Краткая история здания Универмага AU PONT ROUGE. Торговый дом эсдерс и схейфальс

Не раз переносившееся открытие универмага Au Pont Rouge в историческом здании на углу Мойки и Гороховой состоялось. Запуская проект в разгар кризиса, владельцы не стали пересматривать концепцию в пользу более демократичной. А зря, считают эксперты.

Спустя три года после завершения реконструкции фасада «Торгового дома Эрдерса и Схефальса» на углу Мойки и Гороховой в нем заработал универмаг Au Pont Rouge. Чтобы избежать конкуренции с ДЛТ и другими продавцами премиальной и люксовой продукции, его владелец «БТК-Девелопмент» решил сделать упор на менее известные, но не менее дорогие, нишевые марки. В Москве аналогичная концепция принесла успех универмагу «Цветной», но эксперты предупреждают, что в Петербурге аудитория потенциальных покупателей довольно ограничена, а в разгар кризиса новому проекту придется особенно непросто.

Универмаг Au Pont Rouge встречает посетителей сверкающими латунью и полированным деревом интерьерами в стиле ар-деко. В зале играет расслабляющая музыка, деловито расхаживает человек десять консультантов.

Правда, посетителей меньше, чем продавцов. «Людей, действительно, пока заходит немного. Больше пока смотрят, но покупать тоже начинают понемногу», – делится впечатлениями девушка-консультант.

Универмаг Au Pont Rouge, что в переводе с французского означает «У Красного моста», начал работу в историческом здании на углу набережной Мойки и Гороховой улицы 18 июля. Поскольку открытие пришлось на конец сезона, его пришлось сразу начать с распродажи. Сейчас размер скидок на летнюю коллекцию достигает 50%. К примеру, платье, прежде стоившее 48 тысяч рублей, сейчас можно купить всего за 24 тысячи. В августе ретейлер обещает увеличить дисконт до 60%.

Универмаг вместо фабрики

Кто покупает «У красного моста»?

Здание в стиле модерн на углу Мойки и Гороховой было построено в 1907 году архитекторами Константином де Рошефором и Владимиром Липским для продавца готового платья «Эсдерс» и его российского партнера «Схефальс». В советское время дом утратил торговую функцию, зато сохранил модную направленность - здесь разместилась швейная фабрика имени Володарского. Однако в 2000-х «наследница» фабрики - «БТК Груп» - решила перестроить здание под торгово-деловой комплекс и вернуть ему исторический облик, в том числе знаменитый стеклянный купол со шпилем, демонтированный в советское время.

Реконструкция фасадов завершилась в 2012 году, однако открытие затянулось еще на три года. В частности, после того как появившийся неподалеку ДЛТ оттянул к себе часть люксовых брендов, в «БТК Груп» решили обойтись без арендаторов и самостоятельно развивать концепцию универмага с упором на нишевые дизайнерские марки.

Открытие уже в этом качестве было запланировано на осень 2014 года, но было отложено на год. Официальная причина – «не успели с отделкой». Впрочем, эксперты связывают это скорее с нестабильной экономической ситуацией. «Из-за резкого скачка курса и неуверенности в спросе многие инвестиционные проекты были заморожены», – комментирует руководитель Y Consalting Дарья Ядерная. Но учитывая объем уже вложенных средств (ранее проект оценивался в $100 млн. - Прим. ред. ), дальше ждать уже бессмысленно, добавляет эксперт.

Впрочем, пока для посетителей доступен только один этаж из семи. В этом году начнут работать еще два уровня. На втором, который будет оформлен в японском стиле, разместится косметический магазин Cosmotheca. Третий этаж, как и первый, также будет выполнен в стиле ар-деко. Туда переедет более дешевая одежда и обувь, тогда как более дорогая останется внизу. В дополнение к ней откроется цветочный бутик «Фея розы».

На седьмом этаже планируется запустить видовой ресторан, но это вряд ли перспектива этого года, говорят в компании. Впрочем, возможно, в ближайшее время в универмаге все же появится несколько кофейных операторов - надо же чем-то кормить посетителей.

Не как ДЛТ

Чтобы не повторять ассортимент уже присутствующих на рынке премиальных и люксовых игроков, команда Au Pont Rouge решила отказаться от продажи приевшихся петербургским модницам Armani, Versace и прочих Dolche&Gabbana и предложить более молодежные коллекции европейских, американских и азиатских дизайнеров.

