Межевание земли под многоквартирным домом. Межевание земельного участка многоквартирного дома Межевание территории многоквартирного дома

На сегодняшний день для крупных городов нашей страны актуально проводить межевание придомовой территории многоквартирного дома. Это защитит жителей квартир многоэтажки от ситуаций, когда площадка у дома, деревья и кустарники могут очутиться на чужой земле. Об особенностях такого межевания поговорим в нижеприведенной статье.

На какие законы опирается процесс?

Информация о том, как должно проводиться межевание участка под МКД есть в ФЗ РФ № 78 «О землеустройстве» и законе «О государственном кадастре недвижимости». Земельный кодекс регулярно подвергается поправкам. К примеру, 1.03.2015 были изменения в виде прекращения действия статьи 26. После этого межевание участка МКД проводят по статье 11.9 ЗК и по градостроительному законодательству.

Рассмотрим новые требования к тем участкам, которые были образованы или изменились:

  1. Общая максимальная или минимальная территория возле дома определяется по регламенту Градостроительного кодекса.
  2. Если регламент ГК не распространяется на определенный участок, его величина будет определена по Земельному кодексу, или иным законодательным актам.
  3. Определяя размеры территории у МКД нельзя, чтобы межевая черта пересекала границы площадей, на которых располагаются государственные объекты.
  4. Земля не будет выделена в случае, если создание участка помешает применению объектов недвижимости, находящихся на нем законно.
  5. Невозможно выделение территории или изменение ее границ при наличии по отношению к ней действующих ограничений, которые запрещают дозволенную эксплуатацию.
  6. Площадь у здания должна быть сформирована рационально без препятствий охране территорий и противоречий ЗК и прочим законам. Межевание участка должно быть проведено без огрехов (вклинивание, вкрапление, изломанность границ, чересполосица), что может стать причиной отсутствия возможности размещать на территории недвижимость.
  7. Участок не будет выделен, когда его границы имеют пересечение с территориальными зонами, лесничеством, лесопарками, кроме формирования площади для геологического исследования недр и добычи ПИ. При этом разрешается выделять участок, если на нем размещены линейные объекты, плотины, электростанции, водохранилища и прочие водоемы, созданные человеком (п. 7, ФЗ № 171 от 23.06.14).

Почему жители МКД должны быть заинтересованы в межевании?

Под межеванием понимается разделение земли и определение пределов отдельных участков.

Территория у многоэтажного дома требует межевания при желании жителей МКД отстоять ее от незаконной застройки.

Чтобы защитить участок, на который у жителей МКД имеются права, от появления торговых построек, кафе и автостоянок, следует вовремя определить придомовую территорию и ее границы, подкрепив это документально.

После межевания на участке у МКД сособственники могут:

  1. Организовывать зоны отдыха, детские площадки и прочие элементы благоустройства.
  2. Устанавливать шлагбаумы у въезда на территорию дома.
  3. Сдавать часть участка внаем.

Что будет при невыполнении межевания?

При отсутствии межевания жители МКД будут иметь следующие ограничения:

  1. Невозможность требования даже простой уборки территории, услуг по благоустройству двора. Отсутствие ответственного за это лица.
  2. Законодательство РФ свидетельствует об отказе дома участвовать в программе капремонта, если придомовой участок является неоформленным.
  3. В Градостроительном кодексе РФ также говориться о том, что дом без межевания участка не может быть реконструирован и капитально отремонтирован.
  4. Еще одну проблему могут создать жители соседних МКД. Без межевания участка возле дома, он может быть отнят ими по закону. При обращении в суд вопрос могут решать до 10 лет, гарантий на победу в этом случае просто нет.

Межевание участка новостройки

Придомовой участок новостройки является особенным случаем при межевании.

Участок, где расположено новое жилое строение, может быть муниципальным владением или входить во владение частника.

Нужно осуществлять действия, основываясь на нижеперечисленные принципы:

  1. На время постройки нового дома на земле, что принадлежит государству, застройщик должен заключить с городскими властями контракт. Собственником здания может быть инвестор или застройщик, что будет указано в документе. Земля под домом и возле него будет передана в аренду на 49 лет.
  2. Если со стороны застройщика вовремя не было использовано законное право, и он не совершил подачу заявки на межевание в Роснедвижимость или иные органы, рассматриваемый участок будут считать несформированным. Если после этого ТСЖ будет настаивать на выделении участка, он будет оформлен в минимальном размере (10 метров по периметру дома).
  3. Если дом находится на частной территории, с ней будет меньше проблем. К примеру, она раньше принадлежала определенной организации, а затем была отдана на выкуп с последующей приватизацией. Основной задачей является убедить владельца территории передать ее на внутренний баланс ТСЖ.

