Дети имеют право на жизнь. Имя и закон. Общение с родственниками

У ребенка, как у любого гражданина РФ, существуют свои права. Но далеко не всегда они соблюдаются. Малышам защитить свои права труднее всего, ведь они не знают о существующих законах и о том, как они вправе поступить. Школьное образование предлагает эти сведения детям только в старших классах, а как поступать самым маленьким и незащищенным?

Официальные документы

Первым документом, который официально закрепил права ребенка, была Всеобщая Женевская декларация, принятая в 1924 году Лигой Наций. Всеобщая Женевская декларация закрепила за детьми следующие права:

  • Обеспечение нормального развития физически и духовно.
  • В тяжелые времена первая помощь должна быть оказана ребенку.
  • Ребенок должен расти и воспитываться в любви и не эксплуатироваться.
  • Он должен быть уверен, что воспитываемые в нем качества послужат на пользу людям.

На основе этого документа позже, в 1959 году ООН утвердила еще один документ, говорящий о защите прав ребенка. Декларация прав ребенка расширила это понимание и продиктовала следующие условия для роста и развития детей:

  • Ребенок должен быть защищен от эксплуатации.
  • У него есть право на образование и пользование всеми благами общества (под ними понимание жилище, еда, одежда, т.е. все необходимое для нормальной жизни).
  • Детям должна быть обеспечена социальная защита, а в семье любовь и понимание.
  • Неполноценный ребенок имеет право обучаться и находиться в специальном учреждении.
  • Защита в целом от любой дискриминации и унижения.

Еще через 30 лет этот документ был пересмотрен и расширен. В 1989 году была принята конвенция, где был перечень всех современных прав и свобод детей. В документ были внесены другие добавки, которые позволили создать полный перечень прав ребенка:

  • имеет право на жизнь, гражданство;
  • может свободно выражать свое мнение;
  • имеет право на достойный уровень жизни и пользование медициной;
  • имеет право на личную жизнь, сохранение чести и репутации;
  • имеет право на образование;
  • может придерживаться собственных взглядов и религиозный убеждений.

Конвенция имеет 54 статьи, которые оглашают все права ребенка в мире. Конвенция является основным и для определения прав ребенка в России. Согласно этому документу было определено окончание детского возраста - 18 лет, когда ребенок получал все права наравне со взрослыми. Конвенция является обязательной для исполнения во всем мире.

Семейный кодекс

В РФ права ребенка определяет и защищает Семейный Кодекс, или Закон о несовершеннолетних, в основе которого лежит конвенция. Как и конвенция ООН, он определяет границу детского возраста - 18 лет. Закон о защите прав несовершеннолетних содержит следующие права ребенка:

  • на жизнь и воспитание в семье;
  • защиту своих интересов;
  • имя, фамилию, отчество;
  • права собственника;
  • на выражение своего мнения.

Законы о защите прав несовершеннолетних постоянно корректируются, в них вносятся новые правки и дополнения. В чем более подробно состоят права несовершеннолетнего ребенка в РФ? Вот краткое содержание закона, в основе которого лежит конвенция:

  • Закон о защите прав несовершеннолетних, опирающийся на содержание Конституции России, закрепляет за детьми право иметь собственное имя, фамилию и отчество. Их выбирают при рождении родители. После достижения совершеннолетия ребенок по желанию может поменять свои инициалы.
  • В семье малыш имеет право на общение с родственниками, на воспитании в любви и понимании. Именно родители и семья, как утверждает Закон о защите прав несовершеннолетних в России, должны позаботиться о том, чтобы у ребенка были надлежащее медицинское обслуживание, образование, условия для проживания. Воспитание должно быть направлено на формирование полноценной личности. Со стороны государства материальная поддержка детей осуществляется с помощью различных пособий и выплат родителям или опекунам. При этом забота о малыше идет даже в предродовой период, когда беременная мам получает пособие или дополнительное питание.
  • Если родители не исполняют своих прямых обязанностей, согласно Конституции России они могут быть лишены родительских прав. Закон о защите прав несовершеннолетних при разводе родителей оставляет ребенка с матерью, однако у взрослых детей на суде может учитываться мнение, и часто решением суда ребенок остается с тем из родителей, кого он выберет. Так государство учитывает право детей иметь свое мнение.
  • Закон о защите прав несовершеннолетних в России называет родителей прямыми представителями ребенка в органах власти. Однако он сам может отстаивать свои права в случае, если признан дееспособным, т.е. эмансипированным.
  • Закон о защите прав несовершеннолетних в России, основывающийся на Конституции РФ, утверждает право детей на собственное мнение и его свободное выражение. При решении юридического вопроса в отношении ребенка старше 10 лет обязательно учитывается его мнение.

