Заочная экскурсия на водоем с презентацией. Экскурсия на водоем. Приспособления животных к жизни в воде

Мой конспект
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1 КЛАСС

МОЯ СТРАНА - УКРАИНА

УРОК 55 Экскурсия к водоему

Тема. Экскурсия к водоему

Цель: ознакомить учащихся с растительным и животным миром водоемов родного края; способствовать развитию наблюдательности, воображения; воспитывать бережное отношение к водоемам.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I . Организационный момент

II . Сообщение темы и цели экскурсии

Отгадайте загадку.

Стоит корыто, полное воды налито. (Озеро)

Какие водоемы есть в вашем городе или селе?

Инструктаж по технике безопасности во время пребывания у водоема

Вспомните: каковы правила поведения среди природы?

Сегодня мы будем наблюдать за растительным и животным миром водоема, вы узнаете больше интересного материала о водоемах родного края.

III . Проведение экскурсии

Проведем исследование водоема.

Осмотрите водоем. Где мы находимся?

Как называется водоем?

Рассмотрите берега. Какова форма ее берегов?

Что вы видите?

Какие растения растут на берегах водоема?

Какие деревья растут возле водоема?

Посмотрите на те растения, которые растут в водоеме.

Как вы думаете, почему они именно там растут? Назовите растения, которые вы узнали.

Рассмотрите «зеленые островки» вдали. Из чего они образованы? Так, они образованы из мелких растений.

Рассмотрим ряску. Она играет значительную роль в жизни водоема. Ряска впитывает углекислый газ и выделяет много кислорода, очищает воду стоячих водоемов. Еще это растение поедают водоплавающие птицы, ондатры, нутрии. А еще бывают «островки» из кувшинов желтых, стрелолиста обыкновенного и др.

Есть ли на поверхности водоема такие растения: кувшинка белая, кувшины желтые, ряска?

Понаблюдайте за животными водоема.

Какие животные живут на поверхности воды?

Кто увидел и может назвать насекомых?

Давайте понаблюдаем за водомірною. Как она движется? Почему ее так назвали? Кого она вам напоминает? Так, паука, который движется по поверхности озера, как на коньках. Какие у нее конечности? Окрас и почему?

Рассмотрите вертячку. На кого она похожа? Да, этот жук все время крутится. Движется вертячка значительно быстрее водомерки.

Каких насекомых чаще всего можно встретить над озером? Так, это разнообразные бабочки, которые являются украшением внешней среды. А что они здесь делают?

А сейчас перейдем в другое место справа, где меньше растительности, и попробуем понаблюдать за другими обитателями озера. За какими именно? Отгадайте!

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Имеет клешни и длинные усы,

Я и сам его боюсь;

Он щиплет, словно гусь,

Ну, а зовут щипаку... (рак).

В водоеме проживает;

Целый день песни поет.

Все зеленое это малышка,

Оно зовется... (лягушонок).

IV . Итог экскурсии

Где мы побывали на экскурсии?

Какие изменения в природе вы заметили?

Растительный мир водоема вы запомнили?

Назовите представителей животного мира водоема.

Каких насекомых и птиц можно встретить вблизи водоема?

Как нужно заботиться об охране жизни у озера?

Расскажите дома об экскурсии.

Приложение к уроку 55

Кроссворд «Украина»

1) Не дед, а седой.

Не спит, а стелется.

Укрывает землю и океан,

А зовут его... (туман).

2) Между берегов текла, текла,

Мороз окреп - под стекло легла. (Река)

3) Не стеклянный он, не из металла,

А прислушайтесь - звенит,

Роет землю он розталу

И к речке бежит. (Ручей)

4) Растет она вниз головой,

Растет она холодной зимой.

А только солнышко засияет -

Она заплачет и умирает. (Сосулька)

5) Красивая звезда снежно-белая

На мой рукав залетела, -

Пока нес ее сюда,

Стала каплей воды. (Снежинка)

6) Пушинкою бывает,

Бывает тучкой она,

Бывало, как стекло,

Хрупкая и твердая

Обычная, подскажите... (вода).


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа 2044»

127495 г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 165 Е, корп. 8

КОНСПЕКТ

Экскурсия

по образовательной области

«Познавательное развитие»

В подготовительной группе

Тема: «Экскурсия к водоему»

Подготовила: Ащепкова Елена Валентиновна

Воспитатель 1 категории

г. Москва

Интеграция образовательных областей : познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие.

Цель: познакомить детей с водными объектами природы и рассказать о проблеме их загрязнения.

Задачи:

1 . Обучающие:

«Познавательное развитие»

Объяснить, что вода – являясь одним из самых распространенных на Земле веществом, требует особой охраны, так как пресная вода – дефицитный ресурс;

Познакомить с основными источниками загрязнения вод;

Рассказать о типичных представителях фауны пруда .

«Речевое развитие»

Обогащать словарный запас, формировать связную речь;

«Социально-коммуникативное развитие»

Учить работать в группе, высказывать свое предположение (версию);

«Художественно-эстетическое»

Формировать эмоционально-эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту осеннего парка и пруда;

«Физическое развитие»

Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей.

2 . Развивающие :

Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы .

3 . Воспитательные :

Воспитание любви к природе, чувства доброго и бережного отношения ко всему живому. Воспитание бережного отношения к пресной воде.
Оборудование : пакет целлофановый, пластиковый стаканчик, детский памперс, пластиковая бутылка, картинки с предприятиями загрязняющую природу.

Вводная часть

Беседа начинается возле пруда.

Загадка.

Ребята, отгадайте загадку

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (речка)

Как называется водоём, который рядом с нами? (Пруд)

Чем отличается пруд от речки?(в пруду стоячая вода, нет течения)

Основная часть.

Пройти на смотровую площадку.

Как вы думаете, а вода в водоеме сейчас теплая или холодная? почему вода в пруду стала холодной? (Наступила осень, похолодало, и вода стала холодной)

А кто живет в пруду? (Разные рыбы, разные жучки, улитки, лягушки)

Лягушки относятся к классу земноводных, они могут жить и в воде и на земле.

А кожа, какая у них?

Дети: - Кожа лягушки холодная, мокрая, гладкая, голая, покрытая слизью.

Воспитатель:- Чем полезны лягушки?

Дети: - Они приносят большую пользу природе. За ночь они съедают целые кучи комаров, так же очищают воду.

Воспитатель: - Ребята, брать лягушек из природы к себе домой нельзя даже из жалости. Этим человек губит живое существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. В природе нет полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.

А почему лягушки сейчас не квакуют? (холодно, готовятся к зиме ищут места где пруд не промерзнет зимой, а это родники. Закапаются в ил и в спячку, температура тела снизится, обмен веществ снизится и лягушкам будет достаточно кислорода из воды, то есть кожей дышать)

Как вы думаете, почему водные растения опускаются на дно? (Чтобы не замёрзнуть)

Верно. Скоро наступит зима, и вода в пруду замёрзнет – превратится в лёд. Но в лёд превратится только поверхность пруда, а на самой глубине вода не замёрзнет и именно это поможет водным растениям перезимовать и не погибнуть.

Ребята, посмотрите, какой прозрачной стала вода в пруду. По её поверхности плывут листья, опавшие с деревьев. Посмотрите внимательно, что отражается в воде пруда? (Небо, облака)

Посмотрите, на берегу пруда лежит песок. Давайте его рассмотрим.

Рассмотрите песок. Что вы видите? Какой он? (Песчинки разного размера и разного цвета).

Потрогайте песок. Какой он на ощупь? (Холодный, влажный) Почему? (Осенью на улице холодно. Солнышко греет не так жарко, песок не нагревается. Часто идут дожди и поэтому песок влажный)

Если вы внимательно посмотрите, то увидите в песке обломки ракушек и мелкие камешки.