Несмотря на кризис, общую концепцию и ценовое позиционирование универмага корректировать не стали. Сейчас в продаже представлены нишевые марки в диапазоне от 5 тысяч до 20 тысяч рублей за вещь (MSGM, Each x Other, Etre Cecile, T by Alexander Wang, Christopher Raeburn, Peter Pilotto, Y-3, Issey Miyake, Yohji Yamamoto, MM6 Maison Margiela, NO.21), а также люксовые Erdem, Toga, Isa Arfen, Simone Rocha, Ashley Williams, Marques Almeida, Victor&Rolf. Их стоимость начинается от 50 тысяч рублей без учета скидки. «Самое дорогое платье Erdem стоит 900 тысяч рублей, но оно представлено пока только в Интернете», – говорит генеральный директор Au Pont Rouge Денис Рыженко.

С ДЛТ ассортимент Au Pont Roug пересекается лишь на 10%, с Babochka на 30%. Бренды Bao Bao Issey Miyake и Sophia Webster - эксклюзивны в пределах Петербурга, то есть продаются только в этом универмаге. Марки GR80 и Bouchra Jarrar - эксклюзив российского масштаба.

Отечественной продукции в универмаге пока нет, но в октябре ретейлер обещает выставить одежду российского дизайнера - Гоши Рубчинского.

Впрочем, главное не бренд и национальность, а концептуальность той или иной вещи. Например, на полках Au Pont Rouge можно найти махровые купальники, туфли с пуховым опереньем, очки в форме губ и резиновые сандалии с крылышками а ля Гермес. За выбор отвечает фэшн-директор британка Кэролайн Грир, прежде работавшая в московском универмаге «Цветной».

«Впрочем, мы учитываем, что петербуржцы склонны одеваться стильно, но менее броско, чем москвичи. Они предпочитают более сдержанные и лаконичные марки», – говорит Денис Рыженко. Например, среди нишевых коллекций представлены черные или серые свитера и балахоны унисекс простого кроя.

Правда, потенциальными клиентами являются не только местные жители. Сейчас половину покупателей составляют иностранные туристы, преимущественно азиаты. В интернет-магазине заказывают жители других регионов.

Кризисный премиум

Участники рынка, опрошенные «Фонтанкой», отнеслись к новому проекту скептично. «Первое, от чего стали отказываться люди – необязательные траты, такие, как частые покупки новой одежды, обуви и аксессуаров. Сейчас все торговые центры, особенно новые, испытывают общие трудности – снижение покупательного спроса, сокращение среднего чека», – говорит Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге.

По словам Дарьи Ядерной, несмотря на то, что в кризис в первую очередь страдает средний ценовой сегмент, премиум в Северной столице чувствует себя также не слишком уверенно. «Снижение продаж в количественном выражении достигает 62% по сравнению с прошлым годом», – комментирует эксперт.

Такие покупательские настроения на фоне роста привязанных к валюте арендных ставок привели в частности к закрытию ретейлером Babochka бутика Armani в ТЦ «Гранд Палас» на Невском проспекте.

По мнению Дарьи Ядерной, Au Pont Rouge, несмотря на новую для Северной столицы концепцию, может столкнуться с нехваткой потенциальных клиентов. «Потенциальные покупатели премиальных дизайнерских марок в Петербурге есть, но их аудитории не хватит на целый семиэтажный универмаг», – говорит она. В том же «Цветном» в Москве есть бренды средней ценовой категории - косметика «Рив Гош», ювелирные украшения Uno de los 50, одежда Topshop.

По словам эксперта, в текущей экономической ситуации Au Pont Rouge было бы целесообразно пригласить их в качестве арендаторов. «Что касается дизайнерских вещей, то я вижу эти продажи скорее в Интернете, если вообще где-либо, так как дисперсный спрос можно удовлетворить только онлайн», – говорит она.

Впрочем, Михаил Рожко, напротив, считает, что привлечь арендаторов будет непросто. Уже работающие на рынке проекты Grand Palace и ДЛТ недозаполнены на 25-20% и 10% соответственно. «Чтобы «У Красного моста» заполнил пустующие площади, необходимо или уникальное конкурентное преимущество, но его по объективным причинам нет, или наличие спроса и перспективы роста покупательской активности, которых, по оптимистичному сценарию, не будет ещё в течение 7-8 месяцев», – заключает он.

Галина Бояркова,

В самом центре Санкт-Петербурга. Также это здание известно как торговый дом фирмы «Эсдерс и Схейфальс», а пожилые ленинградцы помнят его как швейную фабрику имени Володарского.