Кто осуществляет определение границ?

Законы РФ гласят о том, что осуществлять межевание участков должны органы районного самоуправления поселений. Однако финансируют эту статью по остаточному принципу, что позволяет уполномоченным органам ссылаться на недостаток финансов, оставляя вопрос нерешенным.

Однако заказ и оформление межевания могут быть осуществлены самими собственниками квартир МКД. По этой причине нет смысла ждать решения вопроса от властей, лучше приступить к его решению самостоятельно.

По статье 305 ГК собственники квартир многоэтажки могут защищать свои права, относительно придомового участка, если у них имеются правоустанавливающие бумаги.

Особенности определения

Приделы придомовой земли должны быть отражены в межевом плане придомового участка МКД еще при разрешении на постройку. Если рассматриваемый проект отсутствует, границы территории будут определены по факту использования. Размеры и форму участка утверждает городская администрация.

Величину площади рассчитывают по формуле, утвержденной законом. Согласно этой формуле, к территории относят: землю под зданием, детские площади, места отдыха и парковки.

Границы земли определяют относительно норм Градостроительного кодекса и ЗК. В статье 36 ЗК содержатся правила, по которым вычисляют территорию с учетом красных линий границ с соседствующими участками, а также природных границ.

По статье 221 ФЗ следует согласовать пределы с владельцами и арендаторами соседствующих участков, при осуществлении межевания участка у МКД.

Корректировкой зон межевания занимаются органы архитектуры и градостроительства. После межевания, жильцы сами могут решать, как использовать территорию.

Как и где осуществить заказ?

Межевание участка перед МКД должно происходить с учетом госнормативов и инструкций, и требует применения специального оборудования.

Права на изготовление такого проекта есть у предназначенных для этого геодезических организаций с наличием специальных лицензий и разрешений. Список таких организаций может быть уточнен в администрации поселения.

При этом проектная организация работает при взаимодействии с лицом-представителем владельцев квартир. Обычно это член правления ТСЖ.

Для того, чтобы получить сведения о территории МКД, потребуется обращение с заявлением на определение границ.

Можно заключить контракт с поручением запроса нужных документов самими межевиками. В этом случае организация должна будет получить доверенность.

Сроки и цена межевания

Определение пределов участка у МКД в среднем может продолжаться полтора-четыре месяца. Сроки должны быть установлены обеими сторонами и указаны в договоре на выполнение работ.

Стоить такая услуга может 15000-35000 рублей, что зависит от размера участка и места, где он расположен. Оплатой работ по формированию границ должны заниматься власти, но на практике нередко это приходится делать представителю владельцев квартир дома.

Особенности заключения договора аренды

На основании контракта аренды территории, подписанного до межевания, формирования и постановки участка на учет, можно поднять вопрос об окончании оплаты за использование земельного участка. Такое возможно, если зарегистрировать факт владения помещением в МКД или долей от общего имущества дома, включая территорию под ним.

Договор аренды прекратит действие, при его заключении с лицом, имеющим право общедолевой собственности на участок, доказанное после межевания территории и постановки ее на кадастровый учет. Договор о найме в этом случае недействителен (ст. 608 ГК РФ).

Город утрачивает право владеть земельным участком, когда он будет передан в общедолевую собственность. Договор аренды тоже перестает действовать.

Как избежать ошибок при межевании?

Если при межевании участка незаконно была урезана площадь его территории, можно подать в суд. До разбирательства в суде нужно будет в таком случае взять в «Росреестре» справку с указанием правильных размеров участка.

При утере документов или наличии в них ошибок, следует сделать перерасчет участка через кадастрового инженера.

Бывают случаи, когда нет возможности восстановить данные. Тогда границы будут определены по природным или искусственным объектам, находящимся на рассматриваемой местности 15 лет и более.

Осуществление правильного повторного межевания дает возможность обратиться в суд, чтобы выдали другой кадастровый план.

Почему возникают земельные споры?

