Влияние санкций на экономическое развитие рф. Влияние санкций на российскую экономику и компании

В количественном выражении ущерб от санкций можно оценить в 1–1,5 процентного пункта ВВП в год, считает Николаев. Эксперты его института делали оценку, основываясь на динамике внешнего корпоративного долга страны. Он, по оценкам ЦБ, снижался с 2014 г., к 1 июня 2017 г. уменьшился почти на 30%.

Помимо анализа корпоративного долга и оттока капитала необходимо обращать внимание на прямые инвестиции, считает ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Сергей Пухов. По данным ЦБ, прямые инвестиции начали снижаться в 2014 г., обвалились в 2015 г., но в прошлом возобновили рост. За то, что пока санкции обходятся России достаточно дешево, надо сказать спасибо реформаторам 1990-х, заложившим основы рыночной экономики, способной адаптироваться к меняющимся внешним условиям, продолжает Николаев.

Экономика постепенно адаптируется к санкциям и достаточно сложно отделить их воздействие от влияния других факторов, считает Пухов. По его мнению, негативный эффект – а в основном он заключается в секторальном ограничении инвестиций в ВПК и нефтегазовый сектор – сейчас вряд ли превышает половину процентного пункта ВВП. Компании этих секторов стараются исправить дело, но на это требуется намного больше трех лет.

Нефтяная адаптация

Общение с представителями нефтегазовых компаний показывает, что их компании окончательно адаптировались к существующим макроэкономическим условиям и санкционному режиму: сейчас они больше фокусируются на повышении эффективности и развитии своих ключевых активов в России, чем на попытках международного расширения, отмечали аналитики Renaissance Capital в июньском обзоре.

В отдельных направлениях нефтегазовой отрасли технические санкции имели сильный эффект, рассказывает президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. Например, около 90% ключевых технологий добычи углеводородов на шельфе – иностранные. Так что решение российских нефтегазовых компаний приостановить ряд проектов в этом направлении вызвано в первую очередь технологическими проблемами, а уже потом экономическими причинами, объясняет он. Среди приостановленных эксперты Аналитического центра при правительстве России называют наиболее значительными проекты «Роснефти» и ExxonMobil на арктическом шельфе и Черном море.

На традиционную добычу технологические санкции практически не повлияли, а в сланцевых проектах российские компании сумели частично адаптироваться после выхода иностранных партнеров и подрядчиков и продолжить их реализацию. Например, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» продолжают разработку таких месторождений, напоминает Хайков.

Многие иностранные компании тоже приспосабливаются к режиму санкций, они пытаются продолжить делать бизнес вне политики, всеми правдами и неправдами намерены оставаться на российском рынке, говорит президент «Союзнефтегаз-сервиса» Игорь Мельников. Отечественные нефтяные компании, чтобы не вкладывать огромные суммы в разработку своих технологий, согласны на полулегальное использование западных, отмечает он. «По сути, все работают в тени», – говорит Мельников.

В то же время на отечественные нефтесервисные и машиностроительные предприятия санкции повлияли даже положительно, потому что власти и нефтегазовые компании начали более активно заниматься импортозамещением, обращать внимание на российских игроков и разрабатывать меры поддержки их качественного развития, говорит Хайков. Например, с 1 января этого года правительство ввело при закупках госкомпаниями 15%-ный приоритет для российских товаров и услуг, напоминает он. Уже есть конкретные примеры импортозамещения – и по технологиям, и по продукции, продолжает он. Например, по системам телеметрии для наклонного и горизонтального бурения. Но даже при наличии определенных успехов эффективность политики импортозамещения значительно снижается из-за закрытости процесса и отсутствия информации по ее реализации и участию в ней, а также непривлечения к ней многих передовых российских сервисных и производственных компаний, говорит Хайков. Так как традиционной добычи старые санкции не касались, по долям игроков на рынке изменения пока незаметны, признает он. Технологии для бурения и разведки не мясо или сыр, для их импортозамещения нужно лет 5–7, добавляет Мельников. В России даже нет собственного программного обеспечения для суперкомпьютерных вычислений, необходимых для обработки данных геологоразведки, и проблему нужно решать в первую очередь, уверен он.

Как будут работать новые санкции США

Минфин США:
может включить в санкционные списки принадлежащие государству предприятия железнодорожной, транспортной, металлургической и добывающей отраслей
в течение 60 дней с принятия закона обязан выпустить предписание о сокращении максимального срока финансирования российских банков, находящихся под санкциями США, до 14 дней, компаний нефтегазового сектора – до 60 дней (сейчас это 30 дней и 90 дней)
в течение полугода со дня принятия закона может распространить запрет на участие, предоставление технологий и услуг на новые проекты подсанкционных нефтегазовых компаний (глубоководные, на арктическом шельфе и трудноизвлекаемые запасы), в которых им принадлежит более 33% (ранее – более 50%). Санкции распространяются на проекты во всем мире, а не только в России, как было ранее
не более чем через полгода должен представить конгрессменам отчеты о самых заметных политиках и олигархах России с указанием, например, их близости режиму, участия в коррупционных скандалах, сведений о состоянии и источниках дохода их семей

Президент США:
получает право ввести санкции в отношении тех, кто инвестирует в строительство, модернизацию или ремонт экспортных российских трубопроводов или поставляет для этих целей продукцию, информацию или услуги единовременно более чем на $1 млн или на $5 млн в год. Отмечено, что США продолжат противодействовать строительству газопровода «Северный поток – 2»
обязан ввести санкции в отношении людей, которые ведут вредоносную кибердеятельность в интересах правительства России. А также в отношении лиц, уличенных в предоставлении хакерам материальной, финансовой, технологической поддержки, товаров или услуг, в том числе финансовых
получает право вводить санкции в отношении иностранных финансовых институтов, уличенных в предоставлении финансовых услуг компаниям и лицам из санкционных списков
получает право вводить санкции в отношении лиц, инвестирующих более $10 млн или способствующих инвестициям в приватизацию активов в России с целью незаконного обогащения чиновников правительства страны, их семей и близких
обязан ввести санкции в отношении иностранцев, участвовавших в крупных сделках в интересах лиц, имеющих отношение к российской разведке, Вооруженным силам или ФСБ
обязан ввести санкции в отношении иностранцев, «на основе достоверной информации» причастных к нарушениям прав человека на территории, контролируемой Россией

Одна из самых заметных инициатив в области технологического импортозамещения – проект «Газпром нефти» по созданию комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования для разработки запасов баженовской свиты. Он предусматривает реализацию импортозамещающих технологий к 2025 г. Компания оценивала стоимость проекта в 7,5 млрд руб., из которых 90% составят ее собственные средства. Проект был задуман раньше введения санкций и реализуется в плановом режиме, уверяет человек, близкий к «Газпром нефти». В случае успешного внедрения всех созданных технологий целевой уровень добычи «Газпром нефти» из залежей баженовской свиты в 2025 г. может составить около 2,5 млн т в год, сообщала компания.