Согласно Конституции, у детей есть такие же права, как у взрослых, однако юридически они пока ограничены в своих действиях. Частичная уголовная ответственность наступает уже в 14 лет, полная - после 18 лет.

Соблюдаются ли права?

К сожалению, соблюдение сегодня прав и свобод человека согласно Конституции не всегда можно наблюдать, особенно в отношении детей. Хотя женевская конвенция еще давно закрепила право детей на свободное мнение и свободу от эксплуатации, применение детского труда, унижения и оскорбления детей во многом пока остаются безнаказанными. Не всегда согласно Конституции учитывается мнение ребенка в суде

Согласно Конституции РФ, за несоблюдение прав и свобод детей предусмотрена юридическая ответственность, однако этот закон мало соблюдается в РФ. Слишком тонкая грань проходит между представлением о плохих условиях проживания и воспитания и настоящей ситуацией.

Свидетельство той крайности, до которой может дойти закон о защите прав несовершеннолетних, наблюдается в Америке. В РФ органы опеки до конца будут стараться оставить детей в семье, и лишь в крайней ситуации лишат родителей их прав, а детей передадут опекуну или на попечение в детский дом.

В США также действует конвенция о правах ребенка, в этой стране, как и в РФ, ориентируются на совершенствованный документ 1924 года. Однако, в отличие от ситуации в России, там закон понимается иначе.

Согласно Конституции США ребенок может подать в суд на родителей за плохое обращение или отсутствие обеспечения надлежащих условий. Вдохновленные своими правами, дети начинают шантажировать родителей и по любому поводу обращаются в судебные органы, после чего начинаются длительные разбирательства.

Это крайность, за которой уже не стоят права, прописанные в Конституции. Такая вседозволенность оборачивается бездумным поведением детей, а официальные власти идут у них на поводу.

Другая крайность, которая хоть и встречается в РФ, но в гораздо меньшей степени и в основном в скрытой форме, - это эксплуатация детского труда. Согласно Конституции России, она запрещена. Однако в мире, несмотря на то, что существует конвенция, детский труд продолжает эксплуатироваться. Это норма для бедных африканских стран, где люди вынуждены зарабатывать на жизнь тяжелым трудом.

В РФ также фиксируются случаи использования детской порнографии, принуждения детей к труду и даже сексуальному насилию. Однако, согласно Конституции РФ, такие поступки строго караются законом.

Соблюдения закона о правах несовершеннолетних пока остается только желать, в том числе и в России. Конечно, дети в нашей стране имеют права на образование, медицинское обслуживание, но постепенно все сферы услуг становятся платными, и не все родители в России в состоянии обеспечить малышу достойное существование, хотя подарить ему любовь и понимание в их власти.

В преддверии праздника наших деток — Дня Защиты детей , мне хочется затронуть тему ЗАЩИТЫ детей. Ведь День Защиты Детей — это не просто посвятить день детям, купить мороженое, покатать на каруселях, подарить и пр., что в принципе тоже неплохо. Однако нельзя забывать истинный смысл праздника. Мы должны обеспечить защиту интересов и прав ребенка. Мы взрослые несем ответственность за детей! Наша наиглавнейшая задача — обезопасить их жизнь. И соблюдать их права.

Все мы знаем, что у ребенка есть права. Но все ли их соблюдают и признают? А может кто-то и вовсе услышал впервые?

В США в 1989 году Генеральной ассамблеей ООН была единогласно принята . Основная цель Конвенции — призвать общество и государство решать проблемы по защите детей, обеспечить им оптимальные условия жизни, дать образование и охранять здоровье.

