Жилищный кодекс земельный участок под многоквартирным домом. Земельный участок в составе общего имущества многоквартирного дома. Порядок и процедура Регистрации. Старые здания и новостройки

Юристы и риелторы рассказали, зачем жителям многоквартирных домов стоит задуматься об оформлении прилегающих земельных участков в общедолевую собственность

Вопрос оформления земли в собственность под многоквартирными домами стал острым для части москвичей после запуска программы реновации. Пока это не вылилось в реально оформленные права собственности — в Росреестре сообщили «РБК-Недвижимости», что не наблюдают роста обращений граждан. Редакция узнала у юристов и риелторов, зачем нужна собственность на землю под домом, а в Росресстре рассказали, как ее оформить.

Собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) являются одновременно владельцами общего имущества в этом здании: чердаков, подвалов, крыши, инженерного оборудования. В список входит земля, на которой расположен дом с прилегающими территориями в рамках кадастрового участка, а также все находящиеся элементы благоустройства и озеленения, говорит управляющий партнер риелторской компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

Согласно Жилищному кодексу РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией, необходимой для его эксплуатации, принадлежит собственникам помещений этого дома на праве общей долевой собственности.

«Без земли домов не бывает - еще при строительстве новых жилых зданий дольщик уже получает право на землю, на которой будет располагаться дом. Даже если объект не завершен, дольщики имеют право оформить в собственность долгострой и земельный участок под ним», - пояснила Мария Литинецкая.

В настоящее время оформление земельного участка, прилегающего к МКД, в Москве является правом, а не обязанностью собственников. «Пока столичное правительство не понуждает москвичей оформлять права на землю. В том числе это объясняется тем, что городским властям в таком случае удобно распоряжаться своей муниципальной землей, не учитывая интересы собственников помещений в МКД», - рассказал «РБК-Недвижимости» партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев.

Зачем нужна собственность на землю у дома

Жители МКД становятся полноправными собственниками участка, а значит, они получают дополнительные возможности распорядиться своей общей землей. Права собственности на землю, по словам юристов, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимости», не ограничиваются. Собственники вправе принять решение даже о строительстве на участке в установленном законом порядке либо передаче части участка в аренду, поясняют они.

«Собственники квартир могут распределить между собой землю под наземную стоянку во дворе, построить или снести какие-либо элементы благоустройства, установить шлагбаум на въезде во двор или ограждение всей территории, сдать часть земли в аренду», - приводит примеры управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Кроме того, они могут обезопасить себя от точечной застройки, ведь нередко, если земля остается в муниципальной собственности, власти отдают ее под строительство, что прямо противоречит интересам и комфорту жильцов близлежащих домов, считает она.

В то же время вместе с правами возникают и обязанности. В частности, собственникам МКД придется самостоятельно решать вопросы обслуживания имущества (досуговые зоны, дороги и тротуары, парковочные места), поясняет Мария Литинецкая.

Земля и реновация пятиэтажек

Если дом попал в программу реновации, то владельцы при получении равноценной квартиры должны получить и компенсацию за долю в общей собственности на землю и объекты на ней. «Рыночная цена на объект недвижимости формируется не только исходя из стоимости самого жилого помещения, но и всего здания, земли под ним и объектов общего пользования. Поэтому справедливая денежная компенсация, которая предусмотрена законопроектом о реновации, уже будет включать в себя возмещение стоимости земельного участка под домом», - говорит Мария Литинецкая.

При неоформленной земле прав на нее у собственников квартир не возникает. Это создает угрозу для жителей домов, ведь власти могут предложить компенсацию без учета стоимости земли под пятиэтажкой, отмечает Мария Литинецкая.

«Если же земля будет оформлена в долевую собственность жителей многоквартирного дома, попавшего в программу реновации жилья, то здесь есть основания ставить вопрос о выплате соответствующей компенсации в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, если его изъятие будет производиться по этой процедуре. Иных каких-то специальных вариантов закон о реновации, насколько мне известно, на сегодняшний день не предусматривает», - утверждает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

«Поэтому до принятия решения о реновации владельцам квартир в хрущевках следует размежевать участок под своим домом, поставить его на кадастровый учет и оформить в собственность. Этим же я бы рекомендовала заняться владельцам квартир в МКД, которые находятся в непосредственной близости от пятиэтажек. Если их участок также не оформлен (а, скажем, является собственностью города, как и прилегающая земля с хрущевкой), то при будущей застройке власти смогут «отрезать» у них важный кусок земли», - дополняет Мария Литинецкая.

Напомним, что ранее председатель комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская призвала жителей сносимых пятиэтажек ставить землю под этими домами на кадастровый учет. «Хочу упомянуть решение Верховного суда РФ для случая, когда собственник будет требовать не натуральное возмещение, а денежную компенсацию. Тогда в нее, помимо рыночной стоимости жилого помещения, входит доля в праве на общее имущество и на земельный участок. Я призываю всех москвичей озаботиться постановкой на кадастровый учет земельных участков под своими домами, потому что только в этом случае стоимость земельного участка будет входить в рыночную стоимость квартиры», - сказала Галина Хованская на пресс-конференции по программе реновации в Госдуме 19 мая.

На каком основании земля принадлежит собственникам

Если территория поставлена на кадастровый учет и сформирована до вступления в силу Жилищного кодекса (то есть до 01.03.2005), то владельцы квартир в многоквартирном доме считаются ее собственниками со дня вступления в силу этого кодекса, рассказал «РБК-Недвижимости» представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр).

Если же участок сформирован и занесен в кадастр после принятия кодекса, то право совместной собственности появляется в силу закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Данные положения были неоднократно подтверждены судами, а также министерствами и ведомствами России, добавил он.

«В силу закона о государственной регистрации недвижимости доказательством существования права на недвижимое имущество является государственная регистрация такого права в Едином государственном реестре недвижимости», - рассказали юристы, опрошенные «РБК-Недвижимостью». По их словам, для того чтобы это право собственности на землю являлось официальным, его необходимо оформить и внести соответствующие данные в государственный реестр.

