Подразделение министерства обороны рф. Вооружённые Силы Российской Федерации. Командный состав Министерства обороны


Перед началом рассмотрения системы и полномочий военных органов, осуществляющих исполнительную власть в ВС РФ, необходимо заметить, что руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется на двух уровнях:
  1. На высшем (политическом):
  • Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим;
  • Министром обороны РФ.
  1. На уровне органов военного управления:
  • Министерством обороны РФ;
  • Генеральным штабом ВС РФ;
  • Главными командованиями видов ВС РФ;
  • иными органами.
Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ. Верховный
Главнокомандующий ВС РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб ВС РФ, являющийся основным органом оперативного управления ВС РФ.
Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления ВС РФ, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры ВС РФ и включает:
  • центральные органы военного управления - Министерство обороны РФ, Генеральный штаб ВС РФ, а также главные командования видов ВС РФ;
  • органы военного управления военных округов и флотов;
  • органы военного управления соединениями и воинскими частями;
  • местные органы военного управления (военные комиссариаты);
  • начальников гарнизонов (старших морских начальников), военных комендантов.
Министерство обороны является федеральным министерством Российской Федерации и центральным органом военного управления. В качестве последнего оно входит в состав ВС РФ. Функции Министерства обороны определены Федеральным законом «Об обороне».
В структуру Министерства обороны РФ входят главные управления и управления (Главное управление воспитательной работы ВС РФ, Управление делами Министерства обороны РФ и др.).
К числу центральных органов военного управления относится Генеральный штаб ВС РФ, который является основным органом оперативного управления ВС РФ. Его функции также определены Федеральным законом «Об обороне».
Генеральный штаб ВС РФ:
  • разрабатывает предложения по военной доктрине РФ;
  • разрабатывает и координирует планы строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;
  • устанавливает количественные нормы призыва граждан РФ на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов РФ, исходя из общего количества граждан РФ, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента РФ;
- осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности и другие функции.
В Г енеральный штаб ВС РФ входит ряд главных управлений и управлений. Начальник Г енерального штаба ВС РФ является первым заместителем министра обороны Российской Федерации. Он подчиняется министру обороны и является прямым начальником всего личного состава ВС РФ. Он несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность ВС РФ и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на ГШ ВС РФ.
К центральным органам военного управления относятся и главные командования видов ВС РФ: Главное командование Сухопутными войсками, Главное командование Военно-воздушными силами, Главное командование Военно-Морским Флотом.
Главное командование вида ВС РФ возглавляет главнокомандующий видом ВС РФ. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны РФ. Он является прямым начальником всего личного состава вида ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид ВС РФ.
Главнокомандующий видом ВС РФ в пределах своей компетенции издает приказы и директивы по наиболее важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида ВС РФ, организует и проверяет их исполнение. Главный штаб вида ВС РФ является основным органом оперативного управления войсками (силами) вида ВС РФ. Начальник главного штаба - первый заместитель главнокомандующего видом ВС РФ. Он подчиняется главнокомандующему и является прямым начальником всего личного состава вида ВС РФ; руководит работой главного штаба и несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность войск (сил) вида ВС РФ и управление им. Он имеет право подписывать приказы и директивы главнокомандующего и издает директивы в соответствии с возложенными на него обязанностями, организует контроль за их выполнением.
Военный округ ВС РФ является основной военноадминистративной единицей РФ, общевойсковым оперативностратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом ВС РФ.
В Российской Федерации существуют следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов ВС РФ, является Калининградский особый район.
В состав военного округа как объединения входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министром обороны РФ и начальником Г енерального штаба ВС РФ.
Руководство военным округом осуществляет министр обороны РФ. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление военным округом в соответствии с решениями министра обороны и обеспечивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы (указания) заместителей министра обороны по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Основные задачи военного округа - выявление непосредственной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против РФ в границах ответственности, а также поддержание боевой и мобилизационной готовности войск и сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных им задач.
Управление военным округом осуществляется командующим войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на воинскую должность и освобождается от воинской должности Президентом РФ по представлению министра обороны РФ.
Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны РФ, а также начальнику Генерального штаба ВС РФ - первому заместителю министра обороны РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.
Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты.
Непосредственное подчинение предусматривает подчинение командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты применяются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа.
Министром обороны РФ (Генеральным штабом ВС РФ) в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части ВС РФ, дислоцирующиеся на территории военного округа.
В соответствии с Планом применения ВС РФ, распоряжением Президента РФ (Верховного Главнокомандующего ВС РФ), а также совместными нормативными правовыми актами министра обороны РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.
Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом для переданных в оперативное подчинение объединений, соединений и воинских частей сохраняется непосредственное подчинение соответственно главным командованиям видов и командованиям родов войск ВС РФ, главным и центральным управлениям Министерства обороны РФ, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов.
Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа объединения, соединения и воинские части применяются по его решению и планам.
Командующий войсками военного округа осуществляет постановку задач оперативно подчиненным войскам и силам (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), планирует, организует и контролирует их выполнение, организует совместную подготовку и взаимодействие с другими войсками (силами), осуществляет управление ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.
Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчинение по вопросам боевой и мобилизационной готовности; гарнизонной и караульной служб; комплектования войск личным составом и его первоначального обучения; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; финансового, технического, тылового, моральнопсихологического и специального обеспечения, а также по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами РФ.
По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования ВС РФ, не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцирующиеся на территории военного округа.
Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование).
Организационно-штатная структура управления военного округа (оперативно-стратегического командования) устанавливается Генеральным штабом. Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру управления военного округа, определяются и утверждаются командующим войсками военного округа.
Флот является не территориальным, а высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие флотами подчиняются главнокомандующему Военно-Морским Флотом.
Органы управления объединения, соединения и воинских частей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях. Они осуществляют как командную, так и административно-хозяйственную деятельность. Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом внутренней службы ВС РФ.
Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны. Военные комиссариаты создаются Министерством обороны РФ и являются его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (субъектах РФ), а также в районах и городах (без районного деления). В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких районов и городов. Военные комиссариаты входят в состав ВС РФ. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется ГШ ВС РФ через командующих войсками соответствующих военных округов.
Военные комиссариаты являются организаторами военной работы на местах, осуществляют тесную связь ВС РФ с источниками их формирования и пополнения. Они ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборонно-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи.
В число основных задач военных комиссариатов входят проведение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ресурсов в интересах ВС РФ, подготовка и осуществление мобилизации; подготовка граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу и на военные сборы.
На военные комиссариаты возлагается также подготовка материалов для назначения пенсий и их назначение офицерам, прапорщикам, мичманам, другим военнослужащим, гражданам, проходившим военную службу в ВС РФ по контракту, и членам их семей. Они содействуют в трудоустройстве и обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из ВС РФ, подбирают и направляют кандидатов в военно-учебные заведения, а также в воинские части на должности прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сержантов и старшин, желающих поступить на военную службу по контракту.
Начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант организуют руководство гарнизонной, комендантской службой.
Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ведению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц воинских частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разрабатывает гарнизонные планы соответствующих мероприятий; размещает по указанию командующего войсками военного округа воинские части, прибывающие в гарнизон; выделяет с разрешения командующего войсками военного округа подразделения (части) для борьбы с пожарами и со стихийными бедствиями либо для оказания помощи гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назначает производство дознания и привлекает к ответственности военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей данного гарнизона, за совершенные ими правонарушения.
Военный комендант гарнизона подчиняется начальнику гарнизона. Он непосредственно отвечает за поддержание высокой воинской дисциплины военнослужащих в общественных местах и на улицах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами и патрулями, за надлежащее содержание арестованных на гауптвахте.
Военный комендант гарнизона ведет учет всех воинских частей гарнизона, а также всех военнослужащих, прибывающих в командировку или в отпуск, удостоверяет время их прибытия в гарнизон и убытия из гарнизона и причину их задержки в гарнизоне, а также выполняет ряд других функций, определенных общевоинскими уставами.

