Главнокомандующий военно воздушными силами. Руководство: Министерство обороны Российской Федерации. Техника и вооружение

16 августа 2014 года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося Главкома Советских ВВС, дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова (1914-1984). При нём советские...

16 августа 2014 года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося Главкома Советских ВВС, дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова (1914-1984). При нём советские ВВС достигли наибольшей мощи в истории, они были способны в значительной (если не сказать в исключающей) степени противостоять средствам поражения потенциального противника и нанести сокрушительный удар по любым целям.

Значимость любого военачальника определяется как чисто военными успехами, достигнутыми под его руководством, так и степенью готовности войск, достигнутой при его самом непосредственном участии. Получив первую геройскую Золотую Звезду №1026, он стал в число известнейших асов Великой Отечественной войны. Но свой главный потенциал Павел Степанович сумел реализовать в 70-е годы XX века, когда благодаря его неустанным заботам, объективно сформированной, постоянно действующей системе контроля были созданы могучие советские ВВС – сильнейшие ВВС в мире. Сильнейшими они были не только в количественном, но и в качественном отношении – самолётов подобных Су-27, МиГ-31, Ту-160 не имела ни одна страна в мире.

Полковник Кутахов

Сын бедных крестьян, потерявший отца в раннем детстве, сумевший первый раз в жизни досыта наесться только став курсантом лётной школы, он в совершенстве осваивает современные истребители, участвует в советско-финской и Великой Отечественной войнах, становится командиром звена, эскадрильи, полка. В 1943 году он был назван в числе лучших лётчиков Карельского фронта, 1 мая ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Тогда же, в 1943 году он сбил Ме-109 Генриха Эрлера – одного из результативнейших «экспертов» Германии, кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями.

Даже не всем любителям авиации известно, что П.С. Кутахов был первым среди советских лётчиков, кто поднял в воздух знаменитую американскую «Аэрокобру» (14 апреля 1942 года) и одержал на ней первую победу (15 мая 1942 года).

Войну гвардии подполковник П.С. Кутахов окончил известным асом, одержавшим 14 личных и 24 групповые победы, командиром 20-го гвардейского истребительного авиационного полка.


В годы войны

Вот как отзывается о своём однополчанине Иван Дмитриевич Гайдаенко, впоследствии генерал-полковник авиации, Заслуженный военный лётчик СССР, начальник ГК НИИ ВВС: «Он как летчик был отличный, но характер у него был жесткий. Помню, прислали 837-й полк на «Харрикейнах». Они сели в Мурмашах, а мы были в Шонгуе. Кутахов считался опытным, даже в полку все лётчики звали его «отец», хотя некоторых он был младше по возрасту. Командующий приказал ему вылететь туда и рассказать летному составу о театре военных действий. Прилетел Кутахов, собрали летчиков. Объявляют: «Командир эскадрильи Кутахов расскажет, какие тут идут бои, что представляет из себя противник». Некоторые зашикали: «Подумаешь, что, мы сами не знаем?» Кутахов возмутился: «Ах, так?! Да пошли вы…» Поворачивается, за шлемофон, и улетает обратно. Через два дня от полка ничего не осталось: расколошматили в пух и прах…

Да, Кутахов - он мог и послать, и даже в морду дать, если что. Но за дело он болел всей душой, боец он был настоящий, себя не жалел, умел руководить полком. Это умеют немногие.

У нас с ним были хорошие отношения – сошлись на том, что почти не употребляли спиртного и не курили, но нельзя сказать, что он мне давал какие-то поблажки…».

Неизменно высоко оценивало Кутахова и командование.

«Тов. Кутахов высоко грамотный в тактическом отношении лётчик-командир. Своевременно разгадывает замыслы воздушного противника и умело противопоставляет ему свой маневр, в результате которого наносит поражение противнику и всегда выходит победителем. Тов. Кутахов дисциплинированный командир. Требователен к себе и к подчинённым. В результате прекрасной боевой выучки и отличного лётного мастерства тов. Кутахов принадлежит к числу передовых советских асов», — даёт ему оценку в боевой характеристике от 1943 года командир 19–го гвардейского ИАП гвардии подполковник А.Е. Новожилов.

«…Его полк сплочён в единую дружную семью и всегда готов выполнять боевые задания. Лично командир полка пользуется всеобщим уважением и авторитетом. Им лично за период пребывания в полку переучено и введено в стой на самолёте «Аэрокобра» 9 лётчиков.