Оборона от санкций

Для российского ВПК санкции оказались болезненными. Как заявлял в 2014 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин, тогда импортные комплектующие – с Украины, из стран ЕС и НАТО – использовались в 640 образцах российского вооружения. По принятой в июле 2014 г. программе импортозамещения замене подлежало примерно 700 образцов комплектующих с Украины и 860 – западных. Процесс замены украинских комплектующих должен был завершиться к 2018 г., а западных – к 2022 г.

Одной из серьезных проблем, повлиявших на сроки российской программы перевооружения, стало прекращение импорта электронной компонентной базы (ЭКБ) для спутников, говорит бывший чиновник Минобороны. При этом радиационно стойкие микросхемы классов space и military западные производители продавали неохотно и до 2014 г. Поэтому вопрос об их замещении стоял и раньше. Сложности с этими комплектующими стали одной из причин переноса на 2–3 года запуска ряда спутников военного и двойного назначения, рассказывает собеседник «Ведомостей». Это наряду с возросшей конкуренцией и рядом неудачных пусков российских ракет-носителей привело к тому, что Россия в 2015–2016 гг. утратила лидерство по числу космических запусков, продолжает он. Ожидается, что к 2021 г. подавляющая часть необходимой ЭКБ для космической промышленности будет производиться в России, кроме того, западные поставки компенсируются за счет азиатских производителей, заключает бывший чиновник.

Второй важной проблемой оказалось прекращение поставок двигательных установок для кораблей и вертолетов с Украины и из Германии. Судовые дизели немецкой компании MTU для кораблей пограничной охраны и корветов для ВМФ удалось заменить на китайские и российские аналоги. Но непоставка украинских газотурбинных двигательных установок (ГТУ) для фрегатов (самых крупных строящихся для российского ВМФ надводных кораблей) привела к тому, что вторую тройку фрегатов проекта 11356 планируется продать в Индию (двигатели приобретут индийцы), а постройка следующих за головным кораблем «Адмирал Горшков» новейших фрегатов проекта 22350 сдвинулась на 2–4 года, рассказал источник в Минобороны. Но импортозамещение идет и здесь: в октябре 2016 г. на НПО «Сатурн» (входит в подконтрольную «Ростеху» ОДК) в Рыбинске был введен в действие комплекс по производству корабельных ГТУ.

Производство двигателей типа ТВ3-117/ВК-2500 для всех основных российских военных вертолетов также замещается – построенный под Петербургом завод компании «Климов» (также входит в ОДК) в 2017 г. выпустит около 150 моторов. Это позволит, по словам источника в «Ростехе», впервые оснастить все передаваемые Вооруженным силам военные вертолеты новыми моторами российского производства. В этой сфере запрет Украины на поставку военных комплектующих России на темпах перевооружения не сказался: в России были запасы двигателей, а кроме того, сотрудничество с украинским предприятием «Мотор сич», производящим эти моторы, продолжалось, говорит менеджер одного из авиапромышленных предприятий.

В целом санкции и вызванная ими программа импортозамещения для оборонной промышленности привела к дополнительным расходам в десятки миллиардов рублей и задержкам в поставках ряда важных образцов военной техники на годы, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Однако санкции практически не повлияли на производство вооружений для стратегических ядерных сил – основы военной безопасности страны. Кроме того, они наконец-то заставили перейти от слов к делу – ведь задача переноса производства тех же вертолетных двигателей и ГТУ для кораблей была поставлена правительством еще в 2005 г., после украинской оранжевой революции, однако, кроме горы бумаг, до санкций практически ничего сделано не было, говорит эксперт.

Продуктам ограничения не нужны

Российские чиновники много говорят о пользе продовольственного эмбарго. В августе 2014 г. Россия запретила импорт фруктов, овощей, сыров, молока, мяса и рыбы из всех стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев мечтает о его продлении «лет на 10». Производство в АПК последние годы действительно растет – в среднем на 4%. Но объяснять этот рост одними контрсанкциями неверно: в 2013 г., до эмбарго, прирост составлял даже 5,8%. Более значительную роль сыграла растущая господдержка. В 2014 г., по данным Минсельхоза, сельскому хозяйству было выделено 190 млрд руб., в 2015 г. – 222 млрд, в 2016 г. – 223 млрд.
Самые впечатляющие результаты импортозамещения после эмбарго достигнуты в производстве мяса, считает Минсельхоз. Доля импорта в свинине сократилась в 3 раза (с 26% в 2013 г. до 8% в 2016 г.), в мясе птицы – в 2,5 раза (с 12% в 2013 г. до 5% в 2016 г.).
Рост производства мяса не связан с ограничением импорта, возражает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Компании отрасли ввели в строй мощности, заложенные еще в 2012–2013 гг., когда об эмбарго никто и не думал. Инвестиции в мясное скотоводство и производство говядины в серьезных масштабах начались еще в 2009–2011 гг. после того, как господдержка этого направления появилась в госпрограмме развития АПК, считает Юшин. Ни один инвестор не будет вкладывать в долгосрочные проекты, рассчитывая только лишь на санкции, которые сначала вводились всего на год, уверяет он. Рост обусловлен господдержкой и девальвацией, а не санкциями, согласен гендиректор «Русагро» Максим Басов.
Производство сыров, сливочного масла и спредов выросло и в этом есть определенная заслуга эмбарго, считает исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Но в целом отрасль страдает: спрос на молочную продукцию из-за роста цен, вызванного девальвацией, упал на 6–8% только в 2016 г., говорит человек, близкий к одному из производителей. Покупательная способность людей заметно снизилась, а цены выросли по меньшей мере вдвое, так что основной проблемой остаются сокращающиеся доходы населения, признает Белов.
Овощеводам запрет на импорт продукции из Европы, а позже из Турции помог, но главным образом тем, что с введением эмбарго государство занялось поддержкой отрасли. С 2015 г. бюджет компенсирует 20% затрат на строительство теплиц и овощехранилищ в дополнение к субсидированию процентной ставки, и с тех пор пошли инвестиции – с 2015 г. в производство овощей вложено более 100 млрд руб, напоминает президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев. Импорт стал снижаться, а внутреннее производство – расти: уже в этом году страна обеспечит себя огурцами на 80%, а помидорами – наполовину. При таком уровне господдержки, но без эмбарго и запрета импорта из Турции овощеводство развивалось бы медленнее. Теперь то, что могли сделать за 10 лет, получится в ближайшие три года, считает Королев.
Выросла и господдержка садоводов: в 2015 г. субсидии были в 5 раз больше, чем в 2010 г., – 2,5 млрд руб. на гектар, напоминает президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. В результате темпы закладки садов увеличились в 1,5 раза, сообщает Минсельхоз. Заметный прирост их продукции ожидается в 2019–2020 гг., говорит Муханин. Пока яблоки из Европы заместил импорт из Белоруссии, добавляет он. Но плюсы от контрсанкций все же есть: торговые сети стали работать с российскими производителями, на которых раньше и внимания не обращали, считает он.
Рост сельского хозяйства продолжится и в 2017 г., считает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов – за счет растениеводства и животноводства, которые от санкций зависят слабо.

