Бухгалтерский учет субсидий на усн. Субсидия налогообложение при усн Пример осно бюджетные субсидии для бизнеса

В целом можно назвать благоприятным для налогоплательщиков. В нем снова рассматривается вопрос налогообложения средств, которые организации получают на те или иные цели из бюджета. В частности, вопрос о субсидиях. Нужно ли облагать их налогом на прибыль?

Видимо, налогоплательщики никак не могут смириться с тем фактом, что за получение бюджетных средств нужно уплачивать налог в бюджет же. Тем не менее, это именно так. Даже если бюджетные средства получает некоммерческая организация.

(Просто напомним, что старая редакция БК РФ, действительно, позволяла считать субсидии юридическим лицам целевыми поступлениями из бюджета – см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 09.03.05 № 20-12/14579).

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен в ст. 251 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.

Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Некоммерческие организации в данном перечне не поименованы.

Так что для них средства, полученные из бюджета, целевыми в рамках ст. 251 НК РФ, не являются. Налог на прибыль с них платить надо.

Тем не менее, если бюджетные средства выделяются на возмещение затрат в связи с производством товаров, работ или услуг, то здесь есть одна важная особенность.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством или реализацией товаров, работ, услуг. Как правило, такие субсидии выделяются в том случае, если производство и реализация убыточны, но они важны для каких-то общественных или социальных целей. Бюджет покрывает разницу между низкими доходами и высокими расходами.

В связи с этим, с практической точки зрения, налогоплательщик не теряет ничего. Ведь субсидия просто закрывает убыток, прибыли, как правило, не образуется, и база по налогу на прибыль не формируется. Так что никаких лишних налогов платить не придется.

А то, что субсидия не признается целевым финансированием, даже предоставляет один небольшой бонус – по ней не нужно вести отдельный учет, и даже отчитываться, куда пошли полученные средства.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Письмо Минфина России от 06.10.09 № 03-03-06/4/85 в целом можно назвать благоприятным для налогоплат..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Вступил в силу Закон, который внес поправки сразу в четыре главы НК РФ: по НДФЛ, налогу на прибыль, налогу при УСНО и ЕСХН . Они устанавливают субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Раньше такую субсидию (полученную из регионального или местного бюджета (Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ)) нужно было в полной сумме включать в доход и платить с нее налог в соответствии с (Статья 250 НК РФ). То есть часть субсидии приходилось сразу же вернуть в бюджет в виде налога.
Теперь же установлен специальный порядок учета субсидий в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
- в течение 2 лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге для целей налогообложения результат от этих операций будет нулевым;
- если к окончанию второго года субсидия (или ее часть) останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы второго года.
Но такой порядок учета не распространяется на случаи, когда за счет субсидии приобретено амортизируемое имущество, например основное средство.
Если за счет субсидии амортизируемое имущество приобретает организация или предприниматель, применяющие ОСНО (организация уплачивает налог на прибыль, предприниматель уплачивает НДФЛ), то потраченная на это сумма субсидии учитывается в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
- в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу - ежемесячно в сумме начисленной амортизации (Пункты 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ);
- при ликвидации основного средства - на дату ликвидации в сумме остаточной стоимости. То есть во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость ликвидируемого основного средства (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ) и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходах;
- при продаже недоамортизированного основного средства - на дату продажи в сумме остаточной стоимости. То есть в доходы надо включить выручку от реализации основного средства и сумму субсидии, равную остаточной стоимости, а в расходы - остаточную стоимость основного средства (Подпункт 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). В итоге налог придется заплатить со всей выручки от реализации.
Организации и предприниматели, которые применяют упрощенку с объектом "доходы минус расходы", и плательщики ЕСХН при приобретении основного средства за счет субсидии стоимость этого основного средства учитывают в течение года в расходах равными долями. То есть на последнее число отчетного периода часть стоимости основного средства надо показать и в доходах, и в расходах. А вот при продаже или ликвидации основного средства, приобретенного за счет субсидии, порядок отражения доходов и расходов будет такой же, как и у тех, кто применяет общий режим налогообложения (Подпункт 1 п. 2, пп. 1, 2 п. 4, абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5, пп. 1 п. 1, п. п. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ).
Организации и предприниматели, применяющие УСНО с объектом "доходы", тоже могут отражать субсидию в доходах по мере расходования денег. Для этого им нужно будет вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. Об этом прямо сказано в поправках (Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)).
Кроме того, поправками уточнено, что субсидии, полученные от центра занятости населения на открытие своего дела, "доходными" упрощенцами - бывшими безработными также учитываются в льготном порядке при условии ведения учета израсходованных сумм. Ранее об этом говорили Минфин и ФНС в своих письмах. При этом они разъясняли, что сумма субсидии должна отражаться в Книге учета доходов и расходов одновременно и в графе 4 "доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы", и в графе 5 "расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы". Но отраженные в Книге расходы, произведенные за счет субсидии, и равные этим расходам доходы не нужно переносить в декларацию по УСНО.