Перед началом рассмотрения системы и полномочий военных органов, осуществляющих исполнительную власть в ВС РФ, необхо­димо заметить, что руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется на двух уровнях:

1. На высшем (политическом):

· Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим;

· Министром обороны РФ.

2. На уровне органов военного управления:

· Министерством обороны РФ;

· Генеральным штабом ВС РФ;

· Главными командованиями видов ВС РФ;

· иными органами.

Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Пре­зидент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ. Верховный Главнокомандующий ВС РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет ми­нистр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб ВС РФ, являющийся основным органом оперативного управле­ния ВС РФ.

Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления ВС РФ, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры ВС РФ и включает:

· - центральные органы военного управления - Министерство обороны РФ, Генеральный штаб ВС РФ, а также главные командова­ния видов ВС РФ;

· органы военного управления военных округов и флотов;

· органы военного управления соединениями и воинскими час­тями;

· местные органы военного управления (военные комиссариа­ты);

· начальников гарнизонов (старших морских начальников), во­енных комендантов.

Министерство обороны является федеральным министерством Российской Федерации и центральным органом военного управления. В качестве последнего оно входит в состав ВС РФ. Функции Мини­стерства обороны определены Федеральным законом «Об обороне».

В структуру Министерства обороны РФ входят главные управления и управления (Главное управление воспитательной работы ВС РФ, Управление делами Министерства обороны РФ и др.).

К числу центральных органов военного управления относится Генеральный штаб ВС РФ, который является основным органом опе­ративного управления ВС РФ. Его функции также определены Феде­ральным законом «Об обороне».

Генеральный штаб ВС РФ:

· разрабатывает предложения по военной доктрине РФ;

· разрабатывает и координирует планы строительства и разви­тия ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;



· координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

· разрабатывает с участием федеральных органов исполнитель­ной власти, в составе которых или при которых имеются другие вой­ска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мо­билизационный план ВС РФ и Федеральную государственную про­грамму оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

· устанавливает количественные нормы призыва граждан РФ на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъ­ектов РФ, исходя из общего количества граждан РФ, подлежащих при­зыву в соответствии с указом Президента РФ;

· осуществляет разведывательную деятельность в целях оборо­ны и безопасности и другие функции.

В Генеральный штаб ВС РФ входит ряд главных управлений и управлений. Начальник Генерального штаба ВС РФ является первым заместителем министра обороны Российской Федерации. Он подчиня­ется министру обороны и является прямым начальником всего лично­го состава ВС РФ. Он несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность ВС РФ и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на ГШ ВС РФ.

К центральным органам военного управления относятся и глав­ные командования видов ВС РФ: Главное командование Сухопутными войсками, Главное командование Военно-воздушными силами, Глав­ное командование Военно-Морским Флотом.

Главное командование вида ВС РФ возглавляет главнокоман­дующий видом ВС РФ. Он назначается Президентом РФ и подчиняет­ся непосредственно министру обороны РФ. Он является прямым на­чальником всего личного состава вида ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид ВС РФ.

Главнокомандующий видом ВС РФ в пределах своей компе­тенции издает приказы и директивы по наиболее важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида ВС РФ, организует и проверяет их исполнение. Главный штаб вида ВС РФ является основ­ным органом оперативного управления войсками (силами) вида ВС РФ. Начальник главного штаба - первый заместитель главнокоман­дующего видом ВС РФ. Он подчиняется главнокомандующему и яв­ляется прямым начальником всего личного состава вида ВС РФ; руко­водит работой главного штаба и несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность войск (сил) вида ВС РФ и управление им. Он имеет право подписывать приказы и директивы главнокомандующего и издает директивы в соответствии с возложен­ными на него обязанностями, организует контроль за их выполнением.