Новые санкции

Адаптация экономики к новому уровню санкций – их ужесточению, распространению на транспортные отрасли и т. д. – будет болезненной, но не критичной: запас прочности еще есть, считает Николаев. Развитие того же энергетического сектора в гораздо большей степени зависит от цен на сырье, а не от доступа к рынкам, объясняет он. Глубина шока будет зависеть от того, как конкретно будут применяться новые санкции. Если их распространят на трубопроводные проекты в таком виде, как прописано в законе, потрясение будет серьезным, предупреждает он.

Новый закон США отчасти смягчил режим санкций, установив, что под него подпадают только новые глубоководные, арктические и сланцевые проекты по добыче нефти, в которых доля российских подсанкционных компаний превышает 33%, отмечает Хайков. Получается, у иностранцев потенциально появляется шанс вернуться в ряд проектов, объясняет он. Однако теперь санкции будут распространяться на проекты не только в России, но и по всему миру.

В законе описаны только общие принципы действия санкций. Теперь власти США будут включать конкретные проекты в санкционный список.

Наиболее болезненная часть новых санкций – удар по российским экспортным энергетическим трубопроводам. Установленный запрет на инвестиции и предоставление любых услуг, оборудования, технологий и информации, относящихся как к строительству новых, так и к расширению и обслуживанию существующих систем, критичен, например, для морских магистральных трубопроводов, где имеющихся российских технологических возможностей на данный момент недостаточно, говорит Хайков.

Самый крупный из таких проектов – строительство газопровода «Северный поток – 2» по дну Балтийского моря мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Даже «Газпром» еще до принятия закона о новых санкциях признавал, что они могут замедлить реализацию проекта или даже вовсе торпедировать его. Данное нововведение – метод недобросовестной конкуренции: ограничение доступа более экономически выгодного покупателю трубопроводного российского газа на международные рынки, в основном Европы, считает Хайков. Не зря новые санкции были приняты в штыки Европой. Ведь в отличие от США европейцы не вводили санкций в отношении «Газпрома» и его топ-менеджеров.

Пока не известно, будут ли эти санкции использоваться в полной мере, но опасения инвесторов, безусловно, скажутся на притоке капитала, считает Пухов. Очень многое будет зависеть от позиции ЕС и Китая, основных торговых партнеров России. Страны ЕС все больше и больше недовольны односторонними мерами со стороны США, отмечает Пухов. Для интенсивного роста экономики темпами выше мировых нужны инвестиции (в том числе иностранные) в основные средства, использование новых технологий, в конечном счете рост инвестиционного импорта, в ситуации с ужесточением санкций это маловероятно, объясняет он. Поэтому стагнация или рост в пределах 2% наиболее вероятный сценарий, который прогнозируют многие российские и зарубежные экономисты, заключает он.

«Опыт стран, десятилетиями живущих под санкциями, показал, что санкции не приводят к обрушению экономики. В том же Иране практически все 30 лет санкций были положительные темпы роста ВВП», – приводит пример Николаев. Россия это подтвердила: жить при санкциях можно, развиваться – нельзя, резюмирует Николаев. Страна обречена на постоянную потерю 1–2% ВВП в год, считает он.

В обозримой перспективе наивно рассчитывать на отмену санкций – по крайней мере на горизонте пяти лет. Осознание того, как критично вызванное санкциями отставание в развитии, приходит со временем, так что их влияние на российскую экономику впоследствии будет переоценено, считает эксперт.

Последствия носят долгосрочный характер и будут накапливаться, соглашается Пухов. Причем масштабы импортозамещения от нынешних санкций несопоставимо малы с импортозамещением поле кризиса 1998 г., считает он. «Меня пугает не столько временный разрыв с потенциальным выпуском, вызванный санкциями, сколько постепенная изоляция России от внешнего мира, в первую очередь развитых стран, и скатывание по пути бывшего СССР. Как следствие – потеря конкурентоспособности с вытекающими долгосрочными последствиями и снижением самого потенциала роста экономики. Если мы не растем быстрее многих развитых стран, значит, мы движемся назад относительно них. Возникает отложенный прямой и косвенный негативный эффект, который я даже не берусь оценить. На этом фоне все текущие потери, рост оттока капитала и т. п. покажутся каплей в море», – объясняет он.

В подготовке статьи участвовали Виталий Петлевой и Иван Васильев

В этом году экономика РФ испытывает колоссальное международное давление. Практические меры, применяемые зарубежными странами к России, выражаются в различного рода санкциях. Какова их природа? В чем заключается влияние санкций на экономику России? Какие возможности открываются у РФ в силу изменений внешней конъюнктуры?

Суть санкций

Согласно распространенной в экспертном сообществе точке зрения, введение санкций против РФ связано главным образом с политической позицией России касательно украинского кризиса. Западные государства, основная часть которых входит в НАТО, посчитали недопустимым действия властей РФ в отношении Крыма, а также восточных регионов Украины, в которых, по мнению стран Атлантического блока, ведут деятельность пророссийски настроенные вооруженные формирования.

Как таковые санкции носят экономический и политический характер. По первой части это различного рода эмбарго, по второй - внесение должностных и юридических лиц в соответствующие санкционные списки.

Периодизация санкций

Рассмотрим, в какой последовательности осуществлялось введение санкций против РФ. Эксперты полагают, что первый пакет соответствующих мер был введен в действие сразу после того, как Россия поддержала референдум в Крыму и включила этот регион в свой состав. Западные государства посчитали действия властей полуострова, а также позицию РФ незаконными. Последующие витки санкций были связаны, как полагают аналитики, с дальнейшей эскалацией ситуации в Украине.

Санкции: угроза для экономики России

Какими могут быть последствия введения санкций для экономики РФ? Эксперты отмечают, что наибольшие сложности могут возникнуть в сфере импорта. Дело в том, что экономика России достаточно зависима от ввоза наукоемких технологий, продукции машиностроения, лекарств, в значительной степени и продовольствия. Основными партнерами России по импорту являются как раз те, что применили против РФ санкции. Если экономическая составляющая соответствующих мер приобретет системный характер, то дефицит импортной продукции, считают эксперты, не заставит себя долго ждать.