Перейти к площадке, где на берегу лежит мусор.

А что видите на поверхности воды? (плавает мусор)

Откуда мусор в воде, кто загрязняет водоемы? (человек, мы с вами. Бросаем мусор в воду или оставляем на берегу, моем машины, люди строят заводы и фабрики на берегах рек и потом сливают туда сточные воды. Ребята, а вы знаете если в воду попадет простое яблоко оно растворится в воде только через 2 месяца.

Бумажное полотенце 2-3 недели, банановая кожура -3-4 недели, шерстяной носок от 2 до 5 лет, бумажный пакет – 1 месяц, окурок – 10-12 лет, пенопластиковый стакан 50 лет, пластиковая бутылка 450 лет, памперс -500 лет, пластиковый пакет до от 200 -1000лет. И что будет с водоемом если будем оставлять на берегу мусор? Ветер сдует мусор с берега. А можно мусор закапывать в землю?

А мы можем с вами жить без воды?

Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. Людям требуется очень много воды. Подумайте и скажите, кто еще не может жить без воды?

Рыбам нужна вода, они в ней живут, растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)

Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека, всему живому. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров . Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. Для этого мы пользуемся водопроводной водой. А чтобы получить такую чистую воду, люди затрачивают много сил. На заводах и фабриках стоят большие очистительные сооружения. А теперь послушайте стихотворение.

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет -

И нет водицы - нет, нет, нет.

Воспитатель задает детям вопросы:

Как вы думаете, почему иссяк родник, мелеют реки и моря?

Почему воду надо беречь?

Как мы с вами можем ее сберечь?

Ответы детей (воспитатель добивается от детей развернутых ответов).

Воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Никогда не бросать мусор в реку, озеро и другие водоемы на отдыхе

Не лить понапрасну воду и др.

Подвижная игра «Цапли и лягушки»

По считалке или по жребию выбирается водящий или ловишка - это будет «Цапля». Оставшиеся игроки считаются «лягушками». Ловишка-цапля становится в центре, лягушки-игроки становятся вокруг цапли в круг.

Игроки ходят хороводом вокруг Цапли и произносят слова песенки:

Идёт, идёт охота, заквакало болото,

Лягушки удирают

Со всех зелёных лап.

Им вовсе неохота,

Им страшно неохота,

Чтоб цапля их зацапала,

Цап! Цап! Цап!

После слов «цап, цап, цап!» все игроки «лягушки» разбегаются, а «цапля» их ловит. Последний пойманный самый ловкий лягушонок становится водящим - «Цаплей» и игра продолжается.

Заключительная часть.

Наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте, вспомним правила по сохранению воды, а также правила поведения людей у воды.


ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЭКСКУРСИИ

«ЖИЗНЬ ВОДОЕМА КАК ЭКОСИСТЕМЫ»

Учитель биологии Овчинникова И.П.

Курск – 2017г.

Тема «Жизнь водоема как экосистемы» в работе экокружка «Земля – наш дом» для учащихся 5-7 классов изучается в ходе 2 теоретических и 6 практических часов, включающих в себя: обсуждение маршрута, зарисовку схемы маршрута; подготовку к индивидуальным заданиям; меры безопасности при работе вблизи воды и 2 экскурсии на реку Тускарь; обработка исследуемых данных, выводы об экологическом состоянии водоема.

Занятие 1. «Подготовка к экскурсии на водоем»(2ч).

Цели : актуализировать знания учащихся о воде как о среде жизни растительных и животных организмов, подготовить ребят к работе в группах по заданиям, обсудить маршрут предстоящей экскурсии на реку Тускарь вверх по течению, изучить меры безопасности при работе вблизи воды.

Тип занятия : обобщение темы «Вода – важнейший компонент окружающей среды».

Методы и приемы : рассказ, беседа, экскурсионные инструкции.

Оборудование: полевые дневники, схема маршрута, определители пресноводных беспозвоночных и атласы-определители растений, инструкции.

Ход занятия

Организация учащихся на работу.

Повторение изученного материала.

Вода как среда обитания обладает рядом свойств, имеющих прямое отношение к жизни водных обитателей. Вспомните, какие свойства мы характеризовали на прошлом занятии «Удивительная вода»?

Теплоемкость;

Вода прозрачна, пропускает свет, необходимый для жизни организмов;

Незначительная теплопроводность;

Способность расширяться при замерзании;

Вода – растворитель твердых и газообразных веществ (органических, минеральных, кислорода, углекислого газа);

В пресных водоемах реакция воды обычно нейтральная (рН=7);

Температура водоема всегда положительна;

Лед всегда располагается на поверхности воды, что обеспечивает активную жизнь ее обитателям и в зимнее время.

Переход к изучению нового материала.

Действительно, благодаря таким особенностям, водная среда жизни обладает большим разнообразием растительного и животного мира. На следующих занятиях мы совершим экскурсии вверх по правому берегу реки Тускарь от эколого-биологического центра к поселку «Светлый».

На примере Тускари мы изучим основные компоненты пресноводной экосистемы, учитывая абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Мы разделимся на три рабочих группы по 4 человека в каждой:

    Ботаники («Исследователи растений»);

    Зоологи («Исследователи животных»);

    Гидрологи («Исследователи реки»).

Исследователи растений будут изучать растительность как саму по себе, так и в связи с животным миром водоема, ведь растения обеспечивают животных пищей и убежищем.

С удалением от берега изменяются условия обитания (например, глубина, скорость течения) и, соответственно, растительность. Вдоль берегов образуются зоны растительности. На берегу встречаются относительно устойчивые к высыханию грунта болотные растения (например, лабазник, осока). Водные растения делят на 4 группы. (Демонстрация иллюстраций).

У самого берега поселяются воздушно-водные растения , корни которых находятся в покрытом водой грунте, а листья и цветоносы располагаются высоко над поверхностью воды (например, рогоз, тростник, касатик).

В тех местах, где свет достигает дна, обитают полностью погруженные растения , корни которых закреплены в грунте водоема, листья располагаются под водой, а цветоносы могут приподниматься над водой (например, элодея канадская, роголистник, шелковник).

Есть и свободно плавающие растения , корни которых погружены в воду, но не касаются дна (например, ряска, телорез).

Воздушно-водные растения

К воздушно-водным растениям относятся настоящие водные растения, такие как тростник, рогоз, касатик и растения, устойчивые к некоторому пересыханию, как например, частуха и водная мята. Кроме того, наземные растения, корни которых устойчивы к повышенной влажности, например, ива, вербейник, ольха, могут вести и образ жизни воздушно-водных растений. Каждое растение приспособлено к определенным условиям и живет на характерной для него глубине. Поэтому часто можно наблюдать зональное распределение растений – изменение видового состава с увеличением глубины и расстояния от берега.

Вокруг нижней части стеблей таких растений как рогоз, касатик, ежеголовник накапливается толстый слой ила, содержание кислорода в котором очень низкое. Для снабжения корневой системы кислородом в стеблях растений формируется губчатая ткань, которая содержит множество полостей, позволяющих воздуху проникать ниже уровня воды внутри стебля. Именно из-за наличия губчатой ткани сорванные стебли этих растений не тонут.

Погруженные растения

Погруженные растения делят на 2 группы: полностью погруженные и растения, у которых листья и цветки плавают на поверхности воды. Глубина, на которой укореняются погруженные растения, зависит от проникновения света. В мутной воде растения встречаются только на мелководье.

Свободно плавающие пресноводные растения

Обычно они небольшого размера. Рассмотрим ряску, вам наверняка она встречалась. Растение имеет форму зонтика. Верхняя часть плавающей на поверхности воды пластинки образует ткань, наполненную воздухом - аэренхиму. Если волны переворачивают ряску, то воздух, насыщающий аэренхиму, позволяет растению как Ваньке-встаньке возвращаться в исходное положение.