Военный округ ВС РФ является основной военно-административной единицей РФ, общевойсковым оперативно стратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназна­чен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы от­ветственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом ВС РФ.

В Российской Федерации существуют следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволж­ско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной во­енно-административной единицей, не входящей в состав военных ок­ругов ВС РФ, является Калининградский особый район.

В состав военного округа как объединения входят органы воен­ного управления, объединения, соединения, воинские части, организа­ции ВС РФ и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министром обороны РФ и начальником Генерального штаба ВС РФ.

Руководство военным округом осуществляет министр обороны РФ. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление воен­ным округом в соответствии с решениями министра обороны и обес­печивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы (указания) заместителей министра обороны по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Основные задачи военного округа - выявление непосредствен­ной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против РФ в грани­цах ответственности, а также поддержание боевой и мобилизационной готовности войск и сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных им задач.

Управление военным округом осуществляется командующим войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на воинскую должность и освобождается от воинской должности Президентом РФ по представлению министра обороны РФ.

Командующий войсками военного округа подчиняется минист­ру обороны РФ, а также начальнику Генерального штаба ВС РФ - пер­вому заместителю министра обороны РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Командующий войсками военного округа является прямым на­чальником всего личного состава военного округа и несет персональ­ную ответственность за боевую и мобилизационную готовность, со­стояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного ок­руга, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и ор­ганов, дислоцирующихся на территории военного округа, к выполне­нию задач в области обороны.

Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединения, соеди­нения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты.

Непосредственное подчинение предусматривает подчинение командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непо­средственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты применяются и выпол­няют поставленные задачи по решениям и планам командующего вой­сками военного округа.

Министром обороны РФ (Генеральным штабом ВС РФ) в опе­ративное подчинение командующему войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части ВС РФ, дислоцирующиеся на территории военного округа.

В соответствии с Планом применения ВС РФ, распоряжением Президента РФ (Верховного Главнокомандующего ВС РФ), а также совместными нормативными правовыми актами министра обороны РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов испол­нительной власти, в составе которых имеются войска, воинские фор­мирования и органы, для решения задач в области обороны в опера­тивное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.

Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом для переданных в оперативное подчинение объ­единений, соединений и воинских частей сохраняется непосредствен­ное подчинение соответственно главным командованиям видов и ко­мандованиям родов войск ВС РФ, главным и центральным управлени­ям Министерства обороны РФ, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов.

Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа объединения, соединения и воинские части применяются по его решению и планам.

Командующий войсками военного округа осуществляет поста­новку задач оперативно подчиненным войскам и силам (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), пла­нирует, организует и контролирует их выполнение, организует совме­стную подготовку и взаимодействие с другими войсками (силами), осуществляет управление ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.

Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчи­нение по вопросам боевой и мобилизационной готовности; гарнизон­ной и караульной служб; комплектования войск личным составом и его первоначального обучения; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; финансового, технического, тылового, морально­психологического и специального обеспечения, а также по иным во­просам, определенным нормативными правовыми актами РФ.

По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учре­ждения, организации, военные образовательные учреждения профес­сионального образования ВС РФ, не входящие в состав военного ок­руга, а также другие войска, воинские формирования и органы, дисло­цирующиеся на территории военного округа.

Командующий войсками военного округа возглавляет управле­ние военного округа (оперативно-стратегическое командование).

Организационно-штатная структура управления военного окру­га (оперативно-стратегического командования) устанавливается Гене­ральным штабом. Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру управления военного округа, определяются и утверждаются командующим войсками военного ок­руга.

Флот является не территориальным, а высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие флотами под­чиняются главнокомандующему Военно-Морским Флотом.

Органы управления объединения, соединения и воинских час­тей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях. Они осуществляют как командную, так и админист­ративно-хозяйственную деятельность. Структура управления отдель­ной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц оп­ределены Уставом внутренней службы ВС РФ.

Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны. Военные комиссариаты создаются Министерством обороны РФ и являются его территориальными органами в республи­ках, краях, областях, городах федерального значения, автономной об­ласти, автономных округах (субъектах РФ), а также в районах и горо­дах (без районного деления). В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких районов и горо­дов. Военные комиссариаты входят в состав ВС РФ. Руководство дея­тельностью военных комиссариатов осуществляется ГШ ВС РФ через командующих войсками соответствующих военных округов.

Военные комиссариаты являются организаторами военной ра­боты на местах, осуществляют тесную связь ВС РФ с источниками их формирования и пополнения. Они ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборон­но-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи.

В число основных задач военных комиссариатов входят прове­дение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ре­сурсов в интересах ВС РФ, подготовка и осуществление мобилизации; подготовка граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу и на военные сборы.

На военные комиссариаты возлагается также подготовка мате­риалов для назначения пенсий и их назначение офицерам, прапорщи­кам, мичманам, другим военнослужащим, гражданам, проходившим военную службу в ВС РФ по контракту, и членам их семей. Они со­действуют в трудоустройстве и обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из ВС РФ, подбирают и на­правляют кандидатов в военно-учебные заведения, а также в воинские части на должности прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сер­жантов и старшин, желающих поступить на военную службу по кон­тракту.

Начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант организуют руководство гарнизонной, комендантской службой.

Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ве­дению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц во­инских частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разраба­тывает гарнизонные планы соответствующих мероприятий; размещает по указанию командующего войсками военного округа воинские час­ти, прибывающие в гарнизон; выделяет с разрешения командующего войсками военного округа подразделения (части) для борьбы с пожа­рами и со стихийными бедствиями либо для оказания помощи граж­данскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назна­чает производство дознания и привлекает к ответственности военно­служащих, не принадлежащих к составу воинских частей данного гар­низона, за совершенные ими правонарушения.

