Снижение численности населения: причины и проблемы. Сокращение населения и великий экономический разворот Процесс сокращения населения уменьшения его численности
Епископ утверждает: существует международный заговор с целью сокращения населения Земли.
Хуан Антонио Рейг Пла, епископ
Алькалы-де-Энарес, обвиняет университеты, политические партии,
профсоюзы, а также ООН, ЮНЕСКО и некоторые НКО в финансировании
проектов, направленных на сокращение народонаселения. Таким
образом священнослужитель включился в дебаты об испанском законе об
абортах.
"Это грандиозный проект всего этого международного комплекса - уменьшить число едоков, чтобы за столом не прибавлялось народу", - сказал Рейг Пла в интервью, сославшись на слова Папы Иоанна Павла II в энциклике Evangelium Vitae от 1995 года.
По словам епископа, коренная причина - парадигма, порожденная "сексуальной революцией" и имеющая продолжение в ходе "антропологической революции, желающей изменить природу человека". В Испании он насчитал 17 законов и указов "против жизни, брака и семьи".
Многие
из числа «глобальной элиты» верят, что растущая численность
населения планеты – проблема номер один, стоящая перед миром. Многие из
них абсолютно убеждены, что перенаселение – главная причина «изменения
климата», разрушает нашу окружающую среду и угрожает превратить всю
планету в одну гигантскую трущобу страны третьего мира.
При этом, русские ученые – С.П. Капица, А.В. Подлазов, А.Д.Панов, А.В. Молчанов
и др. - убедительно показали, что население планеты само
стабилизируется на 11 миллиардах. Но принадлежащие к взращенной на
ростовщичестве узкой этнико-религиозной группе, имеют реальное влияние и
занимают влиятельные посты, где они действительно могут многое сделать
для осуществления своих планов.
Приведем цитаты из открытых источников,
собранные ресурсом «Тhe Аmerican Dream», которые недвусмысленно подчеркивают, о чем говорится «за закрытыми дверями глобальных политических клубов».
1) Резюме политики Подразделения ООН по вопросам народонаселения, март 2009 г: «Что бы предпринять, чтобы ускорить сокращение рождаемости в наименее развитых странах?»
(сопоставьте с вышеупомянутыми рекомендациями по легализации
наркотиков, гомосексуализма и проституции, при одновременном отказе от
обследования и принудительного лечения).
2) Билл Гейтс, основатель «Майкрософт»: «В
мире сегодня 6,8 миллиарда человек. Численность населения стремительно
приближается к 9 миллиардам. Если мы сейчас действительно хорошо
поработаем над новыми вакцинами, медико-санитарной помощью, помощью в
области репродуктивного здоровья, возможно, мы сможем понизить его
процентов на 10 – 15».
3) Джон Пи. Холдрен (John P. Holdren) советник по науке президента США Барака Обамы: «Было
бы легче осуществить программу по стерилизации женщин после рождения
ими второго или третьего ребёнка, несмотря на относительно большую
сложность операции по сравнению с вазэктомией, чем пытаться
стерилизовать мужчин.
Разработка
капсулы продолжительной стерилизации, которую можно было бы вшить под
кожу и удалить, когда беременность желательна, открывает дополнительные
возможности для принудительного регулирования рождаемости. Капсулу
вшивали бы в период половой зрелости и изымали бы по официальному
разрешению для ограниченного числа рождений детей».
4) Пол Эрлих (Paul Ehrlich), советник по науке экс-президента США Джорджа У. Буша: «Каждый человек, который сейчас появляется на свет, вносит диспропорцию в окружающую среду и системы жизнеобеспечения планеты».
5) Судья Верховного суда США Рут Бейдер Гинзбург (Ruth Bader Ginsburg): «Откровенно,
я думала, что, когда принималось решение по делу Рау (Roe), была
озабоченность ростом численности населения, и, в частности, ростом в той
его части, в которой мы хотим меньше всего».
6)
Доклад Фонда населения ООН «Перед лицом меняющегося мира: женщины,
население и климат» (”Facing a Changing World: Women, Population and
Climate”): «Ни один человек не является по-настоящему «нейтральным к углероду», особенно, когда все парниковые газы приведены в равновесие».
7) Дэвид Рокфеллер: «Негативное влияние роста численности населения на все наши планетарные экосистемы становится ужасающе очевидным».
8) Жак Кусто (Jacques Cousteau): «Для того, чтобы стабилизировать численность мирового населения, мы должны ежедневно уничтожать 350 тысяч человек».
9) Основатель информационного агентства «Си-Эн-Эн» Тед Тёрнер (он же член т.н. «Good club», куда, помимо него, входят Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Дэвид Рокфеллер, Джордж Сорос, Майкл Блумберг и Опра Уинфри): «Всё население 250 – 300 млн. человек, сократить 95 % от нынешнего уровня – было бы идеально».
10) Дэйв Форман (Dave Foreman), соучредитель организации «Земля прежде всего!»: «Мои
три главные цели были бы: сократить человеческую популяцию до 100
миллионов во всём мире, разрушить промышленную инфраструктуру и увидеть
пустыню с её полным набором видов, возвращающихся по всему миру».
11) Принц Филипп, герцог Эдинбургский: «Если бы я перевоплотился, то хотел бы вернуться на землю вирусом-убийцей, чтобы уменьшить человеческие популяции».
12) Дэвид Брауэр (David Brower), первый исполнительный директор природоохранной общественной организации «Клуб «Сьерра»» (Sierra Club): «Деторождение
[должно быть] наказуемым преступлением против общества, если родители
не имеют лицензии правительства… Всех потенциальных родителей [обязали
бы] использовать контрацептивные химические препараты, правительство
выдаёт противоядия гражданам, выбранным для рождения ребёнка».
13) Основатель Американской федерации планирования семьи Маргарет Сэнджер (Margaret Sanger), спонсируемая кланом Рокфеллеров: «Высшее проявление милосердия, которое семья может оказать одному из своих малолетних детей – это убить его».
14) Основатель Американской федерации планирования семьи Маргарет Сэнджер (Margaret
Sanger). «Женщина, мораль и регулирование рождаемости» (Woman,
Morality, and Birth Control). Нью-Йорк. Изд. «Нью-Йорк», 1922 г.
Страница 12): «Регулирование рождаемости должно привести в итоге к более чистой расе».
15) Философ из Принстонского университета Питер Сингер (Peter Singer): «Так
почему бы нам не стать последним поколением на планете? Если бы мы все
согласились на свою стерилизацию, тогда не потребовалось бы никаких
жертвоприношений – мы могли бы праздновать наш путь в исчезновение!».
16) Томас Фергюсон, бывший чиновник госдепартамента США по делам населения: «Есть
только одна тема всей нашей работы – мы должны сократить численность
населения. Либо правительства сделают это по-нашему, посредством
хороших, чистых методов, либо они получат неприятности на подобие тех,
что мы имеем в Сальвадоре, или в Иране, или в Бейруте. Население –
политическая проблема. Раз население вышло из-под контроля, оно требует
авторитарного правительства, даже фашизма, чтобы сократить его…».
17) Др. Сэм Кин на круглом столе Михаила Горбачёва, Сан Франциско, 1996: «Мы
должны говорить более открыто о половой жизни, контрацепции, об
абортах, о важности регулирования рождаемости, потому что экологический
кризис – это, короче говоря, демографический кризис. Сократите население
на 90 % – и просто будет недостаточно людей, чтобы вызвать
экологическую катастрофу».
18) Джон Гвиллебод (John Guillebaud), профессор в области планирования семьи в университетском колледже Лондона: «В
планетарном масштабе эффект от того, что в семьях будет на одного
ребёнка меньше, гораздо больший, чем от всех прочих мер, например, от
выключения света. Ещё один ребёнок – эквивалент большого количества
перелётов по планете».
19) Преподаватель биологии в Техасском университете в Остине Эрик Ар. Пианка (Eric R. Pianka): «Эта
планета могла бы содержать полмиллиарда людей, которые жили бы в
относительном комфорте, не нанося вреда природе. Народонаселение должно
быть сильно уменьшено и как можно быстрее, чтобы уменьшить ущерб
окружающей среде».
20) Глава Государственного департамента США Хиллари Клинтон: «В
этом году США возобновили финансирование репродуктивного
здравоохранения через Фонд Населения ООН, и ожидается ещё больше
капиталовложений. Недавно Конгресс США выделил более 648 млн. долл.
иностранной помощи программам планирования семьи и репродуктивного
здоровья во всём мире. Должна добавить, что это крупнейшее выделение
денежных средств более чем за десять лет – с тех пор, как мы имели
президента-демократа».
21) Нина Фёдорофф, советник Хиллари Клинтон: «Нам нужно продолжать понижать темп роста численности населения мира; планета не сможет содержать больше людей».
22) Вспомним, что говорил Г.Х. Попов, «прораб перестройки»: «…изъять
из национальной компетенции и передать под международный контроль
ядерное оружие, … энергетику и всю ракетно-космическую технику… запасы
углеводородного сырья… должны быть установлены жесткие предельные
нормативы рождаемости с учетом… накопленного каждой страной богатства…
нельзя, чтобы быстрее всех плодились нищие... перспективным
представляется генетический контроль еще на стадии зародыша и тем самым
постоянная очистка генофонда человечества».
23) Характерно, что все эти высказывания совпадают с первой из «новых 10 заповедей» на Джорджийских скрижалях - 6 метровом 100-тонном гранитном монументе в округе Элберт, Джорджия, США. Памятник содержит длинную надпись на восьми современных языках, а на вершине памятника имеется более краткая надпись на 4 мертвых языках.