Отметим, что поправками так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на "вмененную" деятельность. Налоговики наверняка решат, что эта субсидия не является доходом, полученным от "вмененной" деятельности, а значит, должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО. Но при целевом ее расходовании в течение 2 лет со дня получения налоги все равно платить не придется. Ведь учет этой субсидии нужно будет вести в порядке, установленном либо для упрощенцев, либо для плательщиков налога на прибыль. Правда, за периоды, когда учитывались расходы, произведенные за счет субсидии, придется сдавать две декларации: одну - по ЕНВД, а другую - по налогу на прибыль или по упрощенке. Кстати, именно так советуют делать налоговики вмененщикам - бывшим безработным, получившим субсидию от центра занятости населения (Пункт 1 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@).

М. Градов,
налоговый консультант

Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" установлен новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом читайте в данной статье.

В частности, ст. 223 гл. 23 НК РФ дополнена новым п. 4 ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ - новыми пп. 4.3 и 2.3 соответственно, внесены изменения в подп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Закон N 23-ФЗ вступил в силу 11 марта 2011 года. При этом в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 23-ФЗ указанные изменения и дополнения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Таким образом, с 1 января 2011 года организациями и индивидуальными предпринимателями применяется новый порядок учета доходов и расходов в отношении субсидий, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств регионального или местного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

При этом ст. 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

***

С 1 января 2011 года организациями и индивидуальными предпринимателями применяется новый порядок учета доходов и расходов в отношении субсидий, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств регионального или местного бюджета.


***

Ранее НК РФ не предусматривалось никаких особенностей учета для целей налогообложения получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовых средств, поэтому такие денежные средства учитывались в полном объеме в составе налогооблагаемых доходов в том налоговом периоде, в котором были получены. В результате такого "пробела" в законодательстве о налогах и сборах часть сумм полученных субсидий фактически возвращалась в бюджет в виде уплаченных организациями и индивидуальными предпринимателями налогов. В этой связи эффективность финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства существенно снижалась, что приводило к возникновению споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями до 1 января 2011 года, на основании Закона N 209-ФЗ подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Кроме того, необходимо учитывать, что субсидии, выделяемые из бюджетной системы Российской Федерации индивидуальным предпринимателям, в т.ч. применяющим специальные налоговые режимы в порядке, предусмотренном гл. 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ, следует классифицировать как иные доходы, полученные налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями в результате осуществления ими деятельности в Российской Федерации, которые на основании ст. 208 и 209 НК РФ являются объектом обложения НДФЛ в порядке, установленном гл. 23 НК РФ (соответствующие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27.07.2010 N 03-11-09/65, доведенном ФНС России до налоговых органов).

Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ.

Субсидии, выделяемые индивидуальным предпринимателям из бюджетной системы Российской Федерации на реализацию предпринимательских проектов и возмещение произведенных в связи с этим затрат, не включены в перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ. В этой связи полученные налогоплательщиками до 1 января 2011 года субсидии подлежат обложению этим налогом в общеустановленном порядке по налоговой ставке 13%.

***

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, а также специальные налоговые режимы отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но в течение не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий.


***

С учетом вышеизложенного у таких индивидуальных предпринимателей на основании подп. 1 п. 1, пп. 2-4 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ возникает обязанность в срок до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по НДФЛ и уплатить в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, исчисленную с полученной субсидии сумму НДФЛ.

