Арциз-на-чаге - районный центр одесской области. Арциз-на-чаге - районный центр одесской области Арциз одесской

45°59′37″ с. ш. 29°25′49″ в. д. H G Я O L Страна Украина Украина Статус районный центр Область Одесская область Район Арцизский район Городской голова Михов Владимир Михайлович История и география Основан 1816 Город с 1963 Площадь
  • 118,44 км²
Высота центра 16 м Часовой пояс UTC+2 , летом UTC+3 Население Население 14 854 человек (2017 ) Национальности Украинцы, русские, болгары, молдаване, гагаузы Этнохороним арци́зец, арци́зцы Цифровые идентификаторы Телефонный код +3804845 Почтовый индекс 68400-409 Автомобильный код BH, НН / 16 КОАТУУ 5120410100 Аудио, фото и видео на Викискладе

О городе [ | ]

Арциз основан в 1816 году немецкими колонистами, переселившимися из Вюртемберга . Немцы-переселенцы родом из Вюртемберга назвали свою колонию Йоханнесхорт – «крепость Иоанна». Переименовали колонию в 1819 году по указу Александра I, повелевшего называть все немецкие и иные переселенченские колонии в честь побед в войне с Наполеоном.
Поселение получило название от французского города Арси , около которого в марте 1814 года союзные войска (российские, австрийские и баварские) одержали победу над наполеоновской армией на речке Об .

Основным занятием переселенцев было сельское хозяйство. Выращивали пшеницу, кукурузу, ячмень; разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей. Особое значение имело виноградарство и садоводство. В начале XX века начинается развитие промышленности в городе. В 1916 году в городе построена железнодорожная станция, паровозное депо и мастерские.

В 1945-50 гг были восстановлены после войны кирпичный и хлебный заводы, ткацкая фабрика, промкомбинат и мельницы. В 1950-54 гг построены мясокомбинат, нефтебаза и автоколонна. В этот же период начинается бурный рост виноградарства.

В 1989 году численность населения составляла 20 240 человек .

19 апреля 1991 года исполком Арцизского горсовета утвердил герб города. Основа герба - варяжский геральдический щит с подножьем, разделенный на три части двумя кривыми. В средней части на голубом фоне изображена цапля с камнем в лапе, символизирующая мир, дружбу и счастье, а также бдительность (камень в лапе). Боковые поля - золотая лоза винограда на красном фоне - трудолюбие населения и плодородность земель. Каменная кладка в основании щита символизирует монолитность всех национальностей, проживающих на территории района. Кривая, разделяющая верхние секторы, - топографическое обозначение железной дороги - рост промышленности и технического оснащения города. Красный цвет символизирует храбрость и мужество, голубой - красу и величие, золотой - богатство, справедливость и великодушие.

Сейчас в городе функционируют следующие крупные предприятия: завод железо-бетонных изделий, машиностроительный завод, опытно-экспериментальный литейно-механический завод, газовое хозяйство, железнодорожное депо; молокозавод, хлебзавод, мясокомбинат, завод продтоваров, винзавод, элеватор. Работает 7 автозаправочных станций, 3 мельницы, 7 маслобоек, 2 коптильни, 2 пекарни. В городе находится более 300 предприятий торговли и около 80 - общественного питания.

Сельское хозяйство. Площадь угодий составляет 121.9 тыс. га, в том числе 99.1 тыс. га пашни и 6 тыс. га многолетних насаждений. 3 тыс. га пашни орошается. Основные с/х культуры - пшеница, ячмень, подсолнечник, кукуруза. Большое значение имеет виноградарство.

Арциз - одна из бывших немецких колоний Бессарабии, основанная в 1816 году. Название похоже на слово тюркского происхождения, особенно, если звучит по железнодорожному, через «Ы» - АрцЫз. Но это - только первоначальное, причем, ошибочное впечатление. Ну как может немецкая колония называться на основе турецкого слова, да еще и нарушая логику названий таких же населенных пунктов по всей округе?

