Собеседование при переходе в другую школу. Как пережить переход в другую школу. Какие документы нести в новую школу

У родителей проблема, как перевести ребенка в школу, всегда вызывает множество вопросов. Как выбрать подходящее учебное заведение? Какие для этого требуются документы? Когда лучше перевести? У кого ребенок будет учиться?


Практика показывает, что родители стараются осуществить перевод так, чтобы он пришелся на начало года (сентябрь). Реже - перевод осуществляют в середине. Совсем редко детей забирают из школы ближе к концу года, давая, как правило, закончить курс очередного класса.

Переход гарантируется законом

В этой связи не волнуйтесь, переход возможен в любой учебный период. Неважно - начало года, середина или конец. Образование в России бесплатное. Оно, по Конституции, даже обязательное.

Родители, если их ребенок несовершеннолетний, обладают законным правом выбора школы. Никто не вправе чинить им в этом какие-то ни было препятствия.

В отделе образования вам помогут

Выбор новой школы для ребенка, безусловно, дело довольно серьезное. Родители должны не полениться и навести подробные справки о новой школе. Нелишним будет и предварительный визит в новую школу. Там вы детально обо всем узнаете, побеседуете с администрацией и учителями.


Обязательно узнайте, нет ли в школе проблем со свободными местами. Правила гласят, если школа не располагает свободными местами, то вам могут официально отказать. В случае, когда вам откажут под предлогом отсутствия свободных мест в нескольких школах, то обращайтесь к местным чиновникам. В отделе образования вам обязательно помогут.

В прежней школе вас должны отчислить, максимум, в течение 3-х суток

Когда вопрос с новой школой решен, то необходимо прийти в прежнюю и написать заявление, чтобы вас отчислили. В качестве причины своего ухода вы укажете, что переводитесь в другое учебное заведение. Укажите реквизиты новой школы. В том случае, когда ваша семья решила сменить место жительства, то укажите будущий адрес.

Школьная администрация обязана оперативно издать приказ об отчислении бывшего ученика. На это ей закон отводит 3 рабочих дня. В приказе обязательно должны указать реквизиты той школы, куда переходит ребенок или указать город (поселок), куда вы намерены поехать.


Занимаясь вопросом, связанным с тем, как перевести ребенка в школу, важно знать, какие документы вам должны выдать:

  • Во-первых, вам на руки обязаны выдать личное дело
  • Во-вторых, прежняя школа оформляет должным образом специальную выписку. В нее вносятся текущие оценки, полученные в течение учебного года и баллы, выставленные в ходе промежуточной аттестации

На всякий случай проверьте, чтобы на всех полученных документах стояла печать школы и все необходимые подписи.

Учащимся школы не могут назначить испытательный срок

В прежней школе родителям не могут чинить препятствия в получении ими документов ребенка. Причем сделать это обязаны, в том числе в период летних каникул. Получается, независимо от времени года. Отказ, с точки зрения закона, неприемлем. Вы легко обжалуете его в органах прокуратуры.


Больше не должно быть документов, чтобы вашего ребенка зачислили в новую школу. Требовать дополнительные документы не имеют права. Иногда школа может попросить вас принести еще некоторые справки, но это должно быть прописано Уставом. Чтобы избежать сюрпризов, у секретаря школы поинтересуйтесь заранее, что необходимо.

В ближайшее время директор школы оформляет приказ на зачисление. Бывшая школа уведомляется о переводе письменно. Обратите внимание, что никаких временных приказов о зачислении закон не допускает. Например, зачисляем до конца года с испытательным сроком (вдруг ребенок начнет часто нарушать дисциплину). Для учеников российских школ не существует понятия, как для будущих работников, испытательного срока.

Возможны ли варианты, когда вас откажутся принимать в новую школу?

Занимаясь вопросом, как перевести ребенка в школу, его родители должны знать о существовании нескольких вариантов, когда администрация школы сможет отказать им в приеме.


Вариант 1

Школу вы выбрали, но там отсутствуют свободные места. Отказ по такой причине возможен, если вы не зарегистрированы на той территории, которая закреплена за школой.

Вариант 2

Если в учебном заведении, которое вы выбрали, существуют классы с углубленной программой по отдельным предметам, а вы не смогли пройти конкурсное испытание. Учебное заведение в данной ситуации обладает правом проверки уровня подготовки вашего ребенка. Это связано с тем, что в профильных классах другие требования к уровню подготовки учащихся. Вот почему вам могут предложить пройти дополнительное тестирование.


