На какие вопросы отвечают падежи? Творительный падеж как грамматическая категория Творительный падеж какой вопрос во множественном числе
В русском языке шесть падежей, каждый из них имеет свое значение. Чтобы определить падеж, например, существительных, надо задать соответствующий вопрос. Один из падежей, пятый в этом ряду, называется творительным.
Уже название этого падежа говорит о его значении: предмет, средство или орудие, которым творят, что-то делают - например, рубить топором, рисовать кистью, залило дождем. Вопросы, на которые отвечают слова в данном падеже: "Кем? Чем?" В некотором случае можно задать обстоятельственные вопросы. Еще один отличительный от других признак имеет творительный падеж - окончания: -ой (-ей), -ом (-ем,) -ю (ед.ч.), -ами, -ями (мн.ч) у существительных, -ым (-им), -ой (-ей) (ед.ч.), -ыми (-ими) (мн.ч.) у прилагательных и порядковых числительных.
Творительный падеж имеет разные значения, например:
- указывает на время, в которое совершается действие или проявляется состояние: загорать днем, собрать урожай осенью;
Указывает на инструмент или средство, орудие, которым совершается действие: есть ложкой, копать лопатой;
Имеет значение способа и образа действия; показывает качественную, определяющую характеристику действия: бежать галопом, петь басом, стоять спиной, идти мелкими шагами;
- творительный падеж может иметь значение сравнения совершения действия с качеством предмета или образа: лить стеной, лететь молнией;
Указание на место, где совершается действие: плыть морем, идти лесом;
Творительный падеж может иметь значение, указывающее на признак предмета: бровки домиком, губки бантиком;
Значение частичной, ограниченной области какого-либо признака: доволен результатом, известен достижениями;
Указание признака, функции, должности: выбрали депутатом, признали средством;
Предикативный признак для пояснения именной части составного сказуемого: устроился грузчиком, стал программистом;
Значение, указывающее на отношение предмета к действию: убедить делом, удивить поступком;
Значение образа действия и его способа: петь басом, идти мелкими шагами;
Указание на жизни: ребенком она много плакала;
Творительный падеж имеет значение, указывающее на того, кто производит действие: работа защищена аспирантом, камнем разбили окно;
значение | вопрос | пример |
время совершения действия | когда? | спать ночью сеять весной |
средство, орудие | чем? | убирать граблями, резать ножом |
способ и образ действия | чем? как? | скакать галопом, петь баритоном, стоять спиной |
сравнение с качеством | чем? как? | вертеться юлой, реветь белугой, выть волком |
место совершения действия | чем? | бежать полем, пробираться тропинками |
указание на признак предмета | чем? | хвост крючком |
ограничение признака | чем? | знаменит подвигом |
признак функции, должности | кем? чем? | назначили заместителем |
предикативный признак | кем? | устроился дворником |
отношение предмета к действию | чем? как? | расстроить оценкой, радовать подарком |
действие и способ его совершения | как? чем? | плавать брассом |
возрастной период жизни | кем? чем? | дорожить юностью |
значение количества | чем? | умножать десятками |
Числительные тоже изменяются по падежам, но склонение их зависит от того, к какой группе этой части речи они относятся: количественным, порядковым или дробным.
Творительный падеж числительных имеет разные варианты, в зависимости от их формы: четырьмя, пятью, но пятьюстами и пятистами. Есть два варианта склонения у количественных изменяются все слова, составляющие его, а у порядковых - только последнее: шестьюстами пятьюдесятью двумя или шестьсот пятьдесят вторым.
Окончания прилагательных и существительных мужского (и среднего) рода тоже похожи между собой:
- -ом /-ем – для существительных;
- -ым /-им – для прилагательных;
И, как всегда, выбор одного окончания из пары зависит от твёрдости / мягкости последнего согласного. Это значит, что окончания мы трансформируем следующим образом:
- _ и -о → -ом
- -й , -ь и -е → -ем
- -ый , -ой , -ое → -ым
- -ий , -ее → -им .
Вот несколько примеров:
- (важны й проект ) → Наша команда сейчас работает над одним важным проектом .
