Занятость населения один из видов в трудоустройстве. Виды трудоустройства и занятость населения. Как осуществляется этот процесс трудоустройства инвалидов

Занятость – деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
Основные принципы занятости:
1. Обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора участвовать или не участвовать в общественном труде;
2. Создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержки при безработице в соответствие с конституцией РФ.
Занятость бывает:
Полной, т.е. когда все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.
Продуктивной, т.е. когда население занято в общественном производстве, а именно, это занятая часть ЭАН.
Социально-полезной – деятельность людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках, обучаются в очных формах обучения, заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.
Рациональной – разновидность вольной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.
Эффективной – использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда, при минимальных социальных издержках.
Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.
Различаются формы занятости по следующим признакам:
Форма собственности на средства производства:
— труд по найму — отношения между собственниками средств производства и работниками;
— предпринимательство;
— самозанятость.
Место выполнения работы
— на предприятии;
— на дому;
— вахтовый метод.
Регулярность трудовой деятельности
— постоянная — работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже каждый месяц;
— временная — занятость на определенный срок и командировочная занятость;
— сезонная — работа в течение определенного сезона;
— эпизодическая — выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
Легитимность трудоустройства
— формальная (зарегистрированная);
— неформальная.
Статус деятельности
— основная;
— дополнительная (вторичная).
Режимы работы
— жесткий график;
— гибкий график.
Гибкие формы занятости — формы трудоиспользования рабочей силы, основанные на применении нестандартных организационно-правовых условий занятости работников. Нестандартная, гибкая занятость включает следующие формы:
Занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени.
Занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи.
Занятость на работах с нестандартными рабочими местам и организацией труда: надомный труд, работники по вызовам, вахтово-экспедиционная занятость.
Занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительства.

Занятость населения составляет необходимое условие для его вос­производства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение ква­лификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов со­циального развития человека, связанного с удовлетворением его по­требностей в сфере труда и в связи с трудом.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворе­нием личных и общественных потребностей, не противоречащая законо­дательству и приносящая им заработок (трудовой доход).

В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населе­ния» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отно­шениям занятости рыночный характер.

Первый принцип - обеспечение свободы в труде и за­нятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участ­вовать в общественном труде.

Второй принцип - создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соот­ветствии с Конституцией РФ.

Закон закрепил основные принципы государственной политики в области содействия занятости: обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возрас­та, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный вы­бор занятости; развитие трудовых ресурсов; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специ­альных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве; сочетание мест­ных мер с централизованными в области занятости; поощрение рабо­тодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.

Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости):

    работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачи­ваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе инди­видуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писа­телей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

    избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

    военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внут­ренних дел;

    трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной фор­мы, включая обучение по направлению службы занятости;

    временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, пере­подготовка и т.п.);

    выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).

Важно определить статус занятости для экономически активного населения , включая и безработных. Обычно различают пять статусов.

1. Наемные работники - это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за ко­торую они получают оговоренную при найме оплату.

    Работающие на индивидуальной основе - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.

    Работодатели - лица, управляющие собственным либо уполно­моченные управлять государством, акционерным обществом, хозяй­ственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, ос­тавляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

    Неоплачиваемые, работники семейных предприятий - лица, ра­ботающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.

    Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости - это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затрудни­тельно отнести к тому или иному статусу занятости.

Практическая потребность учета населения вызывает необхо­димость выделения видов занятости . Так, различают полную, про­дуктивную и свободно избранную занятость.

Полная занятость - это обеспеченность профессиональным тру­дом, который приносит доход личности и достойное существование ему и его семье.

Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему. Общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики за­нятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занято­сти формальной. Частный случай последней - содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание без­работицы - политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, макси­мально продуктивным для общества.

Свободно избранная занятость предполагает, что право распо­ряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) при­надлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между за­нятостью и незанятостью, запрещая любое административное при­влечение к труду.

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости . Он может рассчитываться двумя способами.

1. Доля занятых в общей численности населения

2. Доля занятых в экономически активном населении

Отношения занятости обусловливаются экономическими, де­мографическими и социальными процессами.

Экономическое со­держание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное - в формировании и развитии личности. Демографическое содержание за­нятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.

Введение

Актуальность работы обуславливается тем, что в современной России вопрос занятости населения обо обострен в связи с кризисными явлениями последних лет и высоким уровнем безработицы.

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения -- сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал -- лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Цель работы - изучить теоретические аспекты занятости как элемента социально-экономической политики.