Конвенция предусматривает равные и одинаковые права всех детей Земли. Вот ее основные положения:

  • Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
  • Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
  • Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
  • Ребёнок имеет право на образование.
  • Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
  • Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
  • Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Итак, согласно закону, ребенок — это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. 18 лет — во всем мире признано возрастом совершеннолетия, когда ребенок становится взрослым человеком, полностью несущим ответственность перед собой и государством.

  • В первую очередь, ребенок имеет право на жизнь!

Еще, будучи маленькой клеточкой в мамином животике, малыш награждается главным правом — правом на жизнь. Дорогие будущие родители! Не лишайте деток этого права!

  • Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье

Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.

У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

  • Ребенок имеет право на общение с родственниками

Вне зависимости от совместного или раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение и с папой и с мамой, а также и со всеми остальными родственниками, включая бабушек и дедушек, теть и дядь, братьев и сестер.

  • Ребенок имеет право на защиту

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок имеет право на защиту от насилия и злоупотреблений со стороны родителей. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, и насильственного принуждения к труду, а также труду в опасных и вредных условиях, наносящих вред здоровью.

И законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

  • Ребенок имеет право иметь и выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

У ребенка, как и у взрослого человека предусмотрено право свободы слова!

  • Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, а также национальность и гражданство

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами или не основано на национальном обычае.

Фамилия ребенка, как правило, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами.

Ребенок также имеет право поменять свое имя и (или) фамилию. Кстати, вот есть много информации о выборе имени, как по месяцу рождения, так и по личным предпочтениям.

  • Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

  • Каждый ребенок имеет право на образование!

Данное право подразумевает получение базы знаний детьми вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания. Каждый ребенок имеет право на всестороннее развитие согласно его интересам.

  • Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь

Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.

  • Каждый ребенок имеет право на отдых и

Дети имеют право на отдых и досуг согласно их возрасту и здоровья.

Мы, взрослые, не имеем права требовать от своих детей чего-то в силу того, что они наши дети. Они нам ничего не должны. Зато мы здоровым питанием, возможностью крепкого сна, одеждой, нужными медикаментами, образованием, защитой от злых людей и нарушения прав, заботой и любовью!

Давайте защищать наших вместе!

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Давая ребенку имя, мы чаще всего задумываемся над его благозвучием, влиянием на судьбу, сочетанием имени и отчества и подобными вещами. Казалось бы, выбор имени для ребенка - лишь "частное" дело его родителей. На самом же деле это вопрос поистине государственной важности. Не случайно законодательством предусмотрен целый комплекс норм, касающихся имени. Они и станут предметом нашего разговора.

Очень важное право

Во-первых, право на имя установлено в Конвенции о правах ребенка. Статья 7 Конвенции предусматривает, что ребенок с момента рождения имеет право на имя. Это значит, что родители не вправе решать, дать малышу имя или не дать, или долго раздумывать над тем, как назвать ребенка, - они обязаны дать ему имя с момента рождения. К сожалению, в нашей стране это право ребенка никак не защищено: наше законодательство HЕ предусматривает конкретного срока, равно как и ответственности за слишком позднюю регистрацию.

Во-вторых, для закона имя человека имеет особое значение. Под своим именем гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности, выступает как воспитанник учебного заведения, как пациент медицинского учреждения и т.п. От имени своего несовершеннолетнего ребенка родители (или заменяющие их лица) выступают в защиту его прав и законных интересов в суде и других государственных органах. Дети в возрасте от 14 до 18 лет уже вправе от своего имени заключать некоторые сделки. Ребенок имеет право на имя и как автор творческого произведения.

В-третьих, если кто-либо искажает ваше имя либо использует его теми способами или в той форме, которые затрагивают ваши честь, достоинство или деловую репутацию, вы вправе требовать компенсации причиненного вреда.

Как вас зовут?

С точки зрения закона, имя включает в себя фамилию, собственно имя, а также отчество, если закон или национальный обычай не предполагают иного. Безусловно, есть некоторые правила образования имени, и они тоже определяются законом.