Начнем знакомство с Арцизом мы с ворот города - вокзала. Только, с некоторых пор, вокзал уже давно не ворота города - вместо четырех-пяти поездов в день в сторону Одессы, Измаила и Бессарабской, приехать сюда можно лишь дважды в неделю. Летом - трижды. На вокзале - ни души, огромная привокзальная площадь, когда-то знававшая куда лучшие времена, тоже безлюдна. Только одинокая трусливая кошка сбежала от нацеленного на нее объектива.

Пустынная привокзальная площадь

В отличие от пассажирских перевозок, грузовой трафик на железной дороге в Арцизе довольно значительный. Мощные теплововозы ежедневно водят до десятка и более товарняков на Измаил и обратно - к главным ныне портовым воротам украинской части Дуная. Железная дорога - однопутная, без электрификации. Рано или поздно ее ждет либо закрытие (и тогда окончательно загнется Измаильский порт), либо электрификация - с ростом перевозок и возрождением пассажирского сообщения. В нынешнем виде «железка» протянет десяток-другой лет - и придется выбирать один из вариантов, так как водить поезда будет нечем. Новых тепловозов украинские железные дороги не заказывают, а старые, еще советские, не вечны.

Магистральный тепловоз на мосту через речку Чагу около Арциза

Из Арциза есть еще одна железнодорожная ветка - тупик до станции Березино. Когда-то это была часть линии от станции Бессарабская до Аккермана, затем соединявшая железные дороги южной Бессарабии с Молдавией. Но в 1997 году часть линии, от Березино до Бессарабской разобрали, а на оставшейся части движение поездов почти прекратилось. Только изредка на нее заезжают грузовые составы из всего лишь пары вагонов, да еще ходит пассажирский прицепной вагон к тому самому измаильскому поезду, который дважды в неделю. Именно эту полумертвую ветку и размыло последним наводнением.

Мосты через Чагу. Слева - линия на Измаил, справа - на Березино, по которой идет поезд из двух тепловозов и двух вагонов

Сейчас истинные ворота Арциза - автостанция, совмещенная с рынком, магазинами и прочими торговыми благами цивилизации. Даже супермаркет есть и салон мобильной связи. Маршрутчики чувствуют себя хозяевами жизни - конкурентов у них нет. Если маршрутка переполнена - издевательски рекомендуют ехать поездом. Дважды в неделю, да.

Торговля в Арцизе. При аккуратном фасаде торцы зданий штукатурить не обязательно

Рядом с автостанцией - площадь с памятником Ленину. От ее под небольшой колоннадой уходит дорожка к речке Чаге - местный «курорт» с пешеходными мостиками. Именно по руслам Чаги и Когильника в Арциз недавно пришла большая вода.
Неподалеку от Ленина - еще одна площадь на главной транспортной артерии города - улице 28 июля. Кто не в курсе - это в честь дня присоединения Бессарабии к СССР. На площади бронзовый бюст Христо Ботева, гипсовый бюст Тараса Шевченко, а затем аллея с бетонными изваяниями покорителей неба и космоса.

Владимир Ильич. Вечно жив

Памятник воинам-афганцам

Парадный вход в весьма запущенный городской сквер

Тарас Шевченко

Покорители космоса

Название Арциз на самом деле восходит к одному из боевых столкновений русской армии с наполеоновскими войсками у городка Арси-сюр-Об - города Арси (Arcis) на речке Об, притока Сены в Шампани. Официально столкновение трактуется как победа союзных войск над Наполеоном. На самом деле - и боя вовсе не было. 20 марта 1814 г. Бонапарт, имея небольшой отряд численностью менее чем в 20 тысяч человек, атаковал около этого самого Арси армию союзников, которых было втрое больше. Левое крыло французов под командованием маршала Нея заняло деревушку на окраине Арси. Убедившись, что врагов больше, Наполеон решил подождать подкреплений - и они ночью таки подошли. Французские войска под Арси пополнились 10-тысячным корпусом. Но армия союзников под началом князя Шварценберга тоже получила подкрепления - более чем 30 тысяч человек. Троекратное численное превосходство антинаполеоновской коалиции сохранилось - и Наполеон предпочел не рисковать, и отступил.