В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный Кодексом срок обязанности по уплате налога на неуплаченную сумму налога начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

С 1 января 2011 года порядок учета полученных субъектами малого и среднего предпринимательства субсидий существенно изменен.

В частности, согласно новому п. 4 ст. 223 гл. 23 НК РФ средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, а также специальные налоговые режимы отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но в течение не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

***

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки объектов амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение объектов амортизируемого имущества в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.


***

Вместе с тем указанный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет средств субсидий амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки объектов амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение объектов амортизируемого имущества в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Таким образом, установленное ограничение (не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий) на такие случаи не распространяется.

Аналогичный порядок установлен и для организаций, применяющих общий режим налогообложения, а также для субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивающих ЕСХН и единый налог в связи с применением УСН. Кроме того, указанный порядок учета полученных субсидий применяется налогоплательщиками, перешедшими на применение УСН с объектом налогообложения "доходы", при условии ведения ими учета полученных сумм финансовой поддержки.

Существует несколько видов субсидий, они отличаются своим назначением и могут предоставляться лишь для конкретных отраслей, которые государство поддерживает и развивает. Программы для малого и среднего бизнеса отличаются в каждом регионе. Кроме Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , они регламентируются еще местным законодательством. Мы рассмотрим самые распространенные субсидии — на развитие бизнеса.

Эльба рассчитает налог УСН и уменьшит его на страховые взносы. Сервис поможет сдать налоговую декларацию в три клика.

Кто может получить субсидию

Для того, чтобы получить субсидию ваша фирма должна относиться к начинающим, т.е. её возраст не должен превышать одного года, в некоторых программах двух лет. Сфера вашей деятельности должна быть приоритетной для региона, иначе чиновники не будут заинтересованы в предоставлении вам средств на развитие, и ваши шансы будут малы. На сайтах территориальных центров поддержки малого предпринимательства иногда публикуют список видов деятельности.

Также одним из значимых условий является использование выделенных средств только по целевому назначению. Это значит, что вы не сможете распоряжаться полученными деньгами так, как сами захотите или посчитаете нужным. Придется строго придерживаться бизнес-плана. Срок пользования деньгами ограничивается по времени, как правило, одним-двумя годами.

Большинство программ на предоставление субсидий имеют условие, которое заключается в том, чтобы вложенные инвестиции самого предпринимателя в проект составляли определенную долю от суммы субсидии. Например, вложенные средства самой организации в проект должны быть не менее 60% от суммы запрашиваемой субсидии. Процент устанавливается условиями каждой программы.

И, конечно, все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями.

Какие документы подавать

Документы предоставляются в Центр поддержки предпринимательства того региона, где вы зарегистрированы. Состав пакета необходимых документов устанавливается правилами каждой программы. Проект из себя представляет бизнес-план со всеми прилагающимися документами. Примерный перечень документов, которые должны сопровождать бизнес-план, такой:

  • Заявка на получение субсидии
  • Копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего документы
  • Копия свидетельства о государственной регистрации
  • Копия выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
  • Справки из контролирующих органов об отсутствии задолженности
  • Справка о состоянии банковских счетов
  • Технико-экономическое обоснование
  • Копии учредительных документов организации
  • Копии необходимых лицензий и разрешений
  • Наличие необходимых зданий, помещений для реализации бизнес-плана

Отбор предпринимателей ведется на конкурсной основе. Сформированная комиссия оценивает по нескольким критериям, среди которых определяющими будут: относится ли ваш вид деятельности к приоритетным в регионе, а также какова польза от реализации проекта и перспективность его развития. Наиболее значимыми сферами деятельности считаются социальные и инфраструктурные, также регионы охотно поддерживают инновационные и научно-технические направления.

Самое главное грамотно составить бизнес-план и правильно оформить документы, в соответствии с требованиями, т.к. большинство отказов основываются именно при отсутствии этих показателей.

Нужно будет защититься перед заседанием комиссии, если им понравится ваш доклад, то проект отправят на рассмотрение в городскую финансовую комиссию и после их одобрения, вы получите требуемую поддержку.