В поисках инвестора

Влияние санкций на экономику России может явным образом прослеживаться в аспекте привлечения иностранных инвестиций. В частности, могут пострадать кредитные рейтинги РФ, являющиеся основным индикатором привлекательности страны для зарубежного капитала. Результатом снижения притока инвестиций может быть замедление роста ВВП, полагают экономисты. Экономика России сегодня, считают аналитики, в значительной мере зависит от иностранного капитала. Фондовые биржи РТС и ММВБ наполняют ликвидность во многом за счет привлечения зарубежных инвестиций.

Однако, полагают эксперты, иностранный капитал может и не обязательно иметь западное происхождение. Вполне есть вероятность, что место инвесторов из ЕС и США займут, скажем, капиталисты из стран BRICS, которые, как считают многие аналитики, сейчас союзники России. И потому снижение рейтингов в рамках методологий, разработанных в США и ЕС, может и не играть существенной роли в аспекте привлечения инвестиций.

Санкции и банковская система

В чем может прослеживаться влияние санкций на банковскую систему России? В этой сфере, считают аналитики, потенциал для возникновения угроз экономике страны наибольший. Дело в том, что российская банковская система настолько интегрирована в мировую (которая, в свою очередь, в значительной степени контролируется США и их западными союзниками), что зарубежные финансисты фактически имеют доступ к ключевым механизмам управления ей. Счета американских и европейских банков активно используются российскими бизнесами. И если кредитно-финансовые организации западных стран решат заморозить соответствующие активы, то это может нанести, считают эксперты, значительный урон предприятиям РФ, работающим с зарубежными банками.

Санкции (со стороны ЕС) были введены в отношении крупнейших российских кредитно-финансовых организаций, таких как ВТБ, Сбербанк, ВЭБ. В частности, гражданам ЕС с начала августа было запрещено приобретать некоторые разновидности ценных бумаг этих учреждений. По мнению аналитиков, на практике это означает только одно - указанные российские банки перестают иметь доступ к рынкам капитала. И потому у них могут появиться проблемы с выплатой текущих долговых обязательств, оформлением новых займов и инвестициями.

VISA - в России?

Одним из наиболее показательных прецедентов, касающихся такого аспекта, как влияние санкций на банковскую систему РФ, можно считать блокировку крупнейшими платежными системами мира - VISA и MasterCard - банковских карт сразу нескольких кредитно-финансовых учреждений России, таких как "Собинбанк", АКБ "Россия", "СМП Банк". Расплачиваться, используя международные эквайринговые каналы, клиенты этих банков уже не могли. Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что полностью отключаться от российского рынка не будут. Если это произойдет, то возникнет угроза стабильности финансовой системы ЕС.

Еще одним последствием санкций в может быть ограничение кредитования российских организаций на западе. Условия займов в западных банках во многих случаях предпочтительнее, чем внутри РФ (главным образом, в силу более низких процентных ставок). Вместе с тем практическое влияние санкций на бизнес в аспекте кредитования может быть не столь существенным, если предприниматели смогут наладить взаимодействие с другими рынками в плане займов. Одним из самых перспективных российским экспертам видится китайский вариант.

Банкам все нипочем?

Помочь российским банкам в условиях санкций готов ЦБ. В частности, в СМИ появились заявления руководства ЦБ о том, что при необходимости для этой цели могут быть задействованы международные валютные резервы. заявили о том, что готовы к санкциям. Руководство Сбербанка, в частности, объявило, что учреждение обладает достаточным объемом ресурсов, опытом менеджмента и уровнем экспертизы для продолжения работы в текущих экономических и политических условиях. "Газпромбанк" и ВТБ также заверили общественность, что действия США и ЕС не повлияют на финансовую устойчивость учреждений. Таким образом, влияние санкций на экономику России в части банковской сферы может быть не столь значимым.

Санкции и возможности

По мнению ряда экономистов, санкции ЕС - прекрасный повод для налаживания дел в экономике РФ, которая, в силу сильной ориентированности на экспорт нефти, развивается не столь динамично, как могла бы.

Наибольший потенциал, полагают аналитики, присутствует в сфере как раз-таки импортозамещения. Россия имеет достаточное количество ресурсов - как в аспекте производственных мощностей и сырья, так и в плане научной составляющей, чтобы производить основную часть товаров, импортируемых из-за рубежа.

Потенциал ответных действий

Каковы механизмы, при помощи которых Россия может противодействовать санкциям? Прежде всего стоит отметить принятый в 2006 году, задолго до того, как стали складываться явные предпосылки украинского кризиса, закон, касающийся особых мер экономической природы, которые могут применяться в случае, если страна будет испытывать необходимость в реагировании на противоправные деяния, что являют собой угрозу интересам России, на уровне международных отношений. Поэтому базовые законодательные ресурсы, которые могут быть задействованы как ответ на введение санкций против России, наличествуют. Более того, есть сведения о том, что в структурах Федерального Собрания ведется работа по созданию новых правовых актов, которые могут расширить спектр контрмер РФ в условиях международного давления. В частности, есть мнение, что в новые законы могут быть включены положения, разрешающие конфисковывать размещенные в РФ активы западных компаний (как государственные, так и частные).

Ответ на санкции

Несмотря на то что причины введения санкций власти РФ посчитали, исходя из комментариев высших должностных лиц, необоснованными и противоречащими логике, контрмеры в отношении западных стран, сопоставимые с действиями против России, применены все же были. В частности, в период первой волны соответствующих международных мер власти РФ решили сформировать списки лиц, имеющих западное гражданство, которым запрещен въезд на территорию РФ.

Когда VISA и MasterCard, как мы уже сказали выше, прекратили обслуживать карты нескольких российских банков, то власти РФ решили активизировать работу, во-первых, по разработке национальной платежной системы, а во-вторых, по привлечению на рынок РФ китайской МПС - UnionPay, которая могла бы стать серьезным конкурентом текущим мировым лидерам. Это нанесло бы значительный, как считают некоторые экономисты, ущерб - в сотни миллионов долларов.

Самым серьезным пакетом российских контрмер стал запрет на ввоз в РФ огромного спектра продуктов питания, главным образом выпущенных пищевой промышленностью ЕС (а также предприятиями Канады, Австралии и США). В начале августа президент России издал соответствующий Указ. Перечень товаров, попавших под эмбарго, составили самые разные продукты питания - мясные, молочные товары, рыба, овощи, фрукты. В денежном выражении общий объем соответствующего импорта, как подсчитали аналитики, на момент введения контрмер был равен 9 млрд долларов.

Также в августе были внесены корректировки в сфере легкой промышленности. В частности, в сегменте госзакупок попали под запрет одежда из тканей, кожи и меха. Правда, эксперты не посчитали этот шаг российских властей прямым ответом на санкции, поскольку соответствующее ограничение коснулось поставок из всех стран, не считая тех, что наряду с РФ входят в Таможенный Союз, а не только западных.