Речка Чага

Речка Чага

Пешеходный мостик над Чагой

А теперь - внимание. Как пишет одесский краевед Олег Губарь, в Арцизе, к 175-летию города, издали буклет, в котором русским по белому было написано, что побед под Арси одержал не кто иной, как Александр Суворов. По версии авторов буклета, прославленный полководец, гроза французов, турок и Альп, восстал из мертвых после 14-летнего пребывания в гробу, и в виде зомби просто напугал старую гвардию императора Франции.

Вернемся же в Бессарабию. Немцы-переселенцы родом из Вюртемберга назвали свою колонию Йоханнесхорт - «крепость Иоанна». Переименовали колонию в 1819 г. по указу Александра I, повелевшего называть все немецкие и иные переселенченские колонии в честь побед в войне с Наполеоном.

Первоначально колонистов было немного - всего несколько десятков семей. Они пользовались всеми положенными льготами от государства - освобождением от рекрутской повинности, 50-летним периодом без уплаты налогов, ссудами на обзаведения хозяйством и земельными наделами по 60 десятин. Кроме того, колонистам бесплатно предоставили стройматериалы - камень, добывавшийся в каменоломнях неподалеку, и лес, который везли аж из Молдавии - из Орхеевского леса.

Дом немецких колонистов, с более новой кирпичной пристройкой, стеклопакетами и спутниковой антенной

Кроме немцев, постепенно в Арцизе селились и другие народы - украинцы, русские, молдаване, болгары. Преимущественно, они работали в хозяйствах немецких колонистов. К 1859 году в Арцизе жило уже чуть более 1500 человек - но дворов было всего 157.

К началу ХХ века Арциз стал весьма контрастным поселением. Добротные каменные дома колонистов на нескольких благоустроенных улицах сочетались с обычными глинобитными мазанками и даже землянками бедняков, утопавших в грязи незамощенных проездов. Никакого медицинского обслуживания не было, хотя местное земство в 1911 г. постановило построить больницу. Пациентов принимал один фельдшер. Расположенная в холодном помещении с земляным полом русская церковно-приходская школа смотрелась откровенно жалко на фоне двух отлично оборудованных школ для детей колонистов. Впрочем, учреждения для колонистов (еще с 1870 года лишенных всех льгот) строились за деньги самих колонистов, а земские и государственные - за счет бюджетов.

Военкомат в одном из нескольких однотипных старых особняков

И заброшенный дом в качестве контраста

Арциз стал важным торговым центром Бессарабии. На проводившихся каждые две недели ярмарках, помимо обычной сельхозпродукции, в огромных количествах продавали скот и лошадей. За лошадями сюда приезжали из Польши, Румынии, Османской империи и даже Франции.

Толчок к развитию Арциза сделала Первая мировая война. В 1914 году построили шоссейную дорогу в Килию - для доставки военных грузов к Дунаю. А в 1915 г. наконец-то пустили первые поезда по частной (за счет бельгийских инвесторов) железной дороге от Бессарабской до Аккермана. Арциз, располагавшийся как раз посередине этой ветки, стал местом для заправки паровозов водой и мелкого ремонта.

Превращенная в жилой дом, а сейчас заброшенная бывшая водонапорная башня на станции Арциз

Дореволюционной постройки общественный туалет на станции Арциз - по типовому железнодорожному проекту

При румынах в Арцизе мало что изменилось. Разве что захирела крупная торговля - колонисты больше не имели выхода на огромный внутренний рынок своей бывшей страны, не приезжали больше за лошадьми французы и турки. У всех хватало своих проблем.

Жилой дом 1934 г. постройки

Ситуация изменилась летом 1940 года, когда Арциз, как и вся остальная Бессарабия, перешел под власть СССР, войдя в состав сначала Аккерманской, а затем Измаильской области. Для начала всех, кто побогаче - раскулачили, а затем отправили работать в колхозы и совхозы. А кто был против - тоже работали, но в местах гораздо более отдаленных.

Памятник трактору в виде трактора ВТЗ

Немедленно начали строить новую железную дорогу на Измаил, а из заправочной станции для паровозов устроили полноценное локомотивное депо с ремонтными мастерскими и полным циклом обслуживания техники.