За умелое руководство полком, личную боевую работу в разгроме немецких захватчиков представляю тов. Кутахова к правительственной награде – к ордену Александра Невского.

Командир 1-й гвардейской смешанной авиационной Свирской дивизии гвардии полковник Пушкарёв».

Главный маршал авиации

В 1949 году П.С. Кутахов оканчивает Липецкие офицерские лётно-тактические курсы и продолжает службу, неустанно осваивая всё новые и новые типы теперь уже реактивных истребителей: Як-17, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б. Его лётные книжки включают собрание восторженных оценок его лётного труда самых именитых лётчиков: Тимофея Хрюкина и Пётра Покрышева, Арсения Ворожейкина и Фёдора Шинкаренко, Александра Силантьева и Ивана Лавейкина, Алексея Пахомова и Георгия Берегового, Прокопия Акуленко и Аркадия Ковачевича…

Общий налёт Заслуженного военного лётчика СССР генерал-лейтенанта авиации П.С. Кутахова составил 2 300 часов.

С конца 1950 года он командует истребительной авиационной дивизией, затем корпусом, а окончив Академию Генерального штаба назначается заместителем командующего, а затем и командующим воздушной армией. В июле 1967 года он был назначен первым заместителем Главкома ВВС Вершинина, а в марте 1969-го сам был назначен на должность Главкома. В 1972 году ему было присвоено высшее воинское звание в ВВС – Главный маршал авиации.


Покрышкин и Кутахов, 1964 г.

Он всегда был готов на равных заинтересованно обсуждать проблемы авиации и с начинающим курсантом лётного училища, и в споре с первыми лицами государства – всесильными министрами и Генеральными секретарями.

ВВС Украины были созданы в 2004 году, именно тогда объединились военные силы и Войска воздушной обороны. Если говорить о численности ВВС, то на сегодняшний день она составляет всего 45 200 человек, а вот что касается наличия боевых машин, то их насчитывается всего лишь 210 боевых самолетов и около 50 грузовых. В 2016 году армия Украины немного пополнила свой боевой запас благодаря партнерским вложениям других стран, в том числе большую помощь оказали США и европейские страны.

После того как произошел распад СССР, Украина осталась с большим приданым. Многие эксперты говорят о том, что авиапарк, который остался в Украине, был современным. Страна, которая на то время только претендовала на звание региональной державы, могла себя полностью с такой техникой защитить. Можно даже с уверенностью говорить о том, что в государстве изначально имелась техника, которая не совсем бы пригодилась, например, это Ту-160 и Ту-22, в Украине их после распада было приблизительно 80 единиц.

Как создавались Военно-воздушные силы?

Впервые о создании ВВС было принято решение 17 марта 1992 года, на то время команда управления воздушными силами только формировалась, и делалось это все в городе Виннице на базе 24-й армии. В истории государственности зарегистрировано было изначально всего четыре воздушные армии, в которые входили 10 дивизий, 50 полков авиации, 11 замечательных эскадрилий, ну и, конечно, учреждения для обучения военному делу. Позже был выбран командующий ВВС Украины, в подчинении которого было 600 частей, 2800 единиц транспорта различного назначения, а также 121 000 военных.

Вооружение ВВС

Изначально воздушные силы состояли из трех армий, в которые входило 1100 боевых самолетов разного назначения:

  • На вооружении имелись истребители, которыми управляло две дивизии из восьми полков. Из техники числились МиГ 23, в количестве 80 самолетов, МиГ 29 - 220 единиц техники и Су-27, которых насчитывалось всего 40 единиц.
  • Вооружение ВВС Украины состояло также из двух дивизий из пяти полков с фронтовыми бомбардировщиками, количество которых составляло 150 самолетов данного вида, также имелась и дальняя авиация, но она числилась в другой дивизии из трех полков.

  • На Украине большое значение придавалось разведывательной авиации, поэтому на счету ВВС было три полка и 87 единиц техники.

Надо отметить, что вся техника досталась Украине после распада СССР, после чего ВВС пришлось переживать не самые лучшие времена, так как из самой мощной армии ВВС в Европе осталось мало той силы, которая была ранее, но при всем этом армия еще существует.