Задачи работы:

  • 1. Раскрыть сущность и основные понятия занятости населения.
  • 2. Изучить место политики занятости населения в системе социально-экономической политики.

Занятость населения: сущность и основные понятия

Занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход.

Экономически активное население - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (по отношению к обследуемому периоду).

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости, т. е. отношением численности занятых к численности экономически активного населения (в процентах).

Занятыми считаются граждане:

  • - Работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие оплачиваемую работу на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • - Занятые предпринимательской деятельностью;
  • - Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • - Члены производственных кооперативов (артелей), а также выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);
  • -Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • -Проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • -Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
  • -Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
  • -Являющиеся учредителями (участниками) организаций, кроме общественных, религиозных, благотворительных.

Рассмотрим характеристики занятости.

Занятость бывает: полной, продуктивной, социально-полезной, рациональной, эффективной.

При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.

Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.

При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда.

Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т. ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.

Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.

Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.

Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателем и наемными работниками. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах.

Прежде чем рассматривать рынок рабочей силы, следует выяснить роль и место человека в общественном воспроизводстве вообще, ибо не выяснив этого, мы не сможем понять, почему для одного человека экономические (материальные) стимулы к труду являются приоритетными, в то время как для другого эти мотивации отсутствуют; почему распределение доходов в обществе неравное; почему происходит социальные конфликты и многое другое.

До недавнего времени экономическая наука рассматривала человека лишь как один из элементов производительных сил общества, то есть исходила из принципа - “человек для производства”. Все победные рапорты строились на количестве выданного “на гора” угля, выплавке стали, количестве построенных квартир, отсутствии безработицы и т. д. Результат таких обоснований - экономика, работающая не на человека, а против него: убогие жилища, некачественная продукция, высоко затратное производство и т. д.

Важнейший показатель состояния рынка труда - уровень безработицы, которая определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.

Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально-экономической политики.

Вместе с тем современный рынок характеризуется постоянным динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое. Оценка динамических потоков на рынке труда позволяет выявить фактор, в наибольшей степени детерминирующие изменения в структуре безработицы.

Так, высокий ее уровень в какой-либо социально-экономической группе населения может быть связан не только с большой вероятностью потери работы, но и с частой переменой места работы, низкой социально-экономической мобильностью и недостаточной активностью в поиске работы, длительным периодом безработицы, малой вероятностью сохранения полученного рабочего места и т. п Для целей макроэкономической политики важно не только правильно оценить уровень безработицы в той или иной группе населения, но и установить, какие из потоков рабочей силы на рынке труда приводят к такому уровню безработицы.

Структура занятости - это совокупность пропорций в использовании рабочей силы общества (экономически активного населения), которые определяются посредством соотношений между:

  • -Числом занятых и незанятых трудовых ресурсов;
  • -Числом занятых, распределенных по видам занятости;
  • -Количеством занятых в производственной и непроизводственной сферах;
  • -Числом занятых в отраслях материального производства;
  • -Числом занятых в отраслях непроизводственной сферы;
  • -Количеством занятых по регионам и территориям страны;
  • -Числом занятых на предприятиях различных форм собственности;
  • -Количеством занятых работников различных профессий и специальностей, а также различных видов деятельности.

Таким образом, занятость это всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде. К занятому населению относятся: занятые по найму за вознаграждение; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие; предприниматели, фермеры, занятые надомным трудом, по совместительству и др.

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ).

Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость — это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.

Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Закон о занятости населения в Российской Федерации» категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях Международной организации труда, которым следует Росстат. Содержание этого понятия и особенности подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения приведены далее.

По методологии Международной организации труда, занятые — это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

Выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного , а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

Выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего , учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин.

Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений.

Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, занятые — это граждане:

Работающие по (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске);

Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных (артелей);

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (по методологии Международной организации труда, военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся к наемным работникам);

Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Рос. труда;

Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.

Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Закон о занятости населения в Российской Федерации в отличие от рекомендаций Международной организации труда, которым следует Росстат, помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что, по существу, совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.

Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Законом о занятости населения в Российской Федерации к занятым, а другая — к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым. Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно.

Относительно обучающихся очно положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно — люди занятые, такими их считает Закон о занятости населения в Российской Федерации. Но следует понимать, что в методике Росстата речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности — дневного обучения — они должны быть экономически неактивны, т.е. не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка.

Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.

Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, установленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда.

Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Законе о занятости населения в Российской Федерации (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот Закон занятыми не считает).

Полная занятость — это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая , но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально полезной. Уровень рациональной занятости — гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость — теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость — максимизировать.