Пути станции Арциз

Дореволюционный домик путейцев

Старые станционные постройки

С 15 сентября по 15 ноября 1940 г. немецкие колонисты в добровольно-принудительном порядке покинули Арциз. Как и всю остальную Бессарабию и прочие земли на территории СССР - то же Поволжье. Делали они это во исполнение подписанного 5 сентября договора. Имущество немцы могли брать только то, что можно было унести на себе - да и то, разрешали забрать далеко не все.

Перекресток

Во время Великой Отечественной войны Арциз долгое время находился под румынской оккупацией. Особенностью было то, что те земли, которые
с 1918 по 1940 г. были в составе Румынии, вновь вошли в административную систему румынского государства, в отличие от земель за Днестром - Транснистрии с ее особым оккупационным режимом. Поэтому и репрессий здесь было намного меньше, и немецких войск тоже. Во время войны погибло 108 жителей Арциза, а в боях за освобождение - более сотни советских бойцов.

После войны Арциз стал развиваться в статусе районного центра. В 1963 году стал городом. Старое производство сельхозмашин трансформировалось в литейно-механический завод. А для строительства военного городка, аэродрома и прочих надобностей построили завод железобетонных изделий. От одесского завода «Стройгидравлика» в Арцизе работал экспериментальный цех. Также были различные предприятия по переработке продуктов — молокозавод, комбикормовый завод и другие.

Трехэтажный многоквартирный дом по типовому проекту для сельской местности - постройка 1980-ых

Элеватор

Элеватор

Военный аэродром Арциза стал одним из крупнейших на юге Украины. Как и многие другие населенные пункты Бессарабии, Арциз во многом стал военным городом, точнее даже авиационным.

Райпотребсоюз, но изначально все было совсем не так

Жилой дом, скорее всего - довоенной постройки

Водопровод прямо на улице

Крупным планом

Старинное немецкое подворье, фасадная часть которого перестроена в жилой дом типового проекта 1950-60-ых

Пожарный «Валдай» заправляется водой прямо на улице

Полузаброшенный дом колонистов с миниатюрными башенками

Индивидуальный проект

Попытка придать старому дому новый вид

Церковное подворье храма иконы Всех скорбящих радости

Православный храм иконы Всех скорбящих радости

Шахматно-шашечный клуб

Памятник князю Дмитрию Донскому

Гостиница на улице Вокзальной

Весь сервис - на первом этаже гостиницы

Гонки. «Chevrolet» против лошади

А этот свои гонки уже отъездил

В старом особняке - детская музыкальная школа

«Mercedes» против ишака. Кто быстрее?

Часовня около рынка

Вместо ливневой канализации в Арцизе - сточные канавы

Уютный детский сад

Арциз - город районного подчинения (с 1963 г.), центр района в Одесской области. Расположен при слиянии рек Чаги и Когильника, в 160 км юго-западнее Одессы. Железнодорожная станция на линии Одесса - Бессарабская.

Известно, что теперешняя территория города и его окрестности были заселены давно. Об этом свидетельствуют имеющиеся на берегу реки Чаги, западнее Арциза, четыре скифских кургана. В одном из них раскопано погребение воина IV в. до н. з., где найдены золотая чаша и воинские доспехи (шлем и панцирь, железный меч, стрелы, наконечники копья и др.). К югу и западу от города обнаружены три поселения I-III вв. и III-IV вв. нашей эры {История и археология юго-западных областей СССР начала нашей эры. М., 1967, с. 199.}.

Арциз основан в 1816 году немцами, переселившимися сюда из Вюртемберга. Поселение получило название от французского города Арси (Arcis), где 8-9 марта 1814 года союзные войска (русские, австрийские и баварские) одержали победу над наполеоновской армией{

"""" """" """"
Как известно, степные городки, основанные немцами-колонистами на Одесщине в 1810-1830-х годах, получали свои имена в память побед российского оружия в наполеоновских войнах.

Таковы Тарутино, Малоярославец, Бородино, Лейпциг, Фершампенуаз, Париж, Теплиц и другие.