В июне 1979 года неизвестное лицо, скрывшееся под издевательским
псевдонимом Р.С. Крисчен (R. C. Christian), заказало сооружение
монумента у компании «Elberton Granite Finishing Company». Первая из
сток которого гласит: «Пусть земное население никогда не превышает 500.000.000, пребывая в постоянном равновесии с природой». Как они собираются это делать – не сообщается.
На колоссальных крыльях по 28 тонн каждое выбит на восьми языках, включая русский, следующий текст:
1. Установить численность человечества менее 500,000,000 человек и постоянный баланс с природой.
2. Аккуратно управлять репродукцией, улучшая здоровье и разнообразие.
3. Объединить человечество новым естественным языком
4. Управлять терпеливо, честно. традиционно и разумно всеми вещами
5. Защитить людей и нации честными законами и справедливым судом
6. Позволить всем нациям управляться изнутри и решать внешние проблемы в Мировом суде
7. Исключить лишние законы и бесполезных чиновников.
8. Сбалансировать личные свободы с социальными обязанностями
9. Вознаграждать правду, красоту и любовь... искать гармонию с бесконечностью.
10 Быть не раком земли -
- освободить место природе
- освободить место природе
«Лимит»
в 500 миллионов человек, «достойных остаться жить», связывают с
мифологией, согласно которой, должно остаться 144 тысячи представителей
«духовного израиля» (дословно воспринимаемой рядом сект, говорящих об
«особых» 12 коленах по 12 тыс. человек), и «концепцией мошиаха», где
каждому из иудеев обещают по 2800 рабов- гоев.
Сайт «Царь Мошиах»:
«Учили мудрецы: В час, когда раскроется Мошиах, он, стоя на крыше
Святого Храма, скажет всем евреям: „Смиренные! Пришло время Освобождения
вашего!.. И если вы не верите, смотрите на Мой свет, взошедший над
вами". В тот час показывает Всевышний свет Мошиаха и все евреи идут к
нему. И все народы мира падают ниц перед Мошиахом и восклицают: „Мы
будем вам рабами". И у каждого еврея будет 2800 рабов...».
Число 2800 считается таким способом: (70 народов, согласно Торы) х (10
человек из каждого народа) х (схватятся за полу иудея (4 края одежды, к
ним привязываются цицит - кисти), получается 2800 рабов каждому «избранному».
Мы понимаем, что эти планы с поразительным упорством воплощаются в жизнь. Помимо изуверской вакцинации, нужно ждать атак и «свежевыведенных» бактерий. И можно не сомневаться, они ни перед чем не остановятся – об этом говорит и история возникновения «биоматематики», и практика намеренного заражения «подопытных гватемальцев» венерическими заболеваниями, ювенальные технологии и многое другое.
По материалам inopressa.ru, communitarian.ru
По мнению Фонда «Русские», истоки депопуляции стоит искать в той политике, которую проводят пришедшие к власти агрессивно-либеральные силы
Тема тревожной демографической ситуации в России в последние годы стала популярной как в западных СМИ, так и в различных исследованиях тамошних научно-аналитических центров. Так, достаточно авторитетная организация Population Reference Bureau («Справочное бюро по народонаселению») обнародовала отчет, из которого следует, что численность населения России будет неуклонно сокращаться. А численность населения всего мира (и, в частности, США), по прогнозам этой организации, напротив, будет стремительно расти.
График сокращения численности населения в России
Согласно официальной статистике, в данный момент население России составляет порядка 142 млн человек. По прогнозам Population Reference Bureau, к 2025 году численность населения нашей страны должна уменьшиться до 133 млн человек, а к 2050 году - до 117 млн человек. Как утверждают американские аналитики, сокращение числа россиян будет происходить на фоне неуклонного роста численности населения мира в целом: если в 2009 году она оценивалась в 6,8 млрд человек, то к 2025 году должна увеличиться до 8,1 млрд человек, а еще через четверть века - до 9,4 млрд человек.
Европа, по мнению американских исследователей, «скорее всего, станет первым в истории регионом, где численность населения в долгосрочной перспективе будет снижаться в результате низкой рождаемости, прежде всего, в странах Восточной Европы и России» . Сейчас в мире насчитывается около 738 млн так называемых «европейцев», к 2050 году, по американским прогнозам, должно остаться 702 млн человек.
Что касается собственно США, то их демографические перспективы исследователи оценивают весьма оптимистично. Сейчас население США составляет примерно 310 млн человек. К 2050 году оно, по прогнозам упомянутого бюро, может достичь 399 млн человек, а то и 423 млн и даже 458 млн человек - в зависимости от темпов иммиграции.
Маргарет Тэтчер - премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах
Впрочем, это, конечно, их проблемы, а у нас хватает и собственных. Как известно, прогнозы «вымирания» России делались уже неоднократно. По некоторым данным, бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в свое время и вовсе заявила, что России достаточно населения в 30 млн человек, чтобы обеспечивать добычу и транспортировку природных ресурсов в страны Запада.
Так или иначе, но с началом печально знаменитых «рыночных реформ» 90-х годов мрачные прогнозы западных экспертов относительно сокращения численности населения России начали сбываться. Численность эта стала сокращаться стремительно. Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню смертности, особенно - мужчин трудоспособного возраста; по количеству убийств; самоубийств; алкогольных отравлений; по масштабам потребления наркотиков и табакокурения; по низкому уровню рождаемости; по числу абортов; по уровню бесплодия как среди женщин, так и среди мужчин; по количеству разводов; по количеству детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей (800 тысяч официально зарегистрированных); по уровню коррупции, насилия, преступности; проституции и числу заключенных.
Дети-сироты (cirota.ru)
За постсоветские годы критически снизился общий уровень культуры и морали, патриотического сознания населения, сохраняется тенденция дальнейшей духовно-нравственной деградации. Эта деградация коснулась, в первую очередь, института семьи, которая уже не выполняет в полной мере свою главную функцию - продолжение рода, забота о детях и стариках, защита малых и старых. Из-за выраженной депрессии, озлобленности, повышенной стрессогенности произошло ослабление репродуктивной энергии, ухудшение детородного здоровья, возникла эпидемия психогенного бесплодия, пропала заинтересованность и потребность в детях.
Хотя, как свидетельствуют российские данные по демографии, вплоть до конца 70-х годов прошлого века в России продолжался прирост населения. Анализируя причины столь бедственной на сегодняшний день демографической проблемы, Фонд содействия объединению русского народа «Русские» отмечает в своем проекте «Доктрина сбережения и умножения русского и другого коренного народонаселения России», что, конечно, возникла данная проблема не вдруг и совсем не случайно. Еще 100 лет назад, в начале XX века, население Российской империи росло самыми быстрыми темпами в мире, и в 1913 году составляло 7,8% от 1,5 млрд землян. Но за последнее столетие страна перенесла три страшных демографических удара, приведших к ломке фундаментальных основ жизнеустройства. Сначала - Первая мировая война и Гражданская война, потом - Вторая мировая война, и, наконец, геополитическая катастрофа, связанная с распадом Советского Союза. Такие потрясения, отмечает Фонд «Русские» , бесследно для здоровья нации не проходят, сопровождаясь сверхсмертностью, спадом рождаемости и сокращением воспроизводства народа.
Жертвы войны (ww2history.ru)
Самым опасным в смысле наиболее сильного сокращения рождаемости оказался, по мнению экспертов Фонда , третий удар, нанесенный в 1991 году. Неслучайно именно с 1992 года, начала пресловутых «реформ» в постсоветской России, рост смертности в стране стал откровенно доминировать над ростом рождаемости. Из-за взлета смертности и спада рождаемости в течение последних 18 лет нация потеряла около 30 млн реальных и потенциальных граждан (12 млн - сверхсмертность и 18 млн - недорождений).
И это притом, что последняя катастрофа, в отличие от первых двух, никак не была связана с отражениями вражеских нашествий и масштабными боевыми действиями по всей территории страны (за исключением войны в Чечне, ожесточенной, но все же локальной). Более того, после 1991 года эпидемий, массового голода, природных, техногенных и иных катаклизмов, которые повлекли бы за собой массовую гибель людей, в России не было.
Таким образом, Фонд «Русские» признает, что резкое сокращение населения страны носит не естественный, а рукотворный характер. Оно происходит в результате как действий явных и скрытых врагов России, так и преступных или необоснованных управленческих решений нынешних властей страны. Следовательно, истоки депопуляции, ее первопричину надо искать в той социально-экономической политике, которую проводят пришедшие к власти агрессивно-либеральные силы.
Экс-президент России Борис Ельцин
Но нельзя сказать, что демографическая катастрофа оставалась незамеченной и обществом, и даже некоторыми представителями органов государственной власти. Уже в 1999 году, когда в Государственной Думе ставился вопрос об импичменте Борису Ельцину, среди прочих преступлений ему инкриминировалась сверхсмертность населения России, которая приняла формы геноцида народа.
Как констатировала тогда комиссия по импичменту, «тяжелые условия жизни народа России и значительное сокращение его численности явились следствием тех мер, которые были осуществлены в период с 1992 года под руководством и при активном участии президента Ельцина... Есть серьезные основания считать, что сокращение численности населения также охватывалось намерением президента. Стремясь в конечном итоге добиться изменения в стране социально-экономического уклада и обеспечить с помощью нарождающегося класса частных собственников укрепления своей политической власти, президент Ельцин сознательно шел на ухудшение жизненных условий российских граждан, с неизбежностью влекущее повышение смертности населения и сокращение его рождаемости…».