Кроме Красного моста, давшего название универмагу, в Петербурге есть еще Синий мост на Исаакиевской площади и Зеленый на пересечении Мойки с Невским проспектом .

История универмага у Красного моста началась в 1905 году, когда бельгийско-австрийский предприниматель Стефан Эсдерс (Stefan Esders) и его партнер и племянник из Нидерландов Карл Схефальс (Karl/Charles Scheefhals) приобрели здесь земельный участок. Вскоре они получили разрешение на строительство пятиэтажного здания с мансардой для размещения в нем большого магазина, получившего простое, но очень звучное название «Au Pont Rouge» - «У Красного моста».

В второй половине XIX века одежда в России, как правило, продавалась в лавках и на рынках, кроме того, появляются и первые специализированные магазины. Стефан Эсдерс, владеющий швейной фабрикой по пошиву мужской и женской одежды в Брюсселе, открыл несколько шикарных и просторных магазинов по продаже одежды сначала в Брюсселе , затем в Роттердаме и Вене, Вроцлаве и Париже . Это были универмаги, настоящие дворцы потребления, чистые, благоухающие, залитые светом галереи с наряженными манекенами в огромных витринах.

Кроме того, Стефан Эсдерс решил начать бизнес и в России и открыть большой магазин в Санкт-Петербурге на набережной Мойки .

Пятиэтажное здание с мансардой было построено по проекту петербургских архитекторов Константина Николаевича де Рошфора и Владимира Александровича Липского в 1906-1907 годах. Это был первый многоэтажный магазин в Санкт-Петербурге.

История здания универмага Au Pont Rouge («У Красного Моста») в его современном виде начинается с 1905 года, когда представители правления знаменитой бельгийско-голландской торговой фирмы «С.Эсдерс и К.Схейфальс», мирового поставщика готового женского и мужского платья, купили участок и угловой дом на набережной реки Мойки, д. 73, и Гороховой улице, д. 15.

В том же году бельгийско-австрийский предприниматель Стефан Эсдерс (Stefan Esders) и его партнер и племянник Карл Схефальс (Karl/Charles Scheefhals) из Нидерландов подали прошение о позволении им постройки пятиэтажного с мансардой здания для современного торгового дома.

Разрешение было получено, и в период 1906-1907 годов у Красного моста по проекту петербургских архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора возвели необычное строение торгового дома «С.Эсдерс и К.Схейфальс».

Стефан Эсдерс (1852-1920)

Красный мост. Вид квартала до постройки здания универмага «Эсдерс и Схейфальс» (1900г.)

Постройка здания, особенности декора

Основу спроектированного в стиле модерн здания составлял массивный металлический каркас весом в 70 000 пудов (1 147 тонн), идею которого Рошефор позаимствовал у недавно открывшегося здания компании «Зингер» на Невском проспекте, оригинального примера сочетания парижского и нью-йоркского стилей.

Однако здание на Мойке несколько скромнее, все пышные детали убраны наверх. Низ дома чем-то созвучен современной архитектуре, огромные прямоугольные окна и довольно узкие простенки. На четвертом этаже - оконные проемы с полукруглым завершением, на пятом - сдвоенные окна, а мансардный этаж украсили окнами подковообразной формы.

Над окнами четвертого этажа изображены кувшинки, на простенках - спускающиеся от медальонов гирлянды. Фасад со стороны реки Мойки завершается невысоким аттиком с именами владельцев.

Оригинальный срезанный угол дома создает впечатления плавного перехода от Гороховой улицы к набережной реки Мойки. Угол дома изначально венчал высокий кивер , ставший украшением Торгового дома «У Красного моста».

После завершения работ приемочная авторитетная комиссия отметила, что здание торгового коммерческого предприятия на угловом участке № 73/15 правого берега Мойки и Гороховой улицы полностью соответствует современным требованиям крупного торгового центра.

Вид набережных Мойки с Красного моста (1890-1900)

Источник: Iroshnikov M.P., Shelayev Y.B., Protsai L.A, Before the Revolution. St.Petersburg in Photographs: 1890-1914, Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York, Nauka Publishers, Leningrad, JV Smart, Leningrad, 1991

Первый многоэтажный магазин в России

Своей планировкой и удобным размещением торговых и демонстрационных залов, складских и офисных помещений здание полностью соответствовало стандартам лучших европейских универсальных магазинов начала ХХ века.

При этом здание стало первым в России многоэтажным магазином.