На начальной ступени образования часто практикуется простое собеседование, которое проводит учитель и школьный психолог. Школа, где углубленно изучают языки, предложит вам тестирование по иностранному языку. В средних классах придется пройти тестирование по профильным предметам. В 10-11 классах возможен и экзамен.

Некоторые частные случаи, которые могут возникнуть при переходе

Что делать, когда вы собрались уйти из школы, а у вас имеется задолженность (ее принято называть академической). Не волнуйтесь, исправлять оценку в спешном порядке вам не придется. Правило такое: вы переходите в новую школу, а уже в ней исправляете задолженность.


Если вам настойчиво посоветуют оказать новой школе спонсорскую помощь и озвучат сумму, которая вам не под силу, то имеете полное право внести посильный взнос. Величину взноса при этом вы определите сами. Администрация школы не имеет права отказать вам в приеме, ссылаясь на малую величину взноса. Это незаконно.

Будьте готовы к тому, что на первых порах одноклассники будут испытывать повышенный интерес к персоне "новичка". Адаптационный период, обычно, ограничивается 1-2 неделями. После этого пристальный интерес к "новенькому" пропадает и школьная жизнь входит в обычное русло.

, 3 ч. 2 ст. 61 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

  • по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;
  • в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования или приостановления лицензии, лишения или приостановления ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.

Перевод ребенка в другую школу состоит из двух этапов — отчисления из одной школы и приема в другую. Ребенка можно перевести в любую общеобразовательную школу, однако следует учитывать, что перевод возможен только при наличии в школе свободных мест с учетом приоритетного зачисления в них лиц, которые проживают на территории, закрепленной за конкретной школой (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32).

Для перевода ребенка из одной школы в другую по инициативе обучающегося или его родителей рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в администрацию новой школы и получите подтверждение того, что она примет ребенка на обучение

Для избежания сложностей, связанных с переводом ребенка в другую школу, перед отчислением ребенка из прежней школы договоритесь с руководителем принимающей школы о приеме. В подтверждение этого вы можете получить, например, письмо о возможности приема ребенка на обучение после отчисления из прежней школы за подписью директора и с печатью школы.

Шаг 2. Представьте заявление об отчислении ребенка в школу, в которой он обучается

Заявление подается совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего на имя руководителя школы, в которой обучается ребенок.

В заявлении необходимо указать ФИО обучающегося, дату его рождения, класс и профиль обучения (при наличии), наименование принимающей школы (в случае переезда указывается только населенный пункт, субъект РФ) (п. 6 Порядка N 177).

Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет (п. 5 Порядка N 177).

Примечание. Помимо заявления в школе могут потребовать документ, который подтверждает принятие ребенка в другую школу. В этом случае можно представить письмо за подписью директора другой школы, в котором подтверждается готовность принять ребенка на обучение в эту школу.

На основании указанного заявления школа, из которой ребенок отчисляется, в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей школы (п. 7 Порядка N 177; ч. 4 ст. 61 Закона N 273-ФЗ).

В трехдневный срок после издания этого акта в школе выдадут также справку об обучении ребенка (ч. 5 ст. 61 , ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Шаг 3. Заберите документы из школы, из которой отчислен ребенок

Школа должна выдать совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы (п. 8 Порядка N 177):

  • личное дело обучающегося;
  • документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной школы и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

Шаг 4. Представьте документы в принимающую школу

Совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую школу представляются (п. 10 Порядка N 177):

  • заявление о зачислении обучающегося в принимающую школу в порядке перевода из исходной школы.

Заявление пишется на имя руководителя школы, в которую переводится ребенок;

  • оригиналы документов, удостоверяющих личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося;
  • документы, полученные в школе, из которой ребенок был отчислен.

Требование представления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую школу в связи с переводом из исходной организации не допускается (п. 9 Порядка N 177).

Шаг 5. Ознакомьтесь с распорядительным актом о приеме ребенка в школу

Распорядительный акт оформляется руководителем (уполномоченным им лицом) принимающей школы в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов с указанием даты зачисления и класса (п. 11 Порядка N 177).