Налогообложение субсидий на развитие

Получив финансирование, у предпринимателей возникают вопросы по расчету налога и учету полученных денег. В налоговом учете полученные денежные средства отражают в особом порядке. Увеличения налога от получения субсидии не происходит.

УСН

Согласно НК РФ, полученные в соответствии с 209-ФЗ деньги на развитие предпринимательства следует отражать в составе доходов пропорционально произведенным за счет них расходам и на дату признания расходов. Субсидию таким образом можно учитывать не более 2 налоговых периодов с даты получения (налоговый период — это календарный год).

Если субсидия не будет потрачена в течение 2 лет, то остаток следует отразить в доходах и заплатить налог.

Такой метод отражения субсидии применяется и на УСН «Доходы минус расходы», и с объектом «Доходы». Для последних тоже не происходит увеличения налога. Несмотря на то, что при расчете налога расходы не учитываются, в данном случае сделано исключение: расходы, произведенные за счет средств субсидии, следует вписать в графу «Расходы» КУДиР одновременно с отражением дохода в сумме потраченной субсидии. Налоговую базу же на такой доход, по мнению чиновников увеличивать не надо (Письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18587@).

Отметим, что другие виды субсидий отражаются в соответствии со ст. 346.15 НК РФ как внереализационные доходы, с оглядкой на ст. 251 НК РФ , где перечисляется какие виды поступлений налогом не облагаются.

ЕНВД

Если субсидия выделяется на цели, связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, то другим налогом (по УСН, ОСНО или ЕСХН) она не облагается.

В остальных случаях ее нужно учитывать в соответствии с правилами той системы налогообложения, которую вы применяете наряду с ЕНВД. Если вы работаете только на ЕНВД и не подавали заявления на спецрежим, то вы получаете доход, облагаемый налогом на прибыль.

При этом, если вы совмещаете, например, УСН и ЕНВД, то в доходах вы учитываете сумму всей субсидии. Даже если часть ее потратили на закупки для ЕНВД. А в расходах по УСН сможете отразить только те расходы, что относятся к УСН по раздельному учету. Похожий вывод делает Минфин

Елена задала вопрос:

Елена, во-первых, необходимо внимательно посмотреть документ, на основании которого Вы получили денежные средства. Здесь имеет принципиальное значение два момента:

  1. Как в документе называются те денежные средства, которые Вы получили. Это может быть действительно грант, а может быть и субсидия, полученная в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  2. Наименование источника финансирования. Это может быть как бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет местного органа самоуправления, так и средства коммерческой или некоммерческой организации, зарегистрированной в России или за рубежом.

Грант - это имущество или денежные средства, которые предоставляются безвозмездно и на безвозвратной основе гражданами России, некоммерческими предприятиями и фондами, международными организациями, объединениями. Перечень этих организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области культуры, искусства, охраны здоровья и т.п.

Если Вы действительно получили грант, то в соответствии с пп 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, полученные в виде грантов не учитываются при налогообложении. Эти средства признаются целевым финансированием и должны учитываться в учете обособленно. Даже в случае применения упрощенной системы налогообложения в виде доходов, Вы обязаны вести как учет доходов, так и учет расходов средств целевого финансирования.

Индивидуальный предприниматель должен вести учет и доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов. При этом расходы, осуществленные в рамках предпринимательской деятельности при налогообложении "Доходы" в Книге доходов и расходов не отражаются, а средства, израсходованные в рамках целевого финансирования - отражаются. Эти расходы должны быть подтверждены всеми первичными документами - договорами (если договоры заключались), кассовыми и торговыми чеками, платежными поручениями, товарными накладными (в зависимости от того, каким способом была осуществлена оплата).

Однако, денежные средства, полученные на развитие собственного бизнеса под понятие "грант" не подпадают. Скорее всего, Вам была выдана субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ "Порядок признания доходов и расходов":

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом - шестом настоящего пункта.

Таким образом, как и в случае получения гранта, Вы обязаны отразить в Книге доходов и расходов и доход в виде полученных денежных средств, и расходы, произведенные за счет этих средств.