- (русски й язык ) → Сейчас я занимаюсь русским языком .
- (ново е вечерне е плать е) → Оля хвастается своим новым вечерним платьем .
- (домашне е вино ) → Гостеприимные хозяева угостили нас домашним вином .
Примечания:
1) После букв ж , ш , ч , щ и ц окончания существительных -о́м /-ем зависят от ударения (о́ – под ударением, -е – без ударения).
- Антон мечтает стать врачо́м , когда вырастет.
- У вас есть блюда мексиканской кухни? Я хочу чего-нибудь с острым пе́ рцем .
- – Где Игорь? – Он на улице чинит машину вместе с отцо́ м .
2) После букв г , к , х , ж , ш , ч и щ нам не нравится произносить и (или) писать ы , поэтому у прилагательных в этом случае возможно только окончание -им .
- (так ой дорог ой фотоаппарат) → Кто этот мужчина с так им дорог им фотоаппаратом? Наверное, он профессиональный фотограф!
- (больш ое окно) → Девушка остановилась перед больш им окном, чтобы полюбоваться закатом.
3) У некоторых слов в творительном падеже ударение перемещается на окончание -ем . В этом случае окончание будет -ём .
- (богаты́рь , води́тель ) → В детстве Илья мечтал стать богатырём , а стал води́ телем автобуса.
- (царь , руководи́тель ) → Его друг Иван тоже любил сказки и мечтал стать царём . В итоге он стал руководи́ телем отдела маркетинга.
4) Некоторые слова теряют гласные -о , -е и -ё в творительном падеже. Такие гласные называются “беглыми”.
Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать. Всего в русском современном языке существует шесть падежей, каждый падеж имеет свой вопрос и свое окончание. Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.
Падежи в русском языке
- Именительный - отвечает на вопросы «кто?», «что?». Пример: собака, книга;
- Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?». Пример: собаку, книгу;
- Дательный - отвечает на вопросы «кому?», «чему?». Пример: собаке, книге;
- Винительный - отвечает на вопросы «кого?», «что?». Пример: собаку, книгу;
- Творительный - отвечает на вопросы «кем?», «чем?» Пример: собакой, книгой;
- Предложный - отвечает на вопросы «о ком?», «о чем?». Пример: о собаке, о книге.
Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее. Родительный падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения. Дательный падеж определяет точную конечную точку действия, адресата послания. Винительный падеж обозначает непосредственный объект действия. Творительный определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности. Предложный можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».
Теперь Вы знаете, на какие вопросы падежи отвечают.
Основные значения падежей.
Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традиционно называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выражает.
Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической семантики числа значение падежа не формируется противопоставлением разных падежных форм (сочетания типа съесть хлеб, съесть хлеба, в которых наблюдается контрастивное употребление двух объектных падежей в одной синтаксической позиции, являются своего рода исключением). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связано с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют такие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосочетания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной является позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) автономная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так называемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существительного в форме того или иного падежа.
Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоятельств: от падежной формы, от лексического значения существительного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грамматические (абстрактные) и семантические (конкретные).
Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксическими) - это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или словоформой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеется называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выражается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола, окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической семантики слова при словоформе смеется выражает значение субъекта действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема походить в значении быть похожим, релятивная по своей знаковой функции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложнопадежная форма имеет значение объекта, которое формируется только семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого существительного: походить на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую и т. п.
Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они называются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями (а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать любую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом, (ранним) утром, (поздним) вечером, к обеду, в июле, для храбрости, без дождя, в крапинку, с улыбкой, из-за грозы и т. п. могут быть определены и вне структуры предложения.
Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднородны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и признаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа, предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойством употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически независимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности глаголов и существительных: писать мелким почерком, писать с ошибками, пальто на меху, чулки в резинку, верхушки деревьев, голоса птиц. Кроме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференцированного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения и др.: писать другу, ударить копьем, накормить кашей, купить ручку для двери).
Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так называемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения возникают в подчинительных словосочетаниях с информативно недостаточными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами (обернуться бедой, отличаться выносливостью, закатиться смехом). Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, которое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раздельности». У восполняющих падежей в семантической структуре предложения нет своей роли.