Последствия "антисанкций" для ЕС

О том, что западные санкции в экономике РФ могут привести к проблемам на уровне импорта, мы уже сказали, приведя в пример несколько отраслей. Но будут ли при этом чувствовать себя хорошо сами зарубежные экспортеры скажем, той же продукции машиностроения. Те, кто поставлял оборудование в Россию? Каковы возможные последствия санкций для ЕС? Согласно одному из Reuters, комфортно европейцам, скорее всего, не будет. Один из самых активных партнеров России в экономической сфере - Германия. Есть цифры: порядка 300 тыс. рабочих мест в ФРГ так или иначе отражают занятость населения в сферах взаимодействия с РФ. Эксперты полагают, что экспорт из Германии в Россию может снизиться на несколько десятков процентов (в основном в сфере машиностроения). Вместе с тем есть мнение, что существенного влияния на общее состояние экономики ФРГ в целом обострение взаимоотношений с РФ не окажет. Просто потому, что текущая доля России в объеме внешней торговли Германии не превышает сейчас 4%. Таким образом, влияние санкций на бизнес в Европе видится экспертам в достаточной мере ограниченным.

Продуктовые "антисанкции"

Рассмотрим аспект, касающийся самых серьезных, по оценке экспертов, контрмер российских властей - запрете ввоза продуктов из ЕС. Многие аналитики считают, что европейские сельхозпроизводители пострадали от эмбарго очень существенно. Поставки в Россию для многих из них были гарантией рентабельности, а для каких-то бизнесов и вовсе основным каналом сбыта. Найти покупателей на других рынках, полагают аналитики, предприятия пищепрома из ЕС смогут очень нескоро. И потому в ближайшее время их бизнес, вероятно, вряд ли будет прибыльным.

Фонд Европы

Вместе с тем ряд экспертов полагает, что последствия эмбарго для ЕС могут быть не столь существенными, как, в частности, влияние санкций на экономику России. Доля экспорта сельхозтоваров из Евросоюза в РФ - менее 5% в экономике этого политического объединения. И это несмотря на то, что Россия - второй для ЕС по объему рынок сбыта в данном сегменте. Также есть сведения о том, что Евросоюз собирается компенсировать возможные убытки от "антисанкций" со стороны РФ, использовав средства специально созданного фонда. Правда, его величина, считают аналитики, не слишком впечатляет - 400 млн евро. Страна, которая может пострадать от "антисанкций" сильнее других - Финляндия. В силу географической близости это государство и РФ имеют тесные Примерно 25% экспорта из Финляндии направляется в Россию. Вместе с тем доля продовольствия в нем - менее 3%.

Перспективы самообеспечения

В чем выразилось влияние санкций на сельское хозяйство России? Некоторые эксперты считают, что продуктовое эмбарго в отношении производителей из ЕС открыло перед аграриями РФ огромные возможности. Во многих сегментах освободились рыночные ниши, или, по крайней мере, стали значительно менее насыщенными. Есть точка зрения, что сельхозпроизводители из России пока не очень готовы к резкому увеличению объемов выпуска продукции, и в этом случае возможно два сценария: заполнение ниш за счет поставщиков из тех стран, что не попали под эмбарго, или же, что менее желательно для экономики РФ, возникновение ощутимого товарного дефицита. И, как следствие, рост цен.

Экономика России сегодня, полагают многие эксперты, пока не может в полной мере гарантировать эффективное импортозамещение - в том числе и в области сельского хозяйства. Аналитики отмечают, что повышение отпускных цен на различные продукты произошло в достаточно скорые сроки с момента введения "антисанкций". По оценкам аналитиков, к концу 2014 года некоторые виды товарных позиций могут подорожать более чем на 30%. В среднем по продуктам, формирующим основную корзину, рост цен может составить около 15%. Есть вероятность, полагают аналитики, того, что упадет качество продукции, представленной на прилавках. В России, а также во многих странах, откуда предполагается ввозить товары, производственные стандарты не столь строги, как в Европе.

На фоне массовой истерии вокруг ситуации на Украине и спекуляции в отношении сложившейся проблеме редко кто может объективно взглянуть на реальное положение дел.

И, в частности, на единовременное влияние санкций на экономику России.

Вносить неразбериху помогают и сами средства массовой информации, выполняющие социальный заказ. Данное утверждение верно, как в отношении России, так США, Украины и стран Евросоюза. Но это – политика, где каждый хвалит своих и очерняет «врагов». Попробуем отойти в сторону от политических дрязг и посмотреть, исключительно, на влияние санкций на экономику России. В данном материале не будут рассмотрены черные списки политических и прочих деятелей, так как их создание напрямую связано с политическими разборками глав государств.

Ключевые санкции, оказавшие влияние на экономику РФ

  1. Ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым кредитным продуктам. Последствия санкций для России: рост ставок по кредитам (в частности, на фоне повышения ставки ЦБ РФ с целью снижения скорости падения национальной валюты).
  2. Запрет в отношении ряда российских компаний, связанный с ограничением доступа к финансированию со стороны иностранных банков и ограничения на приобретение их продукции. Например, «Роснефть» и «Газпромнефть». Последствия: поддержка компаний из федерального бюджета, что способствовало ускорению инфляционных процессов и росту цен.
  3. Запрет большинством стран Евросоюза инвестирования в российские компании и приобретение долей в них. Последствия: рост цен на продукцию компаний, функционировавших с привлечением иностранных капиталов. Примерами могут выступать следующие организации: компания «Сириус», концерн «Алмаз-Антей», автомобильные заводы «ГАЗ» И «АвтоВАЗ» и другие.
  4. Отток иностранных капиталов, начавшийся в марте 2014 года и продолжающийся по сей день. Рост налогов (на недвижимость, на добычу полезных ископаемых, акцизы на алкогольную продукцию и табак и так далее), тенденции к повышению пенсионного возраста и т.д. По мнению большинства экспертов-аналитиков, именно отток капиталов из страны стал основной причиной роста инфляции, снижения стоимости рубля и, как следствие, начала финансового кризиса в России.
  5. Ограничения на оборот ценных бумаг российских компаний и приобретение ценных бумаг иностранных компаний юридическими и частными лицами Российской Федерации. Последствия: снижение рейтинга ряда российских компаний на мировом рынке. Однако, важно отметить о повышении стоимости акций российских компаний на отечественных фондовых биржах.

Продовольственное эмбарго

Закономерным ответом на санкции со стороны стран Еврозоны и США стало российское эмбарго, выражающееся в первую очередь в запрете на импорт широкого перечня продовольственной продукции. В связи с этим, рассматривая вопрос о том, как повлияли санкции на экономику России, важно осветить и влияние контрмер. Был ограничен ввоз молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов, морепродуктов и других товаров продовольственной группы.