Позже, в 2001 году, руководство Фонда национальной и международной безопасности обратилось в Генеральную прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту эпидемии сверхсмертности в России, в результате которой население России в 1992-2001 годах сократилось на 5 млн человек. В том же году Государственная Дума официально дала характеристику демографической ситуации в России как «катастрофической».
Впрочем, за 12 лет постельцинского периода ситуация изменилась не намного. Признавать это теперь приходится даже чиновникам высшего ранга. Показателен в этой связи пример с недавними высказываниями секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева . Власти страны фактически признали, что все их демографические меры свелись к массовому завозу мигрантов.
Фрагмент интервью президента Фонда содействия объединению русского народа «Русские» Л.Шершнева. «Геноцид русского народа является рукотворным».
Население - это главный ресурс государства, если население относительно мало, сократилось до критического уровня или не отвечает вызовам современности, то появляется высокий риск утери суверенности, деградации и гибели государства с исчезновением народов населяющих его. Отдельные народы создавали и продолжают создавать государства для обеспечения собственной безопасности и процветания.
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле", - Бытие, Глава 1, стих 27, 28 .
"И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]", -Бытие, Глава 9, стих 1 .
Рождаемость в 1990-1995 г.
Все аргументы в пользу того, что средняя мировая рождаемость падает прежде всего по "объективным" причинам, будь то развитие промышленности, урбанизация или логическое развитие общества, я отвергаю. Главнейшей причиной, из которой выходят многие другие, является то, что над сокращением населения Земли усиленно работают. Работа эта ведётся в глобальных масштабах и на неё выделяются немыслимые ресурсы. Главная цель - это сам человек, в первую очередь женского пола.
Начало крупной и всеохватывающей работы по сокращению населения можно датировать концом 60-х началом 70-х годов. Именно тогда был создан Фонд ООН в области народонаселения (1969 г.) и свет увидел доклад Римскому клубу "Пределы роста" (1972 г.).
"Проблему перенаселенности Земли первым поднял Римский клуб еще лет 30 назад. Когда я был членом Римского клуба, там обсуждались глобальные проблемы - гонка ядерных вооружений, противоракетная оборона и другие. Тогда же стало ясно: главная проблема - проблема роста человечества", - Сергей Капица.
Из доклада "Пределы роста"
Доклад "Пределы роста" и подобные исследования - это ничто иное как консенсус неких политических кругов и стоящих за ними сил, в стремлении ограничить потребление ресурсов в материально бедных странах и сохранить безумное потребление в капиталистических странах Запада, отдельных кланов и групп, а также обеспечить стабильность колониальной системы, при которой крупный капитал хозяйничает в якобы "независимых" странах, безраздельно выкачивая их ресурсы.
Сокращение населения Земли
Представляется, что основные усилия направлены на смещение смыслов от продолжения рода и семьи к личному потреблению, где дети становятся преградой и на смещение смыслов от "мы" к "я". Вот некоторый инструментарий сокращателей населения: феминизм , абортивное движение и дискредитация групп выступающих за запрет абортов , секуляризация, система образования, пропаганда бездетности и безбрачия, "планирования семьи", половой распущенности, контрацепции под видом борьбы с ВИЧ/СПИД и другими ЗППП, гендерной теории, педерастии и других извращений. Думаю, каждый может пополнить этот небольшой список.
Очень интересная ситуация сложилась с религией, по сути, у современного человека их пять и они часто совмещаются:
1. Традиционная религия или секты.
2. Религия денег.
3. Массовая культура или антикультура - музыка, кино и искусство.
4. Религия потребления - бренды и люди отождествляемые с ними.
5. Спорт - спортивные клубы и отдельные спортсмены.
В последние годы фертильность снизилась почти во всех регионах мира, даже в Африке, где рождаемость пока ещё остаётся на самом высоком уровне. Средняя фертильность по Африке снизилась с 5,1 в 2000-2005 г. до 4,7 в 2010-2015 г. Все больше и больше государств имеют рождаемость ниже уровня воспроизводства населения - примерно 2,1 рождений на женщину, некоторые из этих стран находятся в этой ситуации в течение нескольких десятилетий. В 2010-2015 г. фертильность была ниже уровня воспроизводства в 83 странах, в которых совокупно проживает 46% населения Земли. Вот десять самых густонаселённых стран их этой группы: Китай, США, Бразилия, Россия, Япония, Вьетнам, Германия, Иран, Таиланд и Британия. Самый низкий уровень рождаемости в мире имеет Германия - 8,2 детей на 1 тыс. жителей при фертильности 1,47.
При выявлении агентов сокращения населения прежде всего следует выделить, Соединённые Штаты Америки, Организацию Объединённых Наций, клан Рокфеллеров и Билла Гейтса, а также структуры созданные ими. Кто кем кукловодит не столь важно, но видится, что ООН не является первоисточником.
Рокфеллеры
Дэвид Рокфеллер, который сдох в марте не дожив до 102 лет всего три месяца, говорил о необходимости управления населением Земли на протяжении многих лет, вот к примеру его " target="_blank">выступление в ООН датируемое серединой 90-х. Ещё в далёком 1952 г. Джон Д. Рокфеллер III основал "Совет по народонаселению" (Population Council), эта структура занимается "репродуктивным здоровьем", "гендерными вопросами", "планированием семьи", разработкой противозачаточных средств, исследованиями в области биомедицины, социальных наук и общественного здравоохранения, а также проблемой ВИЧ/СПИДа. Прежде всего все эти блага предназначены для "развивающихся стран". Авторитетный журнал "Ланцет" признал, что Совет по народонаселению изменил жизни сотен миллионов людей, а Уильям Энгдаль пишет в своей книге "Семена разрушения. Тайная подоплека генетических манипуляций" о том, что рокфеллеровская шарага стала наиболее влиятельной в мире организацией, продвигающей евгеническую программу.
"На исторической конференции ООН в Бухаресте в 1974 г. наш основатель Джон Д. Рокфеллер III призвал к пристальному вниманию к роли женщин. Он был первопроходцем в деле признания важности выбора женщиной своей роли в обществе и на десятилетия заложил основу для исследований Совета по народонаселению в области улучшения здоровья женщин и их прав. Позже в 90-х исследователи Совета стали одними из первых, кто утверждал, что девочки-подростки являются центральным фактором социального и экономического развития в мире", - из статьи Совета по народонаселению "10 идей которые изменили мир" .
Фонд ООН в области народонаселения занимается очень большой работой и "помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой" по таким основным направлениям:
Репродуктивное здоровье, в том числе охрана здоровья матери, планирование семьи и здоровье половой сферы, помощь людям в достижении желаемого размера семьи и большей свободы в планировании своего будущего, поддерживает борьбу против ВИЧ/СПИДа, содействует сбалансированию и замедлению роста численности населения
Пропагандистско-разъяснительная деятельность по содействию равноправию женщин, поддержке политических мер, повышению информированности и ресурсов для решения проблем народонаселения и развития.
Идеи Рокфеллеров о девочках-подростках процветают и являются официальной политикой ООН, по сути, организация стоит на позициях этноцентризма и занимается разрушением культуры и устоев разных народов мира. Я не призываю к бракам с детьми или "семейному рабству" женщин, эти две цитаты показывают только как тонко и изощрённо работают над сокращением населения.
"Но в других районах мира горизонты, открывающиеся перед 10-летней девочкой, ограничены. По мере того, как она достигает половой зрелости, труднопреодолимое сочетание мнения родственников и влиятельных людей общины, социальных и культурных норм, общественных институтов и дискриминационных законов преграждает ей путь вперед. К 10-летнему возрасту ее могут принудить к вступлению в брак. Ее могут забрать из школы для того, чтобы всю жизнь рожать детей и быть рабыней своего мужа", - Д-р Бабатунде Осотимехин , заместитель Генерального секретаря ООН и Исполнительный директор Фонда ООН в области народонаселения.
"На сегодняшний день более чем 60 миллионам 10-летних девочек предстоит вступить на путь, ведущий через отрочество к взрослой жизни. Когда они станут взрослыми, будут ли они здоровыми? Получат ли они качественное образование, которое подготовит их к выходу на рынок труда, чтобы найти достойную работу или основать свое собственное предприятие? Будут ли они располагать правом и возможностью принимать свои собственные решения и прокладывать свой собственный курс в будущее?", - из доклада ООН "Народонаселение мира в 2016 году" .
Гейтс
Как и Рокфеллеры, Билл Гейтс тоже не скрывает своих чаяний и открыто говорит о сокращении населения.
"Первый сомножитель – население. Сегодня в мире – 6,8 миллиардов людей, и эта цифра вырастет примерно до 9 миллиардов. При условии крупных успехов в создании новых вакцин, в здравоохранении, в сфере охраны репродуктивного здоровья, рост может снизиться на 10-15%, но это всё равно прирост на примерно 1,3 миллиарда", - заявил Гейтс в феврале 2010 г.
Однако, в отличие от клана Рокфеллеров, Гейтс и его карманная структура "Фонд Билла и Мелинды Гейтс" занимаются в основном вакцинами. Практически во всех крупных инициативах и международных организациях по вакцинации можно заметить морду Гейтса и его фонд. Вот несколько статей на эту тему:
Рокфеллеров и семейку Гейтса почему-то называют "филантропами", хотя по роду своей "общественной деятельности" они являются самыми настоящими человеконенавистниками и убийцами осуществляющими новую форму геноцида.