Так, фамилия достается ребенку от родителей.

Если родители состоят в браке и у них общая фамилия, то ситуация предельно проста и стандартна - ребенку автоматически присваивается та же фамилия.

Если у родителей разные фамилии, то фамилия ребенка записывается по соглашению родителей. В отдельных регионах России могут быть установлены и иные правила выбора фамилии. Однако любые принимаемые ими правила не могут нарушать принцип равноправия супругов. Таким нарушением может быть, например, правило о том, что фамилия ребенка всегда определяется только фамилией отца.

Родители свободны в выборе имени. Они вправе дать ребенку любое имя, которое пожелают. Имя ребенку выбирают оба родителя. При регистрации рождения по заявлению одного из них предполагается, что другой согласен с выбранным именем.

Однако в жизни может возникнуть такая ситуация, когда родители не могут прийти к единому мнению о фамилии и имени ребенка. В таком случае полномочиями по разрешению этого спора обладает государственный орган опеки и попечительства. Именно по его указанию и совершается запись об имени и фамилии. Правда, эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении: лишь в некоторых случаях предпочтения одного из родителей имеют какое-либо объективное основание. Это происходит, например, если другой родитель хочет дать ребенку странное или редкое имя, ношение которого в дальнейшем может создать для ребенка трудности в общении, особенно в детском коллективе.

Отчество - это национальная особенность присвоения имени. Однако не у всех народов, населяющих нашу страну, есть традиция называть людей не только по имени, но и по отчеству. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальной традиции.

Отчество записывается по имени отца, если иное не предусмотрено национальными обычаями.

Но случаются некоторые спорные ситуации. Об одной из них сообщила в письме наша читательница:

"Я уже несколько лет живу в смешанном браке, мой муж - татарин. Когда у нас родился сын, он дал ему национальное имя - Омар - и хотел, чтобы вместо русского варианта отчества "Фаридович" в паспорте записали татарский вариант - Фарид-улы. Но сотрудница загса категорически отказалась это делать, ничем не мотивируя свой отказ. Хотелось бы знать, права ли она".

Безусловно, работница органов ЗАГС не права. Присвоение отчества - вообще личное дело родителей. Закон никоим образом не ограничивает родителей в праве присвоить ребенку отчество в соответствии со своим предпочтением и национальными традициями. Почему возникла, такая ситуация, сказать сложно. В подобных случаях я бы советовала обращаться с письменным заявлением на имя начальника, органа ЗАГС. На это письмо вы должны получить мотивированный ответ, а если oн также будет содержать отказ, то можно обжаловать такие действия в суд.

Хотите изменить имя?

Как бы тщательно родители ни продумывали имя ребенка, могут возникнут такие ситуации, когда изменить имя становится просто необходимо. Стремление к перемене имени или фамилии у детей может быть вызвано неблагозвучием, трудностью произношения, неудачным сочетанием имени, отчества и фамилии или желанием, что бы сын или дочь носили имя в соответствии с национальными традициями.

Если у родителей возникло такое намерение, то им необходимо обратиться за разрешением в органы опеки и попечительства. Будет ли получено такое разрешение или нет - напрямую зависит о интересов ребенка, которые надлежит соблюдать в этой ситуации.

Родители могут изменить имя ребенку, пока ему не исполнилось 14 лет: более старшие дети делают это самостоятельно. Какой-либо упрощенной процедуры (скажем, для детей в возрасте до года) не предусмотрено.

Для того чтобы изменить имя или фамилию ребенка, необходимо совместное заявление родителей. Заявление подается в государственный орган, защищающий права детей. Исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя, а также присвоенную фамилию на фамилию другого родителя. Как правило, если изменение имени вызвано серьезными причинами и оба родителя желают этого, то проблем с оформлением не возникает. В общем-то, можно констатировать, что конкретных критериев оценки серьезности причин не существует - в каждом случае все решается индивидуально. Родители принимают решение, и если оно не вредит ребенку, то решение органа опеки и попечительства будет положительным.