Полезная информация по вопросу

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы —

Менять школу приходится по разным причинам. Переезд, конфликты с учителями и ребятами прежней школы, поиск лучшего образования… Но это уже не так важно, как остро стоящая проблема: влиться в новый коллектив. Тут самое страшное для многих - сплоченный еще до твоего прихода класс. Ощущение себя как чужака в стае не отпускает всех, кто переходит в новую, совершенно незнакомую школу.

Идеальный вариант - посмотреть список класса и познакомиться с кем-то еще до начала учебы. Интернет, прогулки, что угодно. Даже просто написать сообщение «А когда учебники выдают?» будет уже началом общения. Даже если ты уже знаешь, когда их выдают. Все равно спроси. Главное - наладить контакт, чтобы придя в класс, уже можно было с кем-то поздороваться и поговорить.

Но если не успел заранее, ничего страшного. Первого числа все равно встретишься. Но стратегия должна быть уже немного другой. Итак, что мы делаем, если видим новых одноклассников впервые:

1.Внешний вид . Пока не знают твое имя, называть будут за спиной «тот, с разными носками, новенький». Так что позаботься, чтобы лишнего повода не было. Или, если знаешь, что причина для прозвища есть, просто замени ее на что-то другое. Например, мой лопоухий одноклассник любил надевать розовый галстук в горошек. Стоит ли говорить, что уши никто не замечал? Вообще любой способ выделиться реально отвлекает внимание от недостатков. А потом люди поймут, что ты из себя представляешь, и твои недостатки не будут иметь для них значения.

2. Сосед по парте . Первая помощь для стеснительных. Именно с ним можно ненавязчиво заговорить. И лучше всего попросить проводить куда-нибудь на перемене. Столовая, библиотека - путь туда даст несколько минут для разговора, и знакомство завяжется. А еще кто-нибудь и присоединится, если ты заинтересуешь. А новички обычно интересуют всех, просто инициативу класс не проявляет.

3. Не замыкайся , если в классе несколько новеньких сразу. Если они замкнуты настолько, что даже не знакомятся ни с кем, они плохая компания на первое время. Лучше присоединиться к классу.

4. В гости ходят с тортиком. А ты пока в гостях, по мнению класса. Угости их конфетами, «случайно» захваченными из дома. Шоколадкой, которую «вообще про нее забыл». Лишний раз о себе напомнишь, да и впечатление сразу о себе создашь нужное.

5.Личность. ВАЖНО! Не меняйся в угоду порядкам класса. Но если ты подразумеваешь под своей личностью истерики на тему «я люблю сидеть справа, и не собираюсь меняться», готовься к тому, что понимать тебя не будут, а могут и назло делать. Так что все должно быть разумно.

6.Тактика «подводной лодки». В любом коллективе есть устоявшиеся правила общения. И новичок, сам того не зная, слишком активными действиями может их нарушить. Так что идеальная стратегия поведения - когда ты доброжелательно, не скептически, наблюдаешь за окружающей обстановкой и вникаешь в жизнь коллектива, постепенно вписываясь в разговоры и школьную жизнь.

7.Если что-то необходимо, сразу скажи об этом родителям. Они не забыли, они просто могут не знать, что для биологии теперь нужна вооон та сине-зелененькая тетрадь, а не прежняя светло-зеленая. А вот отсутствие необходимых для учебы вещей не добавит тебе авторитета.

8. Если ты сильно переживаешь, в этом нет ничего необычного. Но если это - плохой сон, нервы и потеря аппетита, то такое даже на здоровье повлияет. Так что тут тоже могут помочь родители. Посоветовавшись с педиатром, можно купить успокаивающие средства, которые помогут заснуть и успокоить нервы. Важно помнить, что не со всеми проблемами ты можешь справиться самостоятельно. А первое время придется еще и без друзей справляться.

9.Но, в итоге, перемена мест идет на пользу. Ты научишься заводить знакомства, ладить с людьми и противостоять стрессу. Это и есть качества взрослого человека, так что будем считать это главным плюсом смены школы. Ты станешь опытнее и увереннее, чем другие. Так что бойся, но действуй!

Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

1 сентября часть школьников пошла не в свой привычный класс, а в новый коллектив. Переход в новую школу может состояться по разным причинам: желание повысить уровень образовательного учреждения, переезд, конфликт на старом месте. Новая обстановка и люди – это всегда стресс для человека, особенно маленького. Как родителям помочь своему ребенку справиться с волнением и показать себя на новом месте, «Эксперту здоровья» рассказала школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА. Специалист по работе с детьми, подростками, семейными парами, в своей работе использующая нейропсихологические и арт-терапевтические методики, также расскажет о специфике работы школьного психолога.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Надо ли давать разрешение на работу психолога?