Структура ВВС

ВВС Украины имеют свою определенную структуру:

  • В первую очередь сюда входит авиация, которая состоит из тактической и транспортной.
  • Также особое место занимает противовоздушная оборона с зенитными войсками и радиотехническими специализированными подразделениями.
  • Отводится внимание и специальным войскам.

Именно такая структура обеспечивает безопасность государства в направлении военно-воздушных сил страны.

Что собой представляет тактическая авиация?

Тактическая авиация включает в себя несколько направлений, где присутствуют разные самолеты ВВС Украины.

Бомбардировочная авиация составляет основу военно-воздушных сил, так как основное ее направление - уничтожать группировки войск в местах их базирования, а также именно с помощью этой техники можно уничтожать военно-промышленные объекты врагов и проникать вглубь тактических объектов.

Штурмовая авиация также является основой безопасности, так как цель использования этих войск состоит в проникновении вглубь вражеского тыла с целью уничтожения боевой техники и подразделений.

Истребительная авиация прекрасно подходит для борьбы с противником в воздухе и с легкостью сможет поразить самолеты, вертолеты, БПЛА и даже некоторые крылатые ракеты.

Разведывательная авиация используется с целью сбора информации в местах базирования противника.

Авиация РЭБ ведет радиоактивную защиту в воздушном пространстве.

Для чего нужна транспортная авиация и противовоздушная оборона?

ВВС Украины имеют в своем распоряжении и транспортную авиацию. Конечно, она развита не на таком высоком уровне, как тактическая, но считается обязательным ее дополнением. Дело в том, что транспортная авиация позволяет войскам десантироваться, перевозить военнослужащих и обеспечивать их разными материальными средствами с воздуха. Что касается противовоздушной обороны, то здесь все предельно просто, с помощью зенитно-ракетных и радиотехнических войск есть возможность защитить себя от нападения с воздуха.

В чем суть специальных войск авиации?

Роль специальных войск в Украине довольно большая. Важно помнить, что воинские части, специализированные подразделения, инженерные войска химической и биологической защиты - все это также входит в ВВС Украины. Численность их большая и именно здесь есть специализированные части для материального, технического, медицинского обеспечения, а также органы печати военной отрасли.

Командование ВВС

За всю историю формирования ВВС Украины состав командования менялся всего лишь несколько раз:

  • Первым командиром ВВС стал генерал-полковник Торопчин Анатолий Яковлевич, который пробыл на этом посту всего три года - с 2004 по 2007.
  • На смену Торопчину пришел Руснак Иван Степанович, пробывший в звании командующего с 2007 по 2010 год.
  • Далее командующим стал небезызвестный сейчас генерал-полковник Онищенко Сергей Иванович, в этой должности он пробыл до 2012 года.
  • Следующим приемником стал Байдак Юрий Аврамович, управляющий армией ВВС с 2012 года по 2015 год.

  • Сейчас главнокомандующим ВВС является Дроздов Сергей Семенович, который заступил на эту должность в 2015 году.

Что собой представляет формирование ВВС

На сегодняшний день сказать что-то определенное о составе ВВС Украины сложно, так как многие факты по ряду причин являются засекреченными, но имеются данные о подразделениях, которые существуют и до сегодняшнего дня:

  1. Воздушное командование «Запад».
  2. ВВС «Центр».
  3. Воздушные Силы «Юг».

Все эти командования располагаются в таких городах Украины, как Винница, Харьков, Николаев, Киев и Одесса.

Какая летательная техника есть на вооружении на сегодняшний день?

На сегодняшний день в Украине насчитывается не столько много военной техники, как было после распада СССР. Состояние ВВС Украины плачевное, а вооружение, которое имеется, давно уже устарело или требует тщательного ремонта. Рассмотрим основные виды летательных аппаратов, которые есть на данный момент в Украине:

  1. ВВС насчитывает всего одну БПЛА.
  2. Су-27 сегодня есть в количестве 20 машин.
  3. МиГ-29 находится в количестве 80 машин.
  4. Су-24 - 22 машины.
  5. Су-24МР составляет всего 11 машин.
  6. Су-25 находится в количестве 14 машин.

Во время вооруженного конфликта на Донбассе Украина понесла потери в летательной технике, поэтому правильнее всего будет предполагать, что выше перечисленное количество немного изменилось.