Что до Арциза, то это название - напоминание о довольно любопытном эпизоде военной истории , который принято типизировать как победу союзных войск над наполеоновскими при небольшом французском городе Арси-сюр-Об, то есть Арси на речке Об, притоке Сены, в Шампани. Буклет, изданный к 175-летию Арциза в 1991 году, утверждает, что сия виктория была одержана под водительством Суворова... в 1814 году!

Услышав такое, бедный генералиссимус, верно, перевернулся бы в гробу. Впрочем, дело не только в упомянутом казусе. При ближайшем рассмотрении оказывается, что никакой победы не было вовсе. Просто, 20 марта 1814 года, имея в своем распоряжении не более 20 тысяч солдат, Наполеон внезапно атаковал союзническую армию втрое большей численности. Левое крыло французов под командованием маршала Нея заняло одну из ближайших к Арси деревушек.

В ночь на 21 марта союзники, ведомые князем Шварценбергом, получили 30-тысячное подкрепление, тогда как во французские ряды влился лишь 10-тысячный отряд. Ввиду явного численного преимущества противника французы успешно отошли, без каких-либо серьезных потерь. Вот и вся баталия.

Так или иначе, а в удаленном от Шампани Буджаке "навеки поселился" одноименный населенный пункт - Арсис, Альт-Арсис, Арциз или Арси-на-Чаге, маленькой пересыхающей речушке. Именно здесь, "по левую ее сторону, в подошве горы", и было выделено около пяти тысяч десятин земли немецким переселенцам.

Даровав новоселам землю, избавив от налогов и рекрутской повинности, государство предоставило их самим себе. Отношение регламентирующих инстанций отлично укладывалось в любимую формулу главного начальника края, герцога де Ришелье: "Не будем слишком регулировать". Никому и в голову не приходило диктовать колонистам, что конкретно и когда они должны посеять, как распорядиться урожаем, любой аграрной продукцией. Именно поэтому рачительные вюртембержцы, мекленбуржцы и т.д. в мгновение ока сумели, что называется, на пустопорожнем мест создать настоящий райский сад.

Праздно слоняясь по Арцизу, спокойно впитывал все, что закладывалось в память. Зеленая котловина когда-то полноводной речной долины. Городок на траве, будто скатерть-самобранка, будто только что разостлали. Невероятная опрятность. Архитектура, представляющаяся с бортов долины рафинадной. Так или иначе, а в удаленном от Шампани Буджаке "навеки поселился" одноименный населенный пункт - Арсис, Альт-Арсис, Арциз или Арси-на-Чаге, маленькой пересыхающей речушке. Именно здесь, "по левую ее сторону, в подошве горы", и было выделено около пяти тысяч десятин земли немецким переселенцам.

Базар - от силы с двумя "ломщиками", да и те опасливые, затравленные. Хотя стражей порядка нигде не видно. Хлебный лоток: есть батоны по 35-40 копеек (от.админ: - это в 90-е годы), чудо! "Шоп" с аудиотехникой - не хуже одесских. Крутой "прикид" почти на всех горожанах (регулярно не получающих зарплату). Монументальный Маркс, монументальный Ленин: стоят себе и никому не мешают строить новую жизнь. Изумительный словотворческий курьез: "Место для отстоя автобусов". Любопытно, требуют ли долива после отстоя?.

Олег ГУБАРЬ


Арсис, Альт-Арсис, Арциз или Арси-на-Чаге,

Арциз был основан в 1816 году немецкими колонистами из Вюртенберга. Внастоящий момент это районный центр Одесской области с населением около 20 тысяч человек и территорией свыше 1100 га. Название происходит от французского города Арси и дано в честь победы 8-9 марта 1814 года союзнических войск над наполеоновской армией. До 1827 года было построено 98 деревянных и 14 каменных домов, ветряная мельница, 96 колодцев. Основным занятием колонистов было сельское хозяйство.


В 1914 году было начато строительство дороги Арциз - Килия. Бельгийская компания вела строительство железной дороги Аккерман - Бессарабская. В конце ХІХ - начале ХХ столетия Арциз (наряду с Тарутино) являлся одним из самых больших на юге России центром торговли зерном, крупным рогатым скотом, лошадьми, шерстью. Табуны лошадей продавали в Турцию, Польшу, Францию. То это время уже кануло в вечность.