В течение десяти лет, до 1917 года Торговый дом на Мойке считался самым модным и богатым торговым предприятием, предлагавшим комфортные условия и широкий товарный ассортимент для состоятельных покупателей Петербурга. Это был шикарный, просторный, залитый светом grand magasin, где продавалось буквально все, от кружев и перчаток до манто и шляп.

Среди клиентов магазина были члены императорской семьи, включая императрицу Александру Федоровну, супругу Николая II.

Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» 1913 Источник: «Петербург сквозь столетие»,

Швейная фабрика

После Октябрьского переворота, покинутое владельцами здание пустовало полтора года, пока в июле 1919 года совет народного хозяйства Северного района Петрограда не вынес решение о передаче здания магазина Центральной швейной фабрике. В 1922 году этому ленинградскому производству присвоили имя советского комиссара В. Володарского, бывшего до революции портным.

В сентябре 1928 года цех пошива дамской одежды фабрики им. В. Володарского был выделен в самостоятельную фабрику «Большевичка», ставшую один из самых известных советских предприятий легкой промышленности.

В 1992 году предприятие преобразовано в ЗАО «Фабрика одежды Санкт-Петербург» (торговая марка FOSP).

Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» на Мойке.

Портной и закройщик снимают мерки с клиента (1908)

Река Мойка и Красный мост (1910-1913)

Существует несколько версий, почему шпиль здания был уничтожен в 1930-х годах. По одной из них, многие здания эпохи модерна и эклектики в Ленинграде лишились своих шпилей, так как они мешали прохождению телевизионного сигнала. По другой версии причиной сноса стали регулярные протечки. Также существовала версия демонтажа шпиля для придания лучшего внешнего вида Гороховой улице и Адмиралтейству.

В 1960-х годах был разобран и стеклянный купол (световой фонарь).

Стоит отметить, что также компанией «Эсдерс и Схейфальс» были построены здания во Вроцлаве, Вене, Брюсселе и Париже, однако, сохранить удалось только Петербургское и Парижское, в котором сейчас находится универмаг С&A.

Петроград. Патруль военно-революционного комитета на Красном мосту (1917)

Дом на углу Гороховой и Мойки привлекает внимание издали: огромный, в стиле модерн, с красиво подсвеченными стенами-витринами. Совсем скоро здесь закончится ремонт и откроется один из самых фешенебельных в городе торговых центров. Таким образом, дом снова станет тем, чем он был для петербуржцев сто лет назад.

Основатель универмага у Красного моста, Стефан Эсдерс, начинал в Брюсселе: он открыл там сначала швейную фабрику, а потом и универсальный магазин, чтобы сбывать произведенные товары. Дело быстро расширялось, и вскоре филиалы магазина появились в Вене, Роттердаме, Бреслау (Вроцлаве) и даже Париже. В 1904 году фирма вышла и на российский рынок. Управлять петербургским филиалом назначили Эсдерса-младшего, тоже Стефана, и его кузена Карла Схефальса.

О, "Эсдерс и Схефальс" был не просто магазином. Это был настоящий дворец, роскошный, фешенебельный, дорогой; там одевались исключительно статусные люди, а все остальные мечтали туда попасть (достаточно сказать, что одной из клиенток была императрица Александра Федоровна). "Эсдерс и Схефальс" отличался отменным ассортиментом лучших товаров со всего мира и европейским, внимательным сервисом. Вот как вспоминает об этом Лев Успенский в своих "Записках старого петербуржца":

«На Мойке я, от досады сутулясь и делая глупый вид, стоял перед гигантским тройным зеркалом. Совершенно равнодушный ко всяким одеяниям, я стремился воочию показать это миловидным, но презренным барышням, поворачивавшим меня так и сяк. Продавщица, легонько проведя у меня между лопатками нежной ручкой, дабы "придать линию", сделала экстатическое лицо:
— Как сидит, мадам?! Молодой человек — брат мадам?
Да, тогда умели обольщать покупательниц! За этого "брата" мама — умная, самостоятельная в суждениях женщина — могла взять в придачу и два таких костюма…»

К тому же торговый дом у Красного моста был одним из первых в Петербурге полноценных универмагов. Моллов, как сейчас бы сказали. Идея имела бешеный успех: действительно, гораздо удобнее купить все, что нужно, в одном здании, а не ездить за перчатками в один магазин, за зонтиком в другой, а за туфельками в третий, и примерять все это в просторных светлых залах, а не в тесных лавочках. Даже внешний вид дома, построенного петербургским архитектором де Рошфором, олицетворял собой новизну: стеклянный купол, угловая башенка, металлический каркас, почти целиком стеклянные стены. Скорее всего, архитектор подражал только что открытому здания компании "Зингер" - хотя здание универмага у Красного моста получилось все-таки поскромнее. Впрочем, в то время этот стиль в архитектуре - "чикагский", с металлическим каркасом и горизонтальными прямоугольниками окон - вообще был очень популярен.