При благоприятных условиях ряска очень быстро размножается. Она способна покрыть всю поверхность водоема, - и пруд или озеро становятся похожими на луг. В проточной воде ряска встречается на участках с медленным течением, среди более крупных растений.

Ряска трехдольная приспособлена к обитанию под поверхностью воды. Следовательно, в водоемах можно обнаружить несколько слоев свободно плавающих растений.

Водоросли

Помимо высших растений водная растительность включает водоросли – низшие растения, тело которых (таллом) не разделяется на листья, стебли и корни. Одни водоросли прикрепляются ко дну, субстратом для других служат другие растения.

В конце лета на водных растениях можно заметить коричневатую слизь. Это покров из эпифитных (т.е. живущих на других растениях) микроводорослей. Если налет стереть – обнаружится зеленая поверхность. Эпифитные водоросли уменьшают доступ света к поверхности растений и затрудняют фотосинтез.

Растительноядные животные, обитающие в зарослях водных растений, чаще всего питаются именно эпифитными водорослями. Поедая покров из водорослей, они облегчают попадание света на листья растений.

Планктонные водоросли или фитопланктон свободно «парят» в толще воды и служат пищей для зоопланктона , т.е. «парящих» в воде мельчайших животных, например, дафний. В конце весны и летом вследствие повышения температуры и при наличии в воде большого количества питательных веществ создаются благоприятные условия для интенсивного развития одноклеточных планктонных водорослей. Вода начинает цвести: становится маслянистой, прозрачность уменьшается, поверхность водоема может приобрести цвет горохового супа. Цветение воды особенно характерно для мелких застойных водохранилищ и прудов, в которых разводят уток, или расположенных вблизи животноводческих ферм.

Многие животные и погруженные растения не выживают в цветущих водоемах. Подумайте, почему?

Исследователи животного мира , готовьтесь к изучению характерных приспособлений живых существ к водной среде обитания.

По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки . Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. Здесь же можно встретить и ногохвосток – это мелкие бескрылые насекомые, прыгающие по поверхности воды и питающиеся детритом (мертвым органическим веществом), который оседает на поверхности.

В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, водяные пауки, растительноядные головастики лягушек, дафнии, прудовик , разные виды рыб. К «мирным» рыбам относится, например, карась . Он питается личинками насекомых, растениями. К хищным рыбам относятся окунь, щука.

На дне обитают кольчатые черви (трубочник ), питающиеся детритом, пиявки, нимфы равнокрылых и разнокрылых стрекоз, нимфы поденок, перловица и беззубка – двустворчатые моллюски, питающиеся за счет фильтрации.

Обитают на дне чистых водоемов и раки, по типу питания хищники и детритоядные.

Живут в пресном водоеме и млекопитающие – бобр, выдра . Жизнь многих птиц – уток, цапель, аистов – тоже связана с водоемами.

Когда растения и животные водоема умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мертвые остатки перегнивают, разрушаются, из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения.

Вместе с группировками высшей водной растительности животные организмы образуют речные экосистемы, которые во многом подобны наземным, за исключением одного обстоятельства – их существование и развитие жестко контролируется русловыми процессами. Прохождение катастрофически сильной волны паводка или наоборот отделение старицы от основного русла могут привести к практически полному перерождению экосистемы – смене субстрата, проточности, доминант сообществ водных растений и всего животного «населения».

Приспособление животных к жизни в водной среде

Дыхание

Всем животным необходим кислород. Пресноводные животные поглощают кислород различными способами.

1. Через покровы тела. Растворенный в воде кислород проходит непосредственно в те участки организма, где он необходим. В этом процессе не участвует кровеносная система, поэтому такой способ пригоден для мелких животных (таких как гидра) или плоских животных с большой поверхностью тела (например, плоских червей). Более крупным животным (пиявки, кольчатые черви) переносить по организму поглощенный из воды кислород помогает кровеносная система, Брюхоногие моллюски также усваивают растворенный в воде кислород поверхностью тела, однако, используют для дыхания и кислород воздуха.

2. Жабры. Жабры – органы, через которые кислород попадает в организм. Несмотря на различие в расположении и форме жабр у разных животных, общим для этих органов является:

Большая площадь поверхности;

Тонкие покровы, позволяющие кислороду легко проникать внутрь;

Развитая кровеносная система.

Жабры имеют нимфы поденок и равнокрылых стрекоз , бокоплавы и личинки ручейников . Ребята, постарайтесь найти жабры у перечисленных животных, используя рисунки определителя.

3 Дыхательные отверстия . Наземные насекомые дышат через отверстия, расположенные на каждом сегменте тела (дыхальца или стигмы). У большинства водных насекомых они способны закрываться. У некоторых водных беспозвоночных (водяной скорпион, «крыска») последний сегмент преобразуется в длинный «хвост» - дыхательную трубку, которая, достигая поверхности воды, позволяет насекомому дышать, находясь в воде или иле, и не зависеть от низкого содержания кислорода в стоячих или загрязненных водах.

4 « Акваланги ». Тело водяных жуков , гладышей и водяных пауков покрыто волосками, с помощью которых удерживаются пузырьки воздуха. Эти животные берут над поверхностью воды запас воздушных пузырьков; стигмы открываются внутрь их. Высшие беспозвоночные, использующие такие «акваланги», выглядят серебристыми из-за пузырьков воздуха, окутывающих тело.

Плавать и не тонуть

Мелкие легкие беспозвоночные, например, дафнии и циклопы, не тонут в воде. Более крупные беспозвоночные имеют приспособления для повышения плавучести. Так, личинки перистоусого комара имеют воздушные мешки, которые позволяют им плыть по течению. Пузырьки воздуха, которые водяные жуки и гладыши таскают с собой для дыхания, помогают им также держаться на плаву.

Движение и течение

Поскольку сила трения в воде больше, чем в воздухе, двигаться в воде труднее, чем на суше. Для облегчения движения в водной среде животное должно иметь обтекаемую форму тела. Наиболее обтекаемую форму имеют организмы, способные к активному плаванию или обитающие в проточных водоемах, где приходится противостоять току воды. Менее обтекаемы обитатели дна (сравните жука-плавунца и водяного ослика). Многие животные (например, планарии и нимфы поденок) имеют очень плоскую форму, что позволяет им передвигаться по самому дну, где скорость течения вследствие трения наименьшая. Похожим образом приспособлена к течению и речная чашечка: форма ее раковины такова, что поток воды обтекает этих моллюсков, не отрывая их от субстрата, к которому они прикрепляются.

Развитие водных беспозвоночных

Жизненные циклы

Можно ли будет определить возраст животных, обнаруженных вами в пробах? Если дело касается насекомых, то можно определить, имеете ли вы дело с взрослым животным или особью, находящейся на более ранней фазе развития – нимфой или личинкой .

Нимфы превращаются непосредственно во взрослых насекомых. Они и внешне похожи на взрослых особей. К насекомым, проходящим в развитии фазу нимфы , относятся, например, кузнечики, клопы, стрекозы, веснянки , поденки .

Нимфа Взрослое насекомое

Яйцо

Личинки внешне не имеют сходства с взрослыми насекомыми. Чтобы превратиться во взрослое насекомое, личинке надо пройти фазу куколки . Окуклившись, насекомое перестраивает все ткани организма, а из куколки выходит взрослая особь. Так, например, гусеница превращается в бабочку. Фазы личинки и куколки есть у жуков, ручейников, комаров. (Мотыль, на который рыбаки ловят рыбу, представляет собой личинку комара-звонца.)

куколка

личинка взрослое насекомое

яйцо

Рост и размножение

Все членистоногие в процессе роста линяют, заменяя нерастущий хитиновый покров на новый, большего размера. Обычно личинки и нимфы линяют пять раз, проходя 5 стадий развития (стадия называется возрастом). Бокоплавы же могут иметь до 15 личиночных стадий. Взрослое насекомое не растет. Следовательно, маленькие жуки никогда не станут большими: маленькие и большие взрослые особи относятся к разным видам.