Продажа авиационной техники в Украине

В Украине не только насчитывается авиация, но есть и все возможности для того, чтобы производить самолеты, а потом экспортировать их в другие страны. На сегодняшний день существует целый ряд самолетов, вертолетов и БПЛА, которые сняты с вооружения у ВВС Украины. Количество такой техники растет с каждым днем, так как требуется дополнительная материальная помощь для поддержания армии государства, как правило, продаются далеко не худшие образцы, а техника, которая имеет не такой большой износ. Конечно, дополнительной доход - это хорошо, но надо помнить и о том, что обороноспособность страны тоже значительно уменьшается. Самыми большими сделками по продаже авиатехники можно считать:

  1. Продажу Алжиру практически 30 вертолетов МИ-24, эта сделка состоялась еще в 1999 году.
  2. В 2000 году Украина продала 6 МиГ-27 Шри-Ланке, самолеты находились в отличном состоянии, так как прошли не только досмотр, но и полное переоборудование.
  3. В 2001 году в Македонию отправились 17 вертолетов Ми-24 и Ми-8.
  4. Самый большой экспорт техники совершен в 2012 году, когда было продано 231 военный самолет и вертолет. Среди этой техники были совсем новые экспонаты, все остальные самолеты были на вооружении в ВВС.

Какие изменения будут в ВВС в 2017 году?

В 2017 году Украина планирует нарастить свои боевые возможности, при этом основная часть денежных средств должна поступить на то, чтобы начала развиваться именно авиация. Планируется не только закупить новые боевые машины, но и отремонтировать те, которые уже имеются на вооружении. В программу входит модернизация и ремонт 60 самолетов и вертолетов. Особое внимание планируют уделить радиотехническим войскам, для этого потребуется закупить специальную технику для связи и обеспечения радиотехникой полетов. По отчетам прошлого года можно говорить о том, что уже немного пополнилось вооружении ВВС Украины. Фото летательных боевых машин Су-25 есть даже в интернете, при этом указано, что модернизированные боевые машины смогли получить новое обеспечение, которое позволяет не только держать оборону, но и пользоваться специально установленной защитой от ракет с инфракрасным самонаведением. Также Су-25 может похвастаться и спутниковой навигацией, системой воздушных сигналов, а также современными счетчиками прицела.

Говорить о том, что Военно-воздушные силы Украины поменяются к лучшему, не стоит, так как на сегодняшний день у государства просто нет денежных возможностей, чтобы проводить модернизацию и улучшать технику, при этом у Украины даже нет денег, чтобы сохранить ту технику, которая уже имеется, на должном уровне. Если и будут делаться какие-то покупки новых машин, то они будут не совсем качественными, скорее всего это будут летательные аппараты, закупленные в Китае, а, как известно, та техника значительно уступает по своему качеству даже европейским аналогам. Специалисты из Украины очень тщательно следят за всеми новинками и пытаются найти партнеров, с которыми бы можно было вместе работать над новыми проектами в области авиации. Небольшой потенциал в этом направлении у государства имеется, например, существуют предприятия «Антонов» и «Мотор Сич», которые помогают модернизировать устаревшую технику. Как будет все складываться в дальнейшем, можно только предполагать, но пока что в перспективах больших изменений нет, а экономическая ситуация, которая складывается сейчас, наоборот, усугубляет возможность пополнения военного потенциала.


После парада: за что репрессирован Главком ВВС Михайлов?

Экстраординарная отставка главкома ВВС Михайлова и чистка руководства ВВС связана с антипрезидентским заявлением командира пилотажной группы, гвардии полковника Игоря Ткаченко, поздравившего страну с «победой советского народа над фашистской Германией» в прямом эфире во время пролета над Кремлем. Призрак генерала Рохлина бродит по Кремлю…