Пришла революция, и в здании, в котором помимо универмага размещались швейные мастерские, открыли швейную фабрику. Впоследствии фабрика им. Володарского настолько расширилась, что пришлось открыть филиалы в Пскове, Великих Луках и Сланцах, а в 1928 году цех пошива женской одежды выделили в самостоятельную фабрику - знаменитую "Большевичку". Что до компаньонов Эсдерса и Схефальса, то второго в 1919 году арестовали прямо в доме у Красного моста - его квартира находилась на последнем этаже здания. Впрочем, по слухам, ему удалось откупиться от чекистов и благополучно вернуться на родину. Эсдерсу повезло больше - он уехал сразу.

Филиалы "Эсдерса" в других странах благополучно продолжали работать, но вот ведь какая ирония судьбы: все они на сегодняшний день не просто закрыты, а снесены. Так что универмаг у Красного моста - единственное сохранившееся напоминание о роскошной империи Эсдерса.

В начале 2000-х здание у Красного моста перешло к новому собственнику. Надо сказать, что компания "БТК Девелопмент" отнеслась к нему со всей ответственностью: здание, довольно сильно пострадавшее при "переквалификации" в фабрику (была разобрана угловая башня, ликвидирован световой фонарь, перекрыт атриум и т.д.), со всеми деталями восстановлено в первозданном виде. Даже надписи на фасадах - старинные, на "дореформенном" русском и французском языках.

Осталось в двух словах рассказать о том, что будет в здании у Красного моста по окончании ремонта. Последний этаж займут видовые рестораны - они откроются уже, возможно, в этом году. На других этажах разместятся торговая галерея класса "люкс", в цокольном этаже - продуктовый магазин премиум-класса. В соседних домах №77 и 79 будет деловой комплекс, ориентированный на крупные международные компании, а в доме №75 - дорогие апартаменты. Внизу - трехуровневый подземный паркинг. Когда универмаг наконец откроется, мы обязательно расскажем о нем

Покровитель путешественников и торговцев (а также воров) греческий бог Гермес, он же римский Меркурий, носил жезл кадуцей, который обладал волшебной силой примирять ссорящихся. Этот крылатый посох, обвитый с двух сторон змеями, также можно увидеть на эмблеме Федеральной таможенной службы России, которая имеет дело и с торговцами, и с путешественниками (а также с ворами).

Тот же жезл и был избран как символ Торгового Дома у Красного моста на углу Гороховой и набережной Мойки.


Дом строился постепенно и обрёл свою финальную форму в 1907 году, когда бельгийская фирма «Эсдерс и Схейфальс» решила открыть там свой филиал. С тех пор Дом у Красного моста и стал торговым, ведь бельгийцы занимались продажей мужской и женской одежды. Дом был обильно украшен штукатурным декором, а на фасаде крупными буквами красовались имена владельцев. Внутри же разместился магазин, получивший простое, но звучное название «Au pont rouge» - «У Красного моста». В Париже, Вене и Вроцлаве находятся братья этого Дома, такие же магазины фирмы «Эсдерс», каждый украшен своим куполом.


Как и многие другие прекрасные произведения архитектурного искусства, Дом у Красного моста в своё время пострадал от рук советского режима, лишился множества своих украшений, шпиля и купола. Однако назначние дома изменилось не сильно - там заработала Швейная фабрика им. В. Володарского. Через несколько лет она превратилась в фабрику «Большевичка», затем, в 1992 году - в ЗАО «Фабрика одежды Санкт-Петербург», и только недавно, после реставрации, дом опять занял «Au pont rouge», хотя название это скорее историческое, чем связанное с владельцами.


Теперь над зданием вновь высится шпиль, фасад вновь украшен именами исторических владельцев, а внутри снова работает магазин одежды. Правда, как говорят сами сотрудники, большой популярностью он пока не пользуется - очень уж роскошен сам магазин и его товары. Однако, независимо от этого, сам Торговый Дом у Красного моста является прекрасным украшением перекрестка, а кадуцей, парящий над городом, производит мистическое и вдохновляющее впечатление. Хочется верить, что самый хитрый и изворотливый греческий бог и правда присматривает за этим домом, а заодно и за всем городом.

Адрес: набережная реки Мойки дом 73-79

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...