Скорость роста нимф и личинок зависит от температуры и обеспеченности пищей. Процесс роста может быть очень длительным. Так, стадия нимфы у разнокрылых стрекоз занимает 4-5 лет. А взрослое крылатое насекомое может наслаждаться полетом не более месяца. Главное предназначение взрослой особи – спариться и отложить яйца. Для этого большинство зрелых насекомых остро нуждаются в пище – потому - то комары так настойчиво пытаются вас укусить. Самкам комара необходима кровь для того, чтобы в ее организме начали развиваться яйца.

Особенности роста и размножения во многом определяют характер поведения водных беспозвоночных. Например, перед спариванием самец бокоплава должен запастись терпением и подождать, пока самка подрастет и скинет хитиновые покровы тела. Обычно, найдя самку, самец не покидает ее до линьки. Вот почему часто можно найти бокоплавов, соединившихся друг с другом.

Многие пресноводные, например прудовики, - гермафродиты, т.е. одновременно и самки, и самцы. Некоторые из них могут размножаться в одиночку, без партнера противоположного пола. А планарии размножаются бесполо: делением.

(Работа учащихся с атласами - определителями, иллюстрациями).

Группа «гидрологи» будет изучать скорость течения, ширину водоема, дно реки, физические и химические свойства воды; оценят и опишут экологическое состояние водоема, исходя из результатов собственных исследований.

Всем группам будут даны карточки с заданиями. Пробы воды и сбор ботанико-зоологического материала мы будем осуществлять в трех характерных местах водоема. Обратите внимание на схему маршрута экскурсии. Зарисуйте ее себе в полевые дневники.

От эколого-биологического центра мы проследуем вверх по правобережной стороне против течения реки Тускарь до поселка «Светлый». По пути зайдем на родник, изучим на предмет замусоренности территорию стихийного пляжа, обратим внимание на состояние реки вблизи поселка «Светлый».

(Схема маршрута прилагается)

Теперь давайте повторим правила безопасного поведения на водоемах , известные вам:

    Никогда не отправляйся к реке один;

    Четко выполняй указания учителя;

    Никогда не пей воду из водоемов;

    Все организмы, которые ты взял для изучения, должны быть осторожно возвращены на прежнее место;

    Не забывай о личной безопасности: не срывай, не нюхай незнакомые растения, не ешь незнакомые растения, плоды, грибы (они могут оказаться ядовитыми); не трогай незнакомых животных (они могут оказаться опасными);

    Выбирая участки для исследований, промерьте шестом глубину вблизи берега. Будьте осторожны!

    После отбора проб и перед едой мойте руки. Обязательно берите с собой чистую воду, мыло и антисептические средства (мирамистин).

    Не трите глаза мокрыми руками.

    Захватите с собой немного еды и воды для питья.

    Возьми мешок для мусора и унеси с собой все чуждые природе предметы.

До встречи завтра на экскурсии! Экипировка соответственно погоде.

Занятие – экскурсия «Жизнь водоема как экосистемы» (4ч)

Тип занятия : экскурсия с элементами исследовательской деятельности.

Место проведения : Россия, г. Курск, правобережная пойма реки Тускарь от Вакулиной дачи (эколого-биологического центра) до поселка «Светлый».

Цель занятия : исследовать пресноводный водоем как среду для жизни биоты, познакомиться с разнообразием пресноводных обитателей флоры и фауны.

Методы : отбор проб воды, определение представителей животного и растительного мира по атласам, фотографирование живой и неживой природы, визуальные наблюдения, работа по методикам определения скорости течения, прозрачности, кислотности воды.

Оборудование : 6 прозрачных пластиковых банок, водные сачки, кювета, лакмусовая бумага, спиртовые термометры, лупы, пакеты и ножницы для сбора растений, часы с секундной стрелкой, полевые дневники, ручки, бланки карточек-заданий с вопросами и местом для ответов, белые листы бумаги, атласы – определители растений и животных, мешки для мусора, перчатки, фотоаппарат.

Ход занятия

Цель нашей экскурсии на реку Тускарь – изучение пресноводного водоема как экосистемы.

Повторим правила безопасного поведения у водоема.

Перед началом работы разобъемся на группы по 4 человека: гидрологи, ботаники и зоологи. Задания на карточках «Жизнь водоема как экосистемы» выполняются совместно. Для каждой группы выделяется оборудование, выдаются карточки-задания.

Река Тускарь – третий по величине приток Сейма. Ее длина 108 км. Она относится к бассейну Днепра, протекает по территории равнины и относится к равнинному типу. Особенностью режима реки является весеннее половодье.

Название реки ученые связывают с животными турами, будто бы водившимися на берегах этой реки, есть и другие версии – от слова «тусклый», или же от финского слова, означающего «лесистый берег», или «лесистый остров».

Испокон веков Тускарь служила человеку как источник пищи и как транспортный путь. Она является постоянным природным объектом. Вместе с окружающей флорой влияет Тускарь на создание местного климата: воздух свеж и богат кислородом, особенно по утрам.

Задания для учащихся

Карточка «Жизнь водоема как экосистемы »

    Название водоема

    Местонахождение водоема

    Дата и время наблюдения

    Температура воздуха (для измерения температуры держи термометр в вытянутой руке над водой в течение 3-х минут).

    Температура воды ( для измерения температуры держи термометр на глубине около 10 см в течение 3-х минут).

Группа «гидрологи»

1 . Ширина водоема (оцени на глаз).

2. Скорость течения реки ( брось приметную палочку или лист бумаги, свернутый в комок, заметь место (положи камень) и засеки время; иди за палочкой вдоль берега и следи за часами; через 10 секунд положи на берегу еще один камень; сосчитай число шагов между камнями; запиши, сколько шагов получилось; умножь на длину шага и запиши результат; а теперь раздели на 10 секунд – это и будет скорость течения реки в м/сек.

3. Опиши дно реки (Ил, глина, песок (размер частиц – менее 1мм), гравий(1-10 мм), галька (1-10см), камни (больше 10 см)).

4. Отметь, что наблюдаешь на дне

Дно чистое, на дне коряги, ветки, листья, мусор.

5. Отметь внешний вид воды, подчеркни, что наблюдаешь.

Вода чистая, грязная, на поверхности мусор, пена, радужные пятна от бензина и масел.

    Запиши свойства воды и подчеркни нужный ответ

    Вода: прозрачная, мутная

    Цвет: серый, зеленоватый

    Запах: травяной, рыбный, гнилостный, нефтяной, ржавый, торфяной

    рНсреды:

    Оцени экологическое состояние водоема, исходя из результатов собственных исследований (задания 4-10).

Возьмем пробы воды в лабораторию для продолжения исследования ее абиотических факторов.

Группа « ботаники»

Используя атласы-определители и результаты своих наблюдений, укажи:

1.Какие растения живут в условиях избыточного увлажнения, образуя заросли

(учащиеся должны отметить тростник, камыш, рогоз, черемуху, ольху и т.д.)

2. Какие растения имеют плавающие листья и побеги

(учащиеся должны отметить ряску, многокоренник, кувшинку, кубышку и т.д.)

3 Какие растения полностью погружены в воду

( ученики должны отметить элодею или водяную чуму, пузырчатку, водоросли (например, хару) и т.д.).

Группа «зоологи»

Используя методику сбора животных с помощью сачка в водоемах и атласы-определители, исследуй обитателей поверхности, толщи, дна водоема.

Сбор животных - гораздо более трудоемкий процесс, чем сбор растений, в основном потому, что животные перемещаются и прячутся, причем, зачастую очень быстро!