Часто случается, что посторонними людьми на участке у МКД еще до его межевания были расположены другие строения. В представленной ситуации нужно уладить проблемы их сноса. Обычно возводят такие строения при отсутствии правильного оформления, но их хозяева могут заключить контракт по аренде участка с муниципалитетами.

В представленной ситуации жителям МКД требуется оспорить право администрации брать плату за аренду с находящегося на их местности участка.

На заметку: Межевание дает возможность требовать снос незаконно построенного здания.

Можно прибегнуть также к аннулированию контракта аренды с администрацией, а затем заключить новый с собственником дома. Финансы, полученные после этих манипуляций, следует использовать на нужды дома.

Есть и более сложные ситуации, когда часть участка у МКД уже оформлена на постороннюю организацию или лицо, и имеются все разрешительные бумагами. Без строительной экспертизы в представленной ситуации не обойтись. На ее основании можно обратиться в суд. Если решение приняли не в пользу жителей МКД, есть возможность установки на участок сервитута, который будет базироваться на необходимость обслуживать дом или организовывать движение ТС. В приведенной ситуации владельцы квартир должны будут платить за аренду.

Кто становится владельцем участка после сноса дома?

Когда речь идет о жилом здании, которое признали аварийным и собираются сносить, выкупная цена помещения для изъятия будет определена при учете стоимости доли в праве собственности на общедомовой актив.

Единого подхода для расчета этой суммы на сегодняшний день нет. При наличии права общедолевой собственности, проживающие в МКД люди могут владеть долей общедомового имущества (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ), однако не каждый суд примет во внимание данный факт.

Кроме того, 16 статья ФЗ свидетельствует о возможности хозяев помещений владеть земельным участком, находящимся на кадастровом учете.

Как узнать цену участка под МКД?

Сведения о цене участка перед многоэтажкой есть у органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Для получения информации можно создать запрос на получение номера кадастрового объекта и его цены. Он может быть сформирован письменно либо с помощью интернета (через сайт агентства).

Видео по теме

В настоящее время в городе повсюду проходят публичные слушания по межеванию кварталов – точнее это можно назвать перемежеванием, т.к. межевание было проведено Департаментом земельных ресурсов еще в 2006 году. Уже само это действие – незаконно, т.к. «право исключительной инициативы на перемежевание земельного участка закреплено за правообладателями данного земельного участка, а именно, за собственниками зданий и строений, возведенных на данном участке» гласит закон «О государственном кадастре недвижимости» (№ 221-ФЗ от 24 июля 2007 г.). Заявлений от собственников домов не поступает, а перемежевание идет полным ходом!

Главная задача проводимого межевания — это перевод участков, отрезанных от наших придомовых территорий, в т.н. «территорию общего пользования», т.е. в собственность города. А забрать у нас хотят: внутренние проезды, подходы, детские и спортивные площадки, автостоянки. Однако отнесение их к землям общего пользования противоречит федеральному и московскому законодательству:

Согласно статье 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жителям многоквартирных домов, принадлежит на праве общей долевой собственности придомовый земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными расположенными на этом земельном участке объектами: детскими и спортивными площадками, площадками для отдыха, игр, иными объектами.

То есть эта земля принадлежит нам – собственникам квартир в доме!

А что же по действующему московскому законодательству относится к «территориям общего пользования»? Это:

-«земельные участки улично-дорожной сети (земельные участки транспортных магистралей, улиц, площадей, проездов, дорог и набережных);

Земельные участки общего пользования природного комплекса города Москвы (земельные участки парков, лесопарков, скверов, садов, бульваров);

Земельные участки закрытых водоемов, пляжей и других объектов». Как видно ни детских, ни спортивных площадок, ни автостоянок в этом перечне нет.

Наши «межеватели» цепляются за слово «проезды». Однако и это лукавство. В перечне, содержащем 9313 объектов улично-дорожной сети, каждый проезд имеет свой номер и адрес. На вопрос – назовите номер проезда возле дома – ответа не последует, т.к. внутри квартала проездов нет и быть не может. Это скорее подъезды к домам.

Относительно детских площадок и проездов есть уже выигранные суды — решением Арбитражного суда г. Москвы признано незаконным отнесение Департаментом земельных ресурсов детской площадки и внутреннего проезда к землям общего пользования на земельном участке многоквартирного дома по адресу: Москва, Сиреневый бульвар, дом 62.