Однако оформить землю под многоквартирным домом в Москве непросто и часто возможно только через суд, отмечают юристы. Основными проблемами они называют то, что на кадастровой карте столицы под многими домами не сформирован земельный участок, часто его границы не определены.

Согласно действующему законодательству (№ 189-ФЗ от 29.12.2004) формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. В Москве таким уполномоченным органом является департамент городского имущества, который в рамках своих полномочий утверждает границы участка на кадастровой карте территории, если участок размежеван.

Если участок не размежеван, то определение его границ может быть произведено при помощи услуг кадастрового инженера, который подготовит межевой план земельного участка. Данные об этом участке также могут быть предоставлены кадастровым инженером в электронную систему ведения реестра прав на недвижимое имущество.

Оформление документов на земельный участок производится органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Россреестр), для чего в этот орган предоставляются соответствующие документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации недвижимости, в частности решение общего собрания собственников помещений о формировании земельного участка и об определении долей, заявление, план земельного участка и прочие, необходимые для государственной регистрации прав.

«Без проведения указанных процедур земельный участок не будет оформлен в общую долевую собственность, следовательно, никаких полномочий собственника в отношении данного земельного участка у жителей многоквартирного дома не будет. Они не смогут распоряжаться этой землей или совершать в отношении нее какие-либо правопритязания», - пояснил партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

Как оформить землю у дома в собственность

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией, может быть оформлен в общую долевую собственность владельцев помещений многоквартирного дома (МКД). По словам Михаила Кюрджева, основанием для регистрации права является решение собственников МКД, а также кадастровый паспорт земельного участка.

Необходимо проверить по публичной кадастровой карте, сформирован ли земельный участок под конкретным домом. Если сформирован и вы знаете его номер, надо отправить запрос на получение сведений об участке на сайте Росреестра. После оплаты и получения выписки с паспортом и свидетельством о праве собственности на жилое или нежилое помещение в этом доме (сейчас вместо свидетельства о праве собственности выдают выписку и ЕГРН) обратиться в Центр предоставления государственных услуг «Мои документы». В центре госуслуг следует оплатить госпошлину 600 руб. и сдать документы, через три дня выписка о праве на долю в общедолевой собственности на участок должна быть готова.

Если участок под домом не сформирован, то регистрацией права занимаются сами жильцы. Обычно они организуют общее собрание, заключают договор с кадастровым инженером, оплачивают подготовку межевого плана, назначают представителя. Последний заполняет заявление и сдает пакет документов в Росреестр.

Для того чтобы оформить кадастровый паспорт на земельный участок, необходимо осуществить межевание земельного участка. Кадастровый инженер готовит проект межевания. Далее необходимо согласовать проект границ с собственниками соседних участков (если такие есть) или с правительством Москвы (если вся земля вокруг принадлежит городу), описывает процедуру Михаил Кюрджев.

Как правило, кадастровый инженер берет данные об обслуживаемой территории у эксплуатирующей организации (то есть учитывается та площадь, которую по факту содержат собственники МКД, оплачивая расходы на эксплуатацию и уборку самого дома и прилегающей территории), поясняет Михаил Кюрджев.

Межевой план утверждается департаментом городского имущества Москвы и затем выносится на публичные слушания, на которых абсолютным большинством голосов собственники жилого дома утверждают (или не утверждают) проект межевания. «Данная процедура законна и прописана в ст. 46 Гражданского кодекса. Она существует для того, чтобы собственники могли ознакомиться с межевым планом, задать вопросы проектировщикам, внести свои предложения. После утверждения проекта начинаются собственно межевые работы. Как правило, они стоят около 30-40 тыс. руб. с одного дома.

После этого с межевым планом на руках собственники обращаются в Росреестр, чтобы их участок был поставлен на кадастр», - дополняет Мария Литинецкая.

Какие документы нужны

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на земельный участок под многоквартирным домом, установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иными нормативными правовыми актами:

Заявление о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (при представлении заявления посредством личного обращения);

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

Документы о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (межевой план и т. д.);

Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31 января 1998 года (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников);

Куда подавать документы

Документы на государственную регистрацию можно подать лично через центры предоставления государственных услуг «Мои документы», офисы приема филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» либо отправить почтой (обязательно с описью вложений и объявленной ценностью) или в электронном виде через портал Росреестра. Срок регистрации составит семь рабочих дней, в случае если документы поданы через центр предоставления государственных услуг «Мои документы», срок регистрации составит девять рабочих дней.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации - регионом, состоящий в муниципальной собственности - муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

Жильцы МКД и управляющая компания нередко попадают в спорные ситуации, касающиеся вопроса содержания прилегающей к дому территории. Дело в том, что земельный участок МКД часто не оформляется должным образом, соответственно, не понятно кому принадлежит земля под многоквартирным домом. В таких условиях границы участка земли, прилегающего к дому и являющегося частью общего имущества жильцов, определить не представляется возможным. Если же участок земли под МКД оформлен правильно и учтен в кадастре, то и вопросов не возникает.

Жильцы ежемесячно оплачивают счета, а УК, в свою очередь, выполняет обязательства по уборке и содержанию прилегающего к дому участка. Статья будет посвящена как раз первому случаю, и в ней мы расскажем о возможных путях решения возникающих проблем.

Кому принадлежит земельный участок под многоквартирным домом

Земельный кодекс РФ в ст. 36 и Жилищный Кодекс РФ в ст. 16 дают следующие простые пояснения: участки земли, на которых находятся МКД, сооружения и прочие объекты недвижимости, входят в состав общедомового имущества собственников и являются общедолевой собственностью жильцов МКД.

Если земельный участок под жилым домом не был сформирован до вступления в силу Жилищного кодекса РФ (ситуация №1, которую мы рассматривали в предисловии), то на общем собрании собственники могут назначить ответственное лицо, наделенное рядом полномочий, которое от их имени вправе составить и подать заявление в соответствующую организацию на формирование участка земли, где стоит МКД.

После того как этот процесс будет завершен, участок и объекты общедомового имущества, расположенные на нем, переходят в статус общедолевой собственности жильцов дома (собственников) на безвозмездной основе.