Скрытая занятость — это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится или ее неформальный сектор — нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Частичная занятость — форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость — такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость — форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда.

К таким условиям относят:

Нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. В их число входят режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

Нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

Нестандартные способы работы и рабочие места, например надомный труд (выполнение производственного задания в домашних условиях), работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

Само-занятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных , за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что недостаточно точно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.

В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативных видов занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относят: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работу по вызову; работу по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости.

Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников.

В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень , задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.

Современное состояние занятости населения и использования трудовых ресурсов в России

Рыночные преобразования в России привели к изменению уровня и структуры занятости населения в ней. Эти изменения коснулись всех структурных элементов занятости: структуры экономически активного населения, половозрастной и отраслевой структур занятости и др.

Примерно такое же соотношение между числом занятых в экономике и численностью населения страны было в начале рыночных реформ.

Проявились изменения в долях занятости и по половому признаку. Занятость в экономике среди мужчин, так же как и занятость среди женщин, уменьшилась, но у мужчин уменьшилась несколько больше, чем у женщин.

Категория «занятость» дает возможность оценки использования ресурсов для труда: чем выше уровень занятости населения, тем лучше используются с точки зрения экстенсивной характеристики для труда. Экстенсивной — потому, что она отражает только степень использования ресурсов для труда по отношению к численности экономически активного населения, но не отражает уровень эффективности использования занятого населения с точки зрения оценки использования рабочего времени, наличия внутрисменных и целодневных его потерь.

Становление рыночных отношений привело к перемещению занятости из производственной сферы в сферу обслуживания. Однако чтобы уровень промышленного и строительного производства обеспечивал потребности экономики и населения, необходима высокая производительность труда, а этого в отечественной промышленности и строительстве не наблюдается.

Число мужчин превышало число женщин среди руководителей органов управления и организаций в 1,6 раза, среди рабочих — в 2,3 раза. Доля руководителей органов власти и учреждений вместе со специалистами высшего и среднего уровня квалификации составляла 39% числа занятых в экономике. Рабочие, в состав которых включены также и работники товарного сельскохозяйственного производства, занимали 44,1% занятых в экономике.

Для полной характеристики состояния занятости необходимо помимо общих его показателей рассмотреть вопросы неполной и скрытой занятости населения.

На основе материалов выборочных обследований выявлено, что от 1,4 до 3,4% всех занятых в экономике России работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации предприятий и организаций, а от 0,3 до 1,3% занятых находились в принудительных отпусках, т.е. эти работники фактически находились в состоянии неполной занятости. Ежемесячно на крупных и средних предприятиях в режиме неполного рабочего времени трудилось свыше 3 млн. человек, в различных хозяйственных структурах ежемесячно около 2 млн. человек находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.

Оборотной стороной неполной занятости, а также результатом низкого в целом уровня оплаты труда явилась вторичная, или дополнительная, занятость, направленная на получение приработков. По данным материалов статистической отчетности предприятий, в России насчитывалось более 1,5 млн. внештатных совместителей (из них 43% работали на малых и 57% — на средних и крупных предприятиях) и примерно 1,3 млн. работников, занятых по договорам гражданско-правового характера (из них 31% работали на малых предприятиях и 69% — на предприятиях средних и крупных). Но следует понимать, что здесь может иметь место, с одной стороны, двойной счет, так как один работник мог быть совместителем на нескольких предприятиях, но, с другой стороны, численность совместителей может быть приуменьшена, вследствие того, что два совместителя по 0,5 ставки считаются занятым работником с одной полной ставкой.

Скрытая форма занятости появляется тогда, когда занятость не регистрируется. На основании исследований, проведенных Всероссийским центром изучения (ВЦИОМ), были получены сведения, что заняты без юридического примерно 4—5% общего числа работающих. Таким образом, фактический уровень занятости населения находится выше официально регистрируемого уровня примерно на 4,25,3%.

Понятия безработицы и безработного

Безработица — общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется, с одной стороны, желанием людей работать по найму с целью получения дохода — заработка, а с другой стороны, отсутствием такой работы.

По аналогии с понятием занятости безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия при наличии желания иметь такую работу (занятие) и ее активного поиска.

В определениях понятия «безработный», так же как и понятия «занятый», имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда (которой придерживается и Росстат) и российским законодательством.

По методологии Международной организации труда, безработные — это лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

Не имели работу (доходного занятия);

Занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;

Были готовы приступить к работе;

Обучались по направлению службы занятости;

Являлись учащимися, студентами, пенсионерами и инвалидами, занимающимися поиском работы и готовыми приступить к ней.

В составе безработных выделяют лиц, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, безработные — это трудоспособные граждане, которые:

Не имеют работы и заработка;

Ищут работу;

Готовы приступить к работе;

Зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Помимо этого в Законе о занятости населения в Российской Федерации сказано, что безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16 летнего возраста;

б) которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена одна из перечисленных пенсий: трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно; пенсия (для тех, кто уволен в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата организации при отсутствии возможности их трудоустройства) на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста; пенсия по старости и за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) по одной и той же профессии (специальности) дважды;

г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

е) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

ж) которые считаются по Закону о занятости населения в Российской Федерации занятыми.

Таким образом, основные отличия в трактовке понятия «безработный»:

Во-первых, состоят в том, что Закон относит к безработным только тех трудоспособных граждан, не имеющих работу и заработка, ищущих работу и готовых приступить к ней, которые зарегистрированы в органах службы занятости;

Во-вторых, закон не признает безработными граждан, которым назначена пенсия по старости, в том числе досрочно, а также некоторым другим категориям граждан.

Росстат в соответствии с методологией Международной организации труда безработными:

Во-первых, считает всех людей от 16 лет и старше, которые не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к ней, независимо от того, зарегистрирован человек в органах службы занятости или нет, но в числе безработных выделяет тех, кто зарегистрирован в органах службы занятости;

Во-вторых, лиц, обучающихся по направлению органов службы занятости, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, которые ищут работу и готовы приступить к ней.

Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необходимых для этого документов. Первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный. Поэтому в статистических сведениях об уровне безработицы можно встретить несколько показателей: число безработных, в том числе зарегистрированных в органах службы занятости, из них — признанных безработными. Помимо этого ведется учет тех безработных, которым выплачивается пособие по безработице, так как есть категории безработных, которым пособие по безработице временно не выплачивается.

Требуют пояснения понятия «подходящая работа» и «неподходящая работа». В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Закон детализирует понятия транспортной доступности рабочего места и условия последнего места работы, так как они могут трактоваться произвольно.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться органами с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.

Предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Но если средний заработок зарегистрированного в органах службы занятости гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, то к понятию «подходящая работа» относится заработок, который будет не ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в котором он зарегистрирован (в республике, крае, области, автономной области, автономном округе, Москве и Санкт-Петербурге).

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, считается подходящей для граждан:

Впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после первого периода выплаты пособия по безработице;

Состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

Обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Неподходящей признается работа:

Связанная с переменой места жительства без согласия гражданина;

На которой условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда;

Если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, получаемого гражданином за последние три месяца по последнему месту работы, при условии, что этот заработок не превышал величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. В случае если средний заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, подходящей не может считаться работа, когда предлагаемый заработок ниже величины этого прожиточного минимума.

|

1. Занятость населения и ее регулирование

2. Занятость населения: понятие и виды

3. Структура занятости и факторы на нее влияющие

4. Государственная политика занятости

5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на рынке труда

6. Государственные программы содействия занятости населения

7. Служба занятости населения: структура и направления деятельности

Занятость населения: понятие и виды

Занятость важнейшая характеристика экономики, благо-состояния народа; уровень занятости - важный макроэконо-мический показатель . Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступа-ет частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория занятость - это совокуп-ность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, сте-пень удовлетворения общественных потребностей в работ-никах и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций заня-тость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

Занятость населения - важнейший параметр функционирования рынка труда. В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - этодеятельность граждан, связанная с удов-летворением личных и общественных потребностей, не противоре-чащая действующему законодательству и приносящая, как прави-ло, заработок (трудовой доход). Многие авторы, в большей или меньшей степени соглашаясь с данным определением, отмечают, что оно отражает правовое и лишь отчасти социально-экономическое содержание термина.

Также необходимо отметить, что представленное определение занятости во многом совпадает с наиболее распространенной трактовкой категории труд, которая представлена в отечественной научной и учебной литературе. Однако это два разных понятия, хотя и взаимосвязанных. В этой связи А.Э. Котляр отмечает, что занятость в отличие от труда не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте.

До тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Так, чтобы считать человека занятым, ему достаточно иметь какое-то рабочее место - быть членом какого-то производственного коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т.д. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или же отдыхает.


Занятость создает необходимые предпосылки эффективного использования трудового потенциала общества, определяет уровень жизни и благосостояния людей. Занятыми согласно российскому законодательству (ст. 2 закона «О занятости населения в Российской Федерации») считаются граждане, относящиеся к одной из следующих групп:

С 2000 г. наметилась четкая тенденция к росту подготовки кадров в учебных заведениях и на предприятиях ряда отрас-лей. Причем структура обучающихся меняется в сторону уве-личения подготовки специалистов в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики, других специальностей гуманитарного профиля, а также по специальностям непроизводственного профиля. Эти профес-сии пользуются повышенным спросом на рынке труда.

Об эффективности занятости можно судить по показате-лю - норма безработицы. В современной западной экономи-ческой литературе популярна точка зрения, что полная и эф-фективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безра-ботицы - это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте про-изводительности труда. На практике норма безработицы ис-числяется путем суммирования текучей (фрикционной) и структурной безработицы.

Неполная занятость - это, прежде всего, занятость на режимах неполного рабочего времени. Неполная занятость наблюдает-ся, если работники не имеют возможности (либо не хотят) тру-диться столько времени, сколько они хотят или вынуждены трудиться на таких рабочих местах, где эффективность их труда ниже потенциально возможной.

Она может быть вызвана следующими причинами:

Сокращением объемов производства, реконс-трукцией предприятия, когда персонал или его часть переводится на неполный рабочий день, неделю, месяц или отправляется в коллективный отпуск без сохранения или с частичным сохране-нием заработной платы;

Необходимостью повышения квалификации, учебой, состоянием здоровья, сочетанием работы с выполнением других обязанностей, воспитани-ем детей, другими потребностями.

Необходимо отметить, что в международной практике лица, работающие неполный рабочий день по собственной инициативе, не включаются в состав неполностью занятых.

Представление о неполной занятости дают прежде всего показатели, характеризующие фактическую продолжительность рабочего дня (недели, года), а также потери времени в связи с сокращением продолжительности рабочего времени по инициативе администрации.

Вторичная занятость охватывает лиц, имеющих вторую ра-боту, и связана с распространением неполной занятости, задержками выплаты зарплаты и небольшой основной зарплатой.

Новой формой занятости в России является самозанятость . Она предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и созда-ние рабочих мест отдельными гражданами за счет их собствен-ных средств в целях получения постоянного или временного до-хода. В данном случае процесс перехода от положения незаня-тости к положению занятости осуществляется без прямого учас-тия государственных и общественных организаций, но не исклю-чает поддержки.

С категорией самозанятости связано явление, которое по-лучило название неформальной занятости , - незаре-гистрированная в соответствии с законодательством экономи-ческая деятельность, осуществляемая индивидуально или на мик-ропредприятиях, занятые которой не платят налоги. Подобная де-ятельность существовала в России и раньше (портные, няни, репетиторы). Однако в настоящее время неформальный сектор стал фактически самостоятельным се-гментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состоя-ние занятости и социально-экономическую ситуацию в целом.

При классификации занятости принято выделять нестандартные формы занятости , к которым относится занятость в режиме (на условиях) неполного рабочего времени, временная, сезонная и дистанционная занятость.

Занятость в режиме (на условиях) неполного рабочего времени - это трудовая деятельность в течение времени меньше нормативно установленного, оплачиваемая пропорционально отработанному времени или количеству выработанной продукции. В практике большинства стран к занятым неполное рабочее время относятся только лица наемного труда, имеющие регулярную, постоянную занятость.

Временная занятость - занятость в пределах зара-нее оговоренных или определенных сроков (либо ограниченная объемом работы). Временная занятость чаще всего связана с выполнением определенного объема работ, на условиях полного или неполного рабочего времени в течение небольшого периода времени.

Сезонная занятость - это занятость (прежде всего связанная с цикличностью переработки сельскохозяйственного сырья) на условиях полного или неполного рабочего времени в течение нескольких месяцев.

Дистанционная занятость - это в определенной степени современный аналог надомной работы, т. е. работа не связанная с конкретным рабочим местом на предприятии, но предполагающая выполнение определенного задания, данного работодателем. К дистанционной занятости не относится деятельность связанная с выполнением функций, предполагающих различного рода перемещения и отсутствие в силу этого работника на конкретном рабочем месте (курьер, экспедитор и др.).

Численность занятых в экономике стран «группы восьми» показана в табл. 1.

Таблица 1

Численность занятых в экономике, тыс. чел. 1

Страна
Великобритания
Германия
Италия
Канада
Россия
США
Франция
Япония

Количественно занятость также может характеризоваться уровнем занятости, который может рассчитываться различными способами:

1) доля занятых в общей численности населения;

2) доля занятых в экономически активном населении (т. е. в общей численности занятых и безработных).

В международной практике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономической активности населения, т. е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...