Вообще «ничьих» земель внутри квартала быть не может! Для строительства каждого жилого дома утверждался Акт о выделении земельного участка под строительство , примыкающий к земельному участку, выделенному соседнему дому (или домам). Правда, лужковская «точечная» застройка несколько сократила положенную по закону каждому дому территорию. Но ВСЯ земля в пределах квартала принадлежит жителям многоквартирных домов.

Уловки межевателей по поводу того, что жители ее вовремя не оформили должным образом в собственность, т.е. не объявили себя как собственники – тоже не проходят. По этому вопросу есть Постановление Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда РФ, которое говорит о том, что «отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности», т.е. принадлежит собственникам в силу закона, вне зависимости от регистрации.

Когда ссылки на действующее законодательство ставят наших межевателей в тупик (законных оснований для отъема у нас земли нет) – начинается запугивание: «Зачем вам лишняя земля – за нее придется платить налоги!». Но ведь мы и так будем платить налог на землю, это вопрос решенный. Жителям хотят оставить в собственности тротуары, газоны, частично проезды. И за это все равно придется платить – общий налог на недвижимость: за квартиру и землю. При этом по действующим ценам налог на землю с собственника невелик: от 1 до 12 тыс.рублей с квартиры в год за весь участок. В среднем в спальных районах это будет 3 — 4 тыс.рублей. Льготные категории граждан (пенсионеры, инвалиды и т.д.) будут освобождены от его уплаты, также как от налога на квартиру. А работающим гражданам такой налог под силу.

Другая «страшилка» — если не отдадите эту землю городу, то сами будете асфальтировать, сажать газоны, чинить детские и спортивные площадки. Но тогда возникает вопрос: а куда пойдут деньги, выделяемые сейчас на эти нужды ГКУ ИС? Наши налоги, перечисляемые в бюджет города, частично направляются в ГКУ УС на благоустройство внутридворовых территорий. Получается, что вместо ГКУ ИС все средства будут направлять нам – жителям – для того, чтобы нанять подрядчиков для перечисленных работ. А ГКУ ИС уже не нужны? Их можно будет ликвидировать? Тем более, что в 2014 году москвичей обещают перевести на 100% оплату коммунальных услуг, а сейчас дотацию на доплату до 100% получают ГКУ ИС. То есть ни дотации, ни средства на содержание внутридворовых территорий ГКУ ИС получать не будут – они станут не нужны!

Этот вопрос повергает нашу исполнительную власть в шок! Отказаться от такого лакомого «кошелька» в районе? Ни за что!!! Очевидно поэтому руководитель Департамента имущества г.Москвы В.Ефимов озвучил «принципиальное решение о том, что все те, кто оформляет земельные участки в собственность получают от города содержание этого земельного участка, его уборку зимой и его благоустройство в виде подарка» (интервью 22.04.2013г.).

Получается, что и «страшилки», которыми нас запугивают – не так страшны, как кажется.

А зачем же затеяно это межевание-перемежевание? Зачем городу нужны собственные земли внутри наших кварталов? Примеры этому уже есть.

В Северном Измайлово к жителям одного из домов обратились «серьезные» люди с предложением убрать с автостоянки свои автомобили, т.к. эта земля оформляется в аренду! Что на ней будет – не объяснили: может что-то построится, а может останется автостоянка, но уже платная! Хорошо, что жители рассматривали этот вопрос на собрании и знали о своих правах.

В районе Гольяново (мкр.Калошино) жители с 2006 года борются против точечной застройки внутри дворов. Городские чиновники незаконно (без межевания и публичных слушаний) внесли в кадастр 3 территории – объединенные детские и спортивные площадки. Эта земля была отдана для строительства трех 22-этажных коммерческих жилых домов. Только обращение жителей во все инстанции, в т.ч. в прокуратуру, приостановило процесс строительства.

Есть пример, когда на кадастровой карте жители увидели поставленный на кадастровый учет внутридворовый проезд (опять незаконно – без межевания), как собственность города. Зачем понадобился небольшой проезд около пятиэтажки? Жители начали разбираться и узнали: на окраине этого квартала два года назад пытались построить наземный многоэтажный паркинг. Когда на слушаниях проект был жителями отклонен, городские и местные власти решили строить подземный гараж (все, что под землей – принадлежит государству, т.е. в его лице городской власти). И выбрали как раз этот двор, где есть большая спортивная площадка. Но в подземный гараж необходим въезд (и выезд)! Вот и решили власти прибрать к рукам этот неширокий проезд возле дома, чтобы именно там построить въезд в подземный паркинг! Жители отстояли и это поползновение, как собственную землю и незаконное внесение её в кадастр без межевания.