А сейчас городская власть в своей деятельности использует принцип "не навреди" . Основную ставку сделали на развитие малого и среднего бизнеса. С 1997 года отсутствует задолженность перед бюджетными организациями. 60% бюджета города направляется на восстановление и ремонт жилищного фонда. Отремонтированы крыши во всех детских садах. Всего на эти работы ежегодно выделяется около 500 тысяч гривен. В результате реорганизации коммунального хозяйства образовано два частных предприятия "Коммунальщик" и "Источник". Им бесплатно передана в аренду коммунальная собственность. Как следствие более низких налогов квартплата составляет 18 копеек за квадратный метр, за воду платят 68 копеек за кубический метр.

Идет ликвидация централизованного отопления, ведется строительство мини-котельных. Экономия электроэнергии составляет 92-93%. В прошлые годы температура внутри помещений зимой в среднем была 16-17°С, сейчас 22-24°С. Оплата за топливо сократилась в 5-6 раз. Если раньше централизованная котельная тратила в сутки 50 тонн угля, то сейчас - 6-7 тонн. Город имеет самый маленький рыночный сбор, который равняется 1 гривне 50 копейкам. Как следствие этого - большое количество базарных продавцов.

Арциз - один из центров виноделия в Украине - развивает предприятия этой области . В результате реорганизации Открытого акционерного общества "Комсомолец" 67,75% акций перешло во владение работников общества, 25% - в государственной собственности, 7,3% - в свободной продаже. Нарицательная стоимость одной акции составляет 25 копеек. В среднем на одного работника приходится 10 000 акций. Предприятие является одним из основных производителей виноматериала для шампанских и шипучих вин. Раньше входило в состав Одесского шампанского завода. Каждая четвертая бутылка одесского шампанского вырабатывалась из арцизского виноматериала. На сегодня ОАО "Комсомолец" выпускает 250 000 декалитров вин . Недавно состоялся выпуск "новых старых" марок вин типа "Кагор", "Солнце в бокале". Железнодорожное депо станции Арциз обслуживает тепловозами весь заднестровский участок одесской железной дороги.

Но сегодня бывшая немецкая колония поставлена перед выбором. Жизнь или смерть. Другого не дано. На границе города находится воинский аэродром (от админ: к сожалению - находился) с уникальной взлетно-посадочной полосой. Ее ширина составляет 80 метров, длина - 3400 метров. Толщина бетонного покрытия достигает 80 сантиметров. Полоса строилась как запасная для посадок космических самолетов "Буран" . До недавнего времени здесь базировался полк транспортной авиации. Самолеты взлетали и днем, и ночью. Только на одну заправку Ил-76 требовалось 90 тонн керосина. И это на одну машину. А сколько их было.. . Исполинские емкости с топливом обеспечивали деятельность авиаторов. И вот очередная комиссия обнаруживает недостачу. Против командира воинской части возбуждается уголовное дело. Начинается расследование... Результат оказался неожиданным: керосин из-за разрушения продуктохранилища начал просачиваться в землю. Это длилось не один месяц. Как следствие, под аэродромом на глубине около 10 метров образовалось подземное озеро. По оценкам, его объем может достигать более 150 тысяч тонн. А если учесть, что воинская часть расположена на горе над городом, то последствия миграции этого подземного монстра тяжело даже вообразить. Полк расформировали, а проблема осталась. Люди живут, как под дамокловым мечом. В любой миг может случиться катастрофа. Но это еще не все. Время идет. И раскрываются тайны и секреты. Неподалеку от города находилась ракетная часть. Под землей расположился комплекс, где хранились ядерные боеголовки. А в городе и селе, которые расположены рядом, растет количество онкологических заболеваний.