По предварительным расчетам, объем импорта за год суммарно сократился примерно на 10 млрд. долларов. Однако, учитывая, что страны ЕвроСоюза и США имеют общий показатель мирового ВВП примерно 40%, ответные меры со стороны Российской Федерации на них практически не сказались. В наибольшей степени пострадали Польша, Латвия и Финляндия. Продовольственной эмбарго возымело негативные последствия для экономики Российской Федерации и рядовых потребителей:

  • сложности с импортозамещением в связи с недостаточной развитостью аграрного сектора России. Это привело к росту оптовых и розничных цен на продукты питания, подпавшие под продовольственное эмбарго. Стоит отметить, также снижение качества ряда товаров в связи с уменьшением конкуренции на рынке.
  • Необходимость вложений в аграрный сектор на федеральном и региональном уровне, что также негативным образом сказалось на единовременных экономических показателях по стране.

Итоги: негативные последствия для российской экономической системы

  • Падение цен на нефть и снижение котировок национальной валюты.
  • Необходимость увеличения отчислений из федерального бюджета с целью поддержки отраслей, попавших под санкции.
  • Существенные потери на перспективу для бюджета в связи с расторжением договоров с иностранными компании (демонтаж «Южного потока», отказ «BMW» от строительства завода на территории России и т.д.).
  • Снижение покупательной способности населения при росте цен на большинство товаров (электроника, автомобили, продукты питания и т.д.).

По официальному заявления президента Российской Федерации В. В. Путина, по состоянию на март 2015 года экономика страны потеряла порядка 150 млрд. долларов.

  • Западные санкции затронули 20-21% российского ВВП. В основном под ограничения попали крупные государственные банки (54% банковского сектора по объему активов), нефтегазовые компании (доля их выручки составляет 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК.
  • Санкции оказали слабое влияние на финансовое состояние компаний и банков... С 2014 по 2016 год рентабельность по банковскому сектору в целом снизилась в среднем на 0,8 п. п. Снижение затронуло все банки, поскольку его причиной стал финансовый кризис, а не санкции. Снижение рентабельности в нефтегазовой отрасли составило в среднем 1,6 п. п., но также было обусловлено не санкциями. Причиной стала реализация налогового маневра. Санкции повлияли на структуру долга и географию заимствований компаний и банков, попавших в список. Компании увеличили долю рублевого долга и облигаций, а банки снизили долю облигаций в долларах и евро. Долг перед нерезидентами сократился, а из-за снижения доли западных инвесторов выросла доля Азии. Последние санкции вызвали самый большой всплеск нестабильности в российском финансовом секторе, но абсорбировались быстрее.
  • …но существенное — на экономическую политику России. Контрсанкции привели к росту цен и снижению доходов населения на 2-3 п. п. за 2014-2018 годы. Негативное влияние снижения доходов на экономический рост не было компенсировано положительным эффектом со стороны роста производства в АПК. Дополнительные расходы на выстраивание инфраструктуры хранения данных способны привести к росту долговой нагрузки телекоммуникационных компаний.
  • Санкции не являются ключевым сдерживающим фактором для роста экономики в среднесрочной перспективе. Темпы экономического роста в России ограничены из-за сокращения численности рабочей силы, а потому даже в случае отмены санкций рост экономики в среднесрочной перспективе вряд ли существенно превысил бы 1,5% (прогнозный показатель АКРА на 2017-2018 годы). Долгосрочный экономический эффект введения санкций более ощутим из-за ухудшения инвестиционного климата в стране и замедления освоения шельфовых проектов, которое негативно скажется на объемах добычи нефти в период после 2020 года.
  • Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг, уязвимый к расширению санкций. Это повышает устойчивость к потенциальным негативным последствиям возможного усиления финансовых санкций против российских компаний.

Западные санкции затронули 20-21% российского ВВП

Под санкции США в общей сложности попали свыше 400 российских компаний и банков. Большинство из них — это «дочки» крупных материнских структур (список последних мы приводим в таблице 1). По итогам 2017 года совокупная консолидированная выручка российских компаний и банков, попавших под санкции, составила 30 трлн руб., а вклад в ВВП оценивается в 20-21% 1 . Ограничения в основном затронули крупные госбанки (54% банковского сектора по объему активов), нефтегазовые компании (доля их выручки составляет 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК. В отношении России санкции ввели также ЕС, Канада и Австралия; по своей сути они аналогичны санкциям США и введены в отношении тех же компаний 2 .

1 Указанный процент — это доля выручки по МСФО всех находящихся под санкциями компаний в совокупной выручке (до консолидации, по РСБУ) по всей экономике. Доля тех компаний, в отношении которых санкции были введены 6 апреля, составляет около 1% (источник данных: Росстат, консолидированные счета в текущих ценах; отчетность по МСФО).

2 Если российская компания попадает под блокирующие санкции США (SDN list), то ее сотрудничество с компаниями из других стран может повлечь за собой введение в отношении данных компаний вторичных санкций со стороны США. В результате этого происходит заморозка активов компаний из других стран в США и вводится запрет на корреспондентские счета в США (для банков).

Таблица 1. Крупнейшие российские компании и банки, в отношении которых действуют секторальные (SSI list) или блокирующие (SDN list) санкции США

Источник: US Treasury department (OFAC Sanctions list)

3 В отношении ПАО «Газпром нефть» помимо запрета на экспорт и реэкспорт товаров, услуг или технологий (для поддержки разработки и добычи) также действует запрет на привлечение долгового финансирования. Некоторые дочерние компании ПАО «Газпром» находятся в SDN list (например, ООО «Газпром бурение»).

4 Некоторые дочерние компании находятся в SDN list, например, АО «Концерн Калашников», «НПО Базальт», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Последние санкции вызвали наибольший всплеск финансовой нестабильности, но абсорбировались быстрее остальных

Подробнее о принципах расчета индекса ACRA FSI см. « » . Значения индекса ACRA FSI регулярно публикуются на сайте .

Блокирующие санкции США (SDN list) запрещают любое взаимодействие компании с американскими агентами. Секторальные санкции (SSI list) делятся на 4 типа (директивы), которые запрещают только какие-то определенные взаимодействия с гражданами или компаниями США (таблица 1). Первая для финансовых компаний, вторая и четвертая для нефтегазовых компаний, третья для предприятий оборонного сектора.

В 2014 году введение санкций не привело к переходу российской финансовой системы в состояние кризиса, о чем свидетельствует динамика индекса финансового стресса ACRA FSI (рисунок 1). Однако инвестиционный климат в стране ухудшился, что на фоне снижения нефтяных цен вызвало рецессию в экономике.