Федеральный законодатель, учитывая правовую природу общего имущества жильцов, реализовал положения Конституции РФ в новых правовых актах: Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Таким образом, он перенес правовое регулирование вопроса о включении участка земли (где располагается МКД), как части общего имущества, в общую долевую собственность жильцов (собственников помещений) в сферу жилищного законодательства. Из этого следует, что право на владение земельным участком исходит из наличия у жильцов дома прав собственности на помещение в МКД.

Что это значит? Все просто – для того, чтобы земельный участок и объекты недвижимого имущества, включенные в состав дома, перешли в общедолевую собственность жильцов дома, достаточно подать заявление. Руководствуясь данным заявлением, государственные органы сформируют участок земли согласно положениям земельного и градостроительного законодательств и внесут сведения о нем в кадастр. То есть это именно та ситуация, перенесенная в правовое поле, о которой мы говорили выше. Примечательно и то, что для перехода участка земли в общедолевое владение, никакое специальное решение органов публичной власти не понадобится. Также не нужно будет регистрировать это право в ЕГРН.

Межевание земельного участка под МКД: плюсы и минусы процедуры

После того как земельный участок на безвозмездной основе передан собственникам помещений в МКД на правах общедолевой собственности, счастливые жильцы, равно как и управляющие компании, могут столкнуться с рядом проблем, в том числе и финансово затратных, о которых ранее (пока участок не был сформирован) и не подозревали.

Положительные стороны

1. Жильцам МКД гарантированы следующие права:

  • невозможно инициировать процесс отчуждения или начать снос (строительство) какого-либо объекта, не согласовав данные действия с собственниками общего имущества;
  • невозможно использовать земельный участок МКД для строительства на его территории коммерческих объектов и объектов иного назначения (организации автостоянки, строительства гаражей, открытия автомойки);
  • изъятие участка для нужд муниципалитета на безвозмездной основе также не представляется возможным.
  1. Возможность получения дополнительной прибыли. Земельный участок или его часть могут быть сданы собственниками в аренду или предоставляться для иных целей на платной основе третьим лицам. Также факт наличия права долевой собственности сказывается на росте цены за квадратные метры жилых или нежилых помещений.
  2. Возможность использования участка в своих целях. На усмотрение владельцев участок (собственными силами) может быть оборудован детской площадкой, благоустроен, на нём могут быть возведены иные сооружения, необходимые для повышения уровня комфорта жильцов.
  3. С 1 января 2015 г. налог на участок земли собственниками помещений в МКД не оплачивается.

Отрицательные стороны оформления общедолевой собственности земельного участка МКД:

  • Рост цены на квадратный метр помещений может являться также и отрицательной стороной оформления долевой собственности, так как увеличение стоимости помещений, возможно, сузит потенциальный круг покупателей или арендаторов и точно увеличит расходы на содержание общего имущества МКД.
  • Ответственность за содержание земельного участка в надлежащем состоянии ложится на плечи собственников. Они обязаны следить за порядком на участке, убирать, содержать и ремонтировать дороги на территории МКД, заботиться о надлежащем состоянии элементов благоустройства (газонов, площадок, зеленых зон, парковочных мест и т.д.). При несоблюдении обязательств (не убран снег, вовремя не вывезен мусор) к владельцу (управляющей организации) могут быть применены штрафные санкции.

Рассмотрев как положительные, так и отрицательные стороны данного шага, можно сделать вывод, что плюсы перевешивают все потенциальные неудобства, связанные с оформлением общей долевой собственности. Однако, как и в последнем отрицательном пункте, даже явные плюсы могут легко стать минусами.

К примеру, зачастую собственники аргументируют необходимость и форсируют оформление долевого владения, ссылаясь на то, что появится возможность построить на придомовом участке полезные и нужные для жильцов объекты. Однако нужно помнить, что любой территории в городе отведено свое назначение, равно как и придомовой зоне. То есть построить под МКД магазинчик, специализирующийся на продаже алкоголя, будет невозможно. Сфера строительства объектов на придомовых территориях весьма ограничена. Обусловлено это совокупностью множества факторов: скученностью застройки жилья, градостроительными ограничениями, нормативно-техническими требованиями и т.д.

Возвращаясь к росту цены за квадратный метр помещения, после перехода участка в общедолевую собственность необходимо понимать еще один немаловажный момент. Доля собственности в участке земли МКД по сути своей – гипотетическая: она не может быть продана, передана или подарена. Эта территория является неотторгаемой частью МКД, такой же, как малюсенькая часть чердачного помещения или квадратный сантиметр лестничной площадки, которые также находятся в общем владении жильцов. Иными словами, эта земля не оборотоспособна.

Как определяется площадь земельного участка МКД

Существует несколько различных нормативов, прописанных в разных правовых актах, которые оперируют понятием «земля под МКД» и на основании которых выносится решение о предоставлении участка. Вследствие чего возникают частые споры по вопросам размеров предоставляемой площади, чего нельзя сказать о праве на эту землю, которое оспаривается крайне редко.

В статье 36 Жилищного кодекса РФ есть указание на то, что включает в себя земельный участок: различные зеленые насаждения, элементы благоустройства, объекты, участвующие в обслуживании и эксплуатации жилого дома, но нет указаний на то, какого размера он должен быть. Есть только отсылка на Земельный и Градостроительный кодексы. Однако и в Земельном кодексе ничего не говорится о площади этой территории. Наконец, Градостроительный кодекс (часть 4 статья 43), казалось бы, дает четкое определение положенных размеров: в данной статье говорится о том, что этот норматив определяется еще на этапе застройки, при определении учитывается фактическое землепользование, нормативы и правила, действовавшие в момент возведения здания.

Из этого следует, что построенные дома располагаются на уже сформированных земельных участках, изначально предоставлявшихся под застройку, а впоследствии и для эксплуатации МКД на основании акта. Границы этой территории определяются согласно инвентарному плану, являющемуся неотъемлемым приложением к акту (конкретное наименование данного документа несколько раз изменялось).