А если к этому добавить еще состояние городской канализационной системы, вернее, отсутствие таковой… Когда приближаешься к станции очистки, то возникает ощущение, будто это кадры из фильма Тарковского "Сталкер". Ржавые, искореженные металлические конструкции. Битые железобетонные плиты. Разваленные бассейны для отстаивания стоков. И вонь, стоящая над всем этим. Одно из наиболее крупных очистных сооружений в Одесской области, которое в основном было рассчитано на обслуживание военного городка, оказалось покинутым и забытым. У городской власти нет средств даже на поддерживание этой системы. А на восстановление нужно, по меньшей мере, около 10 миллионов гривен. Где их взять? И мало кто знает, что вторая по масштабам вспышка холеры не так давно была как раз в Арцизе. Осталась также страшная тень сибирки... Будто какая-то злая судьба нависла над городом. Кто поможет? От кого ждать помощи?

…Время идет, проблемы остаются. А у людей, что веками живут здесь, один вопрос: когда же возвратится в эти края настоящий хозяин - Хозяин с большой буквы? Когда же настанет мир на бессарабской земле?

Станислав ВЛАСЕНКО

*** *** ***
При переселения в южные земли России, каждая семья немецких колонистов получила по 60 десятин земли. Кроме того, переселенцы освобождались на 50 лет от налогов и навсегда - от рекрутской повинности, им были предоставлены денежная ссуда для обзаведения хозяйством, а также строительные материалы, доставлявшиеся сюда из Оргеевского леса (Молдавия) и окрестных каменоломен. Уже к 1827 году в Арцызе были построены 98 каменных и 14 кирпичных домов, ветряная мельница, 96 колодцев. Сельское хозяйство являлось основным занятием колонистов. Они выращивали пшеницу, кукурузу, ячмень, разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец, занимались виноградарством и садоводством. Арциз того времени стал одной из богатейших немецких колоний. 139 семьям принадлежало 7420 десятин земли, 272 лошади, 1387 голов крупного рогатого скота, 466 овец и т. д. 123 десятины занимали виноградники и фруктовые сады.

С годами росла в Арцизе прослойка русских, украинцев и молдаван. Преимущественно это были бедняки, работавшие по найму в хозяйствах колонистов, лишь некоторые занимались земледелием и кустарным промыслом. В 1859 году в Арцизе насчитывалось 157 дворов (1521 житель){Списки населенных мест Российской империи, т. 3. Бессарабская область. СПб., 1861, с. 22.}.

В конце XIX - начале XX в. быстро развивалось товарное земледелие и особенно скотоводство. Раз в две недели в Арцизе устраивались большие торги, привлекавшие купцов из многих южных городов и сел. Здесь продавали лошадей, крупный рогатый скот, овец, а также зерно, шерсть, ремесленные изделия. О богатом арцизском рынке знали и за пределами России. Зарубежных купцов привлекали прежде всего конные базары. Отсюда целыми табунами отправляли лошадей в Польшу, Францию, Турцию. Нередко турецкие купцы за один день покупали по 50-60 коней. Особенно наживались местные и иностранные купцы в неурожайные годы, скупая скот по низким ценам.

В начале XX в. село представляло собой очень пеструю картину. В центре его красовались особняки богачей, а на окраинах рядом с убогими мазанками было немало землянок, где ютились бедняки. Несмотря на то, что еще в 1911 году земское собрание решило построить в Арцизе на средства общины небольшую больницу, дело не сдвинулось с места. Как и прежде, жителей обслуживал один фельдшер. Разительный контраст рядом с двумя хорошо оборудованными школами для детей колонистов с немецким языком преподавания представляла собой церковноприходская школа, где преподавание велось на русском языке. Она помещалась в аварийном, плохо отапливаемом помещении с земляным полом. Священник, проводивший занятия, за малейшую провинность порол детей розгами.

В годы первой мировой войны мобилизация мужчин в царскую армию лишила кормильцев многие семьи. Не хватало продуктов питания, повысились цены на промышленные товары. А колонистские хозяйства, укрупнявшиеся за счет разорения мелких земледельцев, продолжали обогащаться. Они получили возможность пользоваться новыми рынками сбыта.

В 1914 году в связи с войной началось строительство шоссе, которое соединило Арциз с Килией, обеспечив надежный выход к Дунаю. Одновременно бельгийская компания приступила к прокладке железнодорожной линии Аккерман - Бессарабская. В 1916 году в Арцизе были построены железнодорожная станция, паровозное депо и железнодорожные мастерские. Тогда же сооружены ткацкая фабрика, принадлежавшая братьям Майснерам, и паровая мельница....