В период после 2014 года резкого роста финансовой нестабильности в стране не наблюдалось. Однако апрельские санкции 2018-го стали своего рода проверкой на прочность для нашей экономики и финансовой системы, поскольку после их введения произошел ощутимый отток средств зарубежных инвесторов из финансовых инструментов не только тех компаний, которых коснулись новые ограничения, но и не затронутых санкциями. В совокупности с повышением ставки ФРС США 21 марта это привело к снижению курса рубля, даже несмотря на рост цен на нефть (индекс ACRA FSI в этот момент существенно вырос, как показано на рисунке 2).

Последние санкции вызвали больший всплеск нестабильности по сравнению с введенными в 2014 году: с 6 апреля ACRA FSI вырос за неделю почти на 1 п., что стало самым значительным недельным приростом индекса после введения санкций. На 14 апреля 2018 года ACRA FSI достиг максимума за период с середины мая 2017 года и составил 1,41 п. Вероятно, это связано с тем, что впервые на такие крупные российские компании были наложены блокирующие, а не секторальные санкции, как происходило ранее.

Рисунок 1. Введение санкций в 2014 году не привело к началу финансового кризиса (2,5 п. — граница перехода индекса ACRA FSI в зону финансовой нестабильности)


Источник: расчеты АКРА

Рисунок 2. Санкции, введенные 6 апреля 2018 года, вызвали наибольший всплеск финансовой нестабильности в России (на графике показана динамика индекса ACRA FSI)


Источник: расчеты АКРА

Russia CDS 5Y (пятилетний кредитно-дефолтный своп) — дериватив, страхующий от дефолта по долгам Российской Федерации.

По состоянию на конец июня ставки по Russia CDS 5Y на 0,3 п. п. выше, чем на начало 2018 года. Это может быть обусловлено тем, что риски, связанные с российской экономикой, по мнению инвесторов, выросли. Однако более высокие ставки по Russia CDS 5Y могли стать следствием не только лишь санкций: для многих развивающихся стран ставки по CDS с начала года выросли в среднем на 0,5-1 п. п. из-за повышений ключевой ставки ФРС США.
С учетом динамики ACRA FSI можно сделать вывод, что последствия санкций, введенных 6 апреля, уже абсорбировались: в июне 2018-го значение индекса оказалось даже ниже, чем было в среднем в начале года (динамика Russia CDS 5Y обычно запаздывает относительно ACRA FSI). Причиной того, что апрельские санкции были абсорбированы быстрее предыдущих, могла стать адаптация российской финансовой системы к санкционному режиму.

Санкции оказали слабое влияние на финансовое состояние компаний и банков…

Влияние на рентабельность

Налоговый маневр — повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение ставок экспортной пошлины на нефть. Реализация маневра началась в 2015 году.

Санкции, введенные США и ЕС против российских компаний в 2014 году, не отразились на рентабельности последних. Несмотря на то что рентабельность нефинансовых компаний, попавших в список, снизилась на 1,6 п. п. после введения санкций, причиной этого стала реализация налогового маневра, а не введение ограничений.

Что касается банковского сектора РФ, то наблюдавшееся в 2015 году снижение рентабельности затронуло не только попавшие под санкции банки, поскольку его причиной стал общий финансовый кризис. В целом по сектору рентабельность снизилась в среднем на 0,8 п. п.

Рисунок 3. Влияние санкций 2014 года на динамику рентабельности банков и нефинансовых компаний

Источник: КУАП, отчетность компаний и банков, расчеты АКРА

Влияние на долг

Более подробная информация о причинах увеличения объемов облигаций, выпускаемых нефинансовыми компаниями и банками, представлена в исследованиях АКРА от 22 декабря 2017 года и от 13 декабря 2017 года.

Несмотря на то что введение санкций не оказало влияния на рентабельность, оно стало причиной изменения структуры долга попавших под санкции компаний и банков. Так, в период с 2014 по 2018 год все нефинансовые компании под санкциями увеличили долю рублевых заимствований (в среднем с 13 до 41%) или/и долю облигаций (в среднем с 40 до 66%) (рисунок 4). Что касается остальных российских нефинансовых компаний, то доля облигаций в их долге, напротив, снизилась с 5 до 4% за указанный период, а в долге банков вне санкционного списка — с 10,1 до 9,7%. Для компаний под санкциями выпуск облигаций имеет преимущество по сравнению с банковскими кредитами в связи с возможностью расширения списка кредиторов. Увеличение доли облигаций у компаний под санкциями также можно связать с общей тенденцией роста доступности рынка облигаций в России и с высоким спросом со стороны инвесторов. В первом квартале 2018 года 38% заимствований крупного корпоративного бизнеса было представлено облигациями, и эта доля выросла за последний год.
У банков под санкциями доля облигаций в обязательствах, напротив, снизилась с 6 до 4%. Это может быть связано со структурным профицитом ликвидности в банковской системе и со снижением на фоне санкций доли облигаций, номинированных в долларах и евро, с 38 до 31%.

В рамках исследования для нефинансовых компаний был проанализирован только долг в форме облигаций и банковских кредитов.

Рисунок 4. Изменение структуры заимствований компаний и банков под санкциями 5 с 2014 по 2018 год


Источник: Bloomberg, расчеты АКРА

5 К долговым обязательствам ПАО «ЛУКОЙЛ» санкции не применялись. Для ряда дочерних структур ПАО «Газпром» действуют блокирующие санкции.

У большого количества компаний, попавших под санкции, произошло изменение географии заимствований: доля заимствований, привлекаемых от нерезидентов, сократилась. Эта тенденция характерна и для компаний, не попавших под ограничения (рисунок 5). Совокупный долг компаний, против которых были введены санкции в апреле 2018 года, составляет примерно 1,5 трлн руб., из которых 12% приходится на облигации, 30% — на рублевый долг. Поскольку против этих компаний действуют блокирующие санкции, запрещающие любое взаимодействие между ними и компаниями в США, структура долга первых может измениться. Эта тенденция может усугубиться на фоне опасений неамериканских контрагентов о введении против них вторичных санкций со стороны США в случае взаимодействия с российскими компаниями из санкционного списка. В настоящее время 57% долга всех российских компаний корпоративного сектора и 16% совокупного долга банковского сектора относится к компаниям из санкционного списка.

После 2014 года произошло снижение доли заимствований, предоставленных американскими и европейскими банками, в совокупном объеме банковского долга компаний из санкционного списка и соответствующее увеличение доли китайских контрагентов. Последнее не является следствием поиска новых инвесторов на Востоке, поскольку большая часть этих заимствований была еще до первой волны санкций. Стоит отметить, что продолжающийся экономический рост Китая создает потенциал для увеличения доли его инвестиций в российскую экономику. Традиционно Китай много инвестирует в российский нефтегазовый сектор: на него пришлось в среднем 57% всех крупных 6 китайских инвестиций в Россию (в денежном выражении — 10,1 млрд долл.) с 2006 года. Доля азиатских стран в прямых инвестициях в российскую экономику выросла с начала 2014 по начало 2018 года с 4,4 до 6,5%, однако это также стало результатом снижения объема западных инвестиций на фоне санкций (рисунок 6).