Военный комендант гарнизона подчиняется начальнику гар­низона. Он непосредственно отвечает за поддержание высокой воин­ской дисциплины военнослужащих в общественных местах и на ули­цах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными ка­раулами и патрулями, за надлежащее содержание арестованных на гауптвахте.

Военный комендант гарнизона ведет учет всех воинских частей гарнизона, а также всех военнослужащих, прибывающих в команди­ровку или в отпуск, удостоверяет время их прибытия в гарнизон и убытия из гарнизона и причину их задержки в гарнизоне, а также вы­полняет ряд других функций, определенных общевоинскими устава­ми.

Как мы видим система государственных органов уполномоченных осуществлять военное управления, имеет чётко организованную структуру, что в свою очередь даёт возможность ВС РФ своевременно выполнять поставленные задачи, как в мирное, так и в военное время.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Изучены понятие и роль военного управления,

Военное управление - организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учрежденных государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, воинских уставов и иных нормативных правовых актов по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами.

На мой взгляд самое удачное деление военного управления приведено Корякиным В.М. который в военном управлении выделяет два вида управления: административно хозяйственное и оперативное управление.

Роль военного управления заключается в своевременном реагировании военных сил государства на внешние «раздражители».

Определены основные принципы военного управления:

· единоначалие;

· централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

· твердость и настойчивость в реализации принятых решений;

· оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки;

· личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач;

· высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.

Так же мной внесено предложение о расширении данного перечня принципов;

· принцип неотвратимости наказания командира за отдачу заведомо незаконного приказа как в мирное, так и военное время;

· принцип точности и своевременности подачи приказов командиром;

· принцип неразглашения полученного приказа.

Так же в моей работе был определён перечень обстоятельств посредством осуществления которого в РФ достигается качественное военное управление:

· правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; - настойчивым проведением в жизнь принятых решений;

· созданием, своевременным развертыванием пунктов и средств управления, поддержанием их в высокой боевой готовности, умелой организацией работы офицеров штабов и служб;

· проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и средств управления от воздействия противника и противодействию его средствам поражения;

· поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с подчиненными и взаимодействующими соединениями и частями;

· умелым расположением пунктов управления, организацией их всестороннего обеспечения и боевого применения средств управления.

В данной работе мы детально рассмотрели специфику становления военного управления в России, а так же провели анализ документов посредством которых осуществлялось военное управление начиная со второй половины XII века и до настоящего времени.

Так же мы рассмотрели структуру и полномочия органов осуществляющих военное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, которое в свою очередь осуществляется на двух уровнях:

1. На высшем (политическом):Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим; Министром обороны РФ.

2. На уровне органов военного управления: Министерством обороны РФ; Генеральным штабом ВС РФ; Главными командованиями видов ВС РФ; иными органами.

Таким образом, цель курсовой работы, которая заключалась в установление особенностей военного управления и выработке предложений по его совершенствованию на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, считаю достигнутой.

Сегодня перспективная система военного управления Вооруженных Сил рассматривается как составная часть единой взаимосвязанной системы государственного управления Российской Федерации, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов военного управления, пунктов управления и средств управления, которые направлены на поддержание обороноспособности страны.

Как мы видим, что сегодня ведётся активная работа органов государственной власти в целях укрепления вооруженных сил РФ, что приводит систему государственных органов уполномоченных осуществлять военное управления в чёткую организованную структуру, что в свою очередь предоставляет возможность ВС РФ своевременно выполнять поставленные задачи, как в мирное, так и в военное время, а так же активно отстаивать интересы РФ на мировой арене.


Генерал армии Николай МАКАРОВ, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель министра обороны РФ

25 ЯНВАРЯ - ГОДОВОЙ ПРАЗДНИК ГЛАВНОГО ОРГАНА ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ -. Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
За время своего существования Генеральный штаб не раз подтверждал свой" статус оперативно-стратегического стержня, пронизывающего и организующего всю деятельность Вооруженных Сил России. Определение, данное выдающимся российским офицером-генштабистом Александром Свечиным Генеральному штабу, который "должен представлять гвардию зарождающихся идей… схватывать, лелеять и проповедовать их", актуально и в наши дни.
Сегодня, когда оборонное ведомство страны вступило в пору коренных преобразований, роль коллектива Генерального штаба: генералов, офицеров и гражданского персонала, их творческой инициативы, высокой профессиональной подготовки трудно переоценить.


Современные теория и практика руководства деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, его организация, сложившаяся система управленческих органов имеют свою весьма продолжительную историю. Не является исключением и основной орган оперативного управления армией и флотом, вобравший в себя множество функций, связанных с решением проблем обеспечения надежной защиты и безопасности страны, - Генеральный штаб, со дня официального образования которого минуло в январе 2009 года уже 246 лет.

В последнее время к основным направлениям деятельности Генерального штаба, его полномочиям, роли в процессе поддержания боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил, развития их видов и родов войск, военной науки и военного искусства, оружия и боевой техники, в целом обеспечения обороноспособности государства проявляется со стороны российской общественности повышенный интерес. И это не случайно: на Генеральный штаб, основой основ функционирования которого является решение в новых условиях таких сложных проблем, как строительство Вооруженных Сил РФ и стратегическое планирование их применения, возлагается огромная ответственность за подготовку армии, флота и страны к обороне, а с началом военных действий, что, как показали недавние события на Кавказе, отнюдь не исключено, - за управление войсками (силами) в ходе вооруженной борьбы.