Если родители проживают раздельно и тот из них, с кем живет ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, то ему также необходимо обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства. Разрешить или не разрешить - в каждом случае решают индивидуально, исходя из интересов ребенка и прислушиваясь к мнению другого родителя. Это не означает, что обязательно нужно его согласие, однако учесть это мнение необходимо. Мнение другого родителя не принимается во внимание в том случае, если невозможно установить его место жительства, если суд признал его недееспособным, лишил родительских прав, а также если он систематически уклоняется от воспитания и содержания ребенка. Другими словами, мнение родителя, которому безразличен его ребенок, никакого значения не имеет.

Главное, что учитывается, - чтобы перемена фамилии не травмировала ребенка, соответствовала его желанию, привычкам, привязанности к , и т.п.

Если ребенок рожден от родителей, не состоящих в браке, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой (добрачную или приобретенную в новом браке).

Хотелось бы обратить внимание на то, что изменить имя или фамилию ребенка, достигшего возраста десяти лет, можно только с его согласия. Что касается детей до десяти лет, то учет их мнения необязателен, но желателен, чтобы изменение имени или фамилии не стало для них глубокой и незабываемой травмой.

Правила регистрации

Перемена имени в юридическом смысле этого слова совершается в тот момент, когда она регистрируется. Такую регистрацию осуществляют органы ЗАГС. Она производится по месту постоянной или временной регистрации ребенка.

Для того чтобы зарегистрировать новое имя, необходимо получить согласие органа опеки и попечительства (об этом говорилось выше). Затем необходимо подать заявление в органы ЗАГС, приложив к нему свидетельство о рождении ребенка.

Заявление рассматривается в течение 1 месяца со дня его подачи. Такой срок установлен для того, чтобы, перед тем как зарегистрировать перемену имени, запросить сведения о прежних актовых записях. В том случае, если такая проверка требует большего времени (например, в с географической отдаленности места жительства от места регистрации рождения), срок может быть увеличен еще на 2 месяца. Может случиться так, что по итогам этой проверки вам будет отказано. Отказ обязательно должен быть представлен в письменном виде и с указанием конкретных причин. Если вы считаете такой отказ необоснованным, его, безусловно, можно обжаловать в суде.

Органы ЗАГС самостоятельно сообщают о перемене имени в органы внутренних дел. Благодаря этому вашему ребенку не придется самому собирать cоответствующие документы, когда он будет получать паспорт гражданина России.

После регистрации имени ребенку выдается новое свидетельство о рождении, в котором записаны его новые фамилия, имя и отчество.

Юлия Сазонова,
адвокат специализированной юридической консультации №38
Приморской краевой коллегии адвокатов, г. Владивосток

Статья из майского номера журнала.

Обсуждение

фарид-улы это как.

31.12.2004 14:53:49, фарид

Всю жизнь мечтала назвать дочку Ксенией, когда она родилась, сдуру назвали Оксаной. Очень жалею об этом!

17.03.2004 13:11:08, Юлия

Ну и чего?

Комментировать статью "Имя и закон"

Ожидается, что в 2017 году в России появится на свет более 2 миллионов детей. Какие имена собираются дать им родители? Проанализировав данные ЗАГСов из разных регионов страны и тенденции интереса интернет-пользователей к тем или иным именам, специалисты онлайн-энциклопедии имён kakzovut.ru выявили несколько тенденций. Самая заметная из них отмечается на протяжении нескольких последних лет – это мода на необычные, редкие имена. При том, что по-прежнему много родителей предпочитают называть...

Современные реалии таковы, что часто соседи по лестничной площадке даже не знакомы друг с другом, не ходят в гости и не спрашивают соль. Но ситуация в корне меняется, если кто-либо из соседей затевает ремонт. Весь подъезд тут же спешит познакомиться с владельцем перфоратора и высказать ему всё, что наболело. Компания Leroy Merlin утверждает, что ремонт – не повод для ссоры с соседями, и запускает программу «Уважайте соседей», в рамках которой напоминает о вступивших в силу изменениях в...