6 Более 100 млн долл.

Рисунок 5. Внешний долг как государственных, так и негосударственных компаний снизился после первой волны санкций в 2014-2015 годах


Рисунок 6. Объем входящих прямых инвестиций снизился; доля Запада упала, а Азии выросла


Источник: Банк России, расчеты АКРА

...но существенное — на экономическую политику России

Введенные санкции оказывают как прямое, так и косвенное влияние на российскую экономику (таблица 2).

Таблица 2. Влияние санкций на российскую экономику


Источник: АКРА

Санкции стали стимулом для ускорения разработки и внедрения мер, повышающих устойчивость российской экономики и, в частности, финансового сектора в случае возможной изоляции. Некоторые меры внедрялись бы и в отсутствие санкций, но, вероятно, более медленными темпами. Ценой адаптации к санкциям стали определенные потери в текущем благосостоянии населения.

Косвенное влияние санкционного режима оказалось более существенным, поскольку затронуло экономику в целом, а именно привело к изменению следующих компонентов экономической политики государства:

1) Торговые барьеры . Российские контрсанкции ограничили импорт некоторых категорий продовольственных товаров, что привело к росту цен на ряд товаров. Эффект на реальные доходы населения мы оцениваем в минус 2-3 п. п. на 2018 год 7 . За 2014-2018 годы ВВП России вырос на 1,1%, тогда как вклад фактора контрсанкций (через снижение потребления населением) составил лишь -0,2 п. п. Негативный вклад контрсанкций не был компенсирован положительным эффектом роста производства в секторе АПК и снижения импорта. Несмотря на то что вклад АПК в экономический рост в данный период составил 1 п. п., он был преимущественно обусловлен инвестициями, осуществленными в 2010-2013 годах. Рост производства в секторе АПК, непосредственно связанный с контрсанкциями, не превысил 0,1 п. п.

2) Инфраструктура финансового рынка. Угроза нарушения непрерывного денежного оборота ускорила разработку норм, стимулирующих использование внутренних аналогов глобальных финансовых сервисов в следующих областях: платежные системы, кредитные рейтинги и т. д.

3) Требования по хранению данных на территории России и локализации программного обеспечения госучреждений. Необходимость выполнения данных требований повысила издержки технологических и телекоммуникационных компаний.

4) Фискальная политика. Бюджетное планирование базируется на более консервативных предпосылках, чем это могло бы быть в отсутствие санкций. Внешние заимствования не рассматриваются в качестве надежного источника финансирования.

5) Размещение международных резервов. Необходимость сохранения ликвидности привела к изменению структуры инвестиций в сторону снижения (вероятно, долгосрочного) доли госбумаг инициаторов санкций.

7 Стоимость потребительской корзины выросла на 2-3 п. п.

Например, доля казначейских облигаций США в российских международных резервах снизилась с 20 до 11% с января 2014 по апрель 2018 года.

Санкции будут сдерживать долгосрочный рост экономики

Санкции нельзя назвать ключевым сдерживающим фактором экономического роста в России в среднесрочной перспективе. Потенциал роста экономики страны в период с 2017 по 2018 год АКРА оценивает в 1,5%, и фактический показатель уже близок к этому уровню. В основном рост сдерживается из-за сокращения численности рабочей силы (негативный эффект от данного фактора с точки зрения темпов экономического роста, по оценкам АКРА, составляет -0,4 п. п. в 2018-2020 годах), а потому даже в случае отмены санкций среднесрочный рост экономики вряд ли бы существенно усилился.

Влияние санкций на темпы роста может оказаться более ощутимым в долгосрочной перспективе как для компаний, так и для экономики в целом. Основные барьеры для более быстрого роста, который был бы возможен в отсутствие санкционного режима, — это отмена совместных технологических проектов, снижение экспорта алюминия и добычи нефти и газа.

Влияние на совместные технологические проекты с зарубежными партнерами

После введения санкций в 2014-2015 годах целый ряд долгосрочных проектов по освоению новых нефтяных месторождений был отменен. В том числе это затронуло девять крупных совместных проектов ПАО «Роснефть» и ExxonMobil, что для ExxonMobil означало потерю своих инвестиций, а для ПАО «Роснефть» — необходимость начать поиск новых партнеров и инвесторов.

Ограничения на нефтегазовые компании, введенные в 2014 году, скажутся на показателях добычи нефти в 2020-х. Месторождения, эксплуатация которых началась после 2013-го, должны способствовать увеличению общего объема добычи в период с 2019 по 2020 год, однако в 2020-х понадобятся новые технологические и инвестиционные стимулы как для зрелых, так и для новых месторождений. Этот процесс потребует существенных затрат, но будет сдерживаться из-за санкций.

В то же время запрет на экспорт в Россию различных видов оборудования дал положительный импульс развитию внутри страны энергетического машиностроения и производства нефтегазового оборудования.

Влияние на экспорт

В связи с санкциями, наложенными на компанию UC Rusal, объем экспорта алюминия из России в США за текущий год может снизиться на 5-10%. Темпы роста продаж данного металла на внутреннем рынке не так высоки (в 2018 году показатель вырастет на 3-4% благодаря изменению стандартов для продукции из алюминия) и не позволят нивелировать эффект от сокращения экспорта алюминия на Запад. Однако в 2019-м негативное влияние санкций может сойти на нет благодаря росту как экспорта алюминия в Китай, так
и потребления этого металла на внутреннем рынке.

Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг компаний, уязвимый к расширению санкций

Риск расширения антироссийских санкций остается одним из ключевых рисков, с которыми может столкнуться экономика РФ в текущем году. Потенциально возможные новые санкции могут включать в себя следующие меры:

  • ужесточение ограничений против компаний, уже находящихся в санкционном списке (например, запрет на привлечение более краткосрочного долга);
  • введение санкций против новых компаний;
  • расширение географии санкций: введение схожих ограничений другими странами или введение вторичных санкций в ответ на их сотрудничество с российскими гражданами/компаниями под санкциями;
  • ограничение операций с российскими гособлигациями;
  • применение прочих санкций (ограничение ликвидности резервов ЦБ, отключение от международной платежной системы SWIFT и т. д.).

В 2017 году объем международных резервов стал полностью покрывать все российские внешние долговые обязательства, уязвимые к вынужденному погашению (рисунок 7). Это может нивелировать риски ликвидности, поэтому прямого негативного эффекта на деятельность компаний под санкциями может не возникнуть, хотя и произойдет еще большее ухудшение инвестиционного климата. После введения санкций в апреле 2018 года доля нерезидентов, владеющих российскими гособлигациями, в период с апреля по июнь снизилась с 34,5 до 30% (за второе полугодие 2014 года данный показатель сократился с 25,6 до 18,7%).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...