Вместе с тем о том, каковы же в действительности предназначение Генерального штаба, его место в иерархии органов центрального военного управления государства и непосредственно в системе обеспечения его национальной безопасности, о путях, тенденциях и закономерностях развития, значении в истории страны и Вооруженных Сил большинство граждан России имеет довольно общее, если не сказать смутное, представление, основанное, как правило, на военных мемуарах. Более того, у определенной их части бытует мнение о Генеральном штабе как носителе и выразителе милитаристских тенденций во внутренней и внешней политике государства, как чуть ли не инициаторе многих войн, которые в прошлом вынуждена была вести Россия.

Длительные поиски и развитие

Генеральный штаб в том виде и с теми функциями, в каком и с какими он существовал в советский период истории Отечества и существует сейчас, сложился далеко не сразу, а в результате длительных поисков организационной структуры и сложной эволюции центральных органов военного управления, проводившихся на различных этапах строительства Вооруженных Сил.

Как свидетельствует исторический опыт, по мере непрерывного увеличения объема задач, связанных с обеспечением военной безопасности Российского государства, и вызванных этим систематического увеличения численности армии, развития в сторону усложнения ее организационно-штатной структуры, оснащения новыми боевыми средствами и средствами боевого и других видов обеспечения, а также под влиянием изменения форм и способов вооруженной борьбы предназначение Генерального штаба (и даже его наименование), организация, местоположение и схема подчиненности в общей системе высшего военного управления Российского государства неоднократно менялись, а функции неуклонно расширялись и усложнялись.

Д.А. Милютин

Важно подчеркнуть, что на протяжении своей многолетней истории Генеральный штаб формировался и развивался вместе с армией. От квартирмей-стерской части (службы), создание которой, кстати, совпало по времени с коренной реорганизацией всех основных сфер жизнедеятельности Российского государства, в том числе и военной, он вырос до основного органа, осуществляющего стратегическое планирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. С историей Генерального штаба связаны имена многих выдающихся государственных и военных деятелей Отечества, таких как З.Г. Чернышев, Ф.В. Баур, П.М. Волконский, Д.А. Милютин, Н.Н. Обручев, П.П. Лебедев, Б.М. Шапошников, А.И. Егоров, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, А.И. Антонов, С.М. Штеменко, В.Д. Соколовский, М.В. Захаров, С.С. Бирюзов и другие.

Роль Генерального штаба как центрального органа управления Вооруженными Силами всегда была исключительно важна: на него возлагались, особенно в годы Великой Отечественной войны, разработка общего плана военных кампаний и конкретных операций, подготовка войск и штабов к ведению боевых действий и обеспечение условий, повышающих их эффективность. Генеральный штаб издавна и по праву считается "мозгом армии", поскольку, как свидетельствует история войн и военного искусства, высокий уровень руководства вооруженными силами во все времена являлся важнейшим фактором достижения успеха в вооруженной борьбе.

П.М.. Волконский

Другой значимой задачей Генерального штаба было и есть обеспечение военной безопасности государства в мирное время посредством постоянной готовности к войне. Именно поэтому для Генерального штаба, как подчеркивали некоторые военные деятели и теоретики в начале XX века, правомерно и другое его название - "воин мирного времени".

История создания Генерального штаба уходит корнями в далекое прошлое нашей Родины и неразрывно связана с формированием и развитием отечественной армии, а в последующем и флота, военной науки и военного искусства. И действительно, общепризнано, что прообразом современного Генерального штаба Вооруженных Сил РФ является квартирмейстерская часть (позже - служба), созданная в начале XVIII столетия Петром I в целях оказания практической помощи главнокомандующим действующими армиями в решении, говоря современным языком, оперативных вопросов, то есть вопросов, связанных с управлением войсками, ведущими военные действия.

Истоки - в середине IX -начале X века

Вместе с тем в допетровский период начиная со времени появления на Руси первых форм государственности некоторые из этих обязанностей выполняли (последовательно) помощники и советники князей (воевод): бояре путные (путники), окольничие, сторо-жеставцы, станоставцы (становщики), полковые квартирмейстеры. Таким образом, есть все основания считать, что первые элементы (истоки) службы, специально предназначенной выполнять в русском походном войске управленческие функции, в самом, конечно, зачаточном виде, появились где-то в середине IX - начале X века, положив начало ее дальнейшему развитию.

Одним из этапов этого развития и стало образование в Российской регулярной армии сначала квартирмей-стерской части (службы), а затем, в январе 1763 года, на ее основе - Генерального штаба как относительно самостоятельного, постоянно действовавшего органа военного управления с подчинением его вице-президенту Военной коллегии.

С 1772 года - Генеральный штаб

В соответствии с утвержденным 30 января 1772 г. Екатериной II Положением о Генеральном штабе во главе последнего был поставлен непосредственный руководитель - генерал-квартирмейстер, отвечавший не только за комплектование этого органа и специальную подготовку входивших в его состав генералов и офицеров (так называемых чинов Генерального штаба), но и за их чинопроизводство, и в целом за прохождение ими службы.

Тем самым все учреждение - Генеральный штаб - приобрело статус особого корпуса при высшем органе военного управления того времени - Военной коллегии (генерал-квартирмейстер подчинялся ее президенту), основным предназначением которого в военное время было оказание командованию помощи в вождении войск, а в мирное -подготовка необходимых для этого различного рода сведений и материалов.

Необходимо подчеркнуть, что понятие "Генеральный штаб" с момента его создания и до Октябрьской революции 1917 года кардинально отличалось от существовавшего в советский период и нынешнего. Его трудно было сформулировать в столь же четкой и определенной форме, как сейчас. Не случайно многие отечественные военные ученые, и в их числе такие известные историки и теоретики, как генералы Н.С. Голицын, Н.П. Глиноецкий, П.А. Гейсман, В.Ф. Новицкий и другие, отмечали в середине XIX - начале XX века, что точного определения термина "Генеральный штаб" в России не существовало - оно, как правило, носило расплывчатый и произвольный характер.