В свою очередь, если собственники решат провести процедуру межевания и включить земельный участок в кадастр с целью оформления земли в общедолевую собственность, то данное решение будет противоречить 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О » . В ст. 16 данного закона предусмотрены основания, на которых может быть проведен кадастровый учет: образование или создание объекта недвижимости, прекращение его существования, а также случаи, когда изменяются его уникальные характеристики либо сведения о нем. Становится ясно, что данные основания не имеют никакого отношения к большей части возведенных домов.

Чтобы оформить земельный участок, а также внести в кадастр участки уже возведенных МКД, достаточно предоставить акт, на основании которого проводились застройка и последующая эксплуатация дома, и инвентарный план. Если сведений недостаточно, то ведомства, занимающиеся такими делами, запрашивают информацию в других госорганах.

В каком порядке проводится межевание земельного участка МКД

Межевание проводится для определения границ и площади земельного участка МКД. У данной процедуры есть как положительные, так и отрицательные стороны. Вместе с тем, жильцы все чаще склоняются к решению проведения этого мероприятия.

По окончании процедуры межевания и после того как все необходимые бумаги будут должным образом оформлены, жильцы получат некоторые преференции, о которых мы говорили в начале статьи. Вспомним их:

  • это возможность организации дополнительных парковочных мест;
  • возможность возведения различных объектов благоустройства;
  • установка шлагбаума, перегораживающего въезд на придомовую территорию;
  • сдача части земельного участка в аренду с целью получения дополнительной прибыли (с условием, что данное решение будет согласовано со всеми собственниками и не снизит комфорт их проживания).

Однако наиболее важный плюс от проведения процедуры межевания и включения земельного участка в кадастр – это то, что в таком случае МКД сможет участвовать в программе капремонта и проведении муниципалитетом работ по благоустройству придомовой зоны.

При организации участка земли в обязательном порядке учитывается планировка придомовой территории МКД.

Оформляя этот участок в общедолевую собственность, нужно следовать определенным правилам землепользования:

  1. Процедура межевания инициируется при условии, что на участке расположен один МКД и относящиеся к нему элементы благоустройства.
  2. В общедолевую собственность не могут быть включены общественные проезды и другие элементы дорожной инфраструктуры.
  3. При проведении процедуры межевания учитывается зонирование участка земли, определенное нормами градостроения.

Межевание проводится после согласования и заключения собственниками договора с инженерно-геодезической компанией. Данная процедура имеет строгий регламент и требует выполнения нескольких необходимых этапов.

В результате проведенного межевания и после того как участок будет включен в кадастр, оформляется право общедолевой собственности, подтверждаемое соответствующими документами.

Как оформить земельный участок МКД: 5 этапов постановки на кадастровый учет

Этап 1. На общем собрании собственники помещений в МКД принимают решение о формировании земельного участка.

Необходимо провести общее собрание, следуя строгому протоколу и соблюдая все законодательные нормы (собрание приводится методом очного голосования, то есть организуется совместное присутствие собственников). На данном этапе понадобится оформить следующие важные документы:

  • план, соответственно которому будут распределены доли в общедолевой собственности на общедомовое имущество МКД;
  • копии уведомления о проведении общедомового собрания собственников для решения вопроса о формировании земельного участка МКД;
  • общий список, в котором будут зарегистрированы собственники (или их представители), присутствовавшие на общем собрании;
  • надлежащим образом оформленные доверительные документы, предоставляющие право голоса представителям собственников;
  • принятое решение жителей МКД о необходимости формирования участка земли, оформленное в письменном виде;
  • протокол проведенного собрания.

Если общедомовое собрание собственников будет решено проводить методом заочного голосования, то список основных документов, которые необходимо будет оформить на данном этапе, не изменится.

Этап 2. Представитель собственников помещений в МКД подает заявление на формирование участка земли в соответствующие госорганы.

Органы, имеющие полномочия формировать земельные участки МКД:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления.

К примеру, в г. Москва данным вопросом занимается Департамент городского имущества.

Сначала компетентный орган, занимающийся вопросом формирования земельных участков, обязательно проверяет наличие проекта, на основании которого проводилось межевание квартала. По результатам проверки предпринимаются соответствующие действия:

  • если территория, где расположен земельный участок, не проходила процедуру межевания, то ее вносят в план межевания;
  • если проект есть, границы участка утверждаются на кадастровой карте территории.

Этап 3. На данном этапе потребуется помощь кадастрового инженера, который подготовит межевой план.

Все земельные участки формируются согласно утвержденному проекту межевания квартала. В свою очередь, этот проект должен соответствовать установленному Генеральному плану. Для того чтобы инициировать процедуру постановки участка на государственный кадастровый учет, необходимо подготовить межевой план. Это кропотливая и довольно сложная работа, требующая высокой компетенции, знания тонкостей и нюансов данного дела. Именно поэтому на данном этапе следует обратиться за помощью к высококвалифицированному специалисту – кадастровому инженеру.

Орган регистрации прав осуществляет ведение электронного хранилища, в которое может быть помещен на временное хранение межевой план на срок до трех месяцев. Любому документу присваивается индивидуальный инвентарный номер. Эти бумаги могут быть бесплатно затребованы в любой момент кадастровым инженером либо заказчиком работ в установленном законом порядке. Чтобы специалист мог поместить межевой план в электронное хранилище, данное условие необходимо предусмотреть в договоре.

Этап 4. Требуется подготовить документы для проведения кадастрового учета и регистрации прав общедолевой собственности на участок земли.

Ниже приведен список требуемых документов:

  • Заявление о постановке на кадастровый учет и государственную регистрацию права общей долевой собственности на общедомовое имущество в МКД.
  • Оплаченная государственная пошлина за регистрацию доли в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество в МКД (подтверждающие документы). С 2014 года эта сумма составила 200 руб. (пп. 23 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
  • Документ, удостоверяющий личность человека, подающего заявление, либо уполномоченного лица (необходима нотариально заверенная доверенность). Предоставляется лично.
  • Решение формировать земельный участок, где находится МКД, оформленное в виде протокола общего собрания собственников жилья в МКД.
  • Документы, являющиеся подтверждением формирования земельного участка соответствующим органом государственной власти либо органом местного самоуправления.
  • Документы, подтверждающие право собственности владельцев жилья в МКД, возникшее до 31.01.1998 г. (в случае, если в ЕГРН нет записей о государственной регистрации наличия прав данных собственников на момент предоставления документов).
  • Решение собственников касательно определения долей в праве собственности на общедомовое имущество (включая участок) в МКД, оформленное в виде протокола общего собрания жильцов дома.
  • Прочие документы, нужные для осуществления государственной регистрации прав, в случаях, предусмотренных законами РФ.