"История городов и сел Украинской ССР", Том "Одесская область", стр. 195

== Арцизский район ==

Площадь - 1379 кв. км. Население - 61,8 тыс. человек, в т. ч. сельское - 45,8 тыс. человек. Плотность населения - 44,8 человека на 1 кв. км. 14 сельским Советам подчинены 26 населенных пунктов.


На територии района находятся такие населённые пункты:

  • Веселый Кут, Виноградовка, Вознесенка-Первая,
  • Главани,
  • Делены,
  • Задунаевка,
  • Каменское,
  • Мирнополье,
  • Новая Ивановка, Новые Капланы,
  • Островное,
  • Павловка,
  • Теплица,
  • Холмское,

  • Кое-что из этого уже история или Ностальгия по времени Советского Союза
В районе 70 первичных партийных, 97 комсомольских и 80 профсоюзных организаций. Основное направление экономики района - зерновое хозяйство с развитым животноводством. Выращивают здесь также подсолнечник, виноград. За 9 совхозами и 12 колхозами закреплено 132 761 га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. пахотной земли - 96 054 га; под садами и виноградниками занято 7708 га.

В районе - 15 промышленных предприятий. Население обслуживают 36 медицинских учреждений, в которых трудятся 65 врачей и 370 работников со средним медицинским образованием. В 32 учебных заведениях, в т. ч. в 15 средних, 13 восьмилетних, заочной школе с 22 консультационными пунктами, школе рабочей молодежи, профессионально-техническом училище, обучаются 11 684 учащихся, преподают 736 учителей. Есть музыкальная школа с тремя филиалами.

Культурно-просветительную работу ведут 33 дома культуры и клуба. Действуют 34 стационарные киноустановки, 4 радиоузла, 70 библиотек с общим книжным фондом 390 тыс. экземпляров, два историко-краеведческих музея на общественных началах.

В районе установлены 5 памятников В. И. Ленину, 13 монументов в честь советских воинов-освободителей и воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, есть 4 памятника архитектуры конца XVIII - начала XIX веков.

История Городов и Сел, 2009-2010 гг.


Город Арциз - районный центр в южной части Одесской области, в 156 километрах юго-западнее Одессы . Город лежит в устье реки Чага, впадающей в Когильник.

История

Поселение находится в исторической области Буджак, части Бессарабии. До присоединения этого региона к России (в начале 19 века) здесь поселений не было. Арциз был основан в 1816 году немецкими колонистами из Вюртемберга. Название поселению было дано в память о городке Арси, где объединённые российско-немецко-австрийские войска победили армию Наполеона.

Вскоре Арциз превратился в процветающее местечко. Население занималось сельским хозяйством, выращивало виноград, но известен он был благодаря базару, где продавали местных коней. Их табунами покапали торговцы из Турции , Польши и даже Франции . Развивалась в Арцизе и промышленность, особенно после строительства железной дороги. До революции Арциз был волостным центром и входил в Аккерманский уезд Бессарабской губернии.

В 1918 году местечко, как и вся Северная Бессарабия, стала частью Румынии , в составе которой пребывало до вхождения в состав СССР (1940 год). Тогда Арциз стал районным центром Измаильской области. В годы Второй Мировой войны он снова был занят румынами. С 1957 года Арциз - посёлок городского типа уже в Одесской области, а спустя 7 лет преобразован в город.

Достопримечательности

От немецких колонистов в Арцизе сохранилась лютеранская кирха (1880 год). Другие памятники архитектуры представлены несколькими бывшими жилыми домами 19 столетия. Центральную часть города занимает длинная аллея и нескольких парков, где в 2016 году открылся стилизованный под ратушу историко-архитектурный комплекс, посвящённый 200-летия Арциза. Также в городе есть памятники поэту Тарасу Шевченко, покорителям космоса, памятник-трактор, жертвам Голодомора и воинский мемориал Великой Отечественной войны.

Транспорт

Арциз - региональный транспортный узел. Из города исходят автодороги на Татарбунары,

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...