Под руководством Генри Киссинджера в 1974 г. был разработан секретный документ "Меморандум национальной безопасности 200", через год тогдашний номинальный главарь поганой империи Геральд Форд принял его в качестве официальной политики США. Суть этого плана проста: рост населения в "неразвитых странах" представляет угрозу для безопасности США, так как "перенасёленность" может вызвать дестабилизацию в этих странах поставляющих ресурсы в США, поэтому, для контроля над рождаемостью нужно заниматься пропагандой, контрацепцией, "просвещением" населения, а также влиять на руководство стран и работать по линии ООН. Но тот момент особенно "угрожали": Индия, Бангладеш, Пакистан, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Турция, Нигерия, Египет, Эфиопия, Мексика, Колумбия и Бразилия.
Пропаганда
Поскольку и ООН и США уделяют большое внимание пропаганде сокращению населения, что считаю нужным предоставить показательный её образчик. В сентябре прошлого года тремя американскими учёными была опубликована научная работа в которой говорится, что родители во многих "развитых" странах менее счастливы чем не родители, самый большой разрыв в США, а Россия соблюдает равновесие с статистически незначимым перевесом к счастью.
"Согласно широко распространённым культурным убеждениям, родительство улучшает здоровье и повышает счастье, но исследование показывает, что во многих развитых странах родители сообщают о более низких уровнях эмоционального благополучия, чем не родители... Негативное влияние родительства на счастье объясняется наличием или отсутствием социальной политики, позволяющей родителям лучше сочетать работу с семейными обязательствами", - пишут авторы исследования ( ,).
Можно бесконечно спорить о ценности и методологии подобных научных работ, но они безусловно имеют огромный пропагандистский эффект. Ведь обычный потребитель информации вынесет из соответствующей новости в СМИ только одно - дети могут сделать меня несчастливым. Такого о родительстве в "развитых странах" много . Например. В первый год ребёнок оказывает влияние на жизнь родителя хуже чем развод, потеря работы и даже смерть супруга. Одна из пяти матерей в Германии сожалеет о своём родительстве, 44% опрошенных женщин заявили о том, что родительство отрицательно сказалось на их профессиональной карьере. Всё это тут же разлетается по ведущим СМИ. Также следует упомянуть достаточно веский аргумент в пользу бездетности, который усиленно вбивается в головы молодых женщин, формулируется он примерно так - "роды это самый опасный момент в жизни женщины".
И после этой титанической и крайне ресурсоёмкой работы появляются вот такие новости - "ООН: Среднемировая рождаемость достигла беспрецедентно низкого уровня" . Сообщается, что в настоящее время общемировая рождаемость составляет 2,5 ребёнка на одну женщину (согласно другим данным 2,36). По прогнозам ООН, к 2050 г. фертильность снизится до 2,2 и до 2 к 2100 г., что уже ниже уровня воспроизводства и население Земли начнёт вымирать.
Падение фертильности и американские программы "планирования семьи"
По большей части работу по сокращению населения можно признать успешной, осталось взять под контроль только Чёрную Африку, ведь даже фертильность индийских женщин в городах упала ниже 2 - меньше чем в США, Австралии и Франции. И это при том, что младенческая смертность в Индии гораздо превышает уровни богатых стран, также очевиден разрыв в доступности и качестве медицинского обслуживания.
Россия и её население
Я в какой-то мере могу понять, когда суверенное государство принимает самостоятельное решение о сокращении собственного населения ввиду перенаселённости и скудности ресурсов, например, о соответствующих мерах поговаривают в Египте, но вот в прошлом году в Китае отказались от политики "Одна семья - один ребёнок" и разрешили заводить двух. Другое дело, когда "развитые" страны проводят политику по сокращению населения в "развивающихся" странах, потенциальных конкурентах или названных враждебными. Это ведь форма войны.
С другой стороны, мне совершенно непонятен полный кавардак российской демографической действительности. У России достаточно ресурсов для обеспечения относительно высокого уровня жизни нескольких миллиардов человек. По некоторым оценкам , даже в настоящее время при задействованных пахотных землях и технологиях, Россия в состоянии обеспечить продовольствием около одного миллиарда человек, при желании можно увеличить объемы производства продовольствия в 5-7 раз. Но вместо политики по наращиванию собственного населения и рынка, мы продаём невозобновляемые ресурсы и зерно зарубеж, в том числе вражеским образованиям, которые работали над уничтожением СССР и русских, а теперь объявили гибридную войну России и уничтожают русское население бывшей Украины.
Ответьте простому обывателю, зачем мы продаём нефть и газ в голожопый Европейский союз? Пусть лучше наше как минимум миллиардное население само потребляет ресурсы и произведённые в России из них товары. В случае развития внутреннего рынка, нужно ввести запрет на импорт ресурсов, любых, даже зерна или дерева. Пусть покупают готовые товары или полуфабрикаты. В таком случае, европка быстро остепенится, а многие европейцы с высокой квалификацией устремятся в Россию на заработки, но держать их следует на положении рабов или полу-рабов. Остальные пусть подыхают или не рождаются вовсе. И уж каждому понятно, что следует усиленно развивать собственную переработку газа и нефти.
Возникает логичный вопрос - Как увеличить население России и обеспечить соответствующее развитие экономики? Мне видится, что прежде всего нужно определиться с идеологией русского государства или государственной идеологией, которая почему-то запрещена на конституционном уровне. Такое впечатление, что некоторые положения Конституции России писал победитель и как стране не имеющей права на возраждение. В свою очередь, ведутся горячие споры о самой идеологии. Может быть, некоторые из них слишком детальны и эмоциональны, учитывая историю России за последние 100 лет. Но главное в том, что посредством официальной идеологии русскому человеку необходимо дать Цель, пусть она будет немножко абстрактной или утопичной, но вопрос Целеполагания стоит на первом месте. После следует выявить о обезвредить всех агентов влияния и выработать собственную модель пропаганды. А уже затем подключится служанка идеологии - экономика.
|
|||||||||||||||||||||
|
|
||
Сокращение численности населения - очевидная, но игнорируемая мировая проблема. Если мыслить категориями арифметики, мы знаем, что социальная жизнь наиболее развитых стран рухнет в течение двух поколений. К 2050 году две трети итальянцев и три четверти японцев станут пожилыми иждивенцами. При сохранении нынешних коэффициентов рождаемости в ближайшие два века количество немцев сократится на 98%. Ни одна пенсионная система, как и система здравоохранения не сумеет поддерживать такую перевернутую демографическую пирамиду. Кроме того, эта проблема не ограничивается развитыми странами. Еще большими темпами - в самом деле, такие уровни не были зарегистрированы ранее - рождаемость падает в мусульманском мире. В период с середины по конец 21-го века мировое население уменьшится на одну пятую, что на данный момент будет крупнейшим сокращением в истории человечества.
Миру грозит более страшная катастрофа, чем в худших фантазиях «зеленых». Европейские защитники окружающей среды, выступающие за снижение мирового населения для сокращения выбросов углекислого газа, проведут свои преклонные годы в нищете, потому что через поколение в живых не останется европейцев, чтобы оплачивать их пенсии и медицинский уход. Впервые в мировой истории уровень рождаемости во всем развитом мире намного ниже уровня воспроизводства, и значительная его часть миновала демографическую точку невозврата.
Но еще более уязвимо исламское общество. В то время как уровень рождаемости сокращается невиданными ранее темпами, она накладывается на катастрофически низкую деторождаемость в Европе, как кадры в замедленной сьемке. Среднестатистическая 30-летняя иранка происходит из семьи с шестью детьми, но сама она за свою жизнь родит только одного или двух детей. Турция и Алжир ненамного отстают от Ирана в сокращении рождаемости, и большинство других мусульманских стран быстро догоняют их. Но к середине этого века пояс мусульманских стран от Марокко до Ирана станет таким же серым, как и поредевшая Европа. Исламский мир получит такую же долю пожилых иждивенцев, что и развитые страны - но с одной десятой их производительности. В мусульманском мире тикает бомба замедленного действия, которую невозможно обезвредить.
Неотвратимость сокращения численности населения увеличивает, а не уменьшает опасность радикального ислама. Из-за отчаяния радикальные мусульмане, уже способные распознать разрушение своей культуры, полагают, что терять им уже нечего.
Политическая наука в растерянности перед лицом демографического спада и его последствий. Увядание стран - это проблема, не имеющая решения в современной политической теории, основанной на принципе рациональной личной выгоды. На пороге исчезновения умные модели политологов разваливаются. Мы «не ведем переговоров с террористами». Но банковский грабитель, захвативший заложников, тоже в какой-то степени террорист, а переговоры полиции с такими злодеями - нечто само собой разумеющееся. А что, если грабитель банков знает, что через несколько недель он умрет от неизлечимой болезни? Это меняет ход переговоров. Простая правда - назовите ее Первым Универсальным законом Шпенглера - Человек или государство на пороге смерти не имеет «рациональной личной выгоды».
Традиционная геополитическая теория, в которой преобладают такие материальные факторы, как территория, природные ресурсы и превосходство технологий, не рассматривает вопрос о том, как люди поведут себя в условиях угрозы существованию. Геополитические модели едва ли напоминают реальный мир, в котором мы живем, где основной проблемой является желание или нежелание людей, населяющих данную территорию, дать жизнь новым поколениям.
Сокращение численности населения, главная проблема XXI века, повлечет за собой жестокие насильственные перевороты в мировом порядке. Страны, которым грозит снижение рождаемости, такие как Иран, реагируют агрессивно. В борьбе с собственной гибелью государства могут сделать выбор в пользу падения в ореоле славы. Конфликты могут выйти за рамки рациональной надежды на достижение стратегических задач - и дойти до точки, когда тот, кто желает сражаться до смерти, воспользуется возможностью сделать это.