В тексте заявления можно указать уникальный идентифицирующий номер межевого плана, В том случае, если он помещается в электронное хранилище, не нужно предоставлять сам межевой план.

Этап 5. Представитель собственников обращается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для постановки участка на кадастровый учет и регистрации права общедолевой собственности.

Заявитель может предоставить необходимые документы тремя способами:

  1. используя электронную форму при помощи сети интернет (в том числе используя Единый портал госуслуг или сайт Росреестра);
  2. лично или прибегнув к помощи представителя по нотариально заверенной доверенности, в местное отделение МФЦ либо Росреестра, в том числе можно предоставить необходимые документы на выездном приеме уполномоченного лица Росреестра;
  3. отправив документы по почте (важно составить опись вложения и оформить уведомление о вручении).

В общем долевом владении собственников жилья в МКД участок оказывается, начиная со дня проведения государственного кадастрового учета.

После внесения необходимых сведений в государственный кадастр, земельному участку присваивается кадастровый номер и заносится в реестр.

Этапы оказания услуги могут доводиться до сведения заявителя с помощью писем на e-mail либо сообщениями на мобильный телефон. Это могут быть данные о поступлении госпошлины, оформлении регистрации и т. д.

Выписка из ЕГРН удостоверяет включение земли в кадастр и государственную регистрацию общедолевых прав на земельный участок под МКД.

Действует ли договор аренды земельного участка МКД после его оформления в собственность

Когда регистрируется право собственности на помещение в МКЖД, а также доля в праве собственности на общедомовое имущество, в том числе участок земли под конкретным МКД, встает вопрос о возможности прекращения арендных выплат согласно заключенному договору аренды земельного участка, подписанному до процедур, связанных с его формированием и постановкой на учет.

По данному вопросу можно дать такое пояснение. Договор аренды признается недействительным (прекращается его действие) в том случае, если он был заключен с лицом, право общедолевой собственности участка земли которого было подтверждено после проведения процедуры межевания, на основании которой участок был сформирован и включен в кадастр (ст. 608 ГК РФ говорит о том, что собственник имеет право сдачи имущества в аренду).

Право собственности на землю, закрепленное за муниципалитетом, прекращается, как только возникает право общедолевой собственности. Таким образом, и договор аренды прекращает свое действие.

Данные положения подтверждаются и судебной практикой. Пример рассмотрения дела, касающегося вопроса прекращения выплат по договору аренды, мы рассмотрим ниже.

Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено: лицо, получившее или сберегшее имущество за счет другого лица, признанного потерпевшим, без законных правовых актов или сделки, возвращает ему приобретенное или сбереженное без оснований имущество (неосновательное обогащение).

Собственник помещений, у которого есть доля в праве общей собственности на земельный участок под МКД, имеет право потребовать возврат неосновательного обогащения в виде арендных платежей, выплаченных по ошибке. Это возможно, если он продолжал выплачивать аренду по договору, заключенному ранее.

Пример из судебной практики

Комитет управления муниципальным имуществом города принял решение обратиться в арбитражный суд Московской области с иском к ИП Беликовой С. П.. Цель иска – взыскать задолженность по оплате в соответствии с договором аренды земельного участка № 030214. При этом комитет ссылался на то обстоятельство, что ответчик не выплачивал платежи за аренду с 01.01.2008 г. по 30.09.2011 г. Задолженность ответчика на момент подачи иска составила 93 424 руб. 10 коп, а сумма пени, согласно договору аренды, составила 59 530 руб. 87 коп.

При заседании суда материалами дела подтверждено, что в соответствии с постановлением Администрации от 30.12.1999 г. N 3268-з был составлен и подписан договор между комитетом управления и ИП Беликовой С.П. о передаче земельного участка в аренду. Действие договора аренды продлевалось постановлением Администрации от 05.04.2002 года N 1116-з до 01 июня 2003 года.

Администрация МР и предприниматель Беликова С. П. при заключении договора достигли определенных договоренностей по срокам действия аренды, которые отразились в дополнительном соглашении №1, срок действия аренды установили с 16.10.2002 года по 16.10.2027 года. Регистрация договора аренды и дополнительного соглашения к нему прошла в соответствии с принятыми нормами и в порядке, установленном законодательством. Это подтвердила выписка из ЕГРП, имеющаяся в материалах дела.

В требованиях, указанных в иске от Администрации МР к Беликовой С. П., Арбитражный суд Московской области отказал. При этом суд ссылался на нижеприведенные законодательные акты:

Согласно системному толкованию ст. 36 ЖК РФ, п.2 ст. 36 ЗК РФ, ст.1, ч. 1,2, ст. 16 Вводного закона следует, что дата введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.) является моментом возникновения права собственности на земельный участок при условии, что на ту дату он был сформирован.

Данный участок земли включен в государственный кадастр. Этот факт доказывает, что эта территория под МКД уже была сформирована на дату начала действия ЖК РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 г. N 7638/11). Отсюда следует, что все собственники помещений, в том числе ИП Беликова С. П., являются долевыми владельцами земельного участка и все обязательства по аренде прекращены (ст. 413 ГК РФ).

Кому отходит земельный участок МКД после сноса здания

Если жилой дом признан аварийным и подлежит сносу либо реконструкции, то в соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г.), определяя выкупную цену изымаемого жилого помещения, нужно учитывать стоимость доли в праве собственности на общедомовое имущество в доме, подлежащем сносу. При определении выкупной цены нужно также учитывать и долю в праве собственности на участок земли МКД.