Итак, как все уже знают, с 1 октября 2015 года банкротом могут стать не только юридические, но и фзичисекие лица. Кратко: если человек не может расплатиться с долгами, то по закону долги взыскиваются путём реализации его имущества. В том числе и недвижимого. Вот для того, чтобы должник не утаивал это имущество от своих кредиторов в законе есть ряд положений, которые могут повлечь за собой признание сделки с недвижимостью недействительной. Чем это грозит покупателю такой квартиры? Только одним...

Отсюда: [ссылка-1] На прошлой неделе довелось присутствовать на Совете непарламентских партий при Председателе Государственной Думы, где обсуждалась правоприменительная практика Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» (или 442-ФЗ). Напомню, 442-ФЗ – это тот самый закон, вступление которого в силу очень беспокоило многих родителей из «Родительского Всероссийского сопротивления», поэтому в декабре прошлого года, до вступления этого закона в силу...

Спецпредложения в Интернет-магазине Лабиринт. Дополнительная скидка 10% к Вашей накопительной на следующие книги о летних каникулах Купить книгу Кешка на летних каникулах Герой еженедельника "Семья" кот Кешка, за последние 20 лет ставший чуть ли не национальным супергероем и совершенно точно вошедший в число любимых российских персонажей рисованных историй, появляется в новом сборнике Андрея и Натальи Снегирёвых "Кешка на летних каникулах". Здесь собраны истории о самых летних, дачных...

Только я не догадалась так сформулировать, в отношении конкретной статьи закона. можно, в школу на имя директора заявление.

Ежегодно с 25 ноября по 10 декабря все мировое сообщество поддерживает акцию ООН «16 дней против гендерного насилия». Для России нарушение прав женщин и растущая волна семейно-бытового насилия давно превратились в острую социальную проблему. В ожидании закона По статистике, 30-40% всех тяжких преступлений над женщинами совершается в семье. Ежегодно в результате убийств на почве супружеских отношений в России погибают порядка 14 000 женщин*. Согласно другим исследованиям, побои от мужей каждый...

Не прошло и месяца с тех пор, как москвичи начали засыпать все инстанции тоннами писем с требованиями соблюдать закон и не убирать листья с газонов, как руководитель департамента природопользования сообразил, что москвичи-то, пожалуй, правы: закон надо соблюдать, листья на газонах нужно оставлять. Правда, во многих парках и скверах подрядчики уже успели зачистить землю от листьев, и неизвестно, как деревья переживут зиму и чем они будут питаться весной - но это не главное, главное написать...

Можете в скобках сослаться на статью закона Об образовании. Моя весь 5 класс не ходила. я написала на имя директора заявление, что в это время у нее муз. школа, приложила справку.

Закон Паркинсона (не имеет ничего общего с болезнью, носящей то же имя) гласит, что чем крупнее становится какое-нибудь предприятие, тем чаще оно нанимает неспособных и высокооплачиваемых сотрудников. Почему? Просто потому, что уже работающие на нем люди хотят избежать конкуренции. Лучший способ не столкнуться с опасным противником – брать на работу некомпетентных работников. Лучший способ усыпить в них желание проявлять инициативу – переплачивать. Так руководящие касты обеспечивают себе...

Два дня назад задавала вопрос (здесь в конференции), про то, что могу ли я на себя оформить документы на усыновление ребеночка т.е. все справки собрать только на себя, а муж даст согласие. Сегодня пошла с этим вопросом в опеку, специалист который меня консультировала нет, ее замещают, и мне ответили, что не могу я на себя одна оформить, что только на двоих!!! Девочки так ли это???? И еще предлагает мне, чтоб мы не усыновляли (говорит, что это оч долго), а взяли в приемную семью ребь, что типа...

Каждый день нас окликают по имени. Однако мы редко задумываемся о том, что именно значат наши имена. Для большинства из нас это просто набор звуков, который нам нравится или не нравится. Кто-то хотел бы свое имя поменять, а кто-то настолько с ним сонастроен, что никем другим, как Светланой, Анной или Владимиром быть просто не может. Что в имени тебе моем? Все наши имена произошли от слов, имеющих определенное значение. Со временем некоторые из них утратили связь с первоначальным смыслом. Мало...