В нашей школе работа построена следующим образом. 1 сентября все дети проходят психодиагностику. Мы получаем письменное разрешение родителей на психодиагностику, коррекционные индивидуальные и групповые занятия, как того требует законодательство. И тестируем ребенка при поступлении/переводе, в начале и конце каждого учебного года. Тест выявляет уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, мелкая моторика), мотивационную сферу (то есть желание ребенка учиться или не учиться) и состояние эмоционально-волевой сферы (настроение и ощущения ребенка). В конце года после повторной диагностики данные сопоставляются, чтобы отследить динамику развития ребенка.

Бывали случаи, что родители отказывались от работы психолога с их ребенком. Это нормально. Психолог изучает внутренний мир человека, не все родители в силу своих личных взглядов готовы разрешить впускать кого-то во внутренний мир своего ребенка.

Как работает школьный психолог?

Нормотипичный ребенок, у которого нет сложностей, в кабинете школьного психолога почти не бывает. Обычно дети приходят сюда, если возникают сложности в учебе. Например, стало сложно осваивать материал, беспокоят взаимоотношения с учителями или одноклассниками. По результатам диагностики, наблюдения по запросу родителя или педагога проводится индивидуальная либо мини-групповая работа. Психолог может взять ученика сначала в индивидуальную работу, чтобы натренировать коммуникативные навыки, а потом подключить его к группе из 3–4 участников, где ребенок на большем количестве человек начинает опробовать свои вновь приобретенные навыки.

Это довольно распространенная ситуация. Когда в классе частной школы 25 человек, а государственной – до 40, не всегда получается гармонично выстраивать коммуникации со всеми. Многие современные дети не посещали детсад, находясь дома под присмотром бабушек-дедушек. Когда они приходят в школу, встречают здесь очень много разных людей, каждый со своими особенностями. И ребенок порой не готов воспринимать эту разность, не имеет схем, как общаться с людьми: уступать, стоять на своем, конфликтовать…

В силу нашего времени многие дети не играют во дворе, не получают опыта общественных игр, таких как салки, догонялки, «больница», казаки-разбойники. Таким образом, они нередко к школьному возрасту не научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не из числа родных.

Например, девочки зачастую не понимают, что мальчики сильнее. Девочка ударяет мальчика, он дает сдачу, она плачет и удивляется, почему ей больно, а ему нет. Что говорить, многие взрослые женщины этого не понимают.

Как психолог помогает адаптироваться?

В нашей школе при поступлении/переводе ребенок проходит собеседование: учитель оценивает его актуальный уровень знаний, затем подключаются психолог и логопед. У всех, кто приходит не в 1-й, а переводом, психолог обязательно спросит причину перевода. Быть максимально честными – в интересах родителей и ребенка. Потому что от причины перевода зависит стратегия адаптации.

Ребенку надо объяснить причину смены школы

Ребенку обязательно надо объяснить, почему он идет в новую школу. Представьте, вас сейчас без объяснений переведут в другую сферу деятельности, где вас будут окружать незнакомые люди, при этом ничего не сказав. У здорового человека возникнет вопрос: «А почему так? Я не видел никаких препятствий, сложностей на старом месте. А меня без моего согласия переводят».

Младшие школьники более спокойные к социальным правилам. В 1–4 классах идет упор на учебу. Ребенок в восторге от того, что может учиться, читать, писать. Это нормальная реакция при переходе от игровой деятельности (до 6–7 лет) к учебной.
Но если переводят подростка, то ни в коем случае нельзя его лишать общения с бывшими одноклассниками. Для подростка (11–16 лет) коммуникация со своими ровесниками – один из главных стимулов. У всех подростков один мотив – общение со сверстниками, проверка границ. Они сами себе задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?»

Особенно большая трагедия для школьника будет, если в старой школе останется его первая любовь, отношения с которой в самом разгаре. Стоит задуматься: настолько ли сильны родительские мотивы, чтобы так резко менять жизнь ребенка?

Я придерживаюсь мнения, что если есть возможность, то ребенка в рамках одного города лучше вообще не переводить из школы в школу. Организовать его доставку в школу на автобусе, такси, еще как-то.