Все денежные средства должны быть отражены в течение двух налоговых периодов, то есть в течение двух лет. Если денежные средства получены в 2011 году, то доход должен быть отражен в полном размере в двух декларациях - за 2011 и за 2012 годы.

В каком году какую сумму дохода отражать? Ответ находим в том же абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ - доходы отражаем пропорционально расходам. То есть если в 2011 году расхода не было, то и доход отражать не надо. Если расходы были фактически произведены и могут быть признаны для целей налогообложения в 2011 году, то точно в той сумме должны быть отражены и доходы.

Ещё раз обращаю Ваше внимание, что данное правило справедливо ко всем индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и уплачивающим 15% с разницы между доходами и расходами, и уплачивающими 6% с доходов.

При этом расходы должны быть подтверждены первичными документами и отражены в Книге учета доходов и расходов.

Теперь давайте разберемся как отражаются в учете и признаются для целей налогообложения расходы на приобретение основных средств. Этот порядок установлен п. 3 ст. 346.16 и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы на приобретение основных средств при применении упрощенной системы налогообложения признаются расходами для целей налогообложения в следующем порядке:

  1. Расходы признаются в размере оплаченной стоимости основного средства. То есть, если в 2011 году была осуществлена частичная оплата, то и в качестве расходов в 2011 году можно признать только сумму частичной оплаты. А в 2012 году сумму оплаты, произведенной в данном году.
  2. Расходы признаются в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода. Как понимать такую формулировку? Налоговую декларацию индивидуальный предприниматель сдает один раз в год, а Книгу доходов и расходов ведет поквартально. Поквартально оплачивает и авансы налога по УСН.
    Предположим, что основное средство оплачено и введено в эксплуатацию во втором квартале 2011 года. Значит всю оплаченную сумму надо разбить на три части и равными долями отразить в Книге доходов и расходов за второй, третий и четвертый кварталы.
    Кроме того, в Книге учета доходов и расходов есть раздел II "Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу". Основные средства, приобретенные за счет целевого финансирования необходимо отразить и в этом разделе наряду с другими основными средствами, применяемыми в предпринимательской деятельности и принадлежащими на правах собственности индивидуальному предпринимателю.
  3. Расходы признаются с момента ввода в эксплуатацию основного средства. Значит необходимо заполнить все первичные документы, которыми подтверждается ввод основного средства в эксплуатацию.
    Унифицированные первичные документы по учету основных средств утвержденны Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств":
    - Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) - унифицированная форма ОС-1;
    - Инвентарная карточка учета объекта основных средств - унифицированная форма ОС-6;
    - Инвентарная книга учета объекта основных средств - унифицированная форма ОС-6б.

Все эти формы должны быть закреплены в Учетной политике для целей налогообложения. Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ каждый налогоплательщик должен формировать учетную политику для целей налогообложения. И никаких исключений для индивидуальных предпринимателей в этом плане в Налоговом Кодексе не предусмотрено.

Итак, в Книге доходов и расходов мы отразили в равных суммах доход и расход. А как это все отразить в налоговой декларации? Ведь обязанность по уплате налога здесь не возникает?

А в налоговой декларации по УСН эти суммы отражать не надо. Но зато возникает необходимость заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль. Да, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль. Но в случае получения средств целевого финансирования они обязаны заполнить и представить в налоговую лист 07.

В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ получатели целевых средств обязаны по окончании налогового периода предоставить в налоговую инспекцию отчет о целевом использовании полученных средств. А этот отчет входит в состав декларации по налогу на прибыль (лист 07). Конечно, необходимо заполнить ещё и титульный лист. При этом эти два листа необходимо сдать именно в сроки, утвержденные для сдачи именно этой декларации - не позднее 28 марта 2012 года. Так как в соответствии со статьёй 285. "Налоговый период. Отчетный период" налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Если Вы этого не сделали своевременно, то это необходимо сделать сейчас.

Я постаралась максимально полно ответить на вопрос Елены. Но если вдруг у Вас остались какие-то вопросы, пишите в комментариях. Постараемся разобраться ещё глубже.

Распечатайте и отнесите мой ответ Вашему налоговому инспектору. Свои права надо отстаивать с Налоговым Кодексом в руках и со ссылкой на статьи, параграфы, пункты и абзацы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...