А я бы по поводу имени с девочкой посоветовалась: предложите ей несколько имен, и пусть выбирает. Свет, по закону менять дату рождения можно только ребёнку до 1 года и не более...

Вопрос - а можно поменять имя ребенку, когда он под опекой, и если можно как это сделать, пошлите плиз по нужному адресу. А что это за закон /постановление по поводу ипотеки?

При этом изменение имени и фамилии не влияет на правовые отношения, в которых состоял гражданин. Перемена имени подлежит регистрации в соответствии с Законом об актах...

Потому как закон не запрещает это делать, а просто молчит об этом. Нет, по закону при опеке имя сменить нельзя, как впрочем и отчество с фамилией.

Выбор имени ребенку: значение имени, редкие имена, сочетание имени, отчества, фамилии. По закону не предусмотрены двойные имена и фамилии.

В России после революции 1917 года был отменен закон, запрещающий евреям В Палестине, напротив, в ХХ веке шли процессы обратные: евреи изменяли имена и фамилии на ивритские.

А может, есть какие-то неподвластные законы устаревания имен и их спонтанного возрождения? Ну не может же одновременно стольким молодым родителям нравится...

Взрослые не всегда понимают, что у ребенка тоже есть свои права . Мало того, Семейный кодекс РФ защищает эти права наряду с Всемирной Декларацией прав ребенка . Несоблюдение этих прав, ущемление маленького человечка в любом из гарантированных законом прав карается, так что не стоит думать, что взрослым позволено все.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Административные наказания сведены в Кодекс об Административных Правонарушениях .

Важнейшие принципы детских прав под охраной государства

Права и интересы детей призваны соблюдать родители, органы опеки, прокуратура и суд . В этом вопросе есть масса нюансов. Например, именно родители являются прямыми представителями ребенка , обязанными следить за тем, чтобы права их отпрыска не ущемлялись никоим образом.

Но бывает, что именно папа и мама попирают эти права , заботясь больше о своем собственном интересе, тогда защиту прав детей берут в свои руки органы опеки .

Где искать защиту, если ребенка обижают?

В случае, если имеет место физическое, сексуальное или моральное насилие , или иное нарушение прав, несовершеннолетний может искать помощи у следующих лиц:

  • представителей центра помощи детям;
  • работников социального приюта для детей;
  • специалистам центра экстренной помощи (по средствам связи);
  • прокурора;
  • представителей органов опеки и др.

Дети требуют защиты прав уже потому, что они слабые, маленькие, не обладающие массой знаний и умений , известных взрослым людям.

Малыш не может дать достойный отпор при физическом или сексуальном насилии , его легко обидеть и унизить, чем и пользуются взрослые люди с низким уровнем воспитания и культуры.

Бывает, что права ребенка, закрепленные Декларацией ООН , нарушают родители, ведущие непотребный образ жизни – пьющие, избивающие детей, заставляющие попрошайничать.

В случаях любого насилия над ребенком на защиту обязаны встать соответствующие государственные органы .

Закон, охраняющий права ребенка в окружающем мире , регламентирует участие органов опеки и попечительства, прокуратуры, правоохранительных органов в обеспечении полноты прав несовершеннолетнего и их защиту.

Гуманитарные науки

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 3

1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 4

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

Статья 8

1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Статья 9

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

2. В ходе любого разбирательства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи всем заинтересованным сторонам предоставляется возможность участвовать в разбирательстве и излагать свои точки зрения.

3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

4. В тех случаях, когда такое разлучение вытекает из какого-либо решения, принятого государством-участником, например при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей или ребенка, такое государство-участник предоставляет родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена/членов семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка. Государства-участники в дальнейшем обеспечивают, чтобы представление такой просьбы само по себе не приводило к неблагоприятным последствиям для соответствующего лица/лиц.

Статья 10

1. В соответствии с обязательством государств-участников по пункту 1 статьи 9 заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники далее обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.

2. Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств-участников по пункту 1 статьи 9 государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. В отношении права покидать любую страну действуют только такие ограничения, какие установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц, и совместимы с признанными в настоящей Конвенции другими правами.