Под Генеральным штабом русской армии в тот период чаще всего понимали вспомогательный орган высшего военного управления (Военной коллегии, Военного министерства, Главного штаба и т.д.) и командования, который включал в себя как центральный управленческий аппарат, носивший в разное время различные названия, так и войсковые структуры, составлявшие ту часть штабов (от военно-окружных - с 1864 года до дивизионных), а также управлений отдельных бригад, крепостей, где сосредоточивалась деятельность по специальности Генерального штаба (в этих штабах и управлениях имелись специальные должности, которые должны были замещаться только чинами Генерального штаба).

Важнейший орган военного ведомства

Начиная со времени окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг. его центральное управление, именовавшееся тогда Главным управлением Генерального штаба (ГУГШ), на деле превратилось в важнейший орган военного ведомства, призванный готовить предложения по обороне государства и специально заниматься в мирное время стратегическим планированием, а так же решением проблем строительства сухопутных сил страны и подготовки их к войне, лишь приблизившись по своим функциям к задачам современного Генерального штаба. В военное же время в соответствии с существовавшими положениями всякий раз создавался специальный высший орган управления вооруженными силами на театре (театрах) войны во главе с главнокомандующим и со штабом при нем, к которым и переходили планирование военных действий и руководство ими. С момента его создания центральное управление Генерального штаба становилось как бы "тыловым" органом и уже не оказывало прямого влияния на этот процесс. Что же касается войсковых структур (войскового управления) Генерального штаба, то они и в мирное, и в военное время выполняли роль своеобразного связующего звена (системы) между "мозгом армии", в частности ГУГШ, и нижестоящими органами управления войсками. В ходе войны генералы и офицеры Генерального штаба этой категории находились в составе соответствующих строевых штабов (управлений) и занимались "боевой работой" по своей специальности, оказывая неоценимую помощь главнокомандующим (командующим, командирам) в организации и ведении операций (боев).

В целом Генеральный штаб русской армии представлял собой совокупность чинов (генералов, офицеров, а также чиновников) особой специальности, как правило, с высшим военным образованием (с 1832 года -Императорская военная академия, переименованная в 1855 году в Николаевскую академию Генерального штаба). При этом чины Генерального штаба, проходившие службу в строевых штабах (управлениях), подчиняясь во всех отношениях местному командованию, в то же время, равно как и чины, служившие в центральном управлении Генерального штаба, находились в ведении генерал-квартирмейстера или, позже, начальника Генерального штаба.

Иными словами, все офицеры и генералы Генерального штаба, где бы они ни исполняли свои многотрудные обязанности, представляли одно целое - особый корпус, или службу Генерального штаба.

Свита Е.И.В.

В дореволюционной истории Генерального штаба русской армии выделяются два периода: 1796-1828 и 1905-1908 гг. В первом из них Генерального штаба как учреждения, входящего в состав высшего органа военного управления государства, не существовало: императором Павлом I он был упразднен и взамен создана так называемая Свита Его Императорского Величества (Е.И.В.) по квартирмейстерской части, подчинявшаяся непосредственно царю, но имевшая своего особого управляющего (по штату - генерал-квартирмейстера).

Свита продолжила свою деятельность под патронажем нового императора - Александра I в качестве самостоятельного органа и после образования в 1802 году Министерства военных сухопутных сил (с 1808 года - Военное министерство). Для более эффективного руководства ею в бытность управляющим Свитой Е.И.В. (с мая 1810 года) генерал-майора и генерал-адъютанта П.М. Волконского была создана канцелярия управляющего квар-тирмейстерской частью.

Однако с 1815 года, когда в соответствии с указом Александра I был учрежден Главный штаб Е.И.В., и к нему перешло управление всем военным ведомством, в составе этого высшего управленческого органа начала функционировать (параллельно со Свитой Е.И.В.) еще и специальная канцелярия генерал-квартирмейстера Главного штаба.

В результате решение "оперативных" вопросов, связанных с управлением сухопутной армией России, особенно после возвращения в 1827 году Свите Е.И.В. прежнего названия - Генеральный штаб, оказалось разрозненным, что наряду с другими негативными явлениями, вызванными подчинением военного министра начальнику Главного штаба Е.И.В., создало огромные трудности в работе всей системы центрального военного управления.

Поиски оптимальной организации

Чтобы хоть как-то исправить сложившееся положение, в 1828 году руководство Генеральным штабом вновь было сосредоточено в одних руках - вверено генерал-квартирмейстеру Главного штаба Е.И.В. С упразднением в 1832 году этого Главного штаба как самостоятельного органа управления (название было сохранено за группой высших должностных лиц) и передачей всего центрального управления военному министру Генеральный штаб, получивший наименование Департамента Генерального штаба, вошел в состав Военного министерства. И, таким образом, единство руководства военным ведомством было восстановлено.

Период 1905-1908 гг. характерен новым расчленением и разрозненностью центрального военного управления. В 1905 году Генштаб под названием "Главное управление Генерального штаба" был выделен, по примеру Германии, в самостоятельный орган во главе с независимым от военного министра начальником (с правом, как и военный министр, личного доклада императору). За Военным министерством, как это уже имело место в 1815-1832 гг., было оставлено в основном решение административно-хозяйственных вопросов, включая использование кредитов, все же остальные стали прерогативой Генерального штаба. Рабочим органом начальника Генштаба (он же начальник ГУГШ) являлось управление генерал-квартирмейстера.

Создание самостоятельного Генерального штаба вновь породило двоевластие в армии, нарушило единство управления ею со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому в 1908 году ГУГШ было возвращено в состав Военного министерства, а начальник Генерального штаба подчинен военному министру. Накануне Первой мировой войны в Генеральном штабе были сосредоточены все вопросы, связанные с организацией обороны страны.