Оборудование

Основное оборудование для отлова животных - сачок, а для сортировки, отделения от ила и растительности - кювета.

Сачок предпочтителен с диаметром кольца около 25 см. Проволока, из которой он сделан, не должна гнуться, чтобы сачком можно было интенсивно водить в воде. Предпочтительный размер ячеи сетки - не более 1 мм. При исследовании небольших мелких прудов удобно пользоваться пластиковым кухонным ситом.

Кюветы с дном белого цвета, используемые в медицинских учреждениях, просто бесценны для сортировки проб водных беспозвоночных. Животных в ней удобно рассматривать и ловить. Кроме того, для наблюдения животных, разбора и сортировки проб удобно использовать фотографические кюветы или глубокие тарелки.

Прочее оборудование. При разборе проб пригодятся стеклянные байки, чтобы помещать в них пойманных беспозвоночных, а также ложки, пинцеты и широконосые пипетки, чтобы ловить животных. Для определения организмов необходима лупа с десятикратным увеличением. Как дополнительное оборудование можно использовать бинокуляр (или микроскоп) и чашки Петри для помещения животных под бинокуляр. Для записи описания места отбора проб, значений исследуемых величин, зарисовок понадобятся полевой блокнот и карандаш (чтобы не промокли, держите их в пластиковом пакете).

Всех животных необходимо как можно быстрее возвратить в места их обитания!

Отбор проб

Отбор проб в водоемах

Каждый участок исследуется и течение равных промежутков времени, на одной и той же глубине, на одном и том же расстоянии от берега. Движения сачком осуществляют с постоянной интенсивностью. Водите сачком энергично - так легче поддерживать одинаковую интенсивность движений, а пойманные животные не уплывут из сачка. На каждую пробу понадобится от 30 до 60 секунд при изучения биотопов к пределах одного пруда и 3-5 минут для сравнения сообществ организмов в разных водоемах. Это время можно разделить на интервалы, чтобы освобождать сачок по мере накопления улова.

Старайтесь как можно аккуратнее вести себя на обследуемом участке, чтобы не вспугнуть животных и не замутить воду.

Отбор проб в водотоках

В реках нет необходимости водить сачком: за вас работает течение. Уприте кольцо сачка в дно и держите вертикально так, чтобы конусная сетка наполнилась водой. Если теперь перед сачком чуть выше по течению взмутить грунт, то потревоженные животные будут стараться скрыться, чтобы избежать опасности, и течение принесет их прямо в сачок. Обычно грунт ворошат палкой или ногой в течение 30 с или 1 мин. Образец речной фауны, отобранный таким образом и сам метод называются кик- проба.

Сбор животных, ведущих неподвижный образ жизни

Отлов сачком не позволяет составить полное представление о составе фауны исследуемого участка водного объекта. Ведь, скорее всего, в сачок попадут лишь планктон, плавающие и не прикрепленные к грунту или растениям беспозвоночные. Многие организмы, прочно закрепляющиеся на камнях и растениях (перифитон), не покинут свое убежище. Их реакция па беспокойство - замирание.

Если вы заинтересованы в сборе перифитона, выньте из воды и внимательно осмотрите несколько небольших камней: на них могут быть прикрепленные организмы. Количественные данные о численности животных можно получить, обследовав несколько камней на исследуемом участке.

Разбор проб

Сразу же после отбора проб необходимо рассортировать собранный материал. В сачок, скорее всего, попадет много листьев, камней и, видимо, совсем немного животных. Чтобы избавиться от мельчайших частиц грунта, приподнимите горловину сачка над поверхностью и несколько раз поводите сеткой сачка в воде. Следите, чтобы горловина не опускалось в воду, иначе пойманных животных сможет смыть.

Н ачните разбор собранного материала: налейте в кювету воды так, чтобы ее слой составлял примерно 1 см. Осторожно вывернув сачок наизнанку, поместите его содержимое в воду. Бережно, стараясь не повредить хрупкие организмы беспозвоночных. Промойте сачок в кювете, чтобы смыть всех зацепившихся за него животных. Тщательно проверьте сетку - не осталось ли в ней животных? Если объем пробы велик, и кювета может переполниться, разделите пробу на части. Однако следите, чтобы проба не высыхала и постоянно находилась в воде.

Поставьте кювету на ровное место. Удалите крупные камешки, пустые раковины, кусочки растений, проверяя, не осталось ли на них животных. Разбирайте материал систематично, постепенно перемещая животных на одну сторону кюветы и оставляя ненужный промеренный материал на другой стороне.

    Обитатели поверхности воды

(например, водомерка, головастик, лягушачья икра)

    Обитатели толщи воды

(например, дафния, карась, жук-плавунец, прудовик)

    Обитатели дна

(личинка стрекозы, перловица, например)

Для изучения под микроскопом в лаборатории некоторых видов животных, возьмем с собой пробы воды.

Подводя итоги экскурсии , каждая группа зачитывает результаты своей работы. Исходя из всего исследуемого, необходимо отметить, что водоем является природным сообществом (экологической системой), состоящим из совокупности растений и животных (включая микроорганизмы), тесно связанных не только между собой, но и с неживой природой (свет, температура, давление, соленость, степень насыщения воды растворенным кислородом).

Особое внимание уделим заданию 11 у гидрологов. Если водоем нуждается в защите, принимаются предложения детей по способам практического улучшения его экологического состояния: уборка мусора (работу проводить в перчатках), изготовление и развешивание аншлагов и экологических знаков, подготовка заметки в школьную стенгазету или сообщение родителям об экологическом состоянии водоема.

Отмечаем наиболее активных исследователей.

На следующем занятии мы будем производить анализ и обработку результатов, составление отчета об экскурсии. Для привлечения внимания взрослых и детей к экологическому состоянию водоема, можно нарисовать плакат «Водоем нуждается в охране».

Занятие – анализ и обработка собранного материала на экскурсии «Жизнь водоема как экосистемы»(2ч)

Тип занятия: обобщение изучения природного сообщества пресного водоема.

Методы: работа с микроскопами, изучение качества проб воды, составление отчета об экскурсии.

Оборудование: пробы воды с трех участков водоема, микроскопы, лупы, лакмусовые индикаторы, атласы-определители, полевые дневники, заполненные карточки-задания, фотографии.

Цель: научить школьников оценивать экологическое состояние реки Тускарь, исходя из результатов собственных исследований в ходе экскурсии и на занятии.

Ход занятия

    Знакомство детей с целью занятия.

    Обсуждение и запись всеми участниками экскурсии в полевые дневники результаты групповых исследований.

Река Тускарь равнинного типа, изучалась нами по правобережью от эколого-биологического центра до поселка «Светлый» вверх против течения.

Наблюдения проводились 17.07.08. с 11до 15 часов на трех заранее выбранных участках:

Первый участок – у родника, напротив ЭБЦ;

Второй участок – «быстринка», характеризующийся быстрым течением на изгибе реки;

Третий участок – у подвесного моста, в районе поселка «Светлый».

Температура воздуха 27 С;

Температура воды Т ср.= 20 С+ 18 С +22 С/ 3 = 20 С.

Отчет «гидрологов»:

1.Ширина водоема Ш ср.= 28(ш1)+27(ш2)+30(ш3)/3=28,3 м.

2. Скорость течения реки S ср. = 0,2+0,4+0,2/3=0,26 м/с.

3. Дно 1участка – ил, песок, глубже – мергель;

Дно 2 участка – мергель и песок;

Дно 3 участка – ил, песок, глубже – мергель.

4.На дне 1 участка – листья, ветки, коряги;

На дне 2 участка –мергель;

На дне 3 участка – листья, ветки.

5.Внешний вид воды: 1 участка – на поверхности мусор (пакеты, пластиковые бутылки); 2 участка – вода чистая; 3 участка – без пены и радужных пятен от бензина и масел.