Статья 11

1. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

2. С этой целью государства-участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям.

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 17

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Статья 18

1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

3. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Статья 19

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Статья 20

1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

2. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Статья 21

Государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанными с этим лицами;

e) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.

Статья 22

1. Государства-участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами, изложенными в настоящей Конвенции и других международных документах по правам человека или гуманитарных документов, участниками которых являются указанные государства.

2. С этой целью государства-участники оказывают, в случае, когда они считают это необходимым, содействие любым усилиям Организации Объединенных Наций и других компетентных межправительственных организаций или неправительственных организаций, сотрудничающих с Организацией Объединенных Наций, по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка-беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции.

Статья 23

1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

4. Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 24

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:

a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

c) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

e) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

3. Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

4. Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 25

Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Статья 26

1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством.

2. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком или от его имени.

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

3. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

4. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства-участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Статья 30

В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 32

1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.

Статья 33

Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:

a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;

c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

Статья 35

Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Статья 36

Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 37

Государства-участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;

b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;

c) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

d) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.

Статья 38

1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение.

2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.

3. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста.

4. Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

Статья 39

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Статья 40

1. Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

2. В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства-участники, в частности, обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их совершения;

b) каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел по меньшей мере следующие гарантии:

i) презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

ii) незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты;

iii) безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица, и, если это не считается противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;

iv) свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;

v) если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;

vi) бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;

vii) полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства.

3. Государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, и в частности:

a) установлению минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство;

b) в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.

4. Необходимо наличие таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления.

Статья 41

Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться:

a) в законе государства-участника; или

b) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства.

Статья 42

Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Статья 43

1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.

2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.

4. Первоначальные выборы в Комитет проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции, а впоследствии — один раз в два года. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием государств-участников, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список государствам-участникам настоящей Конвенции.

5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.

6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.

7. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.

8. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.

9. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.

10. Сессии Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом. Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно. Продолжительность сессии Комитета определяется и при необходимости пересматривается на совещании государств - участников настоящей Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей.

11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией.

12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенций, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей.

Статья 44

1. Государства-участники обязуются предоставлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:

a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;

b) впоследствии через каждые пять лет.

2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действий Конвенции в данной стране.

3. Государству-участнику, представившему Комитету всесторонний первоначальный доклад, нет необходимости повторять в последующих докладах, представляемых в соответствии с пунктом 1b настоящей статьи, ранее изложенную основную информацию.

4. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящей Конвенции.

5. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономического и Социального Совета.

6. Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

Статья 45

С целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции и поощрять международное сотрудничество в области, охватываемой настоящей Конвенцией:

a) специализированные учреждения, Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие органы Организации Объединенных Наций вправе быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении таких положений настоящей Конвенции, которые входят в сферу их полномочий. Комитет может предложить специализированным учреждениям, Детскому фонду Организации Объединенных Наций и другим компетентным органам, когда он считает это целесообразным, представить заключение экспертов относительно осуществления Конвенции в тех областях, которые входят в сферу их соответствующих полномочий. Комитет может предложить специализированным учреждениям, Детскому фонду Организации Объединенных Наций и другим органам Организации Объединенных Наций представить доклады об осуществлении Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности;

b) Комитет препровождает, когда он считает это целесообразным, в специализированные учреждения, Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие компетентные органы любые доклады государств-участников, в которых содержится просьба о технической консультации или помощи или указывается на потребность в этом, а также замечания и предложения Комитета, если таковые имеются, относительно таких просьб или указаний;

d) Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на информации, получаемой в соответствии со статьями 44 и 45 настоящей Конвенции. Такие предложения и рекомендации общего характера препровождаются любому заинтересованному государству-участнику и сообщаются Генеральной Ассамблее наряду с замечаниями государств-участников, если таковые имеются.

Статья 46

Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.

Статья 47

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 48

Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 49

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 50

1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятия ее большинством в две трети государств-участников.

3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.

Статья 51

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.

2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.

3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.

Статья 52

Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.

Статья 53

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей конвенции.

Статья 54

Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...