Важно дать ребенку право выбора. Это его жизнь, это ему ходить в эту школу, учиться и общаться там. К сожалению, не всегда бывает, что перевод в другую школу решит какие-то мотивы родителей. Поэтому всегда надо учитывать мнение самого ребенка.

Сменить школу из-за качества образования

Основной мотив родителей: не устраивает качество образования в предыдущей школе. Например, в классе много детей и ребенок не получал ответы на свои вопросы. Или учителя не смогли донести, что математика или русский язык – это прекрасно, в результате у ребенка ухудшились отметки и пропали желание и интерес вникать в предметы.

В этом случае мы всегда рекомендуем ознакомиться с нашей программой. Потому что даже просто при переходе из одной госшколы в другую госшколу могут быть различия в изученном материале. Ребенок может знать где-то больше, где-то меньше. И родителям стоит задуматься: «А чем отличается программа той школы, куда мы переходим? Что нам надо подтянуть, подучить?» Ознакомление с программой школы, во-первых, даст понимание, не меняется ли шило на мыло, а во-вторых, родитель будет знать, чем именно следует позаниматься с ребенком летом и в начале учебного года.

Сменить школу из-за неуспеваемости

К сожалению, случаев, когда ребенок не усваивает программу, очень много. Многие родители думают, что цифра 7 (возраст, в котором детей рекомендовано отдавать в школу) взята с потолка. А ведь именно к 7 годам завершается формирование мозговых структур, которые отвечают за регуляцию поведения, усидчивость, импульсивность.
У нас были случаи, когда приводили в 1-й класс детей в возрасте 5 лет. Ребенок «брал» программу. Но у него из-за перегруза часто случались истерики или начиналась психосоматизация. Ребенок может часто болеть из-за того, что ему сложно учиться, общаться. Дети не справляются не потому, что они отстающие, а потому, что родители поторопили события, отдав их в школу до 7 лет. Неокрепший организм принимал ту информацию, которую должен был принимать позже. В 7 лет и старше он бы справился легко и просто.

Приведу в пример девочку, которую родители отдали в 1-й класс в возрасте 5 лет 7 месяцев. Она вместе со всеми участвовала в обучении, а потом засыпала. Учителя ее не будили, понимая, что ей этот сон нужен сейчас: ее организм восстанавливается от переизбытка информации.

Именно поэтому на этапе подготовки к школе школьные психологи и педагоги разговаривают с родителями, объясняя, что всему свое время. Лучше пусть будет спокойный успевающий ребенок, начавший обучение в 7 или даже в 8 лет, чем невротик с различными психосоматическими заболеваниями, который закончит школу в 14–15 лет. Также это чревато проблемами с самооценкой. Ребенок сам себе задает вопрос: «Почему у них так легко получается, а у меня нет?»

Если такой ребенок уже учится, то мы педагогам даем рекомендации по нагрузке конкретно для этого ученика. Сказать, что это непоправимо, не сгладится с годами, нельзя. Детская психика очень пластичная, ребенок может подстроиться, но надо ли? У нас есть ранние дети, у которых познавательные процессы развиты на очень высоком уровне даже по сравнению с 7-летними нормами, а вот в эмоциональной сфере у них появляются сложности: они более обидчивые, ранимые, восприимчивые. Они сильно тянутся к своим старшим одноклассникам. Это плюс, но это и минус. Надо тянуться к самому себе в первую очередь.

Сменить школу из-за переезда

У нас много случаев, когда детей переводят в нашу школу из-за переезда из других городов Казахстана, из России. В этом случае – особая стратегия. Мы советуем родителям пройтись по школе вместе с ребенком, показать, что есть вокруг школы, дать понять, что вы всегда рядом с ним. Без перегибов, но это действительно важно.

Дело в том, что ребенок может почувствовать себя брошенным в новой школе, в новом городе, в новой стране. Переход в новую школу – всегда стресс: надо изучить новые правила, войти в новый коллектив, придумать, как с кем выстраивать взаимоотношения, определить, кто на что реагирует. У ребенка пока уходят силы на это. А если еще и в новом городе, то у всей семьи стресс. Я стараюсь объяснить родителям, что в этот момент семье надо сплотиться, больше времени проводить вместе. Тогда уровень стресса от нового места и у детей, и у взрослых будет значительно меньше.

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт?
Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...