6. Свойства воды:

7.Цвет воды на всех трех участках зеленоватый, значит, происходит «цветение» воды – бурное развитие микроскопических водорослей, вызванное избытком органических веществ (в том числе, вследствие загрязнения).

8. В лаборатории в бесцветных бутылках с пробами, взятых на 3-х участках, отрезали верхние части бутылок и получились цилиндры для определения прозрачности воды. Поставили цилиндры на нарисованный круг. Тщательно перемешали воду, перелили ее в цилиндры так, что высота столба воды составляла 20 см. Дали пробам отстояться 15 мин. Внимательно рассмотрели кружок сверху через слой воды; в пробах №1 и №3 могли различить 3 заштрихованных овала на 3-м и 4-м секторах. А в пробе №2 различили все сектора. При изучении микропрепаратов с каплями воды из всех 3-х проб, под микроскопом были обнаружены части водорослей, крупинки мути. Вода слабо мутная.

9. Запах рыбный во всех трех пробах.

10. Кислотно-основные свойства воды (рН).

Для определения кислотности проб из водоема использовалась индикаторная лакмусовая бумага. Лакмусовая бумага изменяет свой цвет от темно-синего до темно-красного. После ее погружения в исследуемую воду, изменившийся цвет полоски лакмусовой бумаги быстро сравнили с цветом эталонной рН шкалы, которая имеет деление от 0 до 14.

Известно, что величина рН ниже 5,5 и выше 8,5 говорит о неблагоприятных условиях для жизни водных организмов.

Как правило, воды природных водоемов имеют рН в пределах от 6,5 до 7,5, т.е., близка к нейтральной.

С помощью лакмусовой бумаги юннаты по эталонной рН шкале определили кислотность проб воды (около 7).

Для более точных данных при определении кислотности, пробы в день забора воды были доставлены в химическую лабораторию института защиты почв от эрозии, т.к. эколого-биологический центр не располагает рН-метром (иономер универсальный ЭВ-74).

Полученные данные рНср. =7.1+6,9+6,7/3=6,9 . рН близка к нейтральной.

11.Следовательно, условия жизни водных организмов благоприятные, влияние предполагаемых источников загрязнения незначительно. Вода водоема не оказывает отрицательного воздействия на здоровье населения.

Отчет «ботаников»:

Используя атласы-определители и результаты своих наблюдений по всем 3-м участкам реки, ребятами были отмечены (описание и фотографии некоторых растений прилагаются):

    Растения, живущие в условиях избыточного увлажнения:

Ольха клейкая, таволга вязолистная, тростник обыкновенный, ива белая или Ветла; сусак зонтичный, дербенник иволистный, рогоз широколистный, дудник лесной, хвощ приречный, стрелолист обыкновенный, камыш озерный, аир обыкновенный и др.

    Растения, имеющие плавающие листья и побеги:

Кубышка желтая, многокоренник обыкновенный, ряска трехдольная, ряска маленькая, ряска большая.

    Растения, которые полностью погружены в воду:

Роголистник погруженный, элодея канадская, пузырчатка обыкновенная, рдест курчавый, рдест пронзеннолистный; на 3-м участке ребята встретили валлиснерию спиральную.

Отчет «зоологов»

Использовав методику сбора животных с помощью сачка в водоемах и атласы-определители на всех 3-х участках, юные экологи обнаружили:

    Обитатели поверхности воды:

Восемь диких уток, лягушачья икра, клопы-водомерки, паук-серебрянка; на прибрежных растениях найдены личинки вислокрылки, большой и малый прудовики.

    Обитатели толщи воды:

Плотва, мальки рыб, гладыш большой, гладыш малый, личинки жуков-плавунцов, жуков-водолюбов, комара-коретры; жук-плавунец, дафнии, циклопы, бокоплавы.

Во взятых пробах воды на 3-м участке под микроскопом был обнаружен ряд простейших из родов коловратки и инфузории. Эти организмы увеличивают свою численность при эвтрофикации – поступлении в водные объекты избыточного количества питательных веществ. Некоторое загрязнение связано с антропогенным воздействием на водоем вблизи поселка «Светлый».

    Обитатели дна:

Нимфы разнокрылой стрекозы, личинки ручейников с домиками из листьев веточек и песка; личинки комара-звонца, кольчатые черви- трубочники; плоские черви – планарии, моллюски – лужанки, катушки; на 3-м участке, где песчаный пляж, – беззубки.

Встречаемые особи животных-индикаторов чистой воды на всех участках (личинки ручейников, нимфы разнокрылой стрекозы, беззубки, катушки, личинки вислокрылок) говорят об относительно чистом состоянии воды реки.

Выводы

    В местах с быстрым течением количество животных и растений уменьшается.

    Изучив абиотические факторы воздействия на организмы, живущие в реке Тускарь, можно сказать о благоприятных условиях жизни биоты.

    Исходя из исследований, все вместе, растения, животные и микроорганизмы, связанные между собой и с неживой природой (свет, температура, давление, соленость, степень насыщения воды растворенным кислородом), представляют собой экосистему водоема, которая выполняет как бы фильтрующую, окислительную и деминерализующую функции.

    Зарастание рек – это природный механизм саморегуляции всей речной системы. Плавающие, погруженные в воду и подводные растения дают прибежище многим сотням и тысячам живых организмов, на них поселяются и в них прячутся личинки насекомых, по ним ползают моллюски; в илистый грунт, осаждающийся вокруг них на дне реки, зарываются черви и комары-звонцы, тысячи различных микроорганизмов содержатся в водотоке реки. Чем больше сливается в реку загрязнений, тем больше растений и организмов необходимо для их усвоения, переработки и обезвреживания. Река защищается таким образом.

    С источниками загрязнения Тускарь справляется.

По системе Вудивисса-Грэхема для оценки степени загрязнения по видовому разнообразию и показательному значению таксонов-индикаторов, используется 6-и бальная шкала («индекс загрязнения»). Она принята в большинстве международных стандартов оценки качества вод и положена в основу отечественных ГОСТов и документов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России.

Тускарь можно отнести к слабозагрязненным рекам. (3-й класс качества воды, экологически удовлетворительный).

Вода таких рек выглядит почти прозрачной, цвет можно определить, лишь погрузив на достаточную глубину белый фон (светлую металлическую пластинку). Взвеси, содержащиеся в воде, видны только при рассмотрении воды в пробирке также на светлом фоне. Признаки загрязнения выражены крайне слабо и обнаруживаются лишь при внимательном наблюдении, и, как правило, они привязаны к определенным местам на реке – водовыпускам, местам дневок стада крупного рогатого скота и т.д.

Такие русла заселяют водяные ослики, бокоплавы, личинки комаров-звонцов, двустворчатые моллюски-шаровки, битинии, лужанки, личинки стрекоз и пиявки.

Зарастание слабое (20-40% акватории), гидрофиты представлены разнообразными группировками растений, «прижатыми» к берегам или приуроченными к русловым отмелям. Скорость течения рек чаще достаточно велика (0,1-0,2м/с). Донные отложения представлены разнозернистыми песками или плотными глинами, практически лишенными наилка. Поймы на участках, свободных от древесно-кустарниковой растительности, используются под сенокосы.

    На данном участке побережье Тускари нуждается в защите. Ребята очищали от мусора места отдыха горожан.

    Изучаемая акватория интересна в дальнейшем экологическому кружку для дополнительных фаунистических и флористических исследований, направленных на инвентаризацию видового состава растений и животных; проведение природоохранных мероприятий.

Л И Т Е Р А Т У Р А

    Амос У.Х. Живой мир рек. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986. – 240 с.

    Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек. Методическое пособие. М., 2006.

    Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Растения водоема. М., 2000.

    Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

    Котов А.А., Боголюбов А.С. Методы исследований пресноводного зоопланктона. Методическое пособие. М., 1997.

    Лазарева Н.С., Боголюбов А.С. Введение в морфологию высших растений (пособие для начинающих работать с определителем растений). Методическое пособие. М., 2003.

    Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999. -128 с.

    Липин А.Н. Пресные воды и их жизнь. М., Учпедгиз, 1950.

    Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек. – М.: Аст-Пресс, 2007.- 32 с.

    Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. – М.: Учпедгиз, 1962. – 148 с.

Разделы: Начальная школа

Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.

Задачи: Обучающая : познакомить детей с многообразием живых организмов, обитающих в озёрах нашего края.

  • Развивающая : развитие навыков самостоятельного наблюдения; развитие поэтического восприятия природы; развитие у детей внимания, воображения, восприятия, разных форм мышления.
  • Воспитательная : разрушение барьера эстетической глухоты и чёрствости ко всему живому; осознание детьми как соучастников происходящих природных явлений, уважающих права остальных обитателей этого мира;
    Оценка детьми своих поступков в природе; закладка основ экологической этики у детей..
  • Оборудование: сачки, полиэтиленовые мешочки, баночки, лупы, ботаническую папку (для сбора растений), альбомы, мольберты, краски, карандаши, ватман. Походный завтрак.

    Продолжительность занятия: 2 урока.

    План проведения экскурсии

    п/п

    Этапы Временная реализация Ответственные
    1 Определение места для экскурсии:

    Озеро “Окунёвое”. Решение о подвозке детей к месту назначения.

    Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    2 Проверка санитарных норм водоёма (чистое дно, лёгкий подход к воде, богатый набор животных и растений). Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    3 Подбор и изучение литературы по теме экскурсии. Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    4 Выбор конкретных объектов – обитателей озера – для поисковой самостоятельной работы по группам или индивидуально. Первая неделя сентября. Учитель,
    5 Составление конспекта: цели и задачи, вводная часть, исследование объектов наблюдения по заданию. Обобщающая беседа. Вторая неделя сентября Учитель,
    6 Разработка для учащихся доэкскурсионных, экскурсионных послеэкскурсионных карточек заданий. Вторая неделя сентября Учитель,
    7 Провести беседу о том, какая должна быть одежда во время экскурсии, познакомить с правилами поведения в природе. Вторая неделя сентября Учитель, родители,
    руководитель ОБЖ
    8 Подготовить и принести на экскурсию необходимое оборудование: сачки (водные и воздушные),банки, полиэтиленовые пакеты, лупы. Вторая неделя сентября Учащиеся.
    9 Самостоятельно попробовать собрать информацию о выбранных объектах (растениях и животных данного водоема); стихи, рассказы, загадки, пословицы, легенды. Стихи можно выучить наизусть. Первая и вторая неделя сентября Учащиеся.
    10 Экскурсия на озеро Окунёвое. Подвозка детей к месту назначения. 12 сентября Учитель, родители,
    учащиеся.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    • прибытие на озеро Окунёвое
    • расположение учащихся и родителей на берегу озера
    • проверка готовности к уроку

    2. Эмоциональное и поэтическое восприятие окружающего мира.

    Перед вами небольшое озеро. В народе его называют Окунёвое. Почему? Кто из вас знает? Оглянитесь вокруг, как кругом тихо и мирно. Давайте послушаем эту тишину. Попробуйте использовать во время молчания все свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. (После недолгого молчания рекомендуется задать вопросы).

    • Что слышали ваши уши?
    • Что видели ваши глаза?
    • Какие запахи вы ощутили?
    • Какие ваши ощущения? После ответов детей можно сделать вывод.

    Не слышно шума, глаза и уши отдыхают, воздух чист и свеж. Он напоён ароматом береговых трав.
    Вам здесь хорошо? Какое у вас настроение? В эти минуты хочется читать стихи, петь песни. Давайте тихо посидим и почитаем стихи.

    Прекрасный день!
    Такая чудная погода
    Бывает только дивною сентябрьскою порой.
    Ликует в праздничном наряде вся природа,
    И золотая осень кружит над землёй.

    А солнце светит ласково и нежно,
    Даря земле частичку теплоты,
    И над водой с изяществом небрежным
    Порхают бабочки, как поздние цветы.
    (В.Кочураев )

    Ясным утром на тихом пруде
    Резво ласточки реют кругом,
    Опускаются к самой воде,
    Чуть касаются влаги крылом.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    (И. Бунин )

    3. Самостоятельно-исследовательская работа.

    Ребята, обратите внимание, как водная гладь, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и познакомиться со всеми его обитателями. Но уже прохладно! Нельзя! А может быть, кто-то знает и расскажет нам, какие животные живут в озере? Сегодня мы с вами попробуем стать учёными-исследователями и познакомимся с жителями этого водного царства.

    По заданию учителя проводятся самостоятельные групповые наблюдения – исследования, т.е. учащиеся, разбиваются на группы, которые возглавляют взрослые. Получают карточки с заданиями.

    Первая группа обследует берег озера. Для этого потребуются баночки, воздушные сачки, мешочки.

    Вторая группа обследует, какие растения растут вокруг озера. Потребуется ботаническая папка, куда вкладываются растения для гербария.

    Третьей группе познакомиться с обитателями водоёма. Для этого потребуются водные сачки, баночки.

    Встречаемся через 10 минут.

    4. Обобщение сведений, полученных в ходе самостоятельно-исследовательских работ:

    – Какие животные живут в озере?
    – Назовите растения, которые растут в этом водоёме? Их роль в жизни озера?
    – Что обнаружили на берегу нашего озера?
    – Сравните строение тела и окраску карася и окуня? И т.д.

    Примечание . Чтобы получить полный объём знаний о растениях и животных мелких водоёмов, учитель и родители заранее подготавливают их, в случае, если дети не встретят этих животных во время самостоятельного наблюдения (улитка, ракушки, пиявки, дафния, паук-серебрянка, разнообразные жуки и пауки, окунь, карась).

    Вывод. Живут в мелких водоёмах разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Вот перед вами клоп-водомерка. Скажите, а почему не он не тонет? Верно их лапки покрыты тонкими волосками. Которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде.

    Послушайте загадку

    Что ещё вы узнали про клопа-водомерку? Он хищник. Ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

    Наше озеро покрыто разными растениями, среди которых много интересных.

    Перед вами элодея. Это маленькое растение, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро.

    Водоёмы быстро зарастают ею. За это в народе её называют “водяной чумой”.

    Между растениями и животными существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород и очищают воду от загрязнений и служат пищей и убежищем для животных.

    Что помогает жить животным в воде? Что произойдёт с ними, если озеро пересохнет или кто-нибудь выбросит их на берег? В природе всё связано. Вымирание одних живых существ ведёт за собой исчезновение других. Лягушка питается комарами, мухами, тем самым помогая человеку бороться с неприятными насекомыми. Если не будет лягушек, нас одолеют комары. Эту цепочку можно продолжить. Поэтому никогда не причиняй вреда всем животным. Все животные на Земле приносят пользу.

    5. Домашнее задание

    Рассказать о любом растении или животном мелких водоёмов. Сочините рассказ, сказку или загадку про насекомых.

    6. Пока ребята наблюдали за растениями и насекомыми, родители должны приготовить уху. Организовать отдых детей.

    7. Ребята, я предлагаю продолжить наш урок. Вам понравилось наше озеро?

    Давайте попробуем изобразить наше озеро. С чем можно сравнить его?

    На кого или на что оно похоже?

    (Зеркало, блюдце, аэродром для стрекоз – вертолётов, каток для водомерок).

    “И стоит, словно зеркало, пруд,
    Отражая свои берега”.
    (И. Бунин )

    Кому трудно нарисовать озеро, можно нарисовать насекомых или кувшинки на лоне воды. Проводится конкурс рисунков.