Скоропостижная отставка главкома ВВС Владимира Михайлова и смена всего руководства ВВС, о которой было объявлено 10 мая, потрясла военное сообщество своей демонстративностью и внезапностью.
После назначения министром обороны А.Сердюкова, человека абсолютно чуждого армии, который 9 мая принимал парад в честь Дня Победы, это, пожалуй, самое скандальное кадровое решение, принятое президентом РФ В.Путиным.
Можно по-разному относиться к генералу армии В.Михайлову и вряд ли подходит ему образ «ангела с крылышками». Уместно вспомнить, что именно он усердно катал президента как пассажира на истребителе и на стратегическом бомбардировщике во время учебных пусков ракет (что строжайше запрещено полетными правилами ВВС), создавая для военной касты образ Путина, как «своего парня».
Такой же имитацией благополучия в военной авиации должен был ствть показательный полет пилотажной группы "Витязи"+"Стрижи", прошедших 9 мая "ромбом" над Красной площадью, что, конечно, организовано командованием ВВС с ведома и согласия Путина.
В лучших традициях советских авиапарадов в едином строю над Красной площадью пролетели советские самолеты двух различных типов – Су-27 и МиГ-29. Причем на предельно малой дистанции - всего три метра и интервале один метр, что говорит об исключительном мастерстве летчиков. Кстати, выброшенный назавтра после парада главком ВВС В.Михайлов был из этой же когорты профессионалов высокого класса.
И хотя поводом для скоропостижной «праздничной» отправки на пенсию главкома ВВС был заявлен его возраст (63года), наблюдатели считают, что, причиной этого кадрового кульбита стал хлесткий вызов кремлевским могильщикам авиации, брошенный командиром пилотажной группы в прямом, неподцензурном, эфире.
Оцените красоту поступка: ведущий группы самолетов - начальник Центра показа авиационной техники, гвардии полковник, летчик-снайпер Игорь Ткаченко поздравил ветеранов с Победой советского народа над фашистской Германией.
И это поздравление стало для властей неприятным контрастом с обтекаемой и двусмысленной речью президента Путина на Красной площади, которую только что прослушали миллионы людей по всей стране.
Премудрые спичрайтеры составили речь президенту так, что из нее совершенно не возможно понять, какая страна одержала победу в 1945 г., против кого она воевала, кто руководил страной и привел ее к победе.

" Когда речь идет о прорыве СССР в космос, вся либеральная публика (после 100-летнего юбилея С.П. Королёва) говорит о роли его личности и сожалеет, что Хрущев не дал наградить его Нобелевской премией, заявив, что « главным конструктором спутника и гагаринской ракеты является народ».
А здесь, когда речь идет о творцах Победы, без которой не было бы ни страны, ни народа – те же либералы поступают буквально по-хрущевски: какие Сталин, Жуков, Конев, Рокоссовский, Устинов, Косыгин? Победил безликий «народ» - и всё. Ненависть к лучшим представтелям народа - советским лидерам и полководцам - такова, что граничит со слабоумием.
«Народу-телезрителю» внушают, будто во время войны толпы людей (не способных сегодня даже хором попросить хлеба) стихийно объединились в сотни полков и дивизий, неизвестно где добыли оружие, снаряжение и продовольствие и случайно оказались в нужном месте, в нужное время. Опять же случайно (само собой!) на направлении главных ударов оказались сосредоточены армии, тысячи танков, самолетов, орудий и катюш, заправленных топливом и боеприпасами. И этот «народ» стихийно, без всякого управления, прорывал фронты противника, окружал, бил врага и гнал его до Берлина и Праги… "