После октября 1917 года

После победы Октябрьской революции, когда государственный аппарат Российской империи был разрушен, а старая русская армия перестала существовать, пришедшее к власти большевистское правительство ходом событий было сразу же поставлено перед необходимостью организации вооруженной защиты вновь образованного государства. Решая эту неотложную проблему, оно прошло сложный путь поиска наиболее приемлемых в условиях Гражданской войны организационных форм центральных органов военного управления, в том числе и органов оперативного руководства, отвечавших в той или иной мере задачам Генерального штаба.

Такого единого, подобного Генштабу органа в тот период создано не было, и Реввоенсовет Республики (РВСР) как коллективный орган высшей военной власти руководил вооруженными силами через Полевой штаб и Всероссийский главный штаб (Всероглав-штаб). Первый занимался оперативной работой, то есть осуществлял централизованное управление военными действиями, а второй ведал устройством тыла, укомплектованием войск (сил), их учебой и другими административными вопросами.

И только в 1921 году путем слияния Полевого штаба РВСР и Всероглав-штаба был создан единый орган руководства Красной Армией - Штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), который по своей организационной структуре и объему решаемых задач являлся прообразом созданного на его основе в сентябре 1935 года Генерального штаба, совершенствование организационной структуры и уточнение функций которого осуществлялись вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Г.К. Жуков

Основной рабочий орган Верховного Главнокомандования

Трагическое начало войны предопределило срочную реорганизацию высших органов военно-стратегического руководства обороной страны. Генеральный штаб стал с 23 июня 1941 г. основным рабочим органом Ставки Главного Командования (с 8 августа - Верховного Главнокомандования).

В самые сжатые сроки организационная структура Генштаба, стиль и методы его работы были перестроены в целях приведения их в соответствие с требованиями и задачами вооруженной борьбы.

Полностью добиться этого удалось лишь в конце 1942-го - первой половине 1943 года. Генеральный штаб, пройдя нелегкий путь поисков своей наилучшей организации и места в системе стратегического руководства, накопив достаточный опыт в решении возложенных на него многообразных задач, превратился в основной и высокоэффективный рабочий орган Верховного Главнокомандования, через который Ставка осуществляла стратегическое руководство военными действиями фронтов и флотов, авиации дальнего действия и Войск противовоздушной обороны страны, организацию их взаимодействия и всестороннего обеспечения. В годы войны в наибольшей степени проявились высочайшие организаторские способности, немалый талант руководителей Генштаба, профессионализм и строжайшая ответственность его сотрудников.

Опыт войны показал, что структура Генерального штаба, стиль и методы его работы в мирное время должны в возможно большей степени соответствовать требованиям будущей войны, в то же время, быть способными гибко и оперативно реагировать на изменяющийся характер и условия вооруженной борьбы. Эти тенденции получили дальнейшее развитие в ходе послевоенного строительства Вооруженных Сил.

Послевоенный период

После окончания Великой Отечественной войны была проведена реорганизация органов центрального военного управления, в том числе и Генерального штаба, в соответствии с требованиями мирного времени.

Наряду с совершенствованием своей структуры, стиля и методов работы Генштабом были подготовлены и в высшей степени организованно осуществлены масштабная демобилизация Действующей армии, крупная передислокация советских войск из ряда зарубежных стран на территорию Советского Союза, проведена большая работа по изучению и обобщению опыта минувшей войны и по внедрению его в практику подготовки Вооруженных Сил.

Стремительное развитие современных средств вооруженной борьбы и создание принципиально новых их видов, в том числе ракетно-ядерного оружия, изменения в расстановке сил на международной арене в связи с оформлением различных, агрессивных по своей сути военно-политических союзов антисоветской направленности и, прежде всего, блока НАТО, требовали от Генерального штаба принятия энергичных мер по повышению уровня боевой мощи и боеспособности советских войск.

Переоснастив Вооруженные Силы новейшим оружием и военной техникой, внеся существенные изменения в организационную структуру Советской Армии и Военно-морского флота, Генеральный штаб в тесном взаимодействии с другими органами центрального военного управления, а также с руководством других силовых ведомств и армий стран - участниц Варшавского Договора сумел не допустить военного превосходства США и НАТО над СССР и его союзниками и добиться в начале 1970-х годов военно-стратегического паритета с ними.

Со второй половины 1980-х годов его деятельность осуществлялась в соответствии с оборонительным характером советской военной доктрины. Она была направлена на обеспечение и укрепление международной безопасности государства.

Трудные 1990-е годы

В 90-е годы прошлого века произошли серьезные изменения всей военно-политической ситуации в мире. Изменились внутриэкономические, социальные, демографические и другие условия в самой России, что существенно повлияло на задачи армии и флота, систему военного руководства, особенно оперативно-стратегического. Вместе с тем роль и значение Генерального штаба, в истории которого с момента создания Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации в марте - мае 1992 года начался качественно другой этап, нисколько не уменьшились в процессе государственного переустройства и поиска нового места России в мировом сообществе.

В своей практической деятельности Генеральный штаб в указанный период исходил из комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны, концептуально оформленных в военной доктрине Российской Федерации. Среди них: эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности, а также ряд других мер, реализация которых обеспечивала в конечном итоге безопасное и независимое развитие России.

В целом же в системе военно-политического, государственного и военного планирования Генеральный штаб нес ответственность не только за выполнение Вооруженными Силами стратегических задач, но и за согласованное применение всех имевшихся сил и средств в интересах достижения целей военной безопасности, в том числе и в мирное время.

Отсюда - ведущая роль Генерального штаба в прогнозировании и оценке международной обстановки, в формировании предложений военно-политическому руководству страны в сфере обеспечения национальной безопасности.

Новые задачи

Одна из важнейших задач Генерального штаба - проведение в жизнь решений военно-политического руководства Российской Федерации по оптимизации и формированию современного облика Вооруженных Сил. Генеральный штаб занимает ведущее место в высшем эшелоне военно-управленческого аппарата и является координатором по всему спектру вопросов, связанных с планированием применения, развития и подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований России.

