и все народы должны сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности.

6. Необходимо содействовать развитию развивающихся стран.

7. Все государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

8. Необходимо ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и следует поощрять соответствующую демографическую политику.

9. Экологические вопросы должны решаться наиболее эффективным образом. При этом каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды.

11. Государства должны принимать эффективные законодательные акты в области окружающей среды.

12. Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.

13. Все государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба.

14. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

15. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности.

15. Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Именно поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

16. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

17. Государства должны решать все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

18. Государствам и народам необходимо сотрудничать в духе доброй воли и партнерства в выполнении принятых принципов и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Таким образом, важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.

На Конференции было подчеркнуто, что устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.

Подводя итоги конференции, генеральный секретарь оргкомитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецендентный масштаб и значимость этого события. «Мир после конференции должен стать другим, - заявил он. - Другими должны стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию». Для человеческой популяции среда обитания - вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.73. II. А. 14), глава 1.

    Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов-на-Дону, 2001.

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТРУКТУРА ЗАКОНА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА БЕНЗОПЕРЕН. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПОНЯТИЕ О КАНЦЕРОГЕННЫХ ВЕЩЕСТВАХ. КАНЦЕРОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская конференция) состоялась 5-16 июня 1972 года. На этом международном форуме впервые обсуждалась концепция устойчивого развития, которая в настоящее время является наиболее популярной концепцией развития человечества. На конференции была создана Стокгольмская декларация, установившая 26 принципов сохранения окружающей среды.

На конференции 1972 года было признано права человека на «свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде». Также был принят план действий из 109 пунктов, реализацией которого занялась предложенная на конференции организация ООН -- Программа ООН по Окружающей Среде (ЮНЕП, создана в декабре 1972 года). Также были создан Фонд окружающей среды. В честь конференции был установлен Всемирный день окружающей среды - 5 июня.

Конференция привлекла значительно внимание к проблеме защиты окружающей среды. Например, в период 1971-1975 годов в странах ОЭСР были приняты 31 закон в области охраны среды. За десять лет после конференции было создано около ста министерств охраны окружающей среды.

Развитием Стокгольмской декларации стала декларация Рио, принятая в 1992 году на «Саммите Земли (англ.) русск.». Через 20 лет после принятия декларации Рио была проведена крупная конференция ООН по устойчивому развитию "Рио+20"(июнь 2012 года).

Появление термина «sustainable development» , переведенного на русский язык как « устойчивое развитие»

Устомйчивое развимтие (англ.sustainable development) -- это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности иинституциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей

Разные авторы уже не раз отмечали неточность русского перевода зарубежного выражения (англ.sustainable development, dйveloppement durable, нем.nachhaltige Entwicklung). Действительно, определение термина «устойчивое развитие» означает просто устойчивый, постоянный рост. В то же время в европейских языках перевод следующих слов даётся так:

англ.sustainable- устойчивый, жизнеспособный; экологически рациональный, обеспечивающий учёт будущих потребностей

development-- развитие, рост, совершенствование, эволюция, изложение, раскрытие, результат, предприятие, обрабатываемый участок земли, разработка, производство;

development-- развитие;

durable-- прочный, долговременный, длительный, длительного пользования, долговечный, надежный;

nachhaltige-- устойчивый;

Entwicklung-- развитие, проявление, разработка, создание, конструкция, развертывание, изменение, конструирование, модернизация, проект, проектирование.

В данном контексте этот перевод должен иметь более узкий смысл. Это-- развитие «продолжающееся» («самодостаточное»), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.

Устойчивое развитие модели использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды, с тем что эти потребности могут быть удовлетворены не только для настоящего, но и для будущих поколений. Комиссия Брундтланд придумала этот термин, это стало наиболее часто цитируемое определение устойчивого развития как развития, что «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Комиссия Брундтланд, официально-- Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED), известная по имени председателя Гру Харлем Брундтланд, была созвана ООН в 1983 году. Комиссия была создана в результате растущей озабоченности «по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития». При создании комиссии Генеральная Ассамблея ООН признала, что экологические проблемы носят глобальный характер и определяют, что это отвечает общим интересам всех стран по разработке политики для устойчивого развития.

Ещё в 1970-е годы «устойчивость» используется для описания экономики «в равновесии с основными экологическими системами поддержки». Экологи указывают на «пределы роста», и представляют в качестве альтернативы «устойчивое состояние экономики» в целях решения экологических проблем.

«Пределы роста»-- книга моделирования последствий быстрого роста населения земного шара и конечной поставки ресурсов, изданная по заказу Римского клуба. В книге предпринята попытка моделирования последствий взаимодействия Земли и человека, представлены некоторые проблемы и предсказания преподобного Томаса Роберта Мальтуса в «Эссе о законе народонаселения» (1798). В первоначальной модели были рассмотрены пять переменных в предположении, что экспоненциальный рост точно описал свои модели роста, и что способность технологий для повышения доступности ресурсов растет только линейно. Эти переменные: мировое население, индустриализация, загрязнения окружающей среды, производство продовольствия и истощение ресурсов. Авторы планировали рассмотреть возможность устойчивого обратного шаблона, который может быть достигнут путем изменения тенденции роста среди пяти переменных. Последний обновленный вариант был опубликован 1 июня 2004 года под названием «Пределы роста: 30-лет». Донелла Луга, Жорден Рандерс, и Деннис Медоус обновили и расширили первоначальную версию. В 2008 году Грэм Тернер на уровне Содружества по научным и промышленным исследованиям (CSIRO) в Австралии опубликовала статью под названием «Сравнение „Пределов роста“ с тридцатилетней реальностью». В нём рассматриваются последние 30 лет реальности и предсказаний, сделанных в 1972, и обнаружено, что изменения в области промышленного производства, производства продуктов питания и загрязнения окружающей среды соответствуют предсказаниям книги экономического и социального краха в двадцать первом веке.

В модели роста Солоу (назван в честь Роберта Солоу), стационарное состояние является в долгосрочной перспективе результатом модели. Термин обычно относится к национальной экономике, но могут применяться для экономики города, региона или всей планеты.

Согласно рассуждениям академика Н. Н. Моисеева, смысл идеи выражает термин «коэволюция человека и биосферы», что является почти синонимом «ноосферы» В. И. Вернадского (см. Н. Н. Моисеев «Алгоритмы развития», М.: "Наука", 1987). С такой точки зрения более точным переводом «sustainable development» может быть «совместное развитие».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...