Бросивший перчатку Путину лётчик не знал содержания речи президента, да и не пытался под нее подстроиться. Зато он прекрасно знал реальное состояние военной авиации и авиапрома, которые планомерно уничтожаются в интересах партнерам из НАТО. И принял решение совершенно сознательно, исходя из знания обстановки.
Не будем принижать поступок полковника Ткаченко версиями про «импульсивный поступок». Мгновенный для непосвященных пролет над Кремлем – событие, которое вобрало в себя многие дни детальной подготовки. Ни одного лишнего слова, ни одного случайного движения не было и быть не могло. Пролет над Красной площадью – те самые мгновения, за которыми стоят годы учебы и службы многих людей.
Заранее зная о считанных секундах прямого эфирного времени во время пролета над красной Площадью (скорее всего, по сценарию полагался другой текст), офицер многократно выверил и продумал каждое слово, прозвучавшее на весь мир.
Ткаченко прекрасно знал, что бросает открытый вызов. И тем не менее он пошел на публичный акт гражданского неповиновения правящей в Кремле власти. В конце концов, лучше закончить летную карьеру Поступком, чем через пару лет быть бесславно комиссованным по возрасту или здоровью, как многие тысячи других бывших советских военных, выброшенных на пенсию за ненадобностью.
Человек высокого интеллекта и здравого разума, Ткаченко совершенно сознательно нарушил табу, наложенное режимом на всякое упоминание о советском народе, как победителе, и о фашистской Германии, как стране, разгромленной в этой войне.
А это – далеко не рядовой случай самостоятельных суждений и отсутствия должного политического холуяжа перед верховным начальством. А такие поступки, да еще в праздничном эфире - уже политика.
Вдруг летчики задумают нехорошее? А вдруг не только летчики? Готовясь к новому этапу реформенного геноцида, Кремль страхуется по всем направлениям, репрессируя недовольных заранее.
Так или иначе, перчатка, брошенная советским соколом в лицо кремлевским пресмыкающимся, настолько взбесила кремлевскую верхушку, что расплата последовала незамедлительно.
На наличие «особых указаний» прямо указывает то, что в вечерних выпусках новостей из репортажей всех федеральных телеканалов слова о советском народе и фашистской Германии были вырезаны.
И еще не закончились торжества, а президент сидел на праздничном концерте, ожидая салюта, а в его администрации уже спешно указ готовили о снятии главкома ВВС, который утром (а может, и в ночь с 9 на 10 мая) немедленно подмахнул презираемый всеми родами войск «завмаг обороны».
«Рожденные ползать» поленились соблюсти хоть какую-то видимость приличий, чтобы «сохранить лицо» и не показать стране и миру выдающей предателей ненависти к собственному народу и его истории.
Разве нельзя было поиграть в «просвещенную монархию»: сделать паузу, вызвать того же В.Михайлова «на ковер» и настоятельно предложить седому генералу, почетную отставку по выслуге лет?
Но – куда там: когда парадом командуют завмаги, малейшие проявления человеческого и профессионального достоинства со стороны офицеров воспринимается как бунт гладиаторов, подлежащий немедленному изничтожению.
И это все – на фоне полной неприкосновенности таких «сверхценных» кадров, как Зурабов, Греф, Кудрин и Ко
Конечно, имея абсолютные полномочия и законодательные гарантии безнаказанности после ухода, можно снять любого генерала, заткнуть рот или засудить по заказу бандитов любого героя афганской или кавказской кампании, но пропасть между «верховным командованием» и армией растет, несмотря на договорную войну с эстонскими мародерами и щедрую раздачу георгиевских ленточек Васей Якеменко.
Но нет худа без добра - показательная расправа с главкомом ВВС за «коммунистическую пропаганду» его подчиненных в прямом эфире раскрывает натуру главковерха больше, чем могут замаскировать все его показушные переодевания и катания на самолетах и подводных лодках.
Призрак генерала Рохлина бродит по Кремлю…
А.Белобородов.

От редакции:
напомним, что, по последним данным, инцидент с посадкой Руста на Красную площадь был совместной операцией КГБ и ЦРУ с целью превентивной зачистки командования ВВС и ПВО, способных помешать распаду страны.
Сегодня мы видим повторение ситуации: малейшей протест военной элиты, к которой относятся «Стрижи» и «Витязи» вызывает мгновенные репрессии – причем, что характерно, по заранее подготовленным спискам.
Судя по назначению Сердюкова и репрессиям в ВВС, Путин и его западные партнеры уверенно ведут страну к непосредственной военной оккупации НАТО. Имеющий глаза, да увидит…

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации.

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них — в завершающей стадии.

Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2019 году.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112 , которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35 , его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ВВС Украины были созданы в 2004 году, именно тогда объединились военные силы и Войска воздушной обороны. Если говорить о численности ВВС, то на сегодняшний день она составляет всего 45 200 человек, а вот что касается наличия боевых машин, то их насчитывается всего лишь 210 боевых самолетов и около 50 грузовых. В 2016 году армия Украины немного пополнила свой боевой запас благодаря партнерским вложениям других стран, в том числе большую помощь оказали США и европейские страны.
После того как произошел распад СССР, Украина осталась с большим приданым. Многие эксперты говорят о том, что авиапарк, который остался в Украине, был современным. Страна, которая на то время только претендовала на звание региональной державы, могла себя полностью с такой техникой защитить. Можно даже с уверенностью говорить о том, что в государстве изначально имелась техника, которая не совсем бы пригодилась, например, это Ту-160 и Ту-22, в Украине их после распада было приблизительно 80 единиц.

Как создавались Военно-воздушные силы?

Впервые о создании ВВС было принято решение 17 марта 1992 года, на то время команда управления воздушными силами только формировалась, и делалось это все в городе Виннице на базе 24-й армии. В истории государственности зарегистрировано было изначально всего четыре воздушные армии, в которые входили 10 дивизий, 50 полков авиации, 11 замечательных эскадрилий, ну и, конечно, учреждения для обучения военному делу. Позже был выбран командующий ВВС Украины, в подчинении которого было 600 частей, 2800 единиц транспорта различного назначения, а также 121 000 военных.