В настоящее время в судах нет сложившегося единого подхода к определению выкупной цены. Далеко не все суды принимают во внимание тот факт, что право общедолевой собственности позволяет жильцам МКД владеть долей общедомового имущества (ч.1 ст. 36 ЖК РФ, п.1 ст. 290 ГК РФ). Кроме этого собственникам может принадлежать земельный участок, относительно которого выполнен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Факт неотъемлемости понятия права собственности помещения в МКД и понятия права общедолевой собственности на общедомовое имущество в МКД, включая участок земли, установлен в ст. 36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ. В стоимость помещения в МКД необходимо включать стоимость доли в праве владения общедомовым имуществом, включая участок земли МКД. Ее нельзя установить независимо.

Нужно признать, что практика судов, учитывающих при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения стоимость доли в общедомовом имуществе МКД и земельного участка, является полностью обоснованной.

Если после покупки жилья в многоквартирном доме (МКД) вы захотите построить на своем участке какой-либо магазин, то в таком случае вам придется поставить землю под домом на кадастровый учет. В статье мы узнаем: в чьей собственности находится земля под домом, как выполнить постановку земли на государственный кадастровый учет, в чем плюсы и минусы регистрации прав собственности на землю и как выглядит порядок постановки на учет.

В чьей собственности земля

Ответ на вопрос принадлежности земли под МКД содержится в 36 статье Жилищного кодекса РФ. Эта статья гласит, что вся земля (вместе с постройками, зелеными насаждениями, асфальтом и так далее) принадлежит жильцам, а сами участки находятся в общедолевой собственности. Фактически в таком случае юристы говорят, что земля находится в долевой собственности всех жильцов, а каждый человек имеет право на управление своей долей собственности. Следует понимать, что право на свободное распоряжение своей долей земли, находящейся в общедолевой собственности, жильцы получают только после постановки участка на кадастровый учет, а до момента постановки на учет участок является собственностью муниципалитета.

Если земля под МКД (включая постройки, зеленые насаждения, различные нежилые объекты и так далее) уже состояла на кадастровом учете в специальных органах до того, как новый ЖК вступил в силу в 2005 году, то в таком случае все переходит в кадастровую собственность автоматически, а перевод участка под домом в собственность является бесплатным (а при переходе автоматически возникает право общей собственности по схеме долевого владения общим имуществом). Это правило было закреплено в специальных законах.

Если же МКД не был поставлен на учет, то в таком случае жильцы должен выполнить долевую приватизацию общего жилья самостоятельно. Упрощенный порядок приватизации выглядит так:

  • Сначала надо провести собрание всех жильцов, на котором следует рассмотреть вопрос приватизации. Именно такое собрания может наделить жильца всеми необходимыми полномочиями для прохождения приватизации.
  • Во время собрания жильцы должны выбрать своего официального представителя, который будет не только заниматься приватизацией, но и будет защищать все права.
  • Это лицо будет представлять интересы сособственников в различных органах (государственных, муниципальных, частных и так далее).
  • Параллельно с деятельности официального представителя каждый житель МКД имеет право самостоятельно обращаться в государственные органы для того, чтобы они предоставили ему долевую собственность.

Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Законодательство Российской Федерации гласит, что любой житель многоквартирного дома имеет право получить в долевую собственность землю, на территории которой расположен дом вместе с зелеными насаждениями, дорогой, парком, различными объектами и так далее. Многие рекомендуют для прохождения регистрации права собственности привлечь на свою сторону муниципалитет, поскольку фактически именно муниципалитет является владельцем неприватизированной собственности, которой владеют люди на основании договора найма.

Порядок оформления выглядит так (инструкция составлена на основании регламентов ЖК РФ):

  • Владельцем участка под домом является муниципалитет, однако во время проживания фактическими владельцами земли являются жильцы этого дома. Поэтому для приватизации участка под домом вам нужно заручиться поддержкой жильцов жилого дома. Для этого нужно выполнить собрание. Вы должны получить согласие жильцов на то, что вы будете представлять их интересы во время прохождения процедуры регистрации права собственности. Следует понимать, что представлять интересы собственников в государственных и муниципальных органах можете не вы, а ваш официальный представитель, однако для этого потребуется получить одобрение всех жильцов дома, чтобы они были уведомлены, что их интересы представляет третье лицо.
  • Подача документов и заявления в Росреестр, который занимается формирование кадастровых паспортов.
  • После этого будет выполнено так называемое формирование земельного участка. Формирование участка включает в себя осуществление специальными уполномоченными людьми следующих операцией — разработка кадастрового проекта, определение границ территории, фактическое измерение территории, внесение поправок и составление формируемого паспорта.
  • После определения границ необходимо внести данные об участке в кадастр. Для этого нужно написать и подать заявление. Заявление может быть подано как собственниками, так и лицами, которые представляют интересы собственников жилья. Во время подачи документов необходимо обратить внимание, что в заявлении указан именно участок, который расположен на территории многоквартирного дома.
  • После постановки на учет государственные служащие должны составить специальный документ, который называют кадастровым паспортом. В документе содержится вся исчерпывающая информация о земле, на которой расположен МКД, а выдается- заявителю. Фактически паспорт является выпиской из Государственного кадастра, а служит он для подтверждения права собственности на землю (то есть дает право на передачу земельного участка, дарение, продажу, сдачу в аренду).
  • В случае выдачи кадастрового паспорта жителям многоквартирного дома в документе указывается, что фактическими владельцами участков являются все жители этого дома (а владеют они этой землей на равных правах). Земля в таком случае находится в долевом владении. Доля каждого человека напрямую зависит от площади территории квартиры, которая ему принадлежит (то есть чем больше площадь помещения, тем большая доля человека). Следует понимать, что после получения паспорта все жители дома автоматически получают право на передачу своей доли другому человеку. Рассмотрим таком пример: после приватизации человек продал свою долю другому жителю дома — в таком случае второй житель дома, который купил землю, может на территории купленной и своей земли построить какой-либо объект (магазин, детскую площадку, гараж и так далее).