Анализ государственных интересов не способен объяснить, почему некоторые страны вступают в войну без надежды на победу, или почему другие страны не сражаются даже ради защиты жизненно важных интересов. Он не может дать объяснение тому историческому факту, почему народы сражаются упорнее, жертвуя средствами и людьми, когда вся надежда на победу потеряна. Традиционный геополитический анализ не способен объяснить и причины сокращения численности населения, как и его последствия - например, при каких обстоятельствах стратегические перемены (особенно две мировые войны прошлого века) могут разрушить амбиции проигравших и привести к апатии и демографической смерти.
Почему люди, группы и страны действуют нерационально, часто под угрозой гибели? Часть проблемы лежит в нашем определении рациональности. При обычных обстоятельствах нам кажется нерациональным, если пожилой человек обналичивает свой страховой полис и сразу же тратит деньги. Но если этот человек неизлечимо болен и не имеет наследников, мы считаем вполне разумным быстро потратить все, как это сделал Отто Крингеляйн (Otto Kringelein) в фильме Гранд-отель или его более современный аналог, героиня Куин Латифы (Queen Latifah) в Последних каникулах . А если мы знаем, что скоро умрем от бешенства, что помешает нам кусать всех, кто нам не нравится? Что кажется самоубийственным американцам, может показаться рациональным людям, столкнувшимся с неминуемой гибелью в условиях экзистенциального вызова.
Как ни печально, самопожертвование людей, которым угрожает уничтожение, - это довольно распространенное явление. Культуры каменного века часто разрушались при контакте с внешним миром. Их культура разваливается, и количество самоубийств резко возрастает. Австралийский исследователь пишет о «распространении самоубийств или групповых смертях - феномене, при котором коренные народы, особенно мужчины из одной общины, кончают с собой в тревожных масштабах». Канадский фонд Aboriginal Health Foundation сообщает: «Общий уровень самоубийств среди коренных народов примерно вдвое выше, чем среди всего населения Канады; уровень суицидов среди эскимосов еще выше - в 6-11 раз превышает общий уровень для всего населения». Самоубийства носят характер эпидемий среди амазонских племен. 19 ноября 2000 года The London Telegraph писал:
Крупнейшее племя амазонских индейцев, 27-тысячное Гуарани, охватила волна самоубийств среди детей, вызванная их столкновением с современным миром. Суицид, никогда ранее не встречавшийся среди амазонских индейцев, теперь опустошает ряды Гуарани, живущих на юго-западе Бразилии, и отныне уровень самоубийств на этой территории является одним из самых высоких в мире. За последние десять лет более 280 Гуарани, включая 26 детей младше 14 лет, покончили с собой, отравившись или повесившись. Широкое распространение получил алкоголизм, а также желание иметь радио, телевизоры и джинсы, заставившие аборигенов осознать собственную нищету. Разрушились демографические структуры сообществ и семейная целостность, а священные ритуалы больше не соблюдаются.
Из более 6000 языков, существующих на планете в настоящее время, каждую неделю исчезают два, и в соответствии с большинством прогнозов, к концу века мертвыми станут половина из них. В отчете Организации Объединенных наций говорится, что в ближайшие сотню лет 90% языков, на которых сейчас говорят на планете, перестанут существовать. Более всего опасности исчезновения подвергаются языки с очень малым количеством носителей. В Папуа Новой Гвинее говорят, возможно, на тысяче отдельных языков, многие из которых используются племенами, состоящими всего из нескольких сотен представителей. Несколько исчезающих племенных языков существуют в амазонских джунглях, Андах или сибирской тайге. У восемнадцати языков существует лишь по одному живому носителю. Тяжело даже представить, каким должен казаться мир этим людям. Они навеки остались сиротами, начисто лишены воспоминаний, их существование сузилось до сиюминутной необходимости.
Но действительно ли эти умирающие остатки примитивных обществ настолько отличаются от нас? Гибель грозит большинству народов мира - не в этом году или следующем, а во вполне обозримом будущем. Значительная часть мира потеряла вкус к жизни. В настоящий момент уровень рождаемости в определенных частях развитого мира сократился настолько, что такие языки, как украинский или эстонский, могут исчезнуть через сто лет, а немецкий, японский и итальянский - через двести. Отречение от жизни в продвинутых странах, живущих в мире и процветании, не имеет исторического прецедента, кроме, пожалуй, падения нравов в Греции в пост-александрийский период упадка и в Риме в первые века нашей эры. Но Греция сдалась Риму, а Рим - варварам. В прошлом страны, предвидевшие собственный закат, сдавались Четырем всадникам апокалипсиса: Войне, Смерти, Голоду и Мору. Головным дозорным для старого квартета в сегодняшнем, более цивилизованном мире, стал Пятый всадник - потеря веры. Сегодняшние культуры умирают от апатии, а не от мечей своих врагов.
Арабский террорист-смертник приходится духовным братом подавленному туземцу амазонских джунглей. А европейская апатия - это обратная сторона исламского экстремизма. Но и безразличные европейцы, и радикальные мусульмане потеряли связь с прошлым и уверенность в будущем. Разница между европейским смирением с культурным вымиранием в пределах ста лет и исламистской похвальбой «Вы любите жизнь, а мы любим смерть» не так уж велика. Что приводит нас ко Второму Универсальному закону Шпенглера: Когда страны мира рассматривают свое падение не как отдаленную перспективу за горизонтом, а как прогнозируемый результат, они погибают от отчаяния. Как и у смертельно больного пациента, обналичивающего свою страховку, у культуры, предвидящей собственную гибель, иной стандарт рациональности, нежели предполагается в рамках традиционной политической науки.
Игровые теоретики попытались превратить политическую стратегию в количественную дисциплину. Игроки с долгосрочными интересами мыслят иначе, нежели игроки с краткосрочными. Мошенник, не рассчитывающий вновь повстречаться со своей жертвой, возьмет все, что сможет, и сбежит; продавец, желающий набрать клиентуру, будет действовать честно в собственных же интересах. По аналогичной причине, утверждают теоретики, страны понимают, что в их интересах действовать как ответственные члены мирового сообщества, потому что долгосрочные преимущества хорошего поведения перевешивают временные блага хищнического образа жизни.
Но что если никакой долгосрочной перспективы нет - по крайней мере, у некоторых «участников» «игры»? Сложность в применении теории игр к проблеме экзистенциальной войны состоит в том, что игроки не могут ожидать очередного витка игры. Иногда целые народы обнаруживают, что находятся на грани возможного исчезновения, так что мирное решение может их не устраивать.
Такого рода ситуации часто возникали в истории, но никогда ранее с такой частотой, как сейчас, когда так много мировых культур могут не пережить и двух следующих веков. Народ, которому грозит культурное вымирание, вполне могут выбрать войну, если война дает даже слабую надежду на выживание. Именно таким радикальные исламисты видят положение традиционного мусульманского общества перед лицом современности. Исламисты опасаются, что если они потерпят поражение, то их религия и культура исчезнет в водовороте современного мира. Многие из них скорее погибнут в бою.
Как это ни парадоксально, возможно, войны на уничтожение имеют в своей основе рациональный выбор, так как диапазон выбора всегда должен быть ограничен допущением, что выбирающий продолжит существование. Экзистенциальный критерий, то есть обычный расчет успеха и провала. Если одна или более сторон знают, что миру необходимо, чтобы они перестали существовать, у них нет мотива для возвращения в мир. Вот каким видится будущее мусульманского общества радикальным исламистам. Богатое и успешное еврейское государство рядом с бедным и неблагополучным палестинским государством может подразумевать окончание морального авторитета ислама, и некоторые палестинцы, скорее, будут бороться до конца, нежели примут такой итог. Не желая отдавать своих детей на растерзание западной среды личной свободы и сексуальной распущенности, радикальные исламисты будут бороться не на жизнь, а на смерть.
Но почему мусульмане - а также и европейцы, и японцы - живут под общественным смертным приговором? Почему в современном мире вымирают народы? Демографы выявили несколько разных факторов, связанных с сокращением населения: урбанизация, образование и грамотность, модернизация традиционных обществ. В традиционном обществе дети имеют экономическую ценность - как сельскохозяйственные рабочие и кормильцы пожилых родителей; урбанизация и пенсионные системы превратили детей из источника дохода в обузу. А женская грамотность - это мощный прогнозирующий фактор сокращения населения в странах мира. В большинстве своем бедные и неграмотные женщины в Мали и Нигере за свою жизнь рожают по восемь детей, в то время как образованные и состоятельные женщины в развитом мире рожают одного или двух.
Но что определяет, будет ли один ребенок или двое? Дети также обладают духовной ценностью. Вот почему степень религиозности во многом объясняет разницу в приросте населения в разных странах мира. Самый низкий уровень рождаемости в индустриально развитых странах наблюдается в Восточной Европе, где атеизм был официальной идеологией на протяжении нескольких поколений. Самые высокие уровни рождаемости - в странах с высокой степенью религиозности, а именно - в Соединенных Штатах и Израиле. А демографы назвали религию решающим фактором различий в заселенности стран. Когда нет веры, нет и рождаемости. Смертельная спираль уровня рождаемости в большей части развитого мира заставила демографов обратить внимание на веру. Десятки новых исследований зафиксировали связь между религиозной верой и уровнем рождаемости.