Вот для каких целей у москвичей изымают принадлежащие им по закону земли – сдавать в аренду, возродить точечную застройку, сделать въезд-выезд в любое подземное сооружение. Протестовать будет поздно – земля будет оформлена, как «территория общего пользования», т.е. принадлежащая городским властям. И делать они могут с ней все, что угодно!

Что же делать сейчас жителям?

Во-первых, рассказать своим соседям, родственникам, знакомым в чем суть проходящего межевания. Убедить в необходимости пойти на слушания. Еще лучше связаться с муниципальными депутатами - они помогут получить всю необходимую информацию. Надо прийти на заседание Совета депутатов, где будет проходить обсуждение межевания каждого квартала и не дать депутатам (большинством голосов) согласовать воровской проект межевания.

Во-вторых, необходимо получить копию того самого Акта об отводе земельного участка с планом территории застройки вашего жилого дома. Выделялась эта территория исходя из СНиПов, ранее утвержденных и действующих на тот момент, т.е. в период строительства дома.

Если дом относительно новый (построен начиная с 2000 – 2003 гг.), то документы о выделении участка (Акт и план территории под застройку) в настоящее время находится в Департаменте имущества г.Москвы (так мне сообщили в префектуре ВАО). Если дом был построен ранее – копию документа можно заказать как архивную справку в Главархиве г.Москвы (ул.Профсоюзная, д.80).

Однако, в связи с тем, что жители стали повсеместно обращаться за документами на «свою» землю, исполнительная власть уже находит способы отказать в этом. И хотя по закону любой житель имеет право по предъявлению документа о собственности на квартиру запросить документ о земле, принадлежащей жителям-собственникам многоквартирного дома – вам могут отказать и часто отказывают без всяких на то оснований!

В таком случае можно собрать общее собрание собственников жилья (даже если у вас не ЖСК или ТСЖ), принять решение, оформить протокол собрания и с ним обратиться за документацией, говоря о том, что жители решили оформить свою собственность на землю. А если и дальше отказ — писать в прокуратуру!

Заказчиком Проекта межевания квартала, в котором располагается Ваш многоквартирный дом, обычно выступает Департамент имущества города Москвы (объединенный в 2013 г.с Департаментом земельных ресурсов). Стоимость Проекта межевания квартала размером около 6 га обходится бюджету Москвы более 1 000 000 рублей, а межевой план земельного участка конкретного многоквартирного дома должны оплачивать собственники помещений дома, и его цена может составлять от 70 000 до 350 000 рублей. Это зависит от количества согласований границ земельного участка дома с собственниками соседних земельных участков.

Если у вас есть Акт выделения земельного участка под строительство жилого дома и план этой территории, то можно без межевания квартала самим вызвать кадастрового инженера, который определит границы расположения земельного участка на кадастровом плане Москвы, составит межевой план – и можно ставить на кадастровый учет вашу землю, как ранее учтенную.

Как видно процедура эта дорогостоящая – городские власти постановили, что межевой план должен оплачивать заказчик. Т.е. если жители дома хотят поставить на кадастровый учет земельный участок своего дома – пусть сами платят. А то, что проводимое городскими властями межевание квартала все равно делается за наш счет – из городского бюджета! – об этом власти умалчивают.

Но даже без сделанного жителями межевого плана, имея копию Акта о выделении земли под застройку вашего дома и план этой территории, можно на проходящем сейчас межевании кварталов отстоять свою землю и не дать оформить ее, как землю «общего пользования», переходящую в собственность города.

Лучше немного больше заплатить налог на землю, чем лишиться бесплатной автостоянки у дома или увидеть строительство капитального объекта у себя во дворе. Своя земля – это своя земля, и мы должны ею распоряжаться сами, а не отдавать городским властям!

Депутат Совета депутатов района «Северное Измайлово»И.Г.Курочкина

Законодательство в сфере земельных отношений менялось бесчисленное количество раз и продолжает меняться до сих пор. 01.03.15 прекратила действие ст.26 Земельного кодекса РФ, регламентирующая порядок приобретения права собственности на участки, на которых размещены эксплуатируемые здания, строения или сооружения.