Документы для оформления

Чтобы получить землю в собственность, нужны такие документы:

  • Протокол собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Этот документ служит подтверждением того, что заявитель является уполномоченным представителем собрания жильцов, а сами жители наделили его такими правами в результате собрания.
  • Протокол, содержащий сведения о результатах голосования. Этот документ подтверждает, что все владельцы квартир согласны на постановку жилья на кадастровый учет.
  • Документы о принадлежности квартиры. Эти бумаги нужны, чтобы подтвердить тот факт, что лица, указанные в протоколе собрания, являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме. В этих документах должна содержаться информация о площади квартиры, поскольку именно на основании этих сведений кадастровые инженеры будут рассчитывать площадь каждой приватизированной доли.
  • Документ техническо-эксплуатационного учета дома. Этот документ содержит сведения о строении дома.
  • Заявление (печатное или от руки), в котором следует отразить тот факт, что заявитель и все жильцы дома претендуют на приватизацию земли с последующим ее переводом в общедолевую собственность всех жильцов дома.
  • Чтобы оформить землю, могут понадобиться некоторые другие документы, которые нужно предоставить в особых случаях согласно закону.

Теперь вам нужно обратиться в Росреестр, чтобы зарегистрировать все имущественные права жильцов дома на долевую землю. Обратиться в Росреестр может представитель, выбранный на собрании владельцев квартир. Оформляется паспорт только после оплаты государственной пошлины. Ее размер составляет 100 рублей с человека (пример — если в доме живет 40 человек, то в таком случае размер пошлины составить 4.000 рублей). После оплаты пошлины вы должны получить квитанцию об оплате. Эту квитанцию нужно приложить ко всем необходимым документам, чтобы подтвердить факт оплаты пошлины.

Как проверить кадастровый паспорт

Теперь вы знаете, как оформляют землю в долевую собственность. Получить информацию о владельце земли можно различными путями. Для получения информации можно обратиться с заявлением в Росреестр или органы местного самоуправления. Можно получить нужные сведения с помощью электронной БД. Основными способом является использование электронного сайта Росреестра:

  • Откройте сайт Росреестра.
  • Откройте вкладку «Публичная карта».
  • Выберите регион проживания, город и район города (поселка).
  • После этого найдите интересующий вас участок и кликнете его мышью.
  • После этого откроется специальное информационное окошко, где должна быть указана информация о текущем владельце участка под домом.
  • Эти сведения являются официальными, поэтому информацию с сайта Росреестра можно передавать другим людям, распечатывать, хранить и так далее, однако следует помнить, что оформить регистрацию с помощь сайта Росреестра нельзя.

Плюсы и минусы постановки на кадастровый учет

Следует понимать, что у постановки на учет есть как преимущества, так и недостатки. Давайте сперва рассмотрим плюсы:

  • Появление дополнительных гарантий. После постановки на кадастровый учет многоквартирный дом переходит в собственность жильцов. Поэтому без согласия жильцов ни государство, ни частные компании не имеют права строить дороги, открывать магазины, изымать участки и так далее.
  • Возможность свободного распоряжения своим участком. После постановки на учет каждый жилец автоматически получает право на свободное распоряжение своей долей земли. Свой земельный участок под МКД в долевой собственности жилец может продать, сдать в аренду и так далее. Жилец имеет право построить на своем участке какой-либо объект недвижимости, согласно ЖК РФ (приведем несколько примеров — вы можете построить на своем участке детскую площадку, а вот построить без согласия жильцов магазин, торгующий алкогольной продукцией, вы не можете).

Однако у постановки на учет есть и несколько минусов:

  • Появление обязанности уплачивать имущественный налог. После постановки на учет вам придется платить налог на свой участок. Размер налога регулируется региональным органами власти.
  • Появление обязанности содержать свой участок и заниматься его развитием. После постановки на учет каждый жилец обязывается заниматься содержанием своей доли земли, а в случае невыполнения своих обязанностей такого жильца могут оштрафовать. Приведем несколько примеров — после постановки на учет жители должны убирать снег, вывозить мусор, заниматься озеленением участка и так далее.

Заключение

Теперь вы знаете о том, в чьей собственности находится земля под МКД. Подведем итоги. Все земля под жилым домом принадлежит жильцам (юристы говорят, что весь участок находится в долевой собственности жильцов). Чтобы получить право собственности на земельный участок под многоквартирным домом, жильцы должны поставить землю на кадастровый учет. Чтобы оформить регистрацию, нужно провести собрание жильцов и принять решение о постановке на учет; после этого нужно собрать документы и подать их в Росреестр (вам придется уплатить пошлину, которая равна составляет 100 руб с человека).

У постановки на кадастровый учет есть как преимущества, так и недостатки. Главные плюсы — после постановки на учет жильцы смогут свободно распоряжаться своей долей собственности (свой участок можно передавать, дарить, сдавать в аренду и так далее), после постановки на учет жильцы получают некоторые дополнительные гарантии на землю и так далее. Однако у регистрации прав на участок под домом есть и минусы (после регистрации каждый жилец обязан уплачивать налог на участок под домом и заниматься содержанием своего участка). Участок под домом относится к категории недвижимого имущества, а операции с участком регулируются Жилищным кодексом РФ.

Просмотров: 3

Юрий

Здравствуйте! Наш многоквартирный дом построен в 1968 году. Земельный участок на котором расположен наш дом поставлен на кадастровый учет в 2002 году на основании предоставленных администрацией города списков ранее учтенных земельных участков составленных по результатам инвентаризации земель города. В соответствии с выпиской из ГКН наш земельный участок имеет статус ранее учтенного, но границы его не установлены в соответствии с действующим законодательством,декларативная площадь земельного участка составляет 1882 кв.м. , назначение участка – для эксплуатации жилого дома. Несколько квартир в нашем доме переведены их собственниками в нежилые помещения и в настоящее время являются магазинами. Мы хотим зарегистрировать право общей долевой собственности на наш земельный участок. Для этого необходимо провести межевание, а для межевания нужно вычислить размер площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома. По методике изложенной в «СП 30-101-98 "Методические указания по расчету земельных участков в кондоминиумах"» размер земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного дома вычисляется путем умножения коэффициента зависящего от этажности и года постройки данного дома на общую площадь всех жилых помещений в данном доме. Но ведь часть помещений в нашем доме принадлежащая отдельным собственникам на сегодняшний день не являются жилыми помещениями (магазины). Каким образом законодательство РФ предусматривает определение площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома? Спасибо.