Но почему одни религии, похоже, обеспечивают лучшую защиту от стерилизационных влияний современности, чем другие? Самый быстрый демографический спад, зарегистрированный в документированной истории, происходит сегодня в мусульманских странах; демографическая зима быстрее всего наступает в одной пятой части мира, где религия оказывает наибольшее влияние. И что еще более удивительно: почему выходит так, что одна религия (христианство) предохраняет народ от демографического спада в одной местности (Америка), а в другой - нет (Европа)? Во многих частях света то, что некогда выглядело незыблемым оплотом веры, растаяло в жарком свете современности. В других современность лишь добавила удобрения, способствуя укреплению веры. Очевидно, некоторые разновидности религии выживут в современном мире, а другие - погибнут.
Стратегические аналитики и политики не готовы осознать эти новые и шокирующие обстоятельства, а также их всеохватывающие последствия для политической стратегии и экономики. Чтобы осмыслить сегодняшний мир, мы должны создать нечто большее, чем светская политология, которая ставит веру на полку как еще одну понятийную модель среди прочих понятийных моделей в своей коллекции образцов.
Наша политическая наука недостаточно компетентна, чтобы распознать глобальный кризис, основная причина которого имеет духовный характер. Но так было не всегда. С наступления эпохи христианства до Эпохи Просвещения XVII века Запад рассматривал политику сквозь призму веры. В трактате Святого Августина V века «Город Бога» государство рассматривалось сквозь призму соответствующего гражданского общества, а это гражданское общество как общину - союз на основе общей любви, в качестве противопоставления государству Цицерона (Cicero ) , основанному лишь на общих интересах. (В заключительной главе мы узнаем, почему мировоззрение Августина является путеводной звездой для американской внешней политики, способной реально справиться с угрозой, созданной неминуемым демографическим кризисом стран).
Взгляды Августина можно назвать «теополитикой». Тысячу лет спустя Николо Макиавелли (Niccolo Machiavelli ) и Томас Хоббс (Thomas Hobbes ) сменили тему на человеческое стремление к власти, богатству и личному выживанию. Хоббс, дедушка современной политологии из XVII века, ввел радикально усеченную антропологию, основанную на человеческой борьбе за выживание. Государство, доказывал он, было соглашением между людьми со слабыми перспективами на выживание в «первозданном виде»; таким образом, они передали свои личные права государю в обмен на защиту. Век спустя Монтескье (Montesquieu ) разбавил эту смесь различиями в климате, почве и ресурсах. Современное видение разобщенного человека, мотивированного лишь поиском преимуществ, в широком смысле известно как «геополитика».
Что вызвало такую революцию в политическом мышлении, которая лишила современную политическую теорию без инструментов понимания причин и последствий нынешнего демографического кризиса? Несомненно, ужасные религиозные войны XVI и XVII веков, отравившие саму идею политики, основанной на религии. Европа вела династические и политические войны под чужим флагом религии до тех пор, пока Тридцатилетняя война 1618-1648 годов не уничтожила почти половину населения Центральной Европы. Вестфальский мир, завершивший эту страшную войну, навсегда похоронил политическую модель, которую христианский мир принимал со времен Августина: универсальную христианскую империю, сохраняющую мир и ограничивающую личную власть королей. Вещи не так просты, какими они кажутся в стандартной оценке насилия, из-за которого Запад разлюбил теополитику. Потому что - как мы увидим впоследствии - государства-нации, противостоявшие универсальной империи, были основаны на противоборствующих типах веры, фанатичной форме национального самопоклонения, внутренняя логика которого изжила себя лишь в конце мировой войны и геноцида в XX веке, а также в кризисе веры и рождаемости в XXI веке. Но когда Томас Хоббс опубликовал свою великую книгу «Левиафан» через три года после окончания Тридцатилетней войны, казалось вполне правдоподобным, что «папство - это не что иное, как призрак погибшей Римской Империи, сидящий на ее могиле в короне».
Одной важной привлекательной чертой революции Хоббса в политическом мышлении была власть, обещанная ею интеллигенции. Если политика сводится к человеку и его материальным потребностям, тогда человеком можно манипулировать за счет изменения его материальных обстоятельств. Умная элита могла решить все проблемы мира. В 1793 году Иммануэль Кант (Immanuel Kant ) хвастал, что он может написать конституцию для расы дьяволов, «только будь они разумными». Европа проигнорировала его и продолжила саморазрушение в Наполеоновских войнах и двух мировых войнах прошлого века. Сегодня, как и во времена Канта, большим разочарованием в международных отношениях является отказ некоторых игроков действовать разумно. В революции Хоббса в политическом мышлении XVII века кое-что было приобретено, но гораздо больше было потеряно. Если рассматривать людей как существ, озабоченных лишь властью, богатством и собственной безопасностью, - то это убогая антропология. Упущенные инструменты - те, что Хоббс и Макиавелли вынули из ящика - это как раз те, которые необходимы нам, чтобы понять и справиться с опасностями, характерным для крупного кризиса, грозящего нам сегодня.
Секуляризм (принцип светскости) во всех своих формах не способен удовлетворить большинство фундаментальных человеческих потребностей. Социолог Эрик Кауфманн (Eric Kaufmann ) , который сам сожалеет о плодовитости религиозного и бесплодности светского, говорит об этом так: «Самым слабым звеном атеистического подхода к человеческой природе является то, что он не учитывает сильную тягу человека к обретению бессмертия для самих себя и своих любимых». Традиционному обществу приходится противостоять детской смертности, а также смерти от голода, болезней и войны. Однако это не должно слишком волновать нас: «Возможно, мы не сможем полностью победить смерть, но она станет настолько редким явлением, что мы с легкостью сможем забыть о ней».
Стала ли смерть действительно редким событием? Назовем это Третьим Универсальным законом Шпенглера: Несмотря на то, что вам говорят социологи, человеческая смертность по-прежнему достигает 100%.
Мы только можем заткнуть уши пальцами и повторять «Я ничего не слышу!» перед лицом гибели. Религия предлагает человеку средства выйти за границы смертности, пережить хрупкость смертного существования. Homo religiosus (человек религиозный) противостоит смерти, только чтобы восторжествовать над нею. Мы не можем осознать роль религии в демографическом, экономическом и политическом развитии, а также различные роли религий в разных местах и временных периодах - без понимания экзистенциального опыта религиозного человека. Сложно передать этот опыт аналитику-атеисту; это сродни описанию влюбленности кому-то, кто никогда не был влюблен. Для понимания религии не нужно быть религиозным, но это помогает.
Но, не понимая противостояния человека собственной морали в религии, политическая наука ограничена анализом на основе инстинкта выживания - который, похоже, неожиданно подводит целые народы - и рационального шкурного интереса - в тот момент, когда страны и народы не ведут себя подчеркнуто рационально.
В заключение предыдущей вспышки нерациональности - Первой мировой войны - молодой немецкий солдат на отдаленном посту в Македонии кратко записывал свои мысли на армейских открытках в последние месяцы Первой мировой. Невысокий, с тонкими усиками, в очках, он готовился стать одним из чиновников немецкой академии, философом, работа которого должна была заключаться в усилении веры страны в свою культуру. Перед самым началом войны он вернулся к иудаизму, чуть не перейдя в христианство. Когда списки убитых, раненых и пропавших без вести росли обратно пропорционально надежде на победу, философия оказалась ложным утешением. Философы, писал он, были как малые дети, заткнувшие уши руками и кричащие «Я тебя не слышу!» перед страхом смерти. «Из смерти - из страха перед смертью - происходит все наше знание Всего сущего», - начал солдат. Юного солдата заворожил не сам страх человека перед смертью, а то, как целые страны реагируют на страх своей совместной гибели. Он писал:
Как и каждый человек должен принимать во внимание свою окончательную смерть, народы мира предвидят свое окончательное вымирание, хотя и отдаленное во времени. Более того, любовь народов к своему собственному национальному единству сладка и наполнена предчувствием смерти. Любовь только тогда необыкновенно сладка, когда она направлена на смертный объект, и секрет этой величайшей сладости определяется горечью смерти. Таким образом, народы мира предвидят время, когда их земля с ее реками и горами все еще будет под небом, как и сегодня, но жить там будет кто-то другой; когда их язык будет захоронен в книгах, а их законы и обычаи потеряют свою живую силу.
Этим солдатом был Франц Розенцвейг (Franz Rosenzweig ) , а открытки стали великой книгой «Звезда Искупления» . Осознание смерти определяет состояние человека, так что люди не могут смириться со своей смертностью без надежды на бессмертие. А наше чувство бессмертия - стадное. Культура общности - это то, что объединяет мертвых с теми, кто еще не родился.
Гибель культуры - это страшное событие, так как оно стирает не только будущее, но и прошлое, то есть надежды и страхи, тяжкий труд и жертвы бесчисленных поколений, о чьих жизнях больше не помнят, потому что ни одно живое существо не споет песню или не расскажет легенду.
Первый дошедший до нас памятник письменной словесности, «Сказания о Гильгамеше» , созданный, вероятно, 3700 лет назад, описывает похождения шумерского царя в поисках бессмертия. После похода, полного трудностей и опасностей, Гильгамешу было сказано: «Жизни, что ищешь, не найдешь ты. Когда боги создали человека, они предназначили ему смерть, но жизнь сохранит он сам».
В дохристианском мире, указывает Розенцвейг, народы земли предвидели собственное исчезновение. Любовь всякой нации несет в себе предчувствие смерти, потому что всякое племя знает, что его время на земле ограничено. Некоторые сражаются не на жизнь, а на смерть. Другие перестают размножаться. Некоторые делают и то, и другое.