Вооружение ВВС

Изначально воздушные силы состояли из трех армий, в которые входило 1100 боевых самолетов разного назначения:
    На вооружении имелись истребители, которыми управляло две дивизии из восьми полков. Из техники числились МиГ 23, в количестве 80 самолетов, МиГ 29 - 220 единиц техники и Су-27, которых насчитывалось всего 40 единиц.Вооружение ВВС Украины состояло также из двух дивизий из пяти полков с фронтовыми бомбардировщиками, количество которых составляло 150 самолетов данного вида, также имелась и дальняя авиация, но она числилась в другой дивизии из трех полков.

    На Украине большое значение придавалось разведывательной авиации, поэтому на счету ВВС было три полка и 87 единиц техники.
Надо отметить, что вся техника досталась Украине после распада СССР, после чего ВВС пришлось переживать не самые лучшие времена, так как из самой мощной армии ВВС в Европе осталось мало той силы, которая была ранее, но при всем этом армия еще существует.

Структура ВВС

ВВС Украины имеют свою определенную структуру:
    В первую очередь сюда входит авиация, которая состоит из тактической и транспортной.Также особое место занимает противовоздушная оборона с зенитными войсками и радиотехническими специализированными подразделениями.Отводится внимание и специальным войскам.
Именно такая структура обеспечивает безопасность государства в направлении военно-воздушных сил страны.

Что собой представляет тактическая авиация?

Тактическая авиация включает в себя несколько направлений, где присутствуют разные самолеты ВВС Украины.
Бомбардировочная авиация составляет основу военно-воздушных сил, так как основное ее направление - уничтожать группировки войск в местах их базирования, а также именно с помощью этой техники можно уничтожать военно-промышленные объекты врагов и проникать вглубь тактических объектов.

Штурмовая авиация также является основой безопасности, так как цель использования этих войск состоит в проникновении вглубь вражеского тыла с целью уничтожения боевой техники и подразделений.
Истребительная авиация прекрасно подходит для борьбы с противником в воздухе и с легкостью сможет поразить самолеты, вертолеты, БПЛА и даже некоторые крылатые ракеты.
Разведывательная авиация используется с целью сбора информации в местах базирования противника.
Авиация РЭБ ведет радиоактивную защиту в воздушном пространстве.

Для чего нужна транспортная авиация и противовоздушная оборона?

ВВС Украины имеют в своем распоряжении и транспортную авиацию. Конечно, она развита не на таком высоком уровне, как тактическая, но считается обязательным ее дополнением. Дело в том, что транспортная авиация позволяет войскам десантироваться, перевозить военнослужащих и обеспечивать их разными материальными средствами с воздуха. Что касается противовоздушной обороны, то здесь все предельно просто, с помощью зенитно-ракетных и радиотехнических войск есть возможность защитить себя от нападения с воздуха.

В чем суть специальных войск авиации?

Роль специальных войск в Украине довольно большая. Важно помнить, что воинские части, специализированные подразделения, инженерные войска химической и биологической защиты - все это также входит в ВВС Украины. Численность их большая и именно здесь есть специализированные части для материального, технического, медицинского обеспечения, а также органы печати военной отрасли.

Командование ВВС

За всю историю формирования ВВС Украины состав командования менялся всего лишь несколько раз:
    Первым командиром ВВС стал генерал-полковник Торопчин Анатолий Яковлевич, который пробыл на этом посту всего три года - с 2004 по 2007.На смену Торопчину пришел Руснак Иван Степанович, пробывший в звании командующего с 2007 по 2010 год.Далее командующим стал небезызвестный сейчас генерал-полковник Онищенко Сергей Иванович, в этой должности он пробыл до 2012 года.Следующим приемником стал Байдак Юрий Аврамович, управляющий армией ВВС с 2012 года по 2015 год.

    Сейчас главнокомандующим ВВС является Дроздов Сергей Семенович, который заступил на эту должность в 2015 году.