Теперь определяя границы такого землепользования, следует руководствоваться жилищным и градостроительным законодательством и ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Разберем подробнее все этапы прохождения процедуры межевания участка многоквартирного дома.

Преимущества для собственников

Законодательные акты, регулирующие жилищные отношения, четко определяют, что в совместном владении жильцов многоквартирного жилого дома имеется участок земли, на котором стоит дом, и неотъемлемые элементы его благоустройства.

После того, как границы землепользования будут установлены, собственники могут распоряжаться им в своих целях:

  • организовать дополнительную автостоянку и другие элементы благоустройства;
  • оградить домовладение и организовать шлагбаум на въезде;
  • сдать внаем часть земельного участка, при условии возможности нормальной эксплуатации домовладения.

Помимо прочего, отмежеванный и внесенный в государственный кадастр недвижимости участок — непременное условие участия дома в программе капитального ремонта и благоустройства придомовых территорий.

Стоит отметить: владелец помещения в многоквартирном доме должен производить ежемесячные отчисления на обслуживание и ремонт общего имущества. Размер такой платы пропорционален площади принадлежащего лицу помещения. Чем большая площадь Вам принадлежит, тем больше будет платеж на содержание и благоустройство домовладения.

Правила формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом

Участок формируется с учетом сложившейся планировки территории. Основными правилами формирования землепользований с размещенными на них многоквартирными жилыми домами являются:

    • на устанавливаемом земельном участке должно располагаться только одно жилое здание и принадлежащие ему элементы благоустройства;
    • в образуемое землепользование не включают проезды, объекты рекреации и планировочные элементы жилых районов, имеющие связь с городской улично-дорожной сетью;
    • участок образуется с учетом фактического землепользования, при этом соблюдается зонирование, определенное градостроительным регулированием муниципального образования;

Градостроительное зонирование установлено Правилами землепользования и застройки муниципального образования. В составе поселения определяются территориальные зоны различного назначения, устанавливающие минимальные и максимальные размеры участков в зоне, а так же их назначение.

  • границы землевладения не должны пересекать элементы благоустройства придомовой территории.

Обратите внимание: площадь земельного участка может соответствовать площади застройки жилого здания только в особых случаях. Например, если дом признан аварийным или планировка района не позволяет создать больший земельный участок (отсутствует свободная земля).

Этапы образования землевладения

Сбор документов для государственного кадастрового учета и последующей регистрации землевладения может выполняться как органами управления муниципального образования, так и владельцами имущества многоквартирного дома.

Рассмотрим путь, при котором сами собственники решают отмежевать землю под зданием. При таком варианте выделяется семь основных этапов:

    • организация общего собрания собственников имущества жилого дома с выбором уполномоченного представителя собственников, представляющим их интересы и заключающим договора на выполнение кадастровых работ;
      Общее собрание оформляется протоколом, содержащим сведения о форме, времени и месте проведения собрания, сведения о собственниках помещений, повестке собрания и принятом решении;
    • обращение в Администрацию города или иного поселения о рассмотрении и согласовании схемы земельного участка. Данный этап обязателен, т.к. до установления границ участок находится в ведении муниципалитета;
    • разработка проекта межевания. Такой документ разрабатывается специализированной организацией. Его выполнение обязательно, если формируемый участок расположен в границах существующей застройки многоквартирными домами;
    • утверждение проекта межевания производится общим собранием собственников;
    • разработка землеустроительного документа (межевого плана);
  • обращение в Росреестр с заявлением о кадастровом учете;
  • регистрация права на участок земли (получение свидетельства на право собственности).

Оформление права собственности в данном случае носит необязательный характер, т. к. совместная долевая собственность на земельный участок фиксируется после осуществления кадастрового учета.

Требуемые документы и сроки оформления

Занесение в ГКН (государственный кадастр недвижимости) данных об участке возможно после предоставления в Росреестр следующего перечня документов:

  • заявление о кадастровом учете;
  • межевой план (на бумажном и электронном носителе);
  • документ, утверждающий полномочия и личность представителя заявителя.

Количество времени, затраченное на прохождение этапов установления границ землепользования, зависит от самих собственников, и от администрации города или иного поселения. Как правило, принятие решения по схеме расположения участка занимает 1 месяц. Постановка на кадастровый учет осуществляется в десятидневный срок, с даты внесения заявления в кадастровую палату.

Вопросы оформления земельного участка под многоквартирным домом в настоящее время являются одними из наиболее актуальных для жителей Москвы.

Вам нужно поставить ограждение по периметру двора? Вы хотите, чтобы во дворе была детская площадка и гостевая парковка, а не построенный вплотную к вашим окнам высотный дом? Вы не хотите платной парковки во дворе и проходящей под окнами магистрали? Все эти вопросы решаемы только в том случае, если земельный участок под Вашим многоквартирным домом оформлен надлежащим образом.

И базовой правовой нормой здесь является статья 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которой «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно…земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».

Это основное правило, которе необходимо помнить, учитывая приведенные ниже особенности:

С какого момента жильцы дома становятся собственниками земельного участка под таким многоквартирным домом (далее — МКД)?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5 ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Иными словами, с той даты, когда участок под МКД поставлен на кадастровый учет, собственники помещений в МКД (как жилых, так и не жилых!) становятся собственниками данного земельного участка. С этого момента участок находится в их долевой собственности, причем получение отдельных свидетельств на бумажных носителях для подтверждения этого права не требуется. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана.

Резюме: с даты постановки этого земельного участка на кадастровый учет.

С чего начинается оформление земельного участка под многоквартирным домом?

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 01 марта 2005 года), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Однако, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П признал не соответствующей норму, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме, не уполномоченный на то общим собранием собственников помещений в данном доме, не мог обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Таким образом, до недавнего времени допускалось обращение всего лишь одного собственника помещения (как жилого, так и нежилого помещения) в Департамент имущества г. Москвы (ранее — Департамент земельных ресурсов г. Москвы) с заявлением о формировании земельного участка под МКД.

Теперь же, в связи с вступлением в силу поправок к Земельному кодексу Российской Федерации с 01.03.2015 образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Обращение собственника с вышеуказанным заявлением при этом не требуется.

Резюме: с утверждения проекта межевания квартала, в котором находится многоквартирный дом.

Что такое утверждение проекта межевания квартала и кто его утверждает?

Утверждение проекта межевания квартала — процедура, целью которой является создание межевого плана, на основании которого впоследствии и происходит постановка земельного участка на кадастровый учет, то есть его юридическое «оформление» в собственность. Межевание — это, по сути, процесс определения границ земельных участков, то есть именно на этом этапе решается, будет ли в состав придомовой территории (то есть в состав земли, принадлежащей собственникам квартир в МКД) входить детская площадка, пройдет ли под Вашим окнами дорога, останется ли во дворе парковка, какие участки будут признаны местами общего пользования и т.п.

Государственным заказчиком при разработке проекта межевания выступает Департамент городского имущества города Москвы (далее — ДГИ). Очевидно, что задачи ДГИ вполне предсказуемы — сформировать участки так, побольше земли было «отрезано» у жилых домов и отнесено к земле общего пользования, к улично-дорожной сети, которая будет после проведения межевания оформлена в собственность города Москвы.

Исполнитель проекта межевания — это обычно какой-то проектный институт, типа ООО «Мордоврегионпроект», НИИиПИ Генплана и другие подобные, выигравшие конкурс и заключившие госконтракт.

Перед утверждением ДГИ проект межевания в обязательном порядке проходит «через» процедуру публичных слушаний, на котором присутствуют, как правило, жители конкретного квартала, непосредственно заинтересованные в данном земельном участке. Заключение по результатам публичных слушаний утверждается Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы.

Резюме: фактически, это утверждение Департаментом городского имущества границ конкретного земельного участка после их согласования с заинтересованной общественностью.

Что такое публичные слушания и как в них принять участие?

Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний. Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба.

Согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, участниками публичных слушаний являются: 1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; 2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; 3) депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; 4) депутаты Московской городской Думы.

Законом гарантировано право каждого участника публичных слушаний ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на публичных слушаниях.

Публичные слушания состоят из следующих этапов:1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции); 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее — экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний (проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается; в рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов); 4) оформление протокола публичных слушаний (срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней); 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (в течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано).

Оформлением итогового протокола по результатам публичных слушаний обычно занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру округа. Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли публичные слушания, какие замечания, сколько пришло людей и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.

Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения. Заключение о результатах публичных слушанийутверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы. В заключении указываются рекомендации о целесообразности или нецелесообразности реализации проекта и т.д. Именно после утверждения заключения, публичные слушания считаются завершенными.

Как выразить свое несогласие с предложенным на публичных слушаниях проектом межевания?

В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту следующими способами: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции; 2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; 4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; 5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

Абсолютно все поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний. Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.

Чтобы убедиться в полноте и точности внесения в протокол предложений и замечаний, Вы вправе со ссылкой на Градостроительный кодекс г. Москвы потребовать ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.

Как оспорить границы «отмежеваннного» земельного участка под многоквартирным домом?

Законодательство допускает различные способы защиты нарушенного права в данной ситуации, однако, наиболее распространенными остаются судебное обжалование решения по утверждению проекта межевания квартала и требование об установлении границ земельного участка.

Собственники помещений в МКД также вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам положений КАС РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по: 1) формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, 2) по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), 3) предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

На что особенно следует обратить внимание при утверждении плана межевания квартала?

1. Необходимо периодически заходить на страницу сайта управы Вашего района / Префектуры округа с целью получения информации о предстоящих публичных слушаниях — ведь, по сути, это единственная возможность для граждан выразить свое мнение относительно определения границ земельного участка по их МКД.

2. Непосредственно при посещении публичных слушаний: 1) нужно зарегистрироваться в журнале участников публичных слушаний. Общее количество участников собрания публичных слушаний считается по количеству зарегистрировавшихся в журнале; 2) следить, чтобы все замечания и предложения, даже высказанные устно в микрофон, а также поданные письменно, заносились в протокол; 3) заносить предложения и замечания не «коллективно», а от каждого участника. Дело в том, что даже если под коллективным обращением подпишется 1000 человек, в протоколе все равно будет указано 1 поступившее предложение.

При подготовке заключения, окружная комиссия может посчитать, что для района со 10 тысячным населением 1 предложение против проекта можно признать некритичным количеством, и написать в заключении: реализовывать проект целесообразно.

3. Если Вы не успели на публичные слушания или не знали о них, но считаете, что необходимо направить еще коллективные или индивидуальные обращения, то в течение семи дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний, в соответствующую окружную комиссию можно представить замечания и предложения.

4. Чтобы убедиться, что протокол соответствует действительности, нужно через 7-10 дней после публичных слушаний, обратиться в окружную комиссию за копией протокола. Важно успеть изучить протокол до утверждения заключения, так как после утверждения заключения председателем окружной комиссии, бороться с несправедливостью будет сложнее. Протоколы заседаний окружных комиссий, размещаются на сайтах Префектур. В протоколах указано, какие были приняты решения, по результатам тех или иных Публичных слушаний.

5. Часто из территории земельных участков жилых домов «отрезают» зеленые насаждения под улично-дорожную сеть (УДС). Это также означает что после утверждения Проекта межевания и постановки на кадастровый учёт эти участки будут оформлены в собственность города Москвы. Теоретически, дальше собственник (фактически чиновники) могут сделать со своей собственностью всё что захотят: уничтожить газоны и расширить под окнами жилых домов автодорогу или обустроить платные места для парковки машин всех желающих. Во избежание этого, жителям нужно письменно требовать вернуть газоны в состав земельного участка жилого дома, иначе отказываться признавать законность проекта межевания, как нарушающего их законные интересы владельцев и пользователей земельного участка.

6. Любые ссылки проектировщиков на наличие красных линий улично-дорожной сети, которые они якобы не могут «преступить», не должны Вас смущать — это пока лишь проект, и если то, как проходят красные линии в проекте, нарушает Ваши права, нужно требовать отправления проекта межевания на доработку с целью убрать или передвинуть красные линии.

На какие законы сослаться?

1. Статья 36 Жилищного кодекса РФ.

2. Часть 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

3.Статья 43 пункт 4 Градостроительного Кодека РФ (местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами; NB (!) ранее норма была следующего содержания — размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий).

4. Совместное Постановление №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ(раздел «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома»).

5. Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

6. Подпункты е) и ж) пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491,
согласно которому в состав общего имущества включаются:
— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

7. В силу пункта 5.5 раздела 5 «Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки» МГСН 1.01-99, участок жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории, включающей следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

8. Постановление Правительства Москвы № 118-ПП от 12 апреля 2011 года, где признается наложение тысяч участков улично-дорожной сети (УДС) на жилые кварталы, и говорится, что выявленные пересечения устраняются «посредством уменьшения участков УДС», однако оговаривается, что делается для участков «ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...