Христианство первым научило их еврейскому обещанию жизни вечной. Разговор о «человеческом поиске смысла» упрощает проблему. Человечеству требуется смысл, выходящий за пределы смерти. Эта необходимость во многом объясняет человеческое поведение, которое в ином случае может показаться нерациональным. Не нужно быть религиозным, чтобы понять этот фундаментальный факт человеческой природы, но религия помогает, потому что вера недвусмысленно выражает человеческую потребность в выходе за границы морали. Светским рационалистам сложно определить мотивы народов, столкнувшихся с экзистенциальным вызовом, - не столько потому что у них нет веры, столько потому что они питаются верой в саму рациональность, и со всем энтузиазмом обращенного верят в способность разума объяснить весь человеческий опыт.
Но не только религиозные люди нуждаются на надежде на бессмертие. Самый безбожный коммунист надеется, что его память останется в сердце благодарного пролетариата. Даже если мы не верим, что наша душа найдет место на небесах или что мы воскреснем во плоти, мы, тем не менее, верим, что какая-то часть нас останется в потомках, воспоминаниях или последовательности действий, и что эта часть продолжит существовать так долго, пока люди вроде нас продолжат населять Землю. Человечество упорно продолжает утешать себя тем, что некая часть нас сохраняется после смерти. К сожалению, наша надежда на бессмертие в форме воспоминаний хрупка и часто напрасна. Бессмертие такого рода зависит от выживания людей, похожих на нас - то есть от преемственности нашей культуры. Если вы действительно верите в божественную жизнь после смерти, будьте уверены, ничто не способно по-настоящему разочаровать вас. Но нет никакого утешения в том, чтобы быть последним из Могикан.
И это из-за Четвертого Универсального закона Шпенглера: История мира - это история человеческого поиска бессмертия. Когда нации добровольно выходят в эту темную ночь, что мы должны думать о человеческой природе?
Люди могут быть не единственными животными, чувствующими смерть. (Слоны, очевидно, скорбят по мертвым, и собаки оплакивают своих умерших хозяев). Но мы - единственные животные, чье чувство целостности зависит от культуры настолько же, насколько и от генов. В отличие от мужчин и женщин, здоровые животные общепризнанно проявляют инстинкт самосохранения и воспроизведения своих видов. Нет кошек, решивших не иметь котят, чтобы лучше преуспеть в качестве ловцов мышей.
Я не имею в виду, что люди разных культур принадлежат к разным видам. Напротив, сын бушмена из Калахари преуспеет, если его воспитают в семье механика из Глазго. (Как отмечает Джаред Даймонд (Jared Diamond ) , автор книги «Кризис: Как общества решают потерпеть поражение или добиться успеха», проще быть глупым в современном государстве всеобщего благосостояния, чем в племени охотников-собирателей в Новой Гвинее).
Но для людей культура играет ту же роль, что и виды для животных. Взрослый бушмен никогда полностью не адаптируется к индустриальному обществу, как и старший судовой механик из Глазго не выдержит и пары недель в Калахари. В той же мере можно сказать, что животное испытывает стремление к будущему за пределами его собственной жизни, этот импульс реализуется за счет размножения видов. Но отдельное человеческое существование стремится к преемственности культуры, которая поощряет, сохраняет и передает наш вклад будущим поколениям. Культура - это то, из чего мы формируем надежду на бессмертие - не просто через генетическую передачу, но и посредством процесса обмена между поколениями.
При отсутствии религиозной веры, если наша культура умирает, наша надежда на выход за пределы простого человеческого существования умирает вместе с ней. Люди, запертые в умирающей культуре, живут в сумеречном мире. Они выбирают смерть через стерильность, похоть и войну. Собака залезет в канаву и там умрет. Члены больных культур не совершают ничего настолько грандиозного, но они перестают рожать детей, притупляют свои чувства с помощью алкоголя и наркотиков, впадают в депрессию и слишком легко кончают с собой. Или они вступают в войну с имеющимся источником их унижения.
Правда в том - ссылаясь на Пятый Универсальный закон Шпенглера - что Человечество не может принять смертность без надежды на бессмертие. Когда мужчины и женщины теряют святое, они теряют желание жить. Лишенные бессмертия, мы с удивлением осознаем тот факт, который мы знаем со всей определенностью - что однажды мы должны умереть. Это справедливо как для современного гомо сапиенса, так и для наших самых дальних предков. Даже в могилах неандертальцев при раскопках был обнаружен погребальный инвентарь. «Не хлебом единым жив человек», - сказал Моисей на восточном берегу реки Иордан. У богатых людей мира есть весь хлеб, что им нужен, но они потеряли желание жить.
Американцы неспособны проникнуться экзистенциальными страхами других стран. Америка - величайшее исключение в демографическом кризисе, охватившем современный мир. Будучи нацией эмигрантов, мы возрождаем сами себя. У нас нет багажа из трагического прошлого. Клей, что держит нас вместе, - это общая концепция справедливости и возможности. Соединенные Штаты - это то, что Джон Кортни Мюррей (John Courtney Murray ) назвал «пропозициональной страной». Обладая благожелательностью и оптимизмом, мы полагаем, что все народы похожи на нас, забывая, что мы происходим от людей, решивших отказаться от трагической судьбы своих собственных стран на далеких берегах и стали нацией американцев. Но мы узнали, что наша способность влиять на события в остальном мире, даже при отсутствии конкурирующей сверхдержавы, ограниченна, и что расточение ресурсов может быть убийственным для нас. Наше стратегическое мышление страдает из-за неспособности принимать в расчет экзистенциальные проблемы других стран. Мы мыслим узкими категориями геополитики, но нам нужно изучать теополитику - мощное влияние религиозных верований и стремлений на мировые события. Даже мы, исключительные американцы, должны понять и справиться с кризисом веры и рождаемости - особенно в быстро и опасно исчезающем мусульманском мире - чтобы доминировать в мире, где трагические исходы происходят намного чаще счастливых концов.
Примечания
1. Эти данные основаны на Elderly Dependency Ratio (отношении количества граждан старше 65 лет включительно к количеству граждан 15-64-х лет), рассчитанном по модели доклада ООН World Population Prospects 2010 года при условии сохранения нынешнего уровня рождаемости. Модель можно найти на сайте http :// esa . un . org / unpd / wpp / unpp / panel _ indicators .
2. В книге Джареда Даймонда «Кризис: Как общества решают потерпеть поражение или добиться успеха», написанной в 2005 году, осуждается истощение ресурсов и экологический ущерб. Вымерший народ острова Пасхи и индейцы майя доколумбовой эпохи вырубили слишком много деревьев, отмечает Даймонд, и таким образом, он утверждает, что ущерб, нанесенный окружающей среде, является величайшей угрозой нашей цивилизации. (Неважно, что за последнюю четверть века Америка увеличила площадь своих лесов на 20 миллионов акров: истории о катастрофах подобного рода находят отклик у публики, получающих удовольствие от сообщений в СМИ о глобальном потеплении и фильмов-катастроф). Однако остров Пасхи - это редкий феномен в мировой истории. Культуры, о которых нам больше всего известно - и от которых происходит наша собственная цивилизация - погибли по другой причине. Классическая Греция и Рим пали по той же причине, по которой сегодня умирают Западная Европа, Япония и другие части современного мира: они лишились мотивации к рождению новых детей. Бесплодные греки были завоеваны римской армией и неисчерпаемой рабочей силы ферм итальянского полуострова; когда сами римляне позднее перестали рожать, их одолели мелкие армии завоевателей-варваров.
В последние недели мы фокусируем наше внимание на Греции, Германии, Украине и России. Все это по-прежнему острые проблемы. Однако в каждом из перечисленных случаев читатели привлекали мое внимание к тому, что они считают основным и даже определяющим измерением во всех этих вопросах - и если не прямо сейчас, то очень скоро. Речь идет об измерении, связанном с сокращением населения, и о том влиянии, которое оно будет оказывать на все эти страны. Существовала точка зрения, согласно которой сокращение населения станет причиной кризиса в этих и в других странах, и в результате будет подорвана экономика и национальная мощь. Иногда нам следует сделать паузу, отойти от сегодняшних кризисов и обратиться к более широким вопросам. Позвольте мне начать с некоторых мыслей из моей книги «Следующие 100 лет» (The Next 100 Years).
Причины сокращения населения
Не подлежит сомнению, что население большинства европейских стран сократится в следующем поколении, а в случае Германии и России это сокращение будет весьма значительным. Практически во всех обществах, от самых бедных до самых богатых, уровень рождаемости сокращается. Для поддержания стабильности населения коэффициент рождаемости должен оставаться на уровне 2,1 рождения на одну женщину. Если этот показатель выше, то население растет, если ниже - то оно сокращается. В развитом индустриальном мире коэффициент рождаемости уже значительно ниже 2,1. В странах из среднего слоя, таких, как Мексика или Турция, коэффициент рождаемости снижается, однако он достигнет показателя 2,1 только в период между 2040 и 2050 годом. В самых бедных странах, таких, как Бангладеш или Боливия, коэффициент рождаемости также снижается, однако лишь к концу этого столетия от достигнет отметки 2,1.
Этот процесс, в целом, является необратимым. В первую очередь он является следствием урбанизации. В сельскохозяйственных и низко развитых промышленных обществах дети являются производственным активом. Детей уже в возрасте 6 лет можно привлечь к сельскохозяйственным работам или к простым видам помощи в мастерской. Дети становятся источником дохода, и чем больше вы их имеете, тем лучше. Столь же важно и то, что в таких обществах не существует другого, кроме семьи, плана пенсионного обеспечения, и поэтому большим семьям легче поддерживать родителей в преклонном возрасте.