    8. Подводится итог экскурсии.

    Я знаю, вам очень понравилось занятие на природе. На берегу этого озера часто отдыхают дети и взрослые. Какую памятку вы хотели оставить людям, приходящим к водоёму? Какие плакаты вам бы хотелось нарисовать. Дети вместе с родителями рисуют и пишут правила поведения в природе.

    Если спросят вас друзья:
    “Где сегодня были?”
    Дружно отвечайте:
    “Были мы на озере-
    Окуней ловили.
    А ещё слыхали,
    Как квакали лягушки.
    Стрекозу поймали, –
    Крылья хороши!
    За кувшинкой лезли
    Через камыши.
    Ноги в иле завязили…
    Вот сегодня где мы были!

    Литература:

    1. Методика обучения “Окружающий мир”, Н.Ф.Виноградова, “Вентана-Граф”, 2006.
    2. Книга для учителя, 1–2 кл. “Методические беседы” Н.Ф.Виноградова. М., 2001.
    3. Научно-методический журнал “Сибирский учитель”, №4 2002.
    4. “Организация проведения экскурсий”.
    5. Благинина Е. “Угадайте, где мы были”.

    Цели экскурсии:

    • расширить знания учащихся о водоеме как природной экосистеме, ее роли в окружающей природе и жизни человека;
    • изучить основной видовой состав водоема;
    • установить взаимосвязи растений и животных друг с другом и средой обитания;
    • определить значение водоема в природе и жизни человека;
    • разработать и по возможности реализовать меры по охране данного водоема.

    Оборудование:

    • сачки, банки, лупы, термометр, иглы;
    • школьные определители;
    • инструктивные карточки с заданиями;
    • фотоаппарат;
    • блокнот, ручка, карандаш;
    • гербарные экземпляры растений под пленкой;
    • инструктивные рисунки.

    Экскурсия начинается с вводной беседы, в ходе которой определяется тип водоема, характер берегов и растительности, взаимосвязь водоема с окружающей природой, его использование местными жителями. Учащимся сообщается, что водоем (река, пруд, озеро) населен разнообразными живыми организмами: растениями, животными, микроорганизмами, которые вместе с неживой природой образуют биогеоценоз (экосистему данного водоема). Каждая группа организмов, обитающих в водоеме, выполняет свою определенную роль в круговороте веществ и энергии. Так, растения в процессе фотосинтеза усваивают неорганические вещества и образуют органические. Животные и грибы потребляют готовые органические вещества, а микроорганизмы перерабатывают их до простых соединений, которые могут снова поглощаться растениями. Учащимся предлагается назвать известные группы организмов, обитающих в водоеме, вспомнить характерные признаки каждой группы (важно, чтобы учащиеся не забыли о представителях одноклеточных и многоклеточных водорослей). Целесообразно заслушать рассказ о роли фотосинтезирующих растений. В процессе беседы формулируется вывод о том, что водоросли и цветковые растения являются источниками накопления органических веществ и кислорода, необходимых для жизни всех организмов.

    Группы растений Название растений и их роль в жизни животных
    1 Растение наводной вегетации. Корни прикреплены ко дну, большая часть - над водой. Рогоз, камыш, тростник обыкновенный, стрелолист, осока, ряска малая, частуха подорожная, белокрыльник болотный, сусак зонтичный (убежище для многих животных)
    2 Растения укорененные на дне, с плавающими листьями. Кувшинка желтая, водяной лютик, рдест плавающий (на нижней стороне растений животные откладывают икринки, на верхней - отдыхают)
    3 Растение подводной вегетации (почти полностью погружены в воду) Роголистик погруженный, водяная чума (элодея), ряска трехдольная, рдест нитевидный, водокрас, турча болотная (корм, убежище, место размножения, источник кислорода)

    Используя подготовленные заранее наглядные материалы (таблицы, рисунки, гербарные листы), учитель более подробно знакомит учащихся с типичными обитателями водоема. Демонстрируя таблицы, иллюстрирующие зональное расположение и вертикальную ярусность в распределении растений и животных (см. таблицы), он сообщает о том, что у берега, на мелководье, господствуют осоки; на глубине 0,5 м - тростники, за ними - камыши, далее камыш уступает место кувшинкам и кубышкам; еще глубже обитают рдесты, не выходящие на поверхность воды. Из животных обитателей на поверхности встречаются водяные клопы и жуки-вертячки. На листьях плавающих растений можно обнаружить гидр. Среди стеблей обитают жуки-плавунцы, пауки-серебрянки. К листьям растений прикрепляются брюхоногие моллюски (прудовики, катушки).

    В толще воды обитают мелкие ракообразные - дафнии и другие рачки, питающиеся бактериями.

    Инструктивная карточка № 1. “К изучению видового состава растительного мира водоема”

    • Измерьте температуру воды в разных местах водоема.
    • Определите, какие виды растений чаще встречаются в прибрежной зоне водоема.
    • Зачерпните воду из водоема банкой и с помощью лупы найдите и рассмотрите микроскопические водоросли, объясните причину “цветения” воды. Найдите камни и палки, обросшие зеленой тиной, с помощью лупы рассмотрите образующие ее нити, найдите многоклеточные водоросли: спирогира, улотрикс.
    • Зарисуйте или сфотографируйте наиболее понравившиеся вам растения водоема.
    • Составьте правила поведения человека в природе: определите ограничения и запреты, необходимые для обеспечения чистоты, дальнейшего сохранения данного водоема и обоснуйте их; подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказы об исчезающих водных растениях и животных и местах их обитания; сделайте плакат или рисунок, отражающий ваше отношение к природному окружению.

    Инструктивная карточка № 2. “К изучению видового состава животных водоема”

    • Понаблюдайте за поверхностью водоема. Измерьте температуру воды. С помощью определительной карточки (или определителя) изучите животных, которые сидят или плавают на поверхности воды. Зарисуйте их.
    • Возьмите пробу из толщи воды. Рассмотрите ее обитателей с помощью лупы. Установите, есть ли среди них знакомые вам организмы. Составьте схему пищевой цепи с участием дафнии, инфузории-туфельки. Понаблюдайте за обитателями дна водоема. Установите, водятся ли в его водах беззубки (или перловицы). Укажите их роль в жизни водоема.
    • Нарисуйте схему продольного среза водоема и ее обитателей, которых вам удалось наблюдать в водоеме. Около каждого поставьте цифру, а под рисунком запишите название животного, соответствующего каждой цифре. Объясните причины зонального расположения растений и животных.

    Инструктивная карточка № 3. “К изучению влияния деятельности человека на состояние водоема”

    • Установите, как далеко от водоема находятся пашни, огороды, сады, постройки. Выясните, как используют воду данного водоема местные жители. Оцените экологическое состояние водоема (насколько интенсивно он используется, как и чем загрязнен и т.д.).
    • Выясните, используются ли на водоеме моторные лодки. Какое влияние они оказывают на экологию водоема?
    • Предложите перечень мер по охране и восстановлению данного водоема. Подумайте, каким образом можно превратить водоем в зону отдыха?

    После выполнения работы учащиеся собираются вместе и сравнивают данные своих наблюдений с содержанием таблиц, которые учитель использовал во вводной беседе. Ребята отмечают, что в водоеме редко встречаются или совсем отсутствуют кувшинки и кубышки, что берега зарастают тростником, камышом, рогозом, осоками, в толще воды не встречаются дафнии. Формируется вывод о том, что возможной причиной отсутствия целого ряда растений и животных в водоеме может быть хозяйственная деятельность человека, нерациональное использование им этого биоценоза. Более подробно о состоянии водоема и его использовании человеком рассказывают учащиеся, выполняющие инструктивную карточку № 3.

    Подведение итогов проводится на уроке-семинаре.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...