Что собой представляет формирование ВВС

На сегодняшний день сказать что-то определенное о составе ВВС Украины сложно, так как многие факты по ряду причин являются засекреченными, но имеются данные о подразделениях, которые существуют и до сегодняшнего дня:
    Воздушное командование «Запад».ВВС «Центр».Воздушные Силы «Юг».
Все эти командования располагаются в таких городах Украины, как Винница, Харьков, Николаев, Киев и Одесса.

Какая летательная техника есть на вооружении на сегодняшний день?

На сегодняшний день в Украине насчитывается не столько много военной техники, как было после распада СССР. Состояние ВВС Украины плачевное, а вооружение, которое имеется, давно уже устарело или требует тщательного ремонта. Рассмотрим основные виды летательных аппаратов, которые есть на данный момент в Украине:
    ВВС насчитывает всего одну БПЛА.Су-27 сегодня есть в количестве 20 машин.МиГ-29 находится в количестве 80 машин.Су-24 – 22 машины.Су-24МР составляет всего 11 машин.Су-25 находится в количестве 14 машин.
Во время вооруженного конфликта на Донбассе Украина понесла потери в летательной технике, поэтому правильнее всего будет предполагать, что выше перечисленное количество немного изменилось.

Продажа авиационной техники в Украине

В Украине не только насчитывается авиация, но есть и все возможности для того, чтобы производить самолеты, а потом экспортировать их в другие страны. На сегодняшний день существует целый ряд самолетов, вертолетов и БПЛА, которые сняты с вооружения у ВВС Украины. Количество такой техники растет с каждым днем, так как требуется дополнительная материальная помощь для поддержания армии государства, как правило, продаются далеко не худшие образцы, а техника, которая имеет не такой большой износ. Конечно, дополнительной доход - это хорошо, но надо помнить и о том, что обороноспособность страны тоже значительно уменьшается. Самыми большими сделками по продаже авиатехники можно считать:
    Продажу Алжиру практически 30 вертолетов МИ-24, эта сделка состоялась еще в 1999 году.В 2000 году Украина продала 6 МиГ-27 Шри-Ланке, самолеты находились в отличном состоянии, так как прошли не только досмотр, но и полное переоборудование.В 2001 году в Македонию отправились 17 вертолетов Ми-24 и Ми-8.Самый большой экспорт техники совершен в 2012 году, когда было продано 231 военный самолет и вертолет. Среди этой техники были совсем новые экспонаты, все остальные самолеты были на вооружении в ВВС.

Какие изменения будут в ВВС в 2017 году?

В 2017 году Украина планирует нарастить свои боевые возможности, при этом основная часть денежных средств должна поступить на то, чтобы начала развиваться именно авиация. Планируется не только закупить новые боевые машины, но и отремонтировать те, которые уже имеются на вооружении. В программу входит модернизация и ремонт 60 самолетов и вертолетов. Особое внимание планируют уделить радиотехническим войскам, для этого потребуется закупить специальную технику для связи и обеспечения радиотехникой полетов. По отчетам прошлого года можно говорить о том, что уже немного пополнилось вооружении ВВС Украины. Фото летательных боевых машин Су-25 есть даже в интернете, при этом указано, что модернизированные боевые машины смогли получить новое обеспечение, которое позволяет не только держать оборону, но и пользоваться специально установленной защитой от ракет с инфракрасным самонаведением. Также Су-25 может похвастаться и спутниковой навигацией, системой воздушных сигналов, а также современными счетчиками прицела.
Говорить о том, что Военно-воздушные силы Украины поменяются к лучшему, не стоит, так как на сегодняшний день у государства просто нет денежных возможностей, чтобы проводить модернизацию и улучшать технику, при этом у Украины даже нет денег, чтобы сохранить ту технику, которая уже имеется, на должном уровне. Если и будут делаться какие-то покупки новых машин, то они будут не совсем качественными, скорее всего это будут летательные аппараты, закупленные в Китае, а, как известно, та техника значительно уступает по своему качеству даже европейским аналогам. Специалисты из Украины очень тщательно следят за всеми новинками и пытаются найти партнеров, с которыми бы можно было вместе работать над новыми проектами в области авиации. Небольшой потенциал в этом направлении у государства имеется, например, существуют предприятия «Антонов» и «Мотор Сич», которые помогают модернизировать устаревшую технику. Как будет все складываться в дальнейшем, можно только предполагать, но пока что в перспективах больших изменений нет, а экономическая ситуация, которая складывается сейчас, наоборот, усугубляет возможность пополнения военного потенциала.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...