В зрелых урбанистических обществах экономическая ценность детей снижается. На самом деле дети превращаются из инструментов производства в объекты массового потребления. В урбанистических индустриальных обществах возможности трудоустройства в детском возрасте сокращаются, однако существенным образом расширяются образовательные требования. Дети теперь нуждаются в поддержке в течение значительно более длительного периода, иногда до 25-летнего возраста. Дети стоят огромного количества денег, и лишь небольшая их часть возвращается родителям, если это вообще происходит. Поэтому люди имеют все меньше детей. Регулирование рождаемости просто предоставило средство для того, что уже стало экономической необходимостью. Для большинства людей семья, состоящая из восьми детей, стала бы финансовой катастрофой. Поэтому женщины в среднем имеют либо два ребенка, либо меньше. В результате население сокращается. Конечно, существуют и другие причины этого сокращения, однако урбанистический индустриализм лежит в основе подобных изменений.
Есть люди, которые предрекают наступление экономической катастрофы в результате этого процесса. Как человек, родившийся в мире, в котором взрывной рост численности населения стал причинной экономической катастрофы, я склонен считать, что окончание бума рождаемости будет встречено с восторгом. Однако мысль о том, что сокращение населения, особенно в переходный период еще до того, как уйдут в мир иной более старшие поколения, приведет к тому, что останется относительно небольшое количество рабочих, поддерживающих очень большую группу пенсионеров -особенно сейчас, когда средняя продолжительность жизни в развитых промышленных странах увеличивается. Кроме того, накопленные старшими поколениями долги будут переложены на плечи сократившегося по численности более молодого поколения. Поэтому есть основания говорить о том, что продолжительность жизни является главной экономической дислокацией. Кроме того, некоторые специалисты считают, что политическая мощь страны будет убывать вместе с сокращением населения, поскольку будут уменьшаться вооруженные силы, которые нужно будет развернуть - и оплатить - при наличии меньшего количества населения.
Наиболее очевидное решение этой проблемы - иммиграция. Но проблема состоит в том, что Япония и большинство европейских стран испытывают значительные сложности в процессе интегрирования иммигрантов. Японцы по большей части вообще не пытаются этого делать, а те европейцы, которые попробовали этим заниматься - особенно с мигрантами из исламских государств - обнаружили, что это не так легко. В Соединенных Штатах коэффициент рождаемости у белых женщин также составляет около 1,9, и это означает, что белое население сокращается, тогда как афроамериканское и испаноговорящее население компенсирует этот процесс. Помимо этого, Соединенные Штаты эффективно управляют миграцией, несмотря на отдельные проблемы.
Два замечания следует сделать по вопросу об иммиграции. Во-первых, американское решение, состоящее в опоре на миграцию, будет означать наличие существенных изменений в том, что исторически было больным вопросом в американской культуре, - речь идет о расе. Соединенные Штаты имеют возможность поддерживать свое население только в том случае, если белое население в долгосрочной перспективе превратится в меньшинство. Во-вторых, некоторые традиционные источники иммиграции - например, Мексика, - сегодня экспортируют меньше иммигрантов. По мере того, как Мексика будет двигаться вверх по экономической шкале, эмиграция в Соединенные Штаты будет падать. Поэтому страны третьего слоя, где еще существует избыток населения, будут служить источником для иммигрантов. Европа и Япония не обладают жизнеспособной моделью в сфере интеграции мигрантов.
Влияние населения на ВВП
Однако реальный вопрос состоит в том, имеет ли вообще значение сокращение населения. Представим себе, что существует плавная нисходящая кривая населения, а показатели сокращения составляют 20%. Если нисходящая кривая ВВП совпадает с нисходящей кривой населения, то подушевой ВВП остается без изменения. Проблемы, если основываться на подобной простой оценке, начнутся в том случае, если ВВП сократится в большей степени, чем население, и если его падение не будет синхронизировано с населением, что будет способствовать созданию негативных или позитивных пузырей. Это может привести к дестабилизации.
Однако нет оснований полагать, что ВВП будет сокращаться вместе с населением. Основная структура общества, его производственный механизм в широком смысле, не будет разрушен в результате сокращения населения. Представим себе также, что население сокращается, тогда как ВВП падает в меньшей степени - или даже растет. В результате подушевой ВВП будет увеличиваться, а население станет более зажиточным, чем раньше.
Одной из ключевых переменных, смягчающих сокращение населения, может быть продолжающийся прогресс в области технологий, способствующий росту производительности. Можно говорить здесь об автоматизации или о робототехнике, однако рост индивидуальной производительности происходит в любой производственной среде с начала индустриализации, а темпы роста увеличиваются. С учетом плавного и предсказуемого снижения количества населения, как минимум, можно предположить, что ВВП сократится в меньшей мере. Другими словами, при сокращении населения в развитых индустриальных обществах даже без учета иммиграции можно ожидать роста подушевого ВВП.
Изменения зависимости между трудом и капиталом
Сокращение населения может иметь другие, более радикальные последствия. Население в мире оставалось стабильным до середины 16-го столетия. Темпы роста населения стали увеличиваться примерно в 1750 году и после этого отмечался их устойчивый рост до начала 20-го века, когда они резко взлетели вверх. Другими словами, начиная с европейского империализма и особенно в 20-м столетии, население постоянно росло. За последние 500 лет население увеличивается все более быстрыми темпами. Это означает, что на протяжении всей истории современного индустриализма и капитализма существовал избыток рабочей силы. И всегда существовал недостаток капитала, то есть капитал был более дорогим, чем труд в эквивалентных показателях, а с учетом постоянного производства все большего количества людей, предложение этого показателя вызывало понижение цены труда.
Впервые за последние 500 лет ситуация начинает меняться. Во-первых, сегодня меньше рождается людей, и это означает, что трудовые ресурсы будут сокращаться, а цена любого вида труда будет возрастать. Ничего подобного в истории индустриального человека раньше не происходило. В прошлом главным дефицитным элементом был капитал. Однако в настоящее время капитал, если понимать его в точном значении как средство производства, окажется в избытке, тогда как труд будет пользоваться повышенным спросом. Экономические предприятия, работающие сейчас и те, которые будут созданы следующим поколением, никуда не исчезнут. В крайнем случае они могут оставаться недогруженными, а это означает сокращение дохода от капитала. Если перевести это в аналогичную денежную форму, то это будет означать следующее: мы входим в тот период, когда деньги будут дешевыми, а стоимость труда будет постоянно возрастать.
Единственным условием, при котором подобные вещи не будут происходить, может стать значительный рост производительности, в результате которого возникнет избыток труда. Если это произойдет, то мы, несомненно, окажемся в революционной ситуации, в которой отношение между трудом и доходом изменится. Представим себе более постепенное, хотя и интенсивное, улучшение в области производительности - в этом случае все равно избыток будет на стороне капитала, а дефицит - на стороне труда, и этого будет достаточно для того, чтобы понизить цену денег и повысить цену труда.
Это будет означать, что в дополнение к растущему подушевому ВВП будет изменяться также и фактическое распределение богатства. В настоящее время накопление богатства существенно меняется, и оно сосредоточено в меньшем количестве рук, тогда как разрыв между верхним средним классом и средним классом также увеличивается. Если цена денег падает, а цена труда растет, то существующие значительные диспропорции будут смещаться, а историческая логика промышленного капитализма - если не ставить ее на голову - будет, несомненно, переформулирована.
Следует также помнить, что тремя составляющими производства являются земля, труд и капитал. Ценность земли, понимаемая в более широком смысле как недвижимое имущество, изменяется в определенном соответствии с населением. При сокращении населения спрос на землю уменьшается, что вызывает сокращение цены жилья и приводит к дальнейшему повышению показателей подушевого ВВП.
Путь к примерному балансу будет тернистым и чреватым финансовыми кризисами. Так, например, снижение цены жилья может представлять опасность для чистой цены среднего и верхнего класса, поскольку приспособление к миру, в котором процентные ставки постоянно находятся на более низком уровне, чем при первой эре капитализме, будут противоречить ожиданиям, что приведет финансовые рынки в область темных алей. Смягчающий элемент в данном случае состоит в том, что сокращение численности населения является транспарентным и в высокой степени предсказуемым. Есть время для того, чтобы владельцы домов, инвесторы и все остальные смогли подкорректировать свои ожидания.
Подобные вещи не будут происходить во всех странах. Государства среднего и третьего слоя будут переживать свои сокращения уже после того, как развитые страны приспособятся к новым условиям, что будет дополнительной причиной разбалансированности системы. А такие страны как Россия, где население сокращается вне контекста прочной капиталистической инфраструктуры, столкнутся с сокращение подушевого ВВП в зависимости от цен на сырьевые товары, в том числе на нефть. Население сокращается и в тех странах, где нет развитого индустриализма, а также в тех местах, где присутствуют лишь урбанизация и сокращение доиндустриального сельского хозяйства, и последствия оказываются еще более суровыми. Существует государства, где нет сетки безопасности для малоимущих, и Россия - одно из них.
Мой аргумент состоит в том, что сокращение населения существенным образом изменит функционирование экономики, однако для развитого индустриального мира это не станет катастрофой - как раз наоборот. Вероятно, самое важное изменение будет состоять в следующем: там, где последние 500 лет главенствующая роль принадлежала банкирам и финансистам, ключевым элементом в обществе с дефицитом рабочей силы станут источники трудовых ресурсов, с которыми надо будет договариваться. Я понятия не имею, как будет выглядеть эта бизнес-модель, но я не сомневаюсь в том, что другие люди смогут в этом разобраться.