Выделение грамматических, семантических и восполняющих падежей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосочетания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.
Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложения (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретационное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но и выражают отношения между ними. Если в предложении Маша схватила рукой собаку поменять местами падежи: Собака схватила Машу за руку, образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного большинства русских предложений не может быть организовано без интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отмечена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именительным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становится источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.
Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существ. употребляется для наименования лица, предмета, явления. И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого регулярно имеет значение субъекта действия: С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам (Тютчев); Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно ; если сказуемое выражено формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: Космос изучается людьми; когда именительный падеж употребляется в качестве приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное значение: Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок); Вот опальный домик (П.); в функции названия используется именительный назывной: «Анна Каренина», в функции обращения - именительный вокативный: Красуйся, град Петров... (Пушкин); Отец, отец, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.); при выражении количественных отношений выделяется именительный количественной семантики: Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная (Н. Некрасов). Именительный падеж широко представлен в именном сказуемом. Это именительный предикативный: Дворяне все - родня друг другу (Блок); Талант - единственная новость, Которая всегда нова (Пастернак); Вы - подлинность. Вы - обаянье, Вы вдохновение само (Пастернак), В то время был еще жених Ее супруг (Пушкин), Одна радость и даже страсть Жданова были песни (Л. Толстой).
Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.
Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.).
Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.
Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега .
Родительный падеж имеет значение субъекта: пение соловья, народу на собрание не пришло, мальчиков в доме не оказалось, в коридоре нет окон; носителя признака: бледность лица, красота души; восполняющее: дело совести, дело чести, мера длины, даты: первого апреля, девятого мая.
Современный родительный падеж объединил бывшие атрибутивный (определительный) и партитивный (количественный) падежи (ср.: прохлада леса и кубометр лесу, во втором случае уже возможна замена на более распространенное теперь окончание - кубометр леса ; в первом случае это невозможно). Современный предложный падеж также представляет собой объединение двух падежей: местного (гулять в саду) и изъяснительного (говорить о саде). Размежевание этих форм сохранилось опять-таки в семантике и стилистике, но не на уровне падежа как такового.
Современный родительный падеж ориентируется на одну из возможных двух форм - на форму с окончанием -а ; окончание -у в современном языке явно идет на убыль. Оно сохраняется как остаток количественного падежа при обозначении собственно количества (много народу), хотя и здесь возможна уже замена (много народа собралось на площади); сохраняется -у и в наречных сочетаниях (с испугу, умереть с голоду) и в устойчивых выражениях типа задать перцу, комар носу не подточит и др. Избирательно окончание -у еще может употребляться только при обозначении количества у некоторых вещественных существительных, например: стакан чаю (но чаще уже - стакан чая), но только - вкус чая, производство чая; ср. еще: кусок сахару (вариант - кусок сахара) и производство сахара (без вариантов); тарелка супу (вариант - тарелка супа) и тарелка молока (без вариантов). На сегодняшний день форма с –у должна быть оценена как форма убывающая, приобретает стилистический оттенок разговорности.
Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам. Кроме того, может иметь значение объекта: завидовать другу. помогать товарищу, учить грамоте), субъекта: мальчику смешно, ребенку нездоровится, подруге неинтересна моя работа, сестре надо ехать в институт, сегодня быть грозе; определительное: памятник Пушкину, цена такому человеку - грош.
В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).
Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др. В безличных предложениях - носителя процессуального признака: руку ломит, голову просто распирает; 4) восполняющее: иметь значение, принимать участие.
Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах. Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); резать ножом, удар молотком; средства действия: напоить чаем, объесться сливами; Старуха подперлась ладонью (Л.Т.); способа действия: приехать автобусом, прилететь самолетом; и т.д.
Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства: Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н.Т.); Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (Есенин); Еще мальчишкой я услышал частушки на берегу Ладожского озера (С. Антонов); Дубровский поднял голову Он ехал берегом широкого озера (Пушкин).
Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году ) Может нести значение субъекта в страдательных конструкциях и безличных предложениях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов)
Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М. В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов). В таком случае обозначается признак предмета, названного подлежащим: Фетисов был немного художником (Ю. Нагибин)
Приименный творительный падеж употребляется: а)при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б)при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.
