Особенности лицензирования транспортной деятельности организаций. Лицензии на транспортную деятельность Положениями о лицензировании перевозок введены виды лицензий

Введение

Одной из составляющих лицензирования является метод государственного регулирования или эффективная мера власти всех уровней по осуществлению упорядочения предпринимательской деятельности, не допуская избыточной конкуренции и монополизма, не вмешиваясь в хозяйственную часть этой деятельности.

Необходимость введения лицензирования автотранспортной деятельности была вызвана складывающейся обстановкой в транспортном комплексе Российской Федерации.

Начиная с 1992 года для обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиты интересов потребителей, реализации требований антимонопольного законодательства, обеспечения безопасности движения и соблюдения экологических норм на автомобильном транспорте Российской Федерации была введена в действие система лицензирования.

Нормативную основу лицензирования перевозок автомобильным транспортом образуют федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.12.2010) (принят ГД ФС РФ 22.04.2011), "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995), подзаконные акты в области лицензирования.

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

· установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

· установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

· установление лицензионных требований и условий

· лицензировании конкретных видов деятельности;

· гласность и открытость лицензирования;

· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.

Министерство транспорта РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Управления государственного автодорожного надзора, (далее Управление) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Одним из полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, образованную в составе Минтранса России.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст. 17, п. 62 определен вид деятельности, на осуществление которой требуется лицензия:

перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.


Глава 1 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

1.1 Лицензирование на автотранспорте: основные понятия, цели и принципы

Некоторыми видами деятельности юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Процесс лицензирования на автомобильном транспорте является регулятором к допуску физических и юридических лиц к автотранспортной деятельности. Лицензирование регулируется нормативными актами федерального, регионального и местного уровня управления. Это эффективная мера защиты государства и региона от возможных негативных последствий коммерческой деятельности предпринимателей. Лицензирование на автотранспорте – один из видов воздействия на хозяйственные субъекты для соблюдения требований безопасности эксплуатации автотранспортных средств. Также оно служит для поддержания соблюдения экологических норм. Кроме того, это - инструмент государственного регулирования деятельности на транспорте, регулирования рынка транспортных услуг. Все положения о лицензировании также отмечают следующие цели: защита интересов потребителей услуг, реализация требований безопасности дорожного движения.

В целях исполнения нормативов в сфере лицензирования применяются следующие понятия:

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении требований и условий, выданное юридическому лицу или предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, регулированием, приостановлением и аннулированием лицензий и контролем за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании отдельных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с федеральным законом.

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

Защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

Утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

Гласность и открытость лицензирования;

Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.


Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования

Перечень лицензируемых видов деятельности на автотранспорте изменялся многократно. Сегодня в перечне лицензируемых видов деятельности в сфере автотранспорта остались:

Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом. (выдаче разрешений согласно ФЗ №69-ФЗ от 21.04.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»)

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

1.3 Лицензирующие органы . Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор)

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

Лицензирование на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами;

Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

Приостановление действия лицензий;

Возобновление действия лицензий;

Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

Формирование и ведение реестра лицензий.

Федеральные органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеративным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Федеральные органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, вправе передавать их органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

«УГАДН» Управление государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) вследствие административной реформы, проводимой в нашей стране, организовано в январе 2005 года на базе Саха (Якутского) республиканского отделения Российской транспортной инспекции, которое с 1991 года осуществляло государственный контроль (надзор) на всех видах транспорта в Республике. Согласно Положения, утвержденного приказом Федеральной службой по надзору в сфере транспорта от 22 декабря 2005 года № АН-341фс, Управление госавтодорнадзора осуществляет в установленном порядке контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и федеральных автомобильных дорог на территории Республики Саха (Якутия), в том числе:

Государственный контроль и надзор за исполнением органом государственной исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте; контроль и надзор за соблюдением требований нормативных документов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании федеральных автомобильных дорог, а также за деятельностью организаций по выполнению законодательства Российской Федерации и нормативных документов в данной сфере деятельности; контроль и надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на стационарных и передвижных пунктах весового контроля; контроль за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основными задачами Российской транспортной инспекции являются:

1) Осуществление Государственного контроля за соблюдением нормативно правовых актов, регламентирующих работу транспортного комплекса.

2) Осуществление Государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса.

3) Лицензирование отдельных видов деятельности в транспортном комплексе в пределах ее компетенции.

4) Осуществление транспортного контроля за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через границу РФ.

Российская транспортная инспекция осуществляет следующие функции:

Руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью отделений Российской транспортной инспекции. Обеспечивает организационное и методическое руководство отделениями Российской транспортной инспекции при выполнении ими специальных разрешительных, контрольных, надзорных, а также других возложенных на них функций.

1) Определяет основные направления совершенствования деятельности Российской транспортной инспекции. 9 Анализирует практику применения в транспортном комплексе нормативно правовых актов в транспортном комплексе.

2) Готовит к изданию аналитические материалы о состоянии и динамике развития транспортного комплекса.

3) Содействует реализации в транспортном комплексе Государственной политики в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

4) Вносит предложения о проведении научно-исследовательских, проектных работ, организует проведение совещаний, семинаров по вопросам совершенствования деятельности Российской транспортной инспекции.

Отделения Российской транспортной инспекции осуществляют следующие функции:

1) Ведут реестр лицензий, выданных в транспортном комплексе, формируют перечень субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и другую связанную с обеспечением транспортного процесса деятельность, с учетом места их регистрации.

2) Оказывают содействие правоохранительным органам в выявлении субъектов транспортного комплекса, осуществляющих без лицензии, деятельность, подлежащую лицензированию, либо противоправную деятельность, проводят профилактику административных правонарушений в этой области.

3) Осуществляют контроль за исполнением субъектами транспортного комплекса нормативно-правовых актов РФ, а также лицензионных требований и условий.

4) Осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Российской транспортной инспекции.

5) Участвуют в разработке и контроле за реализацией субъектами транс-

портного комплекса мер по повышению безопасности движения, снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в технически исправном состоянии.

6) Содействуют созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг.

7) Обеспечивают взаимодействие Минтранса РФ с полномочными представителями Президента в Федеральных округах.

8) Осуществляют мониторинг деятельности субъектов транспортного комплекса на рынке транспортных услуг.

9) Осуществляют контроль за соблюдением правил международных перевозок пассажиров и грузов как российскими, так и иностранными перевозчиками.

10) Оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.

11) Осуществляют контроль за соблюдением требований об аттестации специалистов по обеспечению безопасности движения, организуют и проводят такую аттестацию.

12) Выполняют также такие функции, как статистическое наблюдение, информационное обеспечение, производство по делам об административных нарушениях и пр.

Российская транспортная инспекция, осуществляя свои функции, имеет право:

1) Проводить проверки субъектов транспортного комплекса. 10

3) Выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.

4) Составлять протоколы об административных правонарушениях. Приглашать руководителей организаций и граждан для рассмотрения дел об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы.

Первоначально полномочия по лицензированию услуг на автотранспорте были возложены на МИНТРАНС РФ, согласно Постановлению правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности от 24.12.94 №1418. МИНТРАНСОМ РФ в целях исполнения этой задачи была создана Российская Транспортная Инспекция (РТИ) (Постановление правительства РФ от 25.09.90 №378). РТИ имело департамент и 83 отделения. Но позже указом президента РФ “O системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 09.03.04 №314 вместо департамента РТИ при МИНТРАНСЕ РФ была создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) - федеральный орган исполнительной власти России. Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.

В состав Ространснадзора входят несколько служб:

Госжелдорнадзор

Госморречнадзор

Госавианадзор

Транспортная безопасность

Госавтодорнадзор

Последняя служба создана для непосредственного управления автомобильным транспортом.

Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет руководство деятельностью территориальных органов государственного автодорожного надзора.

Деятельность Госавтодорнадзора регламентируется приказом Ространснадзора от 05.02.2007 г. № ГК-73 фс (изменен 19 декабря 2007).

Не будем рассматривать все функции подразделения, так как нас интересует лицензирование.

В сфере лицензирования, на Госавтодорнадзор возложены следующие функции:

1. лицензирование видов деятельности:

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3.5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 04.05.2011 № 99-ФЗ предприятие может заниматься только на основании лицензии. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

перевозки морским транспортом грузов;

перевозки внутренним водным транспортом грузов;

перевозки воздушным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В постановлении Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии» приводится форма документа, подтверждающего наличие лицензии. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности и относятся к защищенной полиграфической продукции. С 1 июля 2006 г. оформление предоставляемых (переоформляемых) лицензий осуществляется по указанной форме, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2007 г.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии по законодательству РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Уголовная ответственность определена в ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство» для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций. Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Административная ответственность влечет наложение на граждан и должностных лиц штрафных санкций. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации:

осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.


Похожая информация.


Введение

Лицензирование как гражданско-правовой институт ведет начало с "доперестроечных времен", поэтому стадии его правового регулирования необходимо рассматривать в тесной динамике развития базовых законодательных актов.

В советском праве лицензирование выполняло в основном функцию государственного контроля над экспортом и импортом товаров и расходованием валютных средств. С началом перестройки институт лицензирования вышел на качественно иной правовой уровень. Так, после принятия Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятия, независимо от формы собственности, приобрели право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, во всех сферах и отраслях народного хозяйства. При этом отдельные виды деятельности предприятия могли осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии). Определение перечня видов деятельности и порядка выдачи лицензий было отнесено к компетенции Совета Министров РСФСР и Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, или уполномоченных ими органов.

После принятия Конституции РФ в 1993 г. процесс упорядочения вопросов лицензирования проходил медленно и трудно, поскольку большое количество актов, противоречащих принятому Основному закону России, необходимо было подвергнуть экспертизе, отмене или опротестованию в судебном порядке. К тому же Правительство РФ не снижало активность в правовой регламентации вопросов лицензирования. Одним из основных законов, установивших принципиальные положения применения такого административно-правового режима в экономике, как лицензирование, стал Гражданский кодекс Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ было установлено, что перечень видов деятельности, которыми предприниматели могут заниматься только при наличии лицензии, определяется федеральным законом. Такой Закон - "О лицензировании отдельных видов деятельности" - был принят в 1998 г.

Тем не менее порочная практика органов исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности подзаконными актами длительное время не прекращалась. Потребовалось немало времени и усилий судебных органов, органов прокуратуры России для того, чтобы привести правоприменительную практику в соответствие с Конституцией РФ, ГК РФ и иным федеральным законодательством.

В настоящее время специальным законом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с установленным перечнем, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензирование транспортной деятельности

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации предусмотрела возможность приватизации предприятий морского, воздушного, внутреннего водного и автомобильного транспорта, которая позволила физическим и юридическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность (перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедиторские и другие виды работ). При этом особо отмечалось, что такая деятельность может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий). На железнодорожном транспорте предпринимательскую деятельность можно осуществлять на основании лицензии, полученной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. № 134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте». Это стало возможным в результате изменения формы собственности на железнодорожном транспорте от 10января2003года N15-ФЗ. Это уже второе постановление Правительства РФ по вопросам лицензирования, которое издано в развитие основополагающегося Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением были утверждены Положение о лицензировании перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом; Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов; Положение о лицензировании транспортировки грузов (перемещение грузов без заключения договора - перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В соответствии с указанным постановлением общим для всех положений является порядок выдачи лицензии. Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» было особо отмечено, что со дня его вступления в силу введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в установленный данным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, т.е, было установлено (и еще раз подтверждено ст. 49 ГК), что любой вид деятельности, подлежащий лицензированию, может быть установлен только на федеральном уровне.

Статья 5 федерального закона определяет полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования. Правительству предоставлено право утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определять федеральные органы исполнительной власти, которые могут осуществлять лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливать виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 17 федерального закона"О лицензировании отдельных видов деятельности" к числу лицензируемых видов деятельности отнесен целый ряд видов предпринимательской деятельности, связанных с перевозкой грузов и пассажиров.

На морском транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой морским транспортом пассажиров и грузов; сюрвейрское обслуживание морских судов в морских портах; по грузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; деятельность по обслуживанию буксировок морским транспортом (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На внутреннем водном (речном) транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой внутренним водным транспортом пассажиров и грузов; погрузочно-разгрузочной деятельностью на внутреннем водном транспорте.

На воздушном транспорте лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой грузов и пассажиров; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики.

На автомобильном транспорте обязательному лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; перевозки грузов емкостью свыше 3,5 тонны (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Руководствуясь полномочиями, предоставленными ему Федеральным-законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (как ранее действующим, так и нынешним), Правительство Российской Федерации утвердило на каждом виде транспорта положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. № 134, которое упоминалось выше, для осуществления предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте и, соответственно, получения лицензии необходимо соблюдение требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, отраслевых стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила перевозок грузов, пассажиров, и требований по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте; соответствие подвижного состава, железнодорожных станций, других зданий и сооружений, оборудования и устройств, используемых при перевозках грузов и пассажиров, а также технологических процессов установленным техническим нормам и правилам в области железнодорожного транспорта; наличие работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; предоставление пассажирам информации о режиме работы лицензиата, месте его нахождения, наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации; осуществление перевозок пассажиров в соответствии с нормами и правилами, установленными на железнодорожном транспорте; наличие в штате лицензиата лиц, ответственных за перевозки грузов и пассажиров, имеющих высшее или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее 3(5) лет за последние 10 лет трудовой деятельности.

В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозочным процессом на морском транспорте, физические и юридические лица руководствуются положениями о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, пассажиров, деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом; погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 490.

В соответствии с этими положениями лицензированию подлежит вышеперечисленная деятельность юридических лиц независимо от формы собственности, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанная с:

а) перевозкой грузов и пассажиров, фрахтовыми операциями по перевозкам грузов и пассажиров на морском транспорте, буксировкой судов и других плавучих объектов;

б) обслуживанием судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания;

в) транспортно-экспедиционным обслуживанием, погрузочно-разгрузочной деятельностью в морских портах.

Лицензия выдается и соответствии с новым порядком, на каждый вид деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок не менее чем пять лет. Статья 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» допускает, что Положением о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии заявитель представляет в лицензионный орган: заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического адреса, номера расчетного счета и названия соответствующего банка (для юридических лиц); для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, -- фамилию, имя, отчество, место жительства в соответствии с паспортными данными; сведения о виде деятельности, которой намерены заниматься юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель; копии учредительных документов и свидетельство о государственной регистрации предприятия, заверенные нотариусом; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; характеристики судов и плавучих объектов, погрузочно-разгрузочного оборудования, причалов и других средств, необходимых для выполнения соответствующего вида деятельности. В случае аренды основных средств предоставляются копии документов, подтверждающих право их использования для лицензированного вида деятельности. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления нетления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Установление указанного срока осуществляется в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На основании этой же статьи соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. приватизация транспортная деятельность лицензия

При осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с воздушным транспортом, следует руководствоваться Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2007 г. № 397. И соответствии с этими правилами (п. 2) лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;

б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;

в) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;

г) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала.

Лицензии выдаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» Федеральным агентством воздушного транспорта. Некоммерческая деятельность в области гражданской авиации может осуществляться без лицензий.

Для получения лицензии заявитель представляет все документы, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также документы, предусмотренные Федеральными авиационными правилами: копию документа, подтверждающего профессионально-техническую (технологическую) возможность заявителя выполнять лицензированный вид деятельности (свидетельства эксплуатанта, сертификаты).

Лицензирование перевозочной (перевозка грузов и пассажиров) погрузочно-разгрузочной деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на внутреннем водном транспорте в Российской Федерации, производится в соответствии с Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 490. В данных Положениях детально регулируются отношения, связанные с выдачей лицензии юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью при осуществлении ими перевозок грузов и пассажиров по внутренним водным путям; осуществлении ими погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте.

Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок не менее пяти лет по установленной им форме. На автомобильном транспорте при осуществлении деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию, руководствуются Положением, которое устанавливает ее виды и порядок их лицензирования,

Обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации. Она регулируется Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. № 637. В соответствии с ним (п. 2) лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:

а) городские, пригородные и междугородные перевозки, в том числе межобластные (имеются в виду перевозки между субъектами Российской Федерации);

б) перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.

Выдача лицензий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые на это уполномочены.

В настоящее время деятельность, связанная с транспортно - экспедиционным обслуживанием, лицензированию не подлежит (статья 7 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предусматривающая лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности, исключена из Закона).

В тех случаях, когда необходимо получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации, следует руководствоваться Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. N 118. В соответствии с ним лицензии на осуществление деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием автотранспортных средств, выдаются региональными отделениями Российской транспортной инспекции и ее филиалами.

Контроль за соблюдением порядка лицензирования на железнодорожном, морском, внутреннем водном, автомобильном и воздушном транспорте, в том числе за выполнением лицензионных требований и иных условий, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством воздушного транспорта непосредственно или через свои территориальные органы. Наличие лицензии, связанной с осуществлением транспортного процесса, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь необходимые свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты и другие документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации транспортных средств, оборудования, технических средств, устройств и т.д. Например, на внутреннем водном транспорте обязательной сертификации подлежат суда внутреннего и смешанного плавания, судовые устройства, механизмы и оборудование. Такой же порядок установлен и на воздушном транспорте.

Список используемой литературы

1. Егиазаров В. А., Транспортное право: учебник. - 5-е изд., доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 552 с.

2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»,2008 г.

Осуществление транспортной и перевозочной деятельности сопровождается наличием повышенных требований безопасности, поскольку любой автомобиль отнесен к источникам повышенной опасности. В настоящее время в Российской Федерации порядок лицензирования указанных направлений деятельности также сопровождается сертификацией транспортных средств. Как осуществляется процедура по получению разрешительного документа рассмотрим подробнее в нашем материале.

Лицензирование и сертификация транспортной деятельности

Транспортная деятельность в Российской Федерации требует проведения сертификации и лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - Закон № 99-ФЗ). Под сертификацией понимается процедура подтверждения гарантий качества работ и услуг, которые осуществляются в ходе осуществления транспортной деятельности.

Сертификации подлежат следующие направления:

  • эксплуатация транспортных средств в процессе перевозки грузов и пассажиров;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту;
  • услуги по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте;
  • перевозки грузов с использованием транспортных средств.

Сертификация осуществляется по национальным и международным стандартам качества, при этом помимо обязательных систем доступны различные программы добровольной сертификации.

При этом учитываются следующие особенности:

  • по итогам прохождения данной процедуры на каждую единицу транспорта выдается сертификат соответствия законодательным требованиям;
  • проведение сертификации входит в компетенцию Федеральной службы Госстандарта;
  • сертификации подлежит не только транспорт, но и работы и услуги, связанные с эксплуатацией указанных средств.

Для прохождения подается заявка, на основании которой проводится экспертиза качества. Необходимо учитывать, что срок действия любого сертификата устанавливается контрольным органом Госстандарта РФ, но не может превышать три года.

О факте прохождения указанной процедуры свидетельствует не только выданный уполномоченным органом бланк, но и внесение записи в единый реестр Системы сертификации ГОСТ РФ. Если в процессе эксплуатации транспорта или оказания транспортных услуг выявляется нарушение условий сертификата, он подлежит аннулированию с исключением сведений из федерального реестра.

Лицензирование транспортной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами Закона № 99-ФЗ, а для международных перевозок транспортом в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24.07.1998 № 127-ФЗ.

Предметом лицензирования является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые официально зарегистрированы в налоговых органах. Для получения разрешительной документации указанные субъекты должны обращаться в органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Возможность осуществлять различные виды деятельности связана не только с выдачей лицензии, но и с внесением ее в федеральный реестр.

Лицензирование и сертификация транспортной деятельности связана с установлением повышенных требований безопасности, так как все категории транспорта относятся к источнику повышенной опасности. В соответствии с Законом № 99-ФЗ практически любая деятельность по организации перевозок грузов и пассажиров с использованием транспорта осуществляется при наличии лицензии.

Лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности

Под транспортной деятельностью в Российской Федерации понимается перевозка грузов и пассажиров различными видами транспорта, прошедшего сертификацию. Направления лицензирования данной деятельности подразделяется на следующие группы:

  • перевозки пассажиров на автомобильном транспорте, предназначенном для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, когда такие перевозки осуществляются для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280;
  • перевозки пассажиров легковым транспортом на коммерческой основе;
  • перевозки грузов автомобилями массой свыше 3.5 тонн (за исключением случаев, когда перевозка осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица);
  • перевозки пассажиров и грузов морским транспортом, на внутреннем водным, воздушном и железнодорожном транспорте;
  • обслуживание морских судов в морских портах;
  • иные возможные виды перевозки пассажиров и грузов.

Лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется территориальными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации. Получение отдельных видов лицензий осуществляется с учетом требований Воздушного кодекса, Водного кодекса и т.д.

Для того, чтобы получить разрешительный документ на осуществление перевозочной и транспортной деятельности в Российской Федерации, следует пройти проверку квалификационных требований к сотрудникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая реализовывается в рамках экзаменов на специальные категории водительских прав и курсов повышения квалификации.

Обратите внимание!

Лицензированию подлежит только коммерческая деятельность предприятий и ИП, лицензия дает право на заключение гражданских договоров со сторонними лицами.

Разрешительный документ может выдаваться бессрочно или на определенный срок, это зависит от срока и оснований владения транспортными средствами.

Если вам необходима помощь в получении лицензии, рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, с помощью которых можно подготовить документы для подачи заявки, а так же получить полное правовое сопровождение на каждом этапе при лицензировании в уполномоченных органах.

Лицензирование перевозок производится по правилам, установленным законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - закон № 99-ФЗ) и другими нормативными актами. В этой статье рассказывается, как получить лицензию на осуществление перевозок всеми видами транспорта.

Лицензирование пассажирских автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильных перевозок пассажиров производится в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ в порядке, изложенном в положении о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от т 27.02.2019 N 195 (далее — Положение).

Обратите внимание! Положение действует с 01.03.2019 до 01.01.2021 г.

Положением установлено, что:

  1. Лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке пассажиров и других лиц автобусами, даже в том случае, когда перевозка осуществляется для собственных нужд или по заказам.
  2. Лицензия не нужна, если перевозки людей осуществляются автобусами специальных служб (полиции, скорой помощи, спасателей и т.п.).
  3. Разрешение на регулярные перевозки пассажиров между городами или внутри города с пригородом выдается территориальными органами Ространснадзора — управлениями Госавтодорнадзора по субъекту РФ или межрегиональными управлениями.

В разделе II Положения перечислены требования для соискателя лицензии:

  • назначение ответственного лица за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
  • наличие лицензии для организации и проведения их предрейсового/послерейсового медосмотра или договора, оформленного со специализированной организацией;
  • владение автобусами.

Как получить лицензию на перевозку автомобильным транспортом

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, нужно отправить заявление в орган, осуществляющий деятельность по лицензированию автотранспортных перевозок.

К заявлению прикладываются копии следующих документов:

  • приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • договора с медорганизацией на проведение предрейсового/послерейсового осмотра;
  • свидетельств о регистрации транспортных средств на все автобусы;
  • документов, подтверждающих право владения автобусами, если они не являются собственностью соискателя.

А также опись прилагаемых документов.

Важно! Сведения об автобусах включаются в реестр лицензий. Использовать для перевозки людей автобусы, не включенные в реестр, запрещено.

Правила перевозки пассажиров автомобильным и городским электротранспортом

Для получения лицензии и ведения деятельности по перевозке пассажиров и грузов авто- и электротранспортом перевозчик должен учитывать требования:

  • устава, утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • конкретизирующих его положений (см. выше требование о соответствии заявителя иным нормативным акта, содержащееся в п. 4 положения о лицензировании).

При несоблюдении данных требований лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии или приостановить действие уже выданной (ч. 1 ст. 20 закона № 99-ФЗ).

Порядок перевозки пассажиров, в т. ч. с багажом, автобусами и легковыми такси, в т. ч. по заказу, а также трамваями и троллейбусами, подробно регламентируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила № 112).

В Правилах также утверждены формы и реквизиты билетов, квитанции на провоз ручной клади и багажной квитанции.

Итак, при перевозках пассажиров перевозчик должен:

  • соблюдать расписание поездок;
  • сажать и высаживать пассажиров на остановочных пунктах;
  • оборудовать ТС указателями и схемами маршрута;
  • оформлять путевые листы и т. д.

Перевозка грузов автобусами и городским электротранспортом

Подробный регламент осуществления грузоперевозок АТС изложен в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила № 272).

  1. Заключение договора на перевозку груза подтверждается транспортной накладной, врученной грузоотправителем.
  2. Форма транспортной накладной утверждена в приложении 4 к Правилам № 272.
  3. На рассмотрение заявки заказчика перевозчику дается 3 дня.
  4. В оговоренный срок перевозчик передает грузоотправителю ТС под погрузку.
  5. Если поданное ТС окажется неисправным, это считается неподачей (п. 24 Правил № 272).
  6. Груз должен иметь основные, дополнительные, информационные надписи, манипуляционные знаки. По умолчанию маркировкой груза занимается грузоотправитель, но стороны могут договориться о том, чтобы все эти надписи сделал фрахтовщик.
  7. Если груз загружается/выгружается путем снятия контейнера с ТС, то оформляется сопроводительная ведомость и т. д.

Лицензирование воздушных пассажирских и грузовых перевозок

Порядок лицензирования воздушных перевозок пассажиров установлен положением, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457:

  1. Лицензированием транспортных перевозок занимается Росавиация.
  2. Лицензированию перевозки подлежат как чартерные, так и регулярные.
  3. Для подачи заявления на получение разрешения нужно иметь воздушное судно, сертификат эксплуатанта и соблюдать правила воздушных перевозок.

Лицензированием перевозок грузов воздушным транспортом занимается та же Росавиация.

Лицензионные требования на перевозку груза аналогичны требованиям лицензирования перевозок пассажиров:

  • у заявителя должно быть собственное или арендованное воздушное судно с сертификатом летной годности и сертификатом эксплуатанта;
  • заявитель должен соблюдать правила воздушных перевозок.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Для получения разрешения отправляется заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.

Обратите внимание! Порядок лицензирования перевозок опасных грузов ж/д транспортом аналогичен порядку выдачи разрешения на перевозку пассажиров.

Лицензирование водных/морских перевозок

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов, в т. ч. опасных, внутренним водным и морским транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193:

  1. Лицензия выдается Ространснадзором по документам, полученным из Госморречнадзора.
  2. Лицензионные требования для получения разрешения на любой вид деятельности одинаковы, предъявляемые документы тоже.
  3. Как и во всех других случаях, информация о начале и прекращении осуществления деятельности перевозчика публикуется в СМИ (ст. 21 закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание! Порядок лицензирования международных перевозок морем ничем не отличается от порядка получения разрешения на ведение деятельности перевозчика на территории РФ.

Лицензионные требования и список документов одинаковы.

Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных

В этом разделе, подытоживая вышесказанное, расскажем о порядке выдачи и получения лицензии на осуществление перевозок:

  1. Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.
  2. Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.
  3. Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.
  4. Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.
  5. Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.
  6. В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.
  7. Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).
  8. Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.
  9. Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.
  10. Выданная лицензия действует бессрочно.
  11. В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.
  12. Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.
  13. Лицензия может быть аннулирована по причине прекращения деятельности лицензиатом либо судом.

Ответственность за перевозки без лицензии или с нарушением ее требований

Законодательство о лицензировании собственно мер ответственности не содержит, а только указывает на такие неприятные последствия нарушения лицензионных требований, как:

  • приостановление лицензии (совершается лицензирующим органом при наличии в отношении субъекта вступившего в законную силу постановления о нарушении требований лицензии);
  • аннулирование (совершается судом по заявлению лицензирующего органа, если лицензиат повторно грубо нарушил требования лицензии) и последующее прекращение (по решению суда об аннулировании производится лицензирующим органом).

Как было указано, приостановление наступает только при условии привлечения лицензиата к административной ответственности. Последняя предусмотрена пп. 2, 3,4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Важно! Мера ответственности за несоблюдение правил пассажирских перевозок устанавливается федеральным органом, у субъекта РФ такого права нет (определение ВС РФ от 15.07.2015 № 33-АПГ15-13).

Таким образом, общий порядок лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов авто-, воздушным, ж/д и водным/морским транспортом установлен законом № 99-ФЗ и подробно регламентируется положениями, утвержденными Правительством РФ, ведомственными актами.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”
Как получить лицензию на перевозку более 8 пассажиров автомобильным транспортом?

Утверждено положение о лицензировании перевозок пассажиров (более 8 человек) автомобильным транспортом. Речь идет о перевозках в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Лицензирующий орган – Ространснадзор.

К соискателю лицензии (лицензиату) предъявляются следующие требования. В частности, это наличие принадлежащих ему помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Последние с 1 января 2013 г. обязательно должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха. Кроме того, в штате организации должны быть водители, с которыми заключен трудовой договор, имеющие необходимые квалификацию и стаж работы.
Для получения лицензии необходимо подать заявление. При ее переоформлении следует указать сведения о новых видах работ, которые лицензиат намерен выполнять.

За предоставление или переоформление лицензии, выдачу дубликата на бумажном носителе уплачивается госпошлина.

Порядок принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям, а также формы контроля определены федеральным законодательством. Сведения об этом размещаются на Едином портале государственных услуг.
Прежнее положение утратило силу.

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711); пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316); пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076); постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552). 3. Установить, что подпункты "е" и "ж" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2013 г. 4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г. Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280) 1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров). 2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган). 3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении. 4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении); е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". 6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств; б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров; г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования. 7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения. 8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня: а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности; б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия; в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии. 12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Можете сразу сделать заказ, или задать вопрос!

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...