Уточнение от 2 апреля 2015 - 16:53
Мы тоже считаем, что правильно было бы при расчете размера площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома учитывать площадь нежилых помещений также как и жилых, так как при приобретении этих помещений приобреталась и приходящаяся на их долю часть общего имущества (часть земельного участка на котором расположен наш дом) Но администрация города отказывается согласовывать межевой план нашего земельного участка, в котором размер площади нашего земельного участка расчитан с учетом того, что ранее (во время застройки данной территории) все помещения в нашем доме принадлежащие отдельным собственникам были жилыми. Администрация города настаивает на том, что для нежилых помещений не должны предусматриваться детские площадки, площадки для отдыха и занятий спортом и т.п. и на этом основании утвержджает, что в расчетах площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома должны учитываться только те помещения, которые на сегодняшний день являются жилыми. При таком расчете площадь нашего земельного участка уменьшается почти в два раза, так как в доме было всего 12 квартир и из них 5 переведены в нежилые. По расчетам Администрации города нам положена полоса земли вдоль дома шириной 12 метров, но на таком участке даже парковку для наших автомобилей невозможно разместить из за близости к окнам квартир.А на детскую или спорт площадку уже ничего не остается, а ведь еще нужны места для выгрузки товаров в магазины расположенные на всем первом этаже дома.Мы намерены обратиться в суд, но не знаем на основании каких правовых норм мы можем доказать необходимость учитывать наряду с жилыми помещениями и помещения магазинов. Может по этому поводу были какие-либо разъяснения каких-либо официальных органов?!

Ответы:

Елена Тарасова

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вам следует знать, что

К сожалению, ЖК РФ не содержит особых положений о порядке определения размера земельного участка под многоквартирным домом. Но некоторые ориентиры в законодательстве есть.

Так, в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка рассчитываются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Более конкретно данное положение раскрывается в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ, где указано, что площадь части земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, определяется в порядке части 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Однако, указанная статья говорит об определении лишь предельных размеров земельных участков, которые устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Значит, в любом случае необходимо будет в рамках известных пределов устанавливать границы с учетом индивидуальных обстоятельств.

Если земельное законодательство говорит о процедуре расчета границ земельного участка под многоквартирным домом лишь в общих чертах, то в части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса указано, что размеры должны определяться с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий.

"С учетом" может означать две возможности установления размеров земельных участков: они могут быть равны показателям, определенным в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, действовавшими в период застройки, либо быть меньше их, если сложившееся землепользование не позволяет придерживаться данных показателей.

На современном этапе подзаконный правовой акт о правилах определения границ участка не разрабатывался. В этой связи представляется целесообразным руководствоваться ранее предусмотренным порядком определения границ, который наиболее полно учитывал как интересы жильцов, так и необходимые технические требования.

На основе статьи 10 действовавшего до вступления в силу ЖК Федерального закона "О товариществах собственников жилья" были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах", Свод правил по проектированию и строительству СП 30101-98, Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Основные принципы, заложенные в этих актах, состоят в следующем: если земельный участок еще не был отведен, то границы определяются в зависимости от этажности дома и от СНиПов, действовавших в период строительства; если же земельный участок уже был отведен, то его границы не подлежат пересмотру. Положение детализирует, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Рекомендация эксперта
Таким образом, я считаю, что при расчете площади земельного участка необходимого для эксплуатации Вашего дома необходимо учитывать нежилые площади так, как они были изначально при строительстве дома (т.е. как жилые).

Если будут вопросы, могу ответить более подробно.

С наилучшими пожеланиями.

Здравствуйте.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор

Департамента недвижимости А.И. Ивак

Вы также вправе обратиться за разъяснениями в Минэконом развитие.

Здравствуйте!

Неурегулированность порядка определения размера земельного участка многоквартирного дома приводит к тому, что практика в большинстве своем идет по пути определения размера земельного участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания. Вместе с тем, законодательство (ст. 36 ЖК РФ) предусматривает включение в состав участка многоквартирного дома территории, необходимой для обслуживания и эксплуатации здания, занятой объектами озеленения, благоустройства. Эксплуатация дома предполагает подачу на многоквартирный дом различных услуг, обеспечивающих безопасность и комфортность проживания, посредством систем и сетей инженерного обеспечения (газо-, тепло-, водо-, электро- и т.п). Градостроительное законодательство (ст. 6 ФЗ «О введении в действие ГрадК РФ») позволяет определить размер земельного участка многоквартирного дома в проектах планировки и проектах межевания до принятия технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В случае определения размера земельного участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания, земельные участки за пределами обреза фундамента многоквартирного дома рассматриваются как земельные участки общего пользования (используются для проезда/прохода неопределенного круга лиц). Полагаю, что органы гос.власти и органы местного самоуправления, устанавливая в проектах планировки и проектах межевания размер участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания, нарушают права собственников помещений в таком доме, так как создают условия, препятствующие реализации права собственника.

Так как законодательство (ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») обуславливает возникновение земельного участка многоквартирного дома и права собственности на такой участок с проведением его государственного кадастрового учета, то сведения об учете здания многоквартирного дома имеют значение для определения размера уборочной площади многоквартирного дома.

Мнение эксперта относительно критериев определения размера земельного участка многоквартирного дома:

Участок многоквартирного дома не может быть по обрезу фундамента здания, так как обслуживание здания (покраска, побелка стен, ремонт крыш, окон и т.п.) требуют площади за пределами обреза фундамента здания. В технических регламентах по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также в проектах планировки и проектах межевания земельный участок многоквартирного дома как часть общего имущества должен включать территорию, необходимую для обслуживания и эксплуатации дома в зависимости от его технических характеристик (этажности, конструктивных особенностей и т.п.). Иной подход (определение участка по обрезу фундамента дома) будет создавать препятствия в реализации собственниками помещений многоквартирного дома своих прав.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...