В настоящее время продолжается процесс оптимизации органов военного управления. Это в полной мере относится и к Генеральному штабу. Его основные звенья по офицерскому составу практически остаются в прежней численности. Сокращения касаются излишествующих, обслуживающих и довольствующих органов с тем, чтобы при оптимальной численности сохранить действительно работающий боевой состав.

Сегодня Генеральный штаб призван обеспечивать стратегическое планирование, а также (в пределах своей компетентности) координацию деятельности и организацию взаимодействия с другими органами военного управления, войсками, воинскими формированиями, органами, федеральными органами исполнительной власти и организациями, создающими в военное время специальные формирования по выполнению задач в области обороны.

Использование богатого исторического опыта, гибкость в выборе методов работы, целеустремленность в достижении необходимых результатов при выполнении стоящих ответственных задач в сочетании с высоким профессионализмом, опора на традиции, преемственность в деятельности Генерального штаба, учет велений времени дают основания для уверенности в том, что все возложенные на него непростые задачи будут успешно решены.


МАКАРОВ Николай Егорович родился 7 октября 1949 г. в с. Глебово Рязанской области. В 1971 году окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (с золотой медалью). Командовал взводом, ротой, батальоном в Группе советских войск в Германии.

После окончания в 1979 году Военной академии имени М.В. Фрунзе (с золотой медалью) проходил службу в Забайкальском военном округе в должностях: начальник штаба - заместитель командира полка, командир полка, начальник штаба - заместитель командира дивизии, командир мотострелковой дивизии.

В 1993 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (с золотой медалью). Занимал должности: начальник штаба Объединенной группировки российских войск в Таджикистане, начальник штаба - первый заместитель командующего отдельной армией, командующий армией в Приволжском военном округе. С января 1998 года - командующий сухопутными и береговыми войсками - заместитель командующего Балтийским флотом по сухопутным и береговым войскам.

С сентября 1999 года - начальник штаба - первый заместитель командующего войсками Московского военного округа.

С апреля 2007 года - начальник вооружения Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны РФ. Указом Президента РФ от 3 июня 2008 г. назначен начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первым заместителем министра обороны РФ.

Заслуженный военный специалист Российской Федерации. Награжден орденами "За службу в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, "За военные заслуги", Святого Георгия 2-й степени и 12 медалями.

Среди них ведущая роль принадлежит Министерству обороны РФ. В нем есть такие структурные подразделения, как Генеральный Штаб, главные и центральные управления, управления. К центральным органам военного управления относят и управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. Возглавляют указанные управления и соответственно виды Вооруженных Сил РФ главнокомандующие. В состав управлений главнокомандующих входят главный штаб (штаб), управления, отделы, службы.

Вид Вооруженных Сил РФ - это самая крупная их составная часть, предназначенная для выполнения стратегических и крупных оперативных задач по обороне Российской Федерации в одной из трех природных сред (на суше, в воздухе, на море), отличающаяся базовым вооружением. Вооруженные Силы РФ в современный период подразделяют на три вида: Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС), Военно-Морской Флот (ВМФ). Поэтому структуру Вооруженных Сил РФ называют трехвидовой.

Род войск является самой крупной составной частью после вида Вооруженных Сил РФ. Для него характерны специфические особенности в вооружении, техническом оснащении, организационной структуре, профессиональной подготовке к выполнению боевых задач во взаимодействии с другими родами войск и соединениями, способах боевых действий. Различают две группы родов войск с учетом их организационных особенностей. Одни из них входят в виды Вооруженных Сил РФ, другие не входят в их состав. Например, в Сухопутных войсках есть такие рода войск, как ракетные войска и артиллерия, танковые войска, мотострелковые войска. Не входят в виды Вооруженных Сил РФ и являются относительно самостоятельными Космические войска, Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска.

Специальные войска служат для обеспечения деятельности видов Вооруженных Сил РФ, родов войск и содействуют им в выполнении боевых задач. К специальным войскам принадлежат войска связи, радиационной, химической и биологической защиты, инженерные и автомобильные войска.

Тыл Вооруженных Сил РФ - крупная организационная часть Вооруженных Сил, осуществляющая своевременное снабжение войск и сил флота горючими и смазочными материалами, продовольствием, вещевым имуществом, другими материальными средствами. На него возложены задачи обеспечения военнослужащих натуральным довольствием и осуществления торгово-бытового обслуживания личного состава.

Личный состав Вооруженных Сил РФ включает: а) военнослужащих; б) лиц гражданского персонала. Комплектование Вооруженных Сил РФ военнослужащими осуществляется путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу в соответствии с федеральным законодательством о военной службе. Комплектование Вооруженных Сил гражданским персоналом осуществляется согласно нормам трудового права и федеральному законодательству о гражданской государственной службе. Штатная численность Вооруженных Сил РФ составляет около 2 млн человек, включая государственных гражданских служащих.

Закон об обороне разделил руководство и управление Вооруженными Силами РФ на два самостоятельных вида деятельности. Руководство ими осуществляет Президент РФ. Управление Вооруженными Силами РФ возложено на Министра обороны РФ, которое он осуществляет через Министерство обороны РФ.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В качестве Верховного Главнокомандующего он издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Закон об обороне предусматривает осуществление ряда важных оборонных мероприятий, в частности: а) объявление состояния войны; б) введение военного положения; в) проведение мобилизационной подготовки и мобилизации; г) организацию и ведение гражданской обороны; д) организацию территориальной обороны.

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ . Военное положение представляет собой особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ указом Президента РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Порядок введения и отмены военного положения, а также условия и особенности его действия определяются Федеральным конституционным законом "О военном положении" }

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...