Творительный падеж имеет значение объекта: руководить заводом , объекта-каузатора: гордиться сыном, любоваться морем , объекта, ограничивающего проявление признака: слаб здоровьем, богат друзьями ; сравнения: Бывает, курьером на борзом Раскачается сердце . (Пастернак); Тоска пассажиркой скользнет по томам (Пастернак); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Федин); признаковое - при глаголе, часто с опорой на внутренний контекст (говорить шепотом, смотреть нежным взглядом) .
Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом.
Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи, т.е. объекта: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях и т.д.
Предложный падеж может также иметь значение времени: в юности, в старости; уступки или условия: В голоде, в холоде в городе Вологде жили мы весело, были мы молоды (А. Яшин); признаковое, в том числе в позиции при связке: Вся в инее шапка большая, Усы, борода в серебре (Н. Некрасов); яблоня в цвету, юбка на подкладке; средства или способа действия: прилететь на самолете, приехать на грузовике, жарить на масле; восполняющее: участвовать в войне, участвовать в выборах.
С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М.Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).
С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играет каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).
С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.); Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).
Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:
С предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);
С предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;
С предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу .
Предлоги играют значительную роль в выражении падежных значений. Присоединяясь к именам существительным в различных падежных формах, предлоги помогают раскрыть и уточнить значения падежей.
Так, употребляясь с родительным падежом, предлоги вокруг, до, из-за и другие выражают пространственные отношения предметов или действий: ходить вокруг дома, доехать до деревни, выйти из-за стола, стоять у ворот.
Предлоги к, по при употреблении их с дательным падежом указывают на приближение к предмету, объекту, на место действия: наклониться к столу, идти по полю, ехать по дороге.
При употреблении с винительным падежом предлоги в, за, на раскрывают значение направленности действия на объект: вбить в стену, обнять за шею, смотреть на сестру.
Употребляясь с творительным падежом, предлоги за, над, под,с и другие выражают пространственные значения, указывают на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить за ягодами, дружить с товарищем.
Творительный падеж – один из косвенных падежей. Наиболее характерным значением творительного является инструментальное, что в т.ч. получило отражение в его названии. Тем не менее, оно является далеко не единственным: разные значения творительного образуют разветвлённую и местами весьма нетривиальную сеть. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Творительному падежу соответствуют следующие окончания: -ой (-ою) / -ёй (-ёю) /-ей (ею) (водой / водою, землёй / землёю, больной / больною, мной / мною, башней / башнею, верхней / верхнею), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем, санаторием), -ым / -им (больным / рабочим), -ыми / -ими (больными, позывными / вашими, синими), -ми (детьми, всеми), -ами / -ями (ножницами, двумястами / гуслями, стульями), - (рожью, пятью), -а (сорокá),-мя (двумя), -у (полутора), ∅ (кофе, хаки).
Окончания творительного падежа одновременно с собственно падежным значением выражают также:
у имён субстантивных типов склонения - значение числа;
у имён адъективного (красный), адъективно-возвратного (выдающийся), I (дядин) и II (весь) местоимённых типов склонения (то есть большинства прилагательных, всех причастий, некоторых местоимений и существительных) – значения числа и рода (в ед.ч.).
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | -ой (-ей),-ей (-ею) | Улыбкой
, улыбкою
,Статуей
, статуею
,
Сладкоежкой , сладкоежкою , Дядей , дядею |
-ами (-ями),-ми | Улыбками
,Статуями
,
Сладкоежками , Дядями |
2 склонение | -ом (ем) | Пряником
,Роялем
, Кольцом , Хранилищем |
Пряниками
,Роялями
, Кольцами , Хранилищами |
|
3 склонение | -ю | Лошадью ,Печалью | Лошадями , лошадьми ,Печалями | |
Разносклоняемые | -ей, -ею, -ем | Дитятей
, дитятею
,Путем
,
Знаменем |
Детьми
,Путями
,
Знаменами |
Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
- Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
- Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
